Сочинение на тему пушкин зимний вечер

12 вариантов

  1. Стихотворение «Зимний вечер» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году. В нем поэт передает свои впечатления от пребывания в Михайловском, куда он был направлен после южной ссылки. Прибыв в Михайловское в 1824 году, поэт застал там всю семью. Однако близость родных только усугубила ситуацию. Отношения Пушкина с отцом всегда были натянутыми, а затем и вовсе испортились, потому что Сергей Львович согласился взять на себя «официальный надзор» за «неблагонадежным» сыном, его перепиской и поведением. Вскоре поэт узнал об этом, и произошла крупная ссора с отцом, после которой он даже временно перебрался к своим соседям Осиповым, в село Тригорское. В отчаянии Пушкин пишет В.А. Жуковскому: «Милый мой, прибегаю к тебе. Посуди о моем положении… Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел быть, замахнулся, мог прибить… Перед тобою не оправдываюсь. Но что же он хотел для меня с уголовным своим обвинением? рудников сибирских и лишения чести? Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем…»[20] И лишь поздней осенью, когда семья поэта покинула Михайловское, он вздохнул свободнее.
    В этот период поэт переосмысливает жизненные ценности, задумывается о смысле жизни, о собственной судьбе. Эти мотивы нашли свое отражение в стихотворении «Зимний вечер». Впервые произведение было напечатано в составе альманаха А.А. Дельвига «Северные цветы» на 1830 год (вышел в конце 1829 года). И уже через несколько месяцев в журнале «Московский телеграф» появилась пародия на это стихотворение с точно таким же названием – «Зимний вечер», скучающий герой которой просит своего дядьку развлечь его пением народных песен.
    Стихотворение относится к реалистической пейзажной лирике. Однако исследователи иногда отмечают наличие в произведении классицистических и романтических элементов стиля. Так, от классицизма мы имеем здесь определенную упорядоченность – четкость и ясность образов. Романтический стилевой элемент – многозначность этих образов, музыкальность произведения.
    Стихотворение открывается картиной разбушевавшейся зимней стихии:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя…
    Буря, мгла, снежные вихри – все это создает образ мрачной зимней ночи. Вся картина эта проникнута движением. Четырехстопный хорей как нельзя лучше передает ритм стихотворения. Однако это не просто движение, а вихрь, кружение, обозначенное и в зрительных, и в звуковых образах:
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Сходные образы зимнего вихря, бесцельного кружения мы находим в стихотворении «Бесы», в повестях «Метель» и «Капитанская дочка». Характерно, что герои этих произведений сбиваются с пути. В «Зимнем вечере» же героя укрывает дом, «ветхая лачужка». Образ этот появляется уже во второй строфе:
    Наша ветхая лачужка
    И печальна и темна,
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    И здесь мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего – мира бушующей стихии и мира Дома, «ветхой лачужки». Этот образ «ветхой лачужки», «хижины», восходящий к античной лирике, был традиционен для русской поэзии XVIII – начала XIX века. Вообще, образ Дома всегда был необычайно важен для творчества поэта. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек защищен от недругов, ударов судьбы, жизненных невзгод. Кроме того, образ Дома ассоциируется в сознании поэта с независимостью человека, с его духовной свободой. Эту мысль Пушкин гениально выразил в стихотворении «Два чувства дивно близки нам»:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    На них основано от века,
    По воле бога самого,
    Самостоянье человека
    И все величие его.
    Именно поэтому в стихотворении так сильно это противостояние Дома и внешнего мира. Внешний мир темен, холоден, страшен. Там господствуют мрачные краски, резкие, дисгармоничные звуки: буря плачет, завывает как зверь. Она пытается проникнуть в Дом и нарушить покой его обитателей. И здесь у нас возникают различные ассоциации: буря – не только явление природы, но и житейские невзгоды, удары судьбы. Дом же – надежное укрытие от невзгод. Однако Дом у Пушкина – «ветхая лачужка», которая «печальна и темна». Обитателям ее грустно и тоскливо. Зимний вечер здесь – это и внезапное молчание («приумолкла у окна»), и дремота («дремлешь под жужжаньем Своего веретена»), и утомление от жизни («ты, мой друг, утомлена»)[21]. Эти ощущения сближают лирического героя «Зимнего вечера» с героем стихотворения «Зимняя дорога»:
    Грустно, Нина: путь мой скучен,
    Дремля смолкнул мой ямщик,
    Колокольчик однозвучен,
    Отуманен лунный лик.
    Зимняя ночь здесь порождает в герое не страх, а грусть и смутное, неясное томление, неясную тоску, необъяснимую тревогу[22]. То же самое мы видим в стихотворении «Зимний вечер».
    И здесь особое значение приобретают мотивы света и тьмы, всегда столь важные для пушкинского творчества. Свет и тьма символизируют в творчестве поэта добро и зло, а борьба этих двух начал выглядит у него как победа света над тьмой. Однако в «Зимнем вечере» тьма явно превалирует над светом, предрекая победу силам зла: лачужка «печальна и темна». Лирически герой словно исподволь подготавливает нас к развитию еще одного мотива.
    Явственно звучит здесь мотив судьбы, воплощающийся в «жужжанье веретена»:
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    В этом случае очень значимой в стихотворении Пушкина представляется и тема судьбы, которая может закружить человека, подобно снежному вихрю.
    Но как же противостоять этому бессмысленному кружению? Лирический герой пытается преодолеть, заглушить свое мрачное настроение, состояние томительной тоски:
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Радость и веселье здесь обретают особый смысл. Это средство выстоять, не пасть духом в сложной ситуации. Не дом, а собственная духовная стойкость, творчество и гармония, мир в душе защищают лирического героя от жизненных невзгод.
    Композиционно в стихотворении можем выделить четыре части (построфно). Первая часть развивает тему бури, бессмысленного кружения. Это мир Хаоса и тьмы. Вторая часть создает образ Дома. Здесь же звучит тема судьбы. Судьба у Пушкина уподобляется бессмысленному кружению метели. Третья часть обозначает стремление лирического героя противостоять судьбе», «бессмысленному вихрю». В четвертой части образы бури и Дома соединяются в одно целое. Однако мир Дома, душевная стойкость его обитателей оказываются сильнее мира Хаоса. Заканчивается стихотворение мотивом пира, образом домашнего очага[23].
    Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифма – перекрестная. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Поэт употребляет эмоциональные эпитеты («добрая подружка», «бедной юности»), образные сравнения и метафоры-олицетворения:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя,
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    В стихотворении используется звукоподражание. Завывание метели в первых стихах имитируют часто встречающиеся звуки «у» и «р» («буря», «крутя», вихри», «зверь»).
    «Зимний вечер» положил начало целому ряду глубинных, философских размышлений поэта о своей жизни, судьбе, окружающем мире. Речь здесь идет о стихотворениях «Зимняя дорога», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Цикл этот объединяет беспокойная мысль поэта, мучительные поиски смысла и гармонии в жизни.

  2. Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихо­творении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. Пушкин описывает русскую зиму с её бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его «ветхо лачужки». Для создания образа зимы он употребляет такие глаголы: «кроет», «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Они помогают передать ощущен и холода от зимней бури. Природу Пушкин олицетворяет: “…То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…” «Ветхая лачужка» с обветшалой кровлей «и печаль на, и темна» — это описание тоже проникнуто ощущением холода. И поэт пытается «согреться» тёплым! воспоминаниями о юности. Няню Пушкин ласково называет «старушка», «мой друг», «добрая подружка». Мы видим, что поэту не хва­тает уюта, тепла, понимания. В этот зимний вечер ему гак хочется перенестись обратно в своё детство, и он просит няню: …Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Но Пушкин понимает, что детство и юность не вер­нуть, и холодный зимний вечер усиливает его печаль, грусть, переживания, тоску, которые не смогут теперь прогнать даже добрые песни няни, звучащие эхом из далёкого детства. От этого поэту хочется «выпить с горя», забыться: …Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Эти строки и описание снежной бури Пушкин дважды повторяет в стихотворении. И мы понимаем, что зимний вечер вызывает у Пушкина грусть, вос­поминания о «бедной юности» и, возможно, о лете и счастье.

  3. Зима — не лето, в шубу одета.
    Русская пословица
    Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихотворении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зимы и настроение, которое навеял ему этот ненастный зимний вечер.
    Пушкин описывает русскую зиму с её бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его «ветхой лачужки». Для создания образа зимы он употребляет такие глаголы: «кроет», «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Они помогают передать ощущение холода от зимней бури.
    Природу Пушкин олицетворяет:
    …То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    «Ветхая лачужка» с обветшалой кровлей «и печальна, и темна» — это описание тоже проникнуто ощущением холода. И поэт пытается «согреться» тёплыми воспоминаниями о юности.
    В этот зимний вечер рядом с поэтом его няня Арина Родионовна. Она тоже поддалась настроению непогоды и разделяет тоску поэта:
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена…
    Няню Пушкин ласково называет «старушка», «мой друг», «добрая подружка». Мы видим, что поэту не хватает уюта, тепла, понимания. В этот зимний вечер ему так хочется перенестись обратно в своё детство, и он просит няню:
    …Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Но Пушкин понимает, что детство и юность не вернуть, и холодный зимний вечер усиливает его печаль, грусть, переживания, тоску, которые не смогут теперь прогнать даже добрые песни няни, звучащие эхом из далёкого детства. От этого поэту хочется «выпить с горя», забыться:
    …Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Эти строки и описание снежной бури Пушкин дважды повторяет в стихотворении. И мы понимаем, что зимний вечер вызывает у Пушкина грусть, воспоминания о «бедной юности» и, возможно, о лете и счастье.

  4. Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихотворении “Зимний вечер” поэт передаёт образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. Пушкин описывает русскую зиму с её бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его “ветхо лачужки”. Для создания образа зимы он употребляет такие глаголы: “кроет”, “завоет”, “заплачет”, “зашумит”, “застучит”. Они помогают передать ощущен и холода от зимней бури. Природу Пушкин олицетворяет: “…То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…” “Ветхая лачужка” с обветшалой кровлей “и печаль на, и темна” – это описание тоже проникнуто ощущением холода. И поэт пытается “согреться” тёплым! воспоминаниями о юности. Няню Пушкин ласково называет “старушка”, “мой друг”, “добрая подружка”. Мы видим, что поэту не хватает уюта, тепла, понимания. В этот зимний вечер ему гак хочется перенестись обратно в своё детство, и он просит няню: …Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Но Пушкин понимает, что детство и юность не вернуть, и холодный зимний вечер усиливает его печаль, грусть, переживания, тоску, которые не смогут теперь прогнать даже добрые песни няни, звучащие эхом из далёкого детства. От этого поэту хочется “выпить с горя”, забыться: …Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Эти строки и описание снежной бури Пушкин дважды повторяет в стихотворении. И мы понимаем, что зимний вечер вызывает у Пушкина грусть, воспоминания о “бедной юности” и, возможно, о лете и счастье.

  5. 1824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством.
    Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее. Но в это время большинство соседей также переселились на зиму в столицу или другие крупные города России. Поэтому холодную зиму 1825 года Александр Сергеевич провел практически безвыездно в Михайловском, в обществе своей няни Арины Родионовны. В это время и появилось стихотворение «Зимний вечер». Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг.
    Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей – уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части.
    Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения – борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта («ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой») и неистово бушующей вьюгой (злые силы) характерно для романтических стихотворений Пушкина.
    Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев.
    В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта.
    С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности», «моя старушка», «мой друг». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.
    Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь», «как дитя», «как путник», «мглою небо кроет». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла», «дремлешь», «утомлена», «спой», «выпьем». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации.
    Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Яков Эшпай, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.
    Стихотворение «Зимний вечер»
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Наша ветхая лачужка
    И печальна и темна.
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.

  6. Обладающее всенародной известностью, это стихотворение представляет собой крупный шаг в стремительной эволюции пушкинского стиля. Еще В.Г. Белинский писал о «Женихе», «Утопленнике», «Бесах» и «Зимнем вечере» – «пьесах, образующих собою отдельный мир русско-народной поэзии в художественной форме». В наше время исследователи обращаются к «Зимнему вечеру» довольно часто. О нем писали А.Л. Слонимский, Б.П. Городецкий, Вс. А. Рождественский, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, Б.В. Томашевский. Гениальные стихотворения живут в «большом времени», и их содержание развертывается постепенно. Вот и о «Зимнем вечере» еще долго не будет «все сказано». Хрестоматийность стихотворения не мешает исследователям толковать его по-разному. С.М. Бонди пишет, что «Зимний вечер» – «одно из самых грустных стихотворений Пушкина», что в нем звучит «настроение томительной тоски». Приблизительно так понимал стихотворение и Б.В. Томашевский. По Вс. Рождественскому, который наиболее последовательно выражает иное мнение, главная мысль «Зимнего вечера» такова: «Пусть воет вьюга, нагоняет зимнюю тоску – поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Оба истолкования предназначены для школы, где обычно предпочитают единственную, «правильную» трактовку.
    Предлагаемое описание «Зимнего вечера» не ставит, однако, своей задачей утвердить одно и отбросить другие толкования. Автор вслед за многими литературоведами исходит из убеждения, что лирическое содержание неопределенно, что лирическое «я» допускает широкий диапазон возможных толкований в соответствии с разнообразием читательских индивидуальностей. Исследователь тоже не может отрешиться от своей индивидуальности, но ему следует, по крайней мере, разграничить в своем сознании читательский и научный подходы. Основания многозначности «Зимнего вечера» разнообразны. Стихотворение наследует стилистические традиции классицизма и романтизма, синтезируя их. От классицизма – четкость и ясность образов, допускающих вместе с тем широкую эмоциональную подстановку и расхождение в оценках. От романтизма – многоплановая семантика образов, оживление обертонов словесных значений, «музыкальность». Сверх того – характерная для Пушкина прикрепленность к жизненной конкретности и вещественности, «пластичность». В результате степень лирической обобщенности стихотворения достаточно высока, и оно дает возможность для различных истолкований, несмотря на доступность и обозримость содержания.
    Задача настоящего описания – подойти к проблеме смыслообразования в «Зимнем вечере» по «высоким» уровням структуры: композиции и пространственности. Цель – выделить структурные элементы, определяющие развертывание смысла в различных направлениях. Предпосылка -структурные конфигурации и построение смысла находятся в отношениях гомоморфности, то есть соотносимы по сходству принципов своей организации. Пушкинские композиции на редкость гармоничны, стройны и свободны. «Зимний вечер» здесь не является исключением. Стихотворение безукоризненно построено из четырех хореических восьмистиший:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Наша ветхая лачужка
    И печальна, и темна.
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Тематически оно делится на три части, что довольно типично для лирических произведений. Строфическая композиция полностью поддерживает тематическую: первая строфа – буря, вторая и третья – лачужка, четвертая – буря и лачужка. Видна строгая логика тематического развертывания. Мотивы сначала последовательно развиваются в трех строфах, а затем сталкиваются в четвертой, концентрируя тему повторами и замыкая композиционный свод. Развитие мотивов внутри строф происходит путем их постепенной детализации. Особенно показательна первая строфа. Основной образ бури раскладывается на дополнительные. Это обычный для Пушкина прием, который может быть «прямым», как здесь, или «обратным», когда отдельные подробности затем объединяются в нечто общее. Можно заметить у Пушкина характерное комбинирование «расчленений» и «собираний» на разных уровнях: внутри строф происходит «расчленение», а сами строфы «собираются».
     В «Зимнем вечере» развертывание темы как раз таково. Однако описанное композиционное членение не является единственным и абсолютным. Приближение к композиционным частностям обнаруживает иные связи, благодаря которым границы частей могут быть изменены. «Буря» лишь на первый взгляд отделена от «лачужки». На самом деле оба мотива взаимно проникают друг в друга. Мотив лачужки присутствует и в первой строфе, мотив бури захватывает вторую, и обе строфы объединяются вместе настроением печали и мрака. Соответственно тяготеют друг к другу третья и четвертая строфы. Они опоясаны повтором полустрофы «Выпьем, добрая подружка», и мотив бури с его настроением слегка заглушается в этом кольце. Можно думать, что во второй половине стихотворения мрачная тональность сменяется более оживленной. В этом случае «Зимний вечер» композиционно делится на две равные части, внутри которых объединены строфы, отграниченные друг от друга.
    Наконец, возможен третий способ композиционного членения, где компонентами являются лирическое описание бури и лачужки и диалог в монологической форме – обращение к няне. Здесь членение уже на четыре части, оно не совпадает со строфическим, и компоненты дважды чередуются, сначала неравномерно, а затем уравниваясь. Диалог преобладает, голос человека соперничает с воем бури.
    Три способа композиционного членения «Зимнего вечера» сводятся в следующую схему (начало и конец композиционного отрезка обозначен номерами стихов): Здесь хорошо видно, как меняется состав и расположение частей: большой отрезок (I, 2) делается составными частями двух других (II, 1 и 2), по-разному выглядят (I, 1 и 2) и (III, 1 и 2), (I, 3) распадается на (III, 3 и 4) и т. д.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    А. С. Пушкин. Доклад о писателе
    Композиция и сюжет стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
    Тема, идея, композиция, строфика стихотворения «К морю»
    Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
    Живописность картин природы в стихотворениях А. С. Пушкина

  7. В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.
    Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы , каждая из двух четверостиший.
    В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью.  И внезапно, в третьей строфе появляются  светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
    Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое,  на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например,  в его описаниях картин природы.  Примером является стихотворение Зимнее утро.

       Зимнее утро

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
    На мутном небе мгла носилась;
    Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела,
    И ты печальная сидела —
    А нынче… погляди в окно:
    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    Вся комната янтарным блеском
    Озарена. Веселым треском
    Трещит затопленная печь.
    Приятно думать у лежанки.
    Но знаешь: не велеть ли в санки
    Кобылку бурую запречь?
    Скользя по утреннему снегу,
    Друг милый, предадимся бегу
    Нетерпеливого коня
    И навестим поля пустые,
    Леса, недавно столь густые,
    И берег, милый для меня.
    Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах.  Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера , бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла,  бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату   в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла,  как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени , на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

  8. Зимний вечер
    Обращение к няне и образы народных сказок можно найти в стихотворении «Зимний вечер», написанном в 1825 году. Стихотворение начи­нается картиной снежной бури, в которой сти­хия сравнивается с живым существом. Прием олицетворения широко используется в фольк­лоре.
    В народных сказках животные и предметы часто разговаривают на человеческом языке. Та­кие явления, как снег, дождь, ветер, буря и т. д., народная фантазия связывает с деятельностью сверхъестественных сил. Согласно народному поверью, духи могут принимать различный внешний облик. Так и буря в стихотворении Пушкина становится то зверем, то ребенком, то путником.
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Сказочные образы, которые поэт видит в обычной буре, несомненно, навеяны рассказа­ми няни, к которой он обращается в своем сти­хотворении.
    Образы народной поэзии отражаются в прось­бе автора к няне:
    Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
    Фантастические образы народных преданий еще не раз прозвучат в лирике Пушкина.

  9. Лирика Пушкина удивительно разнообразна как по жанрам, так и по тематике произведений. Кроме того, очень часто поэт нарушает общепринятые каноны и творит на стыке жанров: в результате получаются произведения, сочетающие в себе, например, признаки пейзажной зарисовки и послания, баллады и элегии.
    Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской», «философской» и «любовной» лирикой, в творчестве Пушкина выделяют «пейзажную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт описывает те или иные состояния природы, излагает свой взгляд на законы ее бытия, на особенности взаимодействия человека с окружающим миром.
    Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «пейзажной лирике», является стихотворение «Зимний вечер».
    По жанру данное стихотворение может быть определено как послание (обращение к няне). Однако, как это часто бывает у Пушкина, произведение сочетает в себе и черты, характерные для других жанров (напр., элегии, песни).
    Произведение строится на принципе антитезы. Однако это не явное противопоставление, но скрытое, имеющее несколько уровней.
    С первых строк произведения возникает образ непогоды:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя…
    Однако подразумеваемое (в соответствии с канонами романтической поэзии) продолжение отсутствует. Ожидаемый параллелизм с чувствами самого героя не находит отражения в произведении. Этот эффект обманутого ожидания сразу же усиливается при помощи олицетворения, но олицетворения особого — максимального «очеловечивания» природы. Буря у Пушкина — не темная стихия, являющаяся средоточием демонических, темных сил (как, например, у романтиков). Она, как и все в природе, подобна человеку и подчиняется тем же законам изменчивости. В мире все течет, все изменяется, всему отведен свой срок — и в этом состоит основное таинство и красота жизни. Буря у Пушкина во всем подобна человеку. У нее такой же изменчивый характер:
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Сравнения здесь лишь усиливают эффект «очеловечивания» природы.
    Несмотря на то, что буря бушует, это не вызывает у лирического героя отрицательных эмоций. Он понимает, что, подобно приступу плохого настроения, метель и буря утихнут, что надо лишь переждать. Его печалит лишь то, что он находится взаперти и не может любоваться природой так же, как при ясном солнце. Этим знанием он пытается поделиться со своей собеседницей (няней), развеселить ее, объяснить, что нет никаких причин печалиться.
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она часто ему пела раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках. Поэт предлагает собеседнице и другой способ на время непогоды поднять настроение:
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    По Пушкину, для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви. Эти идеи характерны для всего творчества Пушкина, но с особой силой воплотились в строках из стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», которое во многом перекликается с приведенными выше строками:
    И сердце вновь горит и любит оттого,
    Что не любить оно не может.
    Итак, в стихотворении «Зимний вечер» с максимальной силой отразилось гуманистическое мировоззрение поэта. По Пушкину, природа благословенна в любых своих проявлениях, так как является (подобно человеку) творением Божьим. Радость от созерцания ее жизни, от осознания себя органической частью окружающего мира — основа мировоззрения Пушкина, источник его силы и вдохновения.

  10. Анализ стихотворения
    1. История создания произведения.
    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
    4. Особенности композиции произведения.
    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
    Стихотворение «Зимний вечер» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году. В нем поэт передает свои впечатления от пребывания в Михайловском, куда он был направлен после южной ссылки. Прибыв в Михайловское в 1824 году, поэт застал там всю семью. Однако близость родных только усугубила ситуацию. Отношения Пушкина с отцом всегда были натянутыми, а затем и вовсе испортились, потому что Сергей Львович согласился взять на себя «официальный надзор» за «неблагонадежным» сыном, его перепиской и поведением. Вскоре поэт узнал об этом, и произошла крупная ссора с отцом, после которой он даже временно перебрался к своим соседям Осиповым, в село Тригорское. В отчаянии Пушкин пишет В.А. Жуковскому: «Милый мой, прибегаю к тебе. Посуди о моем положении… Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел быть, замахнулся, мог прибить… Перед тобою не оправдываюсь. Но что же он хотел для меня с уголовным своим обвинением? рудников сибирских и лишения чести? Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем…»[20 – Давыдов С.И., Севериненко Ю.Д. Русская литература. М., 1965, с. 103.] И лишь поздней осенью, когда семья поэта покинула Михайловское, он вздохнул свободнее.
    В этот период поэт переосмысливает жизненные ценности, задумывается о смысле жизни, о собственной судьбе. Эти мотивы нашли свое отражение в стихотворении «Зимний вечер». Впервые произведение было напечатано в составе альманаха А.А. Дельвига «Северные цветы» на 1830 год (вышел в конце 1829 года). И уже через несколько месяцев в журнале «Московский телеграф» появилась пародия на это стихотворение с точно таким же названием – «Зимний вечер», скучающий герой которой просит своего дядьку развлечь его пением народных песен.
    Стихотворение относится к реалистической пейзажной лирике. Однако исследователи иногда отмечают наличие в произведении классицистических и романтических элементов стиля. Так, от классицизма мы имеем здесь определенную упорядоченность – четкость и ясность образов. Романтический стилевой элемент – многозначность этих образов, музыкальность произведения.
    Стихотворение открывается картиной разбушевавшейся зимней стихии:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя…
    Буря, мгла, снежные вихри – все это создает образ мрачной зимней ночи. Вся картина эта проникнута движением. Четырехстопный хорей как нельзя лучше передает ритм стихотворения. Однако это не просто движение, а вихрь, кружение, обозначенное и в зрительных, и в звуковых образах:
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.
    Сходные образы зимнего вихря, бесцельного кружения мы находим в стихотворении «Бесы», в повестях «Метель» и «Капитанская дочка». Характерно, что герои этих произведений сбиваются с пути. В «Зимнем вечере» же героя укрывает дом, «ветхая лачужка». Образ этот появляется уже во второй строфе:
    Наша ветхая лачужка
    И печальна и темна,
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    И здесь мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего – мира бушующей стихии и мира Дома, «ветхой лачужки». Этот образ «ветхой лачужки», «хижины», восходящий к античной лирике, был традиционен для русской поэзии XVIII – начала XIX века. Вообще, образ Дома всегда был необычайно важен для творчества поэта. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек защищен от недругов, ударов судьбы, жизненных невзгод. Кроме того, образ Дома ассоциируется в сознании поэта с независимостью человека, с его духовной свободой. Эту мысль Пушкин гениально выразил в стихотворении «Два чувства дивно близки нам»:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    На них основано от века,
    По воле бога самого,
    Самостоянье человека
    И все величие его.
    Именно поэтому в стихотворении так сильно это противостояние Дома и внешнего мира. Внешний мир темен, холоден, страшен. Там господствуют мрачные краски, резкие, дисгармоничные звуки: буря плачет, завывает как зверь. Она пытается проникнуть в Дом и нарушить покой его обитателей. И здесь у нас возникают различные ассоциации: буря – не только явление природы, но и житейские невзгоды, удары судьбы. Дом же – надежное укрытие от невзгод. Однако Дом у Пушкина – «ветхая лачужка», которая «печальна и темна». Обитателям ее грустно и тоскливо. Зимний вечер здесь – это и внезапное молчание («приумолкла у окна»), и дремота («дремлешь под жужжаньем Своего веретена»), и утомление от жизни («ты, мой друг, утомлена»)[21 – См.: Теплякова Д. «Два «Зимних вечера». – Газета «Литература», 2008, № 3. Электронная версия. lit.1september.ru]. Эти ощущения сближают лирического героя «Зимнего вечера» с героем стихотворения «Зимняя дорога»:
    Грустно, Нина: путь мой скучен,
    Дремля смолкнул мой ямщик,
    Колокольчик однозвучен,
    Отуманен лунный лик.
    Зимняя ночь здесь порождает в герое не страх, а грусть и смутное, неясное томление, неясную тоску, необъяснимую тревогу[22 – Там же.]. То же самое мы видим в стихотворении «Зимний вечер».
    И здесь особое значение приобретают мотивы света и тьмы, всегда столь важные для пушкинского творчества. Свет и тьма символизируют в творчестве поэта добро и зло, а борьба этих двух начал выглядит у него как победа света над тьмой. Однако в «Зимнем вечере» тьма явно превалирует над светом, предрекая победу силам зла: лачужка «печальна и темна». Лирически герой словно исподволь подготавливает нас к развитию еще одного мотива.
    Явственно звучит здесь мотив судьбы, воплощающийся в «жужжанье веретена»:
    Что же ты, моя старушка,
    Приумолкла у окна?
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем
    Своего веретена?
    В этом случае очень значимой в стихотворении Пушкина представляется и тема судьбы, которая может закружить человека, подобно снежному вихрю.
    Но как же противостоять этому бессмысленному кружению? Лирический герой пытается преодолеть, заглушить свое мрачное настроение, состояние томительной тоски:
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Радость и веселье здесь обретают особый смысл. Это средство выстоять, не пасть духом в сложной ситуации. Не дом, а собственная духовная стойкость, творчество и гармония, мир в душе защищают лирического героя от жизненных невзгод.
    Композиционно в стихотворении можем выделить четыре части (построфно). Первая часть развивает тему бури, бессмысленного кружения. Это мир Хаоса и тьмы. Вторая часть создает образ Дома. Здесь же звучит тема судьбы. Судьба у Пушкина уподобляется бессмысленному кружению метели. Третья часть обозначает стремление лирического героя противостоять судьбе», «бессмысленному вихрю». В четвертой части образы бури и Дома соединяются в одно целое. Однако мир Дома, душевная стойкость его обитателей оказываются сильнее мира Хаоса. Заканчивается стихотворение мотивом пира, образом домашнего очага[23 – Теплякова Д. «Два «Зимних вечера». – Газета «Литература», 2008, № 3. Электронная версия. lit.1september.ru].
    Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифма – перекрестная. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Поэт употребляет эмоциональные эпитеты («добрая подружка», «бедной юности»), образные сравнения и метафоры-олицетворения:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя,
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    В стихотворении используется звукоподражание. Завывание метели в первых стихах имитируют часто встречающиеся звуки «у» и «р» («буря», «крутя», вихри», «зверь»).
    «Зимний вечер» положил начало целому ряду глубинных, философских размышлений поэта о своей жизни, судьбе, окружающем мире. Речь здесь идет о стихотворениях «Зимняя дорога», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Цикл этот объединяет беспокойная мысль поэта, мучительные поиски смысла и гармонии в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *