Павлины возле трона Басилевса
златые с изумрудным острым взглядом.
Всё во дворце богато – справа, слева.
Вид из дворца всегда предстанет садом.
А жизнь, по сути, сумма разных улиц,
иные кривоваты – ну так что же?
Дома включают дураков и умниц,
а комнаты – столы, одежду, ложе.
Механика в почёте. И поэзия.
протопатрикий пьёт вино по пятницам,
считая: раз в неделю – так полезнее,
к тому ж никто не скажет – этот пьяница.
Сады обильны. А дворцы огромны.
Теологические споры на базаре
тяжёлые – как будто тащим брёвна,
не задавили б – спор ветвист в угаре,
в угаре, иль в азарте. Небо пышно.
И ткутся ткани. Множество усилий.
А жизнь проходит всё-таки не слышно,
и кто поверит – мы, ромейцы, были?
И кто узнает, как мы воевали,
любили, верили и пировали,
коль всё уйдёт в златые вертикали,
они нематерьяльны – так уж вышло…
ВИЗАНТИЙСКИЙ АНГЕЛ
Византийский ангел распростёр
Крылья над империей сияющей.
А реальность вряд ли первый сорт –
На земле всегда реальность та ещё.
Тающий для Византии свет,
Низведенье чуда к матерьяльному:
А ему-то оправданья нет,
Как реченью плоскому, банальному.
На базаре богословский спор,
Позабыты птица, хлеб в корзинах.
Низкой жизни ежедневный сор
Ведь в небесных не нуждается карминах.
Басилевс нам от небесных стран
Дан.
Византийский ангел распростёр
Крылья грандиозного размаха.
На базаре завершился спор.
А державе не избегнуть краха.
Не избегнуть краха никому.
Время к нам нейтрально? Равнодушно?
И идут империи во тьму,
Как им предначертано – послушно.
ВИЗАНТИЙСКИЙ СЛОВАРЬ
Басилевсу скучно, и ему
Пища развлечением порою.
Повар покрывает золотою
массой крема торт.
И почему
Может заскучать великий царь?
Лестниц в Византии очень много.
Их ступени — высоты словарь.
Басилевс желает чашу морса.
Евстигней — купец — ведёт подсчёт
Золотых — какая это радость!
Каждый микросолнышком блеснёт,
И тогда в душе десяток радуг.
Харитон — искусный вор — и вот
Планы ограбленья составляют
Вместе с ним бродяги — поведёт,
Лавку и изрядно пощипают.
Лаковых эмалей мастера
Пасть печи играет алым жаром.
В мире сочном, солнечном и яром
Каждый жест серьёзен — не игра.
— Сын единосущен ли Отцу?
— Да, и как же может быть иначе?
Иль базару споры не к лицу?
Тут важны торговые удачи.
В богословье каждый изощрён.
Тонкие заставки толстой книги,
Каждая, как сад, пусть малый он —
В цветовом решении великий.
Всё-таки скучает Басилевс,
Толстого кота ласкает. Ладно.
Византийский мир огромный, весь
Так устроен пышно, с толком, складно.
Скрепы веры. Тёмная весьма
Паренька базилика пугает.
Только лето! И ещё — весна!
Всё же лето больше привлекает.
Пара возле городских прудов.
Погляди — влюблённые красивы.
А клиент в цирюльне нездоров —
Кашляет, какие перспективы?
Я иду, я вижу этот мир —
Золото его, его же пурпур.
В лавке ювелирной целый миг
Я гляжу на дорогой карбункул.
О, не в этом дело — я хочу
Код узнать — набором чисел что ли?
Тайну Византии.
Но свечу
Гасит мастер книги. Ноты боли
Прозвучат сейчас в его глазах.
А орган играет басилевсу.
Нет войны, и мир во всех сердцах.
И провинции спокойны. Лесу
Городскому верить ли во тьме?
Скатам крыш и островерхим кровлям?
Каково тут будет по зиме.
Родственникам не пристало кровным
Ссориться — но ссоры всё же есть.
Пусть нет старых, ежели по Йитсу.
Прошлое — оно скрывает весть,
Часто к ней душа моя стремится,
В современности устала — здесь,
Где материальность черезмерна,
Весть былого светоч? — несомненно,
Этот свет мне б книгою прочесть.
* * *
Ромейцы ныне недовольны –
Растут налоги, дорог хлеб,
Повсюду донимают войны,
Очередной указ нелеп.
Протопатрикий пьёт безбожно.
Помпезна церковь…Где же Бог?
И на душе опять тревожно,
И лавку разорит налог.
Бюрократической махине
Едва ли противостоишь.
И – позавидуешь машине,
Поскольку зря перегоришь.
Но виноградники ликуют,
И снова солнечна стезя.
Соблазнов много существует,
Но отрицать дары нельзя.
Не в церкви Бог, а в наших душах.
Иконы строгие глядят.
Матросы не видали суши
Уже который год подряд.
Волна в порту качает башни –
Столь грандиозны корабли.
И тихо канет день вчерашний
В копилку будущей земли.
Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части.
Менее, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим.
Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — ???????? ???????, Basileia Romaion) или кратко «Романией» (???????, Romania). Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры.
В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.
Столицей Византии на протяжении всей её истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565). С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395[3]-1453) – государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. Название “Византийская” Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя – Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим. Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески “ромеями”, а свою державу – “Римской („Ромейской“) империей” (на среднегреческом (византийском) языке – ???????? ???????, Basileia Romaion) или кратко “Романией” (???????, Romania) . Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её “империей греков” из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли “Греческим царством”, а её столицу – Царьградом. Столицей Византии на протяжении всей её истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира
Римская империя пала на Западе, но полностью сохранила свою власть над восточными провинциями. С 476 г. Зенон стал единственным обладателем звания римского императора. После этого Римская империя на Востоке просуществовала еще почти тысячу лет. Формально и юридически она перестала существовать только в 1453 г., после того как Константинополь был захвачен турками, а последний «римский» император Константин IX Палеолог погиб. Это государство называло себя Империей римлян (или, по-гречески, ромеев, «Ромейской империей»). Столицей империи был город Константинополь (официально назывался «Новый Рим»), основанный в 330 г. на месте древней греческой колонии Византий. Писатели, жившие в этом государстве, продолжали называть этот город Византием, жителей – византийцами, а культуру – византийской. Поэтому с XVII в. европейские историки стали называть эту империю Византийской или Византией.
Византия полностью унаследовала государственный аппарат, сложившийся в Римской империи к концу IV в. Ее территория в V в. охватывала восточные провинции Рима. В ее состав входили Балканский полуостров, Нижнее Подунавье на правом берегу реки, Малая Азия, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет и Киренаика. Византии принадлежала вся восточная половина Средиземного моря с находящимися там островами. Крайним северо-восточным византийским владением на Черном море была оконечность Крымского полуострова. Государственным языком Византии до VIII в. оставалась латынь, хотя наиболее распространенным был греческий.
Государственной религией в Византийской империи было ортодоксально-католическое христианство (будущее православие). Византийский император рассматривал себя не только как правителя отдельного государства, но и как главу христианского мира. В V в. противниками официального вероисповедания становятся несториане и монофизиты – сторонники еретических учений. Несториане (последователи константинопольского епископа Нестория) признавали в Иисусе Христе лишь человеческую природу, а монофизиты (греч. «признающие одну природу»), наоборот, отрицали в нем человеческую природу и признавали лишь божественную. Конфликт еретиков с официальной церковью оборачивался их столкновением с государством.
В V – начале VI в. в Константинополе определенной политической силой выступал простой народ. Граждане Константинополя были объединены в коллегии – димы. Взаимоотношения димов и их отношения с государством происходили в причудливой форме – в форме создания соперничающих «цирковых партий». В цирке (традиционное римское название ипподрома) во время гонок колесниц происходили соревнования между «зелеными», «синими», «красными» и «белыми». Соперничество димов часто решалось на ипподроме, а чтобы продемонстрировать несогласие с политикой государства, достаточно было примкнуть к партии, соперничающей той, за которую «болел» император. «Синие» считались лояльными, к ним принадлежали не только димы, но и константинопольская знать. «Зеленые» привлекали скрытых оппозиционеров, их состав был более демократическим. Две другие партии были менее значимы и во время конфликтов присоединялись к двум первым.
Восточным соседом Византии было Персидское государство Сасанидов, с которым велась затяжная война. К западу лежали бывшие провинции Римской империи, занятые варварами. Византийские императоры продолжали считать Запад собственным, временно утраченным владением.
Император Зенон относительно спокойно правил до 491 г. В 488 г. он избавил империю от остготской угрозы, направив остготов в Италию. После его смерти константинопольский сенат предоставил право выбора императора вдове Зенона Ариадне. Ею был выбран пожилой чиновник Анастасий (491–518 гг.). Он усилил обороноспособность империи и значительно увеличил казну, одновременно упразднив наиболее тяжкие подати. После смерти Анастасия снова не оказалось наследника, и после каких-то интриг императором был выбран начальник гвардии Юстин (518–527 гг.). Он происходил из деревни, был необразованным и даже неграмотным (при подписании документов он пользовался трафаретом). Сыновей у него не было, и он приблизил к себе своего племянника Петра Сабатийского, которому он дал прекрасное образование и усыновил. После усыновления племянник Юстина стал носить имя Юстиниан. Еще при жизни дяди Юстиниан взял в свои руки управление империей.
Византийская империя, византия, восточная римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела римской империи после смерти императора феодосия i на западную и восточную части.менее, чем через восемьдесят лет после раздела западная римская империя прекратила свое существование, оставив византию , культурной и цивилизационной преемницей древнего рима на протяжении почти десяти столетий поздней античности и средневековья.название «византийская» восточная римская империя получила в трудах западноевропейских уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия константинополя — византий, куда римский император константин i перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в новый рим. сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской („ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — ???????? ???????, basileia romaion) или кратко «романией» (???????, romania). западные источники на протяжении большей части византийской называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры.в древней руси византию обычно называли «греческим царством», а её столицу — царьградом.столицей византии на протяжении всей её был константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира
Павлины возле трона Басилевса
златые с изумрудным острым взглядом.
Всё во дворце богато – справа, слева.
Вид из дворца всегда предстанет садом.
А жизнь, по сути, сумма разных улиц,
иные кривоваты – ну так что же?
Дома включают дураков и умниц,
а комнаты – столы, одежду, ложе.
Механика в почёте. И поэзия.
протопатрикий пьёт вино по пятницам,
считая: раз в неделю – так полезнее,
к тому ж никто не скажет – этот пьяница.
Сады обильны. А дворцы огромны.
Теологические споры на базаре
тяжёлые – как будто тащим брёвна,
не задавили б – спор ветвист в угаре,
в угаре, иль в азарте. Небо пышно.
И ткутся ткани. Множество усилий.
А жизнь проходит всё-таки не слышно,
и кто поверит – мы, ромейцы, были?
И кто узнает, как мы воевали,
любили, верили и пировали,
коль всё уйдёт в златые вертикали,
они нематерьяльны – так уж вышло…
ВИЗАНТИЙСКИЙ АНГЕЛ
Византийский ангел распростёр
Крылья над империей сияющей.
А реальность вряд ли первый сорт –
На земле всегда реальность та ещё.
Тающий для Византии свет,
Низведенье чуда к матерьяльному:
А ему-то оправданья нет,
Как реченью плоскому, банальному.
На базаре богословский спор,
Позабыты птица, хлеб в корзинах.
Низкой жизни ежедневный сор
Ведь в небесных не нуждается карминах.
Басилевс нам от небесных стран
Дан.
Византийский ангел распростёр
Крылья грандиозного размаха.
На базаре завершился спор.
А державе не избегнуть краха.
Не избегнуть краха никому.
Время к нам нейтрально? Равнодушно?
И идут империи во тьму,
Как им предначертано – послушно.
ВИЗАНТИЙСКИЙ СЛОВАРЬ
Басилевсу скучно, и ему
Пища развлечением порою.
Повар покрывает золотою
массой крема торт.
И почему
Может заскучать великий царь?
Лестниц в Византии очень много.
Их ступени — высоты словарь.
Басилевс желает чашу морса.
Евстигней — купец — ведёт подсчёт
Золотых — какая это радость!
Каждый микросолнышком блеснёт,
И тогда в душе десяток радуг.
Харитон — искусный вор — и вот
Планы ограбленья составляют
Вместе с ним бродяги — поведёт,
Лавку и изрядно пощипают.
Лаковых эмалей мастера
Пасть печи играет алым жаром.
В мире сочном, солнечном и яром
Каждый жест серьёзен — не игра.
— Сын единосущен ли Отцу?
— Да, и как же может быть иначе?
Иль базару споры не к лицу?
Тут важны торговые удачи.
В богословье каждый изощрён.
Тонкие заставки толстой книги,
Каждая, как сад, пусть малый он —
В цветовом решении великий.
Всё-таки скучает Басилевс,
Толстого кота ласкает. Ладно.
Византийский мир огромный, весь
Так устроен пышно, с толком, складно.
Скрепы веры. Тёмная весьма
Паренька базилика пугает.
Только лето! И ещё — весна!
Всё же лето больше привлекает.
Пара возле городских прудов.
Погляди — влюблённые красивы.
А клиент в цирюльне нездоров —
Кашляет, какие перспективы?
Я иду, я вижу этот мир —
Золото его, его же пурпур.
В лавке ювелирной целый миг
Я гляжу на дорогой карбункул.
О, не в этом дело — я хочу
Код узнать — набором чисел что ли?
Тайну Византии.
Но свечу
Гасит мастер книги. Ноты боли
Прозвучат сейчас в его глазах.
А орган играет басилевсу.
Нет войны, и мир во всех сердцах.
И провинции спокойны. Лесу
Городскому верить ли во тьме?
Скатам крыш и островерхим кровлям?
Каково тут будет по зиме.
Родственникам не пристало кровным
Ссориться — но ссоры всё же есть.
Пусть нет старых, ежели по Йитсу.
Прошлое — оно скрывает весть,
Часто к ней душа моя стремится,
В современности устала — здесь,
Где материальность черезмерна,
Весть былого светоч? — несомненно,
Этот свет мне б книгою прочесть.
* * *
Ромейцы ныне недовольны –
Растут налоги, дорог хлеб,
Повсюду донимают войны,
Очередной указ нелеп.
Протопатрикий пьёт безбожно.
Помпезна церковь…Где же Бог?
И на душе опять тревожно,
И лавку разорит налог.
Бюрократической махине
Едва ли противостоишь.
И – позавидуешь машине,
Поскольку зря перегоришь.
Но виноградники ликуют,
И снова солнечна стезя.
Соблазнов много существует,
Но отрицать дары нельзя.
Не в церкви Бог, а в наших душах.
Иконы строгие глядят.
Матросы не видали суши
Уже который год подряд.
Волна в порту качает башни –
Столь грандиозны корабли.
И тихо канет день вчерашний
В копилку будущей земли.
Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части.
Менее, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим.
Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской („Ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — ???????? ???????, Basileia Romaion) или кратко «Романией» (???????, Romania). Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры.
В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.
Столицей Византии на протяжении всей её истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I (527—565). С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395[3]-1453) – государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья. Название “Византийская” Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя – Византий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим. Сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески “ромеями”, а свою державу – “Римской („Ромейской“) империей” (на среднегреческом (византийском) языке – ???????? ???????, Basileia Romaion) или кратко “Романией” (???????, Romania) . Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её “империей греков” из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли “Греческим царством”, а её столицу – Царьградом. Столицей Византии на протяжении всей её истории был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира
Римская империя пала на Западе, но полностью сохранила свою власть над восточными провинциями. С 476 г. Зенон стал единственным обладателем звания римского императора. После этого Римская империя на Востоке просуществовала еще почти тысячу лет. Формально и юридически она перестала существовать только в 1453 г., после того как Константинополь был захвачен турками, а последний «римский» император Константин IX Палеолог погиб. Это государство называло себя Империей римлян (или, по-гречески, ромеев, «Ромейской империей»). Столицей империи был город Константинополь (официально назывался «Новый Рим»), основанный в 330 г. на месте древней греческой колонии Византий. Писатели, жившие в этом государстве, продолжали называть этот город Византием, жителей – византийцами, а культуру – византийской. Поэтому с XVII в. европейские историки стали называть эту империю Византийской или Византией.
Византия полностью унаследовала государственный аппарат, сложившийся в Римской империи к концу IV в. Ее территория в V в. охватывала восточные провинции Рима. В ее состав входили Балканский полуостров, Нижнее Подунавье на правом берегу реки, Малая Азия, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет и Киренаика. Византии принадлежала вся восточная половина Средиземного моря с находящимися там островами. Крайним северо-восточным византийским владением на Черном море была оконечность Крымского полуострова. Государственным языком Византии до VIII в. оставалась латынь, хотя наиболее распространенным был греческий.
Государственной религией в Византийской империи было ортодоксально-католическое христианство (будущее православие). Византийский император рассматривал себя не только как правителя отдельного государства, но и как главу христианского мира. В V в. противниками официального вероисповедания становятся несториане и монофизиты – сторонники еретических учений. Несториане (последователи константинопольского епископа Нестория) признавали в Иисусе Христе лишь человеческую природу, а монофизиты (греч. «признающие одну природу»), наоборот, отрицали в нем человеческую природу и признавали лишь божественную. Конфликт еретиков с официальной церковью оборачивался их столкновением с государством.
В V – начале VI в. в Константинополе определенной политической силой выступал простой народ. Граждане Константинополя были объединены в коллегии – димы. Взаимоотношения димов и их отношения с государством происходили в причудливой форме – в форме создания соперничающих «цирковых партий». В цирке (традиционное римское название ипподрома) во время гонок колесниц происходили соревнования между «зелеными», «синими», «красными» и «белыми». Соперничество димов часто решалось на ипподроме, а чтобы продемонстрировать несогласие с политикой государства, достаточно было примкнуть к партии, соперничающей той, за которую «болел» император. «Синие» считались лояльными, к ним принадлежали не только димы, но и константинопольская знать. «Зеленые» привлекали скрытых оппозиционеров, их состав был более демократическим. Две другие партии были менее значимы и во время конфликтов присоединялись к двум первым.
Восточным соседом Византии было Персидское государство Сасанидов, с которым велась затяжная война. К западу лежали бывшие провинции Римской империи, занятые варварами. Византийские императоры продолжали считать Запад собственным, временно утраченным владением.
Император Зенон относительно спокойно правил до 491 г. В 488 г. он избавил империю от остготской угрозы, направив остготов в Италию. После его смерти константинопольский сенат предоставил право выбора императора вдове Зенона Ариадне. Ею был выбран пожилой чиновник Анастасий (491–518 гг.). Он усилил обороноспособность империи и значительно увеличил казну, одновременно упразднив наиболее тяжкие подати. После смерти Анастасия снова не оказалось наследника, и после каких-то интриг императором был выбран начальник гвардии Юстин (518–527 гг.). Он происходил из деревни, был необразованным и даже неграмотным (при подписании документов он пользовался трафаретом). Сыновей у него не было, и он приблизил к себе своего племянника Петра Сабатийского, которому он дал прекрасное образование и усыновил. После усыновления племянник Юстина стал носить имя Юстиниан. Еще при жизни дяди Юстиниан взял в свои руки управление империей.
Византийская империя, византия, восточная римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела римской империи после смерти императора феодосия i на западную и восточную части.менее, чем через восемьдесят лет после раздела западная римская империя прекратила свое существование, оставив византию , культурной и цивилизационной преемницей древнего рима на протяжении почти десяти столетий поздней античности и средневековья.название «византийская» восточная римская империя получила в трудах западноевропейских уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия константинополя — византий, куда римский император константин i перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в новый рим. сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской („ромейской“) империей» (на среднегреческом (византийском) языке — ???????? ???????, basileia romaion) или кратко «романией» (???????, romania). западные источники на протяжении большей части византийской называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры.в древней руси византию обычно называли «греческим царством», а её столицу — царьградом.столицей византии на протяжении всей её был константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира