Сочинение на тему противоречия в характере обломова и его душевная драма

9 вариантов

  1. Введение
    Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
    Отрицательная сторона характера Обломова
    Положительные сторона характера Обломова
    Национальный характер в романе «Обломов»
    Заключение

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него.
    Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

    Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

    Отрицательная сторона характера Обломова

    В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
    Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом.
    С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

    Положительные сторона характера Обломова

    Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
    Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

    Национальный характер в романе «Обломов»

    Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
    Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
    В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

    Заключение

    Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.
    Положительные и отрицательные черты характера Обломова, его противоречивость в романе Гончарова | источник

  2. 2
    Текст добавил: теперь мне всё равно, прости

    Вид материалаЛитература

    Содержание

    Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
    Подобный материал:
    Любовь в жизни Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»), 409.17kb.
    Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич», 23.16kb.
    Проблематика романа И. Гончарова “ Обломов, 58.73kb.
    И. А. Гончаров назвал «Сон Обломова» «увертюрой» всего романа. «Сон Обломова» сперва, 29.51kb.
    Штольц как антипод обломова в романе и. А. Гончарова “обломов” Произведения И. А. Гончарова, 20.12kb.
    «Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая, 20.9kb.
    Роман И. А. Гончарова «Обломов», 25.51kb.
    Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать», 52.78kb.
    Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать», 822.7kb.
    Урок-выбор по роману И. А. Гончарова «обломов» тема урока «В каждом из нас сидит значительная, 82.2kb.
    Практические занятия
    Тема № 1: «Проблематика и поэтика романа И.А. Гончарова «Обломов»»
    Противоречие в характере Обломова и его душевная драма. Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге ( 1 часть).
    Социально-психологические корни и нравственная сущность «обломовщины», ее влияние на становление личности героя. Значение главы «Сон Обломова» в реализации идейного замысла романа.
    Анализ 4-ой главы второй части. «Обломовщина» в романе.
    Проблема психологизма в романе. Портрет и его роль в раскрытии характера. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына.( часть2,3)
    Драматический финал судьбы Обломова (часть 4). Обломов как «тип русской жизни».
    Индивидуальные вопросы и задания
    Художественная деталь и ее роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
    Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об Обломове и «обломовщине».
    Тексты:
    Гончаров И. А. Полн. Собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997 -…
    Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.
    Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.
    Литература по теме
    И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования/отв.ред.: С. А. Макашин, Т. Г. Динесман. М.: ИМЛИ РАН: Наследие.2000. (Литературное наследство. Т. 102). (Библиография и примечания в конце статьи. С. 639-773)
    Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.
    Гончаров И.А. Обломов. Серия «Литературные памятники». Л., 1987.
    Гончаров И.А. Обломов. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980.
    Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. М.-Л., 1962.
    Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова – романиста. М.-Л., 1962. (Гл. 2).
    Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. М., 1970.
    Мельник В.И. Философские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (К вопросу о соотношении нравственного и социального в романе)// Русская литература. 1982. № 3.
    Кантор В. Долгий навык ко сну. Размышления о романе И.А. Гончарова «Обломов»// Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 149-185.
    Первая международная конференция памяти И.А. Гончарова// Русская литература. 1992. № 1. С. 240-241.
    Страхов И.В. Методы психологического анализа в художественном изображении характеров. Учебное пособие по спецкурсу. Саратов, 1978.
    Анненский И. Вторая книга отражений. Гончаров и его Обломов // Анненский И. Книга отражений. М., 1979.
    Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: мир творчества. СПб., 1997.
    Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.
    Овсянико-Куликовский Д.Н. Илья Ильич Обломов. Обломовщина и Штольц // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 231-273.
    Тема № 2: «Проблематика и поэтика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»
    Найдите характерные реалии быта, пейзаж, описания поведения героев, темы их споров, суждения о науке и искусстве и т.д., характеризующие эпоху 60-х гг. 19 века.
    Анализ 10-ой главы романа как отражение социального конфликта в русском обществе.
    Базаров. Приемы и принципы создания образа (портрет, роль диалога, любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии характера героя и т.д.).
    Анализ сцены смерти Базарова. Базаров и «базаровщина».
    Восприятие романа «Отцы и дети» современниками. Русская критика 60-х гг. о романе.
    Индивидуальные вопросы и задания
    Сравните два портрета – Евгений Базаров и Павел Кирсанов. Какова роль портрета?
    Эпилог и его роль в романе «Отцы и дети».
    Письма Тургенева, статья «По поводу «Отцов и детей»».
    Литература
    Тургенев И.С. Полн. Собр. соч.: В 28 т. Т. 8, 14. М.-Л., 1964, 1967. Письма. Т. 4. М.-Л., 1962. (№ 1214).
    Писарев Д.И. Базаров. Реалисты.
    Бялый Г.А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М.-Л., 1967.
    Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.
    Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети». М., 1982.
    Троицкий В.Ю. Книга поколений (о романе И.С. Тургенева Отцы и дети»). М., 1972.
    Шаталов С.Е. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети» в литературно-общественном движении // Литературное движение эпох. М., 1979.
    Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 19.
    Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века (30-е – 50-е годы). Л.,1982. С. 186-203.
    Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994.
    Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.
    Тема № 3: «Жанр, конфликт, композиция романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»»
    Сюжетно-композиционная структура романа «Что делать?». Особенности жанра (гл. 1, 2, 3, 23 «Особенный человек»).
    Проблема положительного героя. Принципы создания образов «новых людей» в романе. Проблема эмансипации женщины. Образ Веры Павловны. «Особенный человек» в романе.
    Проблема революции и социалистического будущего в романе. Идейно-композиционная функция снов в романе.
    Индивидуальные вопросы и задания
    История создания и публикации романа.
    Литература
    Чернышевский Н.Г. «Что делать?» (Серия «Литературные памятники»).
    Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. 19 века. Л., 1974.
    Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения / А.П.Скафтымов; сост. В.В.Прозоров, Ю.Н. Борисов. М., 2007.
    Тамарченко Г.Е. Чернышевский – романист. М., 1976. С. 133-231.
    Руденко Ю.К. Роман Н.Г. Чернышевского. Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.
    Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: художественное творчество/ Учебное пособие по спецкурсу…М., 1984.
    Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.
    Тема № 4: «Повесть Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»»
    Сюжет, композиция и система персонажей в повести.
    Художественные принципы изображения Н.С.Лесковым любовной интриги.
    Художественные приемы создания образа Катерины и Сергея:
    -) описание быта, роль художественной детали;
    -) пейзаж;
    -) фольклорные элементы в повести;
    -) роль рассказчика и др.
    4. Повесть Н.С. Лескова и опера Д.Д. Шостаковича.
    Литература
    Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-1959.
    Лесков Н.С. Собр. соч.: В 30 т. Т. 1. М., 1996 -…
    Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
    Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1977.
    В мире Лескова. М., 1983.
    Столярова И.В. Трагическое в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Русская литература. 1981, №4. С.77 – 94.
    Старыгина Н.Н. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.
    Тема № 5: «Гроза» А.Н. Островского. Своеобразие драматического конфликта.
    Драматический конфликт пьесы как начальная стадия столкновения молодого поколения с «темным царством». Группировка персонажей в конфликте. Своеобразие сюжетного построения драмы. Роль каждого акта в развертывании основного конфликта.
    Протест Катерины против произвола и деспотизма как высшая форма протеста в драме. Нравственная незаурядность и романтические устремления Катерины. Социально-психологические истоки ее драмы. Катерина как трагическая героиня. Драматическая насыщенность ее монологов. Мастерство психологического анализа в пьесе.
    Жанровое своеобразие пьесы «Гроза». Трагедийное начало в пьесе.
    Индивидуальные вопросы и задания
    Роль внесюжетных персонажей (Кулигин, Феклуша),их связь с основным конфликтом в драме.
    Реалистическая символика пьесы.
    Сценическая история образа Катерины.
    Литература
    Островский А.Н. Гроза // Островский А.Н. Полн. Собр. соч.: В 16 т. Т. 2. М., 1949.
    Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.-Л., 1963.
    Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967.
    Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.
    Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н. Островского // В середине века. М., 1988. с. 275- 300.
    Лебедев Ю.В. Русская классическая литература 19 в. (Вт. Пол.). М., 1990. С. 153-178.
    Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М., 1955.
    Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. М.-Л., 1961.
    Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.
    Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974.
    Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974.
    Кошелев В.А. «Все счастливые семьи» // Север. 1986. № 3.
    Бабичева Ю.В. Театр Островского : Тексты лекций по истории русской литературы 19 в. Вологда, 1986.
    Тема № 6: «Принципы целостного анализа лирического текста».
    Специфика лирики как литературного рода.
    Принципы целостного анализа лирического текста:
    -) монографический целостные анализ и целостный анализ по тем или иным уровням (срезам) текстам;
    -) художественное произведение как целостная эстетическая система;
    -) композиция как построение, организующее в целое единство все компоненты текста (тему и идею, формы выражения авторского сознания – лирический субъект, лирический персонаж, лирический герой и т.д.);
    -) лирический сюжет;
    -) художественное пространство и время;
    -) стих (метр, ритм, строфика, звуковая организация, рифма);
    -) поэтический синтаксис;
    -) поэтическая лексика и стилистика (в узком смысле);
    -) единство плана содержания и выражения;
    -) проблема соотношения текста и контекстуальной системы, элементом которой является анализируемый текст (разные периоды творчества, в течение которых анализируемые тексты получают неодинаковую стилевую (в широком смысле) направленность (романтизм, реализм) в зависимости от стилевой доминанты данного периода творчества).
    3. Сюжет в лирике:
    -) основа лирического сюжета – движение мысли и чувства лирического субъекта;
    -) «лирическое событие» (Ю.М. Лотман) трактуется как «переживание»;
    -) компонентом лирического сюжета является «мотив» (см. работы Б.В. Томашевского и др.);
    -) «основной мотив» (Т.И. Сильман) содержит концентрацию лирического чувства, другие мотивы выполняют поясняющую функцию: «экспозиция», «толчок» – начало лирического события, развитие – «повтор ситуаций» и т.д.
    Литература
    Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. С. 438-441.
    Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986. С. 10-23.
    Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 23, 183-185, 423, 425, 557-558.
    Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103-113.
    Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977. (Гл. 1).
    Специальный практикум по анализу литературных произведений (из опыта Смоленского пединститута): Методич. разработка. М., 1979.
    Учебный материал по анализу поэтических текстов. Таллинн, 1982. См. также др. выпуски этого «Учебных материалов…».
    Анализ одного стихотворения. Л., 1985.
    Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя / Под ред. Б.Ф. Егорова. М., 1981.
    Мальчукова Т.Г. Память поэзии (О сравнительно-типологическом изучении классической лирики): Уч. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1985.
    Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя / Анненкова Е.И., Румянцева Э.М., Семанова М.Л. и др. М., 1987. (Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826-1836 годов).
    Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.
    Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика // Пер. с фр. М., 1989.
    Тарланов Е.З. Анализ поэтического текста. Петрозаводск, 2000.
    Руднев П.А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, 1989.
    Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебные материалы по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 1987. С. 27-56.
    Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Л., 1984.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
    Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
    Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. (Первое издание – 1925 г.)
    Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1975.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
    Тема № 7: Анализ лирического текста (2 часа)
    Ф.И. Тютчев
    «Есть в осени первоначальной…»; «Предопределение»; «Как океан объемлет шар земной»; «Смотри, как на речном просторе…»; «Две силы есть – две роковые силы…»
    « Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
    История создания и публикация текста. Проблема текста и контекста.
    Драматический характер фабулы и композиции (три части единой смысловой конструкции; пространственно-временные связи.
    Лирический сюжет : экспозиция; «толчок»; движение лирического сюжета; основной мотив.
    Лирический герой и героиня ( лексика, синтаксис, стилистические повторы ,ритм, рифма, метр)
    Литература
    Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
    Тютчев Ф.И. Лирика: В 2-х т. М., 1965.
    Пигарев К.В. Тютчев и его время. М., 1978.
    Маймин Е.А. Философская лирика Тютчева // Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 175-200.
    Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты // Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем. Т. 9. М., 1950.
    Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970. с. 9-75.
    Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 155-199.
    Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии». Некрасов и Тютчев // Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С. 100-150.
    Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 565-594. (Или см.: Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990).
    Гаспаров М.А. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник / Под ред. Ю.М. Лотмана. Таллинн, 1990.
    Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. с. 465-483.
    Тема №8: Анализ лирического текста (2 часа)
    А.А. Фет
    «Ты отстрадала, я еще страдаю…»; «Старые письма»; «Как беден наш язык…»; «Какое счастие: и ночь, и мы одни!»; «Еще весны душистой нега…»
    Литература
    Бухштаб Б.Я. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
    Руднев П. А.А. Фет: личность, поэзия, поэтика // Фет А.А. Стихотворения. Петрозаводск, 1986. С. 5-21.
    Новинская Л.П. «Осенняя роза» А.А. Фета: опыт прочтения // Учебный материал по методике преподавания литературного чтения в эстонской школе. Таллинн, 2987. С. 27-56.
    А.А. Фет и русская литература: XV Фетовские чтения. Курск – Орел, 2000.
    Тема № 9: Муза, поэт и поэзии в лирике Н.А. Некрасова
    Принципы и приемы анализа лирического стихотворения.
    Предшественники и современники Н.А. Некрасова о поэте и поэзии (поэты-декабристы, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, А.К. Толстой).
    Анализ стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» или «Блажен незлобивый поэт»:
    -) лирический сюжет;
    -) слово о стиховом контексте;
    -) другие приемы создания образа (звукопись, размер, синтаксис).
    Литература
    Некрасов Н.А. Полн. Собр. соч. и писем: В 15 тт. Т. 1-3. Л., 1981.
    Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964. Ижевск, 1978.
    Н.А. Некрасов и русская литература. М., 1971. (Ст. Б.О. Кормана).
    Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М., 1971.
    Некрасовские сборники. Т. 1-10. М., 1961 -19..
    Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., 1982.
    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1988.
    Скатов Н.Н. Я лиру посвятил народу своему. М., 1985.

  3. Замечательный роман И. А. Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году. В простом, лишенном внешних эффектов сюжете романа глубоко и правдиво отразилась русская действительность. Роман интересен тем, что образ Ильи Ильича Обломова мы можем отождествлять с определенным типом людей, живших в России в то время.
    Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытание и дружбой, и любовью.
    Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице. Характер Ильи Ильича раскрывается во всем, что окружает его: в восточном халате, мягких туфлях, слое пыли на столе и паутине на потолке. Перед нами предстает Обломов -ленивец, казалось бы, даже не умеющий думать. Но мнение о характере Ильи Ильича меняется во время его разговора с петербургскими гостями: Волковым, Судьбинским, Пенкиным. Здесь раскрывается глубина души главного героя, его способность мыслить и чувствовать. Эти внесюжетные персонажи введены в роман для описания среды, в которой живет Обломов, некоторых причин апатии главного героя.
    В диалоге со Штольцем мы узнаем об идеалах Обломова, о причинах отдаления его от мирской суеты. “Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Разве это живые, неспящие люди?” — восклицает Илья Ильич.
    Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.
    Обломов добр и гостеприимен (характерные русские черты): его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.
    Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”. Обломов пробуждается от “спячки”, он наверстывает упущенное за многие годы: читает, пишет, работает. В это время Илья Ильич живет, он полон высоких стремлений, строит планы на будущее. Здесь раскрывается такая черта Обломова (да и вообще русского народа), как мечтательность. Она прослеживается у него еще с детства, когда няня рассказывала ему сказки о Емеле-дурачке и жар-птице. Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еды и безмятежного сна. Но, я считаю, нельзя во всем винить Илью Ильича. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” – восклицает Ольга при прощании. “Есть… Обломовщина!” – чуть слышно прошептал он.
    И действительно, истоки такого образа жизни главного героя можно искать в его воспитании и образовании. “От природы он- человек”,-писал Н. А. Добролюбов в критической статье “Что такое обломовщина?”.
    Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений. Но родители всячески оберегали свое любимое чадо от лишних движений и переживаний. Они внушили ему, что он барин и не обязан трудиться, что для этого существует “Захар и еще триста Захаров”, которые кинутся выполнять любую прихоть барчонка. Родительская любовь и учение считались несовместимыми, и Илюша пропускал большую часть уроков у Штольца. В конце концов Обломов так свыкся с этой мыслью, что труд в его понятии отождествлялся со скукой, и ему никак не могло прийти в голову сделать что-то самому, вместо того, чтобы кликнуть Захара.
    И не один Обломов получил такое воспитание. Большая часть помещиков того времени думала именно так. У них, как и у Обломова, все началось с неспособности надевать чулки, “а кончилось неумением жить”.
    Все “обломовцы” живут одними мечтами, не умея и ленясь воплотить их в реальность. Простота, непрактичность и даже какая-то наивность были типичными чертами русского барина. Обломов ждал – все его желания исполнятся сами собой. Он даже и не подозревал о воровских проделках своего слуги Захара и беспрепятственно позволял грабить себя Тарантьеву и Мухоярову.
    Но кто же даже из нас, современных людей, ни разу не полагался на “авось” и “небось”, кто не стремился к покою и безмятежности, не хотел хоть раз почувствовать себя Обломовым? Я думаю, что таких людей не существует.
    Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.
    И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей считает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветавшую в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.
    Недаром автор дал имя своему герою Обломов — “обломок” старого общества. Обломов обобщил в себе те черты, которые были присущи его отцам и дедам. Он воплотил в себе чисто русский национальный характер.
    Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедилась в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.
    Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут передаваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится девственной и чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

  4. Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и у критиков. Л. Толстой писал: “Обломов” — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было… я в восторге от “Обломова” и перечитываю его еще раз”.
    Роман Гончарова — это центральное- произведение всей русской литературы по глубине художественного исследования российского дворянского “байбачества”. В нем детально обрисовано явление, формировавшееся веками русской крепостнической действительностью. На примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию.
    Обломов – это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.
    Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: “Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафрока”. Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к комфорту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.
    С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры требует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика.
    Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания – Петербургу. Все, кто навещают Обломова, – друзья и товарищи по бывшей службе – ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечениях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, “и слеп, и глух, и нем для всего остального”. Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он “сохраняет человеческое достоинство и свой покой”.
    Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже “ни разу не натянул себе чулок на ноги…”.
    Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов “лишних людей”. Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие меж* ду словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает мысль: “А хорошо бы, если бы вот это сделалось”. Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: “,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…”
    Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обломовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильинской. Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтательный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное нежелание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, переживать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, – развели мосты над Невой. Героя вновь победила “обломовщина”.
    Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формировался обломовский тип, что он не случаен. “Обломовщина” – это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава “Сон Обломова”. Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существованию. “Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке”. Жители ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: “Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился…” Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли – идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, “истинное подобие смерти ”.
    В такой обстановке воспитывали мялрнького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обломова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни.
    В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие “обломовщина” же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против “западничества”, которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянским традициям.

  5. В свете диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни “вертятся со всех сторон”. Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах — заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу — оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. “Теперь или никогда!”, “Быть или не быть!” Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять”.
    Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, “без малейшего намека на Европу”. Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: “Это значит,— думает Обломов,— вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума…” Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить.
    Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по “Мертвым душам” гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.
    Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов — живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: “Отчего я такой?” Ответ на него содержится в знаменитом “Сне Обломова”. Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки — часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие “обломовщина” входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами.
    На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, чуждающаяся “дикого и грандиозного”, сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе”. Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
    Под стать природе и создания поэтической фантазии народа. “Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать”.
    В состав “обломовщины” входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич. “Мать осыпала его страстными поцелуями”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
    Сюда же входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Отнюдь не только рабство да барство формируют характер Ильи Ильича. Есть в нем что-то от сказочного Иванушки, мудрого ленивца, с недоверием относящегося ко всему расчетливому, активному и наступательному. Пусть суетятся, строят планы, снуют и толкутся, начальствуют и лакействуют другие. А он живет спокойно и несуетно, подобно былинному герою Илье Муромцу, сиднем сидит тридцать лет и три года.
    Вот являются к нему в петербургском современном обличье “калики перехожие”, зовут его в странствие по морю житейскому. И тут мы вдруг невольно чувствуем, что симпатии наши на стороне “ленивого” Ильи Ильича. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь, куда зовут его приятели? Столичный франт Волков сулит ему светский успех, чиновник Судьбинский — бюрократическую карьеру, литератор Пенкин — пошлое литературное обличительство.
    “Увяз, любезный друг, по уши увяз,— сетует Обломов на судьбу чиновника Судьбинского.— И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… А как мало тут человека-то нужно: ума его, золи, чувства,— зачем это?”
    “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? – обличает Обломов пустоту светской суеты Волкова.— …Да в десять мест в один день — несчастный!” — заключает он, “перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой”.
    В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным Обломовым, черствым и бессердечным? Вот приятель Обломова Андрей Штольц поднял-таки лежебоку с дивана, и Обломов какое-то время предается той жизни, в которую с головой уходит Штольц.
    “Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно восстал против этой суеты.— “Целые дни,— ворчал Обломов, надевая халат,— не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!” — продолжал он, ложась на диван.
    “Какая же тебе нравится?” — спросил Штольц.— “Не такая, как здесь”.— “Что ж здесь именно так не понравилось?” — “Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: “Этому дали то, тот получил аренду”.— “Помилуйте, за что?” – кричит кто-нибудь. “Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!” Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?”
    Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его “ничегонеделание” воспринимается в романе еще и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества. Лень и бездеятельность Обломова вызваны резко отрицательным и справедливо скептическим отношением его к жизни и интересам современных практически-деятельных людей.

  6. Есть такое расхожее словосочетание «русская лень». Считается, что немцы, например, деловиты, итальянцы вспыльчивы, французы влюбчивы… А русские ленивы. И больше всего на свете им нравится лежать на диване и ничего не делать — как герою романа И. А. Гончарова Илье Ильичу Обломову. Вообще-то я не очень верю во все эти характеристики. Мне кажется, что все люди очень разные и их личные свойства часто совсем не зависят от национальности. Но, наверное, какая-то доля правды есть и в этих распространенных представлениях об особенностях народа. По крайней мере, читая роман Гончарова «Обломов», встречаешься с героем, который вряд ли мог родиться где- нибудь, кроме России.
    Илья Ильич Обломов — дитя Обломовки. Он там не только появился на свет, но и рос, воспитывался. Его настоящая жизнь (та, к которой он привык) снится ему. Это деревня — «мирный уголок». Здесь спокойно, без природных и общественных бурь, идет жизнь и ничто не меняется столетиями. В этом непроезжем месте живут тихо, думая о работе да еде, а самое страшное из известных тут преступ- лений — «кража гороху, моркови и репы по огородам». Илюшу воспитывают в любви и ласке. Его окружают добрые взрослые люди, мирная природа; няня рассказывает ему замечательные сказки, и «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
    Не случайно в романе Гончарова герой попадает из обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург — город полурусский-полуевропейский, холодный, чиновный, полный суеты. Все здесь противоположно нравам Обломов- ки: обременительная служба, неискренние отношения в свете, даже погода — пасмурная и унылая. Мне кажется, что протовопоставление Обломовки Петербургу — это для писателя и противопоставление России Западу. Русская жизнь не идеализируется: понятно, что благополучие обломовских помещиков основано на крепостном праве, что их существование убого в культурном отношении (они не читают ни книг, ни газет, ничего не знают о событиях, происходящих в мире). Но все-таки Гончарову дорога эта тихая, патриархальная Россия с ее вечными мечтами и сказками.
    А городская жизнь вроде бы и неплоха (балы, театры, возможность поехать за границу) — но Обломову в ней как будто нет места. Поэтому он в конце концов и женится на вдове Пшеницыной, ведь только она способна устроить ему «Обломовку в Петербурге». Эта женщина обеспечивает Илье Ильичу жизнь совершенно спокойную: вкусная обильная пища — и никаких душевных движений. Грустно, что именно это идеальное для Обломова существование и ведет его к смерти.
    И еще одно противопоставление — Обломов и Штольц. Конечно, не случайно Гончаров сделал друга Ильи Ильича наполовину немцем. Это человек европейского нового времени — деятельный, предприимчивый, верящий в свои силы. Но ему не хватает душевности — как и его отцу, который даже не обнял его на прощание, провожая в город учиться. Очень важны некоторые детали. Например, Обломов умолял Штольца не говорить Ольге о том, что тот застал его однажды в разных носках — нитяном и бумажном. Но Штольц не упустил случая позабавить ее этим рассказом. И не потому, что желал зла Обломову, а просто по недостатку чуткости и деликатности.
    Когда читаешь роман «Обломов», делаешься свидетелем борьбы Гончарова с самим собой. Умом он понимает, что Россия не может оставаться патриархальной, что ей нужна и промышленность, и торговля; а сердце его протестует и тоскует по Обломовке. В образе Ольги писатель пытался, по-моему, воплотить золотую середину. Это истинно русская девушка, но совершенно не склонная к русской лени. В ней есть и поэтичность Обломова, и энергия Штольца. Но получилось так, что читатель все равно больше всех сочувствует Илье Ильичу. Его образ — это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о прошлом, которое всегда кажется лучше настоящего. Грустил и Гончаров, твердо зная, что вернуть былое нельзя. И все-таки ему удалось сохранить для меняющейся, уносящейся в будущее России облик ее прошлого. Он сделал это в романе «Обломов».

  7. Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:
    » Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»
    Этого герой сделать не в состоянии. Он  отказывается от Ольги. И в этом одни видят окончательное его падение, чему есть доказательства в романе, другие — решительное самопожертвование, понимание того, что не можешь сделать любимую счастливой. В любви Агафьи Матвеевны герой находит своеобразное выполнение своего идеала, «хотя без поэзии».
    Образная система в разрешении конфликта Обломова
    Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.
    Это и две женщины, любившие Обломова,
    деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
    и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.
    Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.
    Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.
    Этот персонаж — полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам ( так он чувствует, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.
    При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич  с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.
    И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней
    («…с летами волнение и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками»)
    Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова — это не просто роман о российской действительности середины ХIХ века, но роман — предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.

  8. В чем же мы видим трагичность жизни Обломова? Конечно же, в ее бесполезном прохождение, в ее бесцельном проживание.
    Человек, главный герой романа – просто теряет такие прекрасные моменты в жизни, он огражден от окружающего мира, он не заинтересован ни в чем. А ведь вокруг можно найти хороших друзей, прекрасную спутницу жизни, которая подарит потомков. Можно наслаждаться красотами природы, можно заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие. Но, для всего этого нужна активность, резвость. Нужно постоянно быть в движении, в курсе всех событий. А главный герой – Обломов не мог себе и представить такой суеты и метушни. Они не помещались в его голову, которая совершенно протряхла от постоянного лежания и ничего не деланья.
    Человек не имеет смысл жизни – вот в чем основная трагедия. Еще с детства ему навязали мысль о том, что возможно прожить вот в таком, бесхребетном состоянии. И он пошел по тропе окружающих его людей, он напрочь отбил в себе желание на яркую и счастливую жизнь.
    В душе Илья Ильич достаточно добрый, и даже ранимый. Он не делает окружающим зла, он не вступает в конфликты. Но, такое пустое существование не может по-настоящему приносить удовольствие. Вот, в чем скрывается трагедия жизни Обломова.

  9. Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
    Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

    Заключение

    Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *