Сочинение на тему раскольников и соня

8 вариантов

  1. Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше.
    С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.
    О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
    Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне. «Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
    Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
    Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.
    При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
    Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
    Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.
    Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.
    Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность. Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

  2. Достоевский, Фёдор Михайлович –
    Преступление и наказание
    В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом
    ”Преступление и Наказание” и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ”идейное” убийство.
    Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело.
    Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой.
    Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ”Тихая, слабенькая” Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает
    Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ”теории”, воссоединиться с людьми и жизнью.
    Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка.
    ”Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ”принуждена была взять жёлтый билет”.
    Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ”переступила”, чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу- отца.
    За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что
    ”люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших
    (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. Отнеся себя к ”высшему разряду”,
    Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно.
    Раскольников ”переступил” через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.
    После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования.
    Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.
    Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше
    – подлецу ”жить и делать мерзости” или умирать честному человеку? ”Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?” Несмотря на все попытки
    Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога.
    Именно ”в отходе от Бога” видит Соня причину преступления Раскольникова:
    ”От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в
    Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ”Что же бы я без
    Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она”.
    Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней
    Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы.
    ”Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”.
    После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.
    Первая причина оказалась банальной: ”ну да, чтоб ограбить”.
    Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ”хотел помочь матери”. Постепенно
    Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ”хотел
    Наполеоном сделаться, оттого и убил”, но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ”Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! ” Следующая причина: ”…я и решил, завладев старухиными деньгами
    , употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…” – тоже не является истиной. ”Ох, это не то, не то!” – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ”Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?”
    Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ”Тварь ли я дрожащая или право имею…”. Раскольников ”захотел осмелиться и … убил”.
    Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ”Человека-то я убил, а принцип – нет.”
    Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный
    – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства…
    Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ”матушка ты наша… нежная, болезная.” А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к
    ”высшему разряду”, презирая их: ” Ты барин!” – говорили они ему. Только
    Соня по-прежнему любит Раскольникова.
    Во время болезни Раскольников видит сон о ”моровой язве”, который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ”люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.” После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ”Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”, теперь
    Раскольников понял, что только ”бесконечной любовью искупит он все страдания”, всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ”Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…”

  3. Сочинение:
    Достоевский Ф. М.  роман «Преступление и наказание»

    тема:
    «Раскольников и Соня»

    Роман «Преступление и наказание» был
    задуман Ф.М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения».
    Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями», ставящими
    себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних
    людей ради счастья других – автор и его герой отвечают по-разному. Поиски
    правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье
    человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку
    мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа
    человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский
    отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о
    нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к
    Христу. В центре произведения – преступление, ”идейное” убийство.
    Родион Раскольников и Соня Мармеладова
    – это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и
    составляет идейную часть романа «Преступление и наказание».
    Раскольников
    Родион Романович, по первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается
    “недоконченным ” идеям, которые носятся в воздухе. Сам Достоевский в письме
    издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения:
    “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в
    крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…,
    решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну
    старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет
    употребить на благие цели: окончить курс в университете, помочь матери и
    сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым,
    неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”. В этом
    высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент,
    живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным
    неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания
    причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение
    героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся
    причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе
    изображает столкновение теории с логикой жизни. Своего героя, Ф. М. наделил
    прекрасными качествами: «Родион был замечательного хорош собою, с прекрасными
    темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.” В его поступках,
    высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства,
    истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую
    боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится
    последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны
    Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно
    проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Герой
    изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все
    человечество. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию
    собственного бессилия перед лицом мирового зла. Главным для Раскольникова
    становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему
    заблагорассудится – на добро или на зло.
    Теорию
    Раскольникова нельзя назвать совершенной. В ней  недостаточно точности, поэтому
    у всякого, кто с ней ознакомится, несомненно, возникнет множество вопросов, как
    возникли они у Порфирия Петровича. Многое в этой теории можно опровергнуть, но
    нельзя также не заметить присутствия в теории очевидных фактов. Всё это
    доказывает, что Раскольников недодумал свою теорию до конца, не откорректировал
    её. Одной из неточностей теории Раскольникова является деление людей на
    “обыкновенных” и “необыкновенных”. Этот принцип классификации общества невероятно
    поверхностен и допускает огромное число исключений. Деление Раскольникова опровергается в романе самим
    Достоевским. Автор в своём произведении, кроме Раскольникова, показывает и
    других замечательных героев, к которым относятся мать Раскольникова, его
    сестра, Разумихин, Соня и т. д. Как же их разделить по принципу Раскольникова,
    если Раскольников не мог точно и себя отнести к тому или иному классу? Выходит,
    всех этих людей стоит отнести к “тварям дрожащим”, и по логике его теории,
    следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, так
    как каждый из них, скорее всего не дал бы права себе на устранение препятствий,
    какие бы светлые и полезные цели ни преследовал. Но с другой стороны каждый
    человек-индивидуальность, каждый человек, в каком-то смысле, велик и не может
    относиться к серой массе. По крайней мере, для данных героев это очевидно. Вот
    уже и выявился один из недостатков теории Раскольникова, возникшей из-за её
    недодуманности.
    Трагедия
    Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по
    принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь
    жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя
    противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими
    страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем
    Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два
    характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, “все
    дозволено”.
    Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца,
    во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда
    Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине
    Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких
    ребёнка. ”Воспитания, как и представить, можете, Соня не получила”. Отец
    пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих
    предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со
    службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но
    его снова  выгнали, теперь уже  из-за пьянства, и его семья оказалась в
    безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети,
    Соня решила пожертвовать собой во благо семьи, и ”принуждена была взять жёлтый
    билет”.
    Исповедь
    Мармеладова убеждает, что Соня ”переступила”, чтобы спасти от голодной смерти
    сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца. Глубину душевных
    мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой, именно ей,  а не Порфирию
    решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим, что
    герой испытывает при этом уже знакомые нам противоречия между своими мыслями и
    поступками, между головой и сердцем. Само желание открыться перед Сонечкой у
    Раскольникова получает двойственную мотивировку. Сознательно он так определяет
    цель своего визита к Сонечке: “Он должен был объявить ей, кто убил
    Лизавету”. Объявить! Этот вариант признания Раскольников рассматривает как
    вызов “безропотной” героине, “дрожащей твари”, как попытку
    пробудить и в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению. Но
    одновременно что-то сопротивляется в душе героя такой “вызывающей”
    форме признания, он тут же отталкивается от принятого решения, “точно
    отмахиваясь от него руками: “Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?”.
    И тут подхватывает героя другое, странное, необъяснимое чувство, “что не
    только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно. Он еще
    не знал, почему невозможно”. Но мы-то уже знаем, почему. В его душе
    нарастает желание признаться по иным, не совсем ясным, подсознательным мотивам:
    Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности. В
    первый момент встречи он еще искушает Сонечку, пытается пробудить и в ней
    чувство индивидуалистического бунта.
    Но Достоевский подмечает “выделанно-нахальный” и “бессильно-вызывающий”
    тон искушения. Герой уже не может осуществить задуманный им
    “вызывающий” вариант признания: “Он хотел улыбнуться, но что-то
    бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке”. В лице Сони
    Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он
    еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”: “Он
    вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе
    беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его
    исчезла, как призрак”. “Натура” требует от героя, чтобы он
    поделился с Сонечкой страданиями от преступности своей, а не вызывающей
    манифестацией ее. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная
    Сонечкина  любовь. Не случайно, что мотив признания перекликается в
    романе с эпизодом убийства Лизаветы. Ощущения героя в обоих случаях в чем-то
    аналогичны. Ведь и в момент преступления он рассчитывал на хладнокровие, но,
    когда пробил час, все вышло не так. Столь же неожиданным получилось и
    признание. “Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так”.
    Раскольников хотел найти в Соне союзницу по преступлению, а нашел союзницу по
    наказанию. Вместо того чтобы сыграть роль демона-искусителя, он обернул к Соне
    “мертвенно-бледное лицо” несчастного страдальца. Дьявольское уступило
    место христианскому, человеческому. “Нет, нет тебя несчастнее никого
    теперь в целом свете?” – воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его
    замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике. Давно уже незнакомое
    чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся
    ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”. Не случайна
    тут скрытая цитата Достоевского из лермонтовского “Демона”:
    Он хочет в страхе
    удалиться…
    Его
    крыло не шевелится!
    И,
    чудо! из померкших глаз
    Слеза
    тяжелая катится…
    Эпизод
    признания перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы еще и
    потому, что сострадательное существо героя чувствует, какую тяжесть обрушивает
    он своей страшной правдой на чуткую, ранимую натуру героини. Даже слабый жест
    защиты Сонечки поразительно напоминает Раскольникову жест Лизаветы в момент,
    когда топор был поднят над ее лицом: “Она только чуть-чуть приподняла свою
    свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед,
    как бы отстраняя его”.
    Судьба Сонечки
    полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую
    жизнь. Перед ним отнюдь не “дрожащая тварь” и далеко не смиренная
    жертва обстоятельств. Вспомним, как отвечает она на богохульство Раскольникова:
    “Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..” – вскрикнула она вдруг,
    строго и гневно смотря на него… “Тут сам станешь юродивым!
    Заразительно!” – подумал он”. Именно потому и не липнет к Сонечке
    Мармеладовой “грязь обстановки убогой”. В условиях, казалось бы,
    совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход,
    достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с
    индивидуалистическим бунтом Раскольникова. Герой глубоко заблуждается, пытаясь
    отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки:
    “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”. Есть качественное
    различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и
    самопожертвованием, добровольным, естественным, во имя сострадательной любви к
    ближним. “Ведь справедливее,- восклицает Раскольников,- тысячу раз
    справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” –
    “А с ними-то что будет?” – слабо спросила Соня, страдальчески
    взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его
    предложению… И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные,
    маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею
    чахоткой и со стуканьем об стену головою”. Самоотверженность Сони далека
    от смирения, она имеет социально активный характер, она вся направлена на
    спасение погибающих. Да и в христианской вере героини на первом плане стоит не
    обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних. Мера воли и
    решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Раскольников
    отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает.
    Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила
    церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше
    стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в
    воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих».
    Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и
    Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность,
    столь резко отличающиеся от нравов того общества. Родион потому и смог
    признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким
    образом, в романе «Преступление и наказание» любовь – это не поединок
    отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к
    общей цели – поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии
    единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом
    романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во
    всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.
    Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит
    публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не
    испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему
    разряду и его теория не верна. ”Человека-то я убил, а принцип – нет”. Раскольников
    может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной
    площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его
    неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого
    Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства…
    Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там,
    навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они
    ласково называют её ”матушка ты наша… нежная, болезная”, а Раскольникова, наоборот,
    не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к
    ”высшему разряду”, презирая их: ” Ты барин!” – говорили они ему. Только
    Соня по-прежнему любит Раскольникова.
    Во время болезни Раскольников видит сон о ”моровой
    язве”, который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают
    неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает
    чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ”люди убивали
    друг друга в какой-то бессмысленной злобе.” После этого, на берегу реки, происходит
    молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким
    теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой
    подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ”Разве
    могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её
    стремления, по крайней мере…”, теперь Раскольников понял, что только
    ”бесконечной любовью искупит он все страдания”, всё изменилось, всё должно
    быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному.
    ”Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…”

  4. Возможно, если бы он оказался в иных жизненных условиях, он мог бы реализовать себя и добиться успеха, но беспросветная нищета и бесправие, отсутствие выхода из этого угнетающего круга, становятся толчком к рождению у него теории о «высших людях» и «тварях дрожащих».
    В реализации своей тории Родион видит решение многих проблем современного ему общества. Но для этого необходимо отринуть моральные нормы, присущие «тварям дрожащим», и переступить через убийство человека. Выбрав для этой цели старуху-процентщицу, Раскольников решается на преступление. Делает он это не из-за жажды наживы, а из «высоких» побуждений, желая освободить мир от зловредной старухи.
    Образ Сони Мармеладовой является, своего рода, противовесом образу Раскольникова. Она находится в таком же бедственном положении, как и он, вынуждена торговать собой, чтобы хоть как-то свести концы с концами и не дать умереть с голоду своей семье. Тем не менее, душа девушки чиста и добра, окружающая грязь и нищета замарали ее тело, но не смогли замарать душу. Соня не приемлет идеи убийства и, услышав признание Родиона, искренне жалеет его, ведь молодой человек, по ее мнению, загубил свою душу.
    Мармеладова уговаривает Раскольникова покаяться в содеянном, приводя в пример библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Она даже готова отправиться с ним на каторгу, чтобы очистить свою душу и начать жизнь заново.
    Несмотря на разные взгляды, у героев явно прослеживается душевное родство, и если бы не Сонины убеждения, Раскольников, в конце концов, пришел бы к самоубийству. При помощи Сони писатель смог создать целостную логически завершенную картину произведения. Герои получились настоящими и живыми, а роман вошел в золотой фонд мировой литературы.

  5. “РОДИОН
    РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА”

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским
    после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски
    правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье
    человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку
    мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа
    человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский
    отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о
    нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к
    Христу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого
    произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа
    «Преступление и наказание».Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова.
    Именно она прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним
    словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая». Деятельная любовь
    к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся
    в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным».
    Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.Для Сони все
    люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего
    или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы
    его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет
    права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он
    достигает истинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа мы читаем: «Их
    воскресила любовь…»Человек, если он человек, чувствует ответственность не
    только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот
    почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот
    почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с
    «преступившим» его судьбу. Достоевский писал: «Соня – надежда, самая
    неосуществимая». Кротость Сони, ее сочувствие униженным, сострадание к ним –
    эти качества воспитаны в ней демократической средой. Именно Соне открывает
    Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его
    к новой жизни. Это воскрешение выражается в романе символически: Раскольников
    просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и
    смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй
    раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве,
    пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не
    оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать
    землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится
    голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через
    страдание – к искуплению вины. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие – вот
    качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока,
    вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в
    то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не
    родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».И
    вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа»,
    одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не
    принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был
    поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало,
    русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу.
    Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено
    друг другу, очень важно. Идея «бунта» Родиона, по мысли Достоевского, –
    аристократическая идея, идея «избранного» – неприемлема для Сони. Только народ
    в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его
    подчиниться такому суду и пойти на каторгу – «страдание принять».Соня надеется
    на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом уверен, что
    Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее
    иллюзий. Мало того, Раскольников даже говорит Соне о бесполезности ее
    сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню
    грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. «А что ты великая грешница, то
    это так, – прибавил он почти восторженно, – а пуще всего, тем ты грешница, что
    понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас… что ты живешь в этой
    грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим
    не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Раскольников судит Соню с иными
    весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем
    она сама. Сердце героя пронзено той же болью, что и сердца Сони, только он –
    человек мыслящий, который все обобщает.Раскольников склоняется перед Соней и
    целует ей ноги. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому
    поклонился, – как-то дико произнес он и отошел к окну». Видя кротость Сони,
    Раскольников понимает, что она смиренна не по-рабски. Загнанная жизнью в
    последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается
    что-то сделать. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора.
    Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в
    примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой
    доли. Добра вся семья Мармеладовых, включая безвольного отца и Катерину
    Ивановну, толкнувшую ее на панель. Соня способна сострадать Раскольникову, так
    как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она
    проникает «сквозь коросту» в суть людских душ. Видя злого, не спешит осуждать;
    героиня чует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные
    причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова. Соня внутренне стоит
    вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она
    на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила
    на себя рук. Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и
    выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим
    выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно ее вызволило бы из
    зловонной ямы. «…Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, – тысячу раз
    справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с
    ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но
    вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и
    решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Раскольников
    отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает.
    Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила
    церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше
    стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в
    воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих».
    Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и
    Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность,
    столь резко отличающиеся от нравов того общества. Родион потому и смог
    признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким
    образом, в романе «Преступление и наказание» любовь – это не поединок
    отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к
    общей цели – поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии
    единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом
    романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во
    всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.

  6. В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
    Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Главный герой, в соответствии со своей жуткой теорией, совершает преступление — убивает старуху-процентщицу, которую считает злом человечества. Осуществив свой план, Раскольников обрекает себя на самое страшное наказание — наказание совестью. Очень важную роль в его «перерождении» играет девушка, Соня Мармеладова. Эта героиня — центральный женский образ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка входит в число персонажей, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Девушка наделена особым даром: любовь и бескорыстие даны ей от Бога, они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
    Впервые мы узнаем о ней от Мармеладова, который рассказывает Раскольникову о том, как она ради денег впервые пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе и легла лицом к стене, «только плечики да тело ее вздрагивают».
    Казалось бы, Сонечка — проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги. Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка — через себя ради других. Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах.
    У Сони Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу, включая даже каторгу. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Этот эпизод является очень важным в раскрытии образов героев, они разговаривают о вере, о Боге. Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избирает другой путь — молитву. У Раскольникова люди делятся на две категории: «власть имущие» и «твари дрожащая», он мучительно пытается ответить на вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу переступить или не смогу!», «Имею ли я право власть иметь?» Для Сони же все люди хорошие, она делает все возможное и невозможное, лишь бы другие были счастливы.
    Сонечка подталкивает Раскольникова к раскаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Соне они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нму самому не приходит наконец озарение, и тогда Родион понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к Соне и через ее любовь к нему Раскольников как бы перерождается, воскресает к новой жизни: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…»
    Роман «Преступление и наказание» содержит в себе глубокий социальный и философский смысл. Из него мы узнаем о жизни людей в Петербурге 19 века, проникаемся атмосферой прошлого, понимаем, какие мысли и идеи витали в головах интеллигенции. Но все же одной из главных сюжетных линий является любовь Раскольникова и Сони, и, можно сказать, вокруг нее строится вся книга. Любовь, в основе которой лежит готовность к самопожертвованию и сострадание, может быть выше всего: действительности, каторги, бедности и несчастья. Она способна переродить человека, даже преступника, и только тогда любовь станет по-настоящему глубокой и искренней.

  7. Сочинение: Достоевский Ф. М. роман Преступление и наказание
    тема: Раскольников и Соня
    Роман Преступление и наказание был задуман Ф.М. Достоевским на каторге в тяжелую минуту грусти и саморазложения. Именно там, на каторге, писатель столкнулся с сильными личностями, ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других – автор и его герой отвечают по-разному. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о счастье человечества сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к Христу. В центре произведения преступление, идейное убийство.
    Родион Раскольников и Соня Мармеладова это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа Преступление и наказание.
    Раскольников Родион Романович, по первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается “недоконченным ” идеям, которые носятся в воздухе. Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: окончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”. В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент, живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Своего героя, Ф. М. наделил прекрасными качествами: Родион был замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен.” В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. Главным для Раскольникова становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится на добро или на зло.
    Теорию Раскольникова нельзя назвать совершенной. В ней недостаточно точности, поэтому у всякого, кто с ней ознакомится, несомненно, возникнет множество вопросов, как возникли они у Порфирия Петровича. Многое в этой теории можно опровергнуть, но нельзя также не заметить присутствия в теории очевидных фактов. Всё это доказывает, что Раскольников недодумал свою теорию до конца, не откорректировал её. Одной из неточностей теории Раскольникова является деление людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Этот принцип классификации общества невероятно поверхностен и допускает огромное число исключений. Деление Раскольникова опровергается в романе самим Достоевским. Автор в своём произведении, кроме Раскольникова, показывает и других замечательных героев, к которым относятся мать Раскольникова, его сестра, Разумихин, Соня и т. д. Как же их разделить по принципу Раскольникова, если Раскольников не мог точно и себя отнести к тому или иному классу? Выходит, всех этих людей стоит отнести к “тварям дрожащим”, и по логике его теории, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, так как каждый из них, скорее всего не дал бы права себе на устранение препятствий, какие бы светлые и полезные цели ни преследовал. Но с другой стороны каждый человек-индивидуальность, каждый человек, в каком-то смысле, велик и не может относиться к серой массе. По крайней мере, для данных героев это очевидно. Вот уже и выявился один из недостатков теории Раскольникова, возникшей из-за её недодуманности.
    Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено”.
    Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца, во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. Воспитания, как и представить, можете, Соня не получила. Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи, и принуждена была взять жёлтый билет.
    Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня переступила, чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца. Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Сонечке Мармеладовой, именно ей, а не Порфирию решает поведать Раскольников свою страшную, мучительную тайну. Заметим, что герой испытывает при этом уже знакомые нам противоречия между своими мыслями и поступками, между головой и сердцем. Само желание открыться перед Сонечкой у Раскольникова получает двойственную мотивировку. Сознательно он так определяет цель своего визита к Сонечке: “Он должен был объявить ей, кто убил Лизавету”. Объявить! Этот вариант признания Раскольников рассматривает как вызов “безропотной” героине, “дрожащей твари”, как попытку пробудить и в ней гордый протест и найти союзницу по преступлению. Но одновременно что-то сопротивляется в душе героя такой “вызывающей” форме признания, он тут же отталкивается от принятого решения, “точно отмахиваясь от него руками: “Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?”. И тут подхватывает героя другое, странное, необъяснимое чувство, “что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно. Он еще не знал, почему невозможно”. Но мы-то уже знаем, почему. В его душе нарастает желание признаться по иным, не совсем ясным, подсознательным мотивам: Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности. В первый момент встречи он еще искушает Сонечку, пытается пробудить и в ней чувство индивидуалистического бунта. Но Достоевский подмечает “выделанно-нахальный” и “бессильно-вызывающий” тон искушения. Герой уже не может осуществить задуманный им “вызывающий” вариант признания: “Он хотел улыбнуться, но что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке”. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”: “Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак”. “Натура” требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от преступности своей, а не вызывающей манифестацией ее. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь. Не случайно, что мотив признания перекликается в романе с эпизодом убийства Лизаветы. Ощущения героя в обоих случаях в чем-то аналогичны. Ведь и в момент преступления он рассчитывал на хладнокровие, но, когда пробил час, все вышло не так. Столь же неожиданным получилось и признание. “Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так”. Раскольников хотел найти в Соне союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию. Вместо того чтобы сыграть роль демона-искусителя, он обернул к Соне “мертвенно-бледное лицо” несчастного страдальца. Дьявольское уступило место христианскому, человеческому. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете?” – воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике. Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы вы

  8. “РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ И СОНЯ МАРМЕЛАДОВА”

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к Христу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и наказание».Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Именно она прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая». Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа мы читаем: «Их воскресила любовь…»Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с «преступившим» его судьбу. Достоевский писал: «Соня – надежда, самая неосуществимая». Кротость Сони, ее сочувствие униженным, сострадание к ним – эти качества воспитаны в ней демократической средой. Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражается в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие – вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, очень важно. Идея «бунта» Родиона, по мысли Достоевского, – аристократическая идея, идея «избранного» – неприемлема для Сони. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его подчиниться такому суду и пойти на каторгу – «страдание принять».Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Мало того, Раскольников даже говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. «А что ты великая грешница, то это так, – прибавил он почти восторженно, – а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас… что ты живе
    шь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама. Сердце героя пронзено той же болью, что и сердца Сони, только он – человек мыслящий, который все обобщает.Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, – как-то дико произнес он и отошел к окну». Видя кротость Сони, Раскольников понимает, что она смиренна не по-рабски. Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то сделать. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Добра вся семья Мармеладовых, включая безвольного отца и Катерину Ивановну, толкнувшую ее на панель. Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ. Видя злого, не спешит осуждать; героиня чует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова. Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно ее вызволило бы из зловонной ямы. «…Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Раскольников отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает. Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, столь резко отличающиеся от нравов того общества. Родион потому и смог признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» любовь – это не поединок отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели – поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *