Сочинение на тему пугачев в повести капитанская дочка

8 вариантов

  1. Первое знакомство Гринева и Пугачева показало, что предводитель мятежников не такой злодей, как о нем говорят царские власти. Его внешность показалась главному герою «замечательной». Это был простой человек сорока лет, худощавого телосложения, с черной бородой, в которой пробивалась седина. Его отличал живой взгляд и плутовское лицо.
    В «Капитанской дочке» Пугачев, кроме всего прочего, изображен как простой казак. Его речь была наполнена народным фольклором. Он просил называть себя «царь-батюшка», ведь в сознании русского человека всегда жила слава про «доброго царя». Он не был тираном. Отношения со своими подчиненными Пугачев строил на принципах демократизма. Каждый мог высказать свое мнение и поспорить с «царем-батюшкой».
    Главные черты характера Емельяна Пугачева были заключены в сказе про орла и ворона. Свою жизнь Пугачев ассоциирует с жизнью орла, который живет, хотя и не долгую жизнь, но каждый день «пьет живую кровь».
    В образе Емельяна Пугачева Пушкин показал все величие русского человека с его огромной душей и многогранным характером. Хотя автор и восхищается силой своего героя, он не разделяет его взглядов на силовое решение конфликта. Пушкин был сторонником реформ и категорически был против любой революции. В подтверждение чего, он пишет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Автор расценивает крестьянское восстание как бессмысленную затею, не пытаясь дать оценку историческим событиям. «Капитанская дочка» – это повесть о сильном характере русского человека – Емельяне Пугачеве.

  2. Емельян Пугачев, один из главных персонажей в этой повести, этот человек сыграл важную роль в жизни Гринева и Маши Мироновой. Свое повествование о Пугачеве, Пушкин начинает с того времени, когда Пугачев еще не был бунтовщиком, а был самым обычным казаком.
    Пушкин, неоднозначно описывает Пугачева в первой встрече с Гриневым, «то ли волк, то ли человек», говорит автор. Кошмарный сон, который приснился Гриневу, где он увидел убийцу в комнате с мертвыми телами, говорит о противоречивости натуры Пугачева, он благословляет одних, других предает жестокой казни.
    Судьба Гринева была бы решена, и он был бы убит, если бы Пугачев не опознал в Гриневе человека, который когда-то ему очень помог. Пугачев очень жесток по отношению к другим людям, он приказал убить защитников крепости, за то, что они не захотели присягнуть ему, но пощадил Гринева, в знак благодарности за добрый поступок.
    По своей сути, Пугачев обманщик, он повел за собой массу народа выдавая себя за царя, не имея в себе даже отдаленно царской крови. Многие ему верили, думая, что пришел справедливый царь освободитель, без зазрения совести Пугачев пользовался доверием обманутых им людей. В разговоре с Гриневым, он и не стесняясь называет себя проходимцем и сравнивает с Гришкой Отрепьевым.
    Пушкин, наделил Пугачева благородными чертами, однако в своей реальной жизни, это был жестокий и никого не щадивший человек, он без зазрения совести из шалости легко убивал людей, реальный Пугачев, не щадил ни друзей ни любовниц.
    В последний момент, Пугачев молит о пощаде, такой конец недостоин его, ему отрубили голову и показали народу, так бесславно погиб Емельян Пугачев, разбойник, казак, самозванец. Он не погиб как воин на поле боя, а унизил себя перед властями и униженный ушел из этого мира. Гринев сокрушаясь жалел, что Пугачев погиб так бесславно и принял недостойную его смерть, так описал смерть Пугачева Пушкин.
    На самом деле Пугачева казнили 10 января 1775 года, в отличие от Пушкинского персонажа, реальный Пугачев принял смерть достойно и смиренно, он попросил прощения у народа и принял жестокую казнь, осознав свои злодеяния перед людьми. В народной памяти Пугачев остался как освободитель, заступник от произвола властей и защитник простых людей.

  3. Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка»
    В романе Пушкина «Капитанская дочка» образ Емельяна Пугачева является символом власти. Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
    Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника. Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип.
    Романный Пугачев – казак, самозванец, предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III. Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности. Так, в главе «Пугачевщина» приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле. Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: пленение и казнь Пугачева, например.
    Но, безусловно, фигура Пугачева в «Капитанской дочке» не приравнивается к его историческому прототипу. В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов. В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.
    Облик Емельяна Пугачева конкретен. Глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении. Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся. С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев напоминает оборотня, постичь сущность которого не дано никому.
    Из бродяги этот герой легко превращается в «государя-императора». В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя. В таких главах романа, как «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота», метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный спаситель, то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж.
    Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность. Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке.
    Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.
    Интересно, что образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева. В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.
    Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.
    Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» (2 вариант)
    А.С. Пушкина недаром называют гением. Этот человек был талантлив во многих сферах литературы. Пушкин писал гениальные стихи, замечательные романы, повести, рассказы, исторические произведения. Замечательным примером последних можно по праву назвать повесть «Капитанская дочка».
    В этой повести Пушкин показывает нам времена одного из самых страшных бунтов за всю историю России – период восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. На самом деле, фигуру Пугачева пытались осмыслить не только многие историки, но и писатели. Этот образ всегда представлялся сложным, неоднозначным. Вот и Пушкин в своей повести пытается осмыслить не только роль Пугачева в истории России, но и его личностные особенности.
    В центре произведения мы видим образ молодого барина Петруши Гринева. Петрушу отправляют служить. Его отец – человек строгих правил, не смотря на знатность рода, он настаивает на том, чтобы его сын служил по-настоящему, в глубинке, а не под родительским крылом. Гринев младший перенимает от отца лучшие качества. Он серьезно воспринимает понятия чести и долга, отзывчив к людям, добр и благороден.
    Можно сказать, что Емельяна Пугачева мы видим именно глазами Петруши. Первая их встреча происходит совершенно случайно. Гринев и Савельич во время страшного бурана заблудились и не могли найти дороги. На помощь им приходит простой мужичок с хитрыми сверкающими глазами. Он выводит их к деревне и к ночлегу. В знак благодарности на следующий день Петруша дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр даже не подозревал, кого он встретил и как важен будет в дальнейшей его судьбе этот подарок. Кстати, мне кажется, что Пушкин не случайно впервые знакомит читателя с Пугачевым именно в момент страшного бурана. Это символичный образ, означающий буран, вьюгу, страшную стихийность тех событий, в которых будет в дальнейшем замешан Пугачев. И недаром именно он смог найти дорогу среди непогоды. Этот герой близок к простому народу, а, значит, и к земле, к природе. Ему ничего не стоит найти тропинку даже в самом непролазном лесу. Именно поэтому крестьяне пошли за ним, поэтому бунт под его предводительством оказался такой силы и мощи.
    К Пугачеву невозможно относиться однозначно. Если в первый раз встречи его с Гриневым этот хитрый мужичок вызывает симпатию, то во время второй встречи их с Петрушей, в Белогорской крепости, этот разбойник пугает нас своей жестокостью, звериной мощью. Под его предводительством совершаются просто страшные деяния. Взяв штурмом Белогорскую крепость, Емельян Пугачев начинает безжалостно убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. Он не милует никого: ни молодых, ни старых. Страшна смерть жены коменданта крепости Василисы Егоровны. В этих сценах Пугачев предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
    Но, в тот же самый момент, узнав в Петруше того молодого барина, который подарил ему тулуп, Пугачев милует Гринева, освобождает его от страшной казни. Тем самым, Пушкин показывает нам, что его герой может быть не только безмерно жесток, но и благодарен. Разбойник крепко запоминает добро, сделанное ему, и платит за это тем же.
    Прекрасно раскрывается образ Пугачева и в сцене его беседы с Гриневым. Здесь видны такие его положительные качества, как близость к народу, справедливость. Он мудр и проницателен. Пугачев трезво, без иллюзий оценивает возможности и силы народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Герой прекрасно осознает неизбежность своей страшной участи. Это можно понять и в тот момент, когда разбойник со своими приближенными поет народную песню: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице».
    С удивительной стороны мы видим Пугачева и в тот момент, когда он помогает Петруше вызволить из плена Машу Миронову. В этом эпизоде ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он благословляет союз этих молодых людей и желает им счастья.
    Таким образом, к личности Пугачева невозможно относится однозначно. Это сложный, противоречивый герой с тяжелым жизненным путем. Пушкин объективно показал нам этого человека, его добрые дела и злодеяния. Нельзя отрицать главного: фигура Пугачева ярко отпечаталась в истории нашей страны.
    Образ Емельяна Пугачева в романе «Капитанская дочка» (3 вариант)
    Одним из самых страшных в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Этой исторической фигурой интересовались многие историки и писатели. Одним из них был и Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он написал историческую повесть «Капитанская дочка», посвященную восстанию под предводительством Емельяна Пугачева.
    В центре этой повести находится сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек. Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III.
    Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
    Но, несмотря на все отрицательные черты, образ Емельяна Пугачева не лишен и достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов.
    В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как военный начальник, но и как человек. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. Тогда еще Петр не подозревал, кого он встретил и какую роль сыграет этот подарок в его судьбе.
    В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь.
    В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска. Пугачев говорит: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят своею головою». Я думаю, Емельян Пугачев понимает свою неизбежную участь.
    В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева. В этих эпизодах особенно ярко проявились справедливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым.
    Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев – незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами.

  4. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка»
    Известно, что А.С. Пушкина очень интересовала история России. Ее переломным моментам, повлиявшим на развитие нашей страны и ее народа, писатель посвятил большое количество своих произведений. Одним из таких важных событий, интереснейшим периодом в истории страны Пушкин считал восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачева.
    Писатель много времени провел в архивах, изучая документы той эпохи, и даже написал исторический труд про Пугачева. На основе этой документальной работы было создано и художественное произведение – роман «Капитанская дочка».
    Повествование в нем ведется от лица рассказчика и главного героя – дворянина Петра Гринева. Волею судьбы он оказался втянутым в страшные события крестьянского восстания и познакомился с самим Пугачевым. Поэтому образ этой важной исторической личности дан глазами рассказчика. Совпадает ли его взгляд на самозванца со взглядом самого Пушкина? Думаю, во многом, да. Пушкин стремился показать нам Пугачева как противоречивую личность, и Гринев увидел его именно таким.
    Впервые Петр встречается с самозванцем, еще не зная, кто это такой. По дороге в Белогорскую крепость, куда молодого героя отправили служить, Гринева настигает буран. Повозка сбилась с дороги, и пассажирам грозила опасность замерзнуть в пути. Но тут, совершенно неожиданно, прямо из снежной бури, появился человек, пообещавший вывести героев из бурана.
    Гринев подчеркивает, что, в первую очередь, в проводнике его поразила «сметливость» и «тонкость чутья». Чуть позже рассказчик сумел полностью рассмотреть этого «мужика»: «…он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
    Лишь позже, когда казацкие войска захватили Белогорскую крепость, Гринев узнал, что их проводник и есть тот самый, страшный и жестокий, Пугачев. И этот человек вел себя именно так. Он безжалостно казнил защитников крепости во главе с ее комендантом. Не жалел Пугачев ни женщин, ни подростков – велел убивать всех, кто отказывался служить ему. Такая же участь ожидала бы и Гринева, но, по счастливой случайности, Пугачев узнал Савельича. Самозванец вспомнил заячий тулуп, который Гринев подарил своему проводнику в знак благодарности.
    Таким образом, уже с этого момента в характере Пугачева начинает проявляться противоречивость.
    Далее мы наблюдаем развитие этого образа в повести. В кругу своих старшин самозванец ведет себя очень демократично, на равных со всеми. Может быть, от того, что понимает, что идет вместе со своими товарищами на верную гибель, к виселице? Народная казацкая песня, которую все казаки поют за столом, подтверждает это:
    Я за то тебя, детинушка, пожалую
    Середи поля хоромами высокими,
    Что двумя ли столбами с перекладиной.
    Да и все казаки отлично знают, что их ждет впереди. Почему же тогда они продолжают бессмысленное восстание? На этот вопрос отвечает сам Пугачев, рассказывая Гриневу свою любимую калмыцкую сказку. Для самозванца бунт и все, что с ним связано, – это все равно, что для орла напиться свежей крови. Выражаясь образно, он предпочитает жить полной жизнью, свободно и смело, пусть и недолго. И презирает тех, кто питается падалью, то есть живет, как раб.
    По мере развития действия романа усиливается впечатление о противоречивости натуры Пугачева. Так, он по-своему справедлив и милосерден – спасает Машу из плена Швабрина и наказывает злодея; отпускает Гринева, хотя тот не присягает ему на верность и говорит все, что думает о нем, в лицо. В то же время, мы видим, что Пугачев самодоволен и самоуверен, любит похвастаться, даже строит «наполеоновские планы» – по поводу взятия Москвы.
    Можно подумать, что этот безграмотный человек просто не может объективно оценить своих возможностей. Однако слова самозванца убеждают нас в обратном: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
    Мы видим, что Пугачев прекрасно понимает свое положение, ведь он умен, сметлив, хитер, очень свободолюбив. Его жизненная позиция спорна – свобода ценою огромного количества крови. Гринев, например, не разделяет ее. Как и Пушкин, который смотрит на русский бунт еще более непримиримо – он считает его «бессмысленным и беспощадным».
    По мнению писателя, русский человек обладает мощной и широкой натурой, которую часто бесцельно разбрасывает на ненужные, а подчас, жестокие дела. Кроме того, русский характер фанатичен, поэтому не умеет вовремя остановиться и способен натворить кучу бед. Образ Пугачева – наглядный пример, воплощение такого типично русского характера. Пушкин восхищается им и одновременно ужасается ему, но видит в этом образе закономерности, которые много объясняют в русском характере и в русской истории.
    Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» (2 вариант)
    Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
    Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном историческом событии, повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Кто же был этот человек, объявивший себя Петром III, сумевший поднять и повести за собой огромные массы Забитого и угнетенного народа?
    Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков.
    Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
    Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
    Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
    Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.
    Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» (3 вариант)
    Александра Сергеевича Пушкина очень интересовала история,она была неотъемлемой частью творчества поэта. Особенно Пушкин интересовался событиями Пугачёвского бунта. На эту тему у него написано два произведения: “История Пугачёвского бунта” и “Капитанская Дочка”. И если в “Истории…” Пугачёв показан как самозванец и разбойник,то в повести “Капитанская дочка” он является личностью многогранной.
    В главе “Вожатый” на фоне мутного кружения метели появляется Пугачёв. Пушкин сравнивает его мятежный дух с метелью. В этой же главе Гриневу снится, что Пугачёв – его посаженый отец,который должен его благословить.Этот сон является прелюдией к происходящему.
    В главе “Пугачёвщина” бунтовщик показан как беглый казак, злодей,самозванец, провозгласивший себя Петром III. Он “собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства”.
    В главе “Приступ” Емельян Пугачёв – предводитель крестьян,народный герой. “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженною саблею в руке: это был сам Пугачёв”. Автором отмечена его смелость: “Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились.Предводитель их остался один впереди…Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал”. При взятии Белгородской крепости автор не скрывает жестокости Пугачёва: “Пугачёв грозно взглянул на старика и сказал ему: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: “Ты вор и самозванец, слышь ты!” Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили его к виселице”. Здесь же отмечается и великодушие Пугачёва: по просьбе Савельича он милует Петра, хотя тот и не присягнул бунтовщику.
    В главе “Незваный гость” автор показывает Пугачёва умным,энергичным. Удивила Петра песня, которую пели казаки:
    “Не шуми,мати зеленая дубравушка,
    Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,
    Что заутра мне,доброму молодцу, в допрос идти
    Перед грозного судью, самого царя…
    …Что возговорит надежа православный царь:
    -Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,
    Что умел ты воровать, умел ответ держать!
    За то тебя, детинушка, пожалую
    Среди поля хоромами высокими,
    Что двумя ли столбами с перекладиной”
    Пугачёв не только отпускает своего врага, но и одаривает его. Не только за тулуп и стакан вина, но и за честность и верность своему войску.
    В главе “Разлука” Пугачёв – повелитель: “Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями”
    В главе “Мятежная слобода” Пугачёв старается вести себя как царь, что не очень у него выходит: “Я вошел в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она была освещена двумя сальными свечами, а стены были оклеены золотой бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе. Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась”. Не менее важны и наперсники Пугачёва: “Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты,надетой чрез плечо по серому армяку. Но ввек не забуду его товарища. Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах”. Пугачёв стал правителем и теперь зависит от своих приближенных: “Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.” В конце Пугачёв рассказывает Гриневу сказку об орле и вороне. Ворон жил триста лет, а питался падалью; орел же пьет живую кровь, а живет всего-навсего тридцать три года.
    В главе “Сирота” Пугачёв проявляет человечность: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать:таков мой обычай”
    В итоге мы видим, что автор описывает образ Пугачёва с разных точек зрения. С одной стороны, Пугачёв – народный герой и предводитель крестьян, с другой – самозванец и кровавый убийца. Такое рассмотрение помогает более точно раскрыть характер Пугачёва.

  5. 5
    Текст добавил: я Тв0й НаРkоТиk

    (305 слов)
    Образ Пугачева – один из самых ярких и интересных в романе. Он является воплощением жестокости и одновременно милосердия, это сильная волевая натура со своими слабостями и пристрастиями, сочетание народной непросвещенности и своеобразной мудрости.
    Именно Пугачев – центральная фигура романа, вопреки заглавию книги. Назвать произведение именем государственного преступника значит привлечь внимание цензоров и не увидеть свой труд в печати, поэтому А.С. Пушкин успешно избежал этой проблемы, дав нейтральное с точки зрения современного автору общества название. В романе раскрывается вся проблематика того времени, поэтому историческая линия, сосредоточенная вокруг фигуры Пугачева, выходит на первый план.
    Самый знаменитый эпизод – первая встреча Гринева и будущего предводителя восстания, тот, где молодой барин отдаёт свой заячий тулуп нищему мужику. На нем завязывается весь дальнейший сюжет. Уже после знаменитый государственный преступник не раз спасёт Петра от смерти, помня об этом его поступке. Своевластный и жёсткий, он ценит доброту и благородство. Три раза Гринев отказывался служить казачьего атаману, но не оказался на виселице, а каждый раз получал от него дар, главным образом, — жизнь. Почему? Потому что Емельян ценил его простую искренность и неоспоримую верность, смелость высказать свои мысли и рискнуть жизнью. Именно такими Пугачев хотел бы видеть своих людей, понимая, что это невозможно — все они преступники и продали бы его при первом выгодном предложении. С этой стороны фигура народного мстителя трагическая.

  6. 6
    Текст добавил: Доступ закрыть

    В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.
    Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.
    Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.
    При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли “вожатого”, Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.
    Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.
    И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.
    Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор “Капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

  7. Пугачёв – герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – вызывает у читателей довольно неоднозначное отношение. Сразу очень сложно определить: злодей Пугачёв или благодетель. С одной стороны, Пугачёв по своим поступкам похож на злодея: он позволяет своим людям убивать и грабить ни в чём неповинных людей. Однако всё не так просто, как может показаться: если бы он не разрешил им совершать эти преступления, то его шайка ополчилась бы против него («Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»). С другой стороны, он с таким же успехом благодетельствует Гринёву. В Гринёве он видит достойного, справедливого человека, говорящего истинную правду и никогда не лицемерящего.
    Пугачёв – неграмотный человек («Это что?» – спросил важно Пугачёв. «Прочитай, так изволишь увидеть» – отвечал Савельич. Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?»). Не каждый был убеждён в том, что Пугачёв – это великий князь Пётр Фёдорович, но кто-то всё-таки искренне верил в это. Конечно же, неграмотность «государя» разубедила бы веривших Пугачёву людей.
    Ещё Пугачёв часто упоминает про Гришку Отрепьева, я думаю, он хотел бы также поцарствовать на Руси («А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?»).
    Конечно, на свете нет идеальных людей, и Пугачёв не является исключением. В нём есть как положительные, так и отрицательные качества. И пусть Пугачёв не был грамотным человеком, зато у него были те качества, которые порой не находят места в самом образованном человеке. Он был мужественным и смелым человеком с особой внутренней силой. Даже когда Гринёв предлагал ему прибегнуть к милосердию государыни, Пугачёв отказался, сказав, что будет продолжать как начал, да и помилования ему слишком поздно просить. Он готов был идти до конца, даже если впереди его ждёт смерть, Пугачёв был не из тех, кто трусит и останавливается на полпути.
    Однажды Пугачёв рассказал Гринёву калмыцкую сказку, в которой орёл, в отличие от ворона, решает, что лучше питаться 33 года свежей кровью, чем 3 сотни лет есть мертвечину. Я думаю, что Пугачёв за свою жизнь видел очень многое, он знал, как живут люди и совсем не хотел жить также. Пугачёв хотел сделать в своей жизни что-то полезное, стоящее. Возможно, он пытался жить спокойной, размеренной жизнью, но не выдержал, потому что ему хотелось сделать что-то такое, что изменит жизнь всех к лучшему.
    Теперь имя Пугачёва известно каждому, и я уверен, что оно никогда не забудется. Я считаю Пугачёва неплохим и мудрым человеком, дошедшим до конца и не сошедшим с того пути, который ему был предназначен.

  8. Один из главных героев повести “Капитанская дочка” — предводитель народного восстания Емельян Пугачев. В наше время можно услышать много толков по поводу этого восстания, и все они различны: одни склонны называть это освободительной борьбой угнетенного народа, другие — а их значительно больше — просто поножовщиной, чистой воды разбоем. Я думаю, в пору Пушкина отношение к Пугачеву и восстанию, которое он возглавил, тоже было двояким, поэтому-то оно и вызвало неподдельный интерес поэта. Пушкин изучил много документов, касающихся Пугачева и его дел, прислушивался к мнению народа, и в результате появилось два произведения, посвященных этому человеку: “История Пугачева” и “Капитанская дочка”. Каким же предстает перед читателем Емельян Пугачев в “Капитанской дочке”? Вот мнение сугубо мое.
    Впервые на страницах повести мы знакомимся с Пугачевым (не зная при этом, что это Пугачев), уже во второй главе. Пугачев — случайный человек, Богом посланный Гриневу и Савельичу в “вожатые”. Только благодаря ему смогли наши герои добраться до жилья и переждать пургу. С этого эпизода можно уверенно сказать, что “вожатый” — человек бывалый, далеко не робкого десятка. Гринева поразила “сметливость его и тонкость чутья”. Выдающейся показалась и внешность человека: “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Речь “вожатого” насыщена пословицами, поговорками. А впоследствии мы узнаем о любви Пугачева к русским народным песням. Это свидетельствует о его народных корнях. Одним словом, Пугачев-“вожатый” показался мне очень приятным, милым человеком”.
    Вторая встреча с Пугачевым (теперь уже предводителем народного восстания) состоялась в Белогорской крепости, куда был направлен на службу Гринев. Здесь мнение мое о Пугачеве, как о милом, приятном человеке заметно пошатнулось: Пугачев на этот раз — смертоубийца, по его вине гибнут полюбившиеся нам отец и мать Маши Мироновой, простые, благородные люди, с детства придававшие огромное значение понятию чести. Я не сказала, что мое мнение о Пугачеве радикально изменилось. Нет. И причиной этому — поступок Пугачева в отношении Гринева и Савельича, который, кроме как благородным, никак не назовешь. Пугачев здесь тоже видится мне человеком чести, он не смог нанести обиду тому, кто когда-то сделал ему добро, хоть человек этот — его противник и заслуживает такой же кары, что и остальные противники Пугачева. Это свидание с Пугачевым у Петра Гринева было не последним. В следующий раз он встретился с “бунтарем”, когда ехал освобождать из плена Швабрина свою возлюбленную Машу Миронову. Пугачев сам взялся сопровождать молодого дворянина до Белогорской крепости. По дороге между ними завязался разговор, из которого мы узнаем жизненный принцип этого человека: “чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью”. То есть чем жить долгую жизнь в угнетении и неволе, лучше прожить немного, но свободным человеком, никому не подчиняясь. На слова Гринева о том, что “жить убийством и разбоем значит… клевать мертвечину”, Пугачев ничего не ответил и задумался. Такое поведение, по моему мнению, говорит о том, что подобные мысли, скорее всего, посещали и Пугачева. В этом же разговоре Пугачев, мудрый и смелый вождь восстания, признается, что предчувствует поражение поднятого им бунта и свою казнь.
    Устами Пугачева Пушкин здесь высказал свою идею — народное восстание закономерно, но оно не приведет к желаемым результатам, потому что “не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
    Итак, Пугачев — благородный и смелый, но он и жестокий.
    Читая произведение, так и хочется склониться к мысли, что это положительный герой, но тут же представляешь себя на месте супругов Мироновых и сотен других людей, которым не выпало счастье подарить Пугачеву в свое время заячий тулупчик, и начинаешь понимать, что тот, кто берет на себя Божье право распоряжаться людскими жизнями, вряд ли может быть положительным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *