Сочинение на тему проблема воспитания истинного гражданина
5 вариантов
В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.
«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд. 2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: “В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм… Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица”. Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя “Митрофан” означает “похожий на свою мать”. Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.
Милон: милый молодой человек.
Софья: по-гречески София означает “мудрость”. Действительно, героиня Софья – умная девушка.
Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.
Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.
Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.
Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли “кутейниками” (“кутья” – это особое церковное кушанье, каша с изюмом).
Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».
Но воспитание истинного гражданина — не единственная проблема, которую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих просветительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных — Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и богатстве: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Также автор «Недоросля» требует человеческого отношения к крепостным: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать живым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть ими.
Писатель выступил в «Недоросле» как «страж общего блага». И он хотел навсегда остаться именно таким в памяти своих читателей.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” раскрывается важнейшая тема всех времен и народов – воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына – Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”. Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан – избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман – бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: “Да отвяжись, матушка, как навязалась”. Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. “Ну что может выйти из Митрофана…”, о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
“Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”.
Но воспитание истинного гражданина – не единственная проблема, которую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих просветительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных – Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и богатстве: “Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану”. Также автор “Недоросля” требует человеческого отношения к крепостным: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать живым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть ими.
В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.
Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина
«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.
«Повесть о Шемякином суде» производит грустное впечатление, порождает ощущение несправедливости и глупости. Несмотря на то что она написана с иронией, героев невольно становится жалко. Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.
2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Литературовед Г. А. Гуковский пишет следующее: “В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм… Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица”. Фамилии действующих лиц еще в начале произведения сами рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя “Митрофан” означает “похожий на свою мать”. Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
Правдин: стоит за правду, в доме Простаковых ему поручено выяснить правду об отношении помещицы к крепостным.
Милон: милый молодой человек.
Софья: по-гречески София означает “мудрость”. Действительно, героиня Софья – умная девушка.
Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей, продолжающий традиции петровской эпохи.
Вральман: врун, обманывающий своих хозяев. Стародум узнает в нем своего слугу, уличает во лжи, но помнит его усердие и предлагает работу.
Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам. Фамилия уменьшительно-ласкательная, как и незначительная должность, которую он занимает, как и знания, которыми он обладает. Но это простодушный, честный человек. Он отказывается от денег, так как ничему не научил своего воспитанника.
Кутейкин: в XVIII веке церковнослужителей презрительно называли “кутейниками” (“кутья” – это особое церковное кушанье, каша с изюмом).
Еремеевна: от Еремей (др.-евр.) возвышенный богом. Она действительно возвышена Богом, потому что унижена Простаковыми. Она бескорыстно служит своим господам, искренне любит Митрофана, но она несчастна.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».
Но воспитание истинного гражданина — не единственная проблема, которую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих просветительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных — Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и богатстве: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Также автор «Недоросля» требует человеческого отношения к крепостным: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать живым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть ими.
Писатель выступил в «Недоросле» как «страж общего блага». И он хотел навсегда остаться именно таким в памяти своих читателей.
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана…», о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” раскрывается важнейшая тема всех времен и народов – воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына – Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”. Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан – избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман – бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: “Да отвяжись, матушка, как навязалась”. Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. “Ну что может выйти из Митрофана…”, о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
“Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время”.
Но воспитание истинного гражданина – не единственная проблема, которую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих просветительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных – Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и богатстве: “Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану”. Также автор “Недоросля” требует человеческого отношения к крепостным: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать живым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть ими.