Сочинение на тему против чего направлена сатира автора комедии недоросль

6 вариантов

  1. Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.
    Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.
    Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он — яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.
    Что же хотел показать автор актуального во все времена произведения? Для чего образ недоросля был раскрыт столь детально и с применением такого категорического литературного инструмента, как сатира?
    Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.
    Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец — все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.
    Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких – то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.
    Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.
    Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» — отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» — это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.
    Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне — это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.
    Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.
    Госпожа Простакова — это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.
    Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании —
    Это влияние матери. А мать Мнтрофана — особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.
    Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
    Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы — хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.
    Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки…
    Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.
    Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.
    Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.
    Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

  2. В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
    Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
    — Один ты остался у меня.
    — Да отвяжись…
    — Нет у меня сына…
    Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “душенька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”.
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — “зоологизация”. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фсе с лошатками”. Таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира.
    Несмотря на то, что жанр пьесы “Недоросль” — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе — от .критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
    Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

  3. Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.
    Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.
    Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он — яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.
    Что же хотел показать автор актуального во все времена произведения? Для чего образ недоросля был раскрыт столь детально и с применением такого категорического литературного инструмента, как сатира?
    Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.
    Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец — все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.
    Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких – то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.
    Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.
    Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» — отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» — это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.
    Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне — это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.
    Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.
    Госпожа Простакова — это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.
    Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании —
    Это влияние матери. А мать Мнтрофана — особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.
    Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».
    Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы — хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.
    Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки…
    Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.
    Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.
    Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.
    Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

  4. Комедия Фонвизина «Недоросль» – это отображение пороков современного автору общества при помощи сатиры. Разоблачающий юмор помогает читателям понять, кто из героев заслуживает осуждения или насмешки. Фонвизин собрал галерею образов в пьесе из представителей разных социальных слоев: дворяне, слуги, офицеры, чиновники, учителя. По этой причине комедия стала первой в истории социально-политической драмой.
    В центре событий – семейство Простаковых: госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан. Именно эти герои изображены сатирически. Автор использует разные средства сатиры с целью уличить героев в их невежестве и низменности.
    Во-первых, это «говорящие имена и фамилии». Простакова живет по принципу «чем проще – тем лучше». Она не имеет образования и не хочет ничему обучаться, для нее важна лишь власть. При своем ограниченном уме, героиня пытается управлять другими. И делает все не по уму, а примитивно жестоко и несправедливо. Не разбираясь в ситуации, она «на всякий случай» бранит Тришку и бьет няньку. Автор наиболее ярко дает характеристику героини через ее речь. К слугам она обращается грубо и резко: «воры, канальи, болван». К сыну говорит очень ласково: «друг мой сердешный, душенька». К высокопоставленным гостям обращается уважительно: «милости просим…» Из этого можно понять, что Простакова хоть и простая, но хитрая. Она умеет приспосабливаться, как хамелеон, что характеризирует ее, как человека без моральных принципов.

  5. Д.И. Фонвизин пьеса «Недоросль»
    Тема: «Против каких пороков направлена сатира?»
    В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин с помощью сатиры высмеивает пороки дворянского общества конца 18 века, и показывает нам главные из них, невоспитанность и необразованность, на примере семьи Простаковых.
    Главный герой комедии является Митрофан. Он невежа, бездельник, любимец матери. Большой акцент автор делает на образовании Митрофана. Показывая нам уроки математики, французского и русского. Его учителя сами не в состоянии дать Митрофану настоящие знания. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности.  На уроках Митрофан проявляет себя как не знающий, глупый, капризный ребенок, который думает лишь о том, как бы ему жениться.
    Также Фонвизин обращает наше внимание на одну из самых главных тем той эпохи – воспитание. Главный воспитатель Митрофанушки его собственная мать. Очень яркая представительница уездного дворянства того времени. Она управляет всем домом, всё находится под её властью. Даже господин Простаков прислуживается ей. Родитель – это главный пример для подражания детям. А какой пример может подать госпожа Простакова своему сыну? Если она позволяет себе на его глазах хамить, грубить, унижать и не уважать собственного мужа и мать.  Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что после такого воспитания сына Простаковым рано или поздно придется пожинать плоды своих действий.
    В своем произведении Д.И Фонвизин отразил актуальные проблемы того времени используя сатиру, как средство разоблачения пороков и нравов дворя
    198 слов
    А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»
    Тема: Можно ли считать Софию типичной представительницей «фамусовского» общества?
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» ярко передает настроение, царившее в русском обществе в начале 19 века. Основной целью автора было показать образ жизни и нравы дворянского общества. Особое внимание в комедии уделяется «фамусовскому» обществу. Это консервативно настроенное московское дворянство «высший свет».
    Главным представителем этого общества является П.А. Фамусов. В его монологах и поступках больше всего видны те законы, по которым живет он и его окружение. Также в комедии присутствует молодое дворянство, которое представляет А.А. Чацкий. Он выражает свое мнение, и противостоит целому жизненному укладу.
    Но в комедии присутствует образ, который нельзя полностью отнести ни к «фамусовскому» обществу, ни к молодому дворянству. Это образ Софьи – дочери П.А. Фамусова. Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Она умна, хорошо воспитана, умеет ловко врать и изворачиваться ради своей цели. С одной стороны, девушка умеет искренне любить, обладает смелостью и решительностью, Софья любит проводить время за книгами, что не свойственно для людей «фамусовского» общества. С другой стороны, несмотря на то, что взгляды девушки во многом отличаются от «века минувшего», она выросла и воспитывалась в «фамусовском» обществе, которое однозначно повлияло на неё.
    Таким образом, смелая девушка с новым взглядом на жизнь остается заложницей общества, в котором она выросла. Образ Софьи автор показал неоднозначным и противоречивым, но в тоже время интересным читателю. Можно сказать, что образ Софьи не является типичным представителем «фамусовского» общества.
    219 слов
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Тема: Какие черты личности Печорина проявились в истории с контрабандистами
    Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена раскрытию личности главного героя-Григория Печорина.
    «Тамань» – первая из глав, написанная от лица главного героя. В этой главе Печорин раскрывается нам с новой стороны. Здесь он встречается со слепым мальчиком, старухой, «честными» контрабандистами. Через столкновение с контрабандистами мы видим его настойчивость и решительность, казалось бы, что это положительные качества, но не в случае Печорина. В этой ситуации он проявляет себя как эгоист, не думающий ни о ком кроме себя. Он пытается разгадать тайну, происходящую рядом с ним, но совершенно не думает о других.
    При встрече со слепым мальчиком, который живет со старухой и помогает ей по хозяйству. Печорин показывает праздное любопытство. Он интересуется его жизнью просто так, без цели помочь. Любопытство ради любопытства. Это обернулось тем, что Печорин случайно испортил жизнь мальчику.
    Тайна слепого мальчика, загадочное явление ундины и другие необъяснимые вещи не дают покоя Печорину. Вспыхнувшая страсть к ундине оказалось «слепой». Для него встреча с девушкой-контрабандисткой это лишь необычный, загадочный поворот судьбы, а для девушки – это непредвиденное обстоятельство, которое грозит раскрыть её тайну и угрожает её жизни. Печорин хочет раскрыть тайну контрабандистов рассказав, коменданту об их действиях. Из-за того, что главный герой не задумывается о последствиях, ундина вынуждена бежать.
    Печорин – возмутитель спокойствия. По его вине рушится привычный мир «честных контрабандистов». Из-за него ундина, сбежав с Янко, обрекает старуху со слепым мальчиком на голодную смерть.
    230слов
    М.А Шолохов «Судьба человека»
    Тема: «Нравственная проблематика отечественной прозы 20 века»
    В 20 веке Россия переживала, тяжелые времена и в связи с этим было написано множество произведений отечественной прозы в которой раскрывались все тяготы того времени.
    Одной из важных тем того времени являлась судьба человека. Она занимала немало важную роль в отечественной прозе. На примере произведения М.А. Шолохова «Судьба человека» мы сможем разобраться в этом.
    В произведении рассказывается о простом русском солдате-Андрее Соколове, который прошел все ужасы войны. На примере личностных утрат и мужества героя автор поднимает одни из важнейших проблем того времени: выбор человека, отношение к людям, доброта человека и милосердие.
    В рассказе М.А Шолохова поднимается одна из проблем – нравственный выбор человека. Скромный труженик, отец семейства жил и был счастлив, но вдруг война.… В этой ситуации был единственно возможный выбор: идти и сражаться, защищать свою Родину. И в рассказе таких примеров много. Андрей Соколов представляется в рассказе в фашистском плену. Главный нравственный выбор героя в условиях плена был: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, а мужественно вынести пытки и унижения. Герой нашёл в себе мужество и, несмотря ни на что, остался человеком.
    Но не только военные действия показывают проблему произведения. Автор рассказывает нам о потерях героя, которые становятся для него испытанием. На войне герой потерял всю семью. Но, несмотря на все это, он ,смог жить дальше. И, благодаря доброте своей души смог взять на себя ответственность за сироту Ванюшку и воспитывать его как собственного сына.
    Таким образом, рассмотрев произведение М.А Шолохова «Судьба человека», мы можем сделать вывод, что судьба человека играет большую роль в раскрытии нравственных проблем, поставленных в произведениях литературы этого периода.
    260 слов.
    А.И. Солженицын «Матренин двор»
    Тема: «Нравственная проблематика произведения»
    В 20 веке Россия подвергалась тяжелым испытаниям.  Войны и голод, бесконечные восстания и революции оставили особый отпечаток на судьбах людей. Почти все творчество русских писателей было направленно на описание нравственности русского народа. А.И Солженицын не стал исключением. В своем произведении «Матренин двор» автор на примере одного человека рассказывает нам о жизни русской деревне. В рассказе «Матренин двор» А.И Солженицын описал нам историю русской женщины, которая вела обычную деревенскую жизнь. На её примере автор показал нам нравственные проблемы, волнующие людей, такие как: добро, бескорыстное отношение к людям, милосердие, а так же многие другие.
    Нужно ли делать добро людям? Перед героиней этот вопрос не стоял. Если кому-то нужна была помощь, Матрёна всегда помогала. Она не отказывала, она всё делала бескорыстно, ничего не прося взамен. Даже когда ей самой нужна была помощь, она никогда никого не просила. Но из слов золовки мы узнаем, что она: «и не чистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная…и, глупая помогала чужим людям бесплатно»
    Для проблемы милосердия очень Символичен трагический финал рассказа – гибель Матрены на переезде. Она помогает Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть своей собственной избы.  Матрена, слабая и неумелая, бросилась помогать перевозить свою избу – единственное ее богатство и радость.
    Матрена, сама того не понимая, является праведницей. Она живет не для себя, а для других и не видит в этом ничего особенного. Согласно её жизненной философии, все так и должно быть. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.
    242 слова
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    Тема: «Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке»
    В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил жизнь России первой половины 20-х годов девятнадцатого столетия. Он поднимает множество тем, которые не могут не волновать читателя даже сейчас. Немаловажной является тема дружбы, которую писатель раскрывает на примере двух персонажей Ленского и Онегина. Почему же их дружба привела к трагическому исходу?
    Центральными фигурами в романе являются Евгений Онегин и Владимир Ленский. Это два друга, резко выделяющиеся среди всех своих соседей. Онегин и Ленский имели как общие черты, так и различия. И тот, и другой были «белыми воронами» в кругу поместных дворян. Они образованы, им подвластны многие науки, также оба получили «иностранное» образование.
    Онегин – полная противоположность Ленскому. Евгений всю жизнь ищет себя, но не может найти. Он эгоист, думающий только о себе. Для него очень важно мнение общества. В то время как Ленский – поэт, романтик, творческий человек, живущий только чувствами.
    Трагичным моментом в их дружбе явилась дуэль. Причиной дуэли между Онегиным и Ленским стала ревность. Флирт Онегина с Ольгой на балу привел к смерти Ленского. Можно ли было этого избежать? Даже когда дуэль была назначена, Онегин мог отказаться от нее, но общественное мнение для него было важнее друга. Тем самым он не прошел испытание дружбой, и для Ленского это закончилось трагическим исходом.
    Таким образом, мы видим, что трагический исход произошёл из-за того, что Онегин был зависим от общества, он не сумел превозмочь обстоятельства, потому что для него мнение общества было важнее друга.
    230 слов
    «Слово о полку Игореве»
    Тема: «Образ Ярославны»
    «Слово о полку Игореве»- одно из наиболее «трудных» и загадочных произведений отечественной классики. Это и героическая поэма, и воинская повесть, и историческая песнь. Автору удалось передать образы великих князей, их дружин и жен русских воинов. В этом историческом памятнике очень много сильных характеров, среди которых встречаются как мужчины, так и женские образы. Одним из главных образов поэмы является образ Ярославны.
    В Слове о полку Игореве мы встречаем Ярославну как сильную и могучую женщину, как хранительницу очага. Её образ в поэме целен и самодостаточен. Главными чертами княгини являются скромность, заботливость и верность. Она дарит своему дому и своему мужу тепло и уют, веру в себя.
    Ярославна является символом любви, верности и доброты русской женщины. Она вместе со всеми женщинами изливает свое горе в трагическом плаче. Плачь, выделяется в поэме своим неповторимым звучанием, одновременно сливающимся с общим хором русских женщин, оплакивающих своих мужей. Она обращается к силам природы с просьбой помочь Игорю и его дружине.
    Таким образом, сам образ Ярославны стал символом русской земли, Родины матери и женщин.
    166 слов
    А. С. Грибоедов «Горе от ума»
    Тема: «Московское дворянство в оценке автора»
    В комедии «Горе от ума» действие происходит в те годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Когда многие молодые дворяне стремились изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства враждебно относится к новым веяниям. Именно эту ситуацию, конфликт и запечатлел А.С. Грибоедов в своем произведением.
    Молодое дворянство в комедии представляет Чацкий. Ему противостоит консервативный круг, который принято называть «фамусовское общество». Наиболее ярко и подробно изображен здесь Павел Афанасьевич Фамусов. В его монологах и поступках больше всего видны те законы, по которым живет и все его окружение. Чацкому противостоит целый жизненный уклад, а не отдельные личности.
    Главная задача этого общества сохранить все как оно есть «как делали отцы». Недаром Чацкий так часто упоминает об этом: «Поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». Фамусов же говорил: «Учились бы, на старых глядя» По выражению Чацкого здесь все : «Не служат, а прислуживаются». Ярче всего в этом образе Молчалин, которого отец научил: « угождать всем людям без изъятья».
    Объединяет всех членов «фамусовского общества» ненависть к учению. Еще бы! Ведь оно, прежде всего, грозит новыми идеями, которые и подрывают привычный уклад жизни. Эта тема особенно важна для автора. Поэтому в последней части комедии все сплотились на этой почве. Им удобно было обвинить Чацкого в сумасшествии, чем самим признаться в незнании.
    Таким образом, написанная Грибоедовым комедия, показывает читателю соотношение консервативных и новых сил в обществ, предупреждая о предстоящих трудностях.
    229слов
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    Тема: «Образ идеальной героини в романе»
    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ярко передает нравы и жизненный уклад русского дворянства в начале 19 века.
    Русская классическая литература была и всегда будет могучим средством воспитания лучших черт национального характера. Чаще всего эти черты были воплощены в прекрасных женских образах, созданные великими русскими писателями. Одним из таких образов является героиня Ф.С. Пушкина – Татьяна Ларина «милый идеал» самого писателя.
    Татьяна – простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяет ее среди других: «Задумчивость ее подруга, от самых колыбельных дней». Татьяна не любила играть с подругами, была погружена в свой мир: «Дитя сама в толпе детей, играть и прыгать не хотела, и часто целый день одна, сидела молча у окна». По знаменитому выражению Пушкина стала «русской душой».
    Единственным удовольствием этой девушки, было чтение книг. Татьяна живет страницами произведений, которые она читает, часто представляя себя героиней одной из них.
    Татьяна влюблена в Евгения, и мы замечаем, как по истечении, времени она и ее характер меняется. С удивительной откровенностью и смелостью пишет эта скромная барышня чуждому, едва знакомому мужчине, легко и быстро переходя на «ты»
    Но после убийства близкого друга семьи – Ленского и отъезда Евгения, героиня не меняет свое мнение о возлюбленном, а наоборот, старается лучше узнать его. Она посещает его дом и открывает для себя нового Онегина.
    В конце произведения мы видим Татьяну великолепной светской дамой, но и в «высшем свете» она одинока. В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: Нравственность, верность мужу, решительность. Она отвергает Евгения, помня о своем супружеском долге.
    Таким образом, можно сказать, что с первых до последних страниц А.С. Пушкин раскрывает Татьяну как образ идеальной героини романа.
    270слов
    Н.В Гоголь «Ревизор»
    Тема: «На какие ценности ориентируются герои комедии»
    «Ревизор»- это общественная комедия, она направлена не против отдельных, пороков общественной жизни, а против недостатков всего общества. В своем произведении Н.В Гоголь с помощью комедии показывает нам проблему жизненных ценностей жителей города N.
    В знаменитой комедии читатель погружается в жизнь уездного города, где встречается с чиновниками и жителями. Люди, проживающие в этом городе, превратили свою жизнь в нечто невообразимое, но у них, как и у всех людей есть свои ценности, на которые они ориентируются. Казалось бы, что главными ценностями в жизни должны быть: любовь, семья, друзья и т.д. Но для этого города главное – деньги, статус, общественное мнение.
    Городничий Антон Антонович, узнав, что к ним в город едет ревизор уже представляет, что породнился с высокопоставленным чиновником. Он готов отдать единственную дочь за незнакомого человека лишь потому, что ему сказали, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга. Он чувствует власть и уже мечтает, как будет жить в Санкт-Петербурге, станет генералом, как его везде будет сопровождать кавалерия. Но эти мечты наполнены алчностью, он не думает о том, как его дочери будет жить с новым мужем, как он будет к ней относиться. Он рад, что зять имеет чин и достаточно известен – это его вполне устраивает. Главными его ценностями являются – чины и деньги.
    Жена городничего Анна Андреевна хочет вращаться в столичном высшем обществе, иметь высокопоставленных знакомых и хочет, чтобы её «по достоинству» ценили.  Она хочет жить красиво и ни в чем не нуждаться.
    Таким образом, у всех героев комедии есть свои ценности, но в большинстве случаев для них важна выгода и звание.
    248слов
    А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Ивановича Белкина»
    Тема: «Размышления о человеческом счастье»
    В 1831 году А.С. Пушкин написал цикл произведений «Повести покойного Ивана Ивановича Белкина». Он включает в себя пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня крестьянка». Во всех своих произведениях автор размышляет на тему человеческого счастья. Он приходит к выводу, что у каждого оно свое.
    В повести «Барышня крестьянка» А.С. Пушкин рассуждает о непредсказуемости человеческой судьбы и мудрости жизни. Здесь автор поднимает проблему личностного счастья
    «Барышня-крестьянка» – пятое и последнее произведение из пушкинского цикла «Повести Белкина». Она написана в традиционном романтическом стиле. В данном произведении повествуется о взаимоотношениях двух семей дворянского происхождения. Два соседа-помещика – Берестов и Муромский – недолюбливают друг друга из-за полного несходства взглядов. У каждого из главных героев свое виденье счастье. У молодого Алексея и Лизы счастье – это быть вместе с любимым. А для старшего консервативного поколения – это чуждо. Для них более важно найти выгодную партию своим детям.
    В основе произведения — взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крестьянской девушкой и отправилась знакомиться с Алексеем. Молодому дворянину все нравилось, в крестьянской девушке и после их длительных встреч. Он готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и быть с ней вместе.
    Таким образом, можно сказать, что для каждого героя этого произведения есть свои приоритеты в обычном человеческом счастье.
    215слов
    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов
    Тема: «Сравнительная характеристика любовной лирики»
    Способность любить – это ценнейший дар, данный человеку. Об этом красивом чувстве писали многие авторы. Не исключением стал А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
    Тема любви в лирике этих двух поэтов занимает особое место. На примере стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и «Нет, не тебя так пылко я люблю» можно провести сравнительный анализ их творчества.
    Одним из известнейших стихотворений А.С. Пушкина является «Я помню чудное мгновенье». Как утверждают многие литературоведы, оно посвящено А.П. Керн, возлюбленной поэта. Здесь лирическая героиня сравнивается с «мимолетным виденьем», «гением чистой красоты». Она озарила жизнь автора. Для того чтобы подчеркнуть красоту этого прекрасного чувства автор использует эпитеты: «чудное мгновенье», «милые черты». Это любовное стихотворение в полной мере передает позицию автора. Без любви жизнь каждого человека бессмысленна. Любовь для поэта – глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает человека.
    Любовная лирика Лермонтова – это, прежде всего, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Так и в стихотворении « Нет, не тебя так пылко я люблю» автор затрагивает эту тему. Данное стихотворение было написано Варваре Лапухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Однако во время написания стихотворения автор встречался с Екатериной Быховец. Лермонтов в каждой строчке пишет о своей любви к Лапухиной, но не сейчас, а тогда «люблю в тебе я прошлое страданье». Автор говорит о том, что прошлая любовь настолько запала ему в душу, что он не может полюбить никого другого. Находясь с одной девушкой он мучительно вспоминает о другой «Но не с тобой я сердцем говорю» .Из данного стихотворения можно сказать, что Лермонтовская любовь-это высокое, неизмеримое, непостижимое чувство.
    Таким образом, сравнив любовную лирику А. Пушкина и М. Лермонтова, можно сказать, что Лермонтовская поэзия сохраняет идейную направленность Пушкина, но имеет совершенно иной эмоциональный и душевный настрой.
    277слов
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Тема: «Судьба и образ потерянного человека»
    Творчество М.Ю. Лермонтова – это одна из ярких страниц русской литературы. Поэт был зеркалом души эпохи 30-х годов 19 столетия. В его произведениях поднимается одна из важнейших тем того времени. Образ «потерянного» поколения и «лишнего» человека.
    В конце 30-х годов Лермонтов создает роман «Герой нашего времени», в котором тема судьбы человека является одной из основополагающих. На протяжении всего романа автор затрагивает эту тему неоднократно.
    В романе ведётся рассказ о жизни главного героя – Печорина. Он человек большой силы воли, умный, талантливый. Все в нем говорит, что это не заурядная натура. Но его ум, способности, энергия не находят себе применения, растрачиваются попусту. Сердце его пусто и холодно ко всему. Герой живет без цели, без надежды, без любви. Всё ему надоело, мир стал скучным, он призирает даже самого себя: «Авось, где-нибудь умру на дороге!», «Что ж? умереть так, умереть потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно скучно» – говорит Печорин.
    Печорин изображен в романе умным человеком, умеющий не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: «Если я причина несчастий других, то и сам не менее несчастлив». Он говорит о своей раздвоенности. Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе «болезнь» поколения того времени.
    На примере главного героя Лермонтов показал все пороки того времени, когда двойственность натуры, слабость и мелкие страсти переплетающиеся с ясным умом. Это потерянное поколение не нашло место в жизни и образ Печорина яркое тому подтверждение.
    230слов
    М.Ю. Лермонтов «МЦЫРИ»
    Тема: «Тематика и проблематика поэмы»
    Поэма «Мцыри» (1839 г.) – одно из главных произведений М.Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
    Тема поэмы — изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
    Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель — обрести родину и свободу.
    Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.
    145 слов
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
    Тема: Что позволило В.Г. Белинскому назвать Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?
    Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.
    Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чём себе отказывать. Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернёр-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин. Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания
    Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти своё жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.
    Тема: В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
    Александр Солженицын пришёл в литературу сразу как большой писатель. Именно это отметил в нём А.Т. Твардовский, главный редактор журнала «Новый мир»:
    Твардовский и предложил изменить во избежание цензурных препятствий название рассказа с «Не стоит село без праведника» на «Матрёнин двор».
    Я считаю, что в названии рассказа заключён важный смысл. Матрёнин двор – это символ мироустройства, где всё основано на любви, взаимопомощи и бескорыстии. Сама Матрёна и есть тот неиссякаемый источник доброты, милосердия и помощи ближним.
    Главная героиня как-то поделилась с рассказчиком историей своей жизни. Сразу стало ясно, что судьба не слишком баловала её: потеря любимого Фаддея, потом смерть мужа и всех её шестерых детей, бесконечная работа на колхоз. Изба стала самым дорогим местом для старой, больной женщины. Всё её жилище – это отражение самой Матрены, всё в согласии с её образом жизни и нравом: старые желтенькие обои, ни в чём не видно желания выделиться. Была Матрёна бессребреницей. Трудясь то на колхоз, то на соседей, выполняла самую тяжёлую «мужицкую» работу. Но она не требует за это ни денег, ни слов благодарности. Всего богатства у старушки – криворогая коза. И она смиренно сносит всё, что преподносит ей судьба и люди, жертвуя собой без остатка. Именно поэтому автор называет её праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни весь свет.
    Вообще, со всем тем, что лежало за пределами двора Матрёны, у неё мало что получалось. Все попытки уладить дела с пенсией ни к чему не привели. Автор показывает, что мир жесток, жаден, а чаще всего равнодушен. Так равнодушна жена председателя колхоза, заставляющая Матрену работать почти даром, хотя та инвалид и тяжёлая работа ещё больше подрывает её здоровье. Равнодушен Фаддей, захотевший получить часть избы героини ещё до её смерти. Равнодушны люди, оплакивающие Матрёну после смерти. Лишь приёмная дочь Кира, в которую Матрёна всё же сумела вложить частицу своей доброты, искренне скорбит по ней.
    разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного.
    Подводя итог, хочется сказать, что название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.

  6. Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии “Недоросль”

    Комедия Фонвизина “Недоросль” &#151 первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
    Центральный персонаж пьесы &#151 госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях?”.
    Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”. К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “душенька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”.
    Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
    &#151 Один ты остался у меня.
    &#151 Да отвяжись…
    &#151 Нет у меня сына…
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан &#151 невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”.
    Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам &#151 отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике &#151 семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться &#151 смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
    Замечательны фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
    Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина &#151 дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если…”
    Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство &#151 “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассуждение”.
    Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
    Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны &#151 это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин &#151 отставной сержант, Кутейкин &#151 дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один &#151 к военным, другой &#151 к церковным служителям.
    Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей &#151 Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
    Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
    Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей &#151 это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.
    Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
    Фонвизин &#151 талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

    И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин

    Крылов. Басни
    Статья о творчестве И. А. Крылова
    Рассказ о детских годах И. А. Крылова в рубрике “Жизнь замечательных детей”
    Биография Крылова Ивана Андреевича
    Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии “Недоросль”
    Мастерство Крылова-баснописца
    Н. М. Карамзин и русский сентиментализм. Сочинение
    Волшебный сундук
    Статья об Иване Крылове “Удивительный библиотекарь”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *