Сочинение на тему пророк лермонтова и пророк пушкина и лермонтова
12 вариантов
Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям. Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.
«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан».
Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность. В то же время произведение А.С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. «Пророк» Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М.Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.
В 1826 Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», через пятнадцать лет эту тему перенял Михаил Юрьевич, произведение которого стало, можно сказать, ответом, продолжением творения солнца русской поэзии. Несмотря на одинаковые названия, у двух произведений много различий. В чём же они заключаются?
Лермонтовский сюжет начинается там же, где заканчивается пушкинский. Человек, получивший от Всевышнего дар всеведенья, отправляется нести знания людям. Если у Пушкина описывалось становление пророка-поэта, его особенности, силы, предназначение, то Лермонтов повествует об отвержении обществом такого человека, отдалении от людей. Пушкин верит в великое дело поэта, в его пользу для народа, видимо, предполагает, что его пророка непременно услышат. Стихотворение Лермонтова наполнено разочарованием, он не надеется, что человечество способно принять слова пророка, слова поэта. Его герой обречён на одиночество и изгнание.
Стихотворение Пушкина звучит торжественно, возвышенно. Он использует церковную лексику для того, чтобы передать атмосферу сюжета, взятого из Библии. Лексика Лермонтова не напоминает о церкви, хотя сюжет из той же книги. Создаётся впечатление, что пророк – это современник писателя.
Два разных поэта – два разных пророка. При жизни Пушкина поэты благодаря своему дарованию несли мысли в массы, гений самого Александра Сергеевича признавался, поэт был важным, нужным человеком, проповедующим мораль, философию, просвещение. Но всё изменилось, когда декабристы подняли восстание. Вольнодумство пресекалось гораздо жёстче: царям не нужны были новые бунты. Лермонтов писал в это время, и потому его пророк, несущий истину, не признается обществом.
Таким образом, отличие двух стихотворений отображает разницу двух поколений России – до и после декабристского восстания. Добавил: EVN99
В русской литературе, имели место существования, величайшие мастера пера и строки. К таким, несомненно, относятся А.С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти поэты, не только прожили, хотя и короткую, но достойную жизнь, оставив после себя разнообразное творческое наследие. Каждый из них по своему понимал тему назначения личности, а точнее, поэта-творца. Так, появились у них, программные строки – стихотворение «Пророк».
Александр Пушкин создал его после приговора декабристам, восставшим на Сенатской площади. Многие из них были его друзьями. В своих строках Александр Сергеевич, сожалеет, что его не было с ними, что ни его слова, тогда, подняли их на борьбу. Созданная, согласно классическим канонам, эта исповедь- ода, повествует о библейских сюжетах. Все, что ему кажется важным, автор вложил в уста серафима, который, по библейским сюжетам, близок к Богу. Он считает, что поэт, как и пророк, должен своим словом, не только «зажигать сердца», но и вести за собой. Пушкин мастерски использует в произведении многочисленные метафоры, эпитеты, сравнения. Они помогают ему наиболее ярко раскрыть главную идею и мысль творения.
Лермонтов, через четырнадцать лет, после Пушкина, тоже обратился к теме пророка в творчестве. Его стихотворение, это легенда- « откровение», как бы продолжает лейтмотив, начатый Александром Сергеевичем. Произведение Михаила Юрьевича начинается с пушкинских строк. А далее мы узнаем, что его герой, так и не получил признания. Он гоним и преследуем. Его не слушают, кидают в него камни, над ним смеются и издеваются, а его «вещие слова» не принимались всерьез. Трудна и терниста дорога творца.
У Михаила Юрьевича общество, как бы, противостоит поэту. Герой Лермонтова, как и многие другие его образы – романтик. Для раскрытия его внутреннего и внешнего мира, показывая, как непрост и труден путь поэта, автор «призывает на помощь» выразительные средства, такие как анафора, опоясывающие рифмы, все стихотворение разделено на строфы.
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство.
В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира. Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова!
В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается идея, что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям.
У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка. Они боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь.
Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России.
Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения “Пророк”, Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение “Пророк” – своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлён и готов к выполнению своей миссии.
Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок. И никто не верит, что “бог гласит его устами”, на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишённые высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню,где без своего желания получил мучительный пророческий дар.что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием.
Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живёт раздольно, легко ладит с “тварями земными”, любуется звёздами. А пушкин с “пустыней мрачною” сравнивает бессмысленное существование своих современников.
Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живёт в пустыне. Читаем стихотворение дальше:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звёзды, которым уж точно чужды порок и презрение. Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят,гонят, презирают и насмехаются?
Видимо, не всё человеческое выжег в нём пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка:он всё еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и “чистые ученья”. Добавил: Marussia1286
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлён и готов к выполнению своей миссии.
Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок. И никто не верит, что «бог гласит его устами», на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишённые высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню, где без своего желания получил мучительный пророческий дар.что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием.
Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живёт раздольно, легко ладит с «тварями земными», любуется звёздами. А пушкин с «пустыней мрачною» сравнивает бессмысленное существование своих современников.
Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живёт в пустыне. Читаем стихотворение дальше:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звёзды, которым уж точно чужды порок и презрение. Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят, гонят, презирают и насмехаются?
Видимо, не всё человеческое выжег в нём пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка: он всё еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и «чистые ученья».
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: “Пророк”, а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова!
В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его “наместником” Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он жил во имя людей, принося им пользу, ибо он “поедник” между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении “Пророк” А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен “герой”, открывающий правду, она предпочитает жить в “невежестве”, отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то неведение, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.
Первое чудо — духовное прозрение. Второе — умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир — от «гад морских» до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрым змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас — глагол — слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории. Вся она у Пушкина.
А у Лермонтова:С тех пор, как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего «любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Пушкин, Александр Сергеевич –
Пророк
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Список литературы
Главная
Рефераты – Сочинения по литературе
«Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова – сочинение
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Пушкинский «Пророк» написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и многое говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они избрали неверный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были у потомственных дворян), а за права полностью бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.
Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это что-то значит!
После их ссылки и гибели Пушкин жил, как «в пустыне мрачной». И шестикрылый серафим (в переводе — горящий, пламенный) является к его лирическому герою на скрещении судеб — «на перепутье». (Так и видится мне Васнецовский «Витязь на распутье» с правом выбора: «Направло пойдешь… налево пойдешь…»)
Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Первое чудо — духовное прозрение. Второе — умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир — от «гад морских» до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрым змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас — глагол — слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории. Вся она у Пушкина.
А у Лермонтова:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего «любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на перепутье, а на вершинах, услышанный звездами, но не услышанный людьми. Видя его, старцы говорят детям:
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Пророка презирают за наготу и «бедность», за то, что он «худ и бледен». Люди не могли поверить в то, что устами пророка гласит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные муки — не зря. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех. В него, как и в поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только разумом.
Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям. Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.
«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан».
Данные произведения по-разному трактуют представление о пророческой доли поэта. А.С. Пушкин описывает направление пути следования поэта, а М.Ю. Лермонтов показывает, насколько тернист и сложен, бывает такой путь. Производя сравнение двух бессмертных можно найти как черты сходства, так и черты различия между ними. В обоих стихотворениях идет обращение к библейскому персонажу и присутствует некая метафоричность. В то же время произведение А.С. Пушкина наполнено более философическим смыслом и содержит многочисленные церковнославянизмы. «Пророк» Пушкина написан в стиле классицизма. Произведение М.Ю. Лермонтова наполнено трагичностью от людского непонимания и относится к стилю романтизма.
В 1826 Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», через пятнадцать лет эту тему перенял Михаил Юрьевич, произведение которого стало, можно сказать, ответом, продолжением творения солнца русской поэзии. Несмотря на одинаковые названия, у двух произведений много различий. В чём же они заключаются?
Лермонтовский сюжет начинается там же, где заканчивается пушкинский. Человек, получивший от Всевышнего дар всеведенья, отправляется нести знания людям. Если у Пушкина описывалось становление пророка-поэта, его особенности, силы, предназначение, то Лермонтов повествует об отвержении обществом такого человека, отдалении от людей. Пушкин верит в великое дело поэта, в его пользу для народа, видимо, предполагает, что его пророка непременно услышат. Стихотворение Лермонтова наполнено разочарованием, он не надеется, что человечество способно принять слова пророка, слова поэта. Его герой обречён на одиночество и изгнание.
Стихотворение Пушкина звучит торжественно, возвышенно. Он использует церковную лексику для того, чтобы передать атмосферу сюжета, взятого из Библии. Лексика Лермонтова не напоминает о церкви, хотя сюжет из той же книги. Создаётся впечатление, что пророк – это современник писателя.
Два разных поэта – два разных пророка. При жизни Пушкина поэты благодаря своему дарованию несли мысли в массы, гений самого Александра Сергеевича признавался, поэт был важным, нужным человеком, проповедующим мораль, философию, просвещение. Но всё изменилось, когда декабристы подняли восстание. Вольнодумство пресекалось гораздо жёстче: царям не нужны были новые бунты. Лермонтов писал в это время, и потому его пророк, несущий истину, не признается обществом.
Таким образом, отличие двух стихотворений отображает разницу двух поколений России – до и после декабристского восстания.
Добавил: EVN99
В русской литературе, имели место существования, величайшие мастера пера и строки. К таким, несомненно, относятся А.С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти поэты, не только прожили, хотя и короткую, но достойную жизнь, оставив после себя разнообразное творческое наследие. Каждый из них по своему понимал тему назначения личности, а точнее, поэта-творца. Так, появились у них, программные строки – стихотворение «Пророк».
Александр Пушкин создал его после приговора декабристам, восставшим на Сенатской площади. Многие из них были его друзьями. В своих строках Александр Сергеевич, сожалеет, что его не было с ними, что ни его слова, тогда, подняли их на борьбу. Созданная, согласно классическим канонам, эта исповедь- ода, повествует о библейских сюжетах. Все, что ему кажется важным, автор вложил в уста серафима, который, по библейским сюжетам, близок к Богу. Он считает, что поэт, как и пророк, должен своим словом, не только «зажигать сердца», но и вести за собой. Пушкин мастерски использует в произведении многочисленные метафоры, эпитеты, сравнения. Они помогают ему наиболее ярко раскрыть главную идею и мысль творения.
Лермонтов, через четырнадцать лет, после Пушкина, тоже обратился к теме пророка в творчестве. Его стихотворение, это легенда- « откровение», как бы продолжает лейтмотив, начатый Александром Сергеевичем. Произведение Михаила Юрьевича начинается с пушкинских строк. А далее мы узнаем, что его герой, так и не получил признания. Он гоним и преследуем. Его не слушают, кидают в него камни, над ним смеются и издеваются, а его «вещие слова» не принимались всерьез. Трудна и терниста дорога творца.
У Михаила Юрьевича общество, как бы, противостоит поэту. Герой Лермонтова, как и многие другие его образы – романтик. Для раскрытия его внутреннего и внешнего мира, показывая, как непрост и труден путь поэта, автор «призывает на помощь» выразительные средства, такие как анафора, опоясывающие рифмы, все стихотворение разделено на строфы.
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство.
В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира. Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова!
В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается идея, что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям.
У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка. Они боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь.
Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России.
Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения “Пророк”, Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение “Пророк” – своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлён и готов к выполнению своей миссии.
Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок. И никто не верит, что “бог гласит его устами”, на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишённые высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню,где без своего желания получил мучительный пророческий дар.что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием.
Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живёт раздольно, легко ладит с “тварями земными”, любуется звёздами. А пушкин с “пустыней мрачною” сравнивает бессмысленное существование своих современников.
Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живёт в пустыне. Читаем стихотворение дальше:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звёзды, которым уж точно чужды порок и презрение. Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят,гонят, презирают и насмехаются?
Видимо, не всё человеческое выжег в нём пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка:он всё еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и “чистые ученья”.
Добавил: Marussia1286
Пророк Пушкина и Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.
У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлён и готов к выполнению своей миссии.
Уже у Лермонтова он попадает в реальный мир, где встречает лишь злобу и порок. И никто не верит, что «бог гласит его устами», на его долю снова выпадают муки и страдания, причиняемые уже не ангелом, а простыми смертными, лишённые высшего смысла, порожденные лишь злобой и ненавистью. У Лермонтова, как и у Пушкинав стихотворении есть библейский подтекст. Страдания лермонтовского пророка напоминают страдания Христа, однако пророк не погибает от рук человеческих, а уходит в пустыню, где без своего желания получил мучительный пророческий дар.что же ищет он в пустыне? Возможно, он надеется на помощь господа, на избавление от дара, оказавшегося для него испытанием.
Отшельническая жизнь в пустыне успокаивает его, и он живёт раздольно, легко ладит с «тварями земными», любуется звёздами. А пушкин с «пустыней мрачною» сравнивает бессмысленное существование своих современников.
Итак, лермонтовский пророк почти счастливо живёт в пустыне. Читаем стихотворение дальше:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо…
а зачем пророк-отшельник ходит в город? ведь у него есть пустыня и звёзды, которым уж точно чужды порок и презрение. Зачем же он выбирается из своей пустынной обители и идет в город, где ему не верят, гонят, презирают и насмехаются?
Видимо, не всё человеческое выжег в нём пушкинский серафим. Он, как и все люди, тянется к обществу, забывая, что он сам уже не может говорить ничего, кроме правды, которую люди не любят слушать.
В этом и состоит вечная мука пророка: он всё еще человек, он любит людей, но люди гонят его за правдивость и «чистые ученья».
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: “Пророк”, а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова!
В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его “наместником” Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он жил во имя людей, принося им пользу, ибо он “поедник” между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении “Пророк” А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен “герой”, открывающий правду, она предпочитает жить в “невежестве”, отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то неведение, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.
Первое чудо — духовное прозрение. Второе — умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир — от «гад морских» до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрым змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас — глагол — слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории. Вся она у Пушкина.
А у Лермонтова:С тех пор, как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего «любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Пушкин, Александр Сергеевич –
Пророк
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Список литературы
Главная
Рефераты – Сочинения по литературе
«Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова – сочинение
Сравнивать и оценивать литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения мира.
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк», а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается. В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может молчать, он должен жить во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния. Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы. Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенъе пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Поэт видит тщетность попытки образумить, научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному. Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов положить на это свою жизнь.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова — полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь то невежество, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас.
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.
Пушкинский «Пророк» написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и многое говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они избрали неверный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были у потомственных дворян), а за права полностью бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими собственными жизнями.
Декабристы были друзьями Пушкина, а уже одно это что-то значит!
После их ссылки и гибели Пушкин жил, как «в пустыне мрачной». И шестикрылый серафим (в переводе — горящий, пламенный) является к его лирическому герою на скрещении судеб — «на перепутье». (Так и видится мне Васнецовский «Витязь на распутье» с правом выбора: «Направло пойдешь… налево пойдешь…»)
Чудо, происходящее у нас на глазах, и чудо поэзии, о котором говорится от первого лица:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Первое чудо — духовное прозрение. Второе — умение не просто слушать, а услышать шум и звон настоящей жизни! И тогда поэт способен постичь весь мир — от «гад морских» до полета ангелов. А потом из обычного празднословного человека превратиться в прорицателя, с «жалом мудрым змеи». Поэт проходит путь сквозь тернии к звездам и познает вечную истину, потому что к ней воззвал «Бога глас», сделав поэта, как Христа, своим наместником на земле. Он должен донести этот глас — глагол — слово от поднебесья до земных людей, таких, каким недавно был сам:
Восстань, пророк, и виждь, внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Глаголами повелительного наклонения «виждь, внемли, исполнись волею моей» завершается стихотворение Пушкина. С этого начинается «Пророк» Лермонтова. Опять, как исповедь, от первого лица, но уже без предыстории. Вся она у Пушкина.
А у Лермонтова:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Прошло пятнадцать лет после пушкинского «Пророка», но как изменилось время, как оно изменило людей! В пророка, провозгласившего «любви и правды чистые ученья», они стали бросать «бешено каменья».
Лермонтовский пророк, как и пушкинский, живет в пустыне, но не на перепутье, а на вершинах, услышанный звездами, но не услышанный людьми. Видя его, старцы говорят детям:
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Пророка презирают за наготу и «бедность», за то, что он «худ и бледен». Люди не могли поверить в то, что устами пророка гласит Бог, и он был отвергнут ими. Но все-таки земные муки — не зря. Ведь даже Христос за две тысячи лет вдохновил своим подвигом и страданиями далеко не всех. В него, как и в поэта-пророка, нужно, я думаю, поверить не только разумом.