Сочинение на тему равнодушие с аргументами

10 вариантов

  1. В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали.  Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  2. 2
    Текст добавил: Вечно молодой

    “Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” А.П. Чехов
    Этическая проблематика характерна для многих произведений русской литературы, как классического периода, так и серебряного века и современной прозы. Среди произведений, затрагивающих тематику равнодушия и отзывчивости во взаимоотношениях людей, можно выделить –
    1) Паустовкий – Телеграмма
    Абсолютное равнодушие Насти к собственной матери. Катерина Ивановна мечтает увидеть и обнять дочь, но им не суждено встретиться – Настя не желает общаться с матерью и игнорирует ее, целиком исключив из своей жизни.
    2) Толстой – Война и Мир
    Юная Наташа Ростова – ярчайший пример отзывчивости. На протяжении практически всего романа (за исключением последних глав) Наташа проявляет сильную эмпатию, направленность на понимание и сопереживание другим людям. Противоположность ей – княгиня Элен, которая абсолютно эгоцентрична и видит в других людях исключительно средства для достижения целей, а также удовольствий и материальных благ.
    3) Достоевский – Преступление и Наказание
    Студент Раскольников отдает последние деньги бедствующему Мармеладову, он, как и Соня – примеры отзывчивости и доброты в этом произведении. В противоположность этому – Лужин и Свидригайлов, совершенно равнодушные к проблемам других люди.
    4) Чехов – Вишневый Сад
    Тут равнодушны практически все герои произведения, никого не трогает, что будет со старым родовым поместьем и самим роскошным вишневым садом. Люди предпочитают плыть по течению и не беспокоиться о завтрашнем дне, не ощущая ни цели в жизни, ни ее смысла. Как пример отзывчивости – можно привести только купца Лопахина, который отчаянно стремится спасти поместье от продажи на аукционе, вначале пытаясь донести что-то до разума остальных, а затем с горя выкупая его самолично.
    5) Короленко – Дети Подземелья
    В этом произведении показана отзывчивость социального неравенства. Дети из совершенно разных социальных слоев подружились. Они заботились друг о друге как могли на протяжении долгого времени.

  3. Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
    “Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
    В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Равнодушие и отзывчивость
    А. П. Чехов «Тоска»
    Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
    И. С. Тургенев «Два богача»
    Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
    А. Куприн «Чудесный доктор»
    Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
    И. А. Бунин «Лапти»
    Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
    Кондратьев «Сашка»
    Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
    М. Карим «Помилование»
    Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
    В. Распутин «Прощание с Матерой»
    Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
    В. Распутин «Уроки французского»
    Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
    Б. Екимов «Ночь исцеления»
    Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
    А. Платонов «Песчаная учительница»
    Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
    А. Платонов «Корова»
    Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
    А. Платонов «Юшка»
    Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
    К. Паустовский «Телеграмма»
    Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
    В. Астафьев «Записка»
    Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
    О.Генри «Последний лист»
    Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
    Е. Носов «Кукла»
    Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
    «Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
    Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
    О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Смелость и трусость
    Цели и средства

  4. Аргументы
    к сочинению
    «Равнодушие и отзывчивость»

    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    г. Реж
    «Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме.
    «После бала»
    Л.Н.Толстой

    Равнодушие
    Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.
    «После бала»
    Отзывчивость
    Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелем этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.
    «Герой нашего времени»
    М.Ю.Лермонтов

    Равнодушие
    Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.
    “Крокодиловы слёзы” А.П. Чехов

    Равнодушие
    Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».
    “Крыжовник«
    А.П. Чехов

    Равнодушие
    Николай Иванович Чимша-Гималайский – всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

    “Судьба человека«
    Шолохов

    Отзывчивость
    Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.
    «Война и мир»
    Л.Н.Толстой

    Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству, подводы, предназначавшиеся для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат.
    Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
    «Господин из Сан-Франциско»
    И.А.Бунин

    Герой – некий состоятельный господин, отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
    «Людочка»
    В.П.Астафьев

    Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. В рассказе противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других: от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
    «Матрёнин двор»
    А.И.Солженицын

    Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной и одинокой. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
    «Чудик»
    В.М.Шукшин

    Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все: от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
    «Телеграмма»
    К.Г.Паустовский

    Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организует выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.

    «Над пропастью во ржи»
    Д.Д. Селинджер

    Отзывчивость
    История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.
    Интернет-источники
    http://ramki-vsem.ru/fon/nadpis8.png
    http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/05/18538069.png
    http://literaguru.ru/argumenty-iz-literatury-po-napravleniyu-ravnodushie-i-otzyvchivost/ – Автор аргументов: Надежда Сидорова
    https://www.ctege.info/napravlenie-ravnodushie-i-otzyivchivost/argumentyi-k-temam-ravnodushie-i-otzyivchivost.html

  5. Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.
    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!
    Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!
    Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.

  6. Равнодушие – одна из эмоций человека или даже черта характера флегматиков. Это такое состояние, когда человек не радуется чужим победам, не сочувствует чужому горю. С виду такие люди спокойные, безучастные, унылые. Также такого человека можно назвать эгоистичным. Как можно не помочь нуждающимся? Обойти стороной просящего? Ведь человек просит помощь по крайней надобности, когда нет возможности справиться саму. Бесчеловечно проявлять равнодушие в таких ситуациях. Нужно всегда помнить, что сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Только бездушным людям никто не помогает, их обходят стороной, дабы вообще исключить их присутствие в своей жизни.
    Литературные деятели показывали равнодушие в своих произведениях крайне жестоко. После прочтения книг с такой задумкой, хочется переосмыслить своё поведение и подумать о том, похож ли я на равнодушных персонажей?
    В романе-эпопее «Война и мир» затронуто множество аспектов характера человека. Одним из таких является и равнодушие. Подходящим примером для «опасного» равнодушия, является поведение самого Наполеона. Он видел, что бой идёт не в его пользу и бросился бежать, оставив свою преданную армию в самых тяжёлых условиях. Таким образом, его равнодушие привело к гибели многих людей, которых он не повёл за собой.
    Эгоистичная Раневская – героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» оставила своих дочерей выживать одних. Она не подумала о них, про их существование и будущее. Только самолюбие являлось основной чертой характера этой женщины. Раневская всегда пренебрежительно относилась к слугам и вследствие этого, оставила Фирса взаперти.
    Итак, равнодушие к человеческой судьбе никогда не будет вознаграждено. Равнодушие в обоих примерах привело к самой страшной концовке – гибели и краху. Опасность равнодушия заключается в том, что оно способно повлиять на чужую судьбу. Кто знает, как бы сложилась судьба этих героев. И такие истории могут быть вполне реальными и случаться в наши дни.
    Увидев нуждающегося человека, современное поколение скривит лицо, отвернётся, а, может, и вовсе фыркнет. А завтра такого человека уже может не стать. Может он просил деньги на еду или на дорогостоящую операцию. Людям нужно стать гуманнее и добрее, относиться с пониманием к происходящему. Это поможет не зачерстветь душой, а, может, спасти чью-то жизнь.
    Попробовать стать добрее и совершать добрые дела никогда не поздно!

  7. М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.
    И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.
    К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.
    А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.
    Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.
    Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.
    Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.
    В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

  8. Пример воспитания равнодушия – ребенок приносит домой щенка или котенка, который замерзает в сугробе. Далеко не все родители с пониманием отнесутся к такому «подарку». Но вместо того, чтобы сказать: «Оставляй, но ты сам будешь о нем заботиться», или «Как ему холодно, но мы не можем его оставить. Давай, завтра вместе подыщем ему дом, а сегодня пусть переночует у нас в коридоре», малыш слышит: «Кого ты принес?! Отнеси туда, где взял! Не волоки в дом всякую грязь».
    «Отнеси туда, где взял», то есть не помогай больше, это плохо, брось погибать щенка на морозе, пройди мимо, будь равнодушным. Такая грубейшая ошибка очень часто встречается у родителей.
    На примере жизненных ситуаций, из литературы мы видим, какую огромную роль в воспитании отзывчивости играет пример родителей. Если на глазах у сына огромный детина обижает старика, а его смелый, сильный папа проходит мимо, отводя глаза, то сын такое поведение будет считать нормой.
    Как формируется отклик на чужую беду. Отзывчивость, как и другие личностные качества, формируются в раннем детстве. Чтобы ребенок был участливым, сердечным, добрым, подобными качествами должны обладать родители.
    Детей надо воспитывать на собственном примере. Не всегда нужно бросаться в огонь, но проявлять сочувствие к своим близким, незнакомым людям, животным, нужно постоянно.
    О равнодушии и отзывчивости аргументы к сочинению и примеры можно брать как из литературных произведений, так и из самых обыденных ситуаций.
    Это интересно: Что такое разум и чувство: сочинение по тематике нравственности
    Книги нужно читать вместе с детьми, художественные и мультипликационные фильмы не просто просматривать, но и обсуждать, активно проявлять свое отношение к происшедшему (отзывчивость и другие хорошие качества одобрять, ставить в пример, а безучастность активно порицать).
    Чаще следует практиковать чтение сказок, где герои никогда не остаются глухими к чужой беде. В сказке «Крошечка-хаврошечка» наиболее ярко показано, как вознаграждается девочка, которая помогает яблоньке и печке, где наказывается нежелание девочки помочь.
    В более старшем возрасте нужно приводить примеры отзывчивости и равнодушия из литературы. Например, можно почитать повесть Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Самое главное – следует всегда поддерживать своих детей, когда они оказали, пусть даже маленькую, помощь кому-либо.

    Как писать работу на заданную тему

    Вопрос о личностных качествах человека актуален по сей день. Именно поэтому школьникам, а также студентам, дают задание изложить свои размышления на конкретную тему в виде сочинения. Несколько советов, которые помогут в написании:
    точно продумать, о чем именно написать, чтобы раскрыть тему;
    нужна предварительная подготовка к написанию, то есть, нужно прочитать книги или рассказы и выбрать эпизоды, где бы ярко отражались примеры безучастности, равнодушия героев или их сопереживания, отзывчивости;
    составить план сочинения;
    писать собственные мысли;
    подобрать аргументы к сочинению и факты, их подтверждающие;
    интересным будет сочинение, которое будет некая «игра» классика и современника. То есть, утверждения классиков можно опровергать своими доказательствами, либо подтверждать их собственными размышлениями;
    сочинение на тему о равнодушии и отзывчивости должен заканчивать вывод.
    Серьезную работу трудно написать за один день, нужна подготовка. После того, как четко определились, о чем будет сочинение, необходимо почитать литературу, чтобы на примерах классиков доказывать свою позицию, или опровергнуть тезис со своей точки зрения.
    Произведения, из которых можно почерпнуть яркие примеры для подтверждения тезисов (их можно прочесть, когда ведется подготовка к написанию работы):
    «Герой нашего времени», роман М.Ю. Лермонтова;
    «Шинель», повесть Н.В. Гоголя;
    «Не стреляйте в белых лебедей», повесть Б. Васильева;
    «Легенда о Данко», М. Горький;
    «Война и мир», роман Л.Н. Толстого;
    другие произведения по выбору.
    Итоговое сочинение. Равнодушие и отзывчивость. Аргументы

  9. Вступление

    Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.

    Проблема

    Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

    Тезис №1

    Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.

    Аргументация

    Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
    В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.

    Вывод

    Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.

    Тезис №2

    Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.

    Аргументация

    Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

    Вывод

    Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.

    Тезис №3

    Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.

    Аргументация

    Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

    Вывод

    Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.

    Общий вывод (заключение)

    Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
    Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.

  10. Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *