Сочинение на тему путь андрея болконского в романе война и мир

13 вариантов

  1. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
    Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
    Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
    Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал”.
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

  2. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
    Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
    Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
    Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал”.
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.
    Путь исканий Андрея Болконского (сочинение по роману «Война и мир») (2 вариант)
    В романе «Война и мир» есть ряд персонажей, благодаря которым читатель лучше понимает черты, присущие русскому национальному характеру, осознает настоящее значение Отечественной войны 1812 года, видит судьбу русского народа, взаимоотношения различных слоев общества между собой, а также ту роль, которую играет в истории государства народ. Именно одним из таких героев произведения является князь Андрей Болконский, с которым, как и с Пьером Безуховым, читатель встречается в первый раз в салоне. Принадлежащем мадам Шерер. Лицо Андрея красиво, «с определенными сухими чертами». Но, на этом лице ясно читаются скука и недовольство, поскольку «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
    Мечтой Андрея Болконского является совершение подвига. Он жаждет действия и то, как живет придворное общество, Андрею надоело. Он говорит мадам Шерер: «Эта жизнь не по мне». Слова Андрея Болконского не расходятся с делом. Решив в корне изменить свой образ жизни, он устраивается на службу в штаб главнокомандующего. Андрею Болконскому симпатичен Наполеон и князь старается подражать своему кумиру во многих вещах. Жажда подвига и славы толкает Андрея на героический поступок. Во время Аустерлицкого сражения он ведет в бой солдат, пори этом держа в руках знамя. Это приносит Андрею славу, а его смелый поступок заметил и оценил даже Наполеон. Но, совершив желанный подвиг, Андрей не становится счастливым. Именно на поле боя Аустерлица, глядя в бескрайнее небо, у Андрея Болконского происходит переоценка ценностей. Он осознает, к нему приходит понимание, что главным в жизни является любовь. Любовь к семье, к своему дому, к природе. Изменяется и отношение Андрея к Наполеону. Князь Андрей Болконский понимает, что Наполеон, которым он восхищался, приносит страдания и несчастья многим людям. Но, вернувшись домой, к своей семье, Андрей вновь несчастлив, так как я умирает его жена Лиза. Андрей все свое время занимается сыном, старается облегчить и улучшить жизнь своих крепостных. Однако, душа Андрея не находит спокойствия.
    В некоторой степени на перемену состояния Андрея к лучшему, повлиял приезд Пьера Безухова. В разговорах с Андреем, Пьер отстаивает свою точку зрения о наличии в мире счастья, добра и правды. И Андрей Болконский меняется, к нему приходит понимание того, что «жизнь для себя» приведет к тому, что «в тридцать один год жизнь кончена». Любовь и красоту открыла в жизни князя Андрея Наташа Ростова. Он влюбляется в девушку. Затем Андрей уезжает в Петербург, где работает в комиссии Сперанского, но вскоре разочаровывается и в этой работе. Но, далее Андрея ждет в жизни очередное разочарование. За время его отсутствия, Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, вскоре, правда, поняв, что это ошибка и Анатоль не нужен ей. Однако, Андрей не может простить Наташе ее поступок, ее увлечение другим мужчиной, а Наташа, в свою очередь, считает, что теперь и она недостойна любви Андрея. Следующим шагом в жизни князя Болконского является его служба в качестве полкового командира. Своей службой, своим отношение к солдатам, Андрей заслуживает их любовь и уважение. Солдаты называют Болконского «наш князь». На войне у Андрея теперь не возникает желания совершить подвиг, добиться всеобщей славы.
    Он становится простым защитником своей Родины. Получилось так, что Андрей Болконский не вернулся домой с этой войны, он погибает. Перед своей смертью Андрей Болконский размышляет: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал». Андрей Болконский погибает во имя жизни других людей и будущего своей Родины при этом понимая все самые важные нравственные ценности. Образом Андрея Болконского, Лев Николаевич Толстой, показал читателям все те лучшие качества, которыми обладал дворянин той эпохи, настоящий патриот своего Отечества.
    Путь исканий Андрея Болконского (сочинение по роману «Война и мир») (3 вариант)
    Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров.
    Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе.
    Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров.
    Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество.
    Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле.
    Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, -это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком “Ребята, вперед! ” повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского “пал героем”.
    Аустерлиц-вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис.
    Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя.
    Князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены.
    Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, “никому не мешая, дожить до смерти”.
    Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в “вольные хлебопашцы”, в ряде имений заменяет барщину оброком.
    Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности.
    Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы.
    Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы.
    В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис.
    В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея.

  3. В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
    Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
    Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
    Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал”.
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

  4. В романе «Война и мир» Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими Чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    . Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей,. Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь – поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться – к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицко-го сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.
    Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним – и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    . Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение – смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих
    крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».
    Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал».
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же – он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

  5. В романе «Война и мир» Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера. Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими Чертами» омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
    . Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей,. Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь – поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться – к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицко-го сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.
    Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним – и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
    . Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно «отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
    Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение – смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих
    крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
    Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь кончена».
    Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
    Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
    Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь». Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».
    Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска», его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал».
    Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же – он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

  6. Примерный текст сочинения по Л. Н. Толстому

    В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
    К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов “Войны и мира” — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо “с определенными и сухими чертами” портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.
    Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.
    Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.
    Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.
    Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.
    Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.
    Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

  7. Введение
    Идеалы Андрея
    Разочарования Болконского
    Любовь к Наташе Ростовой
    Смерть Болконского

    Введение

    На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.
    Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

    Идеалы Андрея

    Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным.
    В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!»
    К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.
    Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.
    Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

    Разочарования Болконского

    Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.
    Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.
    После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».
    Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

    Любовь к Наташе Ростовой

    Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.
    Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

    Смерть Болконского

    Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.
    Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.
    Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», сочинение с описанием жизненного пути и смерти героя | источник

  8. В наследии великих писателей дорога каждая строчка, ценно каждое произведение, но все же и у гениев есть два-три творения, которые принесли им наибольшую славу и которые воздействует на последующие поколения с наибольшей силой. Для Л. Н. Толстого одним из таких произведении является роман-эпопея “Война и мир”.
    Герои романа (особенно те, которые близки автору в нравственном отношении) показаны через раскрытие души, через богатую внутреннюю жизнь. Он просматривает весь путь исканий человека, каждое, пусть даже неуловимое, движение души, всякое явление внутренней жизни. Л. Н. Толстой показывает сложность человеческой личности, ее многогранность и непрерывное развитие. Его герои постоянно ищут смысл жизни, какую-то цель, деятельность, которая могла бы быть полезна.
    Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они на протяжении жизни развиваются, стремятся к совершенству. Одним из таких героев является Андрей Болконский. Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы ненатуральной жизни, князь Андрей собирается на войну. В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Когда он, раненный в голову, падает, его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни. Он понял, что жизнь гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний, само существование человека, его связь с природой, связь вечная.
    На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе. Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.
    После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события — рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных — единственно возможное существование.
    Но такое существование не могло устроить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви, к вере. Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни.
    Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом — лунная ночь в Отрадном. Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение, которое позднее подтверждает встреча с дубом.
    В первую встречу это дерево представляется ему старым и жалким; князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея. И также, как возрождается дуб, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он верит в возможность счастья.
    Но путь духовных исканий еще не завершен. Вновь появляется честолюбие, желание принять участие в комиссии Сперанского. Но когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни, его вновь постигло разочарование.
    Преодолеть его помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе. Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье.
    Но это счастье оказалось недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть счастливым и радостным. у
    Но в 1812 году главной целью князя Андрея становится защита родины. На задний план отступают как личное горе, так честолюбивые мечты. Он решает служить в действующей армии, так как именно так сможет принести больше пользы. В его душе пробуждается новое стремление — служение людям.
    Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского — способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки, движения души, помыслы. В его душе накапливаются новые чувства, впечатления, вызывающие изменения его состояния.
    В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Оцениваются они с позиции долга, душевной простоты, связи с народом. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л.Н. Толстого, одним из которых является и князь Андрей Болконский.

  9. Школьное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». В романе «Война и мир» есть ряд персонажей, благодаря которым читатель лучше понимает черты, присущие русскому национальному характеру, осознает настоящее значение Отечественной войны 1812 года, видит судьбу русского народа, взаимоотношения различных слоев общества между собой, а также ту роль, которую играет в истории государства народ. Именно одним из таких героев произведения является князь Андрей Болконский, с которым, как и с Пьером Безуховым, читатель встречается в первый раз в салоне. Принадлежащем мадам Шерер. Лицо Андрея красиво, «с определенными сухими чертами». Но, на этом лице ясно читаются скука и недовольство, поскольку «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
    Мечтой Андрея Болконского является совершение подвига. Он жаждет действия и то, как живет придворное общество, Андрею надоело. Он говорит мадам Шерер: «Эта жизнь не по мне». Слова Андрея Болконского не расходятся с делом. Решив в корне изменить свой образ жизни, он устраивается на службу в штаб главнокомандующего. Андрею Болконскому симпатичен Наполеон и князь старается подражать своему кумиру во многих вещах. Жажда подвига и славы толкает Андрея на героический поступок. Во время Аустерлицкого сражения он ведет в бой солдат, пори этом держа в руках знамя. Это приносит Андрею славу, а его смелый поступок заметил и оценил даже Наполеон. Но, совершив желанный подвиг, Андрей не становится счастливым. Именно на поле боя Аустерлица, глядя в бескрайнее небо, у Андрея Болконского происходит переоценка ценностей. Он осознает, к нему приходит понимание, что главным в жизни является любовь. Любовь к семье, к своему дому, к природе. Изменяется и отношение Андрея к Наполеону. Князь Андрей Болконский понимает, что Наполеон, которым он восхищался, приносит страдания и несчастья многим людям. Но, вернувшись домой, к своей семье, Андрей вновь несчастлив, так как я умирает его жена Лиза. Андрей все свое время занимается сыном, старается облегчить и улучшить жизнь своих крепостных. Однако, душа Андрея не находит спокойствия.
    В некоторой степени на перемену состояния Андрея к лучшему, повлиял приезд Пьера Безухова. В разговорах с Андреем, Пьер отстаивает свою точку зрения о наличии в мире счастья, добра и правды. И Андрей Болконский меняется, к нему приходит понимание того, что «жизнь для себя» приведет к тому, что «в тридцать один год жизнь кончена». Любовь и красоту открыла в жизни князя Андрея Наташа Ростова. Он влюбляется в девушку. Затем Андрей уезжает в Петербург, где работает в комиссии Сперанского, но вскоре разочаровывается и в этой работе. Но, далее Андрея ждет в жизни очередное разочарование. За время его отсутствия, Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, вскоре, правда, поняв, что это ошибка и Анатоль не нужен ей. Однако, Андрей не может простить Наташе ее поступок, ее увлечение другим мужчиной, а Наташа, в свою очередь, считает, что теперь и она недостойна любви Андрея. Следующим шагом в жизни князя Болконского является его служба в качестве полкового командира. Своей службой, своим отношение к солдатам, Андрей заслуживает их любовь и уважение. Солдаты называют Болконского «наш князь». На войне у Андрея теперь не возникает желания совершить подвиг, добиться всеобщей славы.
    Он становится простым защитником своей Родины. Получилось так, что Андрей Болконский не вернулся домой с этой войны, он погибает. Перед своей смертью Андрей Болконский размышляет: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал». Андрей Болконский погибает во имя жизни других людей и будущего своей Родины при этом понимая все самые важные нравственные ценности. Образом Андрея Болконского, Лев Николаевич Толстой, показал читателям все те лучшие качества, которыми обладал дворянин той эпохи, настоящий патриот своего Отечества.
    Добавил: zenito1995

  10. Путь исканий
    Андрея Болконского

    Примерный
    текст сочинения по Л. Н. Толстому

    В
    художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие
    смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские
    интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их
    легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.
    К ним,
    безусловно, относится один из самых ярких образов “Войны и мира” —
    Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой
    симпатии, ибо его красивое лицо “с определенными и сухими чертами”
    портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем,
    что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так,
    что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Развернутый
    авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не
    удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.
    Князь Андрей,
    обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет
    свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о
    подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением
    к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью,
    Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже
    становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая
    жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной,
    заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным
    отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется
    Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей
    свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес,
    послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать
    лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный
    поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его
    героической мечтой.
    Подвиг,
    совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со
    знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству
    даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не
    испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот
    момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина
    вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его
    фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными,
    такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То,
    что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то,
    от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, —
    теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как
    сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он
    возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть
    жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить
    простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением
    жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами,
    остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о
    передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к
    народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату,
    которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии,
    ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут
    полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея
    начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга,
    старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое
    должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни
    происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью
    веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею
    новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено
    быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа
    любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него
    загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет
    каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени
    момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть
    в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком
    трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о
    чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным
    разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в
    состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения
    совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека.
    Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль
    разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что
    Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.
    Когда Наполеон
    вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей
    Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет
    в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе
    главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с
    солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если
    сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под
    пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает
    смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и
    стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что
    успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того
    чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что
    настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода
    сражения.
    Но все-таки
    полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой
    вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось
    искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду,
    он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего
    чувства, но не может пересилить его.
    Символично, что
    в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной
    жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта
    борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям
    особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он
    чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется
    какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает
    смерть.
    Таким образом,
    раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота.
    Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И
    продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались
    недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру
    Безухову.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

  11. На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо “с определенными и сухими чертами” выражает скуку и недовольство. Толстой объясняет нам это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”.
    В 1805 году Андрей Болконский покидает надоевшее ему светское общество и уезжает на войну. В погоне за славой, за мечтой о подвиге, за любовью людей он оказывается под небом Аустерлица, истекающий кровью. Именно в этот момент он понимает, какими мелочными и суетливыми были его желания. Даже Наполеон, его герой и кумир, кажется теперь Болконскому маленьким и ничтожным. Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной жизни.
    Вернувшись домой, Андрей Болконский узнает о кончине своей жены Лизы. Это был очередной удар для него, ведь он так и не успел загладить свою вину перед ней. Теперь Андрей пытается жить простой жизнью, заботясь о сыне. Но все равно находится в состоянии депрессии и неверии в возможность счастья. С приездом Пьера происходят перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Окончательный переворот в душе Андрея происходит после поездки к Ростовым в Отрадное. Во время поездки Болконский видит старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Он как бы видит в этом корявом дубе себя, и соглашается с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». Но по приезду в Отрадное князь Андрей меняет свои представления о жизни, ведь он встречает там Наташу Ростову. Все у него внутри переворачивается, и на следующий день он едет домой уже более оживленным. Проезжая мимо того самого старого дуба он не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». В этот момент Андрей понял, что жизнь его не кончена, а лишь только начинается, что жить нужно не только для себя, но и не забывать об окружающих.
    С Наташей Болконский связывает свое счастье жизни. После их танца на балу Андрей Болконский влюбляется в эту удивительную девушку. Но им не суждено быть вместе, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Они любят, но не понимают, не знают друг друга. Для Наташи главное это любить и быть любимой, жить каждым мгновением. Андрей же способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя – Анатоля Курагина. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Наташа же после всего этого считает себя недостойной такого идеального человека, как Андрей. Теперь Болконский живет мечтой отомстить Анатолю за порушенное счастье.
    Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского сражения: смертельно раненный Болконский видит его на соседнем операционном столе и прощает его. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей. Он и её прощает. И, наверное, можно сказать, что Андрей Болконский умер счастливым.
    В романе Льва Николаевича Толстого мы прослеживаем духовный рост Андрея Болконского. Толстой считает, что только путем страданий и ошибок человек может прийти к счастью. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство.
    Добавил: dika95

  12. Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого является величайшим произведением, которое актуально и в наши дни.
    Герои романа (особенно те, которые близки автору в нравственном отношении) показаны через раскрытие души, через богатую внутреннюю жизнь. Автор отслеживает весь путь исканий человека, каждое, пусть едва уловимое, движение души. Л.Н. Толстой показывает сложность человеческой личности, ее многогранность и непрерывное развитие. Его герои деятельны, постоянно ищут смысл жизни, какую-то цель, которая могла бы принести пользу.
    Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они постоянно растут духовно, стремятся к совершенству. Одним из таких героев является Андрей Болконский. Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы неестественной жизни, князь Андрей собирается на войну с большим желанием совершить подвиг. И вот Аустерлиц! В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но, видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Но он ничего не может сделать и, раненный в голову, падает… Его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни. Он понял, что жизнь, само существование человека гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний.
    На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе и подвиге. Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.
    После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события — рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных — единственно возможное существование.
    Но такое существование не могло удовлетворить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви. К вере. Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни.
    Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом — лунная ночь в Отрадном. Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение. Символична в этом смысле была его встреча с дубом.
    В первую встречу это дерево представляется ему старым и князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея. И точно так, как возрождается дуб под воздействием света и тепла, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он начинает верить в возможность счастья.
    Но путь духовных исканий еще не завершен. У честолюбивого Андрея возникает желание принять участие в комиссии Сперанского. Но вслед за этим — вновь разочарование, когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни.
    Преодолеть разочарование помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе. Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье.
    Но счастье оказалось таким недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть светлым и радостным.
    1812 год круто меняет все. Главная цель князя Андрея — защита Родины. Личная боль отступает, честолюбивые мечты тоже. Он решает служить в действующей армии, так как именно там сможет принести больше пользы. В его душе пробуждается новое стремление — служение людям.
    Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского — способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки. В его душе появляются новые чувства, полученные новые впечатления повлияли на изменение его состояния.
    В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Оцениваются они с позиции долга, душевной простоты, связи с народом. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л. И. Толстого, одним из которых является князь Андрей Болконский.

  13. Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи про­шло много времени и друзья несколько отдалились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «…ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достиже­нию их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмотря на то что князю Андрею тогда показались спорными эти высказы­вания, он осознает правоту Пьера. С этого момента начинается возрождение Андрея к жизни.
    По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей ста­рыми болячками», который «старым, сердитым и презритель­ным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб явля­ется символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остался только обман. И князь Андрей соглашается с дубом: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»
    В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — подумал князь Андрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он понимает, что нельзя себя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символичный дуб «весь преобра­женный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Андрей говорит: «Мало того… что есть во мне, надо, чтоб и все знали это… чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
    Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петер­бург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразовательных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербурге он про­водит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратив­шись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болконский любит Наташу, но он слиш­ком горд и высокомерен, чтобы простить ей измену. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе неза­живающую рану.
    Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Бородинским сражением. Пьер чувствует, что Ан­дрею не суждено жить, кажется, понимает это и Андрей. В Бо­родинском сражении Болконский снова получает ранение. Те­перь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор­дым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Наташей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему открывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более того, он прощает и Анатоля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *