Сочинение на тему пушкинский петербург

10 вариантов

  1. Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  2. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 3
    поиск по сайту правообладателям
    Петербург в творчестве А. С. Пушкина (сочинение)
    Петербург в творчестве А. С. Пушкина (сочинение)

    Петербург в творчестве А. С. Пушкина

    Автор: Пушкин А.С.
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  3. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город — “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  4. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой – оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века – это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа – это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город – “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  5. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Санкт-Петербург Пушкина СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
    1. “На тройке пренесенный… в великий град Петра”
    2. Фонтанка, Калинкин мост
    3. Коллегия иностранных дел
    4. “Пусть первая песнь его будет свобода”
    5. “У беспокойного Никиты”
    6. “Свет и надежда”
    7. “Семья Олениных”
    8. “Побежденный учитель”
    9. “Волшебный край”
    10. В III отделении
    11. Дом Лавалей
    12. На Галерной, на Фурштадской, “в Морской”
    13. “Архивы Роя…”
    14. “У Пантелеймона”
    15. “Я пожалован в камер-юнкеры”
    16. “Избрать в действительные члены академии”
    17.“Книжные лавки Петербурга”
    18. “Благословлю моих друзей”
    19. С родителями
    20.“На Мойке”
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ Жизнь А.С. Пушкина неразрывно связана с Петербургом. Здесь к нему пришла поэтическая слава, в зрелом возрасте он обрел в столице свой собственный дом. В этом городе Пушкин познал великие творческие радости и горячо полюбил его, хотя именно тут и довелось ему испытать в полной мере горечь унижений и обид.
    Коротким было пребывание Пушкина в Петербурге, когда он мальчиком приехал туда в июле 1811 года, чтобы поступить в Царскосельский лицей. Пробыв в Петербурге немногим более двух месяцев, мальчик уехал в Царское Село.
    После окончания Лицея он три года (с 1817-го по 1820-й) прожил в Петербурге. Это было время, когда его имя стало широко известным.
    Находясь в ссылке, Пушкин тяжело переживал разлуку с Петербургом.
    23 мая 1827 года, после семилетней разлуки, он приехал на два месяца в Петербург, а затем, вернувшись в октябре, остался здесь на целый год – до октября будущего года.
    Зимой 1829/30 года он провел в Петербурге около шести месяцев, а летом – около трех недель, бывая там наездами.
    Глубокой осенью 1831 года, после отдыха в Царском Селе, Пушкин вместе с Натальей Николаевной приехали в Петербург и поселились здесь окончательно.
    Последние годы жизни поэта в Петербурге были нелегки. Но, несмотря на “дух неволи” и унижений, господствовавший на “брегах Невы”, Пушкин любил Петербург, гордился им, как воплощением величия и мощи России. Город для него сливался с представлением о Родине.
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия! –
    написал он в 1833 году.
    Памятных пушкинских мест немало – в Москве, в Украине и Молдавии, не Кавказе и на Волге, в Крыму и на Урале, в Псковской, Тверской и Нижегородской областях…, но петербургские – особенные. Велика впечатляющая сила пушкинских мест Петербурга.
    Многое говорят нам о Пушкине здания, где он жил и бывал, сады, проспекты и набережные, архитектурные ансамбли.
    Перефразируя слова Пушкина, можно сказать, что нет занятия более увлекательного, чем идти по следам великого человека, по местам, с которыми была связана его прекрасная жизнь.
    1. “На тройке пренесенный… в великий град Петра”В двадцатых числах июля 1811 года к дому на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный господин, одетый весьма щеголевато, и легко соскочил с подножки стройный кудрявый мальчик-подросток. Это Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей. Они остановились в гостинице Демута, считавшейся одной из лучших в Петербурге. Гостиницу еще в 70-х годах XVIII столетия построил француз Филипп-Якоб Демут. Второй фасад дома выходил на Большую Конюшенную улицу. Номера в гостинице сдавались на всякие вкусы и достатки, и поэтому гостиница, которую обычно называли “Демутов трактир”, пользовалась большой популярностью. Гостиница просуществовала до 1832 года. Затем на том же месте для нее было выстроено новое здание, которое, в свою очередь, в 1870 году было перестроено архитектором А. Порландом (ныне это дом № 40 по набережной р.Мойки).
    Демутов трактир впоследствии не раз и надолго становился приютом А.С.Пушкина, его друзей и современников. Так, у Демута жил один из самых блистательных людей своего времени – П.Я. Чаадаев, старший друг Пушкина. Их знакомство началось в 1816 году в Царском Селе, в доме Н.М. Карамзина, и продолжалось в Петербурге.
    Холостяк Чаадаев обставил занимаемое им помещение по своему вкусу. Описывая впоследствии кабинет Евгения Онегина, Пушкин, вероятно, вспоминал кабинет своего друга:
    Янтарь на трубках Цареграда,
    Фарфор и бронза на столе,
    И, чувств изнеженных отрада,
    Духи в граненом хрустале;
    Гребенки, пилочки стальные,
    Прямые ножницы, кривые,
    И щетки тридцати родов
    И для ногтей и для зубов.
    По воспоминаниям Ф.Ф. Вигеля, в гостинице в кабинете Чаадаева висел портрет хозяина, на котором были стихи Пушкина:
    Он вышней волею небес
    Рожден в оковах службы царской,
    Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
    А здесь он – офицер гусарской.
    В марте 1828 года, приехав из Персии, здесь останавливался Грибоедов. В 1834 году в гостинице жили родители Пушкина. Не раз находил приют у Демута друг поэта А.И. Тургенев. Жил здесь, наезжая в Петербург, и сам Пушкин, а позднее приходил сюда навещать своих друзей.
    Столица ошеломила юного Пушкина. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! “На тройке пренесенный из родной смиренной в великий град Петра”, мальчик видит бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, узор “оград чугунных”, и они по-своему пленяют его.
    Приближаются дни приемных испытаний. “Санкт-Петербургские ведомости” уже известили читателей, что “в непродолжительном времени имеет быть прием воспитанников в Императорский Царско-Сельский Лицей”. Затем дополнительно было сообщено: “Испытания имеют место в доме самого министра народного просвещения графа А.К. Разумовского”.
    А.К.Разумовский жил на Фонтанке, у Семеновского моста, в двухэтажном доме. Дом стоял в глубине участка, отделенный от набережной большим парадным двором. Второй его фасад был обращен в обширный сад, тянувшийся до самого Загородного проспекта. Дом Разумовского снесли в начале ХХ века и посередине земельного участка проложили Бородинскую улицу. По ее концам построили четыре доходных дома – 86 и 88 по набережной Фонтанки и 31 и33 по Загородному проспекту.
    12 августа 1811 года будущие воспитанники Лицея держали вступительные экзамены. Там впервые встретились и впоследствии крепко подружились Александр Пушкин и братья Иван и Петр Пущины.
    Экзамены были успешно выдержаны и будущие лицеисты с нетерпением ожидали открытия Лицея и начала занятий.
    Мальчики часто встречались, гуляли в Летнем саду. Иногда дядя Александра Василий Львович нанимал ялик, и все ехали гулять на Крестовский остров. И. Пущин вспоминал об Александре: “ Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем и не слыхали, все, что читал помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет)…”.
    Утром 9 октября 1811 года Пушкин вместе с дядей выехал из Петербурга.
    Наемный экипаж медленно ехал по Царскосельской дороге. Красивые мраморные пирамиды – верстовые столбы, созданные по проекту архитектора Ринальди, отмечали версты.
    Вот путники миновали городские бойни у Обводного канала, Чесменский дворец, башенки которого виднелись над вершинами деревьев. У Средней рогатки мимо проплыл Путевой дворец – место отдыха августейших особ при переезде в Царское Село, затем разбросанные среди огородов и пустошей деревушки. Внимание невольно привлекли придорожные фонтаны, сооруженные по проекту Тома де Томона, где можно было напиться воды, а из бассейнов напоить лошадей. Наконец экипаж свернул налево, не доезжая до павильона “Грот”, словно открывающего вход в земные недра, и дорога начала спускаться с пригорка – подошвы Пулковой горы – к Царскому Селу.
    Вместе с другими мальчиками Пушкин переступил порог Лицея. Впереди были годы ученья, С Петербургом он расстался на шесть лет.
    2. Фонтанка, Калинкин мост…На набережной Фонтанки, недалеко от Калинкина моста, стоит пятиэтажный дом № 185. На его фасаде укреплена мемориальная доска с надписью: “В этом доме по окончании Лицея жил А.С. Пушкин с 1817 г. по 1820 г.”. Здесь снимали квартиру родители Пушкина, поселившиеся в Петербурге в 1814 году. Эта часть города, называвшаяся тогда Коломной, располагалась между реками Мойкой и Фонтанкой, тянулась от Театральной площади до реки Пряжки и устья Большой Невы. Достопримечательностью деревянной окраинной Коломны были церковь Покрова, построенная архитектором И.Е. Старовым на Покровской площади (ныне площадь Тургенева, здание не сохранилось), и Калинкин мост с башнями и тяжелыми цепями – подъемный. Перед мостом архитектор А.В. Квасов спланировал площадь, получившую название Калинкинской.
    Поскольку большая и удобная квартира в центре города была родителям Пушкина не по средствам, они предпочли поселиться в Коломне. Просторную квартиру сняли на набережной Фонтанки у Калинкина моста, на втором этаже дома, принадлежавшего адмиралу Клокачеву. Двухэтажный каменный дом несколько раз подвергался перестройкам ( в 1853 и 1903 годах), которые существенно изменили его внешний вид и сделали отличным от того, в котором жил А.Пушкин.
    Пушкин занимал в квартире родителей небольшую комнатку с одним окном во двор. “Мой угол тесный и простой”,- писал потом поэт. Переводчик В.А. Эртель, навестивший Пушкина вместе со своим двоюродным братом Е.А. Баратынским и Дельвигом, рассказывает: “ Мы взошли на лестницу, слуга отворил двери, и мы вступили в комнату Пушкина. У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкой на голове. Возле постели, на столе, лежали бумаги, книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого”.
    Есть шутливое описание обители поэта, сделанное другом Пушкина В.К. Кюхельбекером. Свое стихотворение он назвал “К Пушкину из его нетопленой комнаты”.
    Мечтою легкой за тобою
    Моя душа унесена…
    А тело между тем сидит,
    Сидит и мерзнет на досуге:
    Там ветер за дверьми свистит,
    Там пляшет снег в холодной вьюге;
    Здесь не тепло; но мысль о друге,
    О страстном пламенном певце
    Меня ужели не согреет?
    На голубом моем лице?
    Нет! Над бумагой костенеет
    Стихотворящая рука…
    Итак, прощайте вы, пенаты
    Сей братской, но не теплой хаты,
    Сего святого уголка,
    Где сыну огненного Феба,
    Любимцу, избраннику неба
    Не нужно дров, ни камелька…
    Три года, прожитые поэтом на окраине столицы, в Коломне, дали ему богатейший материал для размышлений и наблюдений. Он хранил в своей памяти узкие улочки, маленькие деревянные домики с палисадниками, некрашеные заборы. Он запомнил и жителей Коломны – бедный люд.
    В Коломне шла жизнь будничная, однообразная. Воспоминания о том времени остались в его памяти, и много лет спустя он обратился к ним. Описывая скромную и незатейливую жизнь вдовы и дочери ее Параши в поэме “Домик в Коломне”, поэт писал:
    …у Покрова
    Стояла их смиренная лачужка
    За самой будкой. Вижу как теперь
    Светелку, три окна, крыльцо и дверь.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Параша (так звалась красотка наша)
    Умела мыть и гладить, шить и плесть.
    Всем домом правила одна Параша,
    Поручено ей было счеты весть,
    При ней варилась гречневая каша
    (сей важный труд ей помо

  6. Через сто лет после основания российской столицы в литературу входит образ Петербурга. Мы знаем фантастический Петербург Гоголя, мистический Петербург Достоевского, но впервые разнообразный и ёмкий образ этого необычного города предстает в поэзии А.С. Пушкина.
    Родившись в Москве, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге, в этом городе он учился, здесь его талант расцвел и был всенародно признан, здесь окончил он свой земной путь.
    Впервые образ Петербурга появляется в пушкинской оде «Вольность» (1817). Пушкин включает в это стихотворение петербургские образы, которые разовьются в его творчестве, а некоторые останутся на века:
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец.
    За это и некоторые другие стихотворения Пушкин был сослан из Петербурга, возвратился поэт через семь лет уже в другую столицу, с иным укладом. И в маленькой альбомной миниатюре «Город пышный…» он фиксирует главную черту Петербурга – его двойственность, контраст пышной официальности столицы и ее обратной стороны, связанной с индивидуальным восприятием города:
    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит…
    В строгом и стройном городе ютятся его жители, во власти холода и скуки, отчужденности и неуютности, физической и духовной. Этот образ Петербурга придется по вкусу последующим эпохам, он войдет и в прозу XIX века, и в поэзию века Серебряного.
    Петербург во всем его многообразии представлен в стихотворном романе «Евгения Онегин» (1823 – 1831). Названный В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», роман показывает в первую очередь разностороннюю жизнь Петербурга начала XIX века. Это город декабристский, высокодуховный, ожидающий перемен, в нем царит атмосфера приподнятости и пережитой когда-то поэтом «вольности святой».
    В Петербурге начинается и заканчивается повествование, образ лодки, плывущей по Неве, рождает итальянские ассоциации и оправдывает метафорическое название столицы – «Северная Венеция»:
    Лишь лодка, веслами махая,
    Плыла по дремлющей реке:
    И нас пленяли вдалеке
    Рожок и песня удалая.
    Первая глава «Евгения Онегина» написана Пушкиным в Кишеневе, то есть это не что иное, как воспоминания поэта о Петербурге, его былые впечатления о столице.
    По сути, в романе два Петербурга: «онегинский» и авторский, собственно пушкинский. Первый – светский, с балами, суетой, с весьма однообразной жизнью столичного дворянина, которому нужно владеть французским, «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно»:
    “Проснется за полдень, и снова
    До утра жизнь его готова,
    Однообразна и пестра.
    И завтра то же, что вчера.”
    Говоря об Онегине, Пушкин рассказывает о петербургской жизни дворянина, начиная с детства, с прогулок по Летнему саду с гувернером, до его превращения в «денди» – светского франта, разъезжающего по театрам, ресторанам и званым вечерам. Для Онегина Петербург – не столько русский город, сколько европейский, ориентированный на западную традицию. Онегин не видит того Петербурга, который нравится автору:
    Что ж мой Онегин? Полусонный
    В постелю с бала едет он:
    А Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден.
    Описания онегинского Петербурга плавно сменяются авторским: город пробуждается не колокольным звоном, но барабаном – так Пушкин подчеркивает военный статус столицы. Легкая ирония в описании обыденной жизни Петербурга сочетается с любовью к его мелочам и деталям:
    “Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит…”
    Так входит в русскую литературу мотив «разного Петербурга».
    Необычный и в то же время целостный образ Петербурга появляется в поэме Пушкина «Медный всадник» (1833), произведении, подарившем городу символ, известный сейчас во всем мире.
    В поэме звучит гимн величию Петербурга:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо как Россия…
    и выражено личное восхищение городом:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    Многие фразы и словосочетания о городе были настолько точны, что стали крылатыми выражениями – «окно в Европу», «Адмиралтейская игла» да и само название, ведь памятников Петру I по России очень много, но Медный всадник – один. Авторское отношение к городу видно и в поиске его обозначений: «Град Петров», «Петра творенье», «Петроград». Петербург показывается в различное время года, дня, яркими штрихами рисуются центральные его части и предместья. Бытие города в поэме становится неотделимым от жизни государства и своего основателя – Петра I, перед читателем разворачиваются исторические картины становления Петербурга и показывается мощь императора-преобразователя. Вынеся в заглавие поэмы его имя, Пушкин рассказывает о трагической судьбе обычного горожанина, маленького человека, которому довелось испытать ужас петербургского наводнения, и тут тема двойственности Петербурга, его парадной красоты, оборачивающейся гибелью для главного героя, раскрывается во всем объеме. Маленький человек грозит нависшим над ним копытам, но стихия, будто ведомая медным всадником, оказывается сильнее. Так поэма о скачущей по Петербургу скульптуре положила начало мистическому восприятию памятника. Этот мотив продолжили романы Достоевского и многочисленные стихи о Петербурге поэтов Серебряного века.
    Таким образом, в поэзии Пушкина представлен разнообразный Петербург – реальный город с его улицами и реками, неоднозначный с точки зрения истории и жизни обывателя, символ России и мистическое пространство, помпезная столица и просто любимое место. Поэтический Петербург Пушкина – это целый мир, с его образом северной столицы считались все, кто впоследствии обращался к художественному осмыслению этого города.

  7. Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  8. Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг.
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Вороненою:
    Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел –
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”.
    Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

  9. Пушкинские места города Санкт-Петербурга
    В двадцатых числах июля 1811 года к одному из домов на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный, сановитый господин, невысокий, с открытым лицом, одетый весьма щеголевато, за ним молодая скромная женщина и стройный кудрявый мальчик- подросток, легко соскочивший с подножки. Стихотворец Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей. С ними приехала приятельница В.Л. Пушкина Анна Николаевна Ворожейкина. Они остановились, по всей вероятности, в гостинице Демута на Мойке, считавшейся тогда одной из лучших в Петербурге.
    Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! “На тройке пренесенный из родины смиренной в великий град Петра”, мальчик – Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.
    Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А. И. Герцен: “Пушкин – до глубины души русский – русский петербургского периода”.
    Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. С красотою города слились стихи Пушкина:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла…
    По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатериненского дворца, построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.
    19 октября 1811 г. был торжественно отмечен день открытия Лицея. Среди 30 подростков, принятых на первый курс, находился двенадцатилетний Пушкин. Шесть лет провел он здесь, не покидая Лицей даже во время каникул.
    Пройдут годы, и Пушкин в стихотворении скажет об этом торжественном и памятном дне:
    Воображаю день счастливый,
    Когда средь вас возник лицей,
    И слышу наших игр я снова шум игривый
    И вижу вновь семью друзей.
    Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына. Он говорил “об обязанностях гражданина и воина” и призывал своих будущих воспитанников действовать, как “думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!”
    Куницыну дань сердца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень,
    Поставлен им краеугольный камень,
    Им чистая лампада возжена…
    В Лицее, в Царском Селе, проходили юные годы поэта, рождались его первые творческие замыслы. Здесь впервые явилась к нему его вдохновенная муза, родились “ души прекрасные порывы”. В Лицее проявилось яркое дарование Пушкина, и прославленный поэт России Державин увидел в нем преемника своей лиры.
    И славный старец наш, царей певец избранный,
    Крылатым гением и грацией венчанный,
    В слезах обнял меня дрожащею рукой,
    И счастье мне предрек, незнаемое мной.
    Первые три года петербургской жизни Александра Пушкина после окончания Лицея прошли на Фонтанке, близ Калинкина моста. Здесь, в 5-м квартале 4-й Адмиралтейской части, с 1814 года жили родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины. Не имея достаточных средств, чтобы снять квартиру в центре Петербурга, они поселились в Коломне.
    Эта отдаленная часть столицы находилась между реками Фонтанкой и Мойкой, ограничивалась Театральной площадью, рекой Пряжкой и устьем Большой Невы.
    После роскошных царскосельских дворцов, “садов прекрасных”, населенных статуями, украшенных памятниками, здесь, в Коломне, глазами юноши представились унылые картины городской окраины. Вдоль нешироких улиц теснились деревянные домики и “смиренные лачужки”. Приметными среди них были церковь, пожарная каланча и непременные полицейские будки с вылинявшими под дождем полосами.
    Квартира родителей поэта состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные – во двор, где находился небольшой сад. Поэт занимал небольшую комнату. “Мой угол тесный и простой…” – так говорил он о своем неприхотливом жилище.
    Живой, общительный, жадный до жизни молодой поэт не мог подолгу оставаться дома. Из своего захолустья он спешил на Большую Миллионную, в изящный особняк “ночной княгини” Е. И. Голицыной, в гостиницу Карамзиных, в салон Олениных, на сходки молодых вольнодумцев, в квартиру братьев Тургеневых, на “субботы” Жуковского.
    Возвращался поэт обыкновенно за полночь. Едучи по улицам Коломны, он видел “спящую громаду” Большого Каменного театра (здание театра не сохранилось), очертания Никольского рынка, зиявшего арками галерей, слушал “страж дальний крик, да бой часов”…Вблизи Крюкова канала белела высокая, статная и причудливо колеблющаяся в воде колокольня Никольского собора. На Фонтанке гремели, нарушая тишину, цепи подъемных мостов, доносился всплеск воды под веслами запоздалых лодок.
    Одно из таких возвращений вместе с Пушкиным, очевидно с заседания “Зеленой лампы”, описывает Яков Толстой:
    …Зыбясь, в Фонтанке отражалась
    Столбом серебряным луна,
    И от строений расстилалась
    Густая тень, как пелена,
    И слышен был, подобно грому,
    Повозок шум издалека;
    По своду темно – голубому
    Прозрачны плыли облака,
    И Веспер теплился порою,
    Двояся трепетно в струях,
    В то время мчались мы с тобою
    В пустых коломенских краях…
    Далее следуют строки о том, как Толстой упрашивал Пушкина написать ему послание:
    Ты вспомни, как, тебя терзая,
    Согласье выпросил тогда,
    Как сонным голосом, зевая,
    На просьбу мне ты молвил: да!
    Не один Толстой, многие знакомые и друзья дорожили стихами молодого автора
    “Руслана и Людмилы”. Поэма принесла Пушкину славу первого поэта России. Не меньшую
    известность и популярность приобрели вольнолюбивые стихи Пушкина, написанные
    здесь, в Коломне. И. И. Пущин писал о них: “…тогда везде ходил по рукам, переписывались
    и читались наизусть его Деревня, Ода на свободу, Ура! 3В Россию скачет… Не было
    живого человека, который не знал бы его стихов”.
    Коломна не нашла отражения в произведениях Пушкина тех лет, но впечатления, полученные здесь, отложились в его поэтической памяти и впоследствии помогли ему понять душу и сущность Петербурга, о котором он скажет:
    Город пышный, город бедный…
    Именно в Коломне впервые увидел Пушкин Петербург прозаический, будничный, трудовой, каким он опишет его в первой главе “Евгения Онегина”.
    В поэме “Домик в Коломне” Пушкин вспоминает о Покровской церкви, о тихих ночах Коломны:
    Я живу
    Теперь не там, но верною мечтою
    Люблю летать, заснувши наяву,
    В Коломну, к Покрову – и в воскресенье
    Там слушать русское богослужение.
    Эти строки звучат как своего рода лирическое отступление о Коломне, где произошла резкая перемена в судьбе поэта – высылка из Петербурга в Екатеринослав. Причиной опалы послужили вольнолюбивые стихотворения Пушкина.
    6 мая 1820 года Пушкин сел в коляску вместе со своим дядькой Никитой Козловым. Друзья, Антон Дельвиг и Павел Яковлев, отправились вместе с ними, чтобы проводить поэта до Царского Села.
    Новую встречу с Петербургом судьба готовила поэту после шестилетнего изгнания. Это уже был другой Петербург – николаевская столица. “Николай вернул Пушкина из ссылки, – писал А. И. Герцен, – через несколько дней после того, как были повешены по его приказу герои 14 декабря. Своею милостью он хотел погубить его в общественном мнении, а знаками своего расположения – покорить его”. Но замысел царя провалился. Последние пять лет жизни Пушкина в Петербурге – годы неравного противостояния поэта царю, “светской черни”, всему, что олицетворяло собою самодержавный Петербург. С самосознанием гения и дерзким вызовом поэт противопоставил свой памятник символу императорской столицы:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа.
    Пуля Дантеса поразила Пушкина в пятом часу по полудни 27 января 1837 года. Скончался поэт 29 января в 14 часов 45 минут.
    Человек рождается на свет существом бессознательным; смерть же поэта есть, по выражению Осипа Мандельштама, “последний творческий акт”.
    Толпа шла и шла к дому Пушкина на Мойке, 12. Тысячи или даже десятки тысяч
    людей пришли проститься с поэтом.
    Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года, в придворной церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади. Отслужили обедню и панихиду. На следующий день, 2 февраля, был назначен военный парад. Войска расположились так, что подступы к Конюшенной церкви были закрыты. Конюшенная улица была занята гвардейскими обозами. Вечером снова служили панихиду по усопшему Пушкину. Александр Тургенев писал на память: “Заколотили Пушкина в ящик. Вяземский положил с ним свою перчатку”. Через сутки, в ночь, Тургеневу предстояло отвести Пушкина к месту его последнего упокоения – в Святогорский монастырь.
    Конюшенная церковь осталась памятником всенародного прощания с “солнцем нашей поэзии”. А камни старого Петербурга по – прежнему хранят верность памяти Пушкину.

  10. Петербург —удивительный город, Северная Пальмира. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города. Он уникален тем, что описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. И никто, даже самодержцы, не может бороться со стихией:
    Печален, смутен, вышел он
    И молвил: «С Божией стихией
    Царям не совладеть».
    Наверное, именно поэтому как единственного человека, покорившего стихию, Пушкин описывает Петра I: непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом» основателя города.
    Петербург предстает здесь и в хорошем и в плохом свете. Это величественный , красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира». Пушкин показывает Петербург со всех сторон. Он и нищий:
    Забор некрашеный, да ива
    И ветхий домик…
    И величественно прекрасный своими холодными грациозными очертаниями:
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами…
    Среди Ашогочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
    Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений.
    Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен. И повезло же пушкинским современникам, которые видели своими глазами не только таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина. Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова. Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.
    Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает так разнообразно прекрасным:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит…
    Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры.
    Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения города. Да и только Петербург мог дать Пушкину такое богатство художественных впечатлений и знаний. Город находит свое изображение в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях. Здесь можно найти различные черты города: и бедного и богатого, и безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.
    Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург — город на костях человеческих. Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник».
    «Пушкин создал из Петербурга целый мир. С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге». (Н.П.Анциферов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *