Сочинение на тему пушкина сказки

11 вариантов

  1. С юмором, по-доброму он раскрывает образы героев. Читая и перечитывая сказки Пушкина каждый раз воспринимаешь их по другому.
    В свое время Александр Сергеевич слушал рассказы, старые обычаи, поверья своей няни, конечно в прозе. Ему было интересно писать сказки в стихах и он этому учился. Теперь мы наслаждаемся его изумительными творениями.
    Ставим в пример, жадного и алчного, попа, который хотел сэкономить и нанял себе дешевого работника – Балду. И даже решил подружиться с семейством бесов, чтоб только не расставаться с добром. За что и пострадал в конце сказки.
    Золотая Рыбка
    В сказке «Золотая Рыбка» мы сочувствуем старику, который старается угодить своей старухе. Ей и рыбка пытается помочь, исполняет желания. У старухи появляется страшный человеческий порок стать самой главной и чтобы все ей подчинялись, и рыбка, в том числе. Но насколько терпелив старик и снисходителен к своей старухе. Он не ушел от нее когда она лишилась всего, а остался с ней. Вот настоящая любовь и преданность.
    Сказка о золотом петушке
    «Сказка о золотом петушке» рассказывает о царе Дадоне. В начале сказки ничего страшного не происходит. Соседские государства изредка причиняют вред Дадону, но после того как ему подарили Золотого Петушка все наладилось. Это было только на первый взгляд. В итоге Царь не сдержал слова и за это поплатился. Мораль такова, что никому верить нельзя, даже царям. И самое страшное, что ради женщин мужчины могут забыть долг перед государством и своими детьми.
    Сказка о царе Салтане, о Царевне и семи богатырях
    Не обошлось и без женского коварства, ревности и зависти. Об этом говорится в сказках о царе Салтане, о Царевне и семи богатырях. Зависть и ревность тоже не очень хорошие качества, которые могут привести даже к смерти.
    Только с добрым сердцем можно добиться успеха и счастья. Герои сказок наделены такими качествами как находчивость, великодушие, доброта.
    Конечно, для маленьких детей это всего навсего красивые, волшебные стихи. Им нравятся царевны, они восхищаются царевичами, которые добиваются правды. Золотой рыбкой, которая исполняет желания. А уже в более старшем возрасте начинаешь понимать скрытый смысл сказок.
    3, 4, 5 класс

  2. Сочинение
    «Сказки А.С. Пушкина в моей жизни»
    Все дети любят сказки. Я, конечно, как и все дети, тоже очень люблю сказки, в том числе и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Самая любимая из них – это сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Любовь к этой сказке мне привил мой папа. У нас с ним есть ежедневный ритуал: каждый вечер перед сном мы обсуждаем с ним, как прошёл день, строим планы на будущее, фантазируем, рассказываем друг другу истории и сказки. Когда я ещё не умел читать сам, папа брал с книжной полки томик Александра Сергеевича Пушкина и читал мне его сказки. Чаще всего это была именно сказка о царе Салтане, и не удивительно, что я полюбил именно эту сказку.
    По ходу сказки я переживал за положительных героев. Мне было жалко царя Салтана – его обманули, и ему, наверное, грустно было без сына, без жены, в окружении ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. На долю царицы выпало много неприятностей, как ей, наверное, было страшно в бочке плыть по океану. Переживал я и за князя Гвидона: я очень боялся, как бы его не поймали в тот момент, когда он в виде комара летал к своему отцу. Очень мне нравилась царевна Лебедь: и то, что она красивая, и то, что добрая, и то, что волшебница. А вот за ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху я совсем не переживал: они очень завистливые и злые. И поделом им в конце сказки досталось!
    Сказки тем и хороши, что в них всё хорошо заканчивается: добро всегда побеждает, а зло бывает наказано. Когда я вырасту, и у меня будут свои дети, я тоже буду читать им сказки, и среди них обязательно будут сказки Александра Сергеевича Пушкина.

  3. Одной из моих любимых всегда была «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Она уносит нас в необыкновенный мир царей и цариц, волшебства, богатырей и прекрасных дворцов. Но даже в стенах королевского дворца находится место злобе, зависти и лицемерию. Молодая прекрасная царевна, оставшись без матери, испытывает немало горя. Но ее чистота, доброта, терпимость и трудолюбие помогают ей справиться с превратностями судьбы и обрести свое счастье.
    Силы добра в сказке воплощаются в образе юной царевны, а зло несет в себе царица-мачеха. Интересно, что на сторону мачехи не стал никто из персонажей, она остается один на один со своими разрушительными силами. Ею движут зависть и тщеславие, они не дают царице спокойно жить и заставляют изобретать новые и новые козни для красивой молодой падчерицы.
    Эта сказка, прежде всего, говорит нам о том, что чудеса случаются не только по волшебству. Мы сами можем творить их, для этого достаточно сохранять доброту, веру в лучшее и не позволять злобе и зависти проникнуть в свое сердце.
    Сказки, на мой взгляд, необходимы подрастающему поколению. Они помогают сформировать понятия добра и зла, определить ориентиры, разобраться с тем, что хорошо, а что плохо. С их помощью мы развиваем фантазию и воображение, мир становится красочнее и интереснее, у людей появляется вера в чудо. Уверен, что детство каждого из нас было бы серым и скучным, не будь в нем сказок.

  4. 1.
    Предисловие
    ………………………………………….
    3

    2.
    Сказки А. С. Пушкина
    ……………………………….
    4
    3.
    Вклад сказок
    А. С. Пушкина в
    литературу
    …………11
    4.
    Список используемой
    литературы
    ………………….12
    1.
    Предисловие

    Александр
    Сергеевич
    Пушкин – самый
    любимый писатель
    в нашей стране.
    Его все знают,
    книги его все
    читают. Его
    стихи заучиваются
    наизусть.
    В нынешнем
    году исполняется
    200 лет со дня
    рождения Пушкина,
    а память о нем
    не умирает,
    любовь к нему
    не проходит,
    и слава его все
    растет.
    Пушкина не
    только читают,
    но и старательно
    изучают. Я в
    своей работе
    тоже попытаюсь
    раскрыть небольшую
    часть творчества
    этого великого
    писателя. Темой
    для исследования
    я избрал сказки.
    С самого раннего
    детства многие
    из нас слышат
    их от родителей.
    Становясь
    старше, мы узнаем
    и другие, более
    серьезные и
    трудные произведения
    Пушкина, а
    перечитывая
    старые, с детства
    нам знакомые
    его вещи, начинаем
    видеть и понимать
    в них многое
    такое, чего
    раньше не понимали.
    И тогда нам еще
    ближе, еще дороже
    становится
    Пушкин. Раньше
    или позже, в
    детстве или
    в зрелом возрасте,
    произведения
    этого писателя
    затронут сердце
    каждого. Сказки
    А. С. Пушкина –
    это универсальные
    произведения,
    которые будут
    интересны и
    взрослому и
    ребенку. Каждый
    найдет в них
    что-то для себя.
    Мне показалась
    интересной
    и увлекательной
    эта тема. Очень
    интересно
    открыть для
    себя что-то
    новое из того,
    что знакомо
    нам с детства.
    Именно поэтому
    я и увлекся
    этой частью
    творчества
    великого писателя.
    2. Сказки
    Пушкина

    Сказки
    А. С. Пушкина
    появились в
    период наивысшего
    расцвета его
    творчества.
    Они не предназначались
    для детей, но
    сразу вошли
    в детское чтение.
    «…Дети,
    к которым и не
    думал обращаться
    поэт, когда
    писал своего
    «Салтана»,
    «Золотого
    петушка» и
    «Царевну»,
    ввели их в свой
    духовный обиход
    и этим лишний
    раз доказали,
    что народная
    поэзия в высших
    своих достижениях
    часто бывает
    поэзией детской»,
    – писал К. И. Чуковский.
    Живя
    в Михайловском,
    Пушкин близко
    познакомился
    с простым народом,
    с крестьянами.
    Там он с глубоким
    сочувствием
    и интересом
    изучал народные
    нравы, обычаи
    и поверья.
    Няня
    рассказывала
    ему, как и в детстве,
    сказки, пела
    народные песни,
    и Пушкин был
    восхищен их
    поэтичностью.
    В то время в
    деревне можно
    было услышать
    множество
    чудесных песен
    – и свадебных
    и похоронных,
    и грустных и
    веселых, и хороводных
    и колыбельных,
    и богатырских
    и «божественных».
    Рассказывалось
    множество
    интереснейших
    сказок, повторялось
    громадное
    количество
    поэтических
    загадок, пословиц
    и поговорок.
    Все это сочинялось
    народами,
    крестьянскими
    поэтами, которые
    грамоты не
    знали, своих
    рассказов,
    стихов и песен
    не записывали,
    а рассказывали
    и пели их, передавая
    друг другу с
    голоса. Пушкин
    не мог наслушаться
    всей этой чудесной
    поэзии. Он приглашал
    к себе простолюдинов,
    знающих много
    песен и сказок,
    и записывал
    то, что слышал
    от них. На праздники
    ходил в соседний
    Святогорский
    монастырь, для
    того чтобы
    послушать пение
    слепых нищих
    и запомнить
    их песни.
    Соседние
    помещики, приехав
    как-то в воскресение
    в этот монастырь
    молиться Богу,
    с семьями,
    разряженные
    по-праздничному,
    были очень
    удивлены и даже
    обижены, увидев
    молодого соседа
    – Пушкина в
    полукрестьянской
    одежде, в красной
    рубахе и широких
    штанах, сидящего
    на церковной
    паперти и поющего
    вместе со слепыми
    нищими «Стих
    об Алексее,
    божьем человеке».
    Пушкин
    в Михайловском
    начал учиться
    сам сочинять
    по-народному
    песни, сказки
    и, в конце концов,
    овладел этим
    умением.
    В
    1830 г. Пушкин начинает
    работу над
    сказкой о медведихе
    «Как весенней
    теплою порой»,
    которая осталась
    незавершенной.
    В 1831 г. закончены
    «Сказка о царе
    Салтане» и
    «Сказка о попе
    и его работнике
    Балде». В 1833 г.
    написаны две
    сказки: «Сказка
    о рыбаке и рыбке»
    и «Сказка о
    мертвой царевне
    и о семи богатырях».
    В 1834 г. появилась
    «Сказка о золотом
    петушке».
    А.
    С. Пушкин создает
    свои сказки
    на фольклорном
    материале.
    «Сказка о попе
    и его работнике
    Балде» близка
    по сюжету к
    народной сказке
    «Батрак Шабараша».
    Сюжет «Сказки
    о рыбаке и рыбке»
    связан истоками
    со сказкой
    «Жадная старуха»
    и был подарен
    Пушкину собирателем
    фольклора
    писателем В.
    И. Далем. «Сказка
    о царе Салтане»
    перекликается
    с народной
    сказкой «О
    чудесных детях».
    «Сказка о мертвой
    царевне и о
    семи богатырях»
    близка к сюжету
    народной сказки
    «Волшебное
    зеркальце».
    Обращаясь к
    устному народному
    творчеству,
    А. С. Пушкин видит
    в нем неисчерпаемые
    возможности
    для обновления
    литературы.
    Сказки
    А. С. Пушкина –
    сюжетные
    произведения,
    в которых показан
    резкий конфликт
    между светлым
    и темным миром.
    Примером может
    служить «Сказка
    о царе Салтане,
    о сыне его славном
    и могучем богатыре
    князе Гвидоне
    Салтановиче
    и о прекрасной
    царевне Лебеди».
    Она была написана
    в 1831 г. и впервые
    напечатана
    в 1832г. в третьей
    части «Стихотворений
    А. С. Пушкина».
    Это
    была первая
    сказка Пушкина,
    появившаяся
    в печати. Она
    встретила
    разноречивые
    отклики. Далеко
    не все современники
    поняли новаторство
    Пушкина и увидели
    рождение нового
    поэтического
    жанра. Это
    произведение
    – не подражание
    и не переложение
    народной сказки,
    а прямой ее
    наследник не
    только по внешним
    признакам, но
    и по реалистической
    основе и глубокому
    социальному
    содержанию.
    В нем с самого
    начала дается
    тонкое сатирическое
    снижение образа
    царя: «Во все
    время разговора
    он стоял позадь
    забора…»
    По
    цензурным
    условиям А. С.
    Пушкин не мог
    откровеннее
    высмеять
    высокородного
    любителя
    подслушивать.
    Но в черновой
    прозаической
    программе
    «Сказки о царе
    Салтане» поэт
    четко наметил
    черты его характера:
    «Царь имел
    привычку гулять
    поздно по городу
    и подслушивать
    речи своих
    подданных. Он
    с приятной
    улыбкой подошел
    к меньшой сестре,
    взял ее за руку
    и сказал: будь
    же царицей и
    роди мне царевича!
    Потом, обратясь
    к старшей и
    средней, сказал
    он: ты будь у
    меня при дворе
    ткачихой, а ты
    – кухаркой».
    В
    сказке отражены
    многообразные
    оттенки человеческих
    чувств:
    В кухне
    злится повариха,
    Плачет
    у станка ткачиха,
    И завидуют
    оне
    Государственной
    жене –
    и
    раскрываются
    сложные взаимоотношения
    между людьми
    («А ткачиха с
    поварихой, с
    сватьей бабой
    Бабарихой
    извести ее
    хотят…»).
    Действие
    развертывается
    динамично, без
    длительных
    описаний.
    Пушкин-сказочник
    выступил против
    монотонности
    поэзии, против
    стертых
    ритмико-синтаксических
    оборотов. Его
    стих подвижен,
    передает ритм
    движения и
    напряженность
    событий:
    Едет с
    грамотой гонец,
    И приехал
    наконец.
    А ткачиха
    с поварихой,
    С сватьей
    бабой Бабарихой
    Обобрать
    его велят;
    Допьяна
    гонца поят
    И в суму
    его пустую
    Суют
    грамоту другую…
    Динамизм
    и быстрота
    смены событий
    свободно и
    легко уживаются
    с пейзажными
    картинками,
    лаконичными
    и зримо-красочными:
    Ветер весело
    шумит,
    Судно весело
    бежит…
    В синем
    небе звезды
    блещут,
    В синем
    море волны
    хлещут;
    Туча по
    небу идет,
    Бочка по
    морю плывет.
    Ветер на
    море гуляет
    И кораблик
    подгоняет;
    Он бежит
    себе в волнах
    На раздутых
    парусах.
    Пушкин
    выступает в
    «Сказке о царе
    Салтане» как
    борец за народность
    языка, или
    «просторечье»,
    как тогда говорили.
    Мягко,
    задушевно
    звучит речь
    героев, полная
    слов с ласкательными
    суффиксами,
    характерными
    для устного
    народного
    творчества:
    …белочка
    при всех
    Золотой
    грызет орех,
    Изумрудец
    вынимает,
    А скорлупку
    собирает…
    «Сказка
    о царе Салтане»
    завершается
    не моралистическим
    выводом, как
    было у многих
    других писателей-сказочников,
    а веселым пиром
    славящим торжество
    добра.
    «Сказка
    о попе и его
    работнике
    Балде» – сатира
    на служителей
    православной
    церкви. Эта
    сказка при
    жизни поэта
    не была напечатана.
    Впервые ее
    опубликовал
    В. А. Жуковский
    в 1840 г. в журнале
    «Сын Отечества»
    с большими
    переделками,
    вызванными
    строгостями
    цензуры. «Поп»
    был превращен
    в «купца Кузьму
    Остолопа».
    Начиналось
    оно так:
    Жил-был
    купец Кузьма
    Остолоп,
    По прозванью
    Осиновый Лоб.
    А
    вся сказка была
    озаглавлена:
    «Сказка о купце
    Кузьме Остолопе
    и о работнике
    его Балде».
    Изменения,
    внесенные
    Жуковским,
    искажали
    антицерковную
    направленность
    сказки, нарушали
    систему ее
    образов и поэтическую
    целостность.
    У
    Пушкина сказочные
    персонажи
    психологически
    и художественно
    совершенны;
    в процессе
    работы над
    сказкой он
    постоянно
    оттачивал ее
    стих, приближая
    его к народному,
    заостряя сатиру.
    Художественные
    средства пушкинской
    сказки неразрывно
    связаны с его
    поэтическим
    мировосприятием.
    Поэт выступил
    против вычурности
    и заумности
    стиха; он стремился
    приблизиться
    к народной
    поговорке с
    ее афористичностью.
    Так,
    в черновом
    варианте было:
    Попадья
    баба была догадливая,
    На всякие
    хитрости повадливая.
    А
    в окончательной
    редакции:
    Ум у бабы
    догадлив,
    На всякие
    хитрости повадлив.
    В
    1835 г. в журнале
    «Библиотека
    для чтения»
    появилась
    «Сказка о рыбаке
    и рыбке», написанная
    за два года до
    этого.
    В
    «Сказке о рыбаке
    и рыбке» отразились
    мотивы, бытующие
    не только в
    русском языке,
    но и в зарубежном
    фольклоре. Так,
    в сборнике
    братьев Гримм
    есть похожая
    сказка. Но они
    ограничились
    моралистическим
    выводом: жадность
    вредна, довольствуйтесь
    тем, что у тебя
    есть. Сказка
    Гриммов лишена
    социальной
    окраски: оба
    действующих
    лица – старик
    и старуха –
    поровну пользуются
    почестями и
    богатствами,
    доставшимися
    им по милости
    золотой рыбки.
    Сказка Пушкина
    представляет
    собой сатиру
    на крепостничество.
    Это подчеркивается
    резким противопоставлением
    старика и старухи:
    он остается
    крестьянином,
    а она поднимается
    все выше по
    социальной
    лестнице.
    В
    образе старика
    олицетворяется
    народное начало
    сказки. Он вынужден
    покоряться
    воле жадной
    старухи, он не
    испытывает
    к ней почтения,
    как бы высоко
    ни вознеслась
    она. Об этом
    свидетельствует
    его обращение
    к ней, когда
    она захотела
    стать царицей:
    «Что
    ты, баба, белены
    объелась?»
    «Сказка
    о мертвой царевне
    и о семи богатырях»
    написана в 1833
    г. Напечатана
    впервые в 1834 г.
    в журнале «Библиотека
    для чтения».
    В ней особо
    четко отразилась
    гуманистическая
    направленность
    пушкинских
    сказок.
    Царица-мать
    верно ждет
    своего мужа,
    отправившегося
    в дальний поход.
    Пушкин рассказывает
    об этом в ярких
    сценах, близких
    по стилю к устному
    народному
    творчеству:

    Смотрит
    в поле, инда
    очи

    Разболелись
    глядючи
    С белой
    зори до ночи;
    Не видать
    милого друга.
    Только
    видит: вьется
    вьюга,
    Снег
    валится на
    поля,
    Вся
    белешенька
    земля.
    Образ
    королевича
    Елисея дан в
    былинных тонах.
    Герой «отправляется
    в дорогу за
    красавицей
    душой, за невестой
    молодой». Он
    близок к природе.
    Лирические
    обращения
    Елисея к солнцу
    и месяцу и, наконец,
    к ветру поэтически
    окрашивают
    его образ, придают
    ему особое
    обаяние:
    Елисей,
    не унывая,
    К ветру
    кинулся, взывая:
    «Ветер,
    ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь
    стаи туч,
    Ты волнуешь
    сине море,
    Всюду
    веешь на просторе,
    Не боишься
    никого,
    Кроме
    Бога одного.
    Аль откажешь
    мне в ответе?
    Не видал
    ли где на свете
    Ты царевны
    молодой?
    Я жених
    ее».
    Эти
    обращения
    представляют
    собой своеобразные
    лирические
    отступления,
    в которых ощущается
    синтез поэтических
    элементов
    устного народного
    творчества.
    Так Пушкин
    выступил как
    новатор в самой
    композиции
    сказки, развернув
    народные
    обращения-заклинания
    в поэтическую
    картину.
    «Сказка
    о мертвой царевне»
    написана поэтом
    в творческом
    состязании
    с Жуковским.
    Но в отличии
    от него Пушкин
    не ограничивается
    романтическим
    изображением
    героев, он вводит
    реалистические
    картины жизни
    царского двора,
    создает и
    сатирические
    персонажи в
    своей сказке.
    Таков в какой-то
    мере царь-отец,
    поспешивший
    жениться, едва
    истек положенный
    срок вдовства.
    Пушкин иронически
    говорит о нем:
    Долго царь
    был неутешен,
    Но как быть?
    и он был грешен;
    Год прошел
    как сон пустой,
    Царь женился
    на другой.
    Основная
    же сила сатиры
    Пушкина направлена
    против царицы-мачехи,
    олицетворяющей
    «темный мир»
    в сказке. Мачеха
    «черной зависти
    полна», «горда,
    ломлива, своенравна
    и ревнива».
    Зависть и злость
    ко всему светлому
    и доброму приводит
    ее в конце концов
    к смерти: «Тут
    ее тоска взяла,
    и царица умерла».
    Так в сказке
    победа добра
    символизирует
    гибель зла.
    Особенно
    четко демократические
    идеи Пушкина
    отразились
    в незаконченной
    «Сказке о медведихе»
    (1830 г.), где сатирически,
    в образах зверей,
    высмеиваются
    правящие сословия
    – от дворянского
    до церковного.
    Прибегал
    туто волк-дворянин,
    У него-то
    зубы закусливые,
    У него-то
    глаза завистливые.
    Приходил
    тут бобр, торговый
    гость,
    У него-то
    бобра жирный
    хвост.
    Приходила
    ласочка-дворяночка,
    Приходила
    белочка-княгинечка,
    Приходила
    лисица-подьячиха,
    Подьячиха,
    казначеиха…
    Дворянам,
    князьям, купцам
    даются эмоционально
    окрашенные
    отрицательные
    характеристики.
    Симпатии Пушкина
    в этой сказке
    целиком на
    стороне народа,
    поэтому только
    крестьянин,
    зайка-смерд,
    изображен в
    сказке тепло:
    «Прибегал тут
    зайка-смерд,
    зайка бедненький,
    зайка серенький…»
    Враждебное
    отношение А.
    С. Пушкина к
    самодержавно-крепостнической
    власти ярко
    проявилось
    в том, что положительные
    герои всех его
    сказок – люди
    из народа: работник
    Балда («Сказка
    о попе и его
    работнике
    Балде»); труженик-старик
    («Сказка о рыбаке
    и рыбке»).
    Для
    сказок Пушкина,
    как и для народных,
    характерна
    вера в светлые
    силы и чувства.
    Сказки Пушкина
    оптимистичны,
    в них добро
    всегда побеждает
    тьму и злобу.
    Находчивость
    и трудолюбие
    Балды помогает
    ему победить
    попа; любовь
    и верность
    Елисея воскрешают
    его невесту;
    сыновняя преданность
    Гвидона, его
    борьба с завистью
    и клеветой
    способствуют
    торжеству
    правды.
    Чертами
    народности
    отмечена и
    поэтическая
    речь в сказках
    Пушкина. В них
    широко применяются
    народные поговорки,
    пословицы,
    слова и выражения,
    суффиксы:
    Но жена не
    рукавица:
    С белой
    ручки не стряхнешь
    Да за пояс
    не заткнешь.
    («Сказка
    о царе Салтане».)
    «… Впредь
    тебе, невежа,
    наука:
    Не садися
    не в свои сани!»
    («Сказка
    о рыбаке и рыбке».)
    Ждут бывало
    с юга, глядь,
    Ан с востока
    лезет рать.
    («Сказка
    о золотом петушке».)
    «Дурачина
    ты, простофиля!
    Выпросил,
    дурачина, корыто!
    В корыте
    много ли корысти?..»
    («Сказка
    о рыбаке и рыбке».)
    В сказках
    Пушкина много
    слов разговорного,
    иногда просторечного
    языка («и молва
    трезвонить
    стала», «не
    кручинься»,
    «он стоял позадь
    забора», «инда
    плакал царь
    Дадон».).
    Пушкин
    использует
    изобразительные
    средства народной
    поэзии: сравнения,
    метафоры, гиперболы,
    постоянные
    эпитеты:
    В чешуе,
    как жар горя,
    Тридцать
    три богатыря…
    («Сказка
    о царе Салтане».)
    Царь скопца
    благодарит,
    Горы золота
    сулит.
    («Сказка
    о золотом петушке».)
    Но царевна
    молодая,
    Тихомолком
    расцветая,
    Между тем
    росла, росла,
    Поднялась
    – и расцвела…
    И к царевне
    наливное,
    Молодое,
    золотое
    Прямо яблочко
    летит…
    Отвечает
    месяц ясный…
    («Сказка
    о мертвой царевне».)
    В его
    сказках широко
    применяется
    народно-поэтическая
    речь с ее своеобразной
    ритмикой и
    повторами («в
    путь-дорогу
    снарядился»;
    «свет наш солнышко»;
    «по морю, по
    океану к славному
    царю Салтану»).
    Сказки
    Пушкина отличаются
    богатством
    творческой
    фантазии. В них
    гармонично
    уживаются
    реалистические
    картины быта
    и нравов различных
    сословий русского
    общества с
    чудесами волшебного
    мира, возникшего
    под пером поэта.
    Таков целый
    город на острове
    Буяне – столица
    князя Гвидона:
    …Город
    новый златоглавый…
    …Стены с
    частыми зубцами,
    И за белыми
    стенами
    Блещут
    маковки церквей
    И святых
    монастырей.
    …В колымагах
    золотых
    Пышный
    двор встречает
    их…
    Поэтически
    совершенны
    такие персонажи,
    как царевна
    Лебедь, Золотая
    рыбка, Золотой
    петушок, тридцать
    три богатыря,
    белка-чудесница.
    Для
    сказок Пушкина,
    как и для народных,
    характерны
    чудесные превращения:
    старухи крестьянки
    – в царицу; лебедя
    – в прекрасную
    девушку; князя
    Гвидона – в
    комара, шмеля,
    муху.
    Волшебные
    превращения
    не только
    увлекательны,
    они помогают
    раскрыть
    гуманистические
    идеи сказок.
    Превращение
    старухи снова
    из царицы в
    крестьянку
    связано с наказанием
    ее за самодурство
    и алчность.
    Превращение
    лебедя в прекрасную
    девушку выражает
    победу любви
    над волшебными
    чарами.
    Сказки
    Пушкина пробуждают
    симпатии и
    антипатии
    читателей,
    формируют
    активное отношение
    к героям.
    3. Вклад
    сказок А. С. Пушкина
    в литературу

    Поэт
    искал свой путь
    освоения большой
    поэтической
    формы. Он пересмотрел
    все современные
    эстетические
    теории, считавшиеся
    неизменными.
    Так, сказку
    Пушкин рассматривает
    как большой
    эпический жанр
    литературы
    в отличие от
    многих современных
    ему писателей,
    считавших, что
    это жанр незначительный,
    мелкий. Создавая
    сказки, Пушкин
    обращается
    не к какому-то
    одному сюжету,
    как делали
    многие его
    современники,
    а собирает и
    обрабатывает
    наиболее яркие
    варианты русского
    и зарубежного
    фольклора.
    Произведения
    А. С. Пушкина
    указали детской
    литературе
    новый путь. Они
    дали классические
    образцы детской
    литературы,
    вскрыли пустоту
    и надуманность
    моралистических
    книжек многих
    детских писателей.
    31.03.99 22:06:50

    Список
    используемой
    литературы

    А.
    С. Пушкин. Собрание
    сочинений в
    трех томах.
    Т.1.
    – Москва: Художественная
    литература,
    1964.
    А.
    С. Пушкин. Избранные
    произведения.
    – Москва: Детская
    литература,
    1969.
    3.
    Детская литература.
    / Под редакцией
    Е. Е. Зубаревой

    Москва:
    Просвещение,
    1985.
    «Благослови,
    поэт!…»: Антология
    поэзии пушкинской
    поры. Книга 1.
    / Примечания
    Вл. Муравьёва
    – Москва:
    Советская
    Россия, 1983.

  5. Главная
    Рефераты – Иностранные языки
    Сказки АС Пушкина – сочинение
    КГАЦМиЗ
    Реферат на тему:
    «Сказки А. С. Пушкина»
    Выполнил: Д. А.
    Группа:
    Содержание
    1. Предисловие …………………………………………. 3
    2. Сказки А. С. Пушкина ………………………………. 4
    3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу …………11
    4. Список используемой литературы ………………….12
    1. Предисловие
    Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.
    В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.
    Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя. Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.
    2. Сказки Пушкина
    Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.
    «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», – писал К. И. Чуковский.
    Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.
    Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.
    Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться Богу, с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены, увидев молодого соседа – Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе и широких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке».
    Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.
    В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и его работнике Балде». В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».
    А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и его работнике Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
    Сказки А. С. Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина».
    Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…»
    По цензурным условиям А. С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты – кухаркой».
    В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха,
    И завидуют оне
    Государственной жене –
    и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
    Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:
    Едет с грамотой гонец,
    И приехал наконец.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Обобрать его велят;
    Допьяна гонца поят
    И в суму его пустую
    Суют грамоту другую…
    Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо-красочными:
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит…
    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут;
    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет.
    Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.
    Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили.
    Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
    …белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает…
    «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра.
    «Сказка о попе и его работнике Балде» – сатира на служителей православной церкви. Эта сказка при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналось оно так:
    Жил-был купец Кузьма Остолоп,
    По прозванью Осиновый Лоб.
    А вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали антицерковную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.
    У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.
    Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.
    Так, в черновом варианте было:
    Попадья баба была догадливая,
    На всякие хитрости повадливая.
    А в окончательной редакции:
    Ум у бабы догадлив,
    На всякие хитрости повадлив.
    В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.
    В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.
    В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:
    «Что ты, баба, белены объелась?»
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.
    Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга.
    Только видит: вьется вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белешенька земля.
    Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:
    Елисей, не унывая,
    К ветру кинулся, взывая:
    «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме Бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее».
    Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.
    «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличии от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
    Долго царь был неутешен,
    Но как быть? и он был грешен;
    Год прошел как сон пустой,
    Царь женился на другой.
    Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
    Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной «Сказке о медведихе» (1830 г.), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия – от дворянского до церковного.
    Прибегал туто волк-дворянин,
    У него-то зубы закусливые,
    У него-то глаза завистливые.
    Приходил тут бобр, торговый гость,
    У него-то бобра жирный хвост.
    Приходила ласочка-дворяночка,
    Приходила белочка-княгинечка,
    Приходила лисица-подьячиха,
    Подьячиха, казначеиха…
    Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики. Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд, изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…»
    Враждебное отношение А. С. Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, что положительные герои всех его сказок – люди из народа: работник Балда («Сказка о попе и его работнике Балде»); труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).
    Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.
    Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:
    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь
    Да за пояс не заткнешь.
    («Сказка о царе Салтане».)
    «… Впредь тебе, невежа, наука:
    Не садися не в свои сани!»
    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    Ждут бывало с юга, глядь,
    Ан с востока лезет рать.
    («Сказка о золотом петушке».)
    «Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!
    В корыте много ли корысти?..»
    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон».).
    Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря…
    («Сказка о царе Салтане».)
    Царь скопца благодарит,
    Горы золота сулит.
    («Сказка о золотом петушке».)
    Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась – и расцвела…
    И к царевне наливное,
    Молодое, золотое
    Прямо яблочко летит…
    Отвечает месяц ясный…
    («Сказка о мертвой царевне».)
    В его сказках широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).
    Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:
    …Город новый златоглавый…
    …Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей.
    …В колымагах золотых
    Пышный двор встречает их…
    Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.
    Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху.
    Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
    Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к героям.
    3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу
    Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными. Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора.
    Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.
    31.03.99 22:06:50
    Список используемой литературы
    1. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах.
    Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
    2. А. С. Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература, 1969.
    3. Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –
    Москва: Просвещение, 1985.
    4. «Благослови, поэт!…»: Антология поэзии пушкинской поры. Книга 1. / Примечания Вл. Муравьёва – Москва:
    Советская Россия, 1983.

  6. Пушкин написал не так много сказок, чтобы возникла большая проблема с выбором любимой, хотя каждая его сказка – это настоящий шедевр. Мне например больше всего нравится “Сказка о царе Салтане”.
    Итак, первый шаг сделан и сказка выбрана. Составим небольшой план для написания сочинения.
    Вступление. Название сказки, почему она стала люимой
    Аргументация. Несколько самых ярких с моей точки зрения эпизодов сказки, за которые ее невозможно не полюбить
    Вывод. Подтверждение своего мнения на основе приведенных аргументов.
    Сочинение на тему “Моя любимая сказка Пушкина”:
    Моей любимой сказкой Пушкина является “Сказка о царе Салтане”, потому что в ней очень много интересных приключений, в ней красивые герои и в ней добро торжествует, а зло оказывается наказано, но прощено.
    Мне очень нравится эпизод, когда Гвидон с матерью оказываются на пустом острове, и князю удается спасти от гибели прекрасную лебедь, которая в благодарность дарит Гвидону огромный волшебный город.
    Очень интересны и полеты Гвидона к своему отцу в образе насекомых, за которыми следовало очередное чудо от лебедя. То появится милая белочка, то возникнут тридцать три богатыря, а кульминацией сказки становится превращение самого лебедя в красавицу царевну и свадьба Гвидона.
    Наконец, когда сам царь Салтан, съедаемый любопытством приплывает на остров, он обнаруживает там своего выросшего сына и свою потерянную, но любимую супругу. Злых сплетниц наказывают, но в итоге милуют, не казнят.
    Именно потому, что в сказке “О царе Салтане” столько чудес мне и нравится эта сказка, потому она и стала моей любимой.

  7. Кроткая, нежная и милая царевна добивается того, что служанка не убивает девушку. Проживая в лесу, она хозяйничает в доме богатырей и ждёт возлюбленного королевича. Умирает от руки переодетой коварной, злобной Царицы. Но, силы добра побеждают. Смерть отступает там, где правит любовь. Молодому юноше помогают все природные стихии (ветер, солнце, месяц) и он находит любимый образ в гробу. Силы зла рушатся и наступает радостное событие – свадьба. Злая царица не выдерживает переживаний, что не получилось её коварство и умирает от тоски. И любовь побеждает. Заканчивается всё торжеством.
    Во всех сказках торжествует добро. Надо помнить о том что, если сильно любишь, то обязательно преодолеешь любые трудности. Надо идти вперёд и не бояться. Трудности закаляют характер. Чем труднее было достичь желаемое, тем приятней и ощутимей результат.
    Если в душе живёт любовь, то можешь преодолеть любые преграды. Главное верить и идти вперёд. Тогда победа будет за человеком с уверенным твёрдым, мужественным характером. Победит тот – кто не испугался и ни сдался на середине пути. Фортуна и успех любят настойчивых, с сильным характером людей.

    Сочинение Моя любимая сказка Пушкина О рыбаке и рыбке

    С тех самых пор, как ребенок появляется на свет, родители начинают читать ему сказки. Так, уже в маленьком возрасте, у каждого малыша есть своя любимая сказка – у кого-то «Красная Шапочка» Шарля Перро, у других «Гадкий утенок» Андерсена, а моя самая любимая сказка принадлежит перу выдающегося русского писателя девятнадцатого века – Александру Сергеевичу Пушкину, и называется она «Сказка о рыбаке и рыбке».
    Многим хорошо знаком сюжет этой истории, где старуха день ото дня ругала своего мужа-рыбака, от того, что ей не нравилось жить бедно, а она мечтала быть богатой и ни в чем не нуждаться. И однажды удача им улыбнулась, закинув невод, старик сумел поймать золотую рыбку, пообещавшую исполнить одно заветное желание, взамен на спасение.
    Сказка заканчивается печально, старик со старухой так и остаются сидеть у разбитого корыта, как это было вначале. Все волшебство рассеялось в один миг, как будто ничего этого никогда не было. Таким было наказание рыбки старухе, которая хотела слишком многого, не осознавая, что никому в этой жизни ничего не дается просто так, а каждому воздается по заслугам.
    Писатель стремился показать своим юным читателям, что никогда жадность, зло и жажда богатств не смогут сделать человека абсолютно счастливым. Так, из раза в раз, становясь все богаче и знатнее, старуха продолжала требовать большего, постоянно, будучи чем-то недовольной. Ни богатая жизнь, ни слуги, ни роскошное убранство дома не сделали ее счастливой, она продолжала оставаться все той же завистливой, сварливой, недовольной своим положением женщиной, которая хотела изменить все, не прикладывая для этого никаких усилий.
    Эта сказка поучительна, она помогает читателям со стороны посмотреть на людей, живущих в ссорах с жадности. Старик же, напротив, является олицетворением хорошего, он всю свою жизнь ежедневно рыбачил, чтобы им с женой было чем питаться, никогда не позволил себе сказать плохого слова в ее адрес, он пожалел маленькую рыбку, проявив милосердие. Даже в самом конце рассказа, когда он вернулся домой и увидел старуху у старого разбитого корыта, он не расстроился, он все понял, но также он знал, что жизнь на этом не заканчивается.
    5 класс

  8. 8
    Текст добавил: ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце

    Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    КГАЦМиЗ
    Реферат на тему:
    «Сказки А. С. Пушкина»
    Выполнил: Д. А.
    Группа:
    Содержание
    1. Предисловие …………………………………………. 3
    2. Сказки А. С. Пушкина ………………………………. 4
    3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу …………11
    4. Список используемой литературы ………………….12
    1. Предисловие
    Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране.
    Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.
    В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.
    Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя.
    Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
    Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема.
    Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.
    2. Сказки Пушкина
    Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.
    «…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего
    «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», – писал К. И. Чуковский.
    Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.
    Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и
    Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».
    Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.
    Соседние помещики, приехав как-то в воскресение в этот монастырь молиться
    Богу, с семьями, разряженные по-праздничному, были очень удивлены и даже обижены, увидев молодого соседа – Пушкина в полукрестьянской одежде, в красной рубахе и широких штанах, сидящего на церковной паперти и поющего вместе со слепыми нищими «Стих об Алексее, божьем человеке».
    Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.
    В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и его работнике Балде». В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».
    А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и его работнике Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак
    Шабараша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой
    «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.
    И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
    Сказки А. С. Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832г. в третьей части «Стихотворений А. С. Пушкина».
    Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…»
    По цензурным условиям А. С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе
    «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты – кухаркой».
    В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха,
    И завидуют оне
    Государственной жене – и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
    Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин- сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико- синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:
    Едет с грамотой гонец,
    И приехал наконец.
    А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Обобрать его велят;
    Допьяна гонца поят
    И в суму его пустую
    Суют грамоту другую…
    Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо-красочными:
    Ветер весело шумит,
    Судно весело бежит…
    В синем небе звезды блещут,
    В синем море волны хлещут;
    Туча по небу идет,
    Бочка по морю плывет.
    Ветер на море гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.
    Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили.
    Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
    …белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает…
    «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра.
    «Сказка о попе и его работнике Балде» – сатира на служителей православной церкви. Эта сказка при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца
    Кузьму Остолопа». Начиналось оно так:
    Жил-был купец Кузьма
    Остолоп,
    По прозванью Осиновый
    Лоб.
    А вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали антицерковную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.
    У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.
    Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.
    Так, в черновом варианте было:
    Попадья баба была догадливая,
    На всякие хитрости повадливая.
    А в окончательной редакции:
    Ум у бабы догадлив,
    На всякие хитрости повадлив.
    В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.
    В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.
    В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:
    «Что ты, баба, белены объелась?»
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г.
    Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.
    Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход.
    Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга.
    Только видит: вьется вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белешенька земля.
    Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе.
    Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:
    Елисей, не унывая,
    К ветру кинулся, взывая:
    «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме Бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее».
    Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.
    «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с
    Жуковским. Но в отличии от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь- отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
    Долго царь был неутешен,
    Но как быть? и он был грешен;
    Год прошел как сон пустой,
    Царь женился на другой.
    Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна»,
    «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
    Особенно четко демократические идеи Пушкина отразились в незаконченной
    «Сказке о медведихе» (1830 г.), где сатирически, в образах зверей, высмеиваются правящие сословия – от дворянского до церковного.
    Прибегал туто волк- дворянин,
    У него-то зубы закусливые,
    У него-то глаза завистливые.
    Приходил тут бобр, торговый гость,
    У него-то бобра жирный хвост.
    Приходила ласочка- дворяночка,
    Приходила белочка- княгинечка,
    Приходила лисица- подьячиха,
    Подьячиха, казначеиха…
    Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики. Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд, изображен в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…»
    Враждебное отношение А. С. Пушкина к самодержавно-крепостнической власти ярко проявилось в том, что положительные герои всех его сказок – люди из народа: работник Балда («Сказка о попе и его работнике Балде»); труженик- старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).
    Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.
    Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:
    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь
    Да за пояс не заткнешь.
    («Сказка о царе Салтане».)
    «… Впредь тебе, невежа, наука:
    Не садися не в свои сани!»
    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    Ждут бывало с юга, глядь,
    Ан с востока лезет рать.
    («Сказка о золотом петушке».)
    «Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!
    В корыте много ли корысти?..»
    («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон».).
    Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря…
    («Сказка о царе Салтане».)
    Царь скопца благодарит,
    Горы золота сулит.
    («Сказка о золотом петушке».)
    Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась – и расцвела…
    И к царевне наливное,
    Молодое, золотое
    Прямо яблочко летит…
    Отвечает месяц ясный…
    («Сказка о мертвой царевне».)
    В его сказках широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).
    Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:
    …Город новый златоглавый…
    …Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей.
    …В колымагах золотых
    Пышный двор встречает их…
    Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка,
    Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.
    Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона
    – в комара, шмеля, муху.
    Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
    Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к героям.
    3. Вклад сказок А. С. Пушкина в литературу
    Поэт искал свой путь освоения большой поэтической формы. Он пересмотрел все современные эстетические теории, считавшиеся неизменными.
    Так, сказку Пушкин рассматривает как большой эпический жанр литературы в отличие от многих современных ему писателей, считавших, что это жанр незначительный, мелкий. Создавая сказки, Пушкин обращается не к какому-то одному сюжету, как делали многие его современники, а собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты русского и зарубежного фольклора.
    Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь.
    Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.
    31.03.99 22:06:50
    Список используемой литературы
    1. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в трех томах.
    Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
    2. А. С. Пушкин. Избранные произведения. – Москва: Детская литература,
    1969.
    3. Детская литература. / Под редакцией Е. Е. Зубаревой –
    Москва: Просвещение, 1985.
    4. «Благослови, поэт!…»: Антология поэзии пушкинской поры. Книга 1. /
    Примечания Вл. Муравьёва – Москва:
    Советская Россия, 1983.

  9. 9
    Текст добавил: Ломая_системы

    Пушкин – все сочинения
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

  10. Особенно я люблю «Сказку о Царе Салтане». Положительные герои в ней благодаря своим качествам преодолевают все злобные козни и выходят победителями. Царь Салтан – добрый и мудрый правитель, но его обманывают хитрые и завистливые сестры царицы, он лишается на долгие годы не только ее, но и сына. Но благодаря тому, что царевич Гвидон оказался умным, добрым и честным, он обрел свое счастье на острове Буяне, став его правителем с помощью спасенной царевны Лебедь. В конце сказки семья воссоединяется, на радостях даже прощая подлых сестер.
    Эта сказка полна чудес и волшебства. В ней отражается борьба добра и зла, тернистый путь героев к счастью. Мы видим, что даже став царицей, нельзя быть уверенной, что тебе никто не завидует и не хочет причинить тебе вред. Но доброе сердце способно прощать, не хранит обиду и тем более не мстит.
    Сказки этого великого поэта и писателя написаны простым, понятным языком и очень легко запоминаются. Думаю, практически каждый даже спустя много лет помнит некоторые строки из его произведений. А все потому, что они написаны на высочайшем уровне, язык Пушкина чист и невероятно красив. Отрицательные герои у него часто выглядят скорее смешными, чем страшными. А положительные всегда обретают счастье благодаря своей доброте, вере и честности.
    Я уверен, что сказки Александра Сергеевича очень полезны для подрастающего поколения. Они подают хороший пример, учат бороться за правду, быть великодушным и добрым. Их хочется перечитывать вновь и вновь.

  11. Категория: Все сочинения по русскому языку
    Александр Пушкин написал много замечательных сказок для детей. Сказки преимущественно стихотворные, поэтому легко читаются.
    Вот мы на берегу моря сказки «О рыбаке и рыбке». Золотая рыбка исполняет желания захланної бабки. Сказка учит нас не посягать на большое богатство, чтобы не оказаться у разбитого корыта.
    А какой замечательный лес в поэме «Руслан и Людмила». Здесь можно встретить ученого кота, русалку, тридцать морских витязей, их дядьки Черномора, увидеть избушку Бабы-Яги на куриной ножке, злого Кощея Бессмертного, следы невиданных зверей.
    Теперь мы в палатах царских. Это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Ни зеркальце, что про все на свете знал, ни коварство, ни зависть и хитрость не помогли злой царицы избавиться от молодой красавицы царевны. Доброе сердце девушки помогает найти друзей, а любовь побеждает все чары.
    Снова мы возвращаемся на берег другого моря сказки «О царе Салтане…», где волны выбросили на берег бочку. А в ней спаслись молодой сын царя Гвидон и его мать-царица. Там принц спасает не лебедь от коршуна, а прекрасную девушку от злого волшебника. Маленькими насекомыми трижды летит увидеть родной дом. Там узнает, что все чудеса мира совсем рядом. Их также хочет увидеть старый король. Впоследствии открывается вся правда о страшный поступок, виновные наказаны.
    Это интересное путешествие можно продолжать долго. Пушкин написал много сказок. Все они разные по сюжету, интересные и поучительные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *