Сочинение на тему проблема выбора в романе мастер и маргарита сочинение

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Всему миру на диво

    Иешуа высказывает Понтию Пилату свои взгляды на жизнь: «злых людей нет на свете», «человек перейдет в цар­ство истины и справедливости», «настанет царство истины». Абсолютная независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри пугают прокуратора и в то же время притягивают его.
    Иешуа арестован именно за свои взгляды. Он не может и не хочет отказаться от них — даже тогда, когда Понтий Пи­лат пытается «навести» его на мысль о необходимости ком­промисса. Задавая вопрос о великом кесаре, прокуратор как бы подсказывает философу отрицательный ответ, который смог бы облегчить участь Иешуа: «Слушай, Га-Ноцри… ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Гово­рил?.. Или… не… говорил?» Однако арестант верен себе: «Правду говорить легко и приятно».
    Так в тексте происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений. Не случайно уже после казни философа Пилат видит во сне, как они спорят с Иешуа Га-Ноцри: «Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и^нескончаем». Однако в ро­манной реальности противостояние героев разрешается тра­гически. Понтий Пилат, понимая все величие личности Иешуа и испытывая страстное желание общаться с бродячим философом, все-таки отправляет его на казнь. Нравственный выбор, который совершает прокуратор, можно назвать ско­рее безнравственным: Понтий Пилат, бывший когда-то храб­рым воином по прозвищу Золотое Копье, испугался. Страх за свою политическую карьеру заставил его подписать смерт­ный приговор бродячему философу.
    Перед смертью Иешуа был немногословен. «Единствен­ное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков од­ним из самых главных он считает трусость», — говорит Бул­гаков словами Афрания.
    Выбор сделан. Карьера Понтия Пилата спасена, власть цо-прежнему в его руках. Но душа прокуратора страдает и мечется — слишком поздно он понял, что в момент подписа­ния смертного приговора уничтожил себя самого.
    Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около двух тысяч лет про­куратор искупал свою вину, испытывая муки совести и меч­тая об одном: «разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана». Здесь приходит время ново­го выбора — раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненави­деть бессмертие и славу. Свет, который в финале романа об­ретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и воздаяние за раскаяние.
    Так «роман в романе» — история казни бродячего фило­софа Иешуа Га-Ноцри — решает проблему нравственного вы­бора.
    Эта проблема является основной и в «московских» гла­вах. Свой выбор главный герой, Мастер, совершает в тот мо­мент, когда решает написать роман об истине в мире, где пра­вит ложь. Необыкновенная смелость замысла Мастера делает его похожим на бродячего философа, им обоим «легко и приятно» говорить правду.
    Булгаков показывает Москву как мир, отказавшийся от высших истин. Особое внимание автор уделяет изображению МАССОЛИТа — организации, объединившей писателей и выдавшей ими членские удостоверения. Создается впечатле­ние, что художников слова волнуют не темы и идеи творчест­ва, а бытовые вопросы: путевки, дачи, бумага, квартира… Мастер же, будто не понимая, в каком мире он живет, обра­щается в своем романе к высшим, надбытовым ценностям, и решает их на материале библейского сюжета. Этим Мастер бросает вызов господствующей в обществе идее атеизма: не случайно в начале произведения Берлиоз внушает Бездомно­му мысль о том, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете».
    Мастер, как и Иешуа, оказывается «распят», уничтожен, «вычеркнут» из жизни. Он сжигает роман, совершая при этом свой окончательный выбор, смиряясь со своей уча- стью — и потому не обретает света, ему достается лишь по­кой…
    Маргарита разделяет участь Мастера, этим она совершает свой выбор: «кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
    На мой взгляд, с романом М.А. Булгакова «Мастер и Мар­гарита» связан еще один выбор. Это нравственный выбор са­мого автора, который в трагическое и опасное время обратил­ся к сложным и противоречивым проблемам, заговорил о необходимости веры в Добро в годы торжества безверия и Зла.
    Предсказания Воланда сбылись. Каждому воздалось по его вере. Булгаков, подобно Иешуа Га-Ноцри, обрел свет: ро­ман его будет жить вечно.[/sms]

  2. Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
    Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.
    Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот — зовут его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…”
    Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
    В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
    Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”
    Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
    Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”
    Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
    Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
    Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
    Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный:
    Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

  3. Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
    Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.
    Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот — зовут его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
    В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
    Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
    Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
    Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
    Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
    Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

  4. Бессмертный роман «Мастер и Маргарита» до сих пор будоражит сознание читателей и оставляет ряд вопросов нравственности выбора героев. Каждый герой великого произведения, так или иначе, совершает поступки, которые позволяет его совесть. Роман поднимает вопросы морали, лежащей в основе совершаемых поступков, и ставит во главу угла проблемы человеческой ответственности.
    В произведении Булгакова существуют сразу два отдельных романа, каждый из которых имеет свой независимый сюжет и действующих лиц. Одним, из которых, является рассказ о Понтии Пилате. Это известный человек в своем кругу, он имеет определенную власть и значимость в обществе. К нему на суд попадает молодой человек Иешуа. Ему приписывают серьезные обвинения, и народ жаждет кровавой расправы.
    В разговорах с обвиняемым, Понтий Пилат находит некое успокоение и гармонию. Это общение дарит ему радость. Это уже давно забытое для него чувство. Судья не испытывает удовлетворения от собственной жизни и только беседы с Иешуа придают существованию Понтия некий смысл.
    Но он не хочет рисковать карьерой ради спасения невинного. Судья отправляет Иешуа на казнь, не смотря на то, что сердце его желает обвиняемому только добра. Понтий делает свой выбор в пользу зла из-за трусости и слабохарактерности.
    Второй роман внутри произведения так же ставит своих героев перед не простым выбором. Маргарита преданно любит Мастера, но при этом живет с ненавистным мужем. Она с радостью пользуется кремом, предложенным слугой Воланда и совершает анти моральные поступки, пролетая оголенной над Москвой.
    Зрители Варьете с радостью смотрят на трюки черной магии и восхищаются происходящим. Всем плевать на то, что случается с ближним. Каждый живет своей жизнью, забыв об отзывчивости к чужому горю и совершая ряд безнравственных поступков.
    Общество, которое лишило Мастера нормальной жизни, нисколько не раскаивается в содеянном. Автор красочно показывает, сколько моральных границ могут перешагнуть люди. Но так же обращает внимание на сожаление многих персонажей и желание вернуть время вспять, дабы изменить собственные поступки. Особенно ярко это выражено в раскаянии Понтия Пилата.

  5. Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
    Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.
    Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот — зовут его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и.., ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…”
    Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
    В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
    Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”
    Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
    Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”
    Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
    Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
    Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
    Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи…” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный:
    Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

  6. «Мы вас испытывали,— ска­зал
    Воланд,— никогда и ничего не
    просите! Никогда и ничего, и в
    особенности у тех, кто сильнее
    вас. Сами предложат и сами все
    дадут»…
    М. Булгаков
    В недавнем советском прошлом все у молодых лю­дей было заранее предрешено: школа, получение спе­циальности, работа до пенсии… Казалось бы, ни о ка­ком нравственном выборе речи не было. Хотя случа­лись из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смуще­ние общественности. Таланты, конечно, всегда выде­лялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обы­вателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали хан­жество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и сму­щающие покой выходки. Такой необъяснимой вы­ходкой стало явление известного поэта Ивана Бездом­ного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездар­ности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но нена­долго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита яви­лись из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни.
    Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выиг­равшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто ты­сяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бро­сил свою комнату…. и нанял у застройщика, в переул­ке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочи­нять роман о Понтии Пилате…» Встретив свою лю­бовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Масте­ра. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испы­тал на себе все гонения общественности, он стал вра­гом и будущее для него было определено. В него все­лился страх, он возненавидел свой роман — он забо­лел.
    Маргарита до встречи с Мастером ждала его, иска­ла… Она сразу поняла, что встретила своего единст­венного, и мир перестал существовать без него. Те­перь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу исто­рию, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила си­туации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надеж­да на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мас­тер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчи­ке. Опустошенные и раздавленные жизнью, они пони­мают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком ро­ман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однаж­ды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем са­мым доказывая себе, что все написанное — бред и аб­сурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне.
    Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совер­шена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись корот­кие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о ка­ком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало не­стерпимую тоску…» Понтии Пилат старается испра­вить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обре­чен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то».
    Все герои романа М. Булгакова: жители и гости со­ветского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно про­мелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызыва­ют уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не суще­ствовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Ка­ждому человеку рано или поздно приходится опреде­литься с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор.

  7. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…
    М. Булгаков
    Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, писатель не мог оставить без внимания проблемы своего времени, когда ломалась сама человеческая природа. (Насущной была проблема человеческой трусости. Автор считает трусость одним из самых больших грехов в жизни. Эта позиция выражается через образ Понтия Пилата. Прокуратор распоряжался судьбами многих людей. Иешуа Га-Ноцри тронул прокуратора искренностью и добротой. Однако Пилат не послушался голоса совести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа. Прокуратор струсил и за это был наказан. Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что сказал о Пилате Воланд: «Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего- то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец получает прощение^
    Заслуживает внимания в романе и проблема чрезмерной самоуверенности и безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной ассоциации Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус — плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и все рассказы о нем — просто выдумка. «Нет ни одной восточной религии, — говорил Берлиоз, — в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор». Берлиоза не может переубедить никто и ничто. Не смог переубедить Берлиоза и Воланд. За это упрямство, за самоуверенность наказан Берлиоз — гибнет под колесами трамвая.
    На страницах романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт и нравы, повседневную жизнь и заботы. Воланду интересно, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И делает вывод, что не только алчность и жадность присущи им, в них живо и милосердие. Когда Жоржу Бенгальскому Бегемот срывает голову, женщины просят вернуть ее несчастному. И Воланд заключает: «Ну что ж, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди, любят деньги; но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
    Роман «Мастер и Маргарита» — о большой любви, об одиночестве, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах. Он раскрывается читателю в бесконечном разнообразии тем и проблем. И поэтому произведение будет всегда современным, интересным, новым. Его будут читать и ценить во все века и времена.

  8. Роман “Мастер и Маргарита” — вершинное произведение Михаила Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. “Мастер и Маргарита” привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа — роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Вместе с описанием похождений Воланда и его приближенных эти два романа образуют художественную целостность, содержание которой связано с судьбой не только отдельной личности, но и всего человечества. Два жизненных пласта булгаковского романа прочно скреплены общей проблематикой. Одной из важных в романе является проблема выпавшей человеку судьбы, его собственного выбора.
    Булгаков в своем произведении показывает, что человек смертен и поэтому не должен преувеличивать своих возможностей планировать жизнь. В первой главе романа в разговоре с Берлиозом, председателем МАССОЛИТа, Воланд говорит, что человек “не может ручаться за свой собственный завтрашний день”. Но в то же время в каждом случае сюжет выстраивается писателем так, что от самого персонажа хотя бы отчасти зависит, по каким законам развивается его жизнь. Автор дает возможность героям романа делать свой личный выбор, чтобы изменить жизнь к лучшему, только не всегда персонажи “Мастера и Маргариты” пользуются предоставленной возможностью.
    Практически каждого героя романа М. Булгаков ставит в такую ситуацию, в которой они вынуждены самостоятельно принимать решения, делать порой нелегкий выбор. Например, Понтию Пилату, пятому прокуратору Иудеи, решение дается с трудом: он все-таки приговаривает к жестокой смертной казни философа Иешуа, который раскрыл прокуратору возможность новой жизни и разбудил в нем истинную человечность. Несмотря на то, что прокуратору хочется все бросить и идти странствовать с Иешуа, страх перед императором Тиверием оказывается сильнее желания защитить философа, хотя Понтии Пилат понимает, что, вынося смертный приговор, он обрекает себя на вечные душевные муки. Пытаясь хоть как-нибудь помочь Иешуа, прокуратор намекает ему на то, что стоит только немного покривить душой, не быть столь честным, и его жизнь будет спасена. Но Иешуа делает свой выбор: он смело говорит правду прокуратору и готов принять’ свою судьбу. Здесь можно провести параллель между бродячим философом и Мастером, которому тоже стоит немного покривить душой и начать писать так же, как все, подстраиваться под общепринятые нормы, чтобы стать одним из членов МАССОЛИТа. Но он сознательно выбирает иной, более трудный путь. Еще образ Мастера позволяет М. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью “угадать” истину, он может спасти людей от забвения, беспамятства, но, сочинив свой роман о Понтии Пилате, Мастер не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения и сжег его. За этот поступок Мастер несет личную ответственность, это был его собственный выбор, за который, быть может, он и заслужил только “покой”, а не “свет”.
    М. Булгаков в ряде случаев дает персонажам равные шансы изменить “свою жизнь. Но если одни используют предоставленный им шанс, то ‘другие — нет. Например, перед Иваном Бездомным и Рюхиным, которые являются членами МАССОЛИТа, открывается путь к изменению судьбы. Рюхин, осознавая ничтожность своего поэтического таланта, все равно не отказывается от этого пути, а Иван Бездомный, наоборот, обещает Мастеру больше не писать стихи, которые он сам уже называет “чудовищными”. Из эпилога мы узнаем, что Иван Николаевич Понырев становится профессором и сотрудником Института истории и философии. Так Булгаков показал читателю, что в переломные моменты жизни судьба человека зависит и от него самого.
    Любимая героиня Булгакова Маргарита трижды в романе подвергается испытаниям: когда Воланд спрашивает, нет ли у нее “какой-нибудь отравляющей душу печали”, когда она отказывается от убийства пусть даже ненавистного ей критика Латунского и когда, наконец, просит за Фриду, вместо того чтобы попросить за себя и Мастера. Маргарита делает свой выбор сознательно: она решается пойти на сделку с дьяволом ради любви и спасения Мастера. Беспредельно преданная и любящая, она не останавливается даже перед тем, чтобы провести ночь в комнате с убийцами и насильниками, прибегнуть к помощи сатаны. Жизнь дала Маргарите шанс изменить свою судьбу и судьбу Мастера, и она эти шансом воспользовалась; даже сам автор оправдывает героиню романа, показав силу ее любви и присущее ей чувство достоинства.
    Каждому из жителей Москвы 20-30-х годов предоставляют шанс избежать этого наказания. Например, администратор “Варьете” Варенуха оказался в руках Воланда, Бегемота, Коровьева только после того, как проигнорировал предупреждение по телефону о том, что телеграммы из Ялты никому нельзя показывать. Еще одним ярким примером является сон Никанора Ивановича Босого, в котором судьба участников “театральной программы” зависела от них же самих: либо они должны были отдать всю имеющуюся валюту и вернуться к прежней жизни, либо продолжать скрывать иностранные деньги и остаться в неуютном “театральном зале”.
    В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, проник в сущность своей эпохи, он создал поистине уникальное произведение, в котором отразились многие философские проблемы.

  9. Главное условие нравственности — желание стать нравственным. Сенека.
    Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», принесший своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита” — философская поэма в прозе о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, порывом к свету и добру, проще говоря, роман о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку. Но что есть нравственность? На чём основана эта идея? Необходима ли нам совесть? Булгаков задаётся этими вопросами и показывает нам ответы на них в своём романе.
    Нам известно, какое смысловое значение вкладывает человечество в слово „нравственность“. Последнее есть не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, хочется подчеркнуть явственней ту идею, что свобода воли, и, как следствие, свобода выбора есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать „по совести“ или „идти в разрез“ с нею определяет наш духовно-нравственный уровень, эта мысль очень важна.
    Произведение Булгакова уникально даже с позиции жанровой точки зрения — в состав „Мастера и Маргариты“ входят два романа — роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Тем не менее, на протяжении чтения всей книги Булгакова красной нитью проходят рассуждения главных персонажей о добре и зле, честности и лицемерия, нравственном выборе, вере в Бога. Явный тому пример, спор поэта Бездомного и Воланда о бытии Божием:
    -…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?
    – Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.
    – Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»
    Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи — отрицание возможности существования Бога, раздражённость упоминанием в разговоре о Нём, небрежность к данной теме. «Лишь человек — вот правда», «Религия есть опиум для народа», «Живи в своё удовольствие», «Нравственность есть продукт общественных отношений», — вот убеждения нигилистического атеизма. Другой пример, выступление Воланда в театре Варьете, «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Недаром упомянуто слово «разоблачение», в данном случае оно объясняет смысл этой сцены в романе — люди, обезумевшие от «денежного чуда с потолка», хватающие летящие деньги, а затем дамы, прельщённые бесплатной одеждой и духами, скидывали с себя свои вещи! Ну, а после всерьёз дьявольская шутка, эти люди остались ни с чем — голые, прячась в телефонных будках и с пчёлами в кошельках вместо схваченных денег, они «разоблачили» сами себя. Разоблачили тем, что главные их ценности и их выбор это деньги, земные блага, красивая одежда, тёплое местечко в своём мирке. Булгаковский Мефистофель буквально «раздел» людей как и физически, так и духовно: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Не правда ли то, что эти слова актуальны и до сих пор?
    В романе существует и другая аллегория человеческого выбора между добром или злом: «Коровьев выразительно ухмыльнулся, наклоняя стан, и опять похолодело сердце Маргариты.
    — Короче! — вскричал Коровьев, — совсем коротко: вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?
    — Не откажусь, — твердо ответила Маргарита».
    В данном случае речь шла о добровольном согласии Маргариты быть королевой на балу у дьявола, быть хозяйкой этого торжества. После на героиню вешают «кандалы», «вериги», одевают стальные сапоги, железный венец на голову — все это символизирует добровольное принятие человеком тяжести греха, его трудности для души. На таких аллегориях Булгаков демонстрирует способность духа и разума человека иметь свою свободную волю, иметь свой выбор. Автор продолжает идеи Достоевского о человеческой душе: «Бог с дьяволом борются, а место борьбы — сердца людей».
    Каждый человек решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя. Другим этого не дано. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Мастер уже разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично — Добро или зло? Конечно, Добро, утверждает его герой, Иешуа Га-Ноцри: «Злых людей нет на свете». Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. Эту мысль и пытался донести Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Но проблема остаётся одна — наша воля. Воля быть с добром и истиной или со злом и неправдой. Данный вопрос решает человек сам для себя на протяжении всей своей жизни.

  10. Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».
    Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд , оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.
    Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.
    Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.
    Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».
    Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

  11. Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным их апофеозом, без всяких сомнений, можно считать роман «Мастер и Маргарита».
    Это произведение создавалось на протяжении двенадцати лет. Роман стал итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Он раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. Прочтение «Мастера и Маргариты» необычайно обогащает каждого человека духовно, наполняет его большим количеством новых, свежих идей.
    Сам автор «умудрился» объединить в своем произведении невероятное количество самых разнообразных тем. Основной из них является проблема выбора.
    Каждую минуту на страницах романа герои делают выбор в сторону добра или зла, правды или лжи, честности или комфортного существования.
    Главный герой произведения пишет роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Тем самым он делает выбор в сторону высокого искусства. Ведь в то страшное время, которое описывает Булгаков (Москва 20-30-х годов), писатель должен был «творить» лишь на пользу партии. Огромное количество тем было запрещено, говорить можно было лишь об избранных социальных проблемах. Но Мастер – истинный художник, поэтому он не может писать в угоду времени. Из-за этого герой не был принят в кружок псевдолитераторов.
    Для того чтобы лучше осознать, почему талантливый Мастер становится изгоем в литературных кругах Москвы, нужно обратить внимание на представителей МАССОЛИТа. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»! Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?»
    Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!… Крайне символичен образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди, выбравшие не творчество, а теплое, беззаботное существование, должны владеть умами целых поколений!
    Важно заметить, что в итоге Мастер был награжден за свои страдания покоем. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь и халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно.
    Награжден был не только Мастер, сделавший свой выбор в пользу истинного творчества. Вместе с ним удостоена наградой та, что всегда любила его. Маргарита на протяжении всего романа выбирает любовь и верность своему возлюбленному. Ради него она становится ведьмой, играет роль темной королевы на балу у сатаны.
    Свой выбор должен сделать и Иван Бездомный. Этому герою дается шанс одуматься, переосмыслить свою жизнь, и он использует его. Находясь в сумасшедшем доме, Иванушка очищается от всего наносного, неискреннего. Он становится учеником Мастера, отказывается от литературной карьеры и после выхода из больницы становится большим ученым-историком.
    Ярчайшим образом, раскрывающим проблему выбора в романе, является пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Впервые мы встречаемся с этим героем во второй главе, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. По ходу развития событий данной главы мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри.
    Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти…
    Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям. Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа.
    Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.
    После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. Что может быть страшнее? Игемон сделал выбор в пользу своего хорошего социального положения. И за это он будет наказан бессмертием и вечными мучениями. Каждый день, каждую минуту прокуратор будет расплачиваться за свою трусость.
    В своем удивительном романе Булгаков затронул огромное количество проблем. Но проблема выбора занимает особое место в романе. Она помогает полностью раскрыть образы героев и наполняет роман необычайной философской глубиной.
    Беру!

  12. Бессмертный роман «Мастер и Маргарита» до сих пор будоражит сознание читателей и оставляет ряд вопросов нравственности выбора героев. Каждый герой великого произведения, так или иначе, совершает поступки, которые позволяет его совесть. Роман поднимает вопросы морали, лежащей в основе совершаемых поступков, и ставит во главу угла проблемы человеческой ответственности.
    В произведении Булгакова существуют сразу два отдельных романа, каждый из которых имеет свой независимый сюжет и действующих лиц.
    Одним, из которых, является рассказ о Понтии Пилате. Это известный человек в своем кругу, он имеет определенную власть и значимость в обществе. К нему на суд попадает молодой человек Иешуа. Ему приписывают серьезные обвинения, и народ жаждет кровавой расправы.
    В разговорах с обвиняемым, Понтий Пилат находит некое успокоение и гармонию. Это общение дарит ему радость. Это уже давно забытое для него чувство. Судья не испытывает удовлетворения от собственной жизни и только беседы с Иешуа придают существованию Понтия некий смысл.
    Но он не хочет рисковать карьерой ради спасения невинного. Судья отправляет Иешуа на казнь, не смотря на то, что сердце его желает обвиняемому только добра. Понтий делает свой выбор в пользу зла из-за трусости и слабохарактерности.
    Второй роман внутри произведения так же ставит своих героев перед не простым выбором. Маргарита преданно любит Мастера, но при этом живет с ненавистным мужем. Она с радостью пользуется кремом, предложенным слугой Воланда и совершает анти моральные поступки, пролетая оголенной над Москвой.
    Зрители Варьете с радостью смотрят на трюки черной магии и восхищаются происходящим. Всем плевать на то, что случается с ближним. Каждый живет своей жизнью, забыв об отзывчивости к чужому горю и совершая ряд безнравственных поступков.
    Общество, которое лишило Мастера нормальной жизни, нисколько не раскаивается в содеянном. Автор красочно показывает, сколько моральных границ могут перешагнуть люди. Но так же обращает внимание на сожаление многих персонажей и желание вернуть время вспять, дабы изменить собственные поступки. Особенно ярко это выражено в раскаянии Понтия Пилата.

  13. Главное условие нравственности – желание стать нравственным. Сенека.
    Делом жизни писателя был роман «Мастер и Маргарита», принесший своему создателю мировую славу. «Мастер и Маргарита»- философская поэма в прозе о любви и долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением неправды и одурачивания людей в обществе, порывом к свету и добру, проще говоря, роман о тех вечных ценностях, которые дороги каждому нравственному человеку. Но что есть нравственность? На чём основана эта идея? Необходима ли нам совесть? Булгаков задаётся этими вопросами и показывает нам ответы на них в своём романе.
    Нам известно, какое смысловое значение вкладывает человечество в слово «нравственность». Последнее есть не что иное, как внутренняя установка личности действовать согласно своей совести и свободе воли, но, хочется подчеркнуть явственней ту идею, что свобода воли, и, как следствие, свобода выбора есть основа нравственных или безнравственных дел. Только лишь наша готовность поступать «по совести» или «идти в разрез» с нею определяет наш духовно-нравственный уровень, эта мысль очень важна.
    Произведение Булгакова уникально даже с позиции жанровой точки зрения – в состав «Мастера и Маргариты» входят два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Тем не менее, на протяжении чтения всей книги Булгакова красной нитью проходят рассуждения главных персонажей о добре и зле, честности и лицемерия, нравственном выборе, вере в Бога. Явный тому пример, спор поэта Бездомного и Воланда о бытии Божием:
    -…ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на Земле?
    – Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень понятный вопрос.
    – Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, необходимо иметь точный план на некоторый срок. Как же может управлять человек, если он не может знать, что будет с ним на завтрашний день?»
    Булгаков иллюстрирует пример проявления крепко вбитой идеологии советского атеизма в головы граждан России сталинской эпохи – отрицание возможности существования Бога, раздражённость упоминанием в разговоре о Нём, небрежность к данной теме. «Лишь человек – вот правда», «Религия есть опиум для народа», «Живи в своё удовольствие», «Нравственность есть продукт общественных отношений», – вот убеждения нигилистического атеизма. Другой пример, выступление Воланда в театре Варьете, «Сеанс чёрной магии с разоблачением». Недаром упомянуто слово «разоблачение», в данном случае оно объясняет смысл этой сцены в романе – люди, обезумевшие от «денежного чуда с потолка», хватающие летящие деньги, а затем дамы, прельщённые бесплатной одеждой и духами, скидывали с себя свои вещи! Ну а после всерьёз дьявольская шутка, эти люди остались ни с чем – голые, прячась в телефонных будках и с пчёлами в кошельках вместо схваченных денег, они «разоблачили» сами себя. Разоблачили тем, что главные их ценности и их выбор это деньги, земные блага, красивая одежда, тёплое местечко в своём мирке. Булгаковский Мефистофель буквально «раздел» людей как и физически, так и духовно: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Не правда ли то, что эти слова актуальны и до сих пор?
    В романе существует и другая аллегория человеческого выбора между добром или злом: «Коровьев выразительно ухмыльнулся, наклоняя стан, и опять похолодело сердце Маргариты.
    — Короче! — вскричал Коровьев, — совсем коротко: вы не откажетесь принять на себя эту обязанность?
    — Не откажусь, — твердо ответила Маргарита».
    В данном случае речь шла о добровольном согласии Маргариты быть королевой на балу у дьявола, быть хозяйкой этого торжества. После на героиню вешают «кандалы», «вериги», одевают стальные сапоги, железный венец на голову – все это символизирует добровольное принятие человеком тяжести греха, его трудности для души. На таких аллегориях Булгаков демонстрирует способность духа и разума человека иметь свою свободную волю, иметь свой выбор. Автор продолжает идеи Достоевского о человеческой душе: «Бог с дьяволом борются, а место борьбы – сердца людей».
    Каждый человек решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. Другим этого не дано. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный. Мастер уже разрешил для себя главный вопрос жизни: что в ней первично и что вторично – Добро или зло? Конечно, Добро, утверждает его герой, Иешуа Га-Ноцри: “Злых людей нет на свете”. Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. Эту мысль и пытался донести Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Но проблема остаётся одна – наша воля. Воля быть с добром и истиной или со злом и неправдой. Данный вопрос решает человек сам для себя на протяжении всей своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *