Сочинение на тему пушкин великий русский поэт

14 вариантов

  1. Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  2. Великий русский писатель – Александр Пушкин
    Творчество А. С. Пушкина, величавшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила, поражает необычная разносторонность дарования поэта. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался “художником”, облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен, няня Арина Родионовна. Ей Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Особое место в жизни поэта заняли года, прожитые в лицее. Именно здесь под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природа Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родине, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:
    Дай руку, Дельвинг! что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаю…
    Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея, в Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода “вольность”, стихотворение “деревня” и “к Чаадаеву”. Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы “Руслан и Людмила”, в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе: на юге Пушкин создал несколько поэм (“Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”), начал писать “Цыганы” и роман в стихах “Евгений Онегин”. Осенью 24 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением “К морю”:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордую красой.
    За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей: лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение “К***”, положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении “Пророк”. Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия “Борис Годунов”. Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейший прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания “Литературной газеты”. Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Булдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, продолжил народно-лирическую драму “Русалка” и несколько прекрасных лирических стихотворений. После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман “Дубровский”, повесть “Пиковая дама”, повесть “Капитанская дочка”). Последние годы жизни поэта небыли радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
    Решенья глупости лукавой.
    И шепот зависти …
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала “Современник”, в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной … Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб поэт! Невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин, а это позволяет разглядеть и то, что в Пушкине видит каждый, и то, что видит каждый.

  3. Пушкин – наше все
    Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. Вот почему в самые трудные минуты своей жизни, когда грустно и тяжело на сердце, я вновь и вновь обращаюсь к поэзии Пушкина. Я думаю, что он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть бесценного сплава звуков, чувств и мыслей не дано никому. Это и есть та тайна, ради которой пишутся стихотворения, сочиняются музыкальные произведения. Разгадывая ее, совершенствуется человек.
    В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к “самовластительным злодеям” на троне, и “барству дикому”, жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании “К Чаадаеву”, которое превращается из дружеского послания в политическое:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Поэт делится с другом и единомышленником своими мыслями, в этом стихотворении сочетаются революционных дух и пламенный патриотизм.
    В замечательном творчестве великого поэта выразилась его необыкновенная одаренность. С огромной силой отразил поэт в своем творчестве особенности национальной жизни народа. “В нем русская душа, русский характер”, – писал Гоголь.
    Пушкин горячо и преданно любил русскую культуру, исторические центры, вокруг которых складывалась национальная жизнь русского народа. Много великолепных строк посвящает поэт Москве. Она очень дорога ему:
    Как часто в горестной разлуке,
    В моей блуждающей судьбе,
    Москва, я думал о тебе!
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!
    Как блестяще, как по гениальному просто выразил поэт отношение к Москве русского человека! Я никогда не перестану удивляться совершенству его творений.
    Поэзия Александра Сергеевича Пушкина являет собой великолепный образец гражданственности, на который ориентировались многие русские писатели.
    Но поэт дорог нам не только потому, что он был певцом “вольности святой”. Каждому человеку знакомо:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Нежные, музыкальные слова волнуют человеческую душу. Это произведение, посвященное любви стоит в ряду самых лучших образцов любовной лирики, прославляющей высокое человеческое чувство. Многие строки пушкинских стихотворений, объединенных этой темой, стали словами романсов:
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Пушкин свято верил в любовь и дружбу, оставался преданным старым друзьям. Посвящения Дельвигу, Чаадаеву, Пущину и многим другим занимают особое место в пушкинском наследии. Поэт не боится признаться в дружеских чувствах к сосланным декабристам. Вот строки из стихотворения “И.И. Пущину”:
    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью, нежностью, чувством глубокого сопереживания:“В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая. В ней – душа народа, в ней “русский дух”, в ней “животворящая святыня памяти”, – писал С. Гейченко.
    Сейчас мы радуемся народному пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесенной, наслаждаемся любым произведением, им написанным. В нашу эпоху особенно глубоко раскрылось национальное и всемирное значение творчества великого сына России. Поэзия его созвучна поэзии нашей эпохи. И мы, его потомки, говорим, что Пушкин был всегда, есть и будет незакатным солнцем поэзии человечества.
    В центре Пушкинской площади, всегда оживленной и шумной, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Спокойная, благородная поза, сосредоточенное, задумчивое, немного грустное лицо… Памятник Пушкину – вдохновенное создание скульптора А.М. Опекушина. Он был сооружен на собранные средства.
    Счастливы люди, имеющие наших великих предков, как Пушкин. Счастлив и Пушкин, имеющий наших благодарных потомков.

  4. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: Великий русский писатель (жизнь и деятельность). Величайший сын России. Пушкин – наше все.

    Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался “художником”, облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен. Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Особое место в жизни поэта заняли годы, прожитые в лицее. Под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природы Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родной земле, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:
    Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаюЕ
    Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея. В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода “Вольность”, стихотворение “Деревня” и “К Чаадаеву”. Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы “Руслан и Людмила”, в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе. На юге Пушкин создал несколько поэм (“Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”), начал писать “Цыганы” и роман в стихах “Евгений Онегин”. Осенью 1824 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением “К морю”:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордую красой.
    За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей. Лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение “К***”, положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении “Пророк”. Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия “Борис Годунов”. Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейший прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания “Литературной газеты”. Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем “маленькими трагедиями”, продолжил лирическую драму “Русалка”. После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман “Дубровский”, повесть “Пиковая дама”, повесть “Капитанская дочка”). Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
    Решенья глупости лукавой.
    И шепот зависти Е
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала “Современник”, в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной Е Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб поэт! Невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин. При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа, русский язык, русская душа, русский характер.
    pushkin/raznoe87

  5. Министерство образования Российской Федерации
    Управление науки и профессионального образования
    Администрации Красноярского края
    Профессиональный лицей №30
    РЕФЕРАТ
    Тема: А.С.Пушкин – великий поэт и писатель России
    г. Дивногорск 2005
    Оглавление
    Введение
    . Основная часть. А.С.Пушкин – великий поэт и писатель России
    . Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая
    . Универсальность Пушкина
    4. Точка отсчета в творчестве А.С.Пушкина – «вся истина»
    Заключение
    Библиография
    Введение
    Ф. Глинка:
    О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя
    Учил пленять в стихах чудесных?
    Какой из жителей небесных,
    Тебя младенцем полюбя,
    Лелея, баял в колыбели?
    Судьбы и времени седого
    Не бойся молодой певец!
    Следы исчезнут поколений,
    Но жив талант, бессмертен гений!
    Пушкин Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что-то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого-то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни. Кто-то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы. А кто-то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнет. Напротив, оно даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни. У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читали сказки, учились отличать добро от зла и жестокости. Сказки Пушкина, как и некоторые его стихи, ставшие народными песнями, – это обобщенный образ русского человека. Может быть, они – наиболее бессмертные из всего, что он создал. С колыбели они вводят каждого из нас в стихию русского языка, мироощущение, характера, приобщают к истокам народной мудрости. Чуть позже мы брали в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. С Пушкиным впервые появились на Руси стихи, которые писались русским поэтом и для всего русского народа, понятны были всем сословиям. Стихи Пушкина переписывались, заучивались наизусть, перелагались на музыку, пелись как романсы и как народные песни. Читая повести, мы познавали русскую историю. Возвращаясь к его произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.
    Этот человек был, смелым и пылким мужчиной, горячо преданным России. Он стремился к свободе и справедливости, понимая, что без них жить нельзя. Он осуждал месть и раболепство, царившее при дворе. Уже в раннем творчестве юного поэта звучат призывы к вольности. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщение, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость, проходят перед нами. И мы влюбляемся в нее, благодаря Пушкину.
    1. Основная часть. А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России
    Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, искал свежих впечатлений.
    Пушкин не превратился в бытописателя, фольклориста – через очень тактично подобранные своебытные, земные детали поэт сумел выразить душу народа. Точнее сказать, что душу многих народов – ведь всеобъемлющий пушкинский гений был поистине универсален. В Испании он был испанец, с греком – грек, на Кавказе – вольный горец в полном смысле этого слова; с отжившим человеком он дышит стариной времени минувшего; заглянет к мужику в избу – он русский весь с головы до ног.
    У него было множество интересов, но в центре его интересов была история России.
    Пушкин – часть истории России, может быть, ее сердце.
    Несомненно, Пушкин как русский человек воспевал величие своего государства, его славу и могущество.
    . Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая
    Прежде всего, будущее России для Пушкина – это:
    Русь свободная, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения.
    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И под отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
    Русь просвещенная. Пушкин вкладывал в это понятие многостороннее содержание. Образованность народа, улучшение системы воспитания, свободу печати и проявление общественного мнения. Торжество разума и справедливости во всех формах общественного и государственного устройства. Разум, мудрость народная будут править государством, а не вельможная и чиновная спесь и глупость.
    Аристократия умов и талантов займет, наконец, подлежащее место в обществе. Просвещение коснется всех народов и народностей многонациональной страны и выведет из того дикого состояния, в котором они пребывали.
    Русь гуманная, где осуществляются задушевные мечты Пушкина о самодовлеющем значении человеческой личности, о ее достоинстве, самоценности, неприкосновенности, независимости, где никто «для власти, для ливреи» не будет «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», где «самостоянье человека – залог величия его».
    Русь могучая, победоносная.
    Сильна ли Русь? Война и мир,
    И бунт, и внешних бурь напор
    Ее, беснуясь, потрясали –
    Смотрите ж: все стоит она!
    Победа! Сердцу служит час!
    Россия! Встань и возвышайся!
    Русь великая. Не плетущаяся в хвосте других держав, не действующая по их указке, а указывающая им своим примером путь социального и духовного прогресса.
    Русь в условиях «вечной свободы» и «вечного мира».
    Еще в 1821 году во время пребывания в Кишиневе Пушкин горячо исповедовал идею вечного мира. Рабство, королевская власть, войны – неразумны, с ними будет покончено.
    Русь в братской семье народов.
    Пушкин, как и Адам Мицкевич, с которым он в конце 20-х годов делился «чистыми мечтами», думал:
    …О временах грядущих,
    Когда народы, распри позабыв,
    В великую семью соединятся.
    Пушкин в своих произведениях впервые показал миру, что такое русский человек, каковы особенности национального склада его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые его волнуют.
    Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним научились испытывать гордость за русский народ, за его славную историю. С ним исполнились веры в великое будущее России.
    Без него не развернулись бы так смело последующие русские таланты, не ощутили бы в себе дерзкого и властного призыва – не следовать за Западом в художнических исканиях, а самим указывать ему новые пути и возможности.
    Пушкин предвосхитил появление того массового типа русского человека, нашего современника, который сознательно стремится овладеть всем богатством, выработанным до него человечеством, критически его переработать, сделать своим это богатство, превратить в творческие способности к созданию, приумножению новых достижений и ценностей.
    Пушкин явил образец той гармонично развитой, универсально образованной личности, органически объединившей художественно- образное и понятное мышление, эстетическое и научно- теоретическое освоение действительности, постижение ее как по законам красоты, так и по законам логики, личности осваивающей духовная богатство всего человечества и множащей это богатство собственным творчеством, формирование которой стало самоцелью развития в нашем социалистическом обществе.
    Пушкин был в России одним из первых, самых резких и бескомпромиссных критиков буржуазного строя. Он надеялся, что Россию-матушку сия судьба минует.
    По своему происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом и на все социально-политические воззрения этот аристократизм наложил заметный отпечаток. Он открыто гордился своей родовитостью, потомственным дворянством, своими предками, которые не ладили с царями.
    Потомственное дворянство представлялось Пушкину олицетворением ума, дома, чести в российском обществе. Они – носители интеллигентности и просвещенности. Они – единственная сила в России, противостоящая царскому абсолютизму, самодержавию, окружающему себя беспринципными выскочками – чиновниками, сановниками, которые быстро получали личное дворянство и оттесняли более самостоятельное и достойное, как казалось Пушкину, дворянство потомственное.
    Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во время славы своей он выучился, живя в деревне, латинскому языку, которого почти не знал, вышедши из Лицея. Потом, в Петербурге, изучил английский язык в несколько месяцев, так что мог читать поэтов. Французский знал он в совершенстве. В зрелые годы изучал также древнееврейский и испанский языки, знал церковнославянский, читал по-польски.
    поэт творчество личность гений
    3. Универсальность А.С. Пушкина

  6. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

  7. 7
    Текст добавил: ^^ПyП$икИ РуЛяТ^^

    Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
    Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
    Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
    Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
    В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
    Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
    Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
    Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
    Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
    Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

    Мой Пушкин сочинение

    С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

  8. Понять, Как найти свое призвание в жизни – это цель каждого человека.
    Если вы в состоянии сделать это – вы будете жить счастливой и довольной жизнью.
    Некоторые люди раньше других нашли свое призвание; и они – счастливчики, потому что точно знают, что делать со своей жизнью.
    Остальным из нас может быть трудно найти его (а иногда практически невозможно), разобраться в себе, особенно в этом постоянно меняющемся современном мире.
    Подробнее…

    Донбасс сочинение

    У каждого человека есть место, которое он считает своим домом. Здесь все дорого и знакомо с раннего детства, здесь легко дышится. Не имеет значения, живем ли мы здесь или давно переехали, образ этих мест всегда в нашем сердце. Это место наша малая родина.
    Подробнее…

    Сочинение на тему “Музыка в нашей жизни”

    В переводе с греческого слово “музыка” означает “искусство муз”. Музыка – это один из видов искусства. Вполне естественно, что у музыки, как и у других видов искусства, есть свой язык. Например, живопись говорит с нами при помощи красок, литература с помощью художественного и поэтического слова, а музыка – с помощью волшебных звуков самых разнообразных инструментов.
    Каждый из нас погружается в мир музыки с самого детства. Музыка оказывает огромное влияние на человека.
    Подробнее…

    Сочинение Слово мир

    Слово “мир” имеет много значений. И оно вызывает, в основном, хорошие мысли у всех.
    Всем известна эта история про название романа Толстого “Война и мир”. Последнее слово там писалось через латинскую букву (с точкой). То есть не только в названии романа, а раньше все время так писалось. И “мир с точкой” не равнялся просто миру. Это слово означало состояние без войны, а обычное (в современном виде) уже означает Землю, Вселенную.
    Подробнее…

    Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости в годы войны?

    Автор рассказывает о том, как во время войны техник-интендант Тарасников заботится и беспокоится о веточке, которая пустила зеленый росток из потолка. Тарасников не думает о том, что снаряд может обрушиться на землянку и похоронить их заживо под землей. Все его заботы о зеленой веточке! Л. Кассиль понимает сам и хочет, чтобы мы, читатели, осознали: забота о веточке – это тот нравственный ориентир, который помогает Тарасникову не бояться смерти, ранения, плена.
    Подробнее…

    Какими звуками встречает меня лес

    Во весь голос говорят дрозды, славки. Ранним утром доносится глухое “у-ду-ду” хохлатого удода. На вершине дерева громко воркуют горлицы. Над умытыми дождем по­лянами перезваниваются меж собой лесные коньки, журчит песенка зеленушки. В лесной праздничный хор вливаются чистые посвисты пеночек. Весело, празднично в лесу.
    Узкая стежка упорно пробирается вдоль стены зарослей, выбегает на поляну.
    Подробнее…

  9. О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе множество таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним — именем автора?
    Решить эту задачу помогает сам поэт. Есть у него произведения, подводящие своеобразный итог всему творческому пути. Одно из них — новелла «Египетские ночи». В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру- итальянцу тему для стихотворной импровизации: «Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением». Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности:
    …Что ветру и орлу
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт: как Аквилон
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о «быстроте впечатлений», которые производит на поэта окружающий мир.
    Такое же понимание деятельности поэта находим в стихотворении «Эхо». Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта «отклик», «ответ»:
    Тебе ж нет отзыва…
    Таков и ты, поэт! —
    заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта- лирика эху. Перечисленные «впечатления»: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи — все это темы для лирики и, отметим, с известной
    точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали, ни того, что бы воспитывало. Именно в отсутствии «гражданственности» упрекали Пушкина критики — декабристы, а после смерти поэта — и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и «Руслан и Людмила», и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне» вызывали упреки в болтовне, в отсутствии связи картин, отсутствии общей мысли. Но в этом суть лирики, тем более пушкинской. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкине: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: «Гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума», «высшее культурное и нравственное развитие» их «в эстетически законченную форму». То есть гуманность — это красота, и формула Белинского тавтологична: красота оказала лелеющее действие на душу критика-демокра- та. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта — вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет превратить в венец создания.
    Я считаю, что деление лирики Пушкина на темы (дружбы, свободы и т. д.) неплодотворно, ибо всегда избирательно. Об этом свидетельствует применение к Пушкину понятия «лирический герой». Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает единство авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т. п. Но главное, что личность — не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина-лирика такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я — одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих проявлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший стихотворения «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной…»), «К вельможе», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Ответ Анониму», «Миг вожделенный настал» (берем подряд стихи 1830 года), на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее — это носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель «магического кристалла». Вот пушкинская формула: «Все волновало нежный ум». Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно.
    Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: «Мое любимое стихотворение Пушкина — «К Чаадаеву». Поэтому мы предложим в качестве образца анализа «взрослое» стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбранная лирическая миниатюра что-либо «говорила» уму и сердцу.
    В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, работал над прозой, выступал как драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта.
    Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой «Не дорого ценю я громкие права…» и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок «Из Пинде- монти». Пиндемонти — современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской
    миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя, стремился скрыть свое авторство. Стихотворение воспевает свободу, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода понималась прежде всего как политическая. «Из Пинде- монти» даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности «громких прав» человека, от которых и сейчас в нашей стране продолжает «не одна кружиться голова». Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку — «печать морочит олухов».
    Стихотворение редко упоминалось, и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти, так как провозглашало свободу от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. «Иные, лучшие, мне дороги права; иная, лучшая, потребна мне свобода…». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт имеет право на эгоизм: «Себе лишь одному служить и угождать». Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения («скитаться здесь и там»), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. «Вот счастье! вот права…» — обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (александрийским стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь,
    морочить олухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: «Слова, слова, слова…».
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и после- декабрьском («Дума» Лермонтова) вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе «Из Пиндемонти»: вторая «позитивная» часть стихотворения открывается стихотворными переносами:
    Никому
    Отчета не давать…; самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть…
    В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а как синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, который так удивил современников поэта.

  10. Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как писатель, широко и глубоко освещавший жизнь человеческого общества и внутренний мир человека. Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтических свобод. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался \”художником\”, облекая свои свободолюбивые идеи в замечательную художественную форму. Для подтверждения этого обратимся к его творческой биографии. Родившись в семье, где интересовались литературой и театром, которую посещали лучшие писатели того времени, с самого малолетства Пушкин невольно вошел в литературный круг родительского дома. Огромную роль в жизни будущего поэта сыграла простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных сказок и песен. Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Особое место в жизни поэта заняли годы, прожитые в лицее. Под влиянием дружеских бесед, прогулок по садам, впечатлений от искусства и природы Царского Села раскрылся его поэтический талант. Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к родной земле, друзей. Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге:
    Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаюЕ
    Все это наполнило душу светлым, радостным чувством, которое не угасло в его творчестве никогда. Вольнолюбие Пушкина с особой силой проявилось в первые годы после окончания лицея. В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода \”Вольность\”, стихотворение \”Деревня\” и \”К Чаадаеву\”. Петербургский период жизни и творчества закончился созданием поэмы \”Руслан и Людмила\”, в которой отразилась жизнерадостность поэта, его вера в победу справедливости, добра и красоты. Жизнь на Кавказе и в Крыму ускорило творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Дружественная атмосфера и романтические настроения способствовали плодотворной работе. На юге Пушкин создал несколько поэм (\”Кавказский пленник\”, \”Братья-разбойники\”, \”Бахчисарайский фонтан\”), начал писать \”Цыганы\” и роман в стихах \”Евгений Онегин\”. Осенью 1824 г. Пушкин простился с южным краем России чудным своим стихотворением \”К морю\”:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордую красой.
    За южной ссылкой последовало второе изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому творчество его было первоначально проникнуто глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское его лицейских друзей. Лирическим шедевром этого времени явилось знаменитое стихотворение \”К***\”, положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости его духа воплотились в стихотворении \”Пророк\”. Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанном в Михайловском, явилась историческая трагедия \”Борис Годунов\”. Нельзя не сказать о жизни поэта после ссылки. Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества, а знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю его жизнь. Эта юная красавица воплотила в себе предел поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейший прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания \”Литературной газеты\”. Получив согласие на брак с Н. Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением. Нужно сказать, что пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман \”Евгений Онегин\”, написал \”Повести Белкина\”, \”Историю села Горюхина\”, несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем \”маленькими трагедиями\”, продолжил лирическую драму \”Русалка\”. После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над большими прозаическими произведениями (роман \”Дубровский\”, повесть \”Пиковая дама\”, повесть \”Капитанская дочка\”). Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить его гениальности. Пушкина травили черной завистью, клеветой, сплетнями:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
    Решенья глупости лукавой.
    И шепот зависти Е
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала \”Современник\”, в котором поэту удалось собрать крупнейших писателей страны, осветить жизнь всех народов и народностей. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной Е Смерть поэта вызвала волну возмущений среди разных слоев русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб поэт! Невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой.
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий, но не прерывается и не прервется никогда плетения венка славы великому поэту России. Пушкин вечен, у каждого есть свой Пушкин. При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа ,русский язык, русская душа, русский характер.

    Похожие сочинения

    Чему учат нас сказки

  11. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский национальный поэт, прозаик, драматург. Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и могущественных творческих сил русского народа. Гений Пушкина стоит рядом с источниками русской литературы XIX столетия. Его творческая жизнь начинается в годы национально-патриотичного подъема, вызванного войной 1812 года. Уже в лицее, в котором поэт учился с 1811 до 1817 года, он ведет активную литературную жизнь. Лицейская поэзия Пушкина поражает, прежде всего, своей жизнерадостностью, прославлением радости жизни. Веселье, любовь, дружба — наиболее частые мотивы его поэзии этого периода.
    Среди своих учителей поэт сам называет Гомера, Вергилия, Горация. Чрезвычайно высоко он оценивает Вольтера и Мольера. Пушкин родился и жил в эпоху больших социальных, политических, культурных изменений и потрясений. Великая Французская революция своим влиянием захватила всю Европу, если не весь мир. В 1836 г. Пушкин писал:
    Вспомните, О, друзья…
    Чему свидетели мы были!
    Игралища таинственной игры,
    Метались растерянные народы,
    И высились, и падали цари;
    И кровь людей то славы, то свободы,
    То гордости багрила алтари.
    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771-1848), был выходец из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) им было унаследовано очень мало, но и эту часть он забросил, абсолютно не интересуясь хозяйственными делами. Служил он в Московском комиссариате, но службой тоже не был заинтересован. Среди его знакомых было много писателей, а брат, Василий Львович, стал популярным как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович являлся сторонником французских классиков и писал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Иосифовна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.
    В воспитании Пушкина отсутствовала какая-либо системность. Французы-гувернеры, которые сменялись, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, и он в значительной мере был предоставлен самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям. Его брат писал со временем о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.
    Страсть к поэзии появилась у него очень рано: на восьмом году, умея уже читать и писать, он составлял на французском маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало включало в себя русского». В 1810 году возник проект создания привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра І. Отец Пушкина, который имел влиятельные знакомства, решил отдать туда своего сына Александра. 19 октября был торжественно открыт лицей, и с этого дня началась жизнь Пушкина-Лицеиста. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято лишь 30 учеников. Это были деть дворян со средним достатком, которые имели служебные связи. В лицее Пушкин увлекался поэзией, особенно французской, за что и получил прозвище «француз».
    Среди лицеистов проводились своеобразные соревнования, и Пушкин продолжительное время побеждал в стихосложении. Из русских поэтов Пушкину нравился Батюшков и вся группа писателей, которые объединились вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который входил в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан склонностью к сатире, впрочем, как и литературной борьбе Карамзина и шутливым сатирам Батюшкова.
    После окончания лицея Пушкина был назначен в коллегию иностранных дел. Первым известнейшим произведением поэта стала написанная в 1818 году ода «Вольность», где соединились традиции классицизма и новый, романтический пафос. Идеей патриотизма, любви к отчизне проникнуты поэзии «К Чаадаеву», «Село». Вместе с тем они наполнены выразительной критикой тогдашней действительности. Именно в эти годы за Пушкиным закрепилась слава первого поэта свободы. Пушкин закончил лицей как раз в период реструктуризации тайных организаций. В 1816 году было основано первое революционное сообщество «Союз Спасения».
    Расширению политического мировоззрения Пушкина оказывало содействие знакомство с Николаем Тургеневым, горячим приверженцем освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем — Пущиным, который вступил в тайное общество, многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин познакомился еще в лицее. В марте 1819 года он вступил в литературное общество «Зеленая лампа», в котором распространяются либеральные идеи пи критика Александровского режима.
    В этот период Пушкина написал политические стихи: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Сказки» (1818), «Село» (1819). В этих стихах мы видим влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных организаций. Они распространялись в народе, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не меньшую, чем его произведения, которые появлялись в печати. В те годы Пушкин увлекался театром. У Пушкина возникают связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихов, но усиленно работал над «Русланом и Людмилой».
    В ссылке. За вольнодумство Александр І решает сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки, но благодаря ходатайству Карамзина приговор было смягчен: Пушкина высылают в Екатеринослав, откуда из-за болезни он отправляется вместе с семьей генерала Раевского на Кавказ и Крым. Канцелярию, в которой служил Пушкин, переводят в Кишинев. В июне 1823 г. благодаря помощи друзей Пушкин переведен на службу в Одессу, откуда по распоряжению Александра І выслан в Михайловское, куда и прибыл 9 августа 1824 г. В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных.
    Отец взял на себя полицейские обязанности по надзору за сыном. Этот период был временем усиленного творчества.
    В Михайловском продолжалась работа и над романом «Евгений Онегин» (было написано 4 раздела, коренным образом изменен план романа), закончена работа над поэмой «Цыгане», написана шутливая поэма «Граф Нулин». В этот период своего творчества, который можно назвать романтическим, Пушкин создал цикл поэм («Кавказский пленник», « Братья-Разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), начал писать социально-психологический роман в стихах «Евгений Онегин». Будто итоговым произведением жизни на юге стала поэзия «К морю», в которой поэт прощается с морской стихией, которая стала для него символом свободы.
    В Михайловском гений Пушкина достиг зрелости, в его творчестве уже доминирует реалистическая струя. Именно тогда были написаны народная драма «Борис Годунов», много шедевров пушкинской лирики. 14 декабря 1825 г. во время восстания декабристов Пушкина остался в стороне от заговора и расправы, но в бумагах каждого из декабристов находились его стихи. Правительство нового царя Николая І искало способ обезоружить Пушкина, поэтому пошло путем либерализации отношений с поэтом. 8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву и в этот же день был представлен Николаю І. Результаты этой встречи были таковы: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на цензуру самому Николаю І, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф. В 1829 году Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, но получает отказ. Пушкин уезжает на Кавказ.
    Возвращение Пушкина с Кавказа было принято с большим негодованием, Николай І требовал объяснений. В конце 20-х годов Пушкин ведет постоянные споры с Булгариным. В апреле 1830 года Пушкин делает новое предложение Наталье Гончаровой, и на этот раз оно было принято. В семье Гончаровых потребовали от Пушкина официального засвидетельствования Бенкендорфа, что поэт не находится под полицейским надзором. Интересовало их также материальное положение Пушкина. Отец поэта передал сыну часть нижегородского имения — село Кистенивка, что находилось недалеко от села Болдино. 1 сентября 1830 года Пушкина выехал в Болдино, поссорившись и матерью Гончаровой, после чего вопрос о браке остался открытым. В Болдино Пушкин очень плодотворно работал. Он написал около четырехсот стихов, 8, 9 и 10 главы «Евгения Онегина» но последняя сгорела.

  12. Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…
    А. С. Пушкин
    Чем дарование поэта сильнее, тем оно оригинальнее.
    В. Г. Белинский
    Творчество А. С. Пушкина, величайшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила. Пушкин и как лирик, и как драматург, и как прозаик широко и всесторонне осветил жизнь общества и внутренний мир человека.
    Поэт стал выразителем передовых взглядов своего века, певцом поэтической свободы. Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался художником, облекая идеи в безупречно отточенную форму.
    Поэт родился в семье, где поощряли интерес к литературе и искусству. Но особое место в жизни поэта заняли годы, проведенные в лицее. Именно в Царском Селе раскрылся его поэтический талант. Лицей воспитал в Пушкине умение видеть красоту мира, любить родную землю, ценить друзей. Там Пушкин познакомился с Дельвигом — другом всей своей жизни:
    Дай руку, Дельвиг!
    Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Ты не под кафедрой сидишь,
    Латынью усыпленный.
    Именно в лицее юный поэт познал всепоглощающую силу первой любви:
    Вот страсть, в которой я сгораю!..
    Я вяну, гибну в цвете лет,
    Но исцелиться не желаю.
    Лицейская тема не иссякала в его творчестве никогда.
    В Петербурге поэт ощутил полноту жизни, с увлечением отдался искусству, сблизился с передовыми людьми своего времени, вошел в круг оппозиционно настроенной молодежи. Одними из самых смелых и значительных стихотворений этих лет являются ода «Вольность», стихотворения «Деревня» и «К Чаадаеву».
    Петербургский период закончился созданием поэмы «Руслан и Людмила», в которой отразилась вера поэта в победу справедливости, добра и красоты.
    Жизнь на Кавказе и в Крыму во многом повлияла на дальнейшее творческое развитие Пушкина. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в его стихотворения и поэмы. Атмосфера юга и романтические настроения способствовали плодотворной работе. В этот период Пушкин создал несколько поэм («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»), начал писать поэму «Цыганы» и роман в стихах «Евгений Онегин». Осенью 1824 года Пушкин простился с южным краем России, написав стихотворение «К морю»:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    За южной ссылкой снова последовало изгнание. Пустота и однообразие деревенского быта в Михайловском действовали на Пушкина угнетающе, поэтому стихи его были первоначально проникнуты глубокой печалью. Прилив творческого вдохновения наступил после приезда в Михайловское лицейских друзей.
    Лирическим шедевром этого периода явилось знаменитое стихотворение «К***», положенное впоследствии на музыку Глинки:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В это же время Пушкин пытается найти философское обобщение смысла жизни и творчества. Могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости духа воплотились в стихотворении «Пророк». Но наиболее значимым произведением поэта, целиком написанным в Михайловском, явилась историческая трагедия «Борис Годунов».
    Приезд Пушкина в Москву был воспринят современниками как важнейшее событие в жизни общества. А знакомство с семнадцатилетней Натальей Гончаровой на одном из обычных московских балов перевернуло всю жизнь поэта. Эта юная красавица воплотила в себе идеал поэтических мечтаний:
    Исполнились мои желанья.
    Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
    Чистейшей прелести чистейший образец!
    Возвратившись в Петербург, Пушкин объединился со своими лицейскими друзьями с целью создания «Литературной газеты». Получив согласие на брак с Натальей Гончаровой, он принял решение ехать в Болдино, чтобы войти во владение имением.
    Пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: здесь он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем «маленькими трагедиями», продолжил лирическую драму «Русалка».
    После венчания в Москве Пушкин вместе с женой переехал в Петербург, где усердно работал над прозаическими произведениями («Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).
    Последние годы жизни поэта не были радостными: светское общество не смогло простить ему его гениальности. Пушкин стал жертвой черной зависти, клеветы, сплетен:
    Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,
    Решенья глупости лукавой
    И шепот зависти.
    Ценой огромных усилий Пушкин начал работу над созданием литературного журнала «Современник», поэт пригласил к сотрудничеству крупнейших писателей страны. Но конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг его семьи, не дала возможности осуществить все творческие замыслы. Пушкин был вызван на дуэль, первым же выстрелом его ранило. Рана оказалась смертельной.
    Смерть поэта вызвала волну возмущений в разных слоях русского общества. Первым эхом этого ужасного события явились строки:
    Погиб Поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Из стихов, посвященных Пушкину, можно составить тома антологий. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, о великом сыне России. Пушкин — явление чрезвычайное и, может быть, единственное выражение русского духа! Это русский человек! В нем русская природа, русский язык, русская душа, русский характер».

  13. О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе множество таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним — именем автора?
    Решить эту задачу помогает сам поэт. Есть у него произведения, подводящие своеобразный итог всему творческому пути. Одно из них — новелла «Египетские ночи». В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: «Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права
    управлять его вдохновением». Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора. В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности:
    …Что ветру и орлу
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт: как Аквилон,
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о «быстроте впечатлений», которые производит на поэта окружающий мир.
    Такое же понимание деятельности поэта находим в стихотворении «Эхо». Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта «отклик», «ответ»:
    Тебе ж нет отзыва…
    Таков и ты, поэт! —
    заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. Перечисленные «впечатления»: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи — все это темы для лирики и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие. Ведь здесь нет ни политики, ни морали, ни того, что бы воспитывало. Именно в отсутствии «гражданственности» упрекали Пушкина критики — декабристы, а после смерти поэта — и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и «Руслан и Людмила», и «Евгений Онегин», и «Домик в Коломне» вызывали упреки в болтовне, в отсутствии связи картин, отсутствии общей мысли. Но в этом суть лирики, тем более пушкинской. Все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкине: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: «Гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума», «высшее культурное и нравственное развитие» их «в эстетически законченную форму». То есть гуманность — это красота, и формула Белинского тавтологична: красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта — вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет превратить в венец создания.
    Я считаю, что деление лирики Пушкина на темы (дружбы, свободы и т.д.) неплодотворно, ибо всегда избирательно. Об этом свидетельствует применение к Пушкину понятия «лирический герой». Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает единство авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т. п. Но главное, что личность — не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина-лирика такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я — одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих проявлениях мира. Сказать, каков был человек, написавший стихотворения «Поэту» («Поэт! не дорожи любовью народной…»), «К вельможе», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Ответ Анониму», «Миг вожделенный настал» (берем подряд стихи 1830 года), на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее — это носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель «магического кристалла». Вот пушкинская формула: «Все волновало нежный ум». Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно.
    Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: «Мое любимое стихотворение Пушкина — «К Чаадаеву». Поэтому мы предложим в качестве образца анализа «взрослое» стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбранная лирическая миниатюра что-либо «говорила» уму и сердцу.
    В 30-е годы Пушкин мало печатал стихотворений, работал над прозой, выступал как драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта.
    Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой «Не дорого ценю я громкие права…» и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок «Из Пиндемонти». Пиндемонти — современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре. Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя, стремился скрыть свое авторство. Стихотворение воспевает свободу, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15-летней давности. Там свобода понималась прежде всего как политическая. «Из Пиндемонти» даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних условиях! Пушкин начинает с отрицания ценности «громких прав» человека, от которых и сейчас в нашей стране продолжает «не одна кружиться голова». Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку — «печать морочит олухов».
    Стихотворение редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти, так как провозглашало свободу от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. «Иные, лучшие, мне дороги права; иная, лучшая, потребна мне свобода…». Какая же? Это свобода творца и человека. Пушкин утверждает, что поэт имеет право на эгоизм: «Себе лишь одному служить и угождать». Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения («скитаться здесь и там»), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства.. «Вот счастье! вот права…» — обрывает он последнюю строчку. Написанное 6-стопным ямбом с парной рифмовкой (александрийским стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить олухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: «Слова, слова, слова».
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и после-декабрьском («Дума» Лермонтова) вариантах. Тем не менее ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе «Из Пиндемонти»: вторая «позитивная» часть стихотворения открывается стихотворными переносами:
    Никому
    Отчета не давать…; самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть…
    В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а как синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, который так удивил современников поэта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *