Сочинение на тему произведения горе от ума

14 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: O_o МЫльн@я ПузЫрРрРрРк@ o_О

    Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?
    Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

  2. “Безумный по всему…” (Образ Чацкого)
    “Век нынешний” и “Век минувший”
    “Век нынешний” и “век минувший” в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    “Горе от ума”-первая русская реалистическая комедия
    “На всех московских есть особый отпечаток” (старая Москва в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”).
    «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь
    «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Горе от ума» – «жемчужина» русской драматургии
    «Горе от ума» – бессмертное произведение Грибоедова
    «Горе от ума» А.С. Грибоедова как комедия нового типа
    «Горе от ума» в одноименной комедии А.С. Грибоедова
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Грех не беда, молва не хороша» (Нравственный облик фамусовской Москвы» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Жизнь в раболепстве самом пылком» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (И. А. Гончаров)
    «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Миллион терзаний Чацкого» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Мильон терзаний» (конспект).
    «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
    «Мильон терзаний» Чацкого
    «Молчалины блаженствуют на свете!» (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Прошедшего житья подлейшие черты»
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    А судьи кто? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Анализ заключительного эпизода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ сцены бала в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ сцены бала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”
    Анализ эпизода “Диалог Чацкого и Фамусова ”
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусовых» из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Бал в доме Фамусова
    Бал в доме Фамусова
    Бал в доме Фамусовых
    В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”?
    В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Век нынешний и век минувший (“Горе от ума”)
    Век нынешний и век минувший в комедии “Горе от ума”
    Век нынешний и век минувший в комедии “Горе от ума”
    Взгляды Чацкого и Фамусова
    Внесценические и второстепенные герои и их роль в комедии «Горе от ума»
    Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Время: его герой и антигерой (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Грибоедов А.С. Горе от ума
    Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
    Грибоедов и Чацкий
    Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Грибоедовская Москва
    Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Декабрист ли Чацкий?
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Чацкого с Репетиловым (анализ 5-го яв-ления из IV действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Достойна ли Софья Чацкого?
    Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    За что и против чего борется Чацкий (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Значение комедии “Горе от ума”
    Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы
    Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»
    Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох?
    Как Скалозуб стал полковником
    Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Картина нравов жизни дворянства в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма
    Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума»
    Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»
    Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто Чацкий: победитель или побежденный?
    Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Мильон терзаний
    Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
    Мое отношение к Чацкому и Молчалину
    Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».
    Молодое поколение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин – «жалчайшее созданье» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Молчалин и “молчалинство”. Смешон или страшен Молчалин?
    Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин – «жалчайшее создание» (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Молчалины блаженствуют на свете
    Молчалины блаженствуют на свете?
    Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
    Москва в изображении А. С. Грибоедова
    Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    На всех московских есть особый отпечаток
    Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”
    Новаторство и традиции в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи Фамусовой
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого в «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова “Горе от ума” и Н.В.Гоголя “Ревизор”.
    Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Онегин и Чацкий
    Основной конфликт в комедии «Горе от ума
    Основной конфликт комедии ”Горе от ума”
    Особенности конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Письмо Чацкому
    Письмо Чацкому (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Пороки фамусовского общества (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?
    Почему Софья выбрала Молчалина?
    Представители «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Представители «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Проблема «безумия» и «ума» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии А.Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии Грибоедова “Горе от ума” и смысл ее названия. Два типа ума в пьесе.
    Произведение Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
    Роль внесценических персонажей в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль образа Софьи в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Россия XIX века
    Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов xix века
    Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова
    Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Семья и ее проблемы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Слух о сумасшествии Чацкого (анализ явлений 14-21, действие 3-го комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Современное прочтение Грибоедова
    Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы.
    Социальная и личностная концепция в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Социально-исторические корни драмы Чацкого
    Социальное и личностное в конфликте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сплетня о сумасшествии Чацкого (анализ явлений 14-21, действие 3-го комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
    Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А.Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н.Гоголя «Ревизор»
    Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    Судьи и подсудимые в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Тема любви в пьесе
    Трагедия Чацкого
    Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиционное и новаторское в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов (по пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Фамусов в моем представлении
    Фамусов и другие…
    Фамусов и его окружение.
    Фамусов и его окружение.
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова
    Фамусовский мир
    Фамусовское общество
    Фамусовское общество
    Фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
    Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова
    Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Характер основного конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Художественные особенности комедии «Горе от ума»
    Цитатная характеристика Молчалина
    Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
    Цитатная характеристика Чацкого
    Чацкий – «другой» в мире Фамусовых.
    Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий – победитель или жертва?
    Чацкий и декабристы
    Чацкий и декабристы
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
    Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
    Чацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации
    Чацкий и фамусовское общество
    Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Чацкий как представитель “века нынешнего” (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий против фамусовского общества (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий, Онегин и Печорин.
    Чем объяснить долговечность произведения Грибоедова «Горя от ума»?
    Чем привлекает меня образ Чацкого?
    Чем современна комедия “Горе от ума”?
    Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Черты фамусовского общества, сохранившиеся в современной Москве (на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Читая комедию “Горе от ума”

  3. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Чацкий и фамусовское общество
    —         Чацкий и Фамусов
    —         Чацкий и Мочалин
    —         Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
    —         Чацкий против фамусовского общества
    —         Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
    2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         «Мильон терзаний»
    —         Чацкий — декабрист
    —         Можно ли назвать Чацкого декабристом?
    —         Что значит «ум» в понимании Чацкого?
    —         За что и против чего борется Чацкий?
    —         Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
    —         Трагедия Чацкого
    3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
    —         Мочалин и Скалозуб
    —         «Молчалины блаженствуют на свете»
    —         Фамусовская Москва
    4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе  от ума»
    —         Софья и Чацкий
    —         Любит ли Софья Мочалина?
    —         Достойна ли Софья любви Чацкого?
    —         «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
    —         Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
    —         Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
    Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    — Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
    —         Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
    9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»

  4. 4
    Текст добавил: Мамина радость

    Александр Сергеевич Грибоедов написал первую реалистическую комедию в русской литературе. В название каждого произведения вкладывается какой нибудь смысл. Название комедии “Горе от ума” отражает жизненную драму главного героя – Александра Андреевича Чацкого.
    Чацкий очень умный и образованный человек, но это не приносит ему счастья. Он возвращается к любимой девушке, но она предала его и уже влюблена в Молчалина. В обществе Чацкий пытается всем доказать, что каждый должен иметь своё мнение, что необходимо учиться и получать образование, что делать добро нужно от всего сердца, что “служить делу, а не лицам”, но его не понимают, обвиняют сумасшедшим.
    А. С. Грибоедов показывает противостояние умного Чацкого и глупого фамусовского общества. Люди в фамусовском обществе не готовы к переменам в жизни, они живут по законам “века минувшего”. Чацкий отличается от них тем, что он умнее, человечнее и стремиться к лучшему. Чацкий смеётся над ними, но не смеётся над собой, так как уверен, что умный человек не может быть смешным. Он даже не понимает, как Софья могла полюбить глупого Молчалина.
    Хотя нельзя всех отрицательных персонажей комедии назвать глупцами. Скалозуб, например, хоть и глуп, но добивается продвижения по службе, и ему не стоит это никаких усилий. Фамусов, богат и знатен, и считает, зачем работать самому, если всё за него может сделать секретарь. А Молчалин, чтоб построить себе карьеру, ухаживает за Софьей и угождает всем знатным знакомым. Получается, что глупые люди счастливы и довольны своей жизнью, а умный несчастен.
    В этой комедии Чацкий испытывает горечь разочарования, его ум приносит ему одни страдания. А фамусовское общество радуется его отъезду, потому что он хотел изменить их устоявшиеся законы и их мир.
    Автор доказывает. что все герои комедии по своему умны, только по разному воспринимают жизнь, и что ум тоже может принести много горя.
    «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло их.
    Неоднократно различные литературные критики отмечали, что в словах главного героя комедии Грибоедова «Горе от ума» неоднократно звучали мотивы, которые были близкими декабристам. Это мотивы свободолюбия, дух вольности, который через несколько лет почувствуют все участники декабрьского восстания. Основная тема произведения – это свобода человека, личности от всевозможных предрассудков общества. Чацкий и ему подобные люди мечтают о развитии общества, науки, они стремятся к высокой и искренней любви. Этой прогрессивно настроенной молодёжи хочется, чтобы в мире торжествовала справедливость, все люди были равны между собой и свободны.
    В первую очередь, Чацкому хочется трудиться на благо Родину, служить великим делам, а не каким-либо людям. Его возмущает то, что многие соотечественники преклоняются перед иностранцами, их культурой и пр. Но он один такой. По крайней мере, в комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий не имеет друзей, которые разделяли бы его взгляды. Напротив, вокруг него одни карьеристы, лживые, завистливые люди, которые ради карьеры угодничают вышестоящим чинам. Эти люди настроены против всего хорошего, даже образование считают ненужным, по их мнению, книги необходимо собрать и сжечь.
    Именно этот конфликт – одного здравомыслящего человека Чацкого – против всего консервативного общества, становится центральным конфликтом в комедии Грибоедова «Горе от ума». Естественно, один человек, будь он хоть миллион раз прав, против целого общества не может ничего. Так и Чацкий, он проигрывает конфликт. На фоне этих корыстных, злых и глупых людей, он выглядит лучиком света, но общество не принимает его, отталкивает. И спустя несколько лет Герцен скажет прекрасные слова, назвав Чацкого – декабристом. Так оно и есть. И также как проиграли декабристы, проигрывает главный герой комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова.

    Посмотрите эти сочинения

    Тема ума в комедии «Горе от ума»Само название комедии “Горе от ума” знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум – синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия – это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы “Горе уму”, которое писатель потом заменит на “Горе от ума”. Ещё […]
    Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума»«Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова. В комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит […]
    Смысл названия комедии «Горе от ума»Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение)«Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума»Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20?х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    Характеристика героев «Горе от ума» (таблица)Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» – знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение)Само название комедии парадоксально: “Горе от ума”. Первоначально комедия носила название “Горе уму”, от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы – “перевертыш” русской пословицы: “дуракам счастье”. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб. . А? как по-вашему? по-нашему – смышлен. И сам […]
    Софья начертана неясно (сочинение)В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку. ». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума»ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблицеА. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    Фамусовская Москва (сочинение)Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение)Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    Сцена бала в доме ФамусоваКомедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    Мой Чацкий (сочинение)Прочитав комедию А. С. Грибоедова “Горе от ума” и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: “Какой же он, Чацкий”? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение)В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    «Горе от ума» в современном миреВеликий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» – одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума»Знаменитая комедия АС.Грибоедова “Горе от ума” создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к “высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии “Горе от ума”, удачно сочетающей […]
    Век нынешний и век минувший (таблица)Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    «Молчалины блаженствуют на свете» (сочинение)Молчалин – характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно “-с”. К Фамусову – почтительно, к Хлёстовой – льстиво, вкрадчиво, с Софьей – с особой скромностью, с Лизой – не стесняется в выражениях. Особенно […]
    Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение)Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    2017 Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Все материалы на сайте в свободном распространении. Google Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. 5
    Текст добавил: РяБёНок маинькиё

    Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
    Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
    Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
    Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  6. Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

  7. Центральным персонажем комедии является барин, москвич по имени Павел Афанасьевич Фамусов. Он слишком зависим от мнения общества, от его традиций, любит постоянно читать нотации молодежи, поучать их, кичится своим опытом. У самого Фамусова всю жизнь перед лицом стоял пример его дядюшки Максима Петровича. Это был почтенный вельможа, всю свою жизнь лебезивший вышестоящим, не гнушающийся ни перед чем, дабы получить лакомый кусочек, выгоду.
    Павел Афанасьевич имеет весьма высокий пост и гордится этим. Он не вникает в премудрости своей работы, бездумно подписывая бумаги, постоянно разводит «кумовство» и делает протекции своей родне. Людей он рассматривает, с точки зрения, их доходов, чему и учит свою дочь Софью.
    На тех же жизненных позициях стоят и другие персонажи комедии – Скалозуб и Молчалин. Их цель – заработать как можно больше благ для роскошной жизни, путем постоянного подхалимажа, лизоблюдства, лицемерия и унижения. Они любыми способами пытаются выслужиться перед вышестоящим начальством. Молчалин – настоящий циник, не имеющий никаких ценностей, готовый просто идти «по головам». А вот Скалозуб – простой невежа, любящий лишь себя одного, закостенелый и заскорузлый человек также, как и остальные, гоняющийся за высокими чинами.
    В противовес столь неприятным и отвратительным персонажам Грибоедов дает читателю Чацкого. Он испытывает отвращение к карьеризму, к чинопреклонству, к жестокости и к крепостному праву. Герой всеми силами пытается доказать окружающему его обществу его неправоту, агитирует уважать труд людей, служить преданно своему делу, изучать науки и искусство.
    Но к сожалению, такой человек не находит понимания и просто «не вписывается» в общество Фамусова и ему подобных. Его считают недалеким, и даже сумасшедшим.
    В наши дни и нас окружают немало таких вот Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных. Именно на таких, как они, держится система. Живут эти люди в достатке, не думая о других. А честные и благородные – Чацкие, вынуждены в одиночку бороться с несправедливостью.

  8. «Горе от ума» – комедия в стихах, написанная А. С. Грибоедовым в тысяча восемьсот двадцать втором – тысяча восемьсот двадцать четвертом годах. В ней описано светское общество времен крепостного права.
    События в произведении разворачиваются в доме дворянина Павла Афанасьевича Фамусова, типичного представителя светского общества тех дней, который ценит в людях лишь чины да звания. Воинскую службу Фамусов считает показателем состоятельности человека в жизни. Своим родственникам он всячески способствует продвижению по службе, независимо от их способностей и образованности. А мнение светского общества имеет для Павла Афанасьевича большое значение.
    Одним из главных героев пьесы является Александр Андреевич Чацкий. Этот персонаж представлен автором, как молодой человек, который весьма умен и образован, способен думать и размышлять, однако обладает своеобразными взглядами на жизнь в родной стране, которые резко отличаются от взглядов и старшего поколения, и значительной части молодого. В детстве он жил в доме Фамусова, проводя много времени с его дочерью Софьей, поскольку отцы детей дружили. Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но Александр Андреевич покинул дом и отправился в чужие края.
    По возвращении мировоззрение Чацкого и его отношение к Москве изменилось. Во время своего путешествия он изучал науки, тем самым повышая свое образование, глядел на жизнь на чужбине своими глазами. Побывал и на службе, но покинул ее, поняв, что там остались прежние порядки, что все, ради чего приходится служить – это лишь очередной чин. Высокий чин имел значимое место в те времена, и добивались его любыми путями, а добившись, очень гордились, ведь чиновный человек имел очень большой вес в обществе. Однако Чацкий не был заинтересован в прислуживании ради продвижения по службе. Он считал, что главное – это посвятить себя новым познаниям и искусству, развивать свою личность, а не жить лишь ради получения очередного звания. Чацкий категорически не признает крепостного права, веря в то, что все люди равны, и одни не должны безоговорочно подчиняться другим. Он душой болеет за простой русский народ. Во всем этом просматривается патриотизм персонажа. Он понимает, что дворянское общество в своем развитии застыло на месте. Ведь там по-прежнему процветает «кумовство», корысть, подхалимство и обман. Не боясь осуждения, он яростно отстаивает свою точку зрения. Поэтому Чацкий не находит понимания в доме, где прошло его детство.
    Александр Андреевич возвращался в родной город ради встречи с любимой Софьей, чувств к которой он не растерял за долгие годы разлуки. Это придает образу Чацкого романтизма и нежности. Однако девушка успела охладеть к нему, а место в ее сердце уже было занято другим. Соперником Чацкого оказался Алексей Степанович Молчалин. Молчалин – секретарь Фамусова, живущий в его доме. На мой взгляд, он является полной противоположностью Чацкого. Этот человек молчалив, чем полностью оправдывает свою фамилию, лжив, корыстен. Он умеет вовремя подольститься и услужить. Мне он показался большим подхалимом и крайне неприятным человеком. Удивление Чацкого выбору Софьи возрастало по мере того, как он узнавал Алексея Степановича.
    Бал в доме Фамусова, устроенный тем же вечером, собрал верхушку дворянского общества. Все гости были очень похожи друг на друга – надменные дамы, их избалованные дочери и чиновные мужья. Рассуждения Чацкого настолько не пришлись по вкусу собравшимся, что запущенный обиженной Софьей слух о его сумасшествии тут же приняли за правду.
    В окончании пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву. Имея в душе лишь прекрасные порывы изменить жизнь своих соотечественников к лучшему, он наткнулся на стену непонимания, озлобленности и жестокой критики. Чацкий понял, что никому вовсе и не хочется что-либо менять, а его здравые суждения никому не нужны. Он любил этот дом ранее, но теперь он в нем абсолютно чужой. Он стал неугоден дворянскому обществу. Нелегко сломить устоявшиеся стереотипы, даже если перемены приведут к долгожданному светлому будущему. Но я думаю, что Чацкий, имея доброе и справедливое сердце, имея лишь чистые помыслы, обязательно найдет отклик в сердцах людей, которые поймут и примут его жизненные убеждения.

  9. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.
    Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
    Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием. Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы. Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую… » Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским. »
    Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.
    Смотрели бы, как делали отцы,
    Учились бы, на старших глядя!
    На все советовать и перестать блажить и служить.
    Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин. Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных. » Молчалин готов на все, лишь бы продвинуться вверх по служебной лестнице. Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем.
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет.
    Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:
    … уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих он вкривь и вкось не рубит –
    Вот я за что его люблю.
    Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивеет…
    Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
    Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете! » А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону.

  10. Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
    Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
    что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
    Ведь надобно ж зависеть от других.
    И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
    Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
    В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
    «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
    Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
    Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
    Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

  11. 11
    Текст добавил: Мамина радость

    Пьеса «Горе от ума» в своё время стала по-настоящему новаторской; в ней были обозначены многие актуальные проблемы общества тех лет.
    Кроме этого, Грибоедов затронул и темы общечеловеческие: взаимоотношения мужчины и женщины; брак, любовь и др.

    Проблематика пьесы «Горе от ума»

    Проблемы, поднятые Александром Сергеевичем в произведении, оказались настолько острыми, что комедия получила недовольство цензуры.
    К основным вопросам пьесы относятся:
    Крепостничество; бездушность помещиков;
    Дворянское воспитание, образование;
    Неуёмное стремление к чинам;
    Столкновение двух эпох;
    Непринятие иначе мыслящих людей;
    Скалозубовщина;
    Аракчеевщина;
    Безумная любовь ко всему иностранному;
    Декабризм.
    Как мы видим, список проблем весьма обширен. Постараемся разобраться, почему именно им Грибоедов посвятил своё произведение.

    Идейно-тематическое содержание произведения

    Историческое обоснование написания пьесы

    Александр Сергеевич задумывал «Горе от ума» в непростое для родины время.
    Некоторые решения правительства, ужесточение к выражениям свободомыслия вызвали резкий негативный отклик со стороны реакционно настроенных слоёв общества.
    Именно тогда появились декабристы, которые вместе с единомышленниками из дворян задумали превратить Россию в конституционную державу, и ратовали за отмену крепостного права.
    Им противостоял «старый мир»: аристократы, дворяне из высших слоёв, отрицательно относящиеся к подобным течениям, не желающие принимать ничего нового.

    А. Чацкий, как борец за «новое»

    Главный образ комедии – Чацкий – представитель передового поколения. Он открыто поддерживает идеи декабристов, желает родной стране лучшей доли, жаждет искоренить все пережитки прошлого, покончить с лизоблюдством и неискренностью окружающих его.
    Он бросает вызов обществу фамусовых, но в ответ получает лишь насмешки…
    «Старый мир», не задумываясь, называет героя сумасшедшим. Они даже не могут представить себе, что в его идеях есть разум.
    К сожалению для Чацкого, его конфликт с обществом осложняется ещё и потерей любви, разочарованием личного характера. Обе эти драмы переплетаются, делая положение героя отчаянным, вынуждая его покинуть город.

    Социально-политический характер произведения

    Автор в своей пьесе мастерски изображает характерных героев с пороками, присущими данному периоду российской истории.
    Борьба двух эпох, назревание необходимых перемен, заключались не только в избавлении от крепостничества, но и в решении других проблем, что прекрасно продемонстрировано в пьесе.
    Речь идёт и о реформах в образовании, просвещении, культуре; искоренении дискриминации; обретении терпимости разных слоёв общества друг к другу и многих других.
    Поэтому можно сказать, что комедия «Горе от ума» является социально-политическим произведением, невероятно актуальным для своего времени.
    А её главный герой – человек передовых взглядов и свежего мышления, который испытывает невероятное горе от того, что ему не удаётся реализовать свои стремления, а приходится видеть вокруг фамусовых и подобных людей.

  12. «Горе от ума» Грибоедова — остросоциальное произведение, которое показывает все общественные пороки. Конечно, время не стоит на месте, меняется государство, меняются и люди, живущие в нем, но коренным образом ничего не поменялось. Именно поэтому «Горе от ума» так популярно и в наши дни.
    Нужно отметить, что эта «комедия» была направлена на то, чтобы показать каким на самом деле является общество дворянской России. И поскольку произведение было политическим и разоблачало высшие социальные круги, то его постановка была подвержена жесткой цензуре. Без цензуры оно было поставлено только спустя 35 лет.
    Имена персонажей, которые как раз и отражали пороки общества, стали нарицательными. К примеру, Скалозубов, который, по мнению Фамусова, был отличной партией для Софьи. Тот же Фамусов, который постоянно поучает молодежь. Сам же он считает правильным и даже нужным лесть и низкопоклонство. Он оценивает других людей по количеству у них денег и должности, которую они занимают.
    Молчалин и Скалозуб не лучше Фамусова, они карьеристы, которым нравится красивая жизнь. Такого положения они добиваются подхалимством и услужничеством. Девизом жизни Молчалина становится угождение всем и каждому. Даже его любовь к Софье оказывается всего лишь обманом, чтобы угодить Фамусову и занять хорошее положение. Грибоедов внес и образ Чацкого для того, чтобы проблема прогнившего общества Фамусова была видна еще ярче. Чацкий предстает настоящим героем, передовым человеком своего времени.
    Чацкий является противником крепостного права, карьеризма, тирании помещиков и всех тех идеалов, которые царят в социальной среде. Чацкий утверждает, что гуманность, приверженность и любовь к своему делу, уважение к простому человеку гораздо лучше. Этот персонаж также переживает свою собственную проблему. Он влюблен в Софью, которая словно не замечает его и предпочитает Молчалина. Это становится сильным ударом для Чацкого, ведь он насквозь видит истинную сущность Молчалина. В итоге Чацкого и вовсе признают сумасшедшим только потому, что он придерживается других взглядов и не поддерживает идеи большинства.
    Такая ситуация сохраняется в обществе и по сей день. К сожалению, людей, которые обличают пороки и негативные черты нашего общества, не любят.  В каждую эпоху есть свои Чацкие.

  13. Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» разрушила принципы драматических произведений, принятые в эпоху классицизма. Отличаясь от своих предшественников, комедия все же не основывалась исключительно на любовном конфликте.
    Нельзя считать это произведение и бытовой комедией, равно как и комедией характеров. Несмотря на это, особенности всех указанных жанров можно найти в пьесе Александра Грибоедова. Круги, близкие декабристам, грезили о создании такой «высокой комедии». “Горе от ума” сочетает в себе пародию и сатиру. Мы наблюдаем резкую смену комического и патетического.
    Остановимся на жанровых чертах комедии.

    Комическое в пьесе «Горе от ума»

    Автор характеризовал свое произведение как комедию. Бесспорно в «Горе от ума» можно с легкостью обнаружить иронию и множество комических приемов.
    Эта пьеса обладает явными чертами комедии характеров. Например, Князь Тугоуховский представляет собой явственный комедийный образ. Персонаж глуховат, из-за чего неправильно понимает других людей и их реплики. Образ Репетилова тоже представляет интерес, являясь антиподом Чацкого и в то же время пародией на главного героя.
    Комические черты проявляются и в образе полковника Скалозуба (обладателя «говорящей» фамилии), который отличается своей глупостью. Отдельные элементы комического можно найти и в центральном действующем лице, чьи ум и сердце постоянно противостоят друг другу.
    В “Горе от ума” регулярно обыгрываются мотивы падения и глухоты, что является признаком комедии положений или даже пародии.
    В первом явлении обыгрывается мотив плохого слуха. Лиза стучалась в дверь Софьи Павловны, но безуспешно, после чего обращается к той с вопросом: «Вы глухи?». Фамусов, хозяин дома, в котором разворачивается действие, не желая слушать речи главного героя, затыкает уши, лишаясь слуха добровольно.
    Графиня-бабушка отмечает, что невозможность слышать – это «большой порок». Даже фамилия одного из действующих лиц намекает на мотив глухоты (Тугоуховский). Репетилов не хочет слышать речи о сумасшествии Чацкого в исполнении княжон Тугоуховских. Этот мотив содержит важный и глубокий подтекст, усиливающий конфликт между Чацким и «фамусовским» обществом, не внемлющим идеям главного героя.
    Пародийные моменты – еще один важный элемент пьесы. Например, романтические отношения между Софьей и Молчалиным снижает в пародийном ключе воспоминание Лизы о тетке Софьи, которую в давние времена оставил француз. Но пародийность не определяет жанровые особенности, в ней используются и более тонкие комические приемы.
    Разоблачение пошлости и ограниченности общества начала XIX столетия дает основание считать, что в пьесе активно используются элементы сатиры.
    Главный герой пьесы – яростный критик убеждений, присущих московскому обществу. Он критикует не только косность взглядов, но и отдельные социальные реалии, например, систему крепостного права, упоминая помещика, обменявшего верных крепостных на борзых. Центральный персонаж видит нищету разума военных, скрывающуюся за их красивыми мундирами, выступает против бездумного копирования иностранных порядков, в частности против чрезмерного увлечения французским языком.
    В тексте пьесы можно найти упоминания о передовых социальных идеях и насущных проблемах общества, Вольтере, якобинцах и так далее. Иными словами, все важные аспекты социального бытия так или иначе затрагиваются в произведении А.С. Грибоедова, что дает основание считать ее образцом политической комедии.

    Драматические аспекты пьесы

    Элементы драмы можно найти в образе Софьи, которая переживает собственный «мильон терзаний». Она узнает истину о своем возлюбленном, настоящие мотивы, подтолкнувшие его начать отношения с ней, после чего раскаивается и глубоко переживает сложившуюся ситуацию.
    В то же время, ситуация, сложившаяся с главным героем, который уезжает из дома Фамусова в гневе, непонятный обществом и осмеяный им (его принимают за сумасшедшего), не нужный Софье (которую когда-то любил), одинокий и “себе на уме” – также говорит нам о драматическом конфликте и его исходе в пьесе.
    Здесь мы не находим свойственного комедии счастливого конца. Нет, скорее все герои становятся несчастны, их судьбы рушатся, а любовная линия не находит положительного исхода. И в этом снова проявлляется драматизм.
    Итак, «Горе от ума» – не просто комедия, хотя именно так характеризовал пьесу сам автор, это смешение нескольких жанров. В ней сливаются воедино политическая комедия и психологическая драма, комедия характеров и острая сатира.

  14. Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но оно поистине гениально. Комедия “Горе от ума” разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения, еще не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: “А судьи кто?”, “Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног”, “Ужасный век!”, “Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии “Горе от ума”.
    Грибоедов не только точно и правдиво изобразил характеры героев первой четверти XIX века, но и подарил прекрасный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которого мы черпаем более ста лет сокровища, а он все не истощается. Не менее гениально создана картина жизни московского барства.
    В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типичного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне доволен жизнью, где все подчинено ему, установленному им порядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:
    “Ло должности, по службе хлопотня.
    Тот пристает, другой, всем дело до меня!”
    Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших, вмешиваться в жизнь:
    “Ужасный век! Не знаешь что начать!
    Все умудрились не по летам!
    А пуще дочери, да сами добряки”.
    Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов и распространении образованности. Иностранцы заводят свои беспорядки, и Павел Афанасьевич громко протестует:
    “А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Когда избавит нас творец
    От шляпок их! чепцов и шпилек!
    И булавок,
    И книжных и бисквитных лавок!”
    Фамусов приверженец старинного образа жизни, он постоянно вспоминает “золотой век” Екатерины, когда патриархальность защищала права главы семьи. В беседах с дочерью, гостями, многочисленными домочадцами Павел Афанасьевич высказывает свои взгляды на брак:
    “Ах, матушка, не довершай удара!
    Кто беден, тот тебе не пара”,-
    говорит он Софье. Это глубокое убеждение самого Фамусова. На отношение к делу он смотрит более чем легкомысленно:
    “А у меня, что дело, что не дело.
    Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой”.
    Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит считает себя хозяином жизни, дающим приют, работу, способ существовать многочисленным людишкам. Он их презирает, уважая только вышестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгновенно разбогатеть. Причем способы его не смущают, все хорошо для достижения “высокой цели”, считает Павел Афанасьевич. Его идеалом является Максим Петрович:
    “В чины выводит кто и пенсии дает!”
    а также полковник Скалозуб:
    “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.
    В этом обществе ценятся не душевные качества человека, о них просто никто не думает, а толстый кошелек, возможность приблизиться к “кормушке”, обойдя более нерасторопных или менее удачливых. Патриотизм, чувство долга, желание служить делу, а не людям кажутся в этом обществе мыслями опасными, безумными, способными раскачать и разрушить устои этого общества. Поэтому все члены фамусовского круга объединяются против Чацкого. Они видят в нем символ нового времени, перемен, которые сметут устоявшийся и устраивающий их “беспорядок”, лишат этих людей источников
    дохода.
    Фамусовское окружение сплетничает и злословит друг о друге, подсмеивается над окружающими, но оно удивительно единодушно объединяется против Чацкого, видя в нем главное зло – разрушителя устоев и канонов этого общества. Оно так же боится Александра Андреевича, как и ненавидит.
    Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия. Комедия зовет смелых и сильных вперед, в будущее, отметая со своего пути все старое, отжившее, косное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *