Сочинение на тему раскольников и его теория преступления

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Граммотный Парниша

    Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

    Зарождение идеи

    Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

    Право сильной личности на преступление

    Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

    Проверка теории жизнью

    Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

  2. Раскольников по своей сути – добрый и отзывчивый человек. В нем замечали твердый и решительный характер, он стремится к защите обездоленных и обладает большой силой воли. Он не обделен положительными качествами, которые действительно смогли бы сделать из него великого человека. Он сострадателен и готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Но социальный строй, бедствование, нужда делают из него человека, который сбивается с истинного пути. Все, что видит вокруг себя Родион Романович – лишь нищета, несправедливость, отсутствие человеческих условий. Все это порождает в герое определенное изнеможение, из-за которого в голове бывшего студента, активно размышляющего о жизни, рождается страшная теория. Именно находясь в полнейшей нищете, в попытке спасти своих близких, обеспечить мать и сестру, помочь Мармеладовым и даже Лизавете, герой решается на убийство.

    Деление людей

    В своей теории Раскольников делит всех людей на два типа. Одни являются совершенно обыкновенными, их предназначение только в том, чтобы размножаться и плодить себе подобных. Их Раскольников называет «тварями дрожащими». Вторые же, «необыкновенные» – люди, призванные вершить великие дела. К их числу герой причисляет Ньютона, Магомета, Наполеона (с которым сравнивает и себя). Эти люди, по мнению героя, «право имеют» даже на то, чтобы совершать преступления ради вершения великих дел и открытий. Эти люди должны уничтожать все на своем пути, чтобы достичь своей цели, которая в итоге благостно послужит всему человечеству. Раскольников искренне верит, что преступления могут быть совершены во благо. Он считает, что убийство человека из первой категории, уничтожение «воши» не является настоящим преступлением для человека, который «право имеет».

    Эксперимент над собой

    Исходя из своей теории, Родион решает, что он может относиться к категории «имеющих право». Именно, чтобы доказать себе причастность к этой группе людей, Раскольников решается на преступление. Такой эксперимент он проводит над собой, чтобы понять, что преступление, которое он совершит, станет помощью для обездоленных людей, а сам он сделает великое дело. Но теория Раскольникова начинает терпеть крах с той самой минуты, когда совершается убийство.
    Даже пройдя через все наказание – душевные терзания, явка с повинной, каторгу, Раскольникову очень тяжело отказываться от своей теории. Он верит в нее, оправдывая себя, не считая себя виновным даже после суда и пребывая на каторге. Но только через страдание и сострадание, которое он находит в лице Сони Мармеладовой, у героя есть шанс на истинное искупление своей вины и отказ от своей бесчеловечной теории.

  3. Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.
    Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны». Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.
    Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.
    В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

    Второстепенные причины преступления

    Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.
    Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.
    Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

  4. Согласно данной теории человечество делится на простых людей, так называемый материал для продолжения рода, и необыкновенных сверхлюдей, наделенных талантами и способными двигать человечество вперед, развивать и улучшать его. Теория эта антигуманна по своей сути, потому что дает право «необыкновенному» человеку переступать через закон для общего блага.
    Раскольников и сам задается вопросом: «…вошь ли я, как все, или человек?». Чтобы раз и навсегда причислить себя к тому или иному типу, он решает убить человека. Для этой цели он выбирает Алену Ивановну, зловредную старуху процентщицу. С помощью этого так называемого «убийства по совести» Раскольников хочет доказать себе, что он сверхчеловек и избавить мир от «вши»: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую…».
    Однако этот поступок имел для молодого человека неожиданные последствия. Душа его стала мучиться угрызениями совести, страхом и одиночеством. Совершив непоправимое, Раскольников словно отрезал себя от окружающих. Он запятнал себя убийством и стал изгоем. Оказалось, что убивать людей не так уж и просто. Соня уговаривает его сдаться с повинной.
    Хоть он и не знал раскаяния и винил только себя за малодушие и слабость, когда отправлялся на каторгу, там ему все же открылась истина. Во сне Родион увидел свою теорию в действии. Она уподобилась моровой язве, которая свела с лица земли все человечество. Так случился крах античеловеческой теории.

  5. Роман Достоевского «Преступление и Наказание»- это повествование о том, » как продолжительно и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась суть человеческая человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце её наступает признание совести, истины, очищение и обновление человека».
    Родион Романович Раскольников — основной герой романа. Он «бывший студент», понужденный оставить учебу из-за нехватки финансов, живущий в беднейшем микрорайоне Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его реальность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым, подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.
    Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может существовать без общения с людьми, более того такой надменный, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик.
    Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же пора он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, полагать ему о них так же мучительно, как полагать об убийстве Лизаветы. И он старается не полагать, потому что если начнет полагать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Поли, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура Раскольникова тут наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», » чистокровных арийцев».» Люди делятся на господ и рабов, господам- сильным личностям. сверхчеловекам. — всё дозволено!»Позднее эта теория послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, и бед всему человечеству.
    Цель, для которой требуются неправые средства не есть правая поставленная проблема.

  6. В центр романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести». С помощью образа Родиона Раскольникова он проводит эксперимент над человеческой душой, которая находится во власти разрушительной идеи. Используя детективный сюжет о замысле, исполнении и раскрытии убийства, автор проверяет теорию главного героя и полностью развенчивает её.
    Родион Раскольников — недоучившийся студент, приехавший в Петербург из глубинки. Он живёт бедно, одиноко. Но не бедность стала причиной того, что он решился на убийство старухи-процентщицы. За полгода до описываемых событий он напечатал статью, излагавшую его теорию «права сильного на кровь». Именно эта теория стала движущей силой всего романа. Суть конфликта — в столкновении этой теории с действительностью. Ф. М. Достоевский подчёркивает, что эта теория зародилась у Раскольникова задолго до того, как он узнал о бедственном положении своей сестры и матери. Следовательно, сначала появилась теория «права сильного», а уже затем необходимость воспользоваться ей для спасения своей семьи. Раскольников хочет убить, чтобы понять, «тварь» он «дрожащая» или «право имеет». При этом он наивно полагает, что убийство поможет ему совершать впредь лишь добрые дела. Главный герой пришёл к этой мысли во многом от нищеты и отчаяния. Но автор показывает, что это обстоятельство не спасает его от суда совести. Несправедливость в социальной жизни невозможно искоренить преступлением.
    Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
    Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
    В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
    Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
    Во-вторых, Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершённый грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь. Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве. Находиться в обществе было для него мучением. Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам. Преступление уже содержит в себе наказание. Муки Раскольникова — это не просто муки совести. Когда мещанин обвинил его в убийстве, Раскольников ослабел физически. Он сопоставлял в уме деяния своих кумиров: «Те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне: и ему же по смерти ставят кумиры, — а стало быть, и всё разрешается». Контраст между обычным преступлением и подобными грандиозными разрушениями потрясает Раскольникова. Он делает окончательный вывод: «Я не человека убил, я принцип убил… Я себя убил». Раскольников не ощутил предполагаемой «священной грусти», свойственной великим людям. Даже в своём страдании он видел ещё одно свидетельство того, что он — «вошь», обыкновенный человек.
    Главное наказание для Раскольникова — это не только сознание своей непричастности к «особому разряду людей», но и отчуждение от людей вообще, от всего мира. Это последствие его теории оказывается поистине самым мучительным. Оно и приводит Раскольникова к мысли о признании. Соня Мармеладова доказывает ему необходимость сохранить чистоту души, даже соприкоснувшись с пороком. Она видит спасение в христианстве. Следователь Порфирий Петрович видит спасение Раскольникова в страдании и очищении. Он советует юноше обрести истинную веру взамен не оправдавшей себя теории: «Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая… Страдание — великая вещь. Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». К истинной вере Раскольников приходит только на каторге. Именно вера приносит ему успокоение и просветленность.
    Теория Раскольникова бесчеловечна по своей сути. Она уже изначально была обречена на провал. Породив эту страшную теорию, Раскольников закономерно оказался её жертвой. Он поставил земных кумиров выше нравственности, религии, истины. Его теория явилась ещё одним звеном вечного спора земной человеческой гордости с закономерным мироустройством.

  7. Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.
    После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к “тварям дрожащим”, а преступление было абсолютно бессмысленным.

    3 вариант

    Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.
    В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.
    Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.
    10 класс

  8. Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М.Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Сам Достоевский в письме к издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям… решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…» При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству».
    В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: «студент, живущий в крайней бедности» и «поддавшись некоторым странным неоконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно следственной сути романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного поступка Раскольникова.
    Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По. мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими ее.
    Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, даже с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Эта отрешенность от людей мешает Раскольникову жить. Его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик.
    Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость и за бездарность, и в то же время называет себя подлецом. Он страдает из-за невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И гонит сои мысли, ведь они не дают покоя и требуют решить вопрос, к какому разряду отнести близких людей согласно его теории. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему» разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Он не может этого пережить.
    Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он вводит третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Достоевский не показывает окончательного нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Писатель хотел показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, преступной может быть эта идея. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.
    < Предыдущая Следующая >

  9. Бывший студент Родион Романович Раскольников — главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович — человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» — на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» — это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» — Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, — громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и все разрешается».
    Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.
    Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он — не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
    В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.
    С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
    Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» — он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.
    Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир — она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича — он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.
    Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение — причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

  10. «Преступление и наказание» – это глубокий, психологический роман, над которым нужно сидеть и вникать в суть написанного. Ведь в его смысле кроется горькая истина, которая и открывает читателю всю правду о злодеяниях главного героя и о причинах случившегося.
    Действия разворачиваются в мрачном и темном Петербурге, воздух в котором был наполнен сумасшествием. В городе жили люди, бедные, нищие и несчастные. Популярные революционные идеи, которые царили в то время, пагубно влияли на общество, на сознание человека. Именно эти идеи и приводят к ломче человеческой психики, которая не выдерживания напора, порождает в мыслях злодеяния.
    Главным героем романа является Раскольников. От природы он умен и одарен, но его бедность и невозможность продолжать учение, делают из него бедного и несчастного человека. Он ежедневно наблюдает за серым и мрачным Питером, от которого мурашки идут по коже. Эта нечеловеческая обстановка и начинает формировать в голове главного героя нездоровые мысли.
    Влияние современных идеологических течений, которые отрицали веру во все духовное и культурное, также имели немаловажное значение в его дальнейших поступках. Человек, в таком грязном и несправедливом мире не может жить честно и правильно. Ежедневно Раскольников наблюдает за нарушением всех человеческих принципов. Люди грабят, пропивают, идут на панель лишь для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Если окружающие могут переступить через все установленные принципы, почему бы и Раскольникову не сделать что-то подобное?
    Популярная теория о «сверх-человеке» и «тварях дрожащих», то есть великих и нищих, толкает главного героя на раздумья о том, что и он может совершить великие дела. Он может стать этим сверх-человеком. Он может решать судьбы других людей. Он может расправляться с вредителями. По его мнению, именно старуха–процентщица, которая наживалась на страданиях других, не имела право на дальнейшее существование. Раскольников решил избавить мир от такой никчемной и ненужной личности. Но, в момент убийства, ему приходится совершить двойное преступление и убрать из жизни сестру Лизавету, которая случайный образом застала Раскольникова. И здесь действуют уже совершенно другие мотивы. Лизавету преступник убивает не из-за ее ненужности, а для того чтобы скрыть следы своего деяния.
    Читая сюжет убийства, мы видим, что Раскольников стоит с высоко поднятым топором, он готов убить любого, кто войдет. Вот и потерпела его теория о добром деянии сверх-человека полный крах.
    Дальнейшая жизнь главного героя превращается в ад. Он постоянно испытывает чувство страха, он может избежать наказания, но его внутренние терзания не дают нормально жить. Он считает, что сделал все правильно, но что-то внутри грызло и разрушало его. Такие душевные мучения и привели Раскольникова к раскаянию. Его поступок был неоправданным, он потерпел крах и привел к жесточайшему убийству, которое никому не помогло и ничего не спасло.

  11. Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического романа не только в русской, но и в мировой литературе. В его социально-философском, психологическом романе “Преступление и наказание” приводятся различные философские теории, сопоставляются идеалы, жизненные ценности.
    Родион Романович Раскольников – главный герой романа. Он “бывший студент”, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег, живущий в беднейшем квартале Петербурга в каморке, больше похожей на шкаф. Но он человек умный, личность, способная оценивать окружающую его действительность. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория.
    Раскольников опубликовал в журнале статью, в которой размышлял о том, что все люди делятся на “право имеющих”, кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и “тварей дрожащих”, которые должны подчиняться сильнейшему. Обыкновенные люди – лишь существа, предназначенные для воспроизводства себе подобных. “Необыкновенные” -это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они не только могут, а обязаны уничтожать все и вся на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. К таким, по мнению Раскольникова, принадлежат и Магомет, и Ньютон, и Наполеон. Сам главный герой, находясь во власти наполеоновского комплекса, пытается выяснить, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников решается на преступление -убить старуху-процентщицу, чтобы облегчить жизнь многим другим людям: своей матери, сестре, Мармеладовым, Лизавете, сестре процентщицы. Взятые у старухи деньги он собирается направить на помощь обездоленным. “Одна смерть и сто жизней взамен”,- рассуждает он, сравнивая свои планы с арифметикой. При воплощении теории в жизнь все оказывается гораздо сложнее. Убив старуху, он убивает и Лизавету. Ему не нужны лишние свидетели. Но человеческая натура подвела его. Раскольников в спешке забирает лишь безделушки. А про деньги забывает. Даже то, что он взял, Раскольников прячет, боясь обыска. Ничего из взятого он не употребляет на себя, чтобы облегчить свое материальное положение. Кажется, что все идет благополучно, в преступлении обвиняют другого человека. Но совесть мучает Раскольникова, он становится мнительным, раздражительным, шарахается от каждого выкрика. Смерть старухи не только не приносит ни ему счастья, ни его близким, а отрезает его от мира людей. Согласно своей идее он должен был ненавидеть всех, кого он любил. Теория Раскольникова отделяет его от людей. Для преступника муки совести становятся тяжелее всякого юридического наказания. Нечеловеческая идея-страсть, приобретя ужасные формы, медленно убивает и самого героя.
    Крушение теории Раскольникова, его духовное возрождение происходит по многим причинам, но главная – его встреча с Соней Мармеладовой. После убийства старухи вся его сущность, все его добрые чувства^ такие как сострадание, доброта, забота о ближнем, великодушие, – протестуют против расчетов его ума. Гордый, надменный, отрезанный от мира людей, Раскольников идет к тому, кому он может доверить свою тайну, В конце концов он открывается Соне, блуднице, совершившей также преступление, только преступление над самой собой. Соня духовно много выше Раскольникова. Она является носительницей авторских христианских идей всепрощения и смирения. Именно она убеждает Раскольникова пойти с повинной. Теория героя терпит крах. Он уже не может следовать ей. Окончательный крах идеи происходит в снах героя, которые опровергают саму идею деления людей на два разряда. В последнем сне он видит трихины, которые, подобно людям из его теории, уничтожают сами себя.
    Преступник сам идет в полицейский участок и сознается в содеянном. Его отправляют на каторгу. “Вечная” Сонечка следует за ним. На каторге происходит нравственное возрождение героя. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, миропониманию, читает Евангелие. Он понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.
    В своем романе Достоевский хотел показать не банальную историю убийства, а истоки и причины его. Он создал картину переживаний и мучений преступника. Автор, в отличие от Толстого, который показывает своих героев в развитии, в постоянном поиске смысла жизни, стремится найти источник зарождения антигуманной, бесчеловечной теории, показать все ее пагубное воздействие на человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *