Сочинение на тему рахманинов

10 вариантов

  1. –>
    Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу “Алеко” . За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей.
    Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей.
    В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы.
    Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта “Весна” , “Зеленый шум” . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова. Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 году он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он не появился бублика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты.
    Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по родине он выразил в Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор одного из своих концертов, он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: “От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу” .
    Через все творчество Рахманинов проходит тема Родина. Лиризм соединяется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженным композитором в своих произведениях, – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента – фортепиано, сочетаются характерные для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение.
    Понравилось сочинение » Сергей Рахманинов , тогда жми кнопку

  2. Проще всего начать с социальных меньшинств. Пианисты обожают Рахманинова, потому что он подарил им 90 сочинений, составляющих одну из основ репертуара, являющих собой вечно возобновляемый источник концертной энергии. А еще – за то, что при всей фактурной сложности и насыщенности его фортепианное письмо крайне удобно для исполнителя. Как только пианист «выгрывается» в очередной рахманиновский опус, он ощущает не столько преодоление технических трудностей, сколько наслаждение пианистической свободой. Рахманинов мыслил и творил кистями рук. Между его творческими замыслами и конечным результатом не было посредника в виде пера или карандаша – звук, лившийся изнутри Рахманинова, сразу воплощался в тактильном контакте с инструментом. Его музыкальные идеи, зафиксированные в нотах, при каждом исполнении как бы оживают, оттаивают, возвращаются из твердого агрегатного состояния в непосредственно ощущаемую пианистом волну.
    Можно объяснить и то, что Рахманинова так любят в России. Его справедливо называют одним из двух самых русских композиторов – вместе с Мусоргским. Причем, если Мусоргский был внимателен к темным сторонам национального менталитета, к бедному русскому, страшному русскому, к безднам русской истории и русской власти,?– то Рахманинов сконцентрировал в своей музыке все лучшее, что было и есть в нашей природе, культуре и характере. А знаменный распев и колокольный звон, составляющие плоть и кровь рахманиновского звучания, впитаны нами на генетическом уровне и на этом же уровне «считываются» в его музыке.

  3. Эссе на романс Рахманинова “Весенние воды”
    Сергей Васильевич Рахманинов – крупнейший русский композитор 19 ­
    начала 20 вв. В своём творчестве он очень ярко выразил страстный порыв к
    лучшему светлому будущему, таким настроем были проникнуты многие
    произведения передовой русской литературы и искусства того времени.
    Большое место в творчестве Рахманинова занимает камерный вокальный
    жанр, в нем он выразил лирические чувства, яркий и в то же время нежный
    вокальный мелодизм сближают Рахманинова с Чайковским. В его романсах
    образы природы являются не только выражением тихих, созерцательных
    настроений, порой они помогают воплотить страстные, бурные чувства.
    Благодаря этому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся
    широтой формы, сочностью и яркостью красок, блеском и сложностью
    фортепианного изложения. Современный концертмейстер должен обладать не
    только блестящей техникой игры на фортепиано, но и внутренним содержанием,
    должен понимать не только смысл стихов, на которые написана музыка, но и без
    них прочувствовать всю густоту музыкального изложения, искреннего чистого
    смысла, вложенного автором в музыкальное произведение.
    В таком стиле Рахманиновым написан романс “Весенние воды” на слова
    Фёдора Ивановича Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, в которой
    радостно и торжественно ликуют восторженные чувства. Ярчайшую роль играет
    блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано, очень
    содержательная, она, можно сказать, является основой для создания общего,
    жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного
    облика. Уже вступительная фраза, которая построена на увеличенном трезвучии,
    благодаря своему экспрессивному звучанию воссоздаёт атмосферу солнечной
    торжественной весны. Пассажи фортепианной партии рождают музыкальный
    образ весенних бурных ручьёв.
    Кульминация произведения,
    благодаря неожиданным терцовым
    сопоставлениям мажорных тональностей (Ми бемоль мажор ­ Си мажор ­ Ля
    бемоль мажор, Ми бемоль мажор ­ Фа диез мажор), отличается яркими
    тональными контрастами. Необычным для камерного жанра является глубокий
    тематизм. Сила и напряженность музыкального развития способствовали
    появление в романсе двух ярких кульминаций. Одна из них происходит при
    сопоставлении Ми­бемоль мажора и Фа­диез мажора на словах: “Весна идет! Мы

  4. Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» .
    За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей. Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей. В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы. Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта «Весна» , «Зеленый шум» . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова.
    Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 году он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он не появился бублика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты. Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по родине он выразил в Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор одного из своих концертов, он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу» . Через все творчество Рахманинов проходит тема Родина. Лиризм соединяется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженным композитором в своих произведениях, – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента – фортепиано, сочетаются характерные для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение. (Материал для сообщения взят из энциклопедии «Что такое, кто такой» том 3)
    .

  5. 5
    Текст добавил: Чувство юмора

    Жанры
    Назад
    Композиторы

    Рахманинов Сергей Васильевич
    (1873-1943)

    Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808-81) – пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4 – 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно . С 1882 занимался в Петербургской , с 1885–в Московской консерватории . Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных , камерно-инструментальных произведений , романсов.
    Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа-опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-06 – Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899).
    В 1909-12 активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений. В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918-43 занимался преимущественно концертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы.
    Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941-42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии. Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19-20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева.
    Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова – органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.
    Рахманинов – один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство.
    В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.

    Сочинения:

    оперы-
    Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина “Цыганы”, 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне “Ада” из “Божественной комедии” Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
    для солистов, хора и оркестра-
    кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова “Зелёный шум”, ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);
    для оркестра-
    3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);
    для фортепиано с оркестром-
    4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);
    камерно-инструментальные ансамбли-
    Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);
    для фортепиано-
    2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);
    для фортепиано в 4 руки-
    6 пьес, ор. II (1894);
    для 2 фортепиано-
    2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);
    для хора с оркестром-
    Три русские песни, ор. 41 (1926);
    для хора с фортепиано-
    Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96);
    для хора а сappellа-
    Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915);
    для голоса с фортепиано-
    6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);
    транскрипции и переложения (для фортепиано)-
    своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде “Арлезианка” (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка” (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс “Муки любви” (издано 1926) и вальс “Радость любви” (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, “Полёт шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира “Сон в летнюю ночь” (издано 1938), П. И. Чайковский. “Колыбельная” на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет “Спящая красавица” (для фортепиано в 4 руки);
    юношеские сочинения (не изданные автором)-
    1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91).
    Жанры
    Назад
    Композиторы

  6. родился 20 марта 1873года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, подНовгородом. Здесь прошло раннее детствобудущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность кпоэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве онобращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушатьрусские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе сбабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленныеновгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегдаотмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в еготворчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).
    Рахманинов рос в музыкальной семье.Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, былпианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-мстолетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, былчеловеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первымпедагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, урокидоставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть вчетыре руки со своим дедом.
    Когда будущему композитору было 8 лет, егосемья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности былидостаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, вмладший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушалв то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат СергеяВасильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозитего в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившисьу Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшемотделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И.Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервыевстретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученикаи внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковскийсказал: «Я предсказываю ему великое будущее».
    Одарённый необычайным музыкальным слухом ипамятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. Ачерез год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классусочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительскиеи композиторские успехи. Вместе с нимзакончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к.большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двумспециальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзаменРахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»),которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзаменеЧайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева,любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы,покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством ивыразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов,критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьнойработе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П.И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своемубрату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Онвысоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральнойподдержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет рядпроизведений. Среди них — симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двухфортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой,красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Подвпечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».
    Однако его творческий путь не был усыпан розами. Случалисьнеудачи, которые он остро переживал. В 1895 году Рахманинов заканчивает свою первуюсимфонию, которая в начале 1987 года была исполнена в одном из «Русскихсимфонических концертов» под управлением А. К. Глазунова. Симфония потерпелафиаско, её не поняли. По словам родственницы Рахманинова Л. Д.Ростовцевой-Скалон Глазунов флегматично стоял у пульта и также флегматично еёпровёл. Это до такой степени расстроило Рахманинова, что он несколько летничего не писал. Он впал вдепрессию и потерял веру в свои способности. Ему тогда даже пришлось лечиться упсихиатра. Но самым лучшим лекарством для композитора была музыка. В 1900 году Рахманинов возвращается ккомпозиторской деятельности; он пишет две части второго фортепианного концерта,законченного годом позже; тогда же написана вторая сюита для двух фортепиано.Наряду с творческим подъёмом происходит очень важное событие в жизни СергеяВасильевича: он женится на своей двоюродной сестре Наталье Алексеевне Сатиной,с которой пройдёт весь свой долгий жизненный путь. Успешное исполнениеего Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностьювосстановило силы Рахманинова и помогло вернуть уверенность в своих творческихвозможностях. Второй концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1901 году,- одно из знаменитейших произведений Рахманинова. Здесь сочетаются характернаядля композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этомнационально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова. Разливпевучих, по-русски широких мелодий, стихия деятельного ритма, блистательная виртуозность,подчиненная содержанию, отличают музыку Третьего концерта. В нем проявляетсяодна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетаниешироты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Вторым концертом открывается плодотворнейшийпериод в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прекраснейшиепроизведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы лучшие романсы, среди них:«Сирень», «Вокализ», «У моего окна». Крупнейшие симфонические сочинения этихлет — Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых». В эти же годысозданы: поэма-кантата «Колокола», прекрасное произведение для хора а cappella«Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину и «Франческа даРимини» по Данте.
    Не меньшую известность Сергей Рахманинов приобрёл какпианист. С 1900 года Рахманинов постоянно концертировал в России и за рубежом.В 1899 году он с успехом выступал во Франции, а в 1909 году в Америке.Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистическихтрудностей: таким блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшеесяогромной внутренней силой. И вместе с тем Рахманинов играл необычайно певуче.Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но он такжебыл и талантливым оперным и симфоническим дирижёром, давшим своеобразноетолкование многих классических произведений. Впервые за дирижёрский пульт онвстал, когда ему исполнилось всего двадцать лет, — в 1893 году, в Киеве, какавтор оперы «Алеко». В 1897 году начал работать вторым дирижёром в Московскойчастной русской опере С. И. Мамонтова, где приобрёл необходимую практику иопыт. Он пробыл там только год, но этот годсыграл важную роль в его жизни: там он встретился с выдающимися русскимихудожниками — В. Серовым, К. Коровиным, Врубелем – и артистами, там жезавязалась тесная дружба с Ф. И. Шаляпиным. До этого Рахманиновдирижированию никогда не учился, хотя и чувствовал, что «способендирижировать». Ему помогли природная одарённость, исключительный вкус,феноменальная память и безупречный слух. 3 сентября 1904 года состоялсядирижёрский дебют Рахманинова в Большом театре. Здесь он вёл целый рядспектаклей, прежде всего оперы русских композиторов. Под руководствомРахманинова были осуществлены новые постановки «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и«Пиковой Дамы» П. И. Чайковского. С 1899 года Рахманинов выступает как дирижёрс гастролями в других странах. В мае 1907 года в парижской «Гранд Опера»Рахманинов провёл один их четырёх исторических концертов русской музыки (другимиконцертами дирижировали А. Никиш, К. Шевиллар и Н. Римский – Корсаков). Впервыевыступая с концертами в США, он не только дирижировал собственными сочинениями,но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, какЧайковский и Моцарт.
    Фортепьянная музыка занимает особое место в творчествеРахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента –фортепиано.  Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано соркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и др.Широк диапазон выраженных в них чувств и состояний – от тихого покоя до сильнойвзволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Рахманинов следоваллучшим традициям классики, и, прежде всего, русской, являясь проникновеннымпевцом русской природы. В его Второй симфонии, написанной в 1907 году, вкантате «Весна», в поэме «Колокол» тесно сосуществуют лиризм, открытоевыражение прямых и сильных чувств, с величественными эпическими образами. Вмузыке Рахманинова сливаются традиции, идущие от П. И. Чайковского икомпозиторов «Могучей кучки», особенно А. П. Бородина. Музыка Рахманинова,обладающая неистощимыми мелодическими богатствами, впитала в себя русскиенародно-песенные истоки и некоторые элементы знаменного распева.
    В 1915 году умираеттоварищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор ипианист Александр Скрябин. Концертный репертуар Рахманинова состоял, главнымобразом, из собственных сочинений. Но в память Скрябина Рахманинов далнесколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобыподдержать в материальном плане семью Скрябина.
    В годы, предшествующие Первой Мировой войне,русское искусство было проникнуто предчувствиями назревающих мировых потрясений.Неизбежность неслыханных перемен ощущали все, в том числе и Рахманинов. В этигоды в его музыке, например, во Втором и в Третьем фортепианных концертах, ввокально-симфонической поэме «Колокола», все чаще слышатся мятежные, тревожныезвуки. Никогда еще образ колокольного звона не был таким трагическим имятежным, как в двух последних частях «Колоколов». В годы Первой Мировой войнысоздана «Всенощная» Рахманинова (1915) — большой цикл для хора безсопровождения на темы древних церковных напевов. «Всенощная» оказаласьпоследним крупным сочинением, созданным на родине.
    Московский период Рахманиновазакончился в 1917 году. Когдапроизошла Великая Октябрьская социалистическая революция, Рахманинов не понялеё значения. В конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов вскандинавских странах. Он поехал вместе с семьёй и больше в Россию не вернулся.Он покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество.Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав изРоссии, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» — говорил он.
    Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал сконцертами, зарабатывая на жизнь, потом, в 1918 году, переехал в Америку. Спервого концерта в маленьком городке Провиденс в штате Род-Айленд началаськонцертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25лет. В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха, которыйкогда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекалоне только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры,и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.«Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства,должен прежде всего научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» –было написано в одной из рецензий.
    Живя за границей, Рахманинов незабывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры.Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным
    В течение ряда лет Рахманинов не создал ни одногопроизведения. Когда же он вернулся к творчеству, то обратился к воспоминаниям ородной земле и народным русским песням («Три русские песни для хора соркестром», 1926). Наиболее известными из творений композитора, написанных вэмиграции, являются четыре концерта для фортепиано, «Рапсодия на тему Паганини»для фортепиано с оркестром, три симфонии, «Симфонические танцы». Самое замечательноепроизведение, созданное им в конце жизни, — Третья симфония (1936) — русская подуху и музыкальным образам. Но все эти поздние сочинения отмечены глубокимтрагизмом, пронизаны любовью к России. Рахманинов до конца жизни оставалсярусским композитором.
    В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрскиевыступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но онне согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялисьего собственные сочинения.
    В России менее всего известны другие произведенияРахманинова, связанные с возрождением русской духовной музыки. На рубеже XIX-XX веков в России возникает национальноедвижение «Новое русское возрождение» по определению А. Блока. В то время вобществе пробудился интерес к художественному наследию русского средневековья(к зодчеству, иконам, фрескам), на этой волне многие композиторы обращаются кдревнерусской музыке. В этом русле создаются хоровые циклы Рахманинова –«Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощная» (1915).
    Ко времени создания «литургии» Рахманинов был автором трёхфортепианных концертов, трёх опер и двух симфоний. Но, по признаниюкомпозитора, над редкой вещью он работал с таким удовольствием. Основываясь натрадициях русской литургии, Рахманинов создаёт концертное произведение, где, вотличие от «Всенощной», практически не использует подлинные распевы. Он смелосоединяет интонации народного и профессионального искусства, создаётвпечатляющий образ древнего культового пения.
    В своём творчестве Рахманинов стремился отразить духовнуюжизнь России во взаимосвязи прошлого и настоящего. Поэтому он и обращался кхоровым произведениям, своеобразным массовым действам, где можно было передатьглубину народной психологии (примером тому могут служить его кантаты «Весна» и«Колокола»).
    Интересна история создания Рахманиновым романсов. Онаначалась с заочной переписки композитора и писательницы М. Шагинян. Она хотела,чтобы Рахманинов начал писать музыку на стихи настоящих поэтов, и подготовиладля него целый сборник. Первоначально Шагинян подписывала свои письмамузыкальной нотой ре и лишь со временем раскрыла свой псевдоним. Об этойувлекательной истории она рассказала в своих воспоминаниях. До сих пор особойпопулярностью пользуются романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо»,«Маргаритки».
    В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколькоконцертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.«Верю в полную победу», — писал он. По-видимому,это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследиювеликого композитора.
    Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступалс первым концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступболезни (молниеносная форма рака) заставили прервать концертную поездку.Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года. Перед смертью на его имя пришлателеграмма от советских композиторов, поздравлявших его с семидесятилетием.Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами. По счастью, нетолько в нотах, но и на грампластинках, запечатлевших его собственное,неповторимо прекрасное исполнение.
    Годы жизни С. В. Рахманинова совпали спериодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственномжизненном и творческом пути, одновременно блистательном и трагическом. Он былсвидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушениерусского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни зарубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссиюв истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певцаРоссии.
    Музыка Рахманинова и сегодня волнует и радуетмиллионы слушателей, она увлекает силой и искренностью выраженных в ней чувств,красотой и подлинно русской широтой мелодий.
    Когда звучит музыка Рахманинова, кажется,будто слышишь страстную, образную, убеждающую речь. Композитор передаёт упоениежизнью – и музыка льётся бесконечной, широкой рекой (Второй концерт). Порой жеона бурлит подобно стремительному вешнему потоку (романс «Весенние воды»).Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоемприроды или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особеннонежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо»,«Островок», «Сирень»). В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, как и в описанияхприроды у его любимого писателя А. П. Чехова или в картинах художника И. И.Левитана, тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной,неяркой, но бесконечно поэтичной. Немало у Рахманинова и страниц, полныхдраматизма, тревоги, мятежного порыва. Чуткий художник отразил предгрозовыенастроения, характерные для русского общества накануне революции 1905 г.

  7. Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» .
    За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей. Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей. В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы. Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта «Весна» , «Зеленый шум» . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова.

  8. Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» .
    За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей. Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей. В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы. Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта «Весна» , «Зеленый шум» . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова.
    Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 году он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он не появился бублика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты. Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по родине он выразил в Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор одного из своих концертов, он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу» . Через все творчество Рахманинов проходит тема Родина. Лиризм соединяется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженным композитором в своих произведениях, – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента – фортепиано, сочетаются характерные для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение. (Материал для сообщения взят из энциклопедии «Что такое, кто такой» том 3)

  9. 9
    Текст добавил: Анатолий Вайс

    Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу “Алеко” . За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей.
    Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира.
    Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей.
    В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и
    дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы.
    Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта “Весна” , “Зеленый шум” . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова. Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 году он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он не появился бублика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты.
    Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по родине он выразил в Третьей симфонии.
    Во время Великой Отечественной войны денежный сбор одного из своих концертов, он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: “От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу” .
    Через все творчество Рахманинов проходит тема Родина. Лиризм соединяется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженным композитором в своих произведениях, – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента – фортепиано, сочетаются характерные для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение.
    (Материал для сообщения взят из энциклопедии “Что такое, кто такой” том 3)

  10. Оперы

    Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина “Цыганы”, 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне “Ада” из “Божественной комедии” Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);
    для солистов, хора и оркестра-
    кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова “Зелёный шум”, ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);

    Для оркестра

    3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);

    Для фортепиано с оркестром

    4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);

    Камерно-инструментальные ансамбли

    Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);

    для фортепиано

    2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);

    Для фортепиано в 4 руки

    6 пьес, ор. II (1894);

    Для 2 фортепиано

    2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);

    Для хора с оркестром

    Три русские песни, ор. 41 (1926);

    Для хора с фортепиано

    Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96);

    Для хора а сappellа

    Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915);

    Для голоса с фортепиано

    6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);

    Транскрипции и переложения (для фортепиано)

    своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде “Арлезианка” (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка” (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс “Муки любви” (издано 1926) и вальс “Радость любви” (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, “Полёт шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира “Сон в летнюю ночь” (издано 1938), П. И. Чайковский. “Колыбельная” на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет “Спящая красавица” (для фортепиано в 4 руки);

    Юношеские сочинения (не изданные автором)

    1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *