Сочинение на тему проблема нравственности

10 вариантов

  1. Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.
    Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
    Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть “Пожар” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли “погреть руки”. Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести “Ночевала тучка золотая.”. Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. “Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна”, – писал Роберт Рождественский.
    Повесть “Пожар” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: “Так больше жить нельзя!” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говорит, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро выразил то, что чувствовали многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.
    Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы “Искатели”, “Иду на грозу”, “Картина” принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема – “ученый и власть”. Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека – от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести “Эта странная жизнь” он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. “Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь”. Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, “выбрал” свою жизнь, которую подчинил одному – служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг. Он не гнался за престижными должностями, за большими окладами и привилегиями – он просто тихо и скромно делал свое дело, был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс.
    Честность и принципиальность – эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина “Однофамилец”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни “подхваченный общим потоком”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы “стереть с лица земли” другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе “Иду на грозу”. Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

  2. Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» [1, с. 135]. Мы видим, что нравственность в его понимании это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.
    Нравственность — философское понятие, это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра. Нравственное — это то, что в действиях человека ведется добром и благом, то, что является основой гуманности, а безнравственное, в свою очередь — недопустимое, этически безобразное и недостойное нравственного человека. Это некий не писанный внутренний закон души человека, которому он должен следовать и продолжать соблюдать в процессе своей жизни. Это закон доброты и ответственности, любви, совести, благого бытия.
    К сожалению, нужно признать, что в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу, прежде всего от того, что значение сильно искажено. Мы пытаемся идти в ногу со временем, стараемся соответствовать моде, говорим так как модно, ведем себя так как приписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? И из этого следует, что быть нравственным не модно.
    В свое время Гераклит понимал под нравственностью мудрость, следование природным законам, а Демокрит рассматривает внутренний мир человека. Идеал нравственности для него — мудрец, презревший суетность жизни. Он говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особо выделял такие ценности как справедливость, истина, честность, теплые доверительные отношения между людьми.
    Молодежь перестала стесняться темы разврата. Более того, жить «гражданским браком» стало нормой. Не будем далеко ходить. Спросите у своих бабушек и дедушек: «Приемлемо ли было жить женщине и мужчине без штампа в паспорте?». Поступит однозначный ответ. Сейчас «блудное сожительство» наоборот поддерживают, считая это пользой для пары. Нивелируется понятие ответственности перед семьей, нет бывалого крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушел. Казалось бы, что в этом такого? Появилась новая норма, в конце концов у нас плюрализм. Хочешь — вступай в «гражданский брак», хочешь — храни целомудренность до свадьбы. Никто нас не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.
    Целомудрие — безусловная добродетель. Это своего рода «чистая душа», которая играет не последнюю роль в формировании души и личности. Возникает вопрос: «Почему намечается такая тенденция, что целомудренным быть стыдно?» В действительности, многие девушки стыдятся быть таковыми, я не говорю уже о парнях. Получается, что молодежь стыдится духовной и телесной чистоты. На сегодняшний день такая чистота редкость, и должна цениться еще дороже. Но, к сожалению, она не ценится, а напротив, вызывает насмешки, будто это какое-то уродство. Но уродство ни коем образом не зависит от человека, либо он рождается таковым, либо так сложились обстоятельства. А хранение чистоты это личный выбор каждого.
    Еще Питирим Сорокин в своей книге писал: «… сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей. Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности ее приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества» [2, с. 72]. Таким образом, это пагубно воздействует на общество, на его нравственное состояние, на этику и его ценности.
    Нравственные ценности — это то, что еще в давние времена греки называли «этическими добродетелями», античные мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве, исламе нравственные ценности однозначно связываются с Богом, с верой и семьей.
    Семья — это очень влиятельная социальная общность. Прежде всего, она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передает социальный опыт из поколения в поколение, этнокультурные традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.
    Семейная традиция — это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. Как и нравственность, семейные традиции неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребенка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, общественные традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».
    Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения. Конечно, само по себе образование никоем образом не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, так как воспитанность человека зависит только от него самого, оно проявляется в повседневном поведении, его отношению к другим людям.
    Таким образом, воспитание у молодежи нравственности и достойный культурный уровень является самой важной задачей в процессе становления личности.
    Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причем заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. А это, как правило, очень серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи воспитателя.
    В свою очередь сам воспитатель должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит воспитатель, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?
    В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своем они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы школы и семьи, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. У ребенка должны сформироваться внутренние стимулы развития личности. Он должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство и другие. Когда ребенку помогают воспитать в себе все эти качества, он значительно лучше воспринимает их. И когда воспитаны эти чувства, то ребенок правильно сформировывает отношение к окружающему миру.
    В процессе взросления на человека ложится самостоятельное нравственное воспитание. Теперь он сам должен отвечать за свои поступки и действия. К моменту взросления у него должна сформироваться система нравственных ценностей, которым впоследствии он научит своих детей. Как правило, среди таких ценностей любовь, семья, добро, счастье, ценность жизни, человеколюбие и другие. И в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными. И поэтому стоит сказать, что нравственность — это исключительно самостоятельный выбор человека.
    Список литературы:
    Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры // Избранные произведения и извлечения из трудов. Научно-атеистическая библиотека. / Г.В. Плеханов. — М. Мысль, 1977 г. — 355 с.
    Сорокин П. Американская сексуальная революция / П. Сорокин. — М.: Научно-практический центр коммуникативных исследований «Проект барьер», 2006. — С. 72.

  3. Комментарии к проблеме: Нравственность — это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь к окружающему миру природе, ценностям, если назвать этим словом окружающее нас, ко всему творчеству, творению Божию. Каково оно — это правильное отношение? Оно укладывается в одном единственном правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.
    Собственная позиция: В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, «как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! Я считаю, что смысл жизни человека – совершенство собственной личности, а главным инструментом совершенства личности является нравственность.
    Аргументы: Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть “Пожар” Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. А. П. Чехов, всей своей жизнью, всем своим творчеством боролся за красивого человека в широком смысле этого слова, за душу человека, за все то лучшее, что есть в нем. «Берегите в себе человека!» — призывал Чехов. (Произведение Ионыч) Проблема нравственности звучит и в творчестве Некрасова, например стихотворение “Нравственный человек».
    Заключение: Нравственность и доброта — великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. “Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека”, — говорил Саади.

  4. 4
    Текст добавил: Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик

    Текст сочинения:
    ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинст-ва, справедливости и другие.
    Наиболее интересными являю?ся произведения, в которых поднимаю?ся проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Вален?ин Распу?ин. Особое место в его ?ворчестве занимает повесть “Пожар” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравствен-ных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли “погреть руки”. Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неую?ность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести “Ночевала ?учка золотая.”. Он остро стави? вопрос национальных отношений, говори? о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говори? о многих других вопросах, решение которых зависи? не только от поли?ики и экономики, но и от уровня общей куль?уры. “Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране у?верждаю? иначе. Значи?, несчастная эта страна”, – писал Робер? Рождественский. Повесть “Пожар” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: “Так больше жить нельзя!” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говори?, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распу?ин остро выразил то, что чувствовали многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподноси?ся ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.
    Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он стави? острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический инсти?у?, работал инженером, лирикому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы “Искатели”, “Иду на грозу”, “Кар?ина” принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стои? проблема – “ученый и власть”. Гранин подходи? к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пу?и нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека – от чего она зависи?? О? целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести “Эта странная жизнь” он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. “Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь”. Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже ?вердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, “выбрал” свою жизнь, которую подчинил одному – служению науке. О? начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считаю? неудачником, потому что личного благополучия он не достиг. Он не гнался за престижными должностями, за большими окладами и привилегиями – он просто ?ихо и скромно делал свое дело, был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс. Честность и принципиальность – э?и качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за мину?ным успехами, почестями, а работали во имя будущего.
    Проблема жизненного выбора остро стои? в другой повести Гранина “Однофамилец”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни “подхваченный общим потоком”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Масти?ый ученый Лаптев ради того, чтобы “стереть с лица земли” другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожер?вовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое откры?ие, ссылаясь на забы?ую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое откры?ие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого.
    В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе “Иду на грозу”. Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пу?и Гранин переходи? к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспи?ы-вает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.
    Права на сочинение “ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  5. Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования.
    Альберт Эйнштейн
    «Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем», — так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И советская литература не обошла его. А сегодня, когда прежние идеалы потускнели, а новые только утверждаются, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
    Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот, последний, составляет ядро нравственности. Когда нет веры, нет смысла жизни, нет и нравственности. Виль Липатов в повести «Серая мышь» изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши. Так, бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращает его в животное или преступника.
    В другом своем произведении «И это все о нем…» Липатов рассматривает конфликт между добром и злом. Комсорг Евгений Столетов стремится жить по правде, глубоко верит в добро, справедливость, честность. И конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали обман и лицемерие, поэтому смерть Женьки была неизбежным финалом.
    Нравственные проблемы находим и в произведениях Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» автором поставлен вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Рассуждать можно по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего под репрессивную машину.
    Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С особой силой это проявилось в его романе «Плаха». Писатель признается, что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень». Роман Айтматова разноплановый. Мы видим людей, стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубоко симво- лична судьба волчьей пары. Но особо хотелось бы сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в Боге. Но в духовной семинарии он не нашел себя, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего Бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому пророку «глаголом жечь сердца людей», подобно лермонтовскому — провозглашать «любви и правды чистые ученья». Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников. Его избивают, Авдий чудом остается жив. В больнице встречает свою любовь и в любви, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос.
    Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысл жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?» Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.
    Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по-шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа мстит людям, избрав его несправедливой жертвой. Обиженные другим человеком, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан совершает убийство.
    Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой кончается жизнь Авдия и плахой же — жизнь Бостона.
    Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека «Новое назначение». Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, приближенный Сталина. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то что его брат погиб в лагерях. В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что ложное понимание долга ломает и искажает природу человека. Возникает «странная болезнь» — результат «ошибки двух противоположных импульсов — приказов, идущих от коры головного мозга, и внутренних побуждений». В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности — потеряны смысл жизни и уверенность в правоте. Он так и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал ему Челышев. И недаром автор «награждает» героя неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем. Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.
    Таким образом, современные писатели, рассматривая проблемы нравственности, наследуют традиции русской классической литературы — высокогуманной и вместе с тем высокотребовательной к человеку.

  6. 6
    Текст добавил: ДитяКонтакта

    Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.
    Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
    Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть “Пожар” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли “погреть руки”. Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести “Ночевала тучка золотая.”. Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. “Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна”, – писал Роберт Рождественский.
    Повесть “Пожар” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: “Так больше жить нельзя!” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говорит, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро выразил то, что чувствовали многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.
    Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы “Искатели”, “Иду на грозу”, “Картина” принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема – “ученый и власть”. Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека – от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести “Эта странная жизнь” он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. “Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь”. Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, “выбрал” свою жизнь, которую подчинил одному – служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг. Он не гнался за престижными должностями, за большими окладами и привилегиями – он просто тихо и скромно делал свое дело, был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс.
    Честность и принципиальность – эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина “Однофамилец”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни “подхваченный общим потоком”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы “стереть с лица земли” другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе “Иду на грозу”. Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

  7. Проблемы нравственности в современной литературе

    Русская
    литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа.
    Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы
    современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого
    достоинства, справедливости и другие.
    Наиболее
    интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с
    нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
    Одним
    из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества,
    является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть
    “Пожар” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском
    мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился
    пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед
    разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью,
    отстаивал народное добро. Многие же пришли “погреть руки”. Люди
    спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими
    Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар
    – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта,
    скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    Многие
    проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий
    Приставкин в повести “Ночевала тучка золотая.”. Он остро ставит
    вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра
    и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от
    политики и экономики, но и от уровня общей культуры. “Для человека —
    национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе.
    Значит, несчастная эта страна”, – писал Роберт Рождественский.
    Повесть
    “Пожар” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: “Так больше
    жить нельзя!” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно
    иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говорит, что опору
    жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро выразил то, что чувствовали
    многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше
    некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически
    преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается
    истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным
    постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому
    себе, нужно очистить свою совесть.
    Моим
    любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает
    незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит
    острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который
    сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто
    художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин
    окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он
    пишет, хорошо знакомо ему. Его романы “Искатели”, “Иду на
    грозу”, “Картина” принесли ему заслуженный успех. В центре
    многих его произведений стоит проблема – “ученый и власть”. Гранин
    подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного
    человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба
    человека – от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы
    обстоятельств? В повести “Эта странная жизнь” он показывает реальную
    человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим
    ученым. “Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг –
    была хорошо прожитая жизнь”. Работоспособность и энергичность его
    недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко
    запрограммировал, “выбрал” свою жизнь, которую подчинил одному –
    служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей
    любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому
    что личного благополучия он не достиг. Он не гнался за престижными должностями,
    за большими окладами и привилегиями – он просто тихо и скромно делал свое дело,
    был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники,
    двигали технический прогресс.
    Честность
    и принципиальность – эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие
    из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя
    будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина
    “Однофамилец”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший
    большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном
    человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и
    порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни “подхваченный
    общим потоком”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может
    зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу
    Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых
    ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят
    разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы
    “стереть с лица земли” другого ученого Лазарева, сломал судьбу
    Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной
    судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали
    Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда
    Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны
    крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие,
    ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по
    непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу
    крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал
    писать еще в 60-е годы в романе “Иду на грозу”. Этот роман принес
    Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути
    Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему
    таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа
    нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи
    к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует
    наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной
    жизни мы не замечаем.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
    http://lib.sportedu.ru

  8. ЛИТЕРАТУРА — ЭТО СОВЕСТЬ ОБЩЕСТВА

    (НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

    Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.
    Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме­лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз­вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.
    В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.
    В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри­мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо­кую ступень».
    Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.
    Встреча героя с собирателями анаши становится свое­образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они собирают коноплю ради де­нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу.

  9. Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.
    Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.
    Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть \”Пожар\” (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией. На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли \”погреть руки\”. Люди спасали хлеб. Спасенный магазинчик – ничто по сравнению с человеческими Жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар – это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
    Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести \”Ночевала тучка золотая.\”. Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. \”Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна\”, – писал Роберт Рождественский.
    Повесть \”Пожар\” вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: \”Так больше жить нельзя!\” Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу.
    Распутин остро выразил то, что чувствовали многие – нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно. В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть.
    Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и .чисто художественных интересов, хотя Гранин – писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы \”Искатели\”, \”Иду на грозу\”, \”Картина\” принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема – \”ученый и власть\”. Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора. Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека – от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств? В повести \”Эта странная жизнь\” он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. \”Подвига не было, – пишет Гранин, – но было больше, чем подвиг – была хорошо прожитая жизнь\”. Работоспособность и энергичность его недостижимы. С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, \”выбрал\” свою жизнь, которую подчинил одному – служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг.
    Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс.
    Честность и принципиальность – эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина \”Однофамилец\”. Герой этой повести – прораб, в прошлом – подававший большие надежды математик. Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни \”подхваченный общим потоком\”. Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых- математиков. В центре повести – конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе. Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы \”стереть с лица земли\” другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик\” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе \”Иду на грозу\”. Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта.
    Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

  10. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинст-ва, справедливости и другие. Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть «Пожар» (1985 г.). Это размышления о нашем современнике, о гражданском мужестве и нравствен-ных позициях человека. Краткий сюжет: в Сосновке разразился пожар, на него сбежался весь поселок, но люди оказались бессильны перед разбушевавшейся стихией.
    На пожаре было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли «погреть руки». Люди спасали хлеб.
    Спасенный магазинчик — ничто по сравнению с человеческими жизнями, с огромными сгоревшими складами, с растащенным народным добром. Пожар — это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе. Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая.
    ». Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры. «Для человека — национальность, и не заслуга, и не вина, если в стране утверждают иначе. Значит, несчастная эта страна», — писал Роберт Рождественский.
    Повесть «Пожар» вся пронизана болью, так и хочется крикнуть: «Так больше жить нельзя!» Пожар вовне стал только мрачным отсветом того, что давно иссушает душу. Нужно спасать человеческую душу, писатель говорит, что опору жизни нужно искать в душе своей. Распутин остро выразил то, что чувствовали многие — нужно звать людей, заставить очнуться, все равно отступать больше некуда. Писатель пишет, что, когда, вместо правды, человеку систематически преподносится ложь, это страшно.
    В часы пожара главному герою открывается истина: человеку нужно быть хозяином родной земли, а не равнодушным постояльцем, нужно искать сближения с природой, нужно прислушаться к самому себе, нужно очистить свою совесть. Моим любимым писателем всегда был Даниил Гранин, потому что этот автор обладает незаурядным дарованием, все его повести интересны тем, что в них он ставит острые проблемы сегодняшнего дня. Я не могу назвать ни одного писателя, который сравнился бы с ним по разносторонности как проблемных, так и. чисто художественных интересов, хотя Гранин — писатель одной общей проблемы. Гранин окончил технический институт, работал инженером, поэтому все то, о чем он пишет, хорошо знакомо ему. Его романы «Искатели», «Иду на грозу», «Картина» принесли ему заслуженный успех. В центре многих его произведений стоит проблема — «ученый и власть». Гранин подходит к проблеме об образе жизни, как результате раз и навсегда сделанного человеком выбора.
    Обратного пути нет, как бы мы этого не желали. Судьба человека — от чего она зависит? От целенаправленности личности или силы обстоятельств?
    В повести «Эта странная жизнь» он показывает реальную человеческую судьбу, реальную личность. Главный герой Александр Любищев был настоящим ученым. «Подвига не было, — пишет Гранин, — но было больше, чем подвиг — была хорошо прожитая жизнь». Работоспособность и энергичность его недостижимы.
    С молодости Любищев уже твердо знал, что он хочет, он жестко запрограммировал, «выбрал» свою жизнь, которую подчинил одному — служению науке. От начала до конца он был верен своему юношескому выбору, своей любви, своей мечте. Увы, под конец жизни многие его считают неудачником, потому что личного благополучия он не достиг.
    Он не гнался за престижными должностями, за большими окладами и привилегиями — он просто тихо и скромно делал свое дело, был настоящим подвижником в науке. Именно такие люди, наши современники, двигали технический прогресс. Честность и принципиальность — эти качества многие в жизни с годами утрачивали, но лучшие из людей не гнались за минутным успехами, почестями, а работали во имя будущего. Проблема жизненного выбора остро стоит в другой повести Гранина «Однофамилец». Герой этой повести — прораб, в прошлом — подававший большие надежды математик.
    Гранин как бы сталкивает два варианта судьбы в одном человеке. Кузьмин, главный герой, был человеком предельной честности и порядочности, но судьба сломала его, он движется по жизни «подхваченный общим потоком». Проблему выбора, проблему поступка, от которого может зависеть вся судьба человека, Гранин анализирует не только через судьбу Кузьмина, но и на судьбе старшего поколения в науке, на судьбе совсем молодых ученых – математиков. В центре повести — конфликт между учеными, которые видят разные цели в своей работе.
    Маститый ученый Лаптев ради того, чтобы «стереть с лица земли» другого ученого Лазарева, сломал судьбу Кузьмина (ученик” Лазарева), он пожертвовал его человеческой и научной судьбой вроде бы из гуманных соображений: направление, в котором работали Лазарев и Кузьмин, по его мнению, было ошибочно. И только спустя годы, когда Кузьмин бросил математику, его первые студенческие работы были признаны крупнейшими математиками мира. Ученый из Японии сделал большое открытие, ссылаясь на забытую оригинальную работу русского студента Кузьмина, который по непонятным причинам недовел свое открытие до конца. Так Лаптев сломал судьбу крупного русского ученого. В этой повести Гранин продолжает тему, которую начал писать еще в 60-е годы в романе «Иду на грозу».
    Этот роман принес Гранину всесоюзную известность. Так от проблемы выбора героем своего пути Гранин переходит к проблеме судьбы человека, проблеме осуществления данного ему таланта. Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспиты-вает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *