Сочинение на тему прощание с пушкином

9 вариантов

  1. Поисковая фраза, привлекшая мое внимание: что имеют в виду? Оказывается, «Прощание с Пушкиным» – это тема для изложения или сочинения, с началом «Набережная Мойки, дом Пушкина…», что запрашивают школьники, сидя в классе, срочно, в течение 10 минут они должны получить ответ, и есть сайты, готовые оказать им такую услугу… Остается переписать или сделать распечатку – и задание выполнено? Очевидно, учитель на уроке раскрывал тему, в учебнике есть материал на эту тему, с указанием темы для изложения или сочинения «Прощание с Пушкиным».
    А ведь такое задание заведомо невыполнимо, тем более в течение 10 минут, даже для студентов. А шпаргалка, вынутая из интернета, не имеет никакого отношения к пронзительной теме – «Прощание с Пушкиным». Это лишь профанация, продолжение той линии, что прочертил в свое время Николай I над судьбой Пушкина.
    Между тем эта тема возникла неслучайно, это отзвук одного из основных мотивов поэзии Пушкина, начиная с лицейских лет – с прощания с юностью и так далее. С открытием самоценности жизни во всех ее проявлениях обостряется чувство и ее скоротечности – это один из феноменов ренессансного миросозерцания от Петрарки и Шекспира до Державина и Пушкина.
    Мотив прощания – это воспоминание в настоящем, перед разлукой или сразу после разлуки, когда настоящее еще длится и переходит в вечность, действительность преображается в воспоминании и предстает как прекрасная действительность – в полном соответствии с эстетикой классической древности и Ренессанса.
    С лирикой Пушкина мотив прощания входит в нашу жизнь, в наши переживания любви и красоты, во все возрасты, и мы вместе с поэтом вступаем в пору юности и прощаемся с нею, мы с ним молоды и стоим у гроба…
    Прощание с Пушкиным действительно началось у дома на Мойке, в котором поэт жил, в дни, когда весть о дуэли разнеслась по Петербургу, а затем и о смерти… Воспоминания и документы эпохи воспроизводят непостижимо странную картину, а если взглянуть с точки зрения Гоголя и Достоевского, можно сказать, фантастическую.
    Князь П.А.Вяземский писал в письме к великому князю Михаилу Павловичу от 14 февраля 1837 года: «После смерти Пушкина нашли только 300 рублей денег во всем доме. Старый граф Строганов, родственник г-жи Пушкиной, поспешил объявить, что он берет на себя издержки по похоронам. Он призвал своего управляющего и поручил ему все устроить и расплатиться. Он хотел, чтобы похороны были насколько возможно торжественнее, так как он устраивал их на свой счет».
    Казалось бы, естественно… Но власти думали иначе. «Итак, – продолжает князь Вяземский, – распоряжения были отданы, приглашения по городской почте разосланы.
    Граф Строганов получил приказание изменить отданные распоряжения. Отпевание предполагалось в Исаакиевской церкви, в приходе дома, где умер Пушкин, вынос тела предполагался, по обычаю, утром, в день погребения.
    Приказали перенести тело ночью без факелов и поставить в Конюшенной церкви. Объявили, что мера эта была принята в видах обеспечения общественной безопасности, так как толпа будто бы намеревалась разбить оконные стекла в домах вдовы и Геккерна».
    Люди стекались к дому на Мойке, прослышав о дуэли, и еще в большем количестве, услышав о смерти Пушкина, – властям уже мерещилась народная манифестация, поэтому и были приняты чрезвычайные меры. Студентам Университета и профессорам запрещалось пропускать занятия. Было отменено представление «Скупого рыцаря» в бенефис В.А.Каратыгина.
    Из черновика письма князя Вяземского: «Дом, где жил Пушкин, принадлежал к Исаакиевскому приходу, и выбирать тут было нечего. То же самое было бы сделано и с последним нищим, обитателем этого квартала».
    «В день, предшествовавший ночи, в которую назначен был вынос тела, – пишет князь Вяземский, – в доме, где собрались человек десять друзей и близких Пушкина, чтобы отдать ему последний долг, в маленькой гостиной, где мы все находились, очутился целый корпус жандармов. Без преувеличения можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы! Против кого была выставлена эта сила, весь этот военный парад? Я не касаюсь пикетов, расставленных около дома и в соседних улицах…»
    Самое поразительное, слова князя Вяземского «весь этот военный парад» употреблены отнюдь не в ироническом смысле по отношению к «целому корпусу жандармов» в гостиной семьи Пушкина. В Петербурге действительно состоялся парад войск… Поначалу в Кавалергардском и лейб-гвардии Конном полках были назначены обычные эскадронные учения, столь любимые Николаем I, а затем были сделаны дополнения: 60 тысяч кавалерии и пехоты со всеми обозами были вызваны на площадь к Зимнему дворцу.
    Тем самым был найден предлог для перенесения отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, утеснить всячески народ – парадом войск на другой день после отпевания Пушкина, когда его тело еще находилось в подвале Конюшенной церкви. Парад войск принимал, разумеется, Николай I, главный автор всей этой фантастики.
    «3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви, с телом Пушкина, в путь, – писал А.И.Тургенев, тот самый, который, волей судьбы поэта, привез юного Пушкина в Царскосельский Лицей из Москвы, – я с почтальоном в кибитке позади тела (имеются в виду дроги с гробом. – П.К.); жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».
    «Жена моя, – записал в своем дневнике А.В.Никитенко, – возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом. – Что это такое? – спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян. – А бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит – и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи, как собаку».
    Пушкин по дороге к Святогорскому монастырю не миновал Тригорского, где жила П.А.Осипова. Младшая из ее дочерей – Екатерина Ивановна – вспоминала впоследствии: «Когда произошла эта несчастная дуэль, я, с матушкой и сестрой Машей, была в Тригорском, а старшая сестра, Анна, в Петербурге. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти.
    В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 года. Матушка недомогала и после обеда, так часу в третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком.
    Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда.
    Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами. Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядила копать могилу.
    Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, – ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе – сестра Маша и я, – чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких.
    Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром с настоятелем, архимандридом, столетним стариком Геннадием во главе, похоронили Александра Сергеевича, в присутствии Тургенева и нас, двух барышень.
    Уже весной, когда стало таять, распорядился Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама моя мать, так любившая Пушкина, Прасковья Александровна. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приезжала только через два года, в 1839 году».
    ЭПИЛОГ (к трагедии «Мусагет»).
    Святогорский монастырь. Ясный весенний день. У могилы поэта три юные барышни с букетами из полевых цветов – то музы.
    Х о р м у з
    В местах, где в ссылке он провел два года,
    И мирная воспета им природа
    В сияньи дня, во звездной мгле,
    Изгнанник на родной земле
    И пленник,
    Сошел в кладбищенские сени.
    Пусть ныне торжествует рок.
    Тоску и грусть ты превозмог
    Души прекрасной песней,
    И жизни нет твоей чудесней!
    Мир праху твоему, поэт!
    Да не умолкнут в бурях грозных лет
    Поэзии высокой пламенные вздохи
    Классической эпохи.
    Все это, видите ль, слова, слова, слова.
    Поэтов участь не нова.
    Все светлое, поруганное, гибнет,
    И плесенью могилы липнет
    К нему хула и клевета,
    И глохнет в мире красота.
    А торжествует лишь уродство,
    Играя важно в благородство.
    Поэт! Покойся в тишине, –
    В неизмеримой вышине,
    Где Феб рассеивает тучи,
    Как солнце, светлый и могучий,
    Встает и образ милый твой,
    Овеян высшей красотой.
    Мотив прощания у Пушкина предполагает и встречу… Так, стихотворение «Для берегов отчизны дальной…» заканчиваются строками:
    Твоя краса, твои страданья
    Исчезли в урне гробовой –
    А с ними поцелуй свиданья…
    Но жду его; он за тобой…
    Прощание с Пушкиным – это наше восхождение еще на одну ступень к прекрасному, стремление к любви и красоте вслед за его пленительной и трагической участью, единственной во всей мировой культуре. Звездный венец Ренессанса в России.
    © Петр Киле
    http://renclassic.ru/Ru/Phenomenon/786/787/

  2. Цели: совершенствовать
    умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану,
    высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста,
    формулировать собственные умозаключения.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II.
    Словарно-семантическая работа.

    Грёза
    – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться,
    представляться в воображении.
    Скорбь
    – крайняя печаль, горесть, страдание.
    Упование
    (устар.) – то же, что надежда.
    III.
    Подготовка учащихся к восприятию текста.

    Краткое
    слово учителя о значении творчества А. С. Пушкина, об обаянии его
    личности и любви к нему современников, о том, что данный текст составлен на
    основе повести А. Новикова «Последний год». А. Новиков известен нам по таким
    произведениям о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском».
    Учитель напоминает, что восприятие речи на слух требует особого внимания,
    сосредоточенности, умения как бы увидеть внутренним взором картины, нарисованные
    словами.
    IV.
    Чтение учителем текста.

    Прощание с Пушкиным
    Едва весть о
    смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных
    сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли
    пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа,
    встревоженная, молчаливая, ожидающая.
    Знакомые, малознакомые
    и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню
    28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.
    Тогда-то и вывесил на
    дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не
    расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.
    Неожиданный робкий луч
    надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами
    пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день,
    безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс
    опять едва уловим. Его снова одолевают боли.
    Жуковский вывешивает
    новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма
    опасном положении».
    Было около трех часов
    дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать
    минутами.
    – Хорошо, ах, как
    хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
    Он открыл уже почти
    безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.
    – Мне пригрезилось, что
    я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится,
    – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от
    страданий.
    Все близкие собрались в
    кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал:
    «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились
    к дивану вплотную.
    Вдруг Пушкин широко
    раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
    – Кончена жизнь.
    Только мгновение в
    глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
    – И вот уж нас от него
    отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись,
    зарыдал.
    Жуковский, опустившись
    на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом
    близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице
    Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не
    разгаданную тайну.
    Когда Жуковский вновь
    показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную
    весть. И толпа замерла.
    – Александр Сергеевич
    скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
    И люди в скорбном
    молчании обнажили головы.
    Пошел густой, мягкий
    снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало
    и прибывало. (393 слова.)
    V.
    Беседа по вопросам.

    Вопросы:
    1. На чем сосредоточено
    внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние
    Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей
    Петербурга.)

    2. Что передает автор,
    рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его
    мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты
    и после смерти.)

    3. Какие детали, слова
    и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние
    часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и
    верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи
    слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко.
    Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим.
    Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его
    прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

    – Кончена жизнь.
    …В глазах его сиял
    лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина
    застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не
    разгаданную тайну».)

    4. Как описывается
    тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных
    сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»;
    «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании
    обнажили головы…»

    Обращаем внимание на
    краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой,
    мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).

    VI.
    Составление плана текста.

    Учащиеся работают
    самостоятельно.

    Возможный
    вариант плана.
    Прощание с Пушкиным
    1. Тревожное ожидание.
    2. Робкий луч надежды.
    3. Предсмертные грезы
    поэта.
    4. Последние минуты и
    последние слова.
    5. Прощание Жуковского
    с Пушкиным.
    6. Скорбная весть.
    VII.
    Повторное чтение текста учителем.

    VIII.
    Дополнительное задание.

    – Поведайте о
    собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.
    Учитель дает варианты
    перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о
    кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в
    этой толпе…»

    IX.
    Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.

    Домашнее
    задание.

    Подготовить устное
    сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или
    подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.

  3. Цели: совершенствовать умения учащихся воспринимать текст на слух, пересказывать его по плану, высказывать свои мысли и чувства, возникшие под впечатлением текста, формулировать собственные умозаключения.
    I. Организационный момент.
    II. Словарно-семантическая работа.
    Грёза – мечта (первоначально: призрачное видение). Грезиться – мерещиться, представляться в воображении.
    Скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.
    Упование (устар.) – то же, что надежда.
    III. Подготовка учащихся к восприятию текста.
    Краткое слово учителя о значении творчества А. С. Пушкина, об обаянии его личности и любви к нему современников, о том, что данный текст составлен на основе повести А. Новикова «Последний год». А. Новиков известен нам по таким произведениям о жизни поэта, как «Пушкин на юге», «Пушкин в Михайловском». Учитель напоминает, что восприятие речи на слух требует особого внимания, сосредоточенности, умения как бы увидеть внутренним взором картины, нарисованные словами.
    IV. Чтение учителем текста.
    Прощание с Пушкиным
    Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.
    Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.
    Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.
    Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.
    Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: «Больной находится в весьма опасном положении».
    Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.
    – Хорошо, ах, как хорошо… – в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!
    Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.
    – Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, – с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.
    Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: «Отходит». Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.
    Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
    Только мгновение в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.
    – И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, – проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.
    Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.
    Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.
    – Александр Сергеевич скончался, – снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.
    И люди в скорбном молчании обнажили головы.
    Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало. (393 слова.)
    V. Беседа по вопросам.
    1. На чем сосредоточено внимание в тексте, рассказывающем о последних часах жизни поэта? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких людей, скорбь жителей Петербурга.)
    2. Что передает автор, рассказывая о Пушкине в его последние часы? (Физические страдания поэта, его мужество, предсмертные видения, последние слова, лицо поэта в последние минуты и после смерти.)
    3. Какие детали, слова и словосочетания особенно важно передать, рассказывая о поэте в его последние часы? (Предсмертные грезы поэта связаны с книгами – самыми его любимыми и верными друзьями. Тяжелое состояние поэта передается в словах: «…в забытьи слабо произнес Пушкин…»; «…с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий…»; «Пушкин тает на глазах. Пульс едва уловим. Его снова одолевают боли». «Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:
    …В глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда». «На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну».)
    4. Как описывается тревога и скорбь русских людей, их прощание с любимым поэтом? («…Люди разных сословий двинулись на Мойку…», «…росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая»; «…робкий луч надежды блеснул ранним утром…»; «…люди в скорбном молчании обнажили головы…»
    Обращаем внимание на краткие описания зимнего дня: «…хмурый петербургский день…»; «…Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь…»).
    VI. Составление плана текста.
    Учащиеся работают самостоятельно.
    Возможный вариант плана .
    Прощание с Пушкиным
    1. Тревожное ожидание.
    2. Робкий луч надежды.
    3. Предсмертные грезы поэта.
    4. Последние минуты и последние слова.
    5. Прощание Жуковского с Пушкиным.
    6. Скорбная весть.
    VII. Повторное чтение текста учителем.
    VIII. Дополнительное задание.
    – Поведайте о собственных мыслях и чувствах от прочитанного текста.
    Учитель дает варианты перехода от изложения к сочинению: «С волнением читаешь этот скорбный рассказ о кончине великого и дорогого нам человека…» или «И кажется, что и ты стоишь в этой толпе…»
    IX. Работа учащихся над изложением с элементами сочинения.
    Подготовить устное сообщение на тему: «Что дало мне знакомство с творчеством А. С. Пушкина» или подготовить отрывки из воспоминаний о Пушкине, чтобы прочитать их в классе.

  4. Автор Петр Киле
    Источник renclassic
    Поисковая фраза, привлекшая мое внимание: что имеют в виду? Оказывается, «Прощание с Пушкиным» – это тема для изложения или сочинения, с началом «Набережная Мойки, дом Пушкина…», что запрашивают школьники, сидя в классе, срочно, в течение 10 минут они должны получить ответ, и есть сайты, готовые оказать им такую услугу… Остается переписать или сделать распечатку – и задание выполнено? Очевидно, учитель на уроке раскрывал тему, в учебнике есть материал на эту тему, с указанием темы для изложения или сочинения «Прощание с Пушкиным».
    А ведь такое задание заведомо невыполнимо, тем более в течение 10 минут, даже для студентов. А шпаргалка, вынутая из интернета, не имеет никакого отношения к пронзительной теме – «Прощание с Пушкиным». Это лишь профанация, продолжение той линии, что прочертил в свое время Николай I над судьбой Пушкина.
    Между тем эта тема возникла неслучайно, это отзвук одного из основных мотивов поэзии Пушкина, начиная с лицейских лет – с прощания с юностью и так далее. С открытием самоценности жизни во всех ее проявлениях обостряется чувство и ее скоротечности – это один из феноменов ренессансного миросозерцания от Петрарки и Шекспира до Державина и Пушкина.
    Мотив прощания – это воспоминание в настоящем, перед разлукой или сразу после разлуки, когда настоящее еще длится и переходит в вечность, действительность преображается в воспоминании и предстает как прекрасная действительность – в полном соответствии с эстетикой классической древности и Ренессанса.
    С лирикой Пушкина мотив прощания входит в нашу жизнь, в наши переживания любви и красоты, во все возрасты, и мы вместе с поэтом вступаем в пору юности и прощаемся с нею, мы с ним молоды и стоим у гроба…
    Прощание с Пушкиным действительно началось у дома на Мойке, в котором поэт жил, в дни, когда весть о дуэли разнеслась по Петербургу, а затем и о смерти… Воспоминания и документы эпохи воспроизводят непостижимо странную картину, а если взглянуть с точки зрения Гоголя и Достоевского, можно сказать, фантастическую.
    Князь П.А.Вяземский писал в письме к великому князю Михаилу Павловичу от 14 февраля 1837 года: «После смерти Пушкина нашли только 300 рублей денег во всем доме. Старый граф Строганов, родственник г-жи Пушкиной, поспешил объявить, что он берет на себя издержки по похоронам. Он призвал своего управляющего и поручил ему все устроить и расплатиться. Он хотел, чтобы похороны были насколько возможно торжественнее, так как он устраивал их на свой счет».
    Казалось бы, естественно… Но власти думали иначе. «Итак, – продолжает князь Вяземский, – распоряжения были отданы, приглашения по городской почте разосланы.
    Граф Строганов получил приказание изменить отданные распоряжения. Отпевание предполагалось в Исаакиевской церкви, в приходе дома, где умер Пушкин, вынос тела предполагался, по обычаю, утром, в день погребения.
    Приказали перенести тело ночью без факелов и поставить в Конюшенной церкви. Объявили, что мера эта была принята в видах обеспечения общественной безопасности, так как толпа будто бы намеревалась разбить оконные стекла в домах вдовы и Геккерна».
    Люди стекались к дому на Мойке, прослышав о дуэли, и еще в большем количестве, услышав о смерти Пушкина, – властям уже мерещилась народная манифестация, поэтому и были приняты чрезвычайные меры. Студентам Университета и профессорам запрещалось пропускать занятия. Было отменено представление «Скупого рыцаря» в бенефис В.А.Каратыгина.
    Из черновика письма князя Вяземского: «Дом, где жил Пушкин, принадлежал к Исаакиевскому приходу, и выбирать тут было нечего. То же самое было бы сделано и с последним нищим, обитателем этого квартала».
    «В день, предшествовавший ночи, в которую назначен был вынос тела, – пишет князь Вяземский, – в доме, где собрались человек десять друзей и близких Пушкина, чтобы отдать ему последний долг, в маленькой гостиной, где мы все находились, очутился целый корпус жандармов. Без преувеличения можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы! Против кого была выставлена эта сила, весь этот военный парад? Я не касаюсь пикетов, расставленных около дома и в соседних улицах…»
    Самое поразительное, слова князя Вяземского «весь этот военный парад» употреблены отнюдь не в ироническом смысле по отношению к «целому корпусу жандармов» в гостиной семьи Пушкина. В Петербурге действительно состоялся парад войск… Поначалу в Кавалергардском и лейб-гвардии Конном полках были назначены обычные эскадронные учения, столь любимые Николаем I, а затем были сделаны дополнения: 60 тысяч кавалерии и пехоты со всеми обозами были вызваны на площадь к Зимнему дворцу.
    Тем самым был найден предлог для перенесения отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, утеснить всячески народ – парадом войск на другой день после отпевания Пушкина, когда его тело еще находилось в подвале Конюшенной церкви. Парад войск принимал, разумеется, Николай I, главный автор всей этой фантастики.
    «3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви, с телом Пушкина, в путь, – писал А.И.Тургенев, тот самый, который, волей судьбы поэта, привез юного Пушкина в Царскосельский Лицей из Москвы, – я с почтальоном в кибитке позади тела (имеются в виду дроги с гробом. – П.К.); жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».
    «Жена моя, – записал в своем дневнике А.В.Никитенко, – возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом. – Что это такое? – спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян. – А бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит – и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи, как собаку».
    Пушкин по дороге к Святогорскому монастырю не миновал Тригорского, где жила П.А.Осипова. Младшая из ее дочерей – Екатерина Ивановна – вспоминала впоследствии: «Когда произошла эта несчастная дуэль, я, с матушкой и сестрой Машей, была в Тригорском, а старшая сестра, Анна, в Петербурге. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти.
    В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и 5 февраля 1837 года. Матушка недомогала и после обеда, так часу в третьем, прилегла отдохнуть. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком.
    Мы разбудили мать, вышли навстречу гостям: видим, наш старый знакомый, Александр Иванович Тургенев. По-французски рассказал Тургенев матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь и перезябши вместе с везшим гроб ямщиком, приехали сюда.
    Какой ведь случай! Точно Александр Сергеевич не мог лечь в могилу без того, чтоб не проститься с Тригорским и с нами. Матушка оставила гостей ночевать, а тело распорядилась везти теперь же в Святые Горы вместе с мужиками из Тригорского и Михайловского, которых отрядила копать могилу.
    Но ее копать не пришлось: земля вся промерзла, – ломом пробивали лед, чтобы дать место ящику с гробом, который потом и закидали снегом. Наутро, чем свет, поехали наши гости хоронить Пушкина, а с ними и мы обе – сестра Маша и я, – чтобы, как говорила матушка, присутствовал при погребении хоть кто-нибудь из близких.
    Рано утром внесли ящик в церковь, и после заупокойной обедни всем монастырским клиром с настоятелем, архимандридом, столетним стариком Геннадием во главе, похоронили Александра Сергеевича, в присутствии Тургенева и нас, двух барышень.
    Уже весной, когда стало таять, распорядился Геннадий вынуть ящик и закопать его в землю уже окончательно. Склеп и все прочее устраивала сама моя мать, так любившая Пушкина, Прасковья Александровна. Никто из родных так на могиле и не был. Жена приезжала только через два года, в 1839 году».
    ЭПИЛОГ (к трагедии «Мусагет»).
    Святогорский монастырь. Ясный весенний день. У могилы поэта три юные барышни с букетами из полевых цветов – то музы.
    Хор муз
    В местах, где в ссылке он провел два года,
    И мирная воспета им природа
    В сияньи дня, во звездной мгле,
    Изгнанник на родной земле
    И пленник,
    Сошел в кладбищенские сени.
    Пусть ныне торжествует рок.
    Тоску и грусть ты превозмог
    Души прекрасной песней,
    И жизни нет твоей чудесней!
    Мир праху твоему, поэт!
    Да не умолкнут в бурях грозных лет
    Поэзии высокой пламенные вздохи
    Классической эпохи.
    Все это, видите ль, слова, слова, слова.
    Поэтов участь не нова.
    Все светлое, поруганное, гибнет,
    И плесенью могилы липнет
    К нему хула и клевета,
    И глохнет в мире красота.
    А торжествует лишь уродство,
    Играя важно в благородство.
    Поэт! Покойся в тишине, –
    В неизмеримой вышине,
    Где Феб рассеивает тучи,
    Как солнце, светлый и могучий,
    Встает и образ милый твой,
    Овеян высшей красотой.
    Мотив прощания у Пушкина предполагает и встречу… Так, стихотворение «Для берегов отчизны дальной…» заканчиваются строками:
    Твоя краса, твои страданья
    Исчезли в урне гробовой –
    А с ними поцелуй свиданья…
    Но жду его; он за тобой…
    Прощание с Пушкиным – это наше восхождение еще на одну ступень к прекрасному, стремление к любви и красоте вслед за его пленительной и трагической участью, единственной во всей мировой культуре. Звездный венец Ренессанса в России.

  5. «Дуэль Пушкина с Дантесом», Алексей Наумов, 1884 год
    Похороны поэта грозили перерасти в народные волнения, а самым верным его почитателем остался только Николай I
    Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, в 2 часа 45 минут. Эпитет «Величайший» не был преувеличением уже при жизни поэта, и это доказывает, как Петербург прощался с ним.
    «Это были действительно народные похороны. Все, что сколько-нибудь читает и мыслит в Петербурге, — все стеклось», — вспоминал житель столицы Никитенко. Народным похоронам Пушкина поспособствовал царь Николай I и его окружение.
    Не допустить волнений
    Жена поэта Наталья Николаевна Пушкина поначалу просила «пожаловать к отпеванию мужа в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе 1-го числа февраля в 11 часов до полудня». Но неожиданно родственник Натальи Николаевны, граф Строганов, занимавшийся по ее просьбе похоронами, получил от настоятеля этого храма отказ. Священник, знавший хорошо семью Пушкина, а главное, всю историю с дуэлью Александра Сергеевича, принял решение, что это было самоубийством. А самоубийц в храмах, как известно, не отпевают.
    Версию о самоубийстве Пушкина в то время разделяло много людей, знавших его. Так, барон Геккерн-старший писал барону Верстолку 11 февраля 1837 года (здесь и далее даты по старому стилю):
    «Жоржу (Дантесу) не в чем себя упрекнуть; его противником был безумец, вызвавший его без всякого разумного повода; ему просто жизнь надоела, и он решился на самоубийство, избрав руку Жоржа орудием для своего переселения в другой мир».
    Семья Пушкина в течение двух суток искала церковь, где можно будет отпеть Александра Сергеевича. Гроб с телом поэта простоял уже трое суток. Рядом с домом Пушкиных была небольшая Конюшенная церковь. Поэт Василий Жуковский, бывший одним из распорядителей похорон, писал: «О Конюшенной нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особое позволение».
    Тем не менее граф Строганов через Беккендорфа (начальника царской канцелярии и главного жандарма России) устроил прошение Николаю I. Неожиданно для многих царь дал согласие на отпевание камер-юнкера Пушкина в Конюшенной церкви. Таким образом, Николай I сделал так, чтобы отпевание поэта стало торжественным, государственным актом.
    Одновременно царь распорядился Беккендорфу, чтобы тот не допустил массовых беспорядков во время отпевания Пушкина. За три дня, пока гроб с телом поэта стоял в его доме, с ним пришли попрощаться 32 тысячи человек.
    Настроения в столице в те дни были таковы, что русские могли устроить погром против иноземной элиты, которую они и считали главным виновником смерти Пушкина. Василий Жуковский вспоминал про эти настроения:
    «Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждало отомстить Дантесу. Никто от мала до велика не желал согласиться, что Дантес не был убийцей. Хотели расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина, доказывая, что тут заговор и измена, что один иностранец ранил Пушкина, а другим иностранцам поручили его лечить».
    Александр Сергеевич Пушкин на дуэли с Жоржем Шарлем Дантесом
    Потому Николай I распорядился, чтобы отпевание Пушкина прошло приватно — только для родных, близких и петербургской знати. Последним были разосланы приглашения, являвшиеся одновременно и пропуском в собор. Петербуржец Скалон вспоминал, что приглашения на похороны из-под полы продавались по 100 рублей серебром.
    Беккендорф распорядился полиции сопровождать гроб с телом Пушкина от дома до церкви, окрестности наводнили агенты охранки в штатском. Жуковский писал: «В минуту выноса, на которую собралось не более десяти друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились об умершем, нас оцепили, и мы под стражей проводили тело до церкви».
    При отпевании присутствовали представители императорского двора, высшие чиновники, почти все иностранные послы, генералы, творческая интеллигенция, большинство академиков. В общем, попрощаться с Пушкиным пришла почти вся элита того общества.
    После отпевания гроб с телом Пушкина спустили в так называемый заупокойный подвал церкви. Там он оставался три дня. 2 февраля по Петербургу прошел слух, что около церкви вечером должен собраться народ и идти оттуда «громить немцев». Поэтому Николай I распорядился срочно устроить на Конюшенной площади смотр кавалерии и пехоты — всего около 60 тысяч человек. Императрица Александра Федоровна записала в дневнике (по-немецки): «Итак, полки на площади. Тревога. Что будет?» Немногочисленные группы простых петербуржцев 2 и 3 февраля были разогнаны полицией и армией, были даже двое убитых, которые пытались сопротивляться.
    Последнее пристанище
    Задержка с похоронами Пушкина была связана с тем, что долго не могли найти место погребения. Как известно, в своем завещании Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их болотом.
    Наконец, 3 февраля определились с местом захоронения. В 1836 году Пушкин похоронил свою мать, Надежду Осиповну в Святогорском монастыре, неподалеку от имения Михайловское. Тогда же он рядом приобрел место и для себя. Наталья Николаевна, несмотря на запрет Александра Сергеевича, хотела его похоронить в Санкт-Петербурге, но Беккендорф настоятельно рекомендовал все же это сделать там, где и хотел поэт. У Беккендорфа были свои резоны — он не желал, чтобы могила Пушкина в Петербурге превратилась в место поклонения недовольных того времени.
    Насколько же получилось контрастным отпевание поэта и его похороны! Николай I поверил, что народная любовь к Пушкину может быстро обернуться ненавистью к высшему свету и лично царю, и постарался пресечь этот процесс на корню. Александр Тургенев писал: «3 февраля в полночь мы отправились в путь из Конюшенной церкви с телом Пушкина. Я был с почтальоном в кибитке позади тела; жандармский капитан впереди оного».
    Скромная процессия с гробом Пушкина прибыла в Святые Горы вечером 5 февраля. Один из членов царской охранки доносил: «Чтобы избежать на похоронах манифестаций при выражении чувств, было предписано не допускать всякое особенное изъявление, всякую встречу, всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина».
    Памятник Александру Пушкину в церкви в Святогорском монастыре. Фото: maxpark.com
    Ранним утром 6 февраля (еще затемно) Пушкин был погребен возле церкви в Святогорском монастыре. Словно нарочно, церемония была обставлена крайне просто, даже с каким-то пренебрежением: гроб бросили в землю, чуть присыпав снегом. Он пролежал до весны у стены Святогорского монастыря именно в таком состоянии. Близкие родственники на этой импровизированной могиле (и на похоронах) не были. Жена Наталья Николаевна только спустя два года постояла над захоронением несколько минут.
    Да и единственное сопровождавшее гроб «значительное лицо», друг Пушкина Александр Тургенев, сделал это из меркантильных соображениий. Тургенев так объяснил свою поездку опальному брату в Лондоне: «За умело организованные похороны получил от царя обещание отпустить меня в Париж». Поездка произвела на Тургенева удручающее впечатление. Он писал: «На дороге видел я колодников с голыми руками там, где на них цепи, подумал об этом жестоком неудобстве, а в тюрьме видел уже солдата с отмороженною от цепи рукою. Быстрее, быстрее забыть Россию». Через месяц Тургенев, как и обещал ему Николай I, отбыл во Францию.
    Масонский след в захоронении
    В последующем заботу над могилой устроили тоже не родственники Пушкина, а владелица села Тригорское Осипова (она сделала кирпичный склеп) и его друзья по масонской ложе.
    В августе 1953 года директор заповедника «Михайловское» Семен Гейченко решил провести капитальные работы по укреплению памятника на могиле. Был приглашен известный археолог Павел Шульц.
    Когда вскрыли могилу, все присутствующие были поражены одним обстоятельством. О нем вспоминал Гейченко:
    «Открылись створки двух больших плит, лежащих в его основании. Когда убрали плиты, в центре основания обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. Высота камеры 75 сантиметров. В восточной стене ее маленькое окошечко. На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста».
    Когда подняли архивы, то выяснили (кстати, из донесения охранного ведомства), что ящик с ритуальными черепами положил в захоронение в 1841 году друг Пушкина и его коллега по масонской ложе граф Григорий Строганов. Известно также, что в гроб с телом поэта Жуковский и Вяземский бросили белые лайковые перчатки — знак, что и после смерти покойный принадлежит к братству. Более того, они и на руки покойного надели его масонские перчатки.
    Долги Пушкина
    В итоге самым верным почитателем памяти Пушкина оказался царь Николай I, а не семья и друзья поэта.
    После смерти Пушкина в семье оставалось 300 рублей. Имение Михайловское заложено и должно было пойти с молотка. Жуковский позже признавался, что «к весне Пушкину нечем было бы кормить семью, а его самого ждала долговая яма. Даже хоронить поэта было не на что — их на свои средства организовал граф Строганов. Именно из-за огромных долгов и появилась тогда версия, что дуэль для Пушкина была завуалированным самоубийством, так как он сам, будучи человеком верующим, не решался наложить на себя руки.
    Николай I уплатил все долги Пушкина из казны — 138 тысяч рублей, из которых 94 тысячи составили карточные проигрыши поэта. Если суммировать уплаченные долги, пансион жене и детям, то забота о Пушкине обошлась казне в 450 тысяч золотых рублей.
    В обмен на улаживание финансовых дел семьи Пушкина, царь распорядился цензурировать архив поэта. Николай I поручил Жуковскому вместе с Третьим отделением разбирать бумаги Пушкина.
    Что стало с наследием поэта
    Разбирать бумаги разрешили у Жуковского дома, притом генерал-майор Леонтий Дубельт, уходя, каждый раз лично опечатывал сундук с рукописями, уносил с собой ключ и опечатывал комнату, где стоял сундук. Дубельт первым читал каждый клочок бумажки и, занеся ее в протокол, отдавал Жуковскому только то, что тому дозволялось прочитать, а что нет — запечатывал в пакеты для Бенкендорфа. Так продолжалось шестнадцать дней.
    Если суммировать произведения Пушкина по названиям, то окажется, что он за свою недолгую жизнь написал 934 произведения. При жизни из этого числа увидело свет всего 247 работ, или 26%. Три четверти всего написанного великим русским поэтом публиковалось постепенно, в течение ста пятидесяти лет после его смерти. Проценты эти стабильны по всем жанрам. Не было напечатано при жизни Пушкина 77% написанных им стихотворений, 84% поэм, 82% сказок, 75% пьес, 76% романов и повестей в прозе. Наконец, у него, исторического писателя, не было опубликовано при жизни 98% исторических исследований. Исчезли комедии Пушкина на французском языке «Мошенник», «Философ», «Так водится в свете». Из писем до нас дошла примерно треть, из дневников — четверть.

  6. Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным морем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И.Е. Репиным и И.К. Айвазовским.
    Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его собственным словам, писал картины, сюжеты для которых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.
    Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.
    Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (таких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, проведённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.
    Айвазовский был ещё студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган похвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего художника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла большую роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.
    На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.
    Совместная работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз.
    Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.
    На картине Айвазовского и Репина Пушкин изображён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполненным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Правая руку отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.
    Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выполнены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечивает розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.
    Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выписаны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подобные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.
    Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.
    В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

  7. Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)
    Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным мо­рем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.
    Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.
    Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.
    Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­дённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.
    Айвазовский был ещё студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.
    На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

  8. 8
    Текст добавил: Каменное сердце

    Краткое сжатое изложение прощание с пушкиным для 8 класса

    Ответы:

    Набережная мойки. Дом Пушкина Едва весть о смертельном ранении поэта распространилась по Петербургу, сюда двинулись люди разных сословий. Кто не знал адреса, тот щёл за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла встревоженная, молчаливая, ожидающая толпа. Знакомые и незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрестанно. Тогда-то и вывесил свой бюллетень Жуковский, но люди на набережной не расходились, с затаённой надеждой ждали добрых вестей. Но Пушкин таял на глазах. Его одолевали боли, пульс был едва уловим. Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон. «Больной находится в весьма опасном положении” Было около 3 часов дня, когда стало ясно, что жизнь поэта надо считать минутами. Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную. Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он внятным голосом произнёс: “Жизнь кончена”.Только мгновение в его глазах сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда. Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался недвижим. Потом близко склонился над его лицом, всматриваясь в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, будто он постиг почти никем не разгаданную тайну. Когда Жуковский показался перед толпой вновь, все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла. -“Александр Сергеевич Пушкин скончался”, -снимая шапку, сдавленным голосим проговорил Жуковский. И люди в скорбном молчании обнажили головы. Пошёл густой, мягкий снег, сумерки переходили в ночь, а у серого дома на Мойке народу всё прибывало и прибывало.

  9. Иван Константинович Айвазовский известен как художник, одной из тем творчества которого было море. То спокойное, как на картине «Неаполитанский залив», то бушующее, как на картине «Девятый вал», оно является основой мироздания. Очень часто Айвазовский изображал на своих полотнах батальные сцены. Но есть у художника целый цикл картин, посвященных великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Два художника были лично знакомы. И.К. Айвазовский любил творчество Пушкина, а тот в высоко ценил творчество художника. Их знакомство состоялось на одной из выставок в Санкт-Петербурге в тысяча восемьсот тридцать шестом году.
    В восьмидесятых годах девятнадцатого века И.К. Айвазовский создаёт полотна, посвященные любимому поэту. На них мы видим Пушкина на берегу моря, то лежащим, то стоящим. Одной из известнейших картин цикла является «Прощание Пушкина с морем». Поэт тоже любил море у него есть стихотворение «Прощай свободная стихия». Очень часто картину «Прощание Пушкина с морем» называют как и стихотворение великого поэта.
    На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим. Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а тёмные. Они грозно накатываются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы. А чуть дальше от берега вода вообще чёрная. Море сливается на горизонте с пасмурным, мрачным небом, по которому бегут зловещие тучи.
    Пушкин стоит на скале у самой воды. Он снял шляпу и держит её в руке. Ветер развевает его волосы, сорвал с головы капюшон. Но поэт нисколько не раздражён. Наоборот, лицо его светло и спокойно. Взгляд устремлен на водную поверхность, которая с ревом катится на берег и, разбившись о скалы, откатывается назад. Он как будто что-то говорит морю. Быть может, читает ему на прощание свои стихи:
    Прощай свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Для поэта море – это близкий друг, с которым он уже никогда не увидится, но будет помнить его всегда. Свободная морская стихия привлекает поэта, который никогда не был свободен до конца. И, стоя на берегу бушующего моря, он, может быть, хоть на короткое время ощутил полную свободу, почувствовал единение с непокорной стихией, которая так влечёт его. И море на картине кажется живым. Оно отвечает поэту своим рокотом, как будто опечалено скорой разлукой.
    И.К. Айвазовскому удалось передать в своей работе всю гамму чувств, которые владеют поэтом, как будто он наблюдает за ним, стоя всего в нескольких шагах, слышит каждое слово, каждый вздох поэта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *