Сочинение на тему проблема мудрости

6 вариантов

  1. (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»
    (2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
    (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
    (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
    (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
    (20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…»
    (23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».
    (26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
    (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
    (ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».(По Б. Бим-Баду*)
    *Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.

  2. Позвольте напомнить известное изречение: «Где ваша мудрость, потерянная в знаниях?» или Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (по Бим-Баду)»
    Автор предложенного текста размышляет о мудрости, знаниях, мнениях, умении мыслить.
    В своей статье академик Бим-Бад ставит проблему развития человеческой мысли, отношения человека к знаниям, к размышлениям.
    Эта проблема, несомненно, актуальна во все времена, потому что умение мыслить глубоко, задумываться о себе, о своём месте в окружающем мире присуще далеко не всем. По мнению автора, люди делятся на тех, у кого мысли коротенькие, как у Буратино, и тех, кто способен «удерживать вниманье долгих дум». Именно без вторых невозможен прогресс, познание мира, развитие культуры и искусства.
    Автор утверждает, что «высшее, чего может достичь человек, — это мудрость». Трудно не согласиться с этим высказыванием. Не каждый человек может достичь высшей степени мудрости, но стремиться к умению размышлять, думать о прочитанном, увиденном, пережитом необходимо, потому что, на мой взгляд, без этого человек не интересен.
    Безусловно, мудрым можно назвать Л.Н. Толстого. С юности он стремился к самоусовершенствованию. Старался развивать в себе только хорошие качества, много учился. И такие герои его романа «Война и мир», как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская вдумчиво и серьёзно относятся к себе, к окружающим людям, к миру. Я считаю, что степень их мудрости возрастала по мере их взросления.
    Мудрости нужно учиться и родителям. Как и каким воспитать ребёнка? К сожалению, об этом задумывается не каждый. Но каждый получит результат, когда его ребёнок вырастет. Я думаю, что мои родители учились быть мудрыми по отношению к своим детям. Они приучали меня трудиться, с уважением относиться к людям, оценивать свои достоинства и недостатки, учиться. И я им за это благодарна.
    В заключение хотелось бы сказать, что умение мыслить отличает людей от других живых существ и делает человека интеллектуально развитым.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  3. Одна из проблем, затронутых автором в представленном отрывке текста, может быть сформулирована так: в чем же заключается мудрость?
    Б. Бим-Бад раскрывает данную проблему, приводя пример из собственной жизни. В одной школе, где диктором был его хороший знакомый, дети писали сочинения на сложные философские темы без предварительного глубокого изучения проблемы и опоры на авторитетные источники. Автор обеспокоен тем, что дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей».
    Б. Бим-Бад полагает, что мудрость – это больше, чем знания. Это еще и интуиция, осторожность суждений, отвращение к самообману и самонадеянности. Она приобретается лишь с годами. Мудрый человек никогда не будет считать свое мнение окончательно правильным, допуская его ошибочность и прислушиваясь к рассуждениям других.
    Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, человек, обладающий таким качеством, как мудрость, должен владеть умением критически к себе относиться и ни в коем случае не ставить свое мнение выше других.
    Многие писатели, поэты и публицисты призывают нас задуматься об этой проблеме. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня не отличалась большим запасом знаний, но обладала неиссякаемым количеством жизненного опыта, приобретенного с годами. Она побывала во множестве мест, она любила всем сердцем, всей душой переживала расставания, ошибалась и поступала правильно. С течением времени все это превратилось в ту житейскую мудрость, которой невозможно обучить, как, например, знаниям.
    Контраргументом может послужить другой герой этого же произведения М. Горького. Чрезмерный эгоизм Ларры, сына орла и женщины, неумение относиться к себе критически, его самоуверенность и самонадеянность делают его не только глубоко несчастным, но и обличают его глупость. Такого человека точно нельзя назвать мудрым.
    Таким образом, мы приходим к выводу, что мудрость нуждается как в знаниях, так и в опыте и осторожности суждений. Это высшее, чего может достичь человек.
    Добавил: regi110

  4. В чем заключается мудрость? Как соотносятся понятия информация, знание, мудрость? В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений? Эти и другие вопросы рассматривает в своем тексте Б. М. Бим-Бад. Но более детально автором рассматривается проблема отстаивания безосновательных мнений.
    Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор приводит в пример своего знакомого директора школы, который с гордостью рассказывает о том, что в его школе дети без подготовки пишут сочинения на сложные философские темы. При этом учеников поощряют за высказывание своего мнения и за отстаивание этих незрелых мыслей. Автор возмутился этим подходом к обучению: «А как же интеллектуальная честность? Сомнение? Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие?». Проблема отстаивания безосновательных мнений является актуальной и в наше время, существует множество людей, которые имеют свои мнения по поводу различных проблем, но зачастую эти мнения оказываются ошибочными. Эта проблема имеет место быть в различных ситуациях, например, при учебном процессе или же во время спора двух и более людей.
    Автор полагает, что одобрение не подкрепленных знаниями мнений, незрелых мыслей ведет к пустой самонадеянности.
    Я согласна с мнением автора и также считаю, что одобрение пустых, не доказанных мнений приводит к тому, что человек становится чрезмерно самоуверенным, у него сильно повышается самооценка.
    За доказательством этой точки зрения обращусь к художественной литературе. Так, герой произведения И. С. Тургенева Евгений Базаров не терпит необоснованных мнений, он уважает науку и требует, чтобы каждое утверждение было доказано. Он ненавидит самоуверенных людей, что доказывает его спор с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров требует Кирсанова подкрепить его мнения научными фактами, здравыми рассуждениями. Таким образом, Базаров действительно полагает, что необоснованные мнения приводят к излишней самоуверенности.
    Приведу еще один литературный пример. Герой произведения Артура Конан-Дойля Шерлок Холмс является мастером разгадывания преступлений. Он может с помощью доказательств проверить любое мнение, любое свидетельское показание. По мнению Шерлока Холмса, отстаивание безосновательных мнений приводит не только к излишней самодеянности, но и к более серьезным последствиям.
    Таким образом, нельзя одобрять все высказанные мнения, их необходимо доказывать или опровергать, а иначе это может привести к самоуверенности, самонадеянности и более серьезным последствиям.

  5. Б.М. Бим-Бад, известный педагог, поднимает в своем очерке проблему различия между знанием и мудростью, проблему воспитания такого важного качества, как мудрость. Это общечеловеческая, нравственно-психологическая проблема. Автор, приглашая нас, читателей, к активному размышлению, говорит о том, что мудрость – это, во-первых, не знание, а во-вторых, необходимое качество действительно образованного человека. Приводя в пример директора школы, который поощряет в своих учениках способность высказываться на любые самые сложные философские вопросы. Но мысли эти незрелые, дилетантские, но детьми восхищаются, хвалят их. Ученики перестают двигаться дальше. Разве такие ученики вырастут мудрыми? Нет, считает автор, ведь знание без сомнения ведет к искажению картины мира. Это и является главной мыслью автора.
    С автором трудно не согласиться. По-настоящему умный человек – это не человек эрудированный. Про некоторых людей говорят: «Умный и злой». Это не так! Умный человек не может быть злым, так как понимает связь вещей, видит картину мира. Мне очень нравится передача «Что? Где? Когда?». Знатоки демонстрируют чудеса эрудированности и энциклопедические знания. Но согласиться с девизом «Здесь зарабатывают деньги собственным умом» я не могу, как и не знаю, являются ли участники передачи мудрыми, не состоит ли их картина мира из разрозненных кусков.
    Проблема настоящего ума волновала многих русских писателей. Одно из главных произведений об умном человеке – «Горе от ума» А.С. Грибоедова. В центре комедии два героя: Чацкий и Молчалин. Мудрыми нельзя назвать обоих, но все же ум Молчалина, узкий, практичный, приспособленческий, не вызывает у читателя уважения, а вот глубокий ум и прогрессивные взгляды Чацкого восхищают. Конечно, будь Чацкий мудрым, он не стал бы вступать в конфликт из-за взглядов, существующих веками, ограничился холодным презрением, но видимо, мудрость приходит через испытания.
    В заключение хотелось бы добавить, что мудрыми не рождаются, как подчеркивает автор статьи. И кто-то так ее и не обретет, но хотя бы стремиться к ней надо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *