Сочинение на тему публицистический стиль речи

8 вариантов

  1. Публицистический стиль – функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.
    Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
    Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (Примеры: энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
    Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
    Задача речи:
    1) воздействовать на массовое сознание;
    2) призывать к действию;
    3) сообщать информацию.
    Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально – деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
    «…Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы. Матери! Жёны! Вам принадлежит голос, вам принадлежит право творить на земле закон. (М. Горький)» Также этот стиль используют для создания особой окраски тексту, добавить определенную чувственность. Используется в разговорной речи и в литературе [28].
    Согласно И.Р. Гальперину: «В системе речевых стилей современного английского языка примерно с середины XVIII века начал обособляться особый стиль, который называют публицистическим. Как и другие речевые стили, он не однороден. Выделяются две его разновидности: письменная и устная. К письменной разновидности публицистического стиля относится язык эссе, газетных статей, журнальных статей литературно-критического и общественно-политического характера, памфлеты, очерки и пр. К устной разновидности публицистического стиля относится стиль ораторской речи, а в последнее время также обзоры радиокомментаторов [5, с. 409].
    Функция публицистического стиля, отличающая его от других речевых стилей может быть сформулирована следующим образом: воздействие на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное не столько логически обоснованной аргументацией, сколько силой, эмоциональной напряженностью высказывания, показом тех черт явления, которые наиболее эффективно могут быть использованы для достижения поставленной цели.
    Публицистический стиль занимает промежуточное место между стилем научной прозы и стилем художественной речи. Со стилем научной прозы его сближает логическая последовательность в изложении фактов, развернутость высказывания, более или менее строгое деление на логические отрезки (абзацы). С другой стороны, публицистический стиль (в особенности эссе) имеет ряд общих черт со стилем художественной речи. Образность речи, и, в особенности, эмоциональные элементы языка, весьма характерны для публицистического стиля. Средства эмоционального воздействия, применяемые в публицистическом стиле, подчиняясь общим его закономерностям, не обладают той свежестью и субъективной окрашенностью, которые характерны для стиля художественной речи.
    В публицистическом стиле образность речи носит устоявшийся характер. Метафоры, сравнения, перифразы и другие средства эмоционального воздействия берутся из общего языкового фонда выразительных средств.
    Другая черта, сближающая этот стиль со стилем художественной речи, – это проявление индивидуального в изложении содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального ограничена особенностями самого стиля. В стиле газетных и журнальных статей индивидуальное меньше выступает, чем в эссе или в ораторской речи.
    Третья черта публицистического стиля – краткость изложения. В некоторых его разновидностях эта черта приобретает характер особого приема. Так, в эссе краткость изложения принимает форму сентенции» [28].
    Таким образом, можно сказать, что данный стиль близок к стилю научной прозы с её логической аргументацией, а также к художественному стилю по характеру воздействия. С научной прозой сближает структура: связное, логическое изложение; с расширенной системой видов связи, тщательное дробление на абзацы. С художественным стилем – использование эмоционально-окрашенной лексики и стилистически выразительных средств. Степень проявления индивидуальности (которая достигает наивысшей точки в художественном стиле) здесь намного ниже. Хотя в жанре эссе степень выше, чем, например, в газетных и журнальных статьях. Не всегда возможно провести грань между жанрами, так как их черты переплетаются. Наиболее очевидными являются ораторский стиль (речи); эссе и статья.

  2. Берегите книгу!
    Дорогие первоклассники! Вы только начали учиться в школе и всем вам выдали новые книги! Посмотрите на них внимательнее. Какие все книжечки гладкие, красивые и яркие! Просто заглядение, а не книги!  Приятно вам держать их в своих руках? А вы знаете, что только от вашего бережного отношения зависит, насколько долго книга вам прослужит.
    Книга –  богатство человека, так как из неё мы черпаем для себя много нового и интересного. В древние времена она стоила очень дорого, потому что писалась от руки. Продав одну книгу, можно было купить стадо коров. Сейчас книги доступны всем. Что может быть лучше увлекательной, хорошо написанной  книги, которая дарит нам многие часы удовольствия? Но, к сожалению, мы не всегда бережно относимся к этому чуду. Некоторые считают, что книгу можно порвать, рисовать на её страницах рожицы, зная, что можно пойти и купить другую. Мы забываем о том, что за книгой стоит колоссальный труд многих людей: писателей, учёных, художников, производителей.
    Так давайте же помнить о тех, кто дает нам возможность получать знания из книг! Давайте будем беречь труд этих людей! Лично я всегда бережно отношусь к своим собеседникам – книгам. Берегите книги!
    Ступин Данил 7-Б класс.
    Помните о том, что книга – это источник знаний!
    Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, сколько деревьев рубят, чтобы мы и вы могли получать знания? Сколько тонн древесины уходит на изготовление книжных изделий?
    Только представьте, что из себя представляет процесс изготовления книг.
    Берегите за это природу и уважайте труд людей, которые делают книги.
    В нашей библиотеке учебники переходят из рук в руки. Берегите книги, не разрисовывайте, не рвите и помните о том, что книга – это источник знаний, которые вы получаете.
    Зыкина Ангелина 7-Б класс
    Книгу нужно беречь.
    Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга – это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
    Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы.
    С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам.
    Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли.
    Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
    Подоксенов Данил 7-Б кл.
    Берегите книги!
    Дорогие ребята, вы, наверняка, все любите читать книги. И, пожалуйста, не портите их, так как вы даже не представляете, сколько уходит на их изготовление усилий.
    Книги делаются из дерева, и когда вы рвете и рисуете на них, вы также уничтожаете деревья, которых итак осталось очень мало. Если вам не нужна книга, то лучше отдайте ее кому-нибудь другому, а не рвите ее. Представьте, сколько уходит усилий, чтобы изготовить хотя бы одну книгу. Это очень трудоемкая и долгая работа, которую вы можете испортить за одно лишь мгновенье. А также, когда вы берете книги из школьной или городской библиотеки, не портите их, так как такая же вся изорванная, изрисованная книга может попасть и вам в руки.
    Книга – очень важная и нужная вещь, поэтому берегите её!
    Зубарев игорь 7-Б класс
    Книгу нужно беречь.
    Существует множество книг: учебники, справочники, фантастика. Книга – это источник знаний. Из книг мы узнаем много интересного и многому учимся. Есть древние книги, которые были найдены учёными. Такие книги очень ценные, особенно для учёных. Их нужно беречь, чтобы люди в будущем могли узнать свою историю, культуру, литературу.
    Книга может быть и развлечением. Я очень люблю сказки и фантастические рассказы.
    С книгами надо обращаться очень аккуратно: не рвать, не загибать листы, а пользоваться закладкой, не писать на книжных листах ручкой. Пометки надо делать карандашом, а потом стирать их, чтобы они не мешали другим ученикам.
    Картон и бумагу делают из дерева. Если мы будем беречь книги, то сохраним леса и красоту нашей Земли.
    Книги полезны и необходимы человеку. ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАСНИКИ! БЕРЕГИТЕ КНИГИ, чтобы большее количество людей смогло ими воспользоваться.
    Берегите  книги!
    Дорогие  учащиеся вы прекрасно видите, в каком состоянии вы получаете учебники.
    Давайте мы с вами рассмотрим работу библиотекаря в нашей школе. Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках  или средних учебных заведениях, начальных или средних школ. Также библиотекарь следит за состоянием учебников, которые вы сдаете. Если учебник в плохом состоянии, то библиотекарю приходится подклеивать, обёртывать учебники. Плохо обращаясь с книгами,  вы усложняетете работу библиотекаря. А как вы знаете, учебники передаются из поколения в поколение, и если каждый не будет беречь книги, то мы будем учиться по рваным и грязным учебникам.
    Дорогие ребята, убедительная просьба – не портите учебники, ведь может по ним будут учиться ваши дети.
    Дамм Анастасия  7-Б класс
    Берегите книги.
    Дорогие первоклассники, если бы вы знали какая  это кропотливая и сложная работа – издание книги. Для того чтобы написать книгу нужен талант, знание, терпение и трудолюбие. Ведь эта работа не  из  лёгких нужно много материалов. Трудно стать писателем , а хорошим писателем стать ещё труднее. Ведь в одну книгу вложено много труда. Ведь чтоб написать книгу нужно уметь научить читателя или передать основную мысль до читателя. Мы просим вас не портите книги берегите их.
    Болотов Юра 7-Б кла
    Как нужно обращаться с книгами.
    Дорогие ребята!
    Мы собрали вас для того, чтобы поговорить о том, как нужно обращаться с книгами.
    Книга – это лучший друг! Она помогает вам во всем: учиться читать, писать, познавать много нового, учить других чему-то хорошему. Для этого надо беречь книги, не рисовать на них, не выдирать листы. Если увидите, что книга порвана, то ее надо подклеить, придать ей хороший  вид. Ведь,может, ею будут пользоваться еще многие другие читатели и ученики. И тогда книги будут передаваться из поколения в поколение.
    А знаете ли вы, что на изготовление книги уходит 1/6 часть дерева? И над созданием одной книги трудятся огромное количество людей. Работают целые лесоперерабатывающие заводы или фабрики. Поэтому мы просим вас беречь книги, относиться к ним с любовью и думать о том, что эта книга ещё будет использоваться не один год.
    Денисенко Александра 7- Б класс
    В книгу вкладывается очень много труда.
    Дорогие первоклассники, знаете ли вы из чего, делаются книги? Сколько дерева уходит на то что бы сделать одну тоненькую книгу?
    Нужны годы, чтобы росли деревья, за ними нужен уход, благоприятная почва. Некоторые ребята не задумываются об этом и рисуют на страницах и рвут их. А наши школьные книги передаются из года в год другим новоприходящим ученикам.
    В книгу вкладывается очень много труда и средств. Из отпечатанных листов делают что-то в виде тетради.  Потом делается  книжный блок ,а далее идёт соединение всех деталей.
    Так что, ребята, задумайтесь над тем, сколько труда вкладывается в изготовление книг, и начинайте уважать труд тех людей, которые для вас старались, чтобы сделать  книгу!
    Рассадникова  Настя 7- Б класс
    Книга- твой друг, без нее как без рук
    Дорогие первоклассники! Знаете ли вы, как делали книги раньше.
    Сначала их писали на глине, на коре, на шкурах животных. И только много времени спустя люди изобрели бумагу. Писали на бумаге вручную, поэтому переписывание одной книги занимало не один год. Книги в то время считались роскошью.
    В наше время книги печатали быстро и в очень большом количестве. Для изготовления книг, деревья нужно спилить, загрузить, обработать и отправить на фабрику. Там из этого делают бумагу. А уже писатели, ученые, которые много знают, составляют и пишут для нас книги. И мне хочется, чтобы вы любили книги, умели бережно относиться к книге. Не рвать, не мять, не рисовать на них. Пословицы подтверждают, что «Книга- твой друг, без нее как без рук» и «Кто много читает, тот много знает».
    Однажды встретились две книжки
    Разговорились меж собой:
    – Ну, как твои делишки? –
    Одна спросила у другой.
    – Эх, милая, мне стыдно перед классом,
    Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
    Да что обложки, оборвал листы!
    Из них он делает кораблики, плоты,
    И голубей…
    Боюсь, листы пойдут на змей,
    Тогда лететь мне в облака!
    А у тебя целы бока?
    -Твои мне незнакомы шутки,
    Не помню я такого дня,
    Чтобы, не вымыв чисто руки,
    Сел ученик читать меня.
    А посмотри-ка на мои листочки
    На них чернильной не увидишь точки.
    Про кляксы я молчу –
    О них и говорить-то неприлично
    Зато и я его учу, не как-нибудь,
    А на отлично.
    Емашёв Данил 7-Б класс
    Обращайтесь с учебниками очень аккуратно.
    Ребята берегите книги, так как они передаются из поколения в поколение!
    Книги содержат  много полезного.  И чтобы они продолжали быть пригодными для учёбы, нужно их подклеить.  Всё, что написано карандашом, нужно стереть. Обращайтесь с учебниками очень аккуратно. Не рвите, не рисуйте ручкой в учебнике. И дома складывайте учебники аккуратно, что странички не мялись. Подумайте о других ребятах, которым будет конечно приятно взять хороший, не изорванный учебник в руки. И они будут так же обращаться с учебниками, как и вы. Ведь вы покажете малышам пример для подражания.
    Лавров Семён 7-Б кл.
    Создаём текст  публицистического стиля.
    Проектная работа учащихся 7-Б класса.
    Руководитель Панфилова Светлана Алексеевна
    2012 год

  3. Что значит найти себя?
    «В чем смысл жизни? Для чего мы живем? Что  мы  должны  делать?»  —  этими  вопросами  рано  или  поздно  задается  каждый  из   нас.  Общий   смысл этих  вопросов  сводится,  в  конечном  счете,  на  теме  моего  сочинения:  чело­   век  в  силу  своей   природы   склонен   рассматривать   происходящее   через призму своего мировосприятия.
    Однозначного  ответа  на  поставленный  вопрос,  конечно  же,  не  сущест­ вует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения.
    Найти себя, по-моему, — это  значит  определить  свое  место  в  жизни.  Ме­ сто в жизни — это своего  рода  цель,  ради  которой  и  стоит  жить.  Работа,  се­ мья, служение Родине… Найти себя — это оказаться в таких условиях и быть окруженным такими людьми, с которыми  бы  ты  чувствовал  себя  счастливо.  Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе  полное удовлетворение,  которое  бы  ты  любил…  Разве  это  не  значит  найти  себя? Существует масса вещей, в  которых  человек  может  реализовать  себя.  Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать то, где наш талант и спо­ собности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное — никогда не ос­ танавливаться  на  достигнутом!  Потому  что  как  только   человек   прекратит   свой жизненный поиск, вначале придет спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворенность. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.

  4. Публицистический стиль: разбор примера

    Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.
    Отрывок из статьи:
    Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
    1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:
    слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
    термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
    разговорные слова: образование, дом, обозначил;
    жаргонные слова: зачетка;
    речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
    фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.
    2. Морфология данного отрывка:
    тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
    использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
    можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.
    3. Синтаксис:
    предложения короткие, простой структуры;
    интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
    неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»

     Научно-публицистический стиль: разбор примера

    Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.
    Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:
    собственно публицистический;
    научно-публицистический (научные статьи);
    художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).
    Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.
    Отрывок из статьи:
    Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?
    Черты научного стиля:
    Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы, вкладчики, приватизация).
    Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, состояние (падение, преступность).
    Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов («…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок«).
    Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).
    Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико-грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).
    Черты публицистического стиля:
    Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются информационная и воздействующая.
    Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»).
    Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость, разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы, грозные приговоры);
    Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость, скандальные случаи приватизации, грозные приговоры, катастрофически падает);
    Непринужденное использование одновременно экспрессивных и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
    Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу);
    Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
    В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения предложений, а также их простоту и ясность.
    Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых предназначен свой стиль.
    О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.
    Следите за обновлениями!

  5. ТЕМА
    5.

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    §1.
    Публицистический
    стиль речи(общая характеристика)

    В
    латинском языке есть глагол publicare –
    “сделать общим достоянием, открыть
    для всех” или “объяснить всенародно,
    обнародовать”. С ним и связано по
    происхождению слово
    публицистика.
    Публицистика –
    это особый тип литературных произведений,
    в которых освещаются, разъясняются
    актуальные вопросы общественно-политической
    жизни, поднимаются нравственные
    проблемы.
    Предмет
    публицистики – жизнь в обществе,
    экономика, экология – все, что касается
    каждого.
    Публицистический
    стиль

    используется в общественно-политической
    сфере деятельности. Это язык газет,
    общественно-полити­ческих журналов,
    пропагандистских радио- и телепередач,
    комментариев к документальным фильмам,
    язык выступлений на собраниях,
    митингах, торжествах и т.п. Публицистический
    стиль – это речевая деятельность
    в области политики во всем многообразии
    ее значений. Основные средства
    публицистического стиля рассчитаны
    не только на сообщение, информацию,
    логическое доказательство, но и на
    эмоциональное воздействие на слушателя
    (аудиторию).
    Характерными
    особенностями публицистических
    произведений являются актуальность
    проблематики, политическая страстность
    и образность, острота и яркость
    изложения. Они обусловлены социальным
    назначением публицистики, – сообщая
    факты, формировать общественное
    мнение, активно воздействовать на
    разум и чувства человека.
    Публицистический
    стиль представлен множеством жанров:
    1.
    газетные
     –
    очерк, статья, фельетон, репортаж;
    2.
    телевизионные

    – аналитическая программа, информационное
    сообщение, диалог в прямом эфире;
    3.
    ораторские

    – выступление на митинге, тост, дебаты;
    4.
    коммуникативные

    – пресс-конференция, встреча “без
    галстука”, телемосты;
    5.
    рекламные

    – очерк, объявление, плакат, лозунг.
    §2.
    Функции
    публицистического стиля

    Одной
    из важных особенностей публицистического
    стиля является сочетание в его рамках
    двух функций языка: функции
    сообщения

    (информативной) и функции
    воздействия

    (экспрессивной).
    Функция
    сообщения

    состоит в том, что авторы текстов
    публицистики информируют широкий
    круг читателей, зрителей, слушателей
    о значимых для общества проблемах.
    Информационная
    функция присуща всем стилям речи. Ее
    специфика в публицистическом стиле
    заключается в тематике и характере
    информации, в ее источниках и адресатах.
    Так, телевизионные передачи, газетные
    и журнальные статьи информируют
    общество о самых разнообразных
    сторонах его жизни: о парламентских
    дебатах, об экономических программах
    правительства и партий, о происшествиях
    и преступлениях, о состоянии окружающей
    среды, о повседневной жизни граждан.
    Способ
    подачи информации в публицистическом
    стиле также имеет свои отличительные
    черты. Информация в публицистических
    текстах не только описывает факты,
    но и отражает оценку, мнения, настроения
    авторов, содержит их комментарии и
    размышления. Это отличает ее, например,
    от официально-деловой информации.
    Другое отличие в предоставлении
    информации связано с тем, что публицист
    стремится писать избирательно –
    прежде всего о том, что вызывает
    интерес у определенных общественных
    групп, он выделяет только те стороны
    жизни, которые важны для его потенциальной
    аудитории.
    Информирование
    граждан о положении дел в общественно
    значимых сферах сопровождается в
    публицистических текстах осуществлением
    второй важнейшей функции этого стиля –
    функции
    воздействия
    .
    Цель публициста состоит не только в
    том, чтобы рассказать о положении дел
    в обществе, но и в том, чтобы убедить
    аудиторию в необходимости определенного
    отношения к излагаемым фактам и в
    необходимости желаемого поведения.
    Поэтому публицистическому стилю
    присущи открытая тенден­циозность,
    полемичность, эмоциональность (что
    вызвано стремлением публициста
    доказать правильность своей позиции).
    В
    различных публицистических жанрах
    одна из двух названных функций может
    выступать в качестве ведущей, при
    этом важно, чтобы функция воздействия
    не вытесняла информационную функцию:
    пропаганда полезных для общества
    идей должна опираться на полное и
    достоверное информирование аудитории.
    §3.
    Языковые
    признаки публицистического стиля
    речи

    Лексические
    признаки

    1.
    В публицистическом стиле всегда
    присутствуют готовые стандартные
    формулы (или речевые клише), которые
    носят не индивидуально-авторский, а
    социальный характер: горячая
    поддержка,

    живой
    отклик, резкая критика, наведение
    элементарного порядка
    и
    др. В результате многократных повторений
    эти клише нередко превращаются в
    надоевшие (стертые) штампы: коренные
    преобразования,

    радикальные
    реформы.

    Речевые
    образцы отражают характер времени.
    Многие клише уже устарели, например:
    акулы
    империализма, болезнь роста, слуги
    народа, враг народа.
    Наоборот,
    новомодными для официальной прессы
    конца 90-х гг. стали слова и выражения:
    элита,
    борьба элит, элита криминального
    мира, высшая финансовая элита,
    раскручивать, виртуальный, имидж,
    знаковая фигура, пирог власти, дитя
    застоя, деревянный рубль, инъекция
    лжи.

    Многочисленные
    примеры речевых клише вошли в состав
    так называемой публицистической
    фразеологии, позволяющей быстро и
    точно давать информацию:
    мирное наступление, сила диктата,
    пути прогресса, вопрос безопасности,
    пакет предложений.

    2.
    Отношения между отправителем и
    адресатом в публицистическом стиле
    подобны отношению между актером и
    зрителями. “Театральная” лексика
    вторая
    яркая черта публицистического стиля.
    Она пронизывает все публицистические
    тексты: политическое
    шоу,
    на
    политической
    арене,
    закулисная
    борьба,
    роль
    лидера,
    драматические
    события, известный в политике
    трюк,
    кошмарный
    сценарий
    и
    др.
    3.
    Характерной особенностью публицистического
    стиля является эмоционально-оценочная
    лексика. Эта оценка носит не
    индивидуальный, а социальный характер.
    Например, слова с положительной
    оценкой: актив,
    милосердие, помыслы, дерзать,
    процветание;

    слова с отрицательной оценкой:
    насаждать, обывательский, саботаж,
    расизм, обезличка.

    4.
    В публицистическом стиле особое место
    принадлежит книжным пластам лексики,
    имеющим торжественную,
    гражданско-патети­ческую,
    риторичес­кую
    окраску: дерзать,
    воздвигать, самопожертвование
    ,
    воинство,
    отчизна
    .
    Патетическую тональность придает
    тексту также использование
    старославянизмов: свершения,
    держава, страж

    и т.д.
    5.
    В текстах публицистического стиля
    часто присутствует военная терминология:
    гвардия,
    штурм высоты, перед­ний край, линия
    огня, прямая наводка, стратегия,
    мобилизация резервов
    .
    Но она употребляется, естественно,
    не в своем прямом значении, а образно
    (речь в текстах с этими словами может
    идти, например, об уборке урожая,
    введении в строй новых объектов
    производства и т.д.).
    6.
    В качестве оценочного средства в
    публицистике могут встретиться слова
    пассивного словарного запаса –
    архаизмы. Например: Доллар
    и

    его
    лекари.
    Военные
    барыши
    растут
    .
    Морфологические
    признаки

    К
    морфологическим признакам
    публицистического стиля мы относим
    частотное употребление тех или иных
    грамматических форм частей речи. Это:
    1)
    единственное число имени существительного
    в значении множественного: Русский
    человек

    всегда
    отличался выносливостью
    ;
    Преподаватель
    всегда
    знает

    студента;
    2)
    родительный
    падеж имени существительного: время
    перемен,
    пакет
    предложений,
    реформа
    цен,
    выход из
    кризиса
    и
    др.;
    3)
    императивные формы глагола: 
    Оставайтесь
    с нами на первом канале!

    4)
    настоящее время глагола: в
    Москве
    открывается,
    3 апреля
    начинается;
    5)
    причастия на омый:
    ведомый,
    невесомый, влекомый
    ;
    6)
    производные предлоги: в
    области, на пути, на базе, во имя, в
    свете, в интересах, с учетом.

    Синтаксические
    признаки

    К
    синтаксическим признакам публицистического
    стиля следует отнести часто
    повторяющиеся, а также специфические
    по характеру типы предложений
    (синтаксических конструкций). В их
    числе:
    1)
    риторические вопросы:
    Выдержит
    ли русский человек? Хотят ли русские
    войны?

    2)
    восклицательные предложения: Все
    на выборы!

    3)
    предложения с измененным обратным
    порядком: Воюет
    армия с природой
    (ср.:
    Армия
    воюет с природой
    ).
    Исключение составляли предприятия
    добывающей промышленности

    (сравни: Предприятия
    составляли исключение
    );
    4)
    заголовки статей, очерков, выполняющие
    рекламную функцию: Малые
    беды большого флота. Зима – сезон
    горячий.

    В
    заголовках часто используется
    специфический языковой прием
    – “
    соединение
    несоединимого”. Он дает возможность
    минимальными языковыми средствами
    вскрыть внутреннюю противоречивость
    предмета или явления:
    трудящийся тунеядец, повторяемое
    неповторимое, мрачное веселье,
    красноречивое молчание.

    Вопросы
    и задания

    1.
    Где
    используется публицистический стиль
    речи?

    2.
    Назовите
    жанры публицистики.

    3.
    Расскажите
    о функциях публицистического стиля
    (информативной и экспрессивной).

    4.
    Каковы
    языковые признаки публицистического
    стиля речи (лексические, морфологические,
    синтаксические)?

    5.
    Какой
    прием используют журналисты в
    заголовках статей, очерков?

    Структурно-логическая
    схема”Жанры публицистического
    стиля речи”

  6. Разговорный
    Я встаю, каждое утро в семь утра, чтоб идти на работу. График на работе с десяти утра до десяти ночи. После того как заканчивается рабочий день мы сами оплачиваем такси чтоб доехать до дома.
    Лично я хочу больше общаться по своей будущей работе с людьми и получать за это достойную оплату. Я люблю знакомиться, разговаривать, умею убеждать и создавать людям хорошее настроение. Мне подходит труд менеджера, торгового представителя, администратора. Очень интересными я считаю торговлю, гостиничный и туристический бизнес, работу бортпроводника или стюарда.
    Художественный стиль
    Работа — место, где работник осуществляет трудовую деятельность. Недаром полагает, что работа облагораживает человека. Ведь ради того, чтобы сделать что-либо хорошо, нужно учиться и развиваться. Умелая в своем деле человек – будто художник, который создает шедевр. ЕЕ движения красивые и отточенные, хотя она рисует картину, хотя рубит дрова. Такое увлечение у меня всегда возникает, когда я наблюдаю, как моя мама вышивает “крестиком” картины.
    Официально-деловой.
    Трудовой процесс должен быть организован правильно. Работник по закону имеет право на выходные, отпуск, нормированный рабочий день, на оплату сверхурочно отработанного времени. Его рабочее место должно быть правильно организовано. Сотрудник обязан соблюдать дисциплину, но и начальство не имеет права «прессинговать» его, унижать, заставлять трудиться бесплатно. Если работодатель нарушает эти правила, а всем недовольным угрожает увольнением, за такое место работы держаться не надо. Можете со мной спорить, но я так считаю, и сейчас объясню свою мысль.
    Научный стиль.
    С научной точки зрения, работа–осуществление с мысленной трудовой деятельности; совокупность задач и функций: которые способен выполнять один человек; или которые могут быть поручены одному человеку. Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
    Политический стиль.
    Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» – так советовал поступать китайский мудрец Конфуций. Похожую мысль высказывал украинский мыслитель Григорий Сковорода. Нужно выбирать занятие в соответствии со своими способностями, склонностями. Здесь нельзя следовать за рекламой или бегать за «престижностью».

  7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
    1. Определение
    Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
    В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название “публицистический стиль” представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название “газетный стиль” объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать “телевизионным” стилем. Другое название – общественно-политический стиль – точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).
    Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
    Публицистика – род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста – вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.” Такое определение дано в “Краткой литературной энциклопедии” (М., 1971 т.6 Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.
    В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:
    Публицистика – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует
    в словесной (письменной и устной),
    графически изобразительной (плакат, карикатура),
    фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
    театрально-драматургической,
    и словесно-музыкальной формах.
    Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях”. (“Советский энциклопедический словарь” М.,1990 С. 1091). Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика – это род литературы, публицистический стиль – функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.
    2. Функции стиля
    Важнейшие функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.
    Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.
    Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
    Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
    Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.
    Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.
    Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты “Округа” от 4.08.2001 под названием “”Князя Владимира” ссылают в провинцию”. Заметка имеет подзаголовок “Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя”. Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей “Вольво”. В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.
    В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.
    Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:
    коммуникативную,
    экспрессивную,
    эстетическую.
    3. Общие функции языка в публицистическом стиле
    Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь – ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.
    Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.
    Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:
    “Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями”, “Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией”, “Грибник ошибается 1 раз”, “Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах”. Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.
    Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержа

  8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

    1. Определение

    Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
    В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название — общественно-политический стиль — точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и других).
    Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
    Публицистика — род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста — вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе.” Такое определение дано в «Краткой литературной энциклопедии» (М., 1971 т.6 Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.
    В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение:
    Публицистика — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организаций и передачи социальной информации. Публицистика существует
    · в словесной (письменной и устной),
    · графически изобразительной (плакат, карикатура),
    · фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
    · театрально-драматургической,
    · и словесно-музыкальной формах.
    Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях”. («Советский энциклопедический словарь» М.,1990 С. 1091). Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений совпадают не полностью. Публицистика — это род литературы, публицистический стиль — функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

    2. Функции стиля

    Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.
    Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.
    Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.
    Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.
    Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.
    Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.
    Рассмотрим в качестве примера реализации этих функций заметку из газеты «Округа» от 4.08.2001 под названием “«Князя Владимира» ссылают в провинцию”. Заметка имеет подзаголовок «Столичные чиновники поддерживают шведского товаропроизводителя». Она информирует о закупке правительством Москвы и городской думой шведских автомобилей «Вольво». В тоже время заметка воздействует на читателя, формируя определённое отношение к позиции руководителей, на словах агитирующих за поддержку отечественного товаропроизводителя.
    В различных публицистических жанрах, которые будут рассмотрены в дальнейшем, одна из указанных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.
    Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:
    · коммуникативную,
    · экспрессивную,
    · эстетическую.

    3. Общие функции языка в публицистическом стиле

    Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах. Поскольку публицистический стиль функционирует в сфере взаимоотношений между различными общественными группами, роль данного стиля в поддержке общественной коммуникации огромна. Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор публицистического текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений, а также по речевым стилистическим особенностям. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии, но не только здесь. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать своё мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съёмке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.
    Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.
    Вот несколько примеров экспрессивности газетных заголовков:
    «Старый вагон на новый лад. Москва не прощается с чешскими трамваями», «Тайная перепись. Мосгоркомстат обещает не делиться информацией», «Грибник ошибается 1 раз», «Верной дорогой везёте товарища! Три часа социализма на Трёх вокзалах». Данные заголовки не просто обозначают тему сообщения, но эмоционально характеризуют ситуацию, о которой рассказывает заметка.
    Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

    4. Требования культуры речи, вытекающие из функций

    Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля.
    · Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.
    · Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.
    · Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.
    · Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.
    · Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора.

    5. История стиля

    Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.). Первая печатная газета появилась в 1702 году. Это были «Ведомости» Петра 1. В 19 веке возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (17Й8-42). В середине 19 в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.). Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» состоял из научной и литературной частей. «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах 2-й пол. 18 в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определённое политическое направление.
    Наиболее длительное время из числа журналов 19 в. существовали «Вестник Европы» (1802-30, 1866-1918), «Русский вестник» (1808-24, 1856-1906), «Сын Отечества» (1812-52), «Отечественные записки» (1818-30, 1839-84), «Современник» (1836-66).
    На страницах журналов 19 века шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:
    · стремление к образности, выразительности;
    · поиск новых языковых средств;
    · открытое выражение авторской позиции;
    · огромная роль ключевых слов, характерных для определённой эпохи или идейного направления;
    · широкое использование устоявшихся речевых оборотов.
    Регулярное радиовещание началось в России с 1924 года. В советское время радиовещание осуществлялось «Всесоюзным радио», с 1990 года стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи.
    Телевизионное вещание началось в России с 1939 года, однако широкое распространение оно получило только в 60-е годы 20 века. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции.
    Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам 19 века, звучит на улицах во время революции 1905 года, получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании манифеста от 17 октября 1905 года. Первая Дума начинает работу 27.04. 1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берёт слово «товарищ маузер», литературные и научные дискуссии ещё продолжаются примерно до 1929 года. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 года обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности, неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 годах и с 1990 года. (Социальные функции стиля).

    Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля

    Общественная роль газеты (исторически первичной и попрежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
    · сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
    · обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
    · давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,
    · динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.
    Газета — мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что-бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова — она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
    · в зависимости от функционального назначения на:
    o общеполитические,
    o отраслевые,
    o развлекательные,
    o рекламные.
    · по территории распространения на:
    o федеральные,
    o региональные,
    o местные.
    · по времени выпуска на:
    o утренние,
    o вечерние.
    · по периодичности на:
    o ежедневные,
    o еженедельные.
    Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.
    Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:
    · она может быть первичной — статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
    · вторичной — обзоры, рефераты и др.;
    · оригинальной и переводной.
    Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.
    Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *