Сочинение на тему прямая речь

9 вариантов

  1. –>
    Прямая речь представляет собой передачу чужого высказывания, сопровождаемую авторскими словами. Последние прежде всего устанавливают самый факт чужой речи, поясняют, кому она принадлежит, могут при этом указывать, при каких условиях она была сказана, к кому обращена, давать ей оценку и т. д.:
    «Тише, дети, тише!» — даже сердито закричал Левин на детей, становясь перед женой, чтобы защитить ее, когда толпа детей с визгом радости разлетелась им навстречу (Л. Т.).
    При отсутствии авторских слов можно говорить о чужой речи, но не о прямой речи: Все заняли свои места. «Открываю собрание, товарища!» В зале водворилась тишина. В подобном повествовании авторский текст характеризует обстановку, но не вводит прямую речь.
    По отношению к авторским словам прямая речь выступает как самостоятельное предложение, по смыслу и интонационно связанное с авторским контекстом, вместе с которым она образует одно целое, напоминающее бессоюзное сложное предложение. В некоторых случаях связь между прямой речью и авторскими словами более тесная и прямая речь напоминает член предложения, образуемого авторскими словами: Мы услышали: «Помогите!» (авторские слова не имеют смысловой законченности, и при переходном глаголе ожидается дополнение; ср.: Мы услышали зов о помощи); В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» (авторские слова воспринимаются как неполное предложение, при котором необходимо подлежащее; ср.: В тишине раздался призыв к наступлению); Он обратился с просьбой: «Передайте эту книгу в библиотеку» (ср.: Он обратился с просьбой передать эту книгу в библиотеку — несогласованное определение с объектным значением). Однако следует иметь в виду, что прямая речь — это предложение, поэтому, проводя аналогию, между нею и членом предложения, нельзя говорить о тождестве этих конструкций.
    В других случаях ближе аналогия с придаточными предложениями. Таковы конструкции, в которых прямая речь связана с глаголами речи: он сказал…, он спросил…, он ответил…, он возразил… и т. п. При замене прямой речи косвенной образуется придаточное предложение, а не член предложения. Отсюда, однако, не следует, что сочетание авторских слов с прямой речью образует сложное предложение: это особая конструкция, состоящая из двух самостоятельных предложений. Что касается таких случаев, как реплика Осипа, передающего Хлестакову речь трактирщика: «Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой — плут» (Г.) — то здесь нет слияния в одно предложение прямой речи н авторских слов, так как слово говорит выступает в подобных случаях в роли вводного, указывающего на источник сообщения.
    Прямая речь может передавать:
    1) высказывание другого лица, т. е. в прямом смысле чужие слова: «Ирана, ты опять плачешь»,—начал с беспокойством Литвинов (Т.); 2) слова самого говорящего, произнесенные им ранее: «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением (П.); 3) невысказанные мысли: «Как хорошо, «то я спрятал револьвер в вороньем гнезде»,— подумал Павел (Н. Остр.). Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к прямой речи. Они могут: 1) предшествовать прямой речи: Обрадованная» мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» (М. Г.); 2) следовать за прямой речью: «Буду, буду летать!» — звенело а шло в голове Алексея, отгоняя сон (Б. Пол.); 3) включаться в прямую речь: «Нам придется здесь ночевать,— сказал Максим Максимыч,— в такую метель через горы не переедешь» (Л.); 4) включать в себя прямую речь: На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.). Прямая речь чаще всего связана с глаголами высказывания или мысли, имеющимися в составе авторских слов (говорить, сказать, спросить, ответить, воскликнуть, промолвить, возразить, подумать, решить и др.), реже—с глаголами, указывающими на характер речи, на ее связь с предыдущим высказыванием ( продолжать, прибавить, заключить, закончить, завершить, перебить, прервать и др.), с глаголами, выражающими цель речи (попросить, приказать, пояснить, подтвердить, пожаловаться, согласиться и др.), а также со словосочетаниями с именами существительными, близкими по значению или образованию к глаголам речи (обратился с вопросом, донесся ответ, раздались восклицания, произнес слова, послышался шепот, разнесся крик, доносился голос и т. п.), или с существительными, указывающими на возникновение мысли (зародилась мысль, мелькнуло в сознании, появилось в уме и т. п.). Авторские слова могут иметь в своем составе глаголы, указывающие на действие, которое сопутствует высказыванию; глаголы, обозначающие движения, жесты, мимику (побежать, вскочить, покачать головой, пожать плечами, развести руками, скорчить гримасу и т. п.), выражающие чувства, ощущения, внутреннее состояние говорящего (обрадоваться, огорчиться, обидеться, возмутиться, удивиться, рассмеяться, улыбнуться, вздохнуть и т. п.). Порядок слов в прямой речи не зависят от места ее по отношению к авторским словам, а порядок слов а авторской ремарке связан с местом, которое она занимает по отношению к прямой речи. а именно: 1) если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно наблюдается прямой порядок главных членов предложения (подлежащее предшествует сказуемому); Жухрай стая на площадку учебного пулемета и, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрала вас для серьезного и ответственного дела» (Н. Остр.); 2) если авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный (сказуемое предшествует подлежащему): «Пожар! Пожар/»—раздался внизу отчаянный крик (Ч.); «Собирайте, братцы, материал для костра,— сказал я, поднимая с дороги какую-то чурбашку.—Придется ночевать в степи» (М. Г.).
    Понравилось сочинение » Прямая речь, тогда жми кнопку

  2. Прочитайте текст и выполните задания.
    1. По небу бежали остатки вылившейся ночью тучи,
    сквозь которую ярко просвечивало обозначившееся
    светлым кругом солнце, стоявшее уже довольно
    высоко. 2. Было ветрено, сыро и сиверко. 3. Дверь в
    сад была отворена, на почерневшем от мокроты полу
    террасы высыхали лужи ночного дождя. 4. Открытая
    дверь подергивалась от ветра на железном крючке.
    5. Дорожки были сыры и грязны. 6. Старые березы с
    оголенными белыми ветвями, кусты смородины,
    бузины с вывернутыми бледной стороной листьями
    – все бились на одном месте и, казалось, хотели
    оторваться от стеблей. 7. Из липовой аллеи,
    вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые
    круглые листья и, промокнув, ложились на мокрую
    дорогу и на мокрую темно-зеленую поверхность
    луга. (По Л.Н. Толстому)
    Задания
    1. Озаглавьте текст. Отметьте, что отражено
    в заглавии – тема или идея.

    2. Определите типы речи текста:
    а) повествование с элементами описания;
    б) повествование с элементами рассуждения;
    в) описание с элементами повествования;
    г) динамическое описание.
    3. Какое значение имеет слово сиверко в
    тексте (предложение 2):

    а) тепло; б) прохладно; в) туманно, серо;
    г) неуютно, зябко, промозгло?
    4. Какая стилистическая помета
    соответствует слову сиверко:

    а) книжн.; б) высок.; в) обл.; г) разг.?
    5. В каком слове нет звука [ф]:
    а) вылившейся;
    б) промокнув;
    в) почерневшем;
    г) высоко?
    6. Каким способом образовано слово просвечивало
    (предложение 1):

    а) приставочным;
    б) приставочно-суффиксальным;
    в) суффиксальным;
    г) бессуффиксным?
    7. Какой частью речи является слово отворена:
    а) прилагательным;
    б) причастием;
    в) глаголом;
    г) деепричастием?
    8. В каком предложении пропущена запятая?
    Поставьте ее в тексте.

    а) 4; б) 5; в) 6; г) 7.
    9. Укажите причину обособления слова казалось
    (предложение 6):

    а) сложное предложение; б) вводное слово;
    в) однородное сказуемое; г) обращение.
    10. Какое предложение является безличным:
    а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

    Прямая речь*

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
    Предварительное домашнее задание
    Выпишите из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» 10
    глаголов речи, мысли, чувства, отметьте, с
    высказываниями какого помещика они соотносятся
    .
    Задания
    1. Прочитайте высказывания персонажей из
    поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Определите,
    какому помещику они принадлежат. Аргументируйте
    свою точку зрения, выделяя характерные
    особенности речи персонажа
    .
    2. Запишите данные высказывания в виде
    предложений с прямой речью, подобрав подходящие
    слова автора. Модели предложений и глаголы речи,
    мысли, чувства не должны повторяться!

    Вариант 1
    1) А как вы нашли нашего губернатора? Не правда
    ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший
    человек?
    2) Уж такое, право, доставили наслаждение…
    майский день… именины сердца…
    3) И знаете, Павел Иванович! Тогда чувствуешь
    какое-то, в некотором роде, духовное
    наслаждение…
    Вариант 2
    1) Правда, с такой дороги и очень нужно
    отдохнуть. Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова,
    вся спина и бок в грязи! Где так изволил
    засалиться?
    2) Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы
    как-нибудь не понести убытку. Может быть,. ты, отец
    мой, меня обманываешь, а они того… они больше
    как-нибудь стоят.
    3) Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не
    нужно; да ведь меня только одно и останавливает,
    что ведь они уже мертвые.
    Вариант 3
    1) Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать?
    Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй
    меня, душа, смерть люблю тебя!
    2) Продать! Ведь я знаю тебя, ведь ты подлец, ведь
    ты дорого не дашь за них?
    3) Отчего же неизвестности? Никакой
    неизвестности! Будь только на твоей стороне
    счастие, ты можешь выиграть чертову пропасть.
    Вариант 4
    1) Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее
    в рот, и устрицы тоже не возьму…
    2) Мошенник! Продаст, обманет. еще и пообедает с
    вами! Я их знаю всех: мошенник на мошеннике сидит
    и мошенником погоняет.
    3) Эк, право, затвердила сорока Якова одно про
    всякого, как говорит пословица. Вы дайте
    настоящую цену!
    Вариант 5
    1) Только, батюшка, ради нищеты-то моей, уже дали
    бы по сорока копеек.
    2) Как же, а я приказал самовар. Я, признаться
    сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и
    цена на сахар поднялась немилосердная!
    3) Я ему подарю карманные часы: они ведь хорошие,
    серебряные часы… немножко поиспорчены, да ведь
    он себе переправит.

    Косвенная речь. Перевод прямой речи в
    косвенную

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
    I. Фронтальный опрос
    Дайте определение чужой речи.
    Расскажите о значении, строении и
    пунктуационных особенностях предложений с
    прямой речью
    .
    Необходимо обратить внимание на то, что
    предложения с прямой речью – это особый вид
    синтаксической единицы, состоящей из двух
    частей. Пунктуация зависит от расположения
    частей: слов автора и собственно прямой речи. По
    традиции в данной синтаксической конструкции не
    выделяются члены предложения.
    II. Запись темы урока
    1. Вспомните уже известные вам лингвистические
    термины, в состав которых входит слово косвенный.
    Определите значение этих понятий в целом и слова косвенный
    в частности. (Косвенный падеж, косвенное
    дополнение.)

    2. Работа (индивидуальное домашнее задание) со
    словарной статьей слова косвенный из
    Толкового словаря С.И. Ожегова:
    Косвенный
    1) Устар. Косой. Косой луч.
    2) Противоп. прямой, побочный. Косвенные
    доказательства, улики
    .
    3) Полн. ф. В грамматике о передаче чужой
    речи: выражаемый придаточным предложением. Косвенная
    речь. Косвенный вопрос
    .
    3. Работаем с опорной записью учебника на стр. 255.
    – Что представляют собой предложения с
    косвенной речью? (СПП с придаточным
    дополнительным/изъяснительным.)
    Где находятся
    слова автора, а где – косвенная речь? Назовите
    средства связи в предложениях с косвенной речью.
    4. Выполняем упр. 256 (устно).
    Понятие о косвенном вопросе. Знаки препинания в
    предложении, содержащем косвенный вопрос.
    – Вопрос, заданный в форме косвенной речи,
    называется косвенным. После косвенного вопроса
    знак вопроса не ставится. Как вы можете это
    объяснить?
    III. Закрепление
    Задание. Прослушайте предложения.
    Определите участников диалога, коротко
    обрисуйте речевую ситуацию. Запишите
    предложения. Прокомментируйте знаки препинания.
    Переведите прямую речь в косвенную речь
    .
    (Удобнее оформить материал в виде сравнительной
    таблицы.)
    1. Чичиков спросил: «У Вас был пожар, матушка?».
    2. «Бог приберег от такой напасти, сам сгорел»,
    – отвечала помещица.
    3. «На все воля Божья, матушка, – вздохнул
    Чичиков, – уступите их всех мне, Настасья
    Петровна».
    – Перестройте третье предложение так, чтобы
    получилось простое, сохраняя смысл высказывания.
    Отметьте слова, называющие тему чужой речи.
    Сделайте синтаксический разбор этого
    предложения.
    NB! Необходимо обратить внимание на
    необычную форму выражения дополнения, которое
    называет тему чужой речи, а также на способы его
    определения. Во-первых, глаголы в предложении
    относятся к двум разным субъектам: попросил
    Чичиков, а продавать будет Коробочка,
    поэтому
    эти слова не могут являться одним членом
    предложения – сказуемым. Во-вторых, возможно
    заменить глагол отглагольным существительным,
    что позволяет задать характерный вопрос и
    выяснить синтаксические отношения: попросил (о
    чем?) о продаже
    .
    IV. Подведение итогов (фронтальный опрос,
    составление тезисов, опорных записей или др.)
    Чужая речь может передаваться дословно или с
    некоторыми изменениями.
    Дословная передача авторской мысли
    оформляется предложениями с прямой речью. Для
    неточной передачи авторской речи используются
    спп с придаточными дополнительными, либо простые
    предложения, в которых дополнения называют тему
    чужой речи.

    Способы передачи чужой речи

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
    I. Прочитайте внимательно текст.
    Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о
    мастере пейзажа. Природа, по убеждению писателя,
    не рама, в которую вставлено действие, она
    источник характеров, а сам человек – это
    «часть природы, осмысливающей через нее самое
    себя».
    Как точно сказал об этом мироощущении
    современник Константина Паустовского Николай
    Заболоцкий:
    И сам я был не детище природы,
    Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
    Паустовский прекрасно понимал, что в природе,
    не одушевленной присутствием человека, нет и не
    может быть ничего ни прекрасного, ни
    безобразного. Заканчивая «Золотую розу», одну из
    самых поэтических книг, написанных о творчестве,
    Паустовский говорит: «Природа будет действовать
    на нас со всей своей силой только тогда, когда мы
    внесем в ощущение ее человеческое начало, когда
    наше душевное состояние, наша любовь, наша
    радость или печаль придут в полное соответствие
    с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра
    от света любимых глаз и мерный шум леса от
    размышлений о прожитой жизни». (Ал. Горловский)
    – Знакомы ли вам имена К.Паустовского,
    Н.Заболоцкого? Какому веку они принадлежат?
    Назовите изученные произведения.
    Определите тему текста. К какому стилю он
    относится?
    Как вы понимаете мысль Паустовского о том, что в
    природе «нет и не может быть ничего ни
    прекрасного, ни безобразного»?
    Объясните правописание не, ни в тексте.
    Как связано по смыслу и грамматически 1-е и 2-е
    предложения?
    Являются ли, на ваш взгляд, синонимами слова цитирование
    и цитатничество? При затруднении обращайтесь
    к Толковому словарю:
    Цитирование – использование буквальной
    выдержки из какого-нибудь текста для
    подтверждения собственной точки зрения.
    Цитатничествонеодобр. Излишнее
    цитирование, чрезмерное использование чужих
    мыслей.
    Задания
    1. Откажитесь от цитаты в первом предложении
    (она выделена жирным курсивом), перескажите его.
    2. Запишите предложение с прямой речью с
    купюрами: сократите цитату, используя многоточие
    внутри предложения.
    NB! Многоточие поглощает запятую
    и тире.
    3. Переведите прямую речь в косвенную, используя
    в ней отдельную фразу из прямой речи, не забудьте
    взять ее в кавычки.
    4. Переведите прямую речь в косвенную таким
    образом, чтобы это был близкий к тексту пересказ.
    NB! Кавычки не нужны уже в том случае, если
    изменена хотя бы грамматическая форма (например,
    падеж существительного) или добавлено хотя бы
    одно слово.
    5. Обратите внимание на знаки препинания при
    цитировании поэтического текста. Назовите
    сходства и отличия в цитировании поэтических и
    прозаических строк. Оформите слова Н.Заболоцкого
    как эпиграф к сочинению.
    II. Самостоятельная работа
    Задание. Прочитайте внимательно
    текст. Составьте 5 предложений, используя разные
    способы передачи чужой речи. При выполнении
    задания в случаях затруднения обращайтесь к
    опорным материалам
    .
    Книга – это духовное завещание одного
    поколения другому, совет умирающего старца
    юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый
    часовым, отправляющимся на отдых, часовому,
    заступающему на его место. Вся жизнь
    человечества постепенно оседала в книге.
    Племена, люди, государства исчезали, а книга
    оставалась. Она росла вместе с человечеством, в
    ней кристаллизовалась все учения, потрясавшие
    умы, и все страсти, потрясавшие сердца. В ней
    записана та огромная исповедь бурной жизни
    человечества, та огромная автобиография, которая
    называется всемирной историей. Но в книге не одно
    прошедшее. Она составляет документ, по которому
    мы вводимся во владение настоящим, во владение
    всей суммой истин и усилий, найденных
    страданиями, облитых иногда кровавым потом. Она
    – программа будущего… (По А.Герцену)
    III. Подведение итогов урока

    Подготовка к написанию
    сочинения-рассуждения.
    Вступление к тексту

    I. Вспомните структуру
    сочинения-рассуждения. (Тезис – аргументы –
    вывод.)
    Как связаны части текста между собой?
    – Прочитайте внимательно текст.
    Тайна возникновения начального чувства,
    побуждающая писателя к творчеству, очень трудно
    уловима. Это чувство приходило ко мне и в поле, и
    на улице, и в море, и дома, в соответствии с тем или
    иным освещением или встреченным человеческим
    лицом, иногда за чтением. Но как? Какое-нибудь
    отдельное слово, часто самое обыкновенное,
    какое-нибудь имя пробуждает чувство, из которого
    и рождается воля к писанию. И тут как-то сразу
    слышишь тот призывный звук, из которого и
    рождается все произведение. (И.Бунин)
    – Определите тип речи. (Рассуждение с
    элементами повествования и описания.)

    – Определите тему текста.
    – Найдите ключевое предложение, выражающее
    авторскую позицию.
    – Что должно собой представлять вступление к
    сочинению-рассуждению?
    NB! Вступление – это важная композиционная
    часть сочинения, организующая весь текст.
    Необходимо помнить о соблюдении важнейших
    условий при написании вступления к
    сочинению-рассуждению.
    1. Лаконичность (при написании мини-сочинения
    это особенно актуально).
    2. Связь с темой.
    3. Наличие сформулированного тезиса.
    4. Связь с заключением.
    – Рассмотрите возможные варианты вступления к
    сочинению на тему «Тайна творчества» и
    охарактеризуйте каждый из примеров.
    (Практическая работа выполняется под
    руководством учителя. Опорные записи, полученные
    в результате коллективного обсуждения и
    объяснения учителя, даны в скобках.)
    Варианты вступления к сочинению на
    тему «Тайна творчества»

    1. Что такое творчество? Об этом феномене
    размышляет И.А. Бунин – величайший мастер слова
    .
    (Вопрос – ответ.)
    2. Творчество… Для каждого человека, а
    художника в особенности, это есть величайшая
    тайна.

    (В этом варианте использован именительный темы:
    «Именительный падеж существительного,
    называющего тему текста». Многоточие ставится
    обязательно как знак умолчания. Второе
    предложение связано с именительным темы при
    помощи местоимения, – чаще личного или
    указательного, как в данном случае.)
    3. Разгадать тайны творчества и понять секреты
    мастерства художника снова хотели бы многие, в
    том числе и сами мастера словарного искусства.

    (Свободная форма. Актуальность темы.
    Формулировка тезиса)
    4. Не одно поколение пыталось постичь тайны
    творческого процесса. Однако, как точно заметил
    И.А. Бунин, объяснить, как возникает творческий
    импульс, практически невозможно
    .
    (Свободная форма. Классификация темы.
    Формулировка тезиса.)
    5. Кто не мечтал разгадать тайну творчества и
    секрет вдохновения?

    Однако, как точно заметил И.А. Бунин,
    объяснить, как возникает творческий импульс,
    практически невозможно.

    (Риторический вопрос. Формулировка тезиса.)
    II. Самостоятельная работа
    Задание. Прочитайте внимательно текст и
    напишите несколько вариантов вступления к
    сочинению-рассуждению на тему «Закон
    воздействия писательского слова», используя
    опорные материалы и информацию из прочитанного
    текста.

    Я уверен, что для полного овладения русским
    языком, для того, чтобы не потерять чувство этого
    языка, нужно не только постоянное общение с
    простыми русскими людьми, но также общение с
    пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с
    пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает
    из-под куста лещины.
    Должно быть, у каждого человека случается свое
    счастливое время открытий. Случилось и у меня
    одно такое лето открытий в лесистой и луговой
    стороне средней России.
    В
    это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на
    запах – много новых слов, бывших до той поры хотя
    и известными мне, но далекими и непережитыми.
    Раньше они вызывали только один обычный скудный
    образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком
    слове заложена бездна живых образов.
    Какие же это слова? Их так много, что трудно
    решить даже, с каких слов начинать. Легче всего,
    пожалуй, с «дождевых».
    Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие,
    слепые. обложные, грибные, спорые дожди, идущие
    полосами – полосовые, косые, сильные окатные
    дожди и, наконец, ливни (проливни).
    Но одно дело – знать умозрительно, а другое
    дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в
    каждом из них заключена своя поэзия, свои
    признаки, отличные от признаков других дождей.
    Тогда все эти слова, определяющие дожди,
    оживают, крепнут, наполняются выразительной
    силой. Тогда за каждым таким словом видишь и
    чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь
    его машинально, по одной привычке…
    Существует своего рода закон воздействия
    писательского слова на читателя.
    Если писатель, работая, не видит за словом того,
    о чем он пишет, то читатель ничего не увидит за
    ним.
    Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет,
    то самые простые и порой даже стертые слова
    приобретают новизну, действуют на читателя с
    разительной силой и вызывают у него те мысли,
    чувства и состояния, какие писатель хотел ему
    передать.
    В этом, очевидно, и заключается тайна так
    называемого подтекста. (По К.Паустовскому)
    * Темы «Прямая речь»,
    «Косвенная речь», «Способы цитирования»
    изучаются в 8-м классе (учебник С.Г. Бархударова
    и др.) и в 9-м классе (учебник под ред. Ю.С.
    Пичугова
    ).
    Продолжение следует
    Т.А. КУШЕВИЧ,
    г. Орел

  3. Прямая речь — такой способ передачи чужой речи, при котором она четко отделяется от речи автора, воспроизводится дословно, а потому полностью сохраняет свои лексические, грамматические, интонацион­ные и стилистические особенности. Прямая речь может использоваться как для передачи слов и невысказанных мыслей другого лица, так и слов и мыслей, принадлежащих самому автору. Например:
    «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. С. Пушкин);
    «Господи!» — сказал я по ошибке, сам того не думая сказать (О. Э. Мандельштам).
    Предложения с прямой речью выглядят как смысловое и интонаци­онное объединение двух достаточно самостоятельных частей: слов ав­тора и собственно прямой (чужой) речи. Авторские слова несут в себе информацию об источнике чужой речи. Они, как правило, содержат в себе глаголы речи (говорить, спрашивать, отвечать, рассказывать, приказывать и др.), мысли (думать, вспоминать, соображать, раз­мышлять, полагать и др.) или глаголы, называющие какие-то дей­ствия, сопутствующие речи (смеяться, улыбаться, обижаться, рас­страиваться, обрадоваться, удивляться, вздыхать и др.).
    Слова автора и прямая речь могут сочетаться друг с другом в преде­лах предложения по-разному. Можно выделить несколько допустимых в русском языке вариантов:

  4. Предложения с прямой речью выглядят как смысловое и интонаци­онное объединение двух достаточно самостоятельных частей: слов ав­тора и собственно прямой (чужой) речи. Авторские слова несут в себе информацию об источнике чужой речи. Они, как правило, содержат в себе глаголы речи (говорить, спрашивать, отвечать, рассказывать, приказывать и др.), мысли (думать, вспоминать, соображать, раз­мышлять, полагать и др.) или глаголы, называющие какие-то дей­ствия, сопутствующие речи (смеяться, улыбаться, обижаться, рас­страиваться, обрадоваться, удивляться, вздыхать и др.).
    Слова автора и прямая речь могут сочетаться друг с другом в преде­лах предложения по-разному. Можно выделить несколько допустимых в русском языке вариантов: Материал с сайта //iEssay.ru
    слова автора предшествуют прямой речи (Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» (И. А. Крылов));
    прямая речь предшествует словам автора («Помилуй, мне еще и от роду нет году», — ягненок говорит (И.А. Крылов));
    слова автора вставляются внутрь прямой речи, разрывая её («Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак: все про очки лишь мне налгали…» (И. А. Крылов));
    прямая речь включается внутрь авторских слов (Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» — и упала без памяти (А. С. Пушкин); На Мужи­ка разинув зев, «Кто ты? Что делаешь?» — спросил сердито Лев (И. А. Крылов)); последние два случая могут объединяться: слова автора разрыва­ют прямую речь и сами разрываются ею (Увидя, что топор крестьянин нес, «Голубчик, — дерьмецо сказало молодое, — пожалуй, выруби вокруг меня ты лес; я не могу расти в покое…» (И. А. Крылов)).

  5. Спрашивали – отвечаем============Ж.М.Хакунова,МКОУСОШ
    с.п. Нижний Черек
    Как писать сочинение на лингвистическую тему?
    Сочинение на лингвистическую тему – это творческая  часть экзамена в формате ГИА , и очень важно научить выпускников писать его. Так как  согласно существующей системе шкалирования баллов, эта часть – С2 –  весьма результативна : максимальный первичный балл за С2- 9, без учета баллов за грамотность – 10, в сумме – 19, что уже соответствует  положительной оценке (см. таб. 1).
    Таб.1.Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
    Отметка по пятибалльной шкале
    «2»
    «3»
    «4»
    «5»
    Общий балл
    0–18
    19–28
    29–36,
    из них не менее 4 баллов по
    критериям
    ГК1–ГК4
    37–41,
    из них не менее 6 баллов по
    критериям
    ГК1–ГК4
    Самое большое затруднение вызывает оно ввиду того, что  ребятам предстоит составить  самостоятельное высказывание небольшого объема ( не менее 70 слов)  на заданную тему (причем,  на тему языкознания, см. Цитаты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ниже) с опорой на анализируемый текст. Эта формулировка  предстоящего испытания  пугает девятиклассников, и  прежде всего,   перед тем как приступить к работе им необходимо внушить, что на самом деле речь идет о задаче,  весьма  доступной их пониманию и компетенциям. Им предстоит  проанализировать прочитанный текст с точки зрения тех языковых явлений, о которых пишет автор цитаты или высказывания.  В большинстве случаев эти цитаты  объединяет общая мысль о богатстве и выразительности языка и средствах, с помощью которых эта выразительность достигается. Какие бы средства ни  рассматривались в сочинении: лексические , грамматические, синтаксические или пунктуационные- в конечном итоге выпускник составляет текст- рассуждение, текст- доказательство, и  это второй момент, который им необходимо уяснить. Иными словами,  композиция собственного текста  должна  соответствовать схеме сочинения-рассуждения:
    тезис – доказательства ( на примерах из текста) – вывод,
    т.е. состоять из трех абзацев: вступление, основная часть, заключение.
    Во вступлении необходимо  сформулировать тезис, который надо доказать на основе предложенного высказывания. Поэтому сочинение –рассуждение можно начать , используя следующие речевые клише:
    – Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)
    – На мой взгляд, лингвист (филолог,  учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)
    – Нельзя не согласиться с мнением известного учёного  (имя, фамилия автора),  полагавшего, что «…» (цитата из задания)
    – По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
    – Поразмышляем над этими словами.
    – Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    – Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст  … (фамилия, имя автора исходного текста)
    Выпускнику важно в этой части  собственного текста не напутать, кто автор цитаты, а кто автор исходного текста, порой  приходится и с этим иметь дело экспертам, проверяющим  творческую часть ГИА по русскому языку. Именно с  целью предупреждения такого рода фактических ошибок учитель должен добиться четкого разграничения  учащимися  авторской принадлежности цитаты и исходного текста, а  также  полного понимания  смысла терминов: «цитата», «высказывание»,«лингвист», «исходный текст», «автор цитаты», «автор исходного текста» (особенно  в национальной школе).
    В  основной части   предстоит  объяснить на теоретическом уровне  основную мысль цитаты с опорой на исходный текст. Внимательное чтение цитаты помогает выделить ее  ключевой вопрос, и  девятиклассник,  используя  свои теоретические знания о том или ином языковом явлении, рассуждает  о его сути и  приводит  примеры такого явления ( не менее двух ) из исходного текста с обязательным объяснением роли этого явления в  речи, в тексте. Именно поэтому, начиная основную часть, можно использовать следующие фразы:
    – Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
    предложения …  из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
    – Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..
    – Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
    – С одной стороны, …  С другой стороны, …
    – Например,  в предложении …
    – Так, в предложении …
    Иногда  вполне уместно начать сочинение с формулировки  темы и идеи исходного текста для того, чтобы  было понятно, о чем, собственно, анализируемый текст. И в этом можно опереться на задание А1:
    А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
    -В своем небольшом тексте автор рассказывает о том, …
    Далее пишем  сам вопрос из А1, но  без кавычек и с незначительной перефразировкой. Проиллюстрируем сказанное на примере   текста  писателя А. Алексина:
    – (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.
    (3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси?. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
    (6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
    (7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси?, хотя времени на дружбу у неё было мало.
    (10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
    (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
    – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
    (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
    (16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
    (17)Неожиданно всё изменилось.
    (18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.
    – (22)Я не нашла для Люси? места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась… (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
    – (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
    – (32)Ну и мерси, дорогая Люси?! – в рифму пошутила Оленька.
    – (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
    – (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
    – (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце…
    (По А. Алексину)
    A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в отношениях Оленьки и Люси неожиданно всё изменилось?»
    1) Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки поссорились.
    2) Девочки не сошлись характерами, поэтому их дружба стала невозможной.
    3) Оленька неуважительно отозвалась об академике живописи, и Люся обиделась на это.
    4) Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти на встречу со знаменитым художником.
    Перефразированное предложение будет выглядеть ориентировочно так (обратите внимание на выделенные зеленым цветом фрагменты задания А1) :
    В своем небольшом тексте автор  рассказывает о  том, как в отношениях двух подружек Оленьки и Люси неожиданно все изменилось, так как  Оленька, по мнению Люси, поступила не по-дружески , и девочки поссорились.
    Допустим, к этому исходному тексту дана цитата : «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)
    И потому продолжим начатую основную часть так:
    -В тексте много   предложений с прямой речью, например, в предложениях 4-5, а также 26-28.
    Обращаем внимание на то, что в  цитате из учебника русского языка указано на двоякую функцию прямой речи в тексте. Во-первых, прямая речь может рассматриваться  как часть повествования, во-вторых,  как средство создания речевого портрета персонажа. Поэтому  продолжим сочинение так:
    -В этих предложениях   проиллюстрированы  разные функции прямой речи в тексте. В 4-5 предложения прямая речь является средством создания речевого портрета Оленьки: объяснение происхождения имени «Люси» на французский манер на примере семей Болконских и Ростовых говорит об Оленьке как о читающей  и эрудированной девочке. А в предложениях  26-28 прямая речь   является  элементом текста, повествующим о том, как Люси не попала на встречу с художником.
    Так как необходимые рассуждения о роли прямой речи прозвучали с указанием на примеры из текста, можно переходить к заключению сочинения. В заключении  обычно   представлен  короткий вывод по основной части, оформить который помогут следующие выражения:
    – Итак, мы доказали, что…
    – В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста)  доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
    -Таким образом, …
    Для сочинения по тесту А.Алексина возможен такой вариант концовки:
    Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, взятого из учебника русского языка, о    роли прямой речи в художественном повествовании.
    В итоге мы получаем  следующий текст сочинения на лингвистическую тему:
    В учебнике русского языка читаем: « В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». Действительно, роль прямой речи в тексте  довольно велика. Попробуем доказать это на примере текста известного писателя    А . Алексина.
    В своем небольшом тексте автор  рассказывает о  том, как в отношениях двух подружек Оленьки и Люси неожиданно все изменилось, так как  Оленька, по мнению Люси, поступила не по-дружески, и девочки поссорились. В тексте много   предложений с прямой речью, например, в предложениях 4-5, а также 26-28. В этих предложениях   проиллюстрированы  разные функции прямой речи в тексте.
    В 4-5 предложениях  в виде прямой речи оформлено объяснение  происхождения имени «Люси» на французский манер на примере семей Болконских и Ростовых. Это говорит об Оленьке как о читающей  и эрудированной девочке, и  поэтому  прямая речь здесь является средством создания речевого портрета Оленьки.  А в предложениях  26-28 повествуется  о том, как Люси не попала на встречу с художником, и  прямая речь тут  является  элементом повествования.
    Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, взятого из учебника русского языка, о весьма важной   роли прямой речи в художественном повествовании.
    Далее предлагаем вашему вниманию  перечень возможных тем для сочинения на лингвистическую тему, который представлен на сайте ФИПИ в Открытом банке заданий.
    Цитаты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    1. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».                ( Шамфор Н.)
    2. «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)
    3. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог)
    4. Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».(Лихачёв Д.С.)
    5. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Горшков А.И., известный русский филолог)
    6. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». (Ожегов С.И., выдающийся русский лингвист)
    7.«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Успенский Л.В.)
    8. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (Паустовский Г.К., русский писатель)
    9. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».(Ветвицкий В.Г., лингвист)
    10. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Головин Б.Н., русский лингвист)
    11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». (Свифт Дж., английский писатель)
    12. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (Реформатский А. А., российский лингвист)
    13. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист)
    14. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» … выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» (Реформатский А. А., российский лингвист)
    15. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Салтыков-Щедрин М.Е.)
    16. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». (Шанский Н.М, известный филолог)
    17. «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова)
    18. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Сухоруков Л.С., писатель)
    19. «Нет таких звуков, красок образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Паустовский Г.К., русский писатель)
    20.«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Постникова И.И., известный лингвист)
    21. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Успенский Л.В.)
    22. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.)
    23. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».(Л.Ю.Максимов)
    24. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Валгина Н.С., известный современный лингвист)
    25. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (Зеленецкий А.А.)
    26.«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».(Львова С.И.)
    27. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Толстой Л.Н., русский писатель)
    28. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».(Короленко В.Г.)
    29. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Горелов И.Н.)
    30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Степанов Г., известный лингвист)
    31. «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». (Учебник русского языка)
    32. «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». (Милославский И.Г.)
    33. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Постникова И.И., известный лингвист)
    34. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». (Артюшков И.В.)
    35. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Потебня А.А.)
    36. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Федин К.А., писатель, общественный деятель)
    37. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Шергин Б.В.)
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка.)
    38. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».(Валгина Н.С., известный современный лингвист)
    39. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Джанджакова Е.В.)
    40. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Солганик Г.Я., современный лингвист)
    41. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)
    42. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Реформатский А. А., российский лингвист)
    43. «Эпитеты – одежда слов». (Солоухин В.А., русский поэт и писатель)
    44. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Исаковский М.В.)
    45. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Гончаров И.А.)
    46. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Панов М.В.)
    47. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
    48. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
    Технология «универсальных фраз» при написании  сочинения на лингвистическую тему
    При внимательном рассмотрении  круга вопросов, выносимых на ГИА в  виде цитат, можно заметить некую схожесть    их основной мысли. И поэтому  для тех учащихся, которые особенно затрудняются в написании сочинения на лингвистическую тему, мы предлагаем т.н. технологию «универсальных фраз», использование которых возможно при анализе любого текста. «Цементирующее» свойство этой технологии заключается  в  том, что эти самые «универсальные фразы» помогают скомпоновать текст-рассуждение, используя как клише, так и  формулировки из текста заданий. Что  имеется в виду? Учащийся,  образно говоря, на «скелет» клише надевает «мясо»  анализируемого текста и заданий к нему и получает собственное высказывание. Покажем на это примере.
    Допустим, перед учащимся лежат клише – «универсальные фразы» и задание с исходным текстом и  цитатой лингвиста.
    Клише (записывается в тетради и заучивается наизусть учащимися как «универсальные фразы», которые можно использовать каждый раз при написании нового  сочинения ):
    По мнению лингвиста (писателя, ученого)__________________,  «…». Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст писателя ________________.
    В своем небольшом тексте автор повествует о том, как__________________(часть вопроса из А1 компонуем с частью правильного ответа из этого же задания). В тексте много_________________( ключевое слово в цитате лингвиста), которые выполняют различные функции. Например, в предложении ___   использован(_)___________, котор(_) ______________( выписываем из цитаты функции того или иного языкового явления).А в предложениях_____ заметна другая роль этого языкового явления:____________( пишем вторую роль  языкового явления). В устах мастера слова любое языковое явление начинает звучать образно, ярко, выразительно(приобретают особую выразительность).
    Итак, мы доказали, что ___( языковое явление) играют весьма важную роль в художественном тексте. И нашей общей задачей является изучение  богатства этих выразительных возможностей языка
    Задание:
    Исходный текст
    (1) Все паровозы были как паровозы, а один был странный. (2) Он всюду опаздывал. (3)Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. (4)Однако всякий раз начиналось то же самое. (5)И вот однажды начальник станции ему строго сказал:
    (6)- Если ещё раз опоздаете… (7)То …
    (8)И паровозик всё понял и загудел:
    (9) – Поооследнеее чеестноеее, благородное слооово!
    (10)И странному паровозику поверили в последний раз.
    (11)Тук-тук – ехал он по дороге. (12)Заметил жеребеночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове – и поехал дальше. (13)Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся.
    (14)И вдруг голос из леса: «Фьють…» (15) Вздохнул паровозик, подумал еще раз и в лес направился.
    (16)А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:
    (17) – Безобразие, мы же опоздаем!
    (18) – Конечно, – сказал паровозик. – (19) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (20)Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну!
    (21)Кто – то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (22) И всю ночь поезд слушал соловьиное пение.
    (23) К утру поехали дальше. (24) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. (25)И вдруг нежный запах из рощи. (26)Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.
    (27) – Безобразие, безобразие! – закричали опять пассажиры. – (28)Опоздаем! (29) Опоздаем!
    (30) И вновь паровозик ответил:
    (31) – Конечно. (32) И всё-таки на станцию можно приехать и позже. (33) Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето!
    (34) Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. (35) Сейчас надо собирать ландыши. (36) И весь день поезд собирал первые ландыши.
    (37)Только к вечеру поехали дальше. (38) Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. (39) И вдруг выехали на горку. (40) Взглянул паровозик вдаль и остановился.
    (41) – А теперь зачем стоим? – удивились пассажиры. – (42) Ни цветов, ни леса.
    (43) – Закат, – только и сказал паровоз. – (44) Закат. (45) И если мы не увидим его, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. (46) Ведь каждый закат – единственный в жизни!
    (47) И теперь уже никто не спорил. (48) Молча и долго смотрели пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка. (49) Но вот, наконец, и станция.(50) Вышли пассажиры из поезда. (51) А паровозик спрятался. (52)»Сейчас, – думал он, – эти строгие дяди и тети пойдут к начальнику жаловаться».
    (53) Однако дяди и тети почему-то улыбнулись и сказали:
    (54) – Паровозик, спасибо!
    (55) А начальник станции немало удивился:
    (56) – Да вы же опоздали на три дня!
    (57) – Ну и что, – сказали пассажиры. – (58) А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.
    (59) Ты, конечно, понял смысл моей сказки. (60) Иногда не стоит торопиться.
    (61) Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись.
    (по тексту Г.Цыферова)
    A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему пассажиры не пошли жаловаться на паровозик после трёхдневного опоздания на станцию?»
    1) Паровозик делал только остановки по требованию пассажиров.
    2) Паровозик научил людей видеть красоту окружающего мира.
    3) Паровозик очень просил их не жаловаться.
    4) Паровозик сделал подарок каждому пассажиру.
    Задание С2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Пример компоновки текста сочинения на лингвистическую тему         ( желтым цветом выделены фрагменты из заданий и цитаты лингвиста):
    По мнению лингвиста Л.Ю.Максимова,  «при помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения . Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст писателя Г.Цыферова.
    В своем небольшом тексте автор повествует о том, как пассажиры не пошли жаловаться на паровозик после трёхдневного опоздания на станцию, потому что паровозик научил людей видеть красоту окружающего мира.
    В тексте много абзацных отступов( ключевое слово в цитате лингвиста), которые выполняют различные функции. Например, в предложениях 1,11,34,37 и т.п. использован(ы) абзацные отступы,котор(ые) помогают выделить наиболее важные в композиции теста предложения( выписываем из цитаты функции языкового явления – красной строки).А в предложениях 9, 17,18,54,56 и т.п. заметна другая роль этого языкового явления: отдельные предложения текста- реплики- тоже выделены с красной строки( пишем вторую роль  языкового явления). В устах мастера слова любое языковое явление приобретает образность, яркость, выразительность.
    Итак, мы доказали, что абзацные отступы( языковое явление) играют весьма важную роль в художественном тексте. И нашей общей задачей является изучение  богатства этих выразительных возможностей языка.
    Обращаем внимание  на смысл цветового разграничения фрагментов теста: зеленым цветом выделены фрагменты клише – «универсальных фраз»,которые можно использовать при написании  новых сочинений по другим тестам, а желтым – фрагменты из заданий к исходному тексту и цитаты  лингвиста, которые присоединяются к клише с соблюдением требований логики и  стилистики.
    Остается лишь выразить надежду, что усвоение описанной технологии облегчит задачу как ученику, так и учителю при подготовке к государственной итоговой аттестации.
    Хакунова Ж.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.п. Нижний Черек.

  6. Предложения с прямой речью представляют собой бессоюзное (интонационное и смысловое) объединение частей, в одной из которых — авторских словах — устанавливается самый факт чужой речи и называется ее источник, а вдругой — прямой речи — воспроизводится сама чужая речь. Например: Киров ответил: «Астрахань сдана не будет» (Вишневский); — Скорей!.. Скорей!..— кричал Левинсон, беспрерывнооглядываясь и пришпоривая коня (Фадеев); «Надо бы послатьза второй бригадой, а то разберут весь хлеб»,— подумал Давыдов (Шолохов); —Бросьте вы его!..— закричала подбежавшаядевка.— Казаки уже замки посбили и хлеб делют! (Шолохов).
    Кроме слов, указывающих на самый факт чужой речи и ееисточник, в авторские слова могут входить слова, указывающиена адресата прямой речи, на различные обстоятельства, ей сопутствующие, а также слова, характеризующие лицо, ее произносящее, манеру произнесения и др. Например: — Что это такое? — строго и даже тревожно спросил Соколович, останавливаясь (Бунин).
    Слова, вводящие прямую речь, могут точно обозначать процессы речи или мысли (сказал, приказал, думал, спросил и т. д.).
    Такие слова нуждаются обычно в обязательном распространении; часть, содержащая прямую речь, восполняет их смысловуюнедостаточность. Связь между авторскими словами и прямой речьюв таких предложениях более тесная.
    В других случаях слова, вводящие прямую речь, обозначаютне сами процессы речи и мысли, а действия или чувства, им сопутствующие (усмехнуться, засмеяться, встать, прищуриться,подмигнуть и др. обидеться, обрадоваться, расстроиться,прийти в ужас и т. д.). Такие слова обычно не нуждаются в обязательном распространении частью, содержащей прямую речь;поэтому связь между авторскими словами и прямой речью в этихслучаях менее тесная. Такой способ передачи чужой речи близокк непосредственному включению чужой речи в авторское повествование. Например:
    1) Знобов с ожесточением швырнул фуражку оземь.
    — Империализм с буржуями — к чертям! (Вс. Иванов).
    2) Рубанув, откинул шашку, Грозится глазами:
    — Покажи свою замашку Теперь кулаками (Багрицкий).
    В первом примере авторская и чужая речь не соединены водно предложение. Во втором примере — соединена, это предложениес прямой речью.
    Иногда в художественных произведениях приизображении массовых сцен в авторских словах содержится указаниена несколько источников речи; такие авторские слова вводят несколькокак бы однородных частей, содержащих прямую речь различных лиц. Например:
    Как град по железной крыше, застукотали выкрики:
    — Ключи давай!..
    — Катисяотседова! Кой тебя… просил?!
    — Давай Семенов!
    — Почему не даешь нам сеять? (Шолохов).
    Авторские слова по отношению к прямой речи могут занимать:1) препозицию, 2) постпозицию, 3) интерпозицию.
    1) При препозиции авторских слов предложение может члениться: а) на две части (авторские слова — прямая речь) илиб) на три части (авторские слова — прямая речь — продолжение авторского повествования). Например: а) И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал: «Неужели вы доктор? Ая то думал, что вы еще студент» (М. Булгаков); б) Тогда якрикнул: «В таком случае возьмите назад ваше кольцо!» — инасильно надел его ей на палец (Бунин).
    В этих случаях прямая речь поясняет, раскрывает содержание стоящего перед ней слова со значением речи или мысли.
    При препозиции авторских слов порядок главных членов вних, как правило, прямой: на первом месте стоит подлежащее,на втором — сказуемое.
    2) При постпозиции авторских слов предожение членится надве части (прямая речь — авторские слова). Например: «Сегоднявоскресенье!» — с удовольствием вспомнила Надежда Федоровна(Чехов).
    В таком случае прямая речь поясняется авторскими словами,которые здесь менее самостоятельны, чем при препозиции.При постпозиции авторских слов порядок главных членов вних, как правило, обратный: на первом месте сказуемое, на втором — подлежащее.
    3) При интерпозиции авторских слов предложение членится натри части (прямая речь — авторские слова — продолжение прямой речи). Например: «Это уж совсем глупо…— думал он, расписываясь в получении.— Глупее ничего и придумать нельзя»(Чехов).
    При интерпозиции авторских слов они близки по своей роли квводным предложениям. Порядок главных членов в авторских словах в этом случае, так же как и при постпозиции, обратный.
    В интерпозитивных авторских словах может быть два глаголасо значением речи или мысли, первый из которых относится кпрямой речи, стоящей перед словами автора, второй — после словавтора. Например: «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? — спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа,поморщился и продолжал: — Ядовитый, омерзительный» (Паустовский). Такие случаи представляют собой смешение (контаминацию) рассмотренных выше позиционных типов.
    Прямая речь предназначена для точного по форме воспроизведения чужой речи. В прямую речь могут входить одно или несколько предложений, различных по своему строению, интонации,модальности, временному плану. В прямой речи воспроизводятсялюбые конструкции живой разговорной речи, в том числе включающие в себя междометия, обращение, различные вводные словаи другие элементы, характерные для живого речевого общения.
    В прямой речи местоимения употребляются не с точки зренияавтора, передающего чужую речь, а с точки зрения того, кому онапринадлежит. Ср.: Петя сказал: «Я возьму, Сережа, твою книгу».
    С точки зрения автора, передающего чужую речь, на Петю и на Сережу равно указывало бы местоимение он (Он, Петя, возьметего, Сережину, книгу).
    Примечание. В последнее время в публицистических, особеннов газетных, жанрах широкое распространение получила так называемаяоткрытая, или свободная, прямая речь. В отличие от собственно прямойречи, открытая прямая речь допускает более свободную передачу чужойречи, в частности ее сокращение, обобщение отдельных положений, лишена буквализма прямой речи и в то же время способна передать всеособенности формы чужой речи. По своей структуре предложения с открытой прямой речью близки к предложениям с собственно прямой речью.
    На письме открытая прямая речь в кавычки не заключается. Например: Опыт приходил к нам постепенно,— рассказывает ЛуиджиГаяни.— Маленькие группы сливались и превращались в боевые отряды.Много подвигов на счету Александро Бьянкочини (Из газеты).
    B.B.Бабайцева, Л.Ю.Максимов. Современный русский язык – М., 1987 г.

  7. Разговор в библиотеке.
    1.Однажды мне нужно было прочесть рассказ А. С. Пушкина «Дубровский» и я пошла в нашу местную библиотеку. Я нашла нужную мне книгу и села читать. Она была настолько интересная, что я даже не заметила, как пролетело время.
    2.Но вот люди начали уходить, и я осталась совсем одна в читальном зале. Я сидела в уголочке с маленьким настольным фонариком. Мне уже наверно надо было уходить, пока не стемнело. Я собралась и пошла к двери, подхожу а дверь то заперта. И тут я поняла что оказалась одна закрытая в библиотеки. Надо было что то делать и я решила пойти и поискать запасной выход. Я развернулась и пошла мимо книжных полок. Как вдруг услышала непонятные звуки. Я прислушалась, звук снова повторился, и она поняла что, это разговаривают книги. И вот что мне удалось услышать:
    – Оооо.… К нам поставили новую книгу, но всё равно я лучше всех ведь меня сам Пушкин написал!
    – Ой, ой, ой… Тебя Пушкин, а меня … – не успела договорить старая книга, как новая уже её перебила:
    – Что вы заладили меня, тебя, её, себя всё равно я, новее, современнее и красивее всех вас!
    – Хоть ты и красивее, новее, но мы долго здесь живём, и нас все читают, а тебя за всю твою короткую жизнь никто ещё не прочитал! – добавила старая.
    – И ты этим гордишься, что вас все читают? – удивилась новая.
    – Нас для этого и написали, что бы читать, а ты пока только пылишься на полке! – ответила ей старейшая книга.
    И вот у них завязался спор. Старейшая и старая книги объединились и стали доказывать свою правоту. Новая книга начала плакать ей стало обидно от того что её никто не читает. Мне стало жаль её, и я решила взять эту книгу с собой и прочитать. Я положила её в сумку и пошла дальше искать выход.
    3.Повернув направо я заметила табличку со словом «выход» и тут же пошла туда. Открыв дверь я почти вышла. И вдруг кто-то очень громко чихнул. Я не испугалась и пошла на шум. Но там снова никого не увидела.
    – Здесь есть кто-нибудь?
    – Да, – послышалось с книжной полки.
    Я подошла к ней и увидела старенький учебник географии.
    _ Здравствуйте, – поприветствовала его я.
    – Добрый день, – ответил учебник.
    – Неужели вы разговариваете?!
    – Да, я умею говорить, – спокойно ответила книга.
    – Странно. Я никогда не видела, что книги умеют говорить. А как вы сюда попали?
    – Это длинная история. Но я расскажу тебе.
    Очень давно одна из городских типографий напечатала огромную партию учебников, и их отвезли в магазины и школьные библиотеки. Я попал в книжный магазин. Там был очень добрый продавец, и он раз в неделю вытирал с меня пыль.
    Однажды в июле пришла в магазин девочка Лена, которая переходила в шестой класс. Она подошла к продавцу и сказала:
    – Дайте мне, пожалуйста, учебник географии.
    – Хорошо, сейчас принесу, – улыбнулся продавец.
    Я открыл глаза и понял, что нахожусь в Катиных руках. Она несла меня к себе домой. Каждый день она перечитывала меня от корки до корки, ведь ей очень нравилась география. Ко всем урокам Лена тщательно готовилась и получала только пятерки. Так прошел целый год. Лена перешла в седьмой класс и отдала учебник своему младшему брату Володе.
    Этот мальчишка был хулиганом. Он все время баловался и шутил, не следил аз книгами, рвал и бросал их. После того, как Володя закончил шестой класс, я стал рваным, грязным и ободранным. Меня отдали в библиотеку.
    – И вот теперь я здесь, – закончила книга.
    – Спасибо за интересный рассказ, – поблагодарила я учебник, – до свидания.
    4.Я повернулась к двери и ушла. Но на душе у меня было не по себе, потому что меня огорчил конец истории старого учебника. Я решила, что обязательно поделюсь с ребятами услышанным – надеюсь, даже хулиганы поймут, что книги, особенно учебники, нуждаются в бережном обращении.

  8. (1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
    (8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
    (14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
    (16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
    (19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
    (23)Так вот – я люблю…
    (24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
    (25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
    (28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

  9. Наконец-то пришла весна! После долгой и снежной зимы приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменят бледность зимы. Весной по-особенному светит солнце: как-то ярко, радостно и празднично. Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скинули с себя теплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых и веселых нарядах. Все рады приходу весны!
    или
    Весна пришла!
    Весна – мое самое любимое время года. После долгой и холодной или слякотной зимы у природы и у человека словно открывается новая возможность жить. Не успеет стаять снег, как земля преображается. Сначала мокрая и грязная, покрытая полуразложившимися прошлогодними листьями, она постепенно высыхает. Пригревает солнце. В воздухе “пахнет весною”. А как еще можно назвать эти удивительные бодрящие и пьянящие запахи? Хочется остановиться и вдыхать, напрягая ноздри, холодноватый воздух, пахнущий горьковатой свежестью.
    По утрам лужи еще затягивает ледком, но скоро исчезнет и он. А потом.. .Напрягаются и начинают раскрываться почки, покрывается маленькими зелеными листочками крыжовник, из земли выбиваются фиолетовые стрелы пионов, показываются тонкие ниточки нарциссов. Начинают цвести абрикосы, потом вишни, за ними остальные деревья.
    Цветение садов как будто дает людям возможность хоть на короткое время уйти от серой будничности жизни и перенестись в сказку со счастливым концом: весна торжествует над угрюмой зимой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *