Сочинение на тему проблема счастья в поэме кому на руси жить хорошо

12 вариантов

  1. Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.
    Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?
    И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.
    Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом…  Работать на благо народа, того самого народного счастья.
    Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.
    Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.
    А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.
    И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

  2. ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

    Главным героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является русский народ, от лица которого семеро странников-правдоискателей рассказывают нам о нем, о его невзгодах и значительно меньших радостях.
    Вопрос, ставший заголовком поэмы, волновал каж­дого читателя России, особенно же — мужика, разорен­ного и истерзанного хищнической крепостнической сис­темой. Ко времени, описанному в поэме, данное общест­венное устройство изжило себя полностью и никаких положительных перспектив привнести в крестьянский быт не могло. Об этом свидетельствуют говорящие на­звания деревень, откуда были те семеро мужиков-правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Не вызывает удивления их же­лание найти того, кому в мире грубого засилья и бес­просветности живется вольготно и весело.
    На сей счет у каждого из семи мужиков есть свое мнение. И мнений получается ровно семь — по одному на человека. Единства не наблюдается, и оттого начи­нается долгий путь героев по русской земле в поисках счастливого человека.
    Вопрос, вынесенный в заголовок поэмы правомочен, что сама природа вмешивается в происходящее и да­рит мужикам в помощь волшебную скатерть-само­бранку, которая будет их кормить, поить, чинить. В общем, компания получает все возможности для ре­шения проблемы счастья.
    Семь уже существующих мнений отражают перво­начальные направления поиска:
    Роман сказал: помещику,
    Демьян сказал: чиновнику,
    Лука сказал: попу.
    Купчине толстозадому! —
    Сказали братья Губины,
    Иван и Митродор.
    Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину,
    Министру государеву.
    А Пров сказал: царю…
    И действительно, на первый взгляд речь идет о представителях привилегированных классов общест­ва. Однако есть ли для этих людей счастье на самом деле — задача, которую предстоит выяснить семерым дотошным мужикам.
    Вначале вопрос о счастье был задан священнику. Оказалось, что не так уж и сладок поповский хлеб. Не­обходимость быть среди прихожан настоящим пасты­рем, то есть крестить, исповедовать, соборовать, быть утешителем — и все это невзирая на время года, пого­ду и состояние здоровья, — оказалось достаточно тяж­ким бременем. Вдобавок про попов во все времена хо­дило много разнообразных, часто непристойных шуток, анекдотов и песен. И с этим не самым приятным явле­нием приходилось иметь дело духовенству.
    По словам попа, он и ему подобные действительно жили несладко. Тяжелой была не только бытовая сто­рона жизни священнослужителя, много забот требова­ли и добыча денег на нужды прихода, и взаимоотноше­ния с обществом.
    С другой стороны, после разговора с попом выясня­ется, что в словах его было много лицемерия. Во вся­ком случае, материальное состояние духовенства в действительности было значительно лучше, чем хо­тел показать поп:
    Попова каша — с маслицем,
    Попов пирог — с начинкою,
    Поповы щи — с снетком!
    Жена попова толстая,
    Попова дочка белая.
    Попова лошадь жирная,
    Пчела попова сытая,
    Как колокол гудет!
    Однако это мнение мужиков, а сам поп счастливым себя не считает. Да и не во всем он так уж неправ. Дей­ствительно, приходится ему и ездить в любую погоду, и скрепя сердце принимать нищенские подношения от бедняков, которым эти деньги не помешали бы самим.
    Так или иначе, поп не попадал в категорию счаст­ливых. Путь надо было продолжать.
    В следующем эпизоде — на сельской ярмарке — бросается в глаза неожиданно осчастливленный про­пойца Вавила, спустивший все свои деньги. Ему для радости было достаточно, чтобы нашелся добрый чело­век, который подарил-таки его внучке козловые боти­ночки. В этот момент загадочное русское счастье ока­залось очень близко от его искателей…
    Довелось мужикам задать вопрос о счастье помещи­ку. И здесь оказывается, что помещик, который был для своих крепостных царем и богом, тоже не считает себя счастливым. Он ностальгически вспоминает далекие времена, когда вся земля принадлежала таким, как он. Причем помещикам принадлежали не только леса, поля, луга, но и люди, которые на них жили. Господин был во­лен распоряжаться своими холопами так, как заблаго­рассудится. На своей земле помещик мог закатывать праздники, каких «французу и не снилося». И власть была только у барина — у его кулаков, его силы.
    Вместе с этим помещик сетует на то, что якобы рань­ше отношения барина и холопа были более близкими, бо­лее отеческими. Барин мог, не гнушаясь, праздновать с крестьянами Пасху, мог и наказывать, и миловать.
    Помещик сетует на перемены, произошедшие в России, не пытаясь трезво разобраться ни в том, кто на самом деле виноват в столь чудовищном истощении страны, ни в том, какие на самом деле были чувства у холопов, принимающих барские «милости».
    Счастья, как выясняется, нет и у помещика:
    Порвалась цепь великая,
    Порвалась — расскочилася:
    Одним концом по барину,
    Другим по мужику!..
    Еще один из путей поиска счастья на Руси заходит в тупик.
    Автор не рассматривает более подробно прочих из семи кандидатур, выдвигаемых первоначально на роль носителей счастья, потому что находятся несколько сюжетных линий, а с ними и новых образов, значи­тельно более интересных с точки зрения обнаружения в них заветного зернышка счастья.
    Одним из этих образов в поэме Некрасова — «гу­бернаторша» Матрена Тимофеевна. История жизни этой женщины вначале не производит впечатления возможного олицетворения в этом образе счастья. От­данная замуж в далекую сторону, в чужую недружную семью, она оказалась на положении незваного гостя, к которому нет и не может быть хорошего отношения. И вступиться за нее было некому — муж ее уезжал надолго на заработки.
    Матрена пережила многое —: чужбину, тяжкий труд, потерю ребенка. В довершении всех бед мужа за­бирают в солдаты, что по тем временам означало конец всему — солдатчина длилась целых двадцать пять лет и с нее возвращались далеко не все. К тяготам службы добавлялась еще и опасность погибнуть — в те времена войны были не таким уж и редким явлением.
    Муж Матрены попал в солдаты не по-честному, об­маном. И казалось, полагаясь только на свои силы, правды добиться было нельзя. Но женщина совершила поступок, который требовал от простой мужички нема­лой воли и мужества. Она пошла на поклон к губерна­тору, сумела пробиться к нему и добиться для Филип­па избавления от службы.
    Матрена Тимофеевна сама говорит мужикам, что в женской доле на Руси ничего похожего на счастье отыскать нельзя. Но ведь она была счастлива, когда вновь обрела мужа. А значит, есть и в тяжелой доле русской бабы место неуловимому счастью, которое упорно ищут семеро героев.
    Вторым образом воплощения мимолетного счастья стал дед Савелий, бывший каторжник, которому было уже сто лет и который в своей жизни повидал еще больше невзгод. Савелий вообще производит на чита­теля впечатление человека если не счастливого, то уж точно не несчастного. Савелий — это настоящий бога­тырь не только физически, но и духовно.
    Именно благодаря образу Савелия читатель начнет по-настоящему понимать, в чем истинное счастье русско­го человека. В предыдущих главах встречалось немало моментов, когда оно было рядом, но осознания подлинных причин и самой сущности счастья еще не наступало.
    В самом деле, предыдущие его проявления были иллюзорными и сиюминутными. Настоящим собранием всевозможных вариантов обманчивого счастья являет­ся глава «Счастливые». Несмотря на многообещающее название, ее содержание наполнено горькой иронией Некрасова.
    Кто из них, мимолетных героев главы, счастлив по- настоящему, а не только потому, что все могло быть хуже, да вот, обошлось?
    Счастливым себя полагает старый, чуть живой сол­дат, довольный тем, что выжил в многочисленных сра­жениях, что не умер в мирное время, когда солдатское житье едва ли можно было назвать более легким. Но на самом деле этот солдат, вернувшись из армии, оказался почти нищим, больным и никому не нужным. Счастья нет, потому что старый солдат просто-напрос­то не знает, как оно выглядит.
    И похваляющийся своей силой каменотес тоже не видит своего будущего, которое наглядно является пе­ред ним в облике Трифона, сорвавшего спину по моло­дой запальчивости на непосильной работе. Получается, что для рабочего человека счастье находится за семью замками. Хоть и рассказывает тот же самый Трифон историю того, как он сумел выжить, проехав в вагоне, где кроме него было еще немало лихорадочных. Каждо­го, кто в невыносимой жаре и духоте не выдерживал, высаживали из поезда, обрекая практически на смерть. Трифон пытается это выдавать за счастье.
    Вовсе уж карикатурно выглядят похвальбы дворо­вого человека, любимого раба князя Переметьева. Он гордится тем, что болеет подагрой — господской болез­нью, что ему доводилось вылизывать за князем тарел­ки и допивать иностранные напитки. Ответ ему был очень прямым и четким:
    …Проваливай!
    У нас вино мужицкое,
    Простое, не заморское —
    Не по твоим губам!
    Свое счастье доказывал белорус, которому медве­дица изодрала лицо, и нищие, которые вообще живут, выпрашивая по дворам подаяние.
    Счастье в поэме ведет себя очень необычно. Оно должно было бы присутствовать у богатых, привилеги­рованных, но и у них нет счастья в жизни. Недаром жаловались на свою судьбу поп и помещик, недаром автор показывает полупарализованного Последыша, богатство которого оказывается всего лишь лакомым кусочком для родственников. Оказывается, в таких людях материальное благополучие и власть убили жажду быть счастливыми.
    Именно желание счастья становится в поэме важ­ной ступенью, до которой обязательно надо добраться, если хочешь его обрести. Пусть глава «Счастливые» и оказывается всего лишь набором недоразумений, но
    все равно эти люди, каждый по-своему, хотели счастья.
    Образ богатыря Савелия — это уже настоящий ключ к счастью. Савелий рассказывая Матрене историю своей жизни, говорит о том, как давным-давно он и многие другие люди жили где-то далеко в лесу, куда было не­легко дотянуться не только загребущим рукам помещи­ка, но и полиции. Это время описывается как настоящее благо, потому что люди были хозяевами сами себе.
    Именно ощущение самих себя господами своей жиз­ни помогало Савелию и его односельчанам бороться. Попав на каторгу за расправу с немцем-приказчиком, Савелий все равно не был сломлен. Душа его осталась свободной, а свобода оказалась одним из важнейших факторов, которые позволяли человеку назвать себя счастливым. Причем это должна быть свобода настоя­щая. «Счастливые» обладали свободой в очень малой степени. А вот Савелий был свободен куда полнее.
    Главой «Пир на весь мир» Некрасов подводит итог поискам счастья. Описанию счастья посвящены именно ее строки, песни и рассказы богомольцев.
    Показательным является рассказ странника-бого­мольца Ионушки о разбойнике Кудеяре. Разбойничий атаман, наложивший на самого себя покаяние и для от­пущения грехов обязанный ножом срезать вековой дуб, убивает этим самым ножом пана. Дуб рушится, пропадает груз грехов и вместе с этим освобождением Кудеяр обретает счастье.
    В подтверждение необходимости свободы служит и рассказ Игнатия о мужицком грехе. Именно грехом Некрасов считает готовность многих людей оставаться в кабале. Добровольный отказ от счастья через отказ от его важнейшего элемента — свободы, действительно есть грех. Это предательство:
    Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается.
    Ой, мужик, мужик! ты грешнее всех И за то тебе вечно маяться.
    В последних строках автор показывает нам, что сча­стье заключается не просто в том, чтобы жить со сво­бодной душой, но и в том, чтобы нести эту свободу дру­гим. И неспроста носителем счастья оказывается песен­ник Григорий, сын Трофима. Именно песня всегда была самым доступным средством украшения жизни.

  3. Уже само название этого произведения говорит о том, что автор будет раскрывать свою точку зрения на проблему счастья — и для каждого конкретного человека, и для всей страны в целом. Собираются мужики-крестьяне и начинают спорить. «Кому на Руси жить хорошо?». Предлагаются варианты: помещику, купцу, чиновнику, попу, царю. Человека из народа в этом списке нет. Народ в целом несчастен, об этом говорят сами названия деревнь:
    Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобилино, Горелово, Неелово, Неурожайки тож…
    Спорщики поначалу считают, что счастье в благосостоянии, но выясняется, что, скажем, у попа это благосостояние весьма относительно, и даже помещик с тоской вспоминает о старике и плачет оттого, что ему теперь приходится трудиться.
    Когда на ярмарке к мужикам подходят «счастливые», то они рассказывают о своём счастье исключительно ради того, чтобы им «поднесли». Большинство из них оценивают свое состояние по простейшему определению «счастье — есть отсутствие несчастья». Не убили в сражении — счастлив, есть кусок хлеба — счастлив. Самое простое счастье — уродилась хорошая репа. Но все относительно. За рассказом о том, что счастье в силе и физическом здоровье, следует образ человека, который надорвался по вине подрядчика. Ничто не может застраховать человека от горя. Так, когда герои вспоминают Ермила Гирина, который честен и добродетелен, имеет и хорошие деньги, и уважение в народе, выясняется, что в настоящий момент Ермил пребывает в остроге…
    Многим и в голову не приходит, что они сами могут быть счастливы, они указывают на других. Так, крестьянки показывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, она, дескать, и умна, и красива, и хозяйство вести умеет. Но сама Матрена Тимофеевна, рассказывая о своей тяжелейшей, наполненной горем и слезами жизни, заявляет, что для русской женщины, крестьянки, счастье вообще невозможно, ключи от него потеряны:
    Мужчинам три дороженьки:
    Кабак, острог да каторга,
    А бабам на Руси
    Три петли: шелку белого,
    Вторая – шелку красного,
    А третья – шелку черного,
    Любую выбирай!…
    Народ несчастен, забит, необразован. Даже те персонажи, которые считают себя счастливыми сами, с точки зрения автора, несчастны. Поэма писалась Некрасовым уже после социальных реформ шестидесятых годов, когда
    Распалась цепь великая,
    Распалась и ударила, —
    Одним концом по барину,
    Другим — по мужику…
    То бишь было отменено крепостное право. Некрасов в своей поэме утверждает, что народу после этих реформ не стало лучше жить, что никакой реальной пользы они не принесли. Крестьянство сравнивается с богатырем Святогором, взвалившем на себя непосильную ношу. Единственное, что, по Некрасову, может принести ему счастье — это коренное изменение порядка вещей, революция. Ключевой образ поэмы — образ Григория Добросклонова, который готовит себя к роли народного защитника. Он готов смириться с личным неблагополучием, с тем, что его ждут «чахотка и Сибирь», но верит в то, что «Рать подымется Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая»! Счастье народа — в осознании своей силы, в вере в защиту своих социальных прав:
    Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

  4. За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.
    Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» — довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:
    …счастие не в пажитях,
    Не в соболях, не в золоте,
    Не в дорогих камнях.
    «А в чем же?»- «В благодушестве!..»
    Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:
    …во-первых, счастие,
    Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!
    А во-вторых важней того,
    Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,
    А смерти не дался!
    А в-третьих — за провинности,
    Великие и малые,
    Нещадно бит я палками,
    А хоть пощупай — жив!
    В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:
    …Твои деревни скромные,
    Твои леса дремучие,
    Твои поля кругом!
    Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,
    Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!..
    Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о
    помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
    Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:
    Работаешь один,
    А чуть работа кончена,
    Гляди, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
    Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.
    Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.
    Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова — персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):
    Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:
    И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…
    Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:
    «Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»
    Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:
    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
    Окончен расчет с господином!
    Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
    Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.

  5. Произведение Некрасова, несомненно, интересно каждому читателю, ведь автору удалось затронуть столь важные и актуальные для современности проблемы. Здесь мы можем встретить рассуждения автора не только о народном герое и о счастье, но и познакомиться с его мнением об общечеловеческих ценностях.
    Я хотела бы рассмотреть, как Некрасов трактует такое понятие как «счастье», в чем он видит его особенности и как выражает в своей поэме.
    Для начала стоит отметить тот факт, что раз автор использует в своем произведении русский фольклор и изображает сказочных героев, которые отправляются на поиски счастья, можно сделать вывод, что для Некрасова это понятие связано в первую очередь с чем-то волшебным, с верой, с высшими силами.
    Мы видим, что главное герои поэмы Некрасовы поставили перед собой важную цель — найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.
    Первым они повстречали попа, который видит счастье в покое, чести и богатстве. Так наши герои встретили немало разных людецй на своем пути, которые в свою очередь без утайки поведали странникам свое восприятие «счастья». Так, для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье заключается в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян оно состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. ЕрмилГирин – любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян – бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата МитрияПовыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
    Стоит сказать, что некрасовский вопрос о том кто же счастлив плавно перетекает в: «Что такое счастье?».
    Мы видим, что для Некрасова счастье заключается не только в том, чтобы сделать себя счастливым, а втом, чтобы подарить тепло и добро окружающим людям, так сказать, подарить им частичку счастья.
    В заключение хотелось бы сказать, что я полностью разделяю позицию автора произведения «Кому на Руси жить хорошо?». Вряд ли человек в полной мере будет чувствовать себя счастливым, когда несчастны все вокруг, поэтому и я считаю, что счастье заключается в том, чтобы дарить его людям.

  6. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму.
    И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник,
    поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье “освобожденного крестьянина”. Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”
    Крестьяне упорно хотят найти “счастливца” на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: “А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика”. Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны
    в своих желаниях: им бы только “хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу”.
    Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.
    В главе “Счастливые” странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в “благодушестве”; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие. Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.
    По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье. Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей воли-волюшки
    Заброшены, потеряны
    У бога самого!
    Да вряд они и сыщутся…
    Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:
    Доля народа,
    Счастье его,
    Свет и свобода
    Прежде всего.
    Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.
    Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.
    (4 votes, average: 5.00 out of 5)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ПРОБЛЕМА НАРОДНОГО СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга…
    Пел он воплощение счастья народного (по поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо) “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,…
    “ПЕЛ ОН ВОПЛОЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ НАРОДНОГО” ПО ПОЭМЕ Н. A. НЕКРАСОВА (“КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и…
    Мотивы народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, и в…
    “СЕРДЦЕ НАРОДНОЕ” В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для…
    “Счастливица” Матрена (в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в…
    “Народный заступник” Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам,…
    Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной…
    КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ АВТОР И ГЕРОИ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету…
    ПОНЯТИЕ О СЧАСТЬЕ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не…
    Образы героев в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится…
    ОБРАЗ РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России,…
    “ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ” В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” (вариант 1) Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья…
    Женская доля (по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1….
    ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко…
    Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия…
    ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В…
    Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо&quot Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов. С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”….
    Анализ поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;…
    “ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ” В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” (вариант 2) Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России….
    Груздев А. И. ПОЭМА Н. А НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” ПОЭМА Н. А НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах вырисовывается…
    “Кому на Руси жить хорошо”: как ответил на этот вопрос Некрасов? Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и…
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново…
    Рабство и свобода в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. “Кому на Руси…
    ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме – от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов…
    ТЕМА РАБСТВА И СВОБОДЫ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения,…
    Савелий – богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный…
    Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного…
    Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А….
    Савелий – богатырь святорусский и Матрена Тимофеевна – воплощение мечты автора о духовных силах народа по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье…
    Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

  7. Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как «народную книгу». Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
    В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России.
    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти «счастье мужицкое».
    И пока его не найдут, решили мужики
    В домишки не ворочаться,
    Не видеться ни с женами,
    Ни с малыми ребятами…
    Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе «Пьяная ночь». Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с «умным барином» Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они «пьют до одурения». Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение;
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная,
    Гневна, грозна — и надо бы
    Громам греметь оттудова…
    В главе «Счастливые» рассказывается еще об одном мужике — Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
    И чудо сотворилося
    На всей базарной площади
    У каждого крестьянина,
    Как ветром, полу левую
    Заворотило вдруг!
    Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил «из рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
    Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это «покой, богатство, честь». По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти «громадная, к соблазну жадная идет толпа», пишет Некрасов.
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки,
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!
    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного  заступника Гриши Добросклонова.
    Он — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной». Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
    ..лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!
    И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:
    Быть бы нашим странникам под родною
    крышею,
    Если б знать могли они, что творилось
    с Гришею.
    Слышал он в груди своей силы необъятные,
    Услаждали слух его звуки благодатные,
    Звуки лучезарные гимна благородного
    Пел он воплощение счастия народного.

  8. После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
    Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
    После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
    Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
    …Иди — куда зовут!
    …Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися.
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
    Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
    …Досыта у Губонина
    Дают ржаного хлебушка,
    Жую — не нажуюсь!
    С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
    С французским лучшем трюфелем
    Тарелки я лизал,
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал…
    Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями…
    Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
    Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
    мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
    По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
    Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
    В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.

  9. Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определяет её сюжет и композицию.
    Работу над поэмой Некрасов начал вскоре после крестьянской реформы, поэтому в ней отразились последствия отмены крепостного права, всеобщего кризиса, во время которого «порвалась цепь великая». Так центральным в поэме оказывается вопрос о «пореформенном» счастье, тесно связанный с социально-политической проблематикой произведения.
    Уже само название поэмы говорит о заявленной проблеме, настраивает на поиск того, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Искателями счастливого становятся крестьяне— «семь временнообязанных», чей собирательный образ проходит через всю поэму. Знаменательно, что мужики сходятся «на столбовой дороженьке»: их путь, «дело спорное» становятся композиционным стержнем поэмы.
    Начиная работу над своим произведением, Некрасов писал: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Эпической широтой замысла объясняется многообразие типов, характеров, а также различных представлений о счастье, отражённых в поэме.
    Встреченный мужиками поп, которому, по их мнению, «живётся счастливо»:
    Дворяне колокольные —
    Попы живут по-княжески, —
    разубеждает крестьян, подробно рассказывая, «каков попу… покой, богатство, честь».
    Помещик Оболт-Оболдуев, с которым разговаривают « искатели счастливого », жалуется:
    Коптил я небо божее,
    Носил ливрею царскую,
    Сорил казну народную
    И думал век так жить…
    И вдруг…
    Наоборот, в главе «Счастливые» рассказывать крестьянам о своём счастье приходят те, среди которых странники никогда бы не подумали искать счастливого. Солдат с медалями счастлив потому, что нещадно бит палками, «ахоть пощупай —жив», надорвавшийся Трифон, который «снёс по крайности четырнадцать пудов», —что «добрел на родину». Контрастом к их «мужицкому счастью» изображено счастье «лакейское» — быть «любимым рабом», стоять за стулом «у светлейшего // У князя Переметьева».
    Так в поэме поднимается тема ложного, «холопского» и истинного представления о счастье, связанного с трепетным отношением Некрасова к народу: признавая в народе совестливость и стремление к правде, автор не терпел пассивности, народной «привычки к рабству». Авторское презрение к холопу князя Переметьева проявляется и в сюжетном повороте: лакей, пьяный, «попадается в воровстве».
    В главе «Последыш» тоже, казалось бы, представлено «ложное счастье» крестьян, которые добровольно разыгрывают из себя крепостных князя Утятина. Не все мужики сразу соглашаются на подобный «спектакль», бурмистр Влас говорит:
    И так я на веку,
    У притолок стоячи
    Помаялся пред барином
    Досыта!
    Однако крестьяне имеют цель — получить «наёмные луга», поэтому «спектакль» становится путём к достижению счастья. Принцип контраста в изображении народа сохранен и в « Последыше» : отличаются друг от друга два бурмистра (Влас — «угрюм», а у Клима — «совесть глиняна, бородища Минина»). Ещё более разительный контраст между Ипатом, «князей Утятиных холопом», и Агапом Петровичем, который не вытерпел притворства и умер, потому что «головка непоклончива».
    Помимо вопроса о «ложном» и «истинном» представлении о счастье, в поэме ставится вопрос о женском счастье. Странники решают:
    Не всё между мужчинами
    Отыскивать счастливого,
    Пощупаем-ка баб!
    Образу Матрёны Тимофеевны Корчагиной, которую советуют спросить мужикам, посвящена отдельная глава, «поэма в поэме» — «Крестьянка». В этой главе показана почти вся жизнь Матрёны Тимофеевны, развитие её характера. Стихия фольклора, народных песен, обрядов («И волюшка скатилася // С девичьей головы») позволяет говорить об образе «крестьянки» как о символе всей русской нации: вопрос о женском счастье оказывается тесно связан с вопросом о счастье России вообще.
    Счастье Матрёна Тимофеевна находит в материнстве:
    Всю силу, Богом данную,
    В работу полагаю я,
    Всю в деточек любовь!
    Одновременно это счастье оборачивается огромной бедой: погибает Дёмушка, за Федота она сама «ложится под розги». Помощь губернаторши, из-за которой Матрёну Тимофеевну «ославили счастливицей», была едва ли не единственным чудом в её жизни.
    Таким образом, эта крестьянка не называет себя счастливой и верит, что:
    Ключи от счастья женского
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!
    В главе «Крестьянка», помимо образа Матрёны Тимофеевны, появляется ещё один важный образ — образ Савелия, «богатыря святорусского». Савелий воплощает в себе представление о силе русского народа, является крестьянином-бунтарем (убийство Фогеля выражает его стихийный протест). «Клеймёный, да не раб!» — говорит он о себе.
    По свидетельству современников, вначале Некрасов полагал на вопрос: «кому живётся весело, вольготно на Руси», — ответить: «пьяному». Во время работы над поэмой тема счастливого постепенно менялась, уходила на второй план (например, в главе «Пир на весь мир» вопрос о счастье затрагивается косвенно). Образ Гриши Доброеклонова можно считать одним из вариантов решения проблемы счастья: счастье для всех, не для себя, любовь к «Руси загадочной». Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешённой.

  10. 1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать на своего старого барина. Крестьяне теперь назывались не «Крепостные», а «Временнообязанные».
    Н. А. Некрасов вошел в историю писателем, который описывал жизнь народа, и один из примеров его творчества про русский народ — «Кому на Руси жить хорошо».
    Откровенно говоря, Некрасов был против реформы 1861 года, он остался недоволен ею. Для этого у него были причины: народ голодал, пил, бедствовал. Некрасов описывает весь пейзаж послереформенной Руси: деревни, народ (их внешний вид, манеры, идеалы). В главе «Пьяная ночь» можно увидеть то, чем занимался народ почти целыми днями. Но Н. А. Некрасов не только описывает тогдашнее состояние страны, но и пытается найти счастливого человека. Но удалось ли ему это?
    После отмены крепостного права появилось много искате¬лей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на по¬иски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Но все же на пути им попадаются по-своему «счастливые» люди.
    Яким Нагой. Духовный мир для него ценнее, чем материальные ценности. Доказательством этому служит тот случай, когда дом у Якима горел, а он спасал иконки да картиночки. И, честно говоря, не жалеет об этом и по сей день: спас картинки, которые ничего не стоят, а не деньги. Якин заступается за крестьян, но не делам, а словами. Но нельзя назвать Якима счастливым, потому что он бедный, живет как попало, да и горе своё вином любит заливать.
    Ермила Гирин. Он считает, что словами человеку не помочь — только делом. И от своих принципов он и не отступает: «он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы — выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет». За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал. Но тяжело и ему — хотел повеситься из-за того, что пожалев брата, отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю.
    Гриша Добросклонов. Пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория.
    Матрёна Тимофеевна. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины.
    Во все времена человек искал счастье: в чём оно заключается, что это, и как его достичь. И существуют да пути достижения счастья: либо пойти по дороге, где «громадная, к соблазну жадная, идет толпа», на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по тесной дороге — «честной». Н. А. Некрасов, конечно же, выбирает тесную дорогу. Ведь по этой дороге идут борцы за свободу народа, за его счастье, смелые люди.
    Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху. Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну! Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.

  11. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”?
    Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.
    Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
    Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин – любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян – бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
    Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом — счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
    Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве – неполное счастье.
    Добавил: selnet

  12. После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
    Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
    После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобиши-на, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски Счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? BQ. T ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
    Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
    …Иди — куда зовут! …
    Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися.
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше эласти, чем прежде.
    Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива По-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
    …Досыта у Губонина
    Дают ржаного хлебушка,
    Жую — не нажуюсь!
    С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет «благородной болезнью» — подагрой, счастлив тем, что:
    С французским лучшем трюфелем
    Тарелки я лизал,
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал…
    Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями…
    Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им. Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
    По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни. золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
    Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
    В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.
    ПОИСК СЧАСТЬЯ (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Счастье — понятие многостороннее, не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-своему.
    Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать крохотное счастье.
    Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.
    Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы; писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько определений.
    Но человек со своим ненасытным любопытством не удовлетворился таким раскладом вещей: раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.
    Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.
    Подтверждение тому мы находим в литературе и жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья. И опять главные герои, мужики, столкнулись с многооп-ределенностью счастья. Кого бы они ни встретили: будь то мужик или холоп, поп или помещик, мужчина или женщина, у каждого из героев свое счастье.
    Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». В этом мы убеждаемся из рассказов героев главы «Счастливые»; у солдата счастье в том,
    Что в двадцати сражениях
    Я был, а не убит!
    ………………………………
    Я и во время мирное
    Ходил ни сыт, ни голоден,
    А смерти не дался!
    …За провинности,
    Великие и малые,
    Нещадно бит я палками,
    А хоть пощупай — жив!
    У другого — в том, что от роду сильный («молотом, как перышком, махнул»).
    А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян — людей высшего света — счастье состоит из почета, богатства, покоя.
    И главные герои как бы Стоят у Распутья, не зная, какое же определение счастья наиболее точное, важное. И в какой-то мере перевешивает барское, потому что для них, проживших всю свою жизнь в нищете, познавших голод, счастье — прежде всего материальная сторона. Они, может быть, до конца не осознают того, что человек может быть счастлив независимо от того, беден или богат он.
    Очень часто за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например сделав доброе дело. Ведь счастье, по-моему, — это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
    И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *