Сочинение на тему профессионализмы 6 класс

5 вариантов

  1. Профессиона?л — человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-то области деятельности мастером, специалистом высокого класса, подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.
    Считается, что профессионал отличается от любителя тем, что зарабатывает на жизнь своими навыками и квалификацией. Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.
    При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность. которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения. требует длительного периода теоретического и практического обучения.
    В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) , проявляющаяся в деятельности и общении. Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

  2. Профессионализмы — слова и словосочетания, связанные с про­изводственной деятельностью людей определенной профессии или сферы деятельности. В отличие от терминов, профессионализмы обычно являются специализированной частью разговорной лексики, а не литературной.
    В основе многих профессионализмов лежит какое-то яркое образ­ное представление об именуемом объекте, причем оно часто бывает случайным или произвольным. Примерами таких экспрессивных слов могут служить лапки и елочки (названия видов кавычек в профессио­нальной среде полиграфистов и корректоров); дать козла (у летчиков это означает ‘жестко посадить самолет’, т.е. посадить так, что само­лет подпрыгивает на земле); недомаз и перемаз (в речи летчиков эти слова означают соответственно недолет и перелет посадочного знака); шкуродёр (у спортсменов-байдарочников так называется мелководный и каменистый участок реки). Своей экспрессивностью профессиона­лизмы противопоставлены терминам как словам точным и в основном стилистически нейтральным. Некоторые лингвисты считают, что про­фессиональная лексика является «полуофициальной» по сравнению с терминологией: это неофициальные синонимы официальных научных наименований.

  3. Всероссийская научно-социальная программа для молодёжи и школьников
    «Шаг в будущее»
    X1 школьная конференция молодых исследователей
    Профессионализмы в речи членов моей
    семьи и семей одноклассников
    Автор: Довлатбекян Грета, 6Г класс
    МОУ «Солнечная СОШ№1» Сургутского района
    Консультант: Ушакова Татьяна Александровна,
    учитель русского языка и литературы  первой категории
    п. Солнечный
    2011 г.
    Содержание
    Стр.
    1.Введение                                                                                        1-2
    2.Термины и их употребление                                                                3
    3. Виды терминов                                                                                4
    4.Профессионализмы и профессиональный жаргон                                        5-8
    5. Профессионализмы в речи членов моей семьи и семей одноклассников                  8-10
    6. Заключение                                                                                11
    7. Список литературы                                                                        12
    Введение
    Лексика литературного языка по употребительности неоднородна. Одни литературные слова употребляются всеми говорящими на литературном языке, другие – отдельными группами людей, владеющими той или иной профессией, специальностью. Первую группу литературных слов составляют общеупотребительные слова, вторую – профессиональные, или специальные. Знакомство с профессиональными словами обеспечивает понимание их роли в повседневной жизни общества.
    Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения со взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.
    Согласно Д.Б. Эльконину, в школьные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление школьников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство школьников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).
    Цель моей работы: выявить особенности профессиональных слов , научиться различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику.
    Поставленные задачи: изучить профессионализмы и специальные слова (термины);
    научиться находить в толковом словаре специальные слова, обосновывать их использование  в разговорном и художественном стилях речи;
    понимать их роль в повседневной жизни общества.
    Собирая словарный материал и исследуя появление специальных слов, терминов я увидела, что профессионализмы и специальные термины используются в художественной литературе не только для речевой характеристики персонажей , но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке, также увидела ,что при общении учащихся между собой у  них уточняются знания о профессиях как своих родителей ,так и о профессиях родителей одноклассников.  Сбор словарного материала помог школьникам обогатить их словарный запас, расширил знания о профессиях, что в будущем поможет ориентироваться в выборе профессии.
    2. Термины и их употребление. Дефиниция
    Профессиональная лексика, используемая в речи специалистов для обозначения профессиональных предметов и явлений, подразделяется на две группы: термины и профессионализмы.
    Термины – слова или словосочетания, точно называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. Термины составляют ядро значений специального (отраслевого) языка и передают основное содержание науки или отрасли знаний.
    В современном мире в результате роста научно-технических знаний свыше 90% новых слов, появляющихся в языках, составляют именно специальные слова – термины. Потребность в освоении терминов у современного человека гораздо выше, чем в освоении общеупотребительных слов. Рост числа терминов некоторых наук обгоняет рост числа общеупотребительных слов языка, а в некоторых науках число терминов превышает число неспециальных слов. Бурное образование новых профессий (в среднем каждые 25 лет число их удваивается) влечет за собой их потребность в собственной терминологии.
    В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначенной им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Дефиниция – это суть, значение термина, его точное толкование. В любом терминологическом, профессиональном или научном словаре словарная статья – это и есть дефиниция.
    Развитие науки и техники, возникновение новых отраслей знаний всегда сопровождаются обильным появлением новых терминов. Поэтому терминология – одна из самых подвижных, быстрорастущих и быстроизменяющихся сфер языка. Можно привести только одни наименования новых наук и отраслей знаний: автоматика, аллергология, аэрономия, биокибернетика, бионика, соционика, гидропоника, голография, кардиохирургия, космобиология, плазмохимии, спелеология, эргономика.
    3.  Виды терминов.
    В составе терминологической лексики можно выделить два слоя: общенаучные термины и специальные термины.
    Общенаучные термины используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом: эксперимент, адекватный, эквивалент, прогнозировать, гипотетический, прогрессировать, реакция и т.д. Эти термины образуют общий понятийный фонд различных наук и имеют наибольшую частотность использования.
    Специальные термины закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники. Например, в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, местоимение. В медицине: инфаркт, миома, пародонтит, кардиология и пр.
    Своеобразной приметой нашего времени стало распространение терминов за пределами научной сферы. Это дает основание говорить об общей терминологии современной речи. Так, немало слов, имеющих терминологическое значение, получили широкое употребление без каких бы то ни было ограничений: трактор, радио, телевидение, кислород – эти слова сегодня абсолютно уже не воспринимаются как термины.
    Для объяснения значений терминов существует специальный вид словарей — терминологические словари. По типу эти словари являются лингвистическими (толковыми). В них объясняется значение, иногда происхождение тех или иных терминов. Разумеется, терминологические словари составлены для отдельных отраслей знаний. «Общий» терминологический словарь представить трудно.
    4.  Профессионализмы и профессиональный жаргон.
    Профессионализмы — это специальные слова, используемые в разговорном обиходе профессионалов. Профессионализмы являются «неофициальными» названиями специальных явлений и понятий профессии, составляют профессиональный жаргон.
    Важное отличие профессионализмов от терминов заключается в том, что профессионализмы уместны преимущественно в разговорной речи людей той или иной профессии, являясь иногда своего рода неофициальными синонимами специальных наименований. Нередко их отражают словари, но обязательно с пометой «профессиональное». В отличие от терминов — официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. Эти слова составляют лексический пласт, который также иногда называют профессиональным слэнгом или профессиональным жаргоном.
    Профессионализмы, как и термины, можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи экономистов, финансистов, спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. В особую группу выделяются техницизмы — узкоспециальные наименования, применяемые в области техники.
    Профессионализмы чаще всего служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т. п. Иначе говоря, они обозначают такие явления, для поименования которых использование терминов хоть и возможно, но громоздко и непринципиально. Кроме того, профессионализм часто является результатом творческого переосмысления, «освоения» узкоспециального явления. Таковы слова запаска (запасное колесо у автослесарей и шоферов), загон (запасные сверстанные тексты у редакторов газет), лапки и елочки (виды кавычек у корректоров и полиграфистов). Такие профессионализмы, легко и по-свойски замещая термины, делают специальную речь более живой, простой и освоенной, более легкой для быстрого употребления и понимания. Например, в речи полиграфистов используются следующие профессионализмы: концовка — графическое украшение в конце книги, забитый шрифт — стершийся, выработанный шрифт при устаревшей линотипной печати и т.п. Журналисты заготовку будущего текста, черновик называют рыбой или собакой. Инженеры шутя называют самозаписывающий прибор ябедником. В речи летчиков бытуют слова недомаз, перемаз, означающие недолет и перелет посадочного знака, а также: пузырь, колбаса — шар-зонд, дать козла — жестко посадить самолет, в результате чего он подпрыгивает после касания земли и т д. Многие из этих профессионализмов имеют оценочную или заниженную тональность.
    В профессиональной речи актеров используют сложносокращенное наименование главреж; в разговорной речи строителей и ремонтников употребляется профессиональное наименование капитального ремонта капиталка; специалисты, выстраивающие и поддерживающие компьютерные системы в фирмах, — это сисадмины. На рыболовецких судах рабочих, которые потрошат рыбу (обычно вручную), называют шкерщиками. Банкиры в беседе между собой вместо термина автокредитование употребят слово автокреды, чиновники называют жилищно-коммунальное хозяйство коммуналкой, а социальную сферу — социалкой и т.д.
    Многие профессиональные слова вошли в широкий деловой и разговорный обиход: выдать на-гора, штурмовщина, текучка и т.п.
    Профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя или слушателя. Однако информативность узкопрофессиональных наименований снижается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому профессионализмы уместны, скажем, в многотиражных отраслевых (ведомственных) газетах и не оправданы в изданиях, ориентированных на широкие читательские круги.
    Профессионализмы, будучи преимущественно словами для разговорного употребления, нередко имеют сниженную стилистическую окраску, являясь, по сути, жаргонными словечками. Это также надо учитывать при использовании профессионализмов в официальной ситуации или в официальных публикациях. Они могут оказаться не только непонятны за пределами профессиональной аудитории, но и прозвучат рискованно для репутации человека, употребляющего их.
    С другой стороны, умелое употребление профессионального жаргона может даже придать официальной речи сочность, колорит, поможет продемонстрировать знание предмета, характерное для профессионала, имеющего регулярный и непосредственный контакт с рабочей средой. Топ-менеджер одной крупной нефтяной компании, профессор и доктор наук, рассказывал, что когда выезжаешь в командировку на север, то на буровой ни в коем случае нельзя говорить добыча — нефтяники просто не станут с тобой разговаривать. Надо обязательно говорить так, как они: добыча. Тогда ты — человек из отрасли, и тебя признают своим.
    В художественной прозе профессионализмы и специальные термины используются не только для речевой характеристики персонажей, но и для более точного описания производственных процессов, отношений людей в служебной и профессиональной обстановке. Известно, что русский писатель А.И.Куприн, чтобы точно описать героев своих произведений, становился матросом, рыбаком, офицером и лесозаготовщиком. Он записывал в специальную книжечку слова – профессионализмы, а потом они появлялись в речи  купринских персонажей. Владимира Высоцкого все слои населения – от медиков и скалолазов до воров- принимали «за своего парня», потому что в своих песнях он точно использовал разную профессиональную, а также просторечную и жаргонную лексику.
    Хотя специальная и профессиональная лексика имеют ограниченную сферу употребления, между ними и общеупотребительной лексикой существует постоянная связь и взаимодействие. Литературный язык осваивает многие специальные термины: они начинают употребляться в не свойственных им контекстах, переосмысляться, в результате чего перестают быть терминами.
    Раз профессионализмы не всегда закреплены в словарях, для этого узнаем у родителей, какие слова они используют в своей профессиональной деятельности, разграничим их на специальные и профессиональные.
    Опрос родителей и родственников помог собрать интересный материал для толкового словаря. При совместном времяпровождении дети-сверстники влияют друг на друга, обмениваются сведениями, которые у них имеются. При этом они являются источниками информации, трансформированной через индивидуальные призмы восприятия. Уровень знаний у них приближается к некоему среднему значению, что и обусловливает примерно равную степень сложности сведений, которыми они обмениваются. С возрастом эта характеристика повышается. Значит, на более младших школьников, старшие уже могут влиять как более опытные и авторитетные товарищи. Отсюда — возможность оказания информативного влияния.
    И, наконец, источник различных данных о профессиях — сами дети. Так, узнав от кого-либо о каком-то виде работы, ребята при первой же возможности стараются увидеть, как она протекает и кто ее выполняет.
    Этот процесс усвоения профессиональных слов можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов: получения сведений о профессиях от родителей; от сверстников и ребят более старшего возраста; из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.
    Родители, воспитатели, другие взрослые и дети, равно как и сам ребенок, — источники информации, которая воспринимается индивидуально, в зависимости от уже сложившихся представлений. Следовательно, даже у двух ребят не может быть одинаковым усвоение одного и того же материала, оно сугубо индивидуально. Восприятие эффективно, если ребенок заинтересован темой информации и относит ее к категории «важной». Без этого усвоение минимально и знания непрочны. Усвоение информации происходит при творческой ее обработке.
    5. Профессионализмы в речи членов моей семьи и семей одноклассников.
    Работы учеников 6 класса.
    Моя мама работает бухгалтером. В её речи я часто слышу такие слова:
    ауди?т, ауди?торская прове?рка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта;
    производство – это один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги;
    амортиза?ция –  перенесение по частям, по мере физического и морального износа, стоимости основных средств на стоимость производимого продукта; структура выплат, связанная с погашением финансовых заимствований.
    Мой папа работает криминалистом. Это очень интересная и важная профессия. От криминалиста зависит  многое в работе следователя. В его речи я часто слышу такие слова:
    суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке;
    габитоскопия — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, использования и исследования данных о внешнем облике в целях раскрытия и предупреждения преступлений;
    дактилоскопи?я — метод идентификации человека по отпечаткам пальцев (в том числе по следам пальцев рук), основанный на уникальности рисунка кожи;
    уголо?вное преступле?ние — правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
    Мой дядя – бывший моряк. Сейчас он в плавание не ходит, но некоторые профессиональные слова моряков употребляет и поныне:
    лечь в дрейф – расположить паруса таким образом, чтобы судно и без якоря оставалось на одном месте;
    нефтянка – судно или паровоз, работающий на нефти;
    снасти – веревки;
    отдать чалки – отвязать причальные канаты и тросы речного судна или лодки.
    Мой папа- инспектор ГИБДД. Его работа опасна и трудна, но он любит эту профессию. В его речи  я часто слышу такие слова:
    инспе?ктор — должностное лицо, занимающееся надзором, контролем (контролёр, наблюдатель, надзиратель, смотритель);
    ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
    Доро?жно – тра?нспортное происше?ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб;
    летучка – короткое совещание для работников управления;
    сводка – отчет о происшествиях на дорогах;
    опер – оперативный следователь.
    Мой дедушка-водитель с 30 летним стажем. Он любит свою работу, никогда не нарушает правила дорожного движения. В своей речи он часто использует профессиональные слова и профессиональные  жаргонизмы:
    запаска – запасное колесо у автомобилей;
    габариты – световые индикаторы (на самом деле габаритами называют размеры автомобиля – длину, ширину, высоту);
    пробка – затор на дорогах, когда автомобили движутся с минимальной скоростью или вообще стоят;
    курятник – кабина оборудованная спальным местом;
    Машка (теща) – кувалда;
    мясорубка – ручной стеклоподъемник;
    глухонемой – машина без рации.
    Мой папа работает электромонтером. Он приносит пользу людям. В его речи встречаются такие профессиональные слова:
    вольт  — единица измерения электрического напряжения ;
    электри?ческий ток — упорядоченное нескомпенсированное движение электрически заряженных частиц, например, под воздействием электрического поля;
    диспетчер – специальный сотрудник, ответственный за получение и передачу сообщений, слежением за движением транспортных средств, оборудования и запись всей поступающей информации.
    Заключение
    Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
    Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает не только дошкольный период, но и школьный. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство ребят с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение учащимися  опыта общения с людьми. Школьники получают возможность расширить словарный запас и уточнить знания о профессиях. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
    Школьный возраст благоприятен для педагогического воздействия. Учащиеся учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые пригодятся в дальнейшем.
    С помощью данной работы мы осуществили сбор словарного материала при опросе родителей и родственников. В дальнейшем, благодаря данному проекту у учеников обогатится словарный запас и школьник сможет уже ориентироваться в выборе профессии.
    Список литературы
    1. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.
    2. 10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Школьное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69.
    3. Русский         язык. – Ч.1./Л.Л.Касаткин, Л.П.Крысин, М.Р.Львов, Т.Г.Терехова //Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.:Просвещение, 1989.

  4. Есть тихие дети. Дремать на плече
    У ласковой мамы им сладко и днем.
    Их слабые ручки не рвутся к свече, —
    Они не играют с огнем.
    Есть дети — как искры: им пламя сродни.
    Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»
    Они своенравны (ведь искры они!)
    И смело хватают огонь.
    Есть странные дети: в них дерзость и страх.
    Крестом потихоньку себя осеня,
    Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
    И плача бегут от огня.
    Марина Цветаева
    Быстротечность времени и постоянный процесс перемен социальных условий ускорение темпа времени, увеличение потока информации… и во всем этом дети! В таких условиях может работать только педагог с высоким профессионализмом.
    Я задала себе вопрос: Какой я вижу работу педагога-профессионала?
    Я вспоминаю свой первый рабочий день. Когда уверенной походкой иду в школу с мыслью: «Я ночами зубрила методики, практика прошла замечательно, в университете училась хорошо. Да, тридцать детей, но я же профессионал своего любимого дела!»
    Но уже к середине рабочего дня моя уверенность вмиг исчезла. Меня не испугали документы, тетради и прочая бумажная волокита. А эти маленькие «молекулы», которые несут в этом мире какую-то важную миссию. Каждый со своим характером, настроением и потребностями. Так, толком не наладив образовательный процесс, ушла с мыслями, что школа – это не мое.
    На дальнейшую мою работу повлияли слова бабушки, которая посоветовала, чтобы я вспомнила уроки своих любимых учителей. В памяти начали всплывать картинки из школьной жизни: невероятные факты из истории, которых не найдешь в учебнике, увлекательные задания учителя информатики, несмотря на сложность, колкие шутки учителя физики и волшебные литературные вечера, организованные преподавателем русского языка. Вот они — великие профессионалы, когда они входили в класс, глаза ребят наполнялись интересом к новым знаниям.
    Это то, что мне нужно! Я заинтересовала учеников интересной информацией, устроила соревнования, заняла их увлекательной работой и благодаря этому, следующий рабочий день прошел отлично. Я обратила внимание, что работая с детьми младшего школьного возраста, понимаешь, насколько важен каждый миг. Ведь на уроках общение и воспитание сведено к минимуму и учителю важно так спланировать ход работы, чтобы ничего не ушло из вида, не осталось незамеченным. Для меня очень важен общий настрой, атмосфера, настроение каждого ученика. Создать такие условия не просто, а вот испортить можно даже одной фразой. Гораздо полезнее поддержать, подбодрить ребенка, вместе поискать выход из положения. Главное для учителя — спокойствие, выдержка, доброжелательность, поддержка, уважение и добрый совет. А когда работа закончена, очень важно подвести итог. Я считаю, что профессионал  помогает развивать ребенка всесторонне, формировать интерес к  новому, что очень важно в учебной деятельности.
    Для себя я решила, что высокий профессианализм – это не только знание теории, а в первую очередь, это творческий подход к своей работе, нестандартные решения в любой ситуации и безграничная любовь к детям.
    Со временем ребята мне стали напоминать не «молекулы», движущиеся в беспорядке, а светящееся пламя свечек: некоторые горят ровно и их свечение нужно только поддерживать, а вот почти погасли и их интерес срочно нужно разжигать. Есть огоньки, которые так ярко горят, что в состоянии зажечь все вокруг! Иногда они меняются  по яркости. Но это так впечатляюще, когда чувство праздника каждый день. Чтобы понять хороший ли ты учитель, достаточно увидеть интерес в глазах детей.
    Для меня работа педагога – это не только профессиональная деятельность, но и искусство, творчество. Я не просто педагог – я учитель, творец. Мой творческий подход к образованию – это палитра красок. Меняя краски, я открываю этот мир по-новому. Я удивляюсь и наслаждаюсь яркими многообразными, разноцветными картинами новых знаний. Именно этот мир я стремлюсь подарить детям.

  5. Развернутый план  урока русского языка
    в 6 классе по теме:
    «Профессионализмы»
    (по учебнику Т. А. Ладыженской)
    учителя русского языка и литературы
    МКОУ Верхнетерешанская ООШ
    Старокулаткинского района
    Ульяновской области
    Аксяновой Гузель Саитовны
    Целевая установка:
    Обучающие цели.
    Знания:  дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах.
    Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.
    Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).
    Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов – 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний,  предложений, умение озаглавить текст, определить  его тему).
    Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
    Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
    Развивающие цели:
    развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
    создание психологически комфортной обстановки на уроке.
    III. Воспитательные цели:
    воспитывать внимание к окружающему миру;
    развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
    воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
    приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского       народа.
    Оборудование урока: оформленная доска, учебник
    (Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).
    Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.
    Ход урока.
    Организационный момент
    Приветствие
    Отчет дежурного о готовности к уроку.
    Создание положительного психологического настроя учеников
    II.  Опрос
    Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос по теме «Лексикология»
    – Что изучает лексикология?
    – Какие разделы лексики мы изучали в прошлом году?
    – Какие слова называются общеупотребительными?
    – Какие разделы необщеупотребительной лексики нам уже знакомы?
    III.Изучение нового материала
    Проведение игры «Отгадай профессию». Поговорим мы сегодня о профессиях.
    А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
    Б)  Лешему Римский – Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.
    – Как вы это определили?
    2.Слово учителя о профессионализмах. Запись в тетради темы урока.
    3.Знакомство с целями урока.
    4.Заполнение справочников:
    Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
    5.Работа по парам.
    В каждом из конвертов – название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
    Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы;
    опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат;
    кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор;
    романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья;
    скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель;
    нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование.
    Проверка. Каждая пара читает 1 столбик. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку.
    Правильный ответ:
    музыканты врачи снаряд
    военные математики бронхит
    прививка ингаляция шофёры
    фурункул квадрат опера
    уравнение юристы умножить
    равенство микстура феодализм
    аккумулятор окружность кларнет
    романс скрипка реформа
    император батальон карбюратор
    шиномонтаж крестьяне воевода
    историки бампер тормоз
    адвокат патрон прокурор
    судья нота десант
    свидетель обжалование артиллерия
    Закрепление изученного материала
    Работа с учебником.
    Выполнение упражнений 67, 68.
    Работа с текстом
    Тетя Поля – хирург, а моя мама – заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться – и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
    -Ну, Алик, как твой кариес?
    Я только плечами пожал:
    -Никакого кариеса у меня нет.
    -Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
    Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.
    Но, по – моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: “Ты вылечил зуб?” Но я не стал спорить! Их не переубедишь.
    – Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?
    V. Итог урока
    – С какими словами познакомились сегодня на уроке?
    VI. Рефлексия.
    Продолжите предложение, используя профессионализм:
    Я считаю данный урок…
    VII. Домашнее задание
    П. 15, упр. 69
    VIII. Оценивание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *