Сочинение на тему пушкинские традиции в поэзии лермонтова

14 вариантов

  1. Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
    В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
    Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
    У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
    Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
    Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.
    Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

  2. Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
    В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
    Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
    У М. Ю. Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
    Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня — это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
    Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.
    Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

  3. В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

  4. 4
    Текст добавил: Тону в твоих слезах*

    1 Пушкинские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Например, многие мотивы в лирике и в творчестве Пушкина (кстати, слово «мотив» в переводе с французского обозначает «мелодия», «напев», а слово «лирика» пришло в русский язык из греческого и переводится как «поющий под звуки лиры») обнаруживаются в поэзии Лермонтова. В 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» отклик на трагическую гибель Пушкина. Оно начинается с вольной цитаты из посвящения к «Кавказскому пленнику» Пушкина: «Погиб поэт невольник чести…» Для погибшего поэта действительно большое значение имели честь и достоинство. Например, этот мотив звучит в исторической повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема стихотворения «Смерть поэта», квинтэссенция которого звучит в эпиграфе, воздаяние за зло. Это и мотив лирики Пушкина. Однако если в оде «Вольность», стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин высказывает желание видеть Россию, в которой установлен единый для всех закон, то у Лермонтова возникают сомнения в справедливости этого закона. Лермонтов полагает, что только Божий «грозный суд» покарает находящихся «под сению закона» убийц. Кто же они, по мнению Лермонтова? В гибели Пушкина поэт обвиняет не только убийцу, не только духовную чернь, обращаясь к которой, судя по стихотворениям Пушкина «Чернь» и «Поэт и толпа», поэт отстаивал свободу творчества, но и светское общество. Лермонтов обвиняет окружавших Пушкина «клеветников ничтожных» и того, чьим «словам и ласкам ложным» поверил поэт, то есть, возможно, государя. Конфликт поэта и нравственной черни, обозначенный в лирике Пушкина, в стихотворении Лермонтова «Поэт» разрешается в пользу черни. Стихотворение построено на параллелизме. История кинжала, бывшего некогда боевым оружием, но ставшего «игрушкой золотой», сравнивается с судьбой современного поэта, который променял власть над думами света на злато. В последнем четверостишии стихотворения Лермонтов задается вопросом, может ли возродиться поэт и вновь, говоря словами Пушкина, «глаголом жечь сердца людей» (это цитата из стихотворения Пушкина 1 / 5
    2 «Пророк»). Развивая основную философскую мысль этого произведения что есть предназначение и судьба поэта, Лермонтов в одноименном стихотворении говорит о том, что произошло с пророком с того времени, когда он стал исполнять волю Бога. Лермонтовский текст начинается словами: «С тех пор…» Смысл стихотворения таков: пророк отвергнут обществом, «презирают все его». С точки зрения Лермонтова, пушкинский пророк обречен на непонимание и отчуждение людей, его окружающих. Интересно также заметить, каким изменениям подвергается у Лермонтова пушкинское осмысление смены поколений. Если в стихотворениях Пушкина «Дорожные жалобы», «19 октября» и других поэт принимает смену поколений как естественное закономерное явление, то Лермонтов в стихотворении «Дума» противопоставляет друг другу поколения, эта тема у Лермонтова драматична. Современное поколение не принимает предыдущее за их «роскошные забавы», «ребяческий разврат» это им скучно. Взамен же этого современнику могут предложить только старение в бездействии, без наслаждения жизнью: поэзией, искусством. Ненависть и любовь случайные чувства в их сердцах. Лермонтов строит образ современного поколения на противопоставлении: И царствует в душе Какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтов подчеркивает в последнем четверостишии, что этот конфликт вечен и грядущее поколение не примет современное, считая его морально «промотавшимся отцом». Еще один мотив Пушкина получил развитие в лирике Лермонтова это образ демона, 2 / 5
    3 который воплотился в необыкновенно одиноком лирическом герое стихотворения «И скучно, и грустно…». Как и у Пушкина в стихотворениях «Дорожные жалобы», «19 октября» «Осень», у Лермонтова звучит мотив утекания жизни, но для лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно…» жизнь «такая пустая и глупая шутка». Интересно, что в «Медном всаднике» Пушкина звучит вопрос: иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей? Лирический герой стихотворения Лермонтова разочарован, его охватывает чувство безысходности, безнадежности, разочарования в жизни. Белинский назвал такое состояние «нездешней мукой». Стихотворение проникнуто настроением реквиема: не сбылись надежды, обмануты чувства, вера в будущее. Интересно в связи с этим заметить, что пушкинская тема земной благодати также нашла продолжение в лирике Лермонтова. Например, лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» воспринимает пейзаж «сладостным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, он может постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть Бога. Это христианский мотив приятие мира Господнего, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и надежду, как силу, смиряющую тревогу. Еще одно стихотворение такого плана «Выхожу один я на дорогу…». Лирический герой этого стихотворения видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя», что может дать только Бог. Эта тема 3 / 5

  5. В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

  6. В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин – идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

  7. Тема: – М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии

    В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

  8. М.Ю.Лермонтов продолжатель пушкинских традиций
    С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. «Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…» Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов, «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь! —
    были восприняты при дворе как «призыв к революции».
    Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.
    Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: «Какая польза нам от нее?»
    Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение «Смерть поэта» написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это «Свободы, Гения и Славы палачи». Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и «мир дальний» вновь одержал победу. Однако есть «Божий суд», «есть грозный судия». Время, века, человечество скажут свое слово.
    Поэт-пророк —’это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении «Поэт» (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала п
    росто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих «звучал, как колокол на башне» в прошлом, «во дни торжеств и бед народных». Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь «блесткам и обманам».
    Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
    Проснешься лъ ты опять, осмеянный пророк ?
    Иль никогда, на голос мщенъя
    Из золотых иожон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?..
    Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: «Пойдите прочь». Не таков пророк «совсем уже другой эпохи». Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо «Пророк», повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: «Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:
    С тех пор как вечный судия Мне дал есеведенъе пророка…
    Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи. Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений.
    Впрочем и пушкинский поэт получал иногда своего рода «социальный заказ»: «Сердца собратьев исправляй…» Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.
    Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.
    История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.
    Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. «Пророк» — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. «Журналист, читатель и писатель» уже самим названием и драматической формой напоминает «Разговор книгопродавца с поэтом». Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала: Стихи — такая пустота; Слова без смысла, чувства нету, Натянут каждый оборот… Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный? Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в «мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки». Обвинения критиков беспощадны:
    В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету — А просто грязная вода.
    Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: «О чем писать?» Лишь изредка «забот спадает бремя». Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: «Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум».
    Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М.Ю.Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.

  9. Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
    В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
    Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
    У М. Ю. Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
    Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
    Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок.
    «
    1
    2
    »

  10. В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. . . нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.
    «
    1
    2
    »

  11. Балкаева Полина Павловна – учитель русского языка и литературы Амвросиевской общеобразовательной школы IIII ступеней №2 Амвросиевского района ДНР
    Урок литературы в 9 класс
    Тема. М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества . Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Ведущие темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Тема России. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Родина».
    Теория литературы. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.
    Цели: дать обзор основных этапов жизненного и творческого пути М.Ю.Лермонтова; активизировать знания о жизни и творчестве поэта; определить отличительные особенности лермонтовского таланта; воспитывать чувство любви к поэзии М.Ю.Лермонтова; развивать навыки работы в группе.
    Оборудование: учебник, тексты стихотворений; портрет М.Ю.Лермонтова, портреты его бабушки, родителей; изображение Тархан; герб рода Лермонтовых; автопортрет М.Ю.Лермонтова ; ноутбук , выставка литературы.
    Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; понимание значения личности и творчества поэта в русской культуре, самобытности его таланта; представление о взглядах поэта на задачи художественного творчества; умение готовить сообщения и выступать с ними, работать в группе.
    Ход урока
    I. Организационный момент .
    II. Анализ контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина .
    III. Работа по теме урока
    1. Слово учителя
    Лермонтов вошел в русское общественное сознание как преемник Пушкина, продолживший его дело в новых исторических условиях. Белинский называл Лермонтова «поэтом совсем другой эпохи». В дальнейшем имена Пушкина и Лермонтова укрепились в национальной культурной памяти как кровно связанная и контрастная пара: «Пушкин – дневное , Лермонтов – ночное светило русской поэзии» (Д.С.Мережковский).
    Жизнь его была коротка и трагичная. Русский поэт , драматург, художник является одним из самых известных поэтов . Трудно представить школьную программу без него.
    2. Выступление учащихся по теме жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (слайды, группа биографов, историков, лириков). Они характеризуют время ; биографы – ореол таинственности и мистик, по мнению романтически настроенных почитателей его таланта , романтический ореол и происхождение , имеющее шотландские корни . Читают стихотворение «Желание».
    3. Обзорная лекция о творчестве М.Ю.Лермонтова. . Уже при жизни Лермонтов был признании преемником Пушкина . Начал писать стихи с ранней юности – с 1828 года , но вошел в литературу, по сравнению с Пушкиным , поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная им публикация в 1837 году – «Бородино»). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним . В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Ю.Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени».
    При весьма небрежном отношении Лермонтова к своим рукописям до нас дошли 300 его юношеских стихотворений , 23 завершенные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 года, три пьесы в прозе и два в стихах неоконченных романа.
    Лермонтов прославился быстро получившее распространение стихотворение «Смерть Поэта» (1837). Это взволнованный и гневный монолог . В четырех словах первого же стиха концентрируются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества : здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт , и неволя , и честь.
    «Пророк» – одно из последних стихотворений Лермонтова, своеобразное продолжение пушкинского «Пророка».
    Библейский план стихотворения сопрягается с современным планом: подразумевается трагическая судьба поэтов-пророков. Стихотворение носит философский характер, говорит об общечеловеческой проблеме.
    В стихотворении Лермонтова «Поэт» судьба поэта сопоставляется с судьбой кинжала – когда-то верой и правдой служившего воину , а ныне унизительно «заброшенного» « в походной лавке армянина». Горькая сатира подчеркивает трагизм миропорядка , трагизм положения поэта и его миссии служения.
    Стихотворения «Нет , я не Байрон , я другой…», написанное накануне восемнадцатилетия, предсказывает жизненный путь Лермонтова . И Байрону, и Лермонтову приписывали провидческие способности . Уже в юном возрасте он чувствовал свою мощь, сопоставляя своего лирического героя с «океаном угрюмым», противопоставляя себя, «избранника», толпе, наконец ставя себя на один уровень с самим Богом.
    Россия в лирике Лермонтова , ассоциируется с государством , враждебным «свободной» личности. («Прощая , немытая Россия», 1840).
    Но было у России и славное прошлое , в котором поэт видел истинное величие страны(«Два великана», 1832, «Бородино», 1837).
    «Родина» – лирическое раздумье о своем отношении к отчизне. Жизнь народа сливается для него с жизнью природы, и она так далека от официальной , светской , столичной жизни.
    «Родина» – образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия жизни такой, какова она есть . В.Г.Белинский был в восторге от этого произведения :»… что за вещь – пушкинская , т.е. одна из лучших пушкинских».
    Стихотворение «Родина» положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о Родине, где мысль о ней не расторжима с образами русской деревни и природы.
    Таковы ведущие темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
    4. Беседа по теории литературы (учащиеся имеют записи в тетрадях).
    Композиция (лат.-составление , соединение) – расположение , т.е. построение произведения , обусловленное его содержимым и жанром.
    Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета.
    Деталь художественного произведения – одно из средств создания художественного образа , которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности . Деталь может воспроизводить черты внешности , одежды, обстановки , переживания или поступка.
    IV. Закрепление изученного материала.
    1. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
    Какие микротемы можно выделить в стихотворении «Смерть поэта»? Только ли о гибели Пушкина пишет Лермонтов?
    Какие средства художественной выразительности использует Лермонтов для выражения идеи стихотворения? (тропы: эпитеты, метафоры, гиперболы , перифразы , сравнения; фигуры речи : инверсии, антитезы, риторические приемы, лексические средства .
    Как понимается патриотизм в стихотворении «Родина»?
    V. Подведение итогов урока.
    Беседа с учащимися
    Каким вы видите М.Ю. Лермонтова?
    «Я излил горечь сердечную на бумаге», – говорил Лермонтов на судебном допросе. Мог ли Лермонтов поступить иначе: не бросать вызов властям , не писать обличительных стихов , не навлекать на себя гнев . Как вы думаете ? Аргументируйте свой ответ.
    Домашнее задание.
    1. Составить тезисный план статьи о М.Ю.Лермонтове (стр. 260-270).
    2. Вопросы и задания учебника (стр. 262, 264). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Смерть поэта», «Родина».

  12. В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”. В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.
    ?

  13. Хотя Лермонтов и использует «старые мотивы», описывает он всё же актуальную социальную среду – не вымышленный город Тамбов. В «Тамбовской казначейше» читатель просматривает ориентацию на провинциальную жизнь пушкинского «Евгения Онегина». Тамбов – «славный городок», неприметный, даже «на карте генеральной кружком обозначен не всегда». Лермонтов, используя пушкинский приём пропуска строк, даже не описывает город полностью. Здесь есть и фонари, и прямые улочки, и мостовые, и даже два трактира,но жители Тамбова такие же неприметные и скучные, как и сам город. Рутинная жизнь «чопорных франтов» и «неумолимых педантов» нарушается лишь приездом уланского полка:
    У матушек сверкнули взоры;
    Зато, несносные скупцы,
    Неумолимые отцы
    Пришли в раздумье: сабли, шпоры
    Беда для крашеных полов …
    Так волновался весь Тамбов.
    Подобно тому, как жители лермонтовского Тамбова волнуются о мелких, обыденных делах города, жители пушкинской деревни ведут свои злободневные разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Интересы провинциалов ограничиваются ведением списка расходов семьи, заготовкой наливок и яблочной воды, сушкой грибов на зиму, в общем, делами чисто деревенскими, помещичьими. Очевидна параллель провинциальной жизни жителей Тамбова и жителей деревни, в которой жил Евгений Онегин у Пушкина
    Известно, что пушкинский Евгений Онегин был знаток науки «страсти нежной»:
    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать,
    В сердечных письмах как небрежен!
    Штаб-ротмистр Гарин, главный герой «Тамбовской казначейши»- почти истинный двойник Онегина:
    Он был мужчина в тридцать лет;
    Штаб-ротмистр, строен, как корнет;
    Взор пылкий, ус довольно чёрный:
    Короче, идеал девиц.
    Разве ли не второй Онегин, только чуть постарше? Такой же порывистый и непредсказуемый, «шутя» всадивший другу пулю в лоб, подобно тому, как Онегин в порыве чувств объявил дуэль своему приятелю Владимиру Ленскому.
    Гарин – настоящий «молодой повеса», шутник, беззаботник, как и Евгений Онегин. Гарин не ходит «тропой избитой», не следует советам, а делает всё по-своему. Вспомним, что в начале своего пребывания в деревне Онегин был очень популярен, но потом «все дружбу прекратили с ним». Оба героя- лишние люди своего времени. Только Гарин не зависит от чужого мнения, а для Онегина очень важно то, что скажет свет.
    Интересно, что в «Тамбовской казначейше» есть изменённые эпизоды из «Евгения Онегина». Так, у Лермонтова в XXXVI главе Гарин объясняется в любвиказначейше Авдотье Николаевне.Эти слова – не полный прототип письма Татьяны к Онегину или Онегина к Татьяне. Лермонтов в своей поэме использует, так сказать, микс из двух признаний:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *