Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется
в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется
в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч. Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
Повесть о разорении Рязани Батыем и ее год написания точно не известны, причем до сих пор не могут исследователи придти к общему мнению. Считается, что произведение Разорение Рязани Батыем, автор которого также неизвестен, могли написать в тринадцатом, начало четырнадцатого веков, а некоторые считают, что произведение могли написать и в шестнадцатом веке. Однако точно известно, произведение написали спустя некоторое время после произошедших событий, о которых написано произведение, а именно, о взятии Рязани Батыем, что произошло в 1237 году.
Чтобы разобраться с сюжетом повести О разорении Рязани Батыем, а также вернуться в давнюю историю, в те события, что происходили на русских землях, стоит познакомиться с произведением Разорение Рязани Батыем в кратком содержании.
Рассказ о разорении Рязани Батыем, в том виде, в котором он к нам дошел, состоит из четырех частей. В первой части идет речь о том, как Батый пришел к Рязанскому княжеству. Говорится о том, как Батый требует отдать десятину от всего, что имеется в княжестве, но рязанский правитель Федор Юрьевич отказывает в требовании, как и отказывает ему прислать свою жену Евпраксию. Здесь же мы узнаем об убийстве Батыем послов и об убийстве Евпраксии.
Далее идет вторая часть, где ведется речь об объявлении войны, ведь после убийства послов, мирно разойтись было не возможно. Идет подготовка войск, а далее и сама битва. Батый окружил Рязань и пять дней осаждал княжество. Войска отбивались, но, если татары сменяли друг друга, то русские не имели такой возможности. Они бились до последнего, но не смогли удержать Рязань. Батый ворвался в город и полилась кровь. Они всех резали, никого не щадили.
В третьей части появляется новый герой, Евпатий Коловрат, вельможа, который спешил на помощь, но опоздал. Эта часть произведения имеет черты жанра повести О разорении Рязани Батыем, что относятся к военным повестям. Евпатий пришел, но Рязань было разорена. Узнаем о мужественном поединке, где Коловрат и его войско столкнулись с врагами. Описан поединок с Хостоврулом. Мужеством Евпатия восхищался и сам Батый, который хотел бы иметь в своем окружении таких людей. В конце этой части герой погибает.
В четвертой части в Рязань приходит брат погибшего рязанского князя Ингварь Ингоревич. Он оплакивал тела погибших, похоронил их по христианским законам, а в последствии стал Рязанским князем, которому пришлось отстраивать город заново.
Похожие топики по английскому:
Краткое содержание Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о разорении Рязани Батыем Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на…
Героические песни и баллады в мировой литературе Илья Муромец – патриот своей земли. Сколько чужестранцев старалось подчинить русский народ, воспользоваться богатством его земель, ноне покорился народ. Сломать злую, гадкую силу, освободить свой…
Евпатий Коловрат И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а…
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме…
Значение в литературе и анализ произведений “Повесть о Горе-Злочастии” и “Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове” С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы которых, отражая общественную жизнь своего времени, используют художественный вымысел. Среди таких произведений одним из…
Превосходство Ильи Муромца над Соловьем-Разбойником Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца”…
Богатырская сила ПРЕВОСХОДСТВО ИЛЬИ МУРОМЦА НАД СОЛОВЬЕМ-РАЗБОЙНИКОМ Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются…
Отражение нравственных критериев народа в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об…
Повесть – прозаичный жанр эпоса В теоретической литературе существует понимание термина “повесть” как средней формы эпической прозы. С этой точки зрения повесть сопоставляется с романом (большая форма прозы) и новеллой…
Повесть временных лет (Повесть временных лет Древнерусская литература) Повесть временных лет Повести или Повесть временных лет – так называется в исторической науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших до нас летописных…
Рецензия на повесть Е. Коршунова “Операция “хамелеон” Книга Евгения Коршунова “Операция “Хамелеон” по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в заманчивой Африке. Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть раз…
Герои-богатыри (по былинам “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”) (2) Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые…
Герои-богатыри (по былинам “Илья Муромец и Соловей-разбойни” и “Вольга и Микула Селянинович”) (2) Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые…
Повесть о житии и храбрости ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь…
Повесть о Темир-Аксаке ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.; в ней сочетаются одновременно и черты воинской повести о борьбе русского народа против…
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич в наши дни В одном из городов российского государства жили три друга. Все жители города знали их, потому что они были известны как самые сильные люди страны. Ребята…
Краткое содержание Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Повесть о нашествии литовского короля Стефана с великим и гордым войском на великий и славный богоспасаемый град…
Рецензия на повесть С. А. Алексиевич “У войны не женское лицо” Я ушла из детства в грязную теплушку. В эшелон пехоты, в санитарный взвод… Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в “мать”…
Краткое содержание Маленькая печальная повесть Некрасов В. П Маленькая печальная повесть Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим – до тридцати. Все…
Краткое содержание “Повесть о Сонечке” Цветаевой Цветаева Марина Ивановна Произведение “Повесть о Сонечке” “Повесть о Сонечке” рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой – о ее московской жизни в…
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч. Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
— герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в “Повести о приходе Батыевой рати на Рязань”, вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во “Временнике моск. общ. истории и древностей”, кн. XV) и Срезневским (“Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках”, 1867, XXXIX). В “Русском Временнике” (Москва, 1820, I, 126) и в “Сказаниях русского народа” Сахарова она соединена с другою “Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю”. Рассказ о Е. в “Повести” следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за “безбожным” Батыем, чтоб “испить смертную чашу” наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, “сильного царя, почтить и честно проводить”. Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., “исполин силою”, рассек Хостоврула “на полы до седла” и перебил множество “нарочитых богатырей Батыевых”. Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он “держал бы его против сердца своего”. Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н a -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской “Повести” о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге “Великорусские былины киевского цикла” (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).
Краткое содержание (пересказ) “Повести о разорении Рязани Батыем”.
Хан Батый вторгается на Русь и первой на его пути оказывается Рязань. Он требует выкуп от города, а князь Юрий, не дождавшись помощи от соседей, отправляет к Батыю посольство, во главе со своим сыном Федором. Но Батый дает лживые обещания, а потом убивает Федора.
Княгиня Евпраксия, узнав о смерти мужа, вместе с младенцем бросается с самой высокой башни.
Разъяренный Юрий собирает своих родственников и во главе войска устремляется навстречу татарам.
Но татар намного больше рязанцев и даже их беспримерная отвага не помогает. Рязанское войско разбито, а князь Юрий убит. Убиты и все его братья.
Батый приступает к осаде Рязани и на пятый день захватывает город. Он грабит, убивает, поджигает город. Убитыми оказываются все жены князей, их дети и родственники, а также мать Юрия.
Батый двигается дальше на Русь, а в Рязань прибывает боярин Евпатий Коловрат с небольшим отрядом. Увидев, что учинили татары, он в гневе великом собирает 1700 воинов и бросается за Батыем.
Он режет татар нещадно и устрашенный Батый посылает на Евпатия огромное войско во главе со своим шурином Хостоврулом. Евпатий убивает Хостврула, но и сам гибнет.
Пораженный храбростью русских воинов Батый отдает оставшимся в живых тело Евпатия и отпускает их.
А в Рязань возвращается младший брат Юрия Ингвар. Он хоронит всех павших в бою и начинает восстанавливать город. Главная мысль “Повести”: За родную землю и жизнь отдать не жалко. Стояла и стоять будет великая Русь.
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется
в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется
в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
Повесть о разорении Рязани Батыем и ее год написания точно не известны, причем до сих пор не могут исследователи придти к общему мнению. Считается, что произведение Разорение Рязани Батыем, автор которого также неизвестен, могли написать в тринадцатом, начало четырнадцатого веков, а некоторые считают, что произведение могли написать и в шестнадцатом веке. Однако точно известно, произведение написали спустя некоторое время после произошедших событий, о которых написано произведение, а именно, о взятии Рязани Батыем, что произошло в 1237 году.
Чтобы разобраться с сюжетом повести О разорении Рязани Батыем, а также вернуться в давнюю историю, в те события, что происходили на русских землях, стоит познакомиться с произведением Разорение Рязани Батыем в кратком содержании.
Рассказ о разорении Рязани Батыем, в том виде, в котором он к нам дошел, состоит из четырех частей. В первой части идет речь о том, как Батый пришел к Рязанскому княжеству. Говорится о том, как Батый требует отдать десятину от всего, что имеется в княжестве, но рязанский правитель Федор Юрьевич отказывает в требовании, как и отказывает ему прислать свою жену Евпраксию. Здесь же мы узнаем об убийстве Батыем послов и об убийстве Евпраксии.
Далее идет вторая часть, где ведется речь об объявлении войны, ведь после убийства послов, мирно разойтись было не возможно. Идет подготовка войск, а далее и сама битва. Батый окружил Рязань и пять дней осаждал княжество. Войска отбивались, но, если татары сменяли друг друга, то русские не имели такой возможности. Они бились до последнего, но не смогли удержать Рязань. Батый ворвался в город и полилась кровь. Они всех резали, никого не щадили.
В третьей части появляется новый герой, Евпатий Коловрат, вельможа, который спешил на помощь, но опоздал. Эта часть произведения имеет черты жанра повести О разорении Рязани Батыем, что относятся к военным повестям. Евпатий пришел, но Рязань было разорена. Узнаем о мужественном поединке, где Коловрат и его войско столкнулись с врагами. Описан поединок с Хостоврулом. Мужеством Евпатия восхищался и сам Батый, который хотел бы иметь в своем окружении таких людей. В конце этой части герой погибает.
В четвертой части в Рязань приходит брат погибшего рязанского князя Ингварь Ингоревич. Он оплакивал тела погибших, похоронил их по христианским законам, а в последствии стал Рязанским князем, которому пришлось отстраивать город заново.
Похожие топики по английскому:
Краткое содержание Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о разорении Рязани Батыем Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на…
Героические песни и баллады в мировой литературе Илья Муромец – патриот своей земли. Сколько чужестранцев старалось подчинить русский народ, воспользоваться богатством его земель, ноне покорился народ. Сломать злую, гадкую силу, освободить свой…
Евпатий Коловрат И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а…
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме…
Значение в литературе и анализ произведений “Повесть о Горе-Злочастии” и “Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове” С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы которых, отражая общественную жизнь своего времени, используют художественный вымысел. Среди таких произведений одним из…
Превосходство Ильи Муромца над Соловьем-Разбойником Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца”…
Богатырская сила ПРЕВОСХОДСТВО ИЛЬИ МУРОМЦА НАД СОЛОВЬЕМ-РАЗБОЙНИКОМ Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются…
Отражение нравственных критериев народа в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” Горький писал: “Начало искусства слова – в фольклоре”. Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об…
Повесть – прозаичный жанр эпоса В теоретической литературе существует понимание термина “повесть” как средней формы эпической прозы. С этой точки зрения повесть сопоставляется с романом (большая форма прозы) и новеллой…
Повесть временных лет (Повесть временных лет Древнерусская литература) Повесть временных лет Повести или Повесть временных лет – так называется в исторической науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших до нас летописных…
Рецензия на повесть Е. Коршунова “Операция “хамелеон” Книга Евгения Коршунова “Операция “Хамелеон” по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в заманчивой Африке. Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть раз…
Герои-богатыри (по былинам “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”) (2) Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые…
Герои-богатыри (по былинам “Илья Муромец и Соловей-разбойни” и “Вольга и Микула Селянинович”) (2) Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые…
Повесть о житии и храбрости ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь…
Повесть о Темир-Аксаке ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.; в ней сочетаются одновременно и черты воинской повести о борьбе русского народа против…
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич в наши дни В одном из городов российского государства жили три друга. Все жители города знали их, потому что они были известны как самые сильные люди страны. Ребята…
Краткое содержание Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Повесть о нашествии литовского короля Стефана с великим и гордым войском на великий и славный богоспасаемый град…
Рецензия на повесть С. А. Алексиевич “У войны не женское лицо” Я ушла из детства в грязную теплушку. В эшелон пехоты, в санитарный взвод… Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в “мать”…
Краткое содержание Маленькая печальная повесть Некрасов В. П Маленькая печальная повесть Начало 80-х гг. В Ленинграде живут трое неразлучных друзей: Сашка Куницын, Роман Крылов и Ашот Никогосян. Всем троим – до тридцати. Все…
Краткое содержание “Повесть о Сонечке” Цветаевой Цветаева Марина Ивановна Произведение “Повесть о Сонечке” “Повесть о Сонечке” рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой – о ее московской жизни в…
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
Каким чувством проникнуто повествование?
Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.
Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?
Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.
Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.
И спустился он с горы высокии,
И подъехал он к богатырям ко святорусским —
Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,
И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую.
Притоптали тут всю силушку великую…
И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.
Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).
Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.
Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».
Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).
Евпатий Коловрат и Илья Муромец
План
Введение: герои фольклора и древнерусской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фольклоре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.
— герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в “Повести о приходе Батыевой рати на Рязань”, вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во “Временнике моск. общ. истории и древностей”, кн. XV) и Срезневским (“Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках”, 1867, XXXIX). В “Русском Временнике” (Москва, 1820, I, 126) и в “Сказаниях русского народа” Сахарова она соединена с другою “Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю”. Рассказ о Е. в “Повести” следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя. Услыхав о приходе Батыя, Е. с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за “безбожным” Батыем, чтоб “испить смертную чашу” наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, “сильного царя, почтить и честно проводить”. Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. живым к царю. Но в битве Е., “исполин силою”, рассек Хостоврула “на полы до седла” и перебил множество “нарочитых богатырей Батыевых”. Наконец татары начали стрелять в Е. из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он “держал бы его против сердца своего”. Затем он отдал тело Е. его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно. Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. н a -полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской “Повести” о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге “Великорусские былины киевского цикла” (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).
Краткое содержание (пересказ) “Повести о разорении Рязани Батыем”.
Хан Батый вторгается на Русь и первой на его пути оказывается Рязань. Он требует выкуп от города, а князь Юрий, не дождавшись помощи от соседей, отправляет к Батыю посольство, во главе со своим сыном Федором. Но Батый дает лживые обещания, а потом убивает Федора.
Княгиня Евпраксия, узнав о смерти мужа, вместе с младенцем бросается с самой высокой башни.
Разъяренный Юрий собирает своих родственников и во главе войска устремляется навстречу татарам.
Но татар намного больше рязанцев и даже их беспримерная отвага не помогает. Рязанское войско разбито, а князь Юрий убит. Убиты и все его братья.
Батый приступает к осаде Рязани и на пятый день захватывает город. Он грабит, убивает, поджигает город. Убитыми оказываются все жены князей, их дети и родственники, а также мать Юрия.
Батый двигается дальше на Русь, а в Рязань прибывает боярин Евпатий Коловрат с небольшим отрядом. Увидев, что учинили татары, он в гневе великом собирает 1700 воинов и бросается за Батыем.
Он режет татар нещадно и устрашенный Батый посылает на Евпатия огромное войско во главе со своим шурином Хостоврулом. Евпатий убивает Хостврула, но и сам гибнет.
Пораженный храбростью русских воинов Батый отдает оставшимся в живых тело Евпатия и отпускает их.
А в Рязань возвращается младший брат Юрия Ингвар. Он хоронит всех павших в бою и начинает восстанавливать город.
Главная мысль “Повести”: За родную землю и жизнь отдать не жалко. Стояла и стоять будет великая Русь.