Сочинение на тему пушкин 19 октября

11 вариантов

  1. 19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.
    Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.
    Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.
    Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.
    Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз», разрушить который никто не в состоянии.
    Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.
    Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот».
    «19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен», – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.
    Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?», «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.
    «19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то, что тот основал Лицей.
    Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Служенье муз не терпит суеты», «Пируйте же, пока еще мы тут!»
    Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.
    Стихотворение «19 октября»
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты, вино, осенней стужи друг,
    Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
    Минутное забвенье горьких мук.
    Печален я: со мною друга нет,
    С кем долгую запил бы я разлуку,
    Кому бы мог пожать от сердца руку
    И пожелать веселых много лет.
    Я пью один; вотще воображенье
    Вокруг меня товарищей зовет;
    Знакомое не слышно приближенье,
    И милого душа моя не ждет.
    Я пью один, и на брегах Невы
    Меня друзья сегодня именуют…
    Но многие ль и там из вас пируют?
    Еще кого не досчитались вы?
    Кто изменил пленительной привычке?
    Кого от вас увлек холодный свет?
    Чей глас умолк на братской перекличке?
    Кто не пришел? Кого меж вами нет?
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом.
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
    Чужих небес любовник беспокойный?
    Иль снова ты проходишь тропик знойный
    И вечный лед полунощных морей?
    Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!
    Ты сохранил в блуждающей судьбе
    Прекрасных лет первоначальны нравы:
    Лицейский шум, лицейские забавы
    Средь бурных волн мечталися тебе;
    Ты простирал из-за моря нам руку,
    Ты нас одних в младой душе носил
    И повторял: «На долгую разлуку
    Нас тайный рок, быть может, осудил!»
    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    Из края в край преследуем грозой,
    Запутанный в сетях судьбы суровой,
    Я с трепетом на лоно дружбы новой,
    Устав, приник ласкающей главой…
    С мольбой моей печальной и мятежной,
    С доверчивой надеждой первых лет,
    Друзьям иным душой предался нежной;
    Но горек был небратский их привет.
    И ныне здесь, в забытой сей глуши,
    В обители пустынных вьюг и хлада,
    Мне сладкая готовилась отрада:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил.
    Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись.
    Когда постиг меня судьбины гнев,
    Для всех чужой, как сирота бездомный,
    Под бурею главой поник я томной
    И ждал тебя, вещун пермесских дев,
    И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил.
    С младенчества дух песен в нас горел,
    И дивное волненье мы познали;
    С младенчества две музы к нам летали,
    И сладок был их лаской наш удел:
    Но я любил уже рукоплесканья,
    Ты, гордый, пел для муз и для души;
    Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
    Ты гений свой воспитывал в тиши.
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?
    Пора, пора! душевных наших мук
    Не стоит мир; оставим заблужденья!
    Сокроем жизнь под сень уединенья!
    Я жду тебя, мой запоздалый друг —
    Приди; огнем волшебного рассказа
    Сердечные преданья оживи;
    Поговорим о бурных днях Кавказа,
    О Шиллере, о славе, о любви.
    Пора и мне… пируйте, о друзья!
    Предчувствую отрадное свиданье;
    Запомните ж поэта предсказанье:
    Промчится год, и с вами снова я,
    Исполнится завет моих мечтаний;
    Промчится год, и я явлюся к вам!
    О, сколько слез и сколько восклицаний,
    И сколько чаш, подъятых к небесам!
    И первую полней, друзья, полней!
    И всю до дна в честь нашего союза!
    Благослови, ликующая муза,
    Благослови: да здравствует Лицей!
    Наставникам, хранившим юность нашу,
    Всем честию, и мертвым и живым,
    К устам подъяв признательную чашу,
    Не помня зла, за благо воздадим.
    Полней, полней! и, сердцем возгоря,
    Опять до дна, до капли выпивайте!
    Но за кого? о други, угадайте…
    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
    Он человек! им властвует мгновенье.
    Он раб молвы, сомнений и страстей;
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    Пируйте же, пока еще мы тут!
    Увы, наш круг час от часу редеет;
    Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
    Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
    Невидимо склоняясь и хладея,
    Мы близимся к началу своему…
    Кому ж из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?
    Несчастный друг! средь новых поколений
    Докучный гость и лишний, и чужой,
    Он вспомнит нас и дни соединений,
    Закрыв глаза дрожащею рукой…
    Пускай же он с отрадой хоть печальной
    Тогда сей день за чашей проведет,
    Как ныне я, затворник ваш опальный,
    Его провел без горя и забот.

  2. Тема дружбы — является главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года.
    Поэт не мог поехать на встречу друзей, так как находился в ссылке в селе Михайловское, и ему было запрещено покидать это место.
    Поэтому вместо себя он решил отправить это стихотворение, и таким образом поприсутствовать на встрече друзей.
    В стихотворении Пушкин с ностальгией вспоминает лицейские годы.
    Он посвящает строки лицеистам, которые также как и он не могут присутствовать на встрече. Один из таких — лицеист Матюшкин, который стал после учебы моряком дальнего плавания.
    Пушкин посвятил ему следующие строки:
    «…Счастливый путь!.. С лицейского порога
    Ты на корабль перешагнул шутя,
    И с той поры в морях твоя дорога,
    О волн и бурь любимое дитя!..»
    Поэт уверен, что, несмотря на расстояние, в мыслях они остаются вместе.
    С огромной любовью Пушкин отзывается о близких друзьях, которые смогли посетить его в Михайловском заточении: Пущин, Горчаков, Дельвиг.
    «…Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его Лицея превратил…»
    «…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
    Хвала тебе — фортуны блеск холодный
    Не изменил души твоей свободной:
    Всё тот же ты для чести и друзей.
    Нам разный путь судьбой назначен строгой;
    Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
    Но невзначай проселочной дорогой
    Мы встретились и братски обнялись…»
    «…И ты пришел, сын лени вдохновенный,
    О Дельвиг мой: твой голос пробудил
    Сердечный жар, так долго усыпленный,
    И бодро я судьбу благословил…»
    Не забыл он своего лицейского брата по перу — Вильгельма Кюхельбекера:
    «…Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Опомнимся — но поздно! и уныло
    Глядим назад, следов не видя там.
    Скажи, Вильгельм не то ль и с нами, было,
    Мой брат родной по музе, по судьбам?..»
    Несколько строк Пушкин посвятил теме смерти и тем лицеистам, которых к моменту написания стихотворения уже не было в живых. Один из таких — лицеист Корсаков, скончавшийся в Италии:
    «…Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
    Под миртами Италии прекрасной
    Он тихо спит, и дружеский резец
    Не начертал над русскою могилой
    Слов несколько на языке родном,
    Чтоб некогда нашел привет унылый
    Сын севера, бродя в краю чужом…»
    Все произведение посвящено теме братства, единства. Пушкин воспевает лицейскую дружбу и превозносит ее в строках:
    «…Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он как душа неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен
    Срастался он под сенью дружных муз.
    Куда бы нас ни бросила судьбина,
    И счастие куда б ни повело,
    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село…»
    В заключение можно сказать, что для Пушкина лицейская дружба имела большое значение. И он выразил свою преданность и любовь к друзьям в этом стихотворении-послании «19 октября».

  3. Стихотворение «19 октября» — одно из немногих строфических у Пушкина: оно написано восьмистишиями с формулой рифмовки аВВаСаСа. Это придает ему еще более стройности. Той стройности, которая не мешает свободному движению поэтической мысли. В этом отношении оно сродни «Евгению Онегину», который тоже имеет строфическое построение и тоже отличается поэтической свободой.
    Авторская мысль в стихотворении «19 октября» развивается в достаточной мере последовательно. Поэт вспоминает одного за другим своих лицейских друзей и рисует выразительный портрет каждого, но и о ходу этих воспоминаний и описаний он то и дело точно взрывается свободными, возникающими по принципу близких и неблизких ассоциаций, неожиданными признаниями ума и чувства:
    Служенье муз не терпит суеты;
    Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты…
    Пушкинская элегия и в своей главной мысли, и в попутных авторских откровениях производит впечатление возвышенной и не менее того — мудрой. В период Михайловской ссылки вся лирика Пушкина становится не только очень зрелой, но и очень мудрой. В известной мере лирика этой поры отличается тенденцией к постановке общечеловеческих и универсально мировоззренческих проблем.
    Более характерны для него стихи типа «Если жизнь тебя обманет…» или «Цветы последние милей…». Оба стихотворения представляют собой поэтическое выражение мудрости, поэтический урок мудрости. Они близки по своей конструкции и отчасти по своему пафосу философским миниатюрам Тютчева. Но более всего они — пушкинские. Пушкинские в них — обиходность содержания, прозрачность, простота:
    Если жизнь тебя обманет,
    Не печалься, не сердись!
    В день уныния смирись:
    День веселья, верь, настанет.
    Сердце в будущем живет;
    Настоящее уныло:
    Все мгновенно, все пройдет;
    Что пройдет, то будет мило.
    Поэтическая философия Пушкина, его стихи философского содержания и позже будут восприниматься как Простая, ясная, близкая и нужная человеку мудрость. Он и и мудрости своей был необыкновенно человечен: он был, как- псе, просто как человек,— и потому он оказался поэтом всечеловеческого значения.
    Конец 1825 и начало 1826 г. проходят для Пушкина в тревоге. В это время он почти не пишет писем и мало получает их от друзей. До него доходят лишь смутные вести о событиях в Петербурге, и эти вести не могут его ив беспокоить.
    Первое декабрьское письмо Пушкина (письмо, написанное после смерти Александра I) обращено к Катенину; Пушкин радуется восшествию на престол Константина и возлагает на него надежды: «… в нем очень много романтизма», «к тому же он умен, а с умными людьми все как-то лучше». Он давно мечтал добиться от царя разрешения на отъезд из Михайловского, делал не раз попытки так или иначе воздействовать в этом отношении на Александра, но с ним у него так ничего и не получилось. Теперь он надеется на Констинтина. Но и эта надежда оказывается тщетной. Наступают горячие и трагические дни краткого междуцарствия и восстания декабристов.
    Состояние Пушкина в это время самое тяжелое. Он пишет Плетневу: «Что делается у вас в Петербурге? я ничего не знаю, все перестали ко мне писать. Верно, вы полагаете меня в Нерчинске. Напрасно, я туда не намерен — но неизвестность о людях, с которыми находился в короткой связи, меня мучит».

  4. 19 октября — очень важная дата в жизни Александра Сергеевича Пушкина.
    Именно в этот день в 1811 году был торжественно открыт Царскосельский лицей, а первые ученики, в числе которых был Пушкин, начали учебу в нем.
    Следующие 6 лет молодой поэт провел в стенах этого учебного заведения. Его однокурсники стали для него настоящей семьей, а некоторые из лицеистов — лучшими друзьями.
    После окончания учебы ребятам было тяжело прощаться друг с другом, ведь впереди их ждала взрослая жизнь, их жизненные пути расходились.
    Тогда друзья пообещали каждый год, в день основания лицея (19 октября) собираться вместе и вспоминать годы юности. Что они и делали год от года.
    Но в 1825 году Пушкин не смог попасть на встречу лицеистов, проходившей в Петербурге, так как был отправлен в ссылку в село Михайловское, откуда ему было запрещено уезжать.
    Тогда он решил написать для своих друзей стихотворение и назвать его в честь дня основания лицея и в честь дня зарождения лицейского братства — 19 октября.
    В этом послании идет речь о дружбе. Пушкин вспоминает погибших друзей (Корсаков), товарищей в далеких странах (Матюшкин), а также самых близких лицейских друзей: Пущина, Дельвига, Горчакова и Кюхельбекера.
    Постепенно настроение автора меняется на более радостное, и он предсказывает свое освобождение и скорую встречу с друзьями.
    Он предлагает забыть обо всех невзгодах и поднять бокалы за учителей и царя, который основал лицей. И даже последнему живому лицеисту, Пушкин не советует огорчаться, а желает провести этот день без «горя и забот».

  5. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
    В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть совместно с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
    Пушкин так анонсирует о посещении его в Михайловском Пущиным:
    …Поэта жилье опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его, лицея превратил.
    Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, “братья родные по музе”. Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд “пробудил (в поэте) сердечный пламень, так длительно усыпленный”, и внёс бодрость в душу изгнанника.
    Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как “лицейская республика”, сплотившая лицеистов в “святое братство”.
    Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, сильно искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
    Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

  6. Какое впечатление складывается у вас об ав­торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?
    Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ­ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на­вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель­ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».
    Пушкина, при всей его эмоциональнос­ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице­истов было много поэтов. В стихотворе­нии мы читаем такие строки:
    Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.
    Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь­бы, о своем будущем и будущем своих то­варищей. Грустно звучит вопрос:
    Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?
    И он называет человека, которому суж­дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод­несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру­зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).
    Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво­рении?
    А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил». С добрыми чувст­вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор­чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото­рый под старость вместе с поэтом и дипло­матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста­туса России после провала Крымской кам­пании. Но это в будущем, а пока «форту­ны блеск холодной не изменил души тво­ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат­ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге­рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».
    Какие раздумья, связанные с лицейской го­довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти­вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво­рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?
    В послании к друзьям в честь лицей­ской годовщины звучат и раздумья о жиз­ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча­стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме­чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии.
    Усматриваете ли вы связь «19 октября» (1825) с другими произведениями Пушкина? В ка­ких из них отражаются близкие этому стихотворе­нию чувства и настроения поэта?
    У Пушкина много стихотворений по­священо дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выражен­ные в «19 октября» (1825), мы находим в стихотворении «Была пора: наш празд­ник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного дви­жения, смены поколений. Поэт вспомина­ет прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает дру­зей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея («И встретил нас Куницын приветстви­ем меж царственных гостей…»), и о том, как воспринимали юные лицеисты Оте­чественную войну 1812 года, об охватив­шем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Алек­сандра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:
    Простим ему неправое гоненье:
    Он взял Париж, он основал Лицей.
    В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с пред­водителем греков Агамемноном:
    Вы помните, как наш Агамемнон
    Из пленного Парижа к нам примчался.
    Какой восторг тогда пред ним раздался!
    Как был велик, как был прекрасен он,
    Народов друг, спаситель их свободы!
    Сказано и о начале царствования Нико­лая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обры­вом последней строфы.
    Меньше стало веселья на лицейских го­довщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над за­конами и фактами истории. Это стихо­творение не было опубликовано при жиз­ни А. С. Пушкина, и только по хода­тайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Совре­менник».

  7. Какое впечатление складывается у вас об ав­торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?
    Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ­ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на­вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель­ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».
    Пушкина, при всей его эмоциональнос­ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице­истов было много поэтов. В стихотворе­нии мы читаем такие строки:
    Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво:
    Но юность нам советует лукаво,
    И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.
    Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь­бы, о своем будущем и будущем своих то­варищей. Грустно звучит вопрос:
    Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?
    И он называет человека, которому суж­дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод­несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру­зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).
    Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво­рении?
    А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере­сов, готовность прийти на помощь в труд­ную минуту, эмоциональную отзывчи­вость. В стихотворении упомянуты не­сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль­ный… первый посетил». С добрыми чувст­вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор­чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото­рый под старость вместе с поэтом и дипло­матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста­туса России после провала Крымской кам­пании. Но это в будущем, а пока «форту­ны блеск холодной не изменил души тво­ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат­ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог­ромная духовная ценность, приобретен­ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге­рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».
    Какие раздумья, связанные с лицейской го­довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти­вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво­рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?
    В послании к друзьям в честь лицей­ской годовщины звучат и раздумья о жиз­ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча­стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме­чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии.

  8. Читать: Стихотворение А. С. Пушкина “19 октября”
    День 19 октября 1811 года – несомненно, важная дата в истории русской литературы, В этот день был открыт Царскосельский лицей, и Александр Пушкин стал одним из его первых воспитанников. В 1817 году поэт окончил учебу и вместе с друзьями-лицеистами договорился встречаться каждый год 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке и не смог приехать на встречу, прислав лишь стихотворение, посвященное событию.

    Главная тема стихотворения

    Тема содружества и верности в дружбе – основная в произведении. Поэт обращается к друзьям, вспоминает дни, проведенные вместе и тех, кого уже нет с ними. Он жалеет о том, что не может быть вместе в этот день. Поэт соединяет в стихотворении два мотива: одиночества, грусти, скорби и неразделимости «вечного» союза, братства. Еще одной темой, которой дышит произведение – поиск своего пути в жизни. Призвание человека, напоминает поэт, часто можно увидеть уже с юных его лет. И куда бы не забросила судьба лицеиста, каких бы высот в карьере он не достиг, поэт призывает не забывать лицейский союз и годы учебы, проведенные вместе.
    Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, подчеркивающего печальное настроение поэта. Как мы помним, в это время он был в ссылке, в Михайловском. Одиночество стало его спутником на два долгих года, что для поэта было тяжким испытанием. Поэтому с особой теплотой в стихотворении описаны моменты приезда, а иногда и случайных встреч в сельской глуши с тремя друзьями из лицейского братства: Дельвигом, Пущиным и Горчаковым. Грусть поэта разрастается от воспоминаний о товарищах, которых уже нет, и размышлениях о неискренности новых дружеских связей. Настроение меняется, когда поэт ободряется мечтой о том, что в следующем году он точно будет вместе с друзьями и призывает радоваться, «пока ещё мы тут».

  9. Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.
    В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.
    Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:
    …Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил;
    Ты усладил изгнанья день печальный,
    Ты в день его, лицея превратил.
    Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.
    Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».
    Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.
    Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

  10. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану.

    Это произведение стало посланием автора своим лицейским друзьям, с которыми ежегодно происходили встречи 19 октября в стенах Лицея. Письмо в стихах является одним из многих посланий, но оно заслужило внимание по причине отсутствия Пушкина на очередной встрече.
    Александр Сергеевич находился в ссылке, но душой и сердцем стремился к своим лицейским товарищам. Произведение с первых строк настраивает на грусть, одиночество, что выражено через описание осеннего пейзажа, который не пылает ярким огнем, а уже
    «Роняет лес багряный свой убор…»,
    «Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор…».
    Пушкин всегда передавал свое настроение через описание окружающей природы. Такой принцип можно заметить в стихах и прозе автора.
    Печален поэт оттого, что нет рядом друзей. Он не может разделить с ними радость очередного присутствия на дне Лицея, в котором прошли самые лучшие годы. Лицей стал родным домом, где многие делали первые шаги в литературном творчестве, любви, подвигах, узнавали горечь предательства, разочарования.
    Именно здесь Пушкин прошел этап становления личности, хотя первые дни пребывания были не самыми лучшими. Все изменилось, когда Пушкин обрел настоящих друзей, с которыми судьба свела на долгие годы.
    В финале стихотворения Пушкин вспоминает и благодарит Пущина, Горчакова, Дельвига, которые посетили друга во время ссылки в Михайловском. Он восхищен их вниманием, они подарили незабываемые минуты счастья, как будто поэт очутился на встрече в Лицее.
    Нота грусти и печали сквозит на протяжении всего стихотворного послания. Большой отрывок посвящен тем, кто не сможет посетить стены Лицея 19 октября уже никогда. Эти люди перешли в загробный мир, но остались живы в воспоминаниях.
    Грустно лишь оттого, что такое обстоятельство неизбежно. Пройдет еще немного времени и на встречу придет лишь кто-то один, вспомнит всех, выпив бокал вина.
    Вторая часть послания с грустного настроения сменяется надеждой на скорую встречу. Вот промчится год, и Пушкин сможет обнять друзей, поднять бокалы, сказать хвалебные речи в адрес Лицея, наставников, близких друзей. Эта мысль греет душу опального поэта. Даже обида на царя за ссылку уходит на второй план. Пушкин согласен говорить хвалебные речи в его адрес, потому что считает царя человеком, который действует по необходимости своего статуса. Но Пушкин прощает его за достижения для России («… взял Париж ») и за то, что «основал Лицей…»
    Поэт призывает друзей к празднику души, потому что времени у всех осталось не очень много. Надо радоваться каждому дню, проводить его с пользой и радостью.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану.» / Январь 2016
    источник

  11. Стихотворение «19 октября» было написано в 1925 году по поводу годовщины открытия Царскосельского лицея. Автор сожалеет о том, что быстро прошли годы его юности. Он вспоминает своих лицейских друзей, многих из которых уже нет в живых. Например, Н.А. Корсакова.
    Он не пришел, кудрявый наш певец,
    С огнем в очах, с гитарой сладкогласной…
    Еще вспоминает морского офицера Матюшкина:
    Чужих небес любовник беспокойный…
    Автор говорит о том, что воспоминания охватывают его везде:
    Сидишь ли ты в кругу своих друзей…
    Иль снова ты проходишь тропик знойный…
    Пушкин пишет о том, что в селе Михайловском, несмотря на запрет, его посетили друзья:
    Троих из вас, друзей моей души,
    Здесь обнял я…
    Автор благодарен Пущину, Горчакову и Дельвигу за то, что они не забыли о нем.
    Еще Пушкин выражает признательность наставникам, которые привили своим воспитанникам много хороших качеств, развили их таланты. Но, по-моему, автор особо благодарен царю за то, что он основал лицей.
    Поэт считает Царское Село своим отечеством:
    Нам целый мир чужбина;
    Отечество на Царское Село…
    Художественных особенностей в стихотворении много — эпитеты: пленительной, братской, кудрявый, лицейский, тайный; метафоры: небес любовник, блеск фортуны; олицетворения: год промчится, даруют мечты, судьба глядит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *