Сочинение на тему прогресс и регресс

11 вариантов

  1. “Регресс имел место в обществе также часто, как и прогресс” Г. Спенсер

    В своем высказывании автор затрагивает проблему регресса и прогресса в обществе. Он говорит о том, что общественные регресс, столь частое явление, как и прогресс общества. Что эти два направления общественного процесса встречаются довольно часто по отношению друг к другу. Что в мире столько же прогрессирующих обществ, сколько и регрессирующих.
    Я полностью согласен с высказываем Г. Спенсера, ведь он имеет в виду, что общество это динамическая система, в которой происходят общественные процессы в виде регресса и прогресса.
    Как мы знаем из курса обществознания, под общественным процессом понимается череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей. Прогресс же, в свою очередь, это развитие от низших форм к высшим, от простого к сложному. А регресс, наоборот, представляет собой процесс деградации.
    Два противоположных явления в виде прогресса и регресса встречаются в истории развития обществ довольно часто.
    Возьмем например историю России. Времена правления Петра I многими учеными-историками воспринимаются как время прогрессивного развития России: реформы образования, создание флота и армии.
    Однако, несложно привести и противоположный пример из истории нашего государства. Так распад СССР и “лихие” последствия после него, которые мы ощущаем по сей день, несомненно относятся к периоду регрессивного направления общественного развития.
    Данная проблема актуальна и сегодня, взять к примеру ситуацию на Украине, в Сирии, Молдавии и т.д.
    ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ

  2. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.) – Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико) , предсказывая скорый “конец истории” либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) . Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О “закате Европы” писал и О. Шпенглер. Особенно ярок “антипрогрессизм” К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

  3. СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………………2
    1. Теории общественного прогресса и регресса……………………………………….3
    2. Прогресс и регресс в эволюции живых организмов………………………………..5
    3. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций………………………………7
    3.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта….8
    3.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи…9
    4. Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии…11
    Заключение……………………………………………………………………………14
    Список использованной литературы…………………………………………………16
    Введение
    Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс — последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.
    Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.
    Прогресс и регресс — (лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса — движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).
    Целями данного реферата являются: раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение специфики данных понятий в отношении различных сфер общественной жизни (политики, экономики, культуры, социума).
    1. Теории общественного прогресса и регресса.
    Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй – «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
    Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
    С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.
    Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.
    Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.
    Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и регрессе в жизни общества.
    В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».
    Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
    2. Прогресс и регресс в эволюции живых организмов.
    Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, то есть происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в отложениях архейской эры еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр и периодов строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы — от простого к сложному, от примитивного к более совершенному. Именно этот путь развития живой природы и обозначают термином «прогресс».
    Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды (то есть происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками). Такое возрастание приспособленности организмов к окружающей среде А. Н. Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон. Биологический прогресс достигается различными путями, главными направлениями эволюционного процесса. В настоящее время выделяют следующие пути биологического прогресса: арогенез, аллогенез и катагенез.
    Арогенез — путь развития группы организмов с выходом в другую адаптивную зону под влиянием приобретения группой каких-то принципиально новых приспособлений. Такой путь достижения биологического прогресса — ароморфоз или морфофизиологический прогресс. Примером арогенеза сравнительно небольшого масштаба является возникновение и расцвет класса птиц (возникновение крыла как органа полета, совершенного четырехкамерного сердца, что значительно повысило интенсивность обменных процессов и обеспечило теплокровность, развитию отделов мозга, координирующих движение в воздухе).
    В мире растений типичными арогенезами являются выход растений на сушу, возникновение голосеменных, покрытосеменных растений и др.
    К типичным ароморфозам у беспозвоночных относятся: симметрии тела, половая дифференцировка,, переход на легочное дыхание; у птиц и млекопитающих — полное разделение сердца на правую и левую половины с дифференцировкой двух кругов кровообращения, увеличение рабочей емкости легких и др.
    К крупным ароморфозам в развитии растений можно отнести возникновение тканей и органов, закономерную смену поколений в цикле развития, образование цветков, плодов. Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.
    Аллогенез — направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остается прежним. Этот путь достижения биологического прогресса связан с проникновением организмов в какие-либо узкие (дифференцированные) условия среды в результате развития частных приспособлений. Такие частные приспособления называют алломорфозами или идиоадаптациями,
    Катагенез — особый путь эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и резким упрощением строения и образа жизни. Например, у видов, обитающих в пещерах, происходит редукция органов зрения, депигментация, снижается активность передвижения. Примерами катагенеза является также возникновение паразитических форм. У растений-паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев. У паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система.
    Упрощение организации вовсе не означает вымирания данной группы. Напротив, большинство видов паразитических организмов процветает, то есть находится в состоянии биологического пpoгpecca.
    Регресс и его роль в эволюции. Биологический регресс—явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса — отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Эволюционные факторы действуют непрерывно, в результате чего происходит совершенствование приспособлений к изменяющимся условиям среды. Однако когда условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления. Это приводит к сокращению численности видов, сужению их ареалов, угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.
    Морфологический регресс — это упрощение в строении организмов того или иного вида в результате мутаций. Приспособления, формирующиеся на базе таких мутаций, могут при соответствующих условиях вывести группу на путь биологического прогресса, если она попадает в более узкую среду обитания.
    3. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций.
    История относится к числу древнейших наук. Развитие исторической науки на протяжении двух с половиной тысячелетий, естественно, не было ни гладким, ни равномерным. Гибель древних цивилизаций, господство христианского мировидения в средние века в Европе, религиозные войны и буржуазные революции нашли свое отражение в истории не только как грандиозные события прошлых эпох, но и оказали огромное влияние на мировоззрение не только историков, но и всех ученых, сформировали общие принципы развития человеческого общества, проведения научных исследований и формирования научных концепций. Что же касается проблемы существования законов в истории и связанной с ней проблемы объяснения, то среди историков долго господствовало убеждение в непрерывном поступательном эволюционном прогрессе. Этот прогресс распространял свое действие не только на человеческое общество, но и на само историческое познание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробное выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести в конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Эти законы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимо было лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности и непрерывности исторического развития.
    Действительно, история может продемонстрировать изменение исследовательских установок историков и выявить общие законы и принципы формирования тех или иных организационных отношений в человеческом обществе, которые окажутся связанными с общей идейной эволюцией общества. Образование древних цивилизаций привело к созданию историй этих государств. На смену истории Древней Индии, Древнего Египта пришла история Древнего Китая, Священной Римской Империи и Византийской Империи. Осознание роли общественных связей и структур в историческом развитии древних цивилизаций сказалось в проведении специальных исторических исследований, посвященных изучению возникновения, развития и гибели этих обществ. Самыми показательными примерами, наверное, будут примеры прогрессивного, а впоследствии и регрессивного развития трёх великих Древних цивилизаций – Древнего Египта, Древнего Китая и Священной Римской Империи.
    3.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.
    Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Он относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования.
    Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.
    Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет, имевшие по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.
    Историю развития Египта можно разбить на 4 основных периода.
    1. Древнее царство (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешних походов. Как воплощение могущества фараонов строятся пирамиды, их насчитывается около 80. 18 век до н.э. ознаменован окончанием строительства пирамид.Постепенно Древняя Цивилизация приходит в упадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг. до н.э. являются временем первого распада Египта.
    2. Среднее Царство (2050-1580 г до н.э.) характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этот период на территории Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственные работы, обширные строительства. В фаюмском оазисе создаются нории — водяные колеса. С 16 в до н.э.начинается объединение Египта.
    3. Новое царство (16-11 в до н.э.) знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.
    4. Позднее Царство (11-4 в до н.э.) — власть фараонов становится всё слабее, Египет теряет своё могущество. 341 год является годом полного завоевания Египта Персами.
    Наиболее известными памятниками архитектуры Древнего Египта являются пирамиды Гизы, пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна, а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.
    В связи с дифференциацией населения на богатых и бедных, потребности этих слоев населения не совпадают. Первые возводят пирамиды, владеют золотом и драгоценностями, завоёвывают новые земли, что, с одной стороны, развивает культуру, а также расширяет территории государства. Но с другой стороны бедняки, во много раз более многочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжить за счет сельскохозяйственной деятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренние противоречия социального характера привели к снижению обороноспособности страны, к ее внутреннему и внешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинами регресса в историческом развитии Древнего Египта.
    3.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.
    Наверное, ни одна другая цивилизация не вызывала такого огромного интереса, как великая Древнеримская империя. Даже в условиях современного мира, где господствуют самые совершенные технологии, ее дошедшее до нас через века наследие: архитектура, политика, культура и искусство — по-прежнему продолжает привлекать к себе внимание.
    Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апенинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство — это последний образец государства рабовладельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречия рабовладельческого способа производства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи.
    Государственно-правовая надстройка, отражая и закрепяя в интересах экономически господствующего класса основные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при оценке прогресса и регресса в развитии римского государства необходимо выделять следующие периоды:
    1. Разложение родового строя (военная демократия) — от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) — до изгнания последнего предводителя Тарквиния Гордого ( 509 г. до н.э.) Для этого периода характерны ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появление классов, возникновение органов государственной власти, которые всё время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду относится возникновение права, основным источником которого были ” Законы XII таблиц “.
    2. Римская республика (III — I века до н.э.)
    В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ее господства вначале на весь Апенинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты сопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Всё это вело к кризису и крушению Римской империи.
    3. Римская империя (I век до н.э. — V век н.э.) — это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. — 284 г.). Происходит некоторая стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономическая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.
    Обострение классовой борьбы, дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 — 476 годы).
    Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономического и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.
    4. Священная Римская Империя (962-1806 гг.) основана германским королем Оттоном I, подчинившим Севеверную и Среднюю Италию, включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, и швейцарские земли. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в конце 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине 13 в.; Германия, занимавшая господствующее положение в Империи, распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Римская Империя окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
    Таким образом, основными причинами регресса в развитии Римского государства стали социально-экономические противоречия, связанные с переходом от рабовладения к феодализму, а также проблемы социального неравенства и глубокий политический кризис Империи.
    4. Прогресс и регресс в политическом и социально-экономическом общественном развитии.
    Одна из существующих точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека.
    Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы. Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы. Свобода характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Также свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.
    Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. А свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.
    Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого можно говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств.
    То есть, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Теперь, когда изложены различные взгляды на критерий исторического прогресса, стоит задуматься: какая точка зрения дает более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе? Прогрессивные силы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе выделяются те общественные силы, которые называются прогрессивными.
    Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. Противники прогресса – это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения. Применяя универсальный критерий прогресса, можно оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества как все более совершенной организации.
    Заключение
    В качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом. О прогрессе и регрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. Прогресс и регресс — диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. “… Каждый прогресс в органическом развитии,— отмечал Энгельс,— является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях”. Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия прогресса и регресса— интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

  4. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

  5. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др. )- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

  6. Сочинение по теме: «Прогресс и человечество».
    Выполнила ученица 9 б класса Мукменёва Анастасия.
    «Прогресс и человечество». Данная тема очень заинтересовала меня. Вся наша жизнь связана с прогрессом. Очень странно, что я об этом раньше не задумывалась, а сейчас столько мыслей в голове…Прогресс –  не случайность, а необходимость. (Герберт Спенсер)
    Наш XXІ век – это век новых технологий. Техника стремительно врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет досуг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конфликт с моралью, противоречит нравственным понятиям. Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне технического прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова профессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека отдельно от своего тела. Это, конечно, было целесообразно с практической точки зрения. Сама возможность существования головы отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до вечной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречило всем нравственным нормам общества. Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каждый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи человечества в медицине действительно были ошеломляющими. Благодаря развитию химии и физики, человечество победило многие болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жизней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремительно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело переворот в научном мире, однако церковь долгое время была против этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих клиниках мира.
    Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоростью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракторам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техники, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огромное количество жизней: только с нашей стороны погибло более двадцати миллионов человек. Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, возросла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако ежегодно от авиа- и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.
    Прогресс двигается вперед, и мы не представляем сегодня себя без мобильного телефона. Сотовые телефоны уже давно не роскошь, а необходимость. Даже маленькие дети у нас «на связи». То, что использовать сотовые телефоны  удобно, с этим никто не будет спорить. Иногда качество связи оставляет желать лучшего, но это тоже разрешимо, технические службы операторов связи держат курс на улучшение обслуживания клиентов.
    Быть дома, на работе, на отдыхе, на шопинге с мобильником – это для нас давно стало привычкой. Без сотового телефона, как без рук. Но у такой привычки есть и обратная сторона, когда с людьми случаются курьезные ситуации.
    Вы замечали, что в тот момент, когда вы слышите звонок телефона, то непроизвольно рука тянется к сумочке или карману, где обычно у вас лежит телефон. И в какое-то мгновение, вы осознаете, что в вашем сотовом, нет такой мелодии. Т.е. действие выполняется вами машинально. Или вам кажется, что звонил телефон, и вы лезете за ним и проверяете, а на самом деле, он молчал.
    Такая реакция на предполагаемый звонок получила название ringxiety, что означает «ринг – тревожность». Автором этого термина стал некий Дэвид Ларами. Особенно забавно наблюдать, когда чей-то телефон звонит в толпе, и в тот момент сразу несколько человек начинают доставать свои сотовые. Но опасаться тут пока нечего, этот симптом не признан болезнью. Просто каждый из этих людей полностью поглощен какими-то своими мыслями, и действуем машинально. В обычной жизни мы можем себе это позволить.
    В области медицины автоматизм в действиях не допускается, там нужна концентрация внимания и собранность. И новинки технического прогресса должны обеспечивать особую точность в выполнении любых движений, чтобы не навредить пациентам.
    Уже несколько лет ведутся работы по созданию роботов, которые напоминают по форме червей. Европейским ученым удалось создать модели роботов – червей, которые могут ползать внутри желудочно-кишечного тракта человека. Такие модели успешно опробованы на кишечнике свиньи. Хрюшки получили на память видео, отснятое исследователями их внутренностей.
    Ученые говорят о широком применении их разработок в области эндоскопии, так как такие обследования дают более точные результаты и не повреждают органы.
    Также речь идет о создании роботов – червей, и их дальнейшем применении при проведении хирургических операций и  во время лечения  заболеваний.
    Сейчас в наше время в школах существует большое количество компьютеров, интерактивных досок, все возможные дистанционные курсы. А вы когда-нибудь задумывались о том, что во времена наших родителей, бабушек и дедушек такого не было. У них были обычные доски, на которых они писали мелом и стирали обычной тряпкой. И чтобы встретиться с друзьями они приходили к друг другу в гости, а сейчас все общаются в интернете.
    Вообще, технический прогресс – это очень противоречивое явление. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь. Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из художественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов, всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около трети всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что гораздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая людей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, сострадание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутствовал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы на уровне XV-XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы всякую попытку внедрить что-нибудь новое.
    Так что трудно оценить, что важнее – технический прогресс или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразвитое, гуманное общество.
    Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. (Фонвизин Д.И,).
    Свое сочинение хочу закончить стихотворением В. Белова:
    Говорить легко за человечество,
    Зла в избытке в нём, есть что лечить.
    У других, когда своё не лечится,
    Если совесть вроде перебежчицы,
    То ли есть, то ль нет её почти.
    Слабое о ней воспоминание,
    Но оно не греет, не печёт.
    Даже от стыда – одно название
    Отдано барашком на заклание
    Там, где совесть вытеснил расчет.
    Самолюбование, надуманность…
    Хорошо о них порассуждать,
    В сострадании с лицом осунутым.
    Осуждать за Хиросиму Трумэна
    И о Холокосте вспоминать.
    Горше личных мировые горести,
    Скорбь, за человечество тоска
    Не уймётся и не успокоится.
    Со своей договориться совестью
    Много легче, если отыскать…
    Ощущение стыда – есть разница
    Изнутри, снаружи ли прилив
    К возмущению добавил маслица..
    Хорошо за чей-то счёт отмазаться,
    Всё на человечество свалив!
    (Валерий Белов)

  7. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

  8. 8
    Текст добавил: Я не багат ну кайфую как Депутат

    В тех случаях, когда ускорение истории приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых форм к более сложным и совершенным, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Проще говоря, прогресс – это все то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.
    Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.) . Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной
    824
    структуры, рост социальной неоднородности. Наконец, прогресс связывают также с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному.
    Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико) , предсказывая скорый “конец истории” либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) . Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О “закате Европы” писал и Шпенглер. Особенно ярым “антипрогрессистом” проявил себя К. Поп-пер. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его применимым только по отношению к отдельному человеку, но не обществу в целом. История может быть объяснена и как прогресс, и как регресс.
    Действительно, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Понятие регресса (от лат. regressus – обратное движение) противоположно понятию прогресса, для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т. е. все, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.
    Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само
    развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда – и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют привлечь значительную часть населения к занятию ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации – города.

  9. В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо – достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме по производству серной кислоты. Этакое движение от «истоков к устью», к самому пику развития. Есть и обратная сторона прогресса – регресс, то же самое движение, только в другую сторону. Одной из форм регресса может являться деградация – как отдельной личности, так и всей цивилизации в целом.
    Деградация личности – не только регресс для отдельного человека, но и страшный порок всего общества. Из-за низких моральных устоев и упала нравственности может пострадать множество невинных людей.
    Преступность – один из видов обратного прогресса (регресса) личности, является общественно опасным деянием, подвергает жизни окружающий риску. Именно деградация моральных убеждений ведёт к нравственному разложению и подгниваете общества в целом.
    Прогрессом так же можно назвать развитие нашего общества. Именно с развитием правовых норм, светского государства и свобод граждан в нашей жизни можно заметить прогресс.
    Принятие в 1953 году Конвенции прав человека ознаменовало начало новой эпохи прав и свобод любого человека, уравняло всех в полномочиях на жизнь, охрану собственного достоинства и личности. Именно это стало прогрессом в общественно-политической жизни тех стран, которые подписали документ.
    Эволюция на планете тоже может считаться одним из видов прогресса. Развитие Флоры, фауны, модернизация рельефа и изменение климатических условий могут быть обусловлены именно прогрессом.
    Например, всемирно известная теория Чарльза Дарвине, гласящаяся, что человек произошёл от обезьяны в процессе эволюции, то есть, благодаря прогрессу.
    В межличностных отношениях это понятие может обозначать расцвет или кульминацию, когда общение и взаимодействие между индивидами идёт гладко и стабильно.

  10. помогите реферат на тему каспийское море
    3^-6 * 3^3/3^-5
    Помогите
    существительные какие постоянные а какие непостоянные река мост озеро вода родник дерево гроза дождь облако туча речь
    найди значения выражений.
    347*18+2007/9
    209*37-28*102+3424/9
    не меняя чисел и знаков действия измени выражения.Найди значения новых выражений
    На карте расстояние между
    городами А и В равно 2,8 см, а между городами В и С на 7 см больше. Расстояние на местности между городами А и В равно 180км. Каково расстояние на местности между городами В и С?
    Доказать что любое значение x является корнем уравнения
    10-4x+3=9-2-6x+9-7x+6
    определитель число протонов,нейтронов и электронов для изотопов хлора 37Cl,35Cl и кислорода 17O,18O
    сложное слово с корнем огонь
    Найди существительное мужского рода,единственного числа,одушевленное.1 мальчики,2 велосипед,3 вундеркинд,4 лебёдушка
    СОСТАВИТЬ 5ВОПРОСТОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОБЩИЙ И ТД
    I.
    “From today painting is dead!” decrarcd the French painter Paul
    Delaroche in 1839, the year a process for making photographic images was
    discovered. Delaroche voiced the expectations of many: that the
    camera’s ability to capture in an instant every detail of the real world
    would spell the end of painting and drawing, and that photography was
    the art of the future. At the same time the opposing camp claimed that
    photography was a science, not an art — a mechanical process that could
    never compete with the sensitive hand of the painter in feeling or
    expression.
    II. Since 1839 photography has become part of our
    life, it is widely used in science, medicine, anthropology, geography,
    journalism, advertising — but its close relationship with art has
    continued.
    In the early 20th century the famous American photographer
    Alfred Stieglitz (1864-1946) put forward the idea of “pure” photography
    with aesthetic value beyond its descriptive or utilitarian function.
    This modernist view influenced a generation of photographers. While many
    Americans found inspira¬tion in nature, in Europe photography
    celebrated the rhythm and speed of mod¬ern society, the dynamism of the
    machine age.
    At the same time a certain group of photographers found
    the unexpected in the commonplace. For example, a plant seen close up
    looks machine-made, and a street scene from above becomes an almost
    abstract pattern: ordinary things are transformed by a point of view.
    Many
    photographers now regarded as great masters would never have thought of
    themselves as artists at all. Their aim was to document the life they
    saw around them. Recording the lives of common people, they created
    powerful and dignified images that spoke about the problems of the
    society they lived in, about human suffering and hope.
    In the second
    half of the 20th century photography and art became more closely
    connected. Pop artists like Andy Warhol (1928-87) often used
    photographic images and concepts in their work.
    In recent years, many
    photographers have turned their attention from the world “out there” to
    express themselves by staging their own events, constructing their own
    images for the camera, inviting us to the private world of their
    imagi¬nation.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *