Сочинение на тему разговор с будущим в творчестве маяковского

9 вариантов

  1. Не высидел дома.
    Анненский, Тютчев, Фет.
    Опять,
    Тоскою к людям ведомый,
    иду
    в кинематографы, трактиры,
    в кафе.
    В. Маяковский
    Мечта о будущем — лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах “Клоп” и “Баня”, в последнем произведении — вступлении в поэму “Во весь голос”.
    Поэт, как известно, являлся одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявлял о себе как искусство будущего. В связи с этим Маяковский писал: “Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего”. Шел 1914 год. Великая ломка происходила и в социальной жизни общества. На улицах можно было увидеть много искалеченных войной солдат. Как во все тревожные времена, страна выглядела сурово. Эта обстановка как бы сама подталкивала художников к мысли об иной красоте, красоте “некрасоты”:
    Брошусь на землю,
    камня корою
    в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
    Истомившимися по ласке губами тысячью
    поцелуев покрою
    умную морду трамвая.
    Как видим, в грубых, бесцеремонных словах поэт выражает любовь и нежность. Прямая противоположность русской классической поэтике.
    Протест против рутинного искусства “старья”, выражавшийся в выступлениях и произведениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни. Поэма “Облако в штанах” — программная вещь Маяковского. Он говорит в поэме о назначении нового искусства, критикует современных ему поэтов. Игоря Северянина он причислял к “сигарным” — “А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось лицо Северянина”.
    Страстное стремление к скорейшему коренному изменению в жизни у Маяковского выливалось в беспощадную критику мира “сытых”:
    Через час отсюда в чистый переулок
    Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
    А я вам открыл столько стихов шкатулок,
    Я — бесценных слов мот и транжир.
    Поэт отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил свое время. Именно поэтому он был так жизненно активен: “Окна РОСТа”, реклама, газета, публичные выступления, редактура “Лефа”, заграничные поездки, личная и творческая жизнь.
    Есть версия, что Маяковский ради будущего сознательно упрощал свой стих, потому что Россия пришла к революции на семьдесят процентов неграмотная. Поэт, в угоду такому населению, наступал “на горло собственной песне”.
    Маяковский был первым социалистическим поэтом первого социалистического общества. Статус поэта в этом обществе еще не был никем с точностью определен. Маяковский в этом плане поработал на будущее.
    Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу: “Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс!”
    Я слышал, что на Западе имеют хождение примитивные теории относительно творчества Маяковского: поэт протеста, дореволюционный поэт, поэт-конформист. Мне кажется, все это от поверхностного знакомства с творчеством Маяковского. Поэт не был ограничен в своем протесте временными рамками. Он был поэтом протеста и до, и после революции, и при социализме. Его протест против всего пошлого и рутинного пригодится нашей родине и в будущем.

  2. I. Маяковский и русский футуризм.
    Среди многочисленных литературных течений начала XX века поэта привлекает именно футуризм (от лат. futurus – будущий), так как он весь устремлен в будущее, отрицает современное и прошлое искусство и провозглашает себя создателем новой, невиданной культуры. Маяковский приветствует «великую ломку… во всех областях красоты во имя искусства будущего». Александр Блок утверждал, что футуризм нес с собой «родимые бури и натиски».
    II. Перерастание «эстетического бунта» против рутинного искусства в социальный протест.
    Неприятие поэтом существующей действительности – основной мотив ранней лирики Маяковского. Объявляя себя глашатаем новых истин, поэт наталкивается на отчуждение, ибо окружающий его мир «сытых» бесчеловечен, жесток и духовно убог, отсюда трагическое одиночество поэта и беспощадная, яростная критика существующего миропорядка, призыв к его ниспровержению («Адище города», «Нате!», «Вам!», «Надоело», «Мама и убитый немцами вечер», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Дешевая распродажа» и др.).
    III. Восторженное восприятие Маяковским революции («Моя революция») объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. Свою мечту о преображенном грядущем мире он связывал с появлением свободного, гармоничного человека-творца, созидателя новых человеческих отношений (статья «Будетляне», поэма «Человек», «150000000», «Мистерия-буфф» и др.).
    IV. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет». Во имя этого прекрасного будущего «без нищих и калек» поэт готов «наступить на горло собственной песне» и «шершавым языком плаката вылизывать чахоткины плевки», брать на себя самую черную и неблагодарную работу. Поэт погружается в стремительный водоворот жизни и подгоняет время, стремясь ускорить его движение вперед, к обновленному будущему («Клячу истории загоним…», «Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась…» и др.). Малейшие ростки будущего радуют его, внушают оптимизм («Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо!» и др.).
    V. Реальное развитие послереволюционной действительности разительно отличалось от утопических представлений Маяковского о преображенном новом обществе. Вновь возникает разлад между мечтой и действительностью. Особенно усиливается он в годы нэпа. Одно из ведущих мест в творчестве поэта занимает сатира. Разоблачая мещанство, обывательскую пошлость и особенно бюрократизм, Маяковский борется не только с пороками современной ему советской действительности, но и «во весь голос» предупреждает об опасности, которая грозит проникнуть в грядущее. В сатирических пьесах «Клоп» и «Баня» тема будущего занимает ведущее место.
    VI. С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия. Мечта о грядущем воскрешении проходит через ряд его лирических стихотворений, завершаясь во вступлении к поэме «Во весь голос». По мнению Маяковского, устремленность в будущее – вообще отличительная черта истинного поэта.
    VII. Страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира – основной мотив всей поэзии В. Маяковского. Впервые появившись в ранних его произведениях, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через все его творчество. Особенно отчетливо звучит тема грядущего в пьесах «Клоп» и «Баня», а также в предсмертной поэме «Во весь голос». «Маяковский первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем ничего» (М. И. Цветаева).

  3. Во многих своих стихотворениях В. Маяковский неоднократно обращался к теме будущего. Каковы же причины, побудившие поэта обращаться к нам — людям двадцать первого века? Во второй половине 20-х годов споры вокруг творчества Маяковского были необычайно острыми. В печати появились статьи, авторы которых пытались доказать, что произведения его — всего лишь “однодневные агитки”, которые не выдержат испытание временем и скоро забудутся. Под “обстрел” попали даже такие шедевры, как поэма “Хорошо!”, пьесы “Клоп” и “Баня”. Выступая на открытии своей выставки 25 марта 1930 года, Маяковский говорил: “Очень часто в последнее время… говорят, что я стихи просто писать разучился и что потомки меня за это взгреют… Я человек решительный. Я хочу сам поговорить с потомками…”
    Обращаясь “через хребты веков и через головы поэтов и правительств ” к людям будущего, Маяковский хочет рассказать им не только о своей поэзии. Он иначе определяет тему разговора: “Я сам расскажу о времени и о себе”. Но было бы неточным сказать, что поэт рассказывает о себе на фоне времени. Образ эпохи и рассказ о себе как бы сливаются воедино, ибо жизненный путь поэта — это частичка пути народа, он обусловлен временем. Время, эпоха — вот ключ, который поможет “товарищам потомкам” оценить его творчество:
    Я, ассенизатор
    и водовоз,
    революцией
    мобилизованный и призванный,
    ушел на фронт
    из барских садоводств
    поэзии —
    бабы капризной.
    В поэме “Про это” Маяковский обращается к грядущему человеческому могуществу, которое воплощает “большелобый тихий химик” и его “мастерская человеческих воскрешений”. Мотив космический, но и щемяще земной:
    Ваш
    тридцатый век
    обгонит стаи
    сердце раздиравших мелочей.
    Нынче недолюбленное
    наверстаем
    звездностью бесчисленных ночей.
    На меньшее Маяковский не мог согласиться. В свое время Державин вскричал: “Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса”. Маяковский верит, что небеса должны осветиться звездами любви. Против “вселенского горя” — вселенское счастье. “Чтоб вся на первый крик: — Товарищ! — оборачивалась земля”. При мысли о Маяковском всегда сжимается сердце. А. В. Луначарский искренне сокрушался: “Не все мы похожи на Маркса, который говорил, что поэты нуждаются в большой ласке. Не все мы это понимаем, и не все мы понимали, что Маяковский нуждался в огромной ласке…” Маяковского невозможно представить бронзовой фигурой, которой ни от чего не больно. В молодости поэт сказал: “Я — где боль, везде…” Душа поэта растет, но не изменяет себе. В 1920 году Маяковский написал стихотворение “Хорошее отношение к лошадям” — о любви, о нежности, о сострадании, о том, что может доброе слово, после которого веришь: “и стоило жить, и работать стоило”. В стихотворении “Необычайное приключение…” поэт разговаривает с солнцем, как работяга с таким же работягой. И солнце, и поэт начали работать вместе день и ночь — и тьмы как не бывало. Так родился удивительный девиз Маяковского:
    Светить всегда,
    светить везде.
    До дней последних донца,
    светить —
    и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой —
    и солнца!
    В стихотворении “Юбилейное” Маяковский рассказывает Пушкину: “Я теперь свободен от любви и от плакатов”. И плакаты тоже требовали любви, страсти, солнечного “чернорабочего подвига”. Но поэзия — это воля, простор, стихия. На берегу Терека, над которыми витают образы Лермонтова, Маяковский горюет и злится на себя: “Мне место не в “Красных нивах”, а здесь, и не построчно, а даром реветь стараться в голос во весь, срывая струны гитарам” (“Тамара и Демон”). Нет, это невозможно: долг зовет поэта. “Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней” (“Сергею Есенину”). И снова, и снова повседневный, изматывающий труд… “Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье” (“Домой”). Но и завод устает, стареет… “Все меньше любится, все меньше дерзается, и лоб мой время с разбега крушит. Приходит страшнейшая из амортизаций — амортизация сердца и души” (“Разговор с фининспектором о поэзии”). Так приходит трагический финал… Но отчего же все более яркий свет излучает образ Маяковского? Поэт оставил горделивое, вызывающее, дерзкое утверждение героики судьбы поэта и времени:
    Это время —
    трудновато для пера,
    но скажите
    вы,
    калеки и калекши,
    где,
    когда,
    какой великий выбирал
    путь,
    чтобы протоптанней
    и легше?
    Да. Иной ценой не добывается поэзия, равная подвигу! Маяковский осветил новым светом миссию поэта. Выше бессмертия поэтической строки, выше жизни в поэзии поэт считал бессмертие общего дела, жизнь, растворенную в грядущем. Так возникло поразительное самоотречение поэта-воина: “… умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!” С гордостью называя себя “агитатором, горланом-главарем”, Маяковский просит при оценке его творчества учитывать специфику красоты стиха первых лет революции. Понятие красоты поэтического слова для Маяковского — понятие не постоянное, а изменяющееся. Если в прошлом красивым считалось изображение амуров и сцен помещичьей охоты, то красота революционной поэзии пролетариата в другом: стих поэта дойдет к потомкам “весомо, грубо, зримо”, в полном соответствии с характером своей эпохи. И эти стихи не “ласкающие ушко”, а сражающиеся.
    И пусть у Маяковского нетрудно найти стихи, строки и строфы, которые отслужили свою боевую службу, зато высшие творения поэта исполнены “содрогающего величия”, как героико-трагическая песнь революционной эпохи. Да и мера величия Маяковского не только в его стихах — она и во всей его судьбе, во всем его подвиге. Это важно подчеркнуть, чтобы понять, в чем живое значение Маяковского, отчего мы доныне оборачиваемся на голос поэта: “Слушайте, товарищи потомки…”

  4. Автор: Маяковский В.В.
    Мечта о будущем – лейтмотив всего творчества Маяковского. Он возникает уже в ранних произведениях молодого поэта и звучит во всех поэмах, написанных после революции. Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур русского футуризма, а футуризм заявил о себе как искусство будущего.
    В своем стихотворении «О советском паспорте» он говорит, что когда-нибудь каждый человек будет гордиться тем, что у него есть паспорт, о котором он будет говорить: «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза». Поэт не волнуется, что пока чиновник «берёт – как бомбу, берёт – как ежа, как бритву обоюдоострую, берет, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую» его паспорт, но он уверен, что прийдет время – и каждый будет иметь паспорт, который станет неотъемлемой частью личности.
    Рассмотрим другое стихотворение – «Во весь голос». Здесь поэт обращается к читателям будущего, называя их «товарищи потомки». В стихотворении нет ни одного слова, относящегося к человеку реального времени, он разговаривает с нами «через хребты веков», «как живой с живыми говорит». Поэт снова твердит, что все новое рано или поздно, в подходящее время ворвётся в жизнь и будет существовать как его «стих громаду лет прорвёт/ и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод,/ сработанный ещё рабами Рима».
    В «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» Маяковский описывает страшную жизнь людей, которые строят город, не смотря на голод, грязь, ужасные условия работы. Каждый из них будто одержим фразой – «Через четыре года здесь будет город-сад!». В начале «под старою телегою рабочие лежат», потом «сидят в грязи», «впотьмах», но они знаю, что вскоре шепот о том, что вот-вот «здесь будет город-сад», перерастет в ликующий крик огромной толпы, в котором будет чётко слышно – «город-сад». По этому поводу поэт говорит: « Я знаю – саду цвесть,/ когда такие люди/ в стране в советской есть!»
    Маяковский отчаянно рвался в будущее, постоянно торопил своё время. Он родился не в своё время, с одной стороны, это хорошо, так как он был мощным импульсом, толкавшим жизнь вперёд, а с другой стороны, непонимание и постоянные переживания привели его к трагическому концу.

  5. Маяковский определил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в бедующее в своем творчестве. В сущности он был и остался футуристом в широком смысле слова. Как и положено футуристу Маяковский восторженно принимает революцию как предвестницу грядущего. Он видит свою задачу в творении нового искусства – искусства будущего. Особое значение Маяковский придает драматургии. Написанные после 1917г. пьесы “Клоп” и “Баня” устремлены в будущее. Обе пьесы содержат элементы фантастики, развивают новаторские и драматургические принципы.
    Действие пьесы “Клоп” разворачиваются конце 20х годов, а затем переносится на 50 лет вперед. Однако повременим с вроде бы напрашивающимися выводам о противопоставлении ненавистного автору мещанина Присыпкина, человеку Пожар и гибель всех гостей на свадьбе Присыпкина
    Символизирует, конечно, историческую бесперспективность мещанства. Однако пролежавший в замороженном состоянии 50 лет, Присыпкин попадает во второй части комедии в 1979г. Будущее общество предстает в пьесе организованным, упорядоченным. В нем нет места для человеческих пороков, и даже слабости. Таким ли хотел Маяковский видеть будущую жизнь. Правильное и упорядоченное общество сажает Присыпкина в клетку, чтобы защищаться от грубости, пошлости хамства. Казалось бы, общество спасено от заразы, названной “Обывателиус вульгарис”- пьеса должна закончится счастливой развязкой. Однако в финале пьесе все не так просто. Чуть ли не единственным живым человеком среди каких-то механических людей будущего оказывается Присыпкин, ему свойственны эмоции, хотя и жалкие, примитивные. Рационалистом незнакомы чувства, сомнение, слабость, все решает разум, наука везде господствует порядок. В таком будущем не может жить Маяковский. Ему свойственны пороки, но он живой человек, а живая жизнь в новом обществе загоняется в клетку. Думается, что автор предостерегает от поворота к такому будущему, показывает не жизненность его идей. Жизнь нельзя подчинить теории. В “Бане” мы видим последнюю попытку Маяковского изобразить будущее. Однако образ будущего в этой пьесе очень абстрактен и хотя в светлый коммунистический век попадают только честные, умные рабочие и математики оставляя Присыпкина в прошлом. Потя фосфорическая женщина произносит громкие слова (“Будущее примет всех у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны”). Как-то не верится в то самое светлое будущее и не чувствуется оптимизма автора. “Клоп” и “Баня” скорее антиутопии. От изображенного в этих пьесах веет холодом, одиночеством безжизненностью. Разочаровавшись в прежних идеалах, Маяковский создает пьесу предупреждение (Клоп) и пьесу заклинание (Баня). Недаром ополчились на автора пьес критики и литературные доносчики всех мастей, что сыграло немаловажную роль в приближении трагической развязки и ухода его из жизни.

  6. Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. В своем творчестве футуристы стремились создать мир будущего и человека, который будет жить в таком новом мире. Глобальные, мирового масштаба идеи В. Хлебникова и В. Маяковского выглядели как заявка на реальное будущее. Маяковский— одна из центральных фигур русского футуризма. Футуризм заявлял о себе как искусство будущего. «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего», — писал Маяковский в 1913г.
    Мысль о будущем, мечта о преображении мира — лейтмотив всего творчества Маяковского. Этот мотив возникает уже в ранних его произведениях (картина будущего в поэме «Война и мир»), звучит во всех поэмах, написанных после революции, в пьесах «Клоп» и «Баня», в последнем произведении — вступлении в поэму «Во весь голос».
    Протест против рутинного искусства, «старья», выражавшийся в произведениях и выступлениях футуристов, перерастает у Маяковского в социальный протест, его отрицание современного мира приобретает характер разоблачения основ общественного устройства жизни («Облако в штанах» — «четыре крика четырех частей»).
    Страстное стремление к скорейшему коренному изменению жизни у Маяковского объясняется решительным неприятием настоящего.
    В раннем творчестве поэта мы можем наблюдать беспощадную критику мира «сытых» (стихотворения «Нате», «Вам», «Надоело», «Мое к этому отношение» и др.). Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей.
    Поэт понимает, что одинок среди этого круга обывателей. Сознание трагического одиночества поэта во враждебном ему мире дают толчок к созданию таких стихотворений, как «Скрипка и немножко нервно», «Кое-что по поводу дирижера», «Ничего не понимают», «Послушайте», «А все-таки». Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! «он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.
    Поэт понимает, что в таком мире нечего и мечтать об идеальной любви. Поэт непонят и одинок. Трагедия личного, сплетенная с социальным, которое в творчестве Маяковского неотделимо от личного, отражается в стихотворениях «Лилич-ка!», поэмах «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек».
    Напряженное ожидание социальных перемен, социальных потрясений, призыв к революционной борьбе с отжившим, безобразно устроенным миром находит место в стихотворениях и поэмах Маяковского. Лирический герой Маяковского — предтеча грядущей революции. Произведения раннего Маяковского носят бунтарский характер.
    Поэт мечтает о преображенном, прекрасном мире. Мечты эти, конечно, утопичны. Но утопии Маяковского носят гуманистический характер. Главное условие утверждения нового мира — появление свободного, гармоничного, прекрасного человека. Эта идея находит свое воплощение в поэмах «Человек», «Война и мир». Маяковский считает, что достижение счастья в будущем новом обществе возможно только при условии братского единения людей, всего человечества. В будущем расцветает, преображается вся природа. Подлинная гармония возможна только при утверждении гармонических отношений человека, природы и общества.
    Революции — Февральскую, а затем и Октябрьскую, Маяковский встретил восторженно. Теперь/казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства. Ростки будущего Маяковский стремился увидеть в сегодняшней жизни. Сегодняшний день Маяковский оценивает с позиций будущего. Отсюда выводится резко критическое его отношение к послереволюционной действительности: неприятие косного, затхлого быта, определяющего нравственный облик человека «старого» мира (поэма «Про это»). Поэт хочет «взорвать» время, ускорить его движение («Баня»).
    Реальное развитие послереволюционной жизни не убеждает поэта в скорой реализации его мечты. Многое в общественной жизни его настораживает, отталкивает. Картина будущего в пьесе «Клоп» является своего рода предупреждением об опасностях, таящихся на пути строительства социализма.
    Лирический герой Маяковского — человек будущего. В нем полностью сливается личное и общественное, он активный участник борьбы за обновление мира. Место поэта — в общем ряду строителей новой жизни. Маяковский заявляет о роли поэзии в современной ему действительности.
    Стихи Сергея Есенина, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от кого этого совершенно не ждешь. Вся его поэзия стала признанием в любви к Родине, щемящей и нежной песней о ней. В 1917 году в есенинскую поэзию врывается «ветер революции», и поэт приветствует его, приветствует новую Русь—«буйственную», «отчалившую», «воспрянувшую». Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции, — писал позже поэт, — я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике». Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом пришли страшные 1919-1920 годы. В одном из писем Есенин писал: «Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического… Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький «красногривый жеребенок», вздумавший догнать поезд.
    За разорением деревенской «голубой Руси» Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура. Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов, «задрав штаны, бежать за комсомолом». И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

  7. Почти во всех крупных произведениях Маяковский, начиная с дооктябрьской антивоенной поэмы «Война и мир», обращается мыслью к будущему, основанному на социалистических отношениях. Стремление увидеть облик грядущей коммуны и черты человека коммунистического общества находит свое воплощение в поэмах «Про это», «Летающий пролетарий», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». С неукротимой силой и страстью Маяковский рвался в коммунистическое будущее, стремился предвидеть его строками не только своих поэм, но и стихов.
    Каково же это будущее в изображении поэта? Это «разносчики новой веры»:
    Красоте, создающей железный тон.
    Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
    В небеса шарахаем железобетон.
    В неоконченной поэме «Пятый интернационал» поэт стремится увидеть зримые черты будущего:
    Где раньше
    река
    водищу гоняла, –
    теперь
    геометрия строгих каналов
    мрамору в русла спокойно легла.
    Наряду с представлениями материального, ощутимого будущего, Маяковский рассуждает также и о том, как его достичь. В этом плане показательно стихотворение «Выволакивайте будущее». Уже в самом начале стихотворения поэт утверждает, что «будущее не придет само, если не примем мер». Он глубоко верил, что следование коммунистическим идеалам приведет человека к счастью. Именно эти стремления человека поддерживает поэт. Среди тех «мер», которые он побуждает принять, чтобы пробраться к «коммуне» – символу счастливого будущего, Маяковский называет так же
    Рассчитай,
    обдумай,
    нацелься –
    и иди
    хоть по мелочам.
    Поэт раскрывает суть того идеала, к которому нужно стремиться: «Коммунизм не только у земли, у фабрик в поту. Он и даже за станком, в отношениях, в семье, в быту».
    Поэт рассказывает читателю и о том, кто же способен «дорасти до грядущей жизни мощной». Это отнюдь не те, кого «проедает быта моль», «кто не выдержал натиск домашний», то есть даже не способен нормально жить в своей семье, каждая из которой является главной ячейкой общества. Мысль о том, что счастливое, гармонично развитое общество начинается с благоприятной обстановке в семье, звучит и в стихотворении «Вместо оды»:
    Я хочу,
    чтоб кончилась
    такая помесь драк,
    пьянства,
    лжи,
    романтики
    и мата.
    Помимо простого описания того, каким поэт представляет себе будущее и кто его может построить, творчество Маяковского содержит множество призывов к его строительству. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях революционной направленности. В «Левом марше» поэт патетично восклицает:
    В старое ль станем пялиться?
    Крепи
    у мира на горле
    пролетариата пальцы!
    В стихотворении «Посмотрим сами, покажем им» поэт утверждает: «Мы – будем непобедимы!», потому что искренне верит, что «мы землю завоевали и правим». Лирический герой Маяковского лелеет мечту, что «союз расцветет у полей в оправе, с годами разделаем в рай его». И такие мечты совсем не кажутся поэту утопичными, потому что он верит в всепобеждающий коммунизм, способный создать рай на земле. Этой верой и объясняется стремление Маяковского во вчерашнем и сегодняшнем дне советского народа всегда видеть завтрашний день «без нищих и войн», видеть «коммуну во весь горизонт», то есть картины светлого будущего, которое «встает из дня голубого железом и камнем формясь».
    Позиция Маяковского в раскрытии темы будущего очень схожа с мыслью Чернышевского, приведенной им в романе «Что делать?»: «Будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите его в настоящее, сколько можете перенести…». Как раз это и делает Маяковский в своем творчестве, призывая и других творческих людей встать с ним в один ряд:
    Товарищи,
    дайте новое искусство –
    такое,
    чтобы выволочь республику из грязи.
    Таким образом, подводя итоги рассматриваемой темы, нельзя не заметить, что волевой человек, посвятивший всю свою жизнь и творчество служению Родине, излагал свои представления об утопическом будущем. Но у каждого общества свой идеал будущего, потому мы вправе лишь принять или не принять позицию Маяковского.

  8. I. Маяковский и русский футуризм. Среди многочисленных литературных течений начала XX века поэта привлекает именно футуризм (от лат. futurus — будущий), так как он весь устремлен в будущее, отрицает современное и прошлое искусство и провозглашает себя создателем новой, невиданной культуры. Маяковский приветствует «великую ломку… во всех областях красоты во имя искусства будущего». Александр Блок утверждал, что футуризм нес с собой «родимые бури и натиски». II. Перерастание «эстетического бунта» против рутинного искусства в социальный протест.
    Неприятие поэтом существующей действительности — основной мотив ранней лирики Маяковского. Объявляя себя глашатаем новых истин, поэт наталкивается на отчуждение, ибо окружающий его мир «сытых» бесчеловечен, жесток и духовно убог, отсюда трагическое одиночество поэта и беспощадная, яростная критика существующего миропорядка, призыв к его ниспровержению («Адище города», «Нате!», «Вам!», «Надоело», «Мама и убитый немцами вечер», «Облако в штанах», «Послушайте!», «Дешевая распродажа» и др.). III. Восторженное восприятие Маяковским революции («Моя революция») объясняется прежде всего тем, что он видит в ней путь к осуществлению вековой мечты человечества, к обновлению всей жизни и воплощению гуманистического идеала. Свою мечту о преображенном грядущем мире он связывал с появлением свободного, гармоничного человека-творца, созидателя новых человеческих отношений (статья «Будетляне», поэма «Человек», «150000000», «Мистерия-буфф» и др.). IV. Оценка событий текущей жизни с позиций грядущего: «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет».
    Во имя этого прекрасного будущего «без нищих и калек» поэт готов «наступить на горло собственной песне» и «шершавым языком плаката вылизывать чахоткины плевки», брать на себя самую черную и неблагодарную работу. Поэт погружается в стремительный водоворот жизни и подгоняет время, стремясь ускорить его движение вперед, к обновленному будущему («Клячу истории загоним…», «Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась…» и др.). Малейшие ростки будущего радуют его, внушают оптимизм («Рассказ о вселении литейщика Козырева в новую квартиру», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ рабочего Павла Катушкина о приобретении нового чемодана», поэма «Хорошо!
    » и др.). V. Реальное развитие послереволюционной действительности разительно отличалось от утопических представлений Маяковского о преображенном новом обществе. Вновь возникает разлад между мечтой и действительностью. Особенно усиливается он в годы нэпа. Одно из ведущих мест в творчестве поэта занимает сатира. Разоблачая мещанство, обывательскую пошлость и особенно бюрократизм, Маяковский борется не только с пороками современной ему советской действительности, но и «во весь голос» предупреждает об опасности, которая грозит проникнуть в грядущее.
    В сатирических пьесах «Клоп» и «Баня» тема будущего занимает ведущее место. VI. С раздумьями о будущем связана у Маяковского и тема бессмертия. Мечта о грядущем воскрешении проходит через ряд его лирических стихотворений, завершаясь во вступлении к поэме «Во весь голос». По мнению Маяковского, устремленность в будущее — вообще отличительная черта истинного поэта. VII. Страстная устремленность в будущее, мечта о преображении мира — основной мотив всей поэзии В. Маяковского.
    Впервые появившись в ранних его произведениях, видоизменяясь и развиваясь, он проходит через все его творчество. Особенно отчетливо звучит тема грядущего в пьесах «Клоп» и «Баня», а также в предсмертной поэме «Во весь голос». «Маяковский первый новый человек нового мира, первый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нем ничего» (М. И. Цветаева).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *