Сочинение на тему рассуждение описание повествование рассуждение

8 вариантов

  1. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  2. Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

  3. Это задание проверяет ваше знание функционально-смысловых типов речи, если проще говорить, то вы должны различать описание, повествование, рассуждение, видеть их элементы в тексте.
    На законный вопрос «зачем?» отвечу: помимо понимания текста вы должны текст конструировать, а для этого представлять себе, какие типы речи использовать для того или иного текста.
    Какие типы речи бывают?
    Всего их три: повествование, описание и рассуждение.
    Опознаются они по нескольким признакам:
    цель передачи информации;
    строение текста;
    языковые средства (слова, части речи, синтаксические конструкции).
    Повествование
    Это самое простое, что может быть. Цель сообщения – рассказать о СОБЫТИЯХ, которые происходят во времени, потому для повествования характерно ИЗЛОЖЕНИЕ действий последовательно: встал, пошел, пришел, потом сел и так дальше. Если есть диалог и глаголы совершенного вида чаще всего в прошедшем времени, то это повествование.
    Описание
    Цель описания – ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, явлении, процессе. Языковые средства могут быть любыми, тут надо внимательно смотреть на функцию текста: если есть рассказ о сторонах предмета, аспектах явления, то это описание. Вопрос на засыпку: какой это тип речи? Демосфен стремился стать хорошим оратором. Для этого он ходил на берег моря и часами кричал, тренируя силу голоса. Иногда он набивал камнями рот и проговаривал слова, пытаясь довести дикцию до совершенства. Да, здесь много глаголов, но это описание! Только процесса, а не предмета.
    Рассуждение
    Будете смеяться, но это НЕ повествование и НЕ описание. Да, рассуждение опознается путем исключения двух первых, для порядка приведу определение из учебника: рассуждение – это изложение мыслей  в логической последовательности. В таком тексте содержится определённая мысль (тезис), доказательства (аргументы) и вывод.
    Важно помнить, что «чистые» типы текстов встретить практически невозможно, поэтому в задании вы увидите такие формулировки, как «элементы рассуждения», «содержит описание» и проч.
    Давайте обратимся к варианту этого задания из демоверсии 2015 года:
    Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1) Предложения 4–5 содержат описание.
    2)В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
    3) Предложения 24–25 содержат повествование.
    4) Предложения 37–41 содержат элементы описания.
    5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
    Начнем по порядку:
    (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. 5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью.
    Здесь есть события, которые происходят последовательно (днем, потом ночью), это повествование.
    (22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
    22-е это повествование, 23-е – описание. Рассуждения здесь нет.
    (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
    (25)Мы с капитаном уселись у печки. Конаков появился, растолкал, тот снял, выбрался, мы уселись – действия происходят во времени, это повествование.
    Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам… Элементы описания – это предложение 37, там дается представление о том, как выглядит окоп, хотя все остальное – повествование.
    Вот так и решается это задание.
    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
    No related posts.

  4. Повествование, описание и рассуждение – три кита, на которых держатся наши тексты. Не поверите, но, если не брать во внимание диалоги, окажется, что художественные произведения состоят именно из этих трех типов речи, подчас смешивающихся, чередующихся и наслаивающихся один на другой. Поэтому автору, стремящемуся освоить курс теории литературы, полезно знать, что представляет собой каждый функционально-смысловой тип речи в отдельности, дабы уметь различать их и понимать, к чему тяготеет его проза.

    Триединство

    Возьмите любое художественное произведение, полистайте его – вы встретите все три типа речи. Не бывает полноценного романа без повествования, описания или рассуждения. В той или иной форме они встречаются в тексте. Хотя нередко автор тяготеет к одному из функционально-смысловых типов речи, и тогда его прозу обвиняют в излишней описательности или в динамичности, что свойственно повествовательным фрагментам текста, или в тяготении к рассуждениям в ущерб повествованию. Классиков, правда, обвинять язык не поворачивается ни у кого, и мировая литература предоставляет нам богатый выбор произведений с двумя или даже одним доминирующим типом речи.
    Нужно признать, что произведения, состоящие сплошь из описания – это экскурсионные буклеты: на описании сложно построить полноценный художественный текст. Хотя мы встретим и произведения, в которых львиную долю текста составляют именно описания. Например, «Волхв» Фаулза – роман-диафильм, в котором одна картина мира сменяется другой. Описательна проза Томаса Манна, Марселя Пруста, Константина Паустовского, ранние рассказы Татьяны Толстой. Но и в этих текстах встречаются повествование и рассуждения, поскольку без них, как ни крути, рассказа, повести, а уж тем более романа не сделаешь. Эссе, фельетон, лирическое стихотворение – да, а все остальное должно быть приправлено хотя бы повествованием.
    Из описания сложно сделать цельный роман, в то время как повествование вполне для этого подходит, ведь что есть литературное произведение, как ни зафиксированная история, а история – это такая штука, в которой что-то должно происходить. Поэтому произведений, в которых повествование выступает основным типом речи, сколько угодно, например, проза Бернарда Вербера – повествовательна, в ней сведены к минимуму описательные фрагменты и фактически нет рассуждений. Повествовательными, как правило, бывают произведения, относящиеся к литературе быстрого темпоритма. Детективы, и особенно те, что называют авантюрными, приключенческие истории, несложные квесты.
    В копилке мировой литературы мы встретим и тексты, состоящие преимущественно из рассуждения – это философские трактаты – но и они, как не крути, содержат элементы описания и повествования.
    Идея проста: к какому бы типу речи не лежала душа автора, ему придется использовать два других, чтобы мир его художественного произведения был гармоничным и цельным.

    Функционально-смысловые типы речи в таблице

    Каждому функционально-смысловому типу речи мы посвятим отдельный подробный материал. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, характеристику повествования, описания и рассуждения.

  5. План.
    1. Типы речи и структура текста.
    2. Описание.
    3. Повествование.
    4. Рассуждение.
    Типы речи и структура текста
    Тексты, с точки зрения смысловой организации, представляют собой ие­рархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Способы построения текстов отражают основные функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение.
    Рассмотрим особенности каждого типа речи и определим структуры текстов определенного типа.
    Существуют типовые модели построения текста. По своей ор­ганизации тексты можно разделить на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго за­данной схеме. К текстам «жесткого» способа построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение (и доказа­тельство). «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схе­мы. Построение текста развивается свободно.
    Описание
    Описаниефункционально-смысловой тип речи, в котором раскрыва-ются при­знаки предмета (в широком понимании). Продуктом такого типа речи являются тексты-характеристики.
    Особенностью текстов-характеристикявляется то, что каждая группа однородных объектов имеет свои специфические аспекты рассмотрения, от­личные от других групп однородных объектов.
    В текстах-характеристиках обычно первый абзац это определение (или тема текста), первое слово (первая строка) каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называ­ется prаesеnce-constantum, т. е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено оп­ределенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.
    Одной из разновидностей текста-характеристики является текст-определение: этот вид текстов можно встретить в научных описаниях, в них оп­ределяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие логиче­ски оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абст­рактных понятий, которые нельзя представить зрительно, например, стресс (в медицине), рынок (в экономике), жесткость деталей, усталость металла (в машиностроении) и др.
    Другой разновидностью текста-характеристики является текст-классификация.Для лю­бой классификации важно не только выделение групп однородных объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.
    Для описанияхарактерны: перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модаль­ность, соотнесенность видовременных значений. Используются глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов; вводные слова и предложения. Научное описание перечень призна­ков предмета, его свойства, поэтому в таком тексте преобладают именные конструкции (сочетания прилагательных и существительных вызывают в сознании конкретный образ.) Деловое описание перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. В художественных текстах используются сравнение, аналогия, противопоставление и другие фигуры, а также весь арсенал образных средств языка (см. Лекцию 2).
    Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.
    А. Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель “фри” или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.
    Цель описания – характеристика.
    Объект описания – какой-либо предмет или человек.
    Формула описания:
    Описание = признак + признак + признак.
    Черты описания:
    1) Статичность(например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).
    2) Описание предмета происходит через описание его качеств или черезхарактеристику действий.
    3) Смысловая значимость детали.
    4) Одновременность признаков.
    5) Логичность –на логической основе должно строиться не только рассуждение, но и описание и повествование.
    Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.
    6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.
    Жанры описания:
    1. Описание человека его внешности, физического и эмоционального состояния. (Булгаков. Мастер и Маргарита. Описание Воланда).
    Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького не большого, а просто высокого.
    Обычно портрет строится по определенной композиционной схеме, которая имеет особое значение, так как цельность и осмыслен­ность образа – основное свойство портрета.
    Характерные черты описания человека:
    1) Признаки могут обозначать временные и постоянные свойства (внешние черты: цвет глаз, рост) и внутренние качества (характер человека, его увлечения).
    2) Основное внимание уделяется связи внешнего и внутреннего.
    3) Используется лексика тематической группы части тела, одежда.
    2. Описание предмета.
    3. Описание пространства: пейзаж, интерьер.
    Интерьер: (Гоголь. Старосветские помещики.)
    Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, – вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.
    Характерные черты описания предмета и интерьера:
    Задача – нарисовать словами картину устно так, чтобы она зримопредстала перед слушателями. Поэтому, во-первых, перечисляются все подробности, которые необходимо заметить, а во-вторых, нужно не просто перечислять все признаки подряд, а обратить внимание на главное, т. е. осмысленно отбирать детали и слова, стараясь передать свою мысль, свое отношение к предмету.

  6. 6
    Текст добавил: *нО4НАйа бАб()4kа*

    Типы и стили речи
    Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
    Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
    В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
    Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
    Например:
    Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

    Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
    Описание — это мир в покое (одна фотография)
    Типичная композиция текстов-описаний включает:
    1) общее представление о предмете;
    2) отдельные признаки предмета;
    3) авторскую оценку, вывод, заключение
    Разновидности описания:
    1) описание предмета, человека (его характеристика)
    Какой он?
    2) описание места
    Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
    3) описание состояния окружающей среды
    Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)
    4) описание состояния лица (человека)
    Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
    Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
    Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)
    Типичная композиция повествовательных текстов включает:
    1) завязку (начало событий);
    2) развитие действия;
    3) кульминацию;
    4) развязку (итог событий)
    Разновидности повествования:
    1) изобразительное;
    2) информативное
    В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
    Например:
    И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
    Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
    Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
    Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир
    Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
    1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
    2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
    3) вывод
    Разновидности рассуждения:
    1) рассуждение- доказательство
    Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
    2) рассуждение- объяснение
    Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
    3) рассуждение- размышление
    Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)
    В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
    Например:
    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
    Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
    Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
    Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
    Стили речи
    Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
    Стили речи делятся на
    Книжные:
    Разговорный
    Научный
    Официально-деловой
    Публицистический
    Художественный
    Научный стиль
    Сфера применения (где?)
    Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
    Функции (зачем?)
    Сообщение, научное объяснение
    Основные стилевые особенности
    Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
    Основные языковые средства
    Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
    абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
    слова в прямом значении;
    широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
    значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает…, согласно теории…, итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
    сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
    Жанры
    Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция
    Официально-деловой стиль
    Сфера применения (где?)
    Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
    Функции (зачем?)
    Сообщение, информирование
    Основные стилевые особенности
    Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
    Основные языковые средства
    Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
    канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
    языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
    сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
    значительные по объему сложные и осложненные предложения
    Жанры
    Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
    В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
    Публицистический стиль
    Сфера применения (где?)
    Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
    Функции (зачем?)
    Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
    Основные стилевые особенности
    Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
    логичность;
    открытая оценочность и эмоциональность;
    призывность;
    сочетание экспрессивности и стандарта
    Основные языковые средства
    Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
    экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
    изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
    Жанры
    Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
    Художественный стиль
    Сфера применения (где?)
    Художественная литература
    Функции (зачем?)
    Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)
    Основные стилевые особенности
    Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
    Основные языковые средства
    Слова в переносном значении;
    изобразительно-выразительные средства языка;
    использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов
    Жанры
    Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение
    В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
    В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
    Разговорный стиль
    Сфера применения (где?)
    Бытовая (неофициальная обстановка)
    Функции (зачем?)
    Непосредственное бытовое общение;
    обмен информацией по бытовым вопросам
    Основные стилевые особенности
    Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
    Основные языковые средства
    Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
    отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
    Жанры
    Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

  7. Три сочинения: описание,повествование,рассуждение на одну тему.

    Ответы:

    1. повествование тема книги
    меня пригласил в гости профессор, чтобы дать какую то лекцию. он славился своей большой библиотекой. я не мог отказаться, так как очень любил книги.
    я вошёл в квартиру. профессор сказал мне снять обувь и следовать за ним. то что я увидел повергло меня в шок. вся комната была заставлена книгами любых размеров и на любых языках. я завистливо вздохнул, а профессор улыбнулся в свои усы и дал лекцию. когда я собирался уходить, профессор протянул книгу со словами “держи, дружок”.Я ГОРЯЧО ПОБЛАГОДАРИЛ ЕГО и отправился домой.
    2.описание
    в нашем городе есть отличная библиотека. там собраны самые лучшие книги. я сходила туда. меня поразило всё! книги! их было очень много!большие и маленькие,на русском, английском,французском, немецком,итальянском,японском….переплёты некоторых книг были украшены разными рисунками, где то даже бусинами и нитками. здесь были старые и ветхие книги неизвестных мне авторов и современная литература известных писателей-фантастов. мне там очень понравилось
    3 рассуждение
    нужны ли нам книги? я уверенна что да.
    книги помогают нам развиваться.вспомните,как вам читали рассказы. вас это интересовало и вы хотели учится читать, потому что книга увлекала вас.
    книги помогают снять стресс. это одно из лучших средств. книги снимают его на 60-61%
    книги-это отличный товарищ, на которого можно положиться. вы погружаетесь в волшебный мир фантазии и представляете себя героями книги.
    из этого можно сделать вывод:книги-это жизнь

  8. 1.Типы речи в русском языке
    В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение.
    Каждый тип речи обладает отличительными признаками. По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи: повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности. описание. Характеризует статичные картины, передает их детали. рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
    2.Основные виды сочинений по типу речи:
    — сочинение-описание (характеристика);
    — сочинение-повествование;
    — сочинение-рассуждение.
    Сочинение-описание
    Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.
    Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.
    В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т.п.
    В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.
    Например, в следующей теме описание составит основу всего сочинения: Портретная характеристика Печорина.
    А в следующей теме описание является составной частью: Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина.
    Сочинение-повествование
    Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.
    Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
    Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *