Сочинение на тему разум и чувства по драме гроза

10 вариантов

  1. Островский назвал свою пьесу “Гроза”. Сегодня слово “гроза” мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. Это слово используется и тогда, когда речь идет о чем-нибудь внушающем страх и ужас. Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть “темного царства”.
    Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы “темного царства”, но по – разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей “темного царства” – Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Против “отцов” города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак “темного царства”.

  2. Сочинение на тему: Разум и чувства и произведении Островского “Гроза”

    Ответы:

    Островский назвал свою пьесу «Гроза» . Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. Это слово используется и тогда, когда речь идет о чем-нибудь внушающем страх и ужас. Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства» .
    Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» – Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» . Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

  3. В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент непростой внутренней борьбы. Чаще всего чувства подталкивают человека к безрассудным или даже опасным поступкам. Разум же при этом старается остановить его, чтобы предотвратить непоправимые последствия. И такая борьба дается ему нелегко.
    В качестве примера подобной борьбы можно привести непростую судьбу Катерины из пьесы Островского «Гроза». Героиня старалась смириться с тем, что ей придется всю жизнь прожить с нелюбимым мужчиной в ненавистном доме. Так велел ей разум, ведь ее «удачно» выдали замуж в зажиточную семью. Девушка надеялась получить хоть какое-то понимание со стороны своей новой семьи, но это было невозможно. Ей хотелось любви и ласки.
    К героине даже стали приходить грешные сны, с которыми она изо всех сил боролась. Однако человеческая природа все же взяла верх над нелогичными заскорузлыми порядками. Катерина почувствовала себя женщиной, в ней всколыхнулось желание быть любимой и любить самой. При этом ее постоянно гложут сомнения, страх и чувство вины. Такая сложная борьба в юной душе привела к печальным последствиям. Отдавшись своим чувствам, Катерина не смогла себе этого простить и покончила с собой.
    Уверен, что хотя бы раз всем приходилось бороться с чувствами, идущими вразрез нашему привычному мироощущению, устоям или здравому смыслу. Как правило, разум служит защитой от неприятностей и ошибок. Это, конечно, не означает, что к своим чувствам не нужно прислушиваться, просто в любой ситуации лучше хорошенько подумать, прежде чем принимать решение.

  4. Не бейте!
    В постановке вопроса видится подвох.      Сколько раз читал, как противопоставляются разум и чувства. Сколько раз возмущало использование основой такого противопоставления мыслителя-философа и великого гуманиста Достоевского, его романа «Преступление и наказание».  Нельзя так примитивно и буквально понимать Достоевского!  Посмотрите на его жизненный путь. Был ли Достоевский чувствительным и нравственным человеком? Несомненно! Именно они привели его к казни, замененной каторгой. Был ли он мыслителем? Конечно! Он первым противопоставил ужасам сверхчеловека  Шопенгауэра свое человечное представление  о месте личности в обществе и пределах личной свободы в этом обществе. И самое важное, он поставил вопрос о том, кто именно эти пределы должен устанавливать?  И он ответил на этот вопрос! Он показал, что внешнее ограждение, поставленное обществом в виде законов и аппарата принуждения не способно  ограничить человека в самовыражении самыми преступными способами. Оно способно только привести душу человека в рабство страха, страха перед наказанием. Помните – «тварь я дрожащая, или право имею?». Эта реакция человека, который не хочет в рабство, но в долгих размышлениях не может найти достойного выхода из ситуации. Был ли Раскольников бездушным человеком? Нет! Он помогает семье Мармеладовых, жертвуя собой, лезет в огонь спасать детей, помогает студенту в трудный час, любовь к больной девушке – это все образцы высокой нравственности. Он убивает процентщиц не для того, что бы показать свою независимость.  Кстати, Христос  изгнал из храма торговцев и практически все мировые религии не приемлют выдачу под процент – Раскольников ошибочно предполагает, что убийство этих людей не так сильно отяготит совесть. Нет, он ищет выход для человечества, выход из паутины внешнего принуждения. Помните его деление людей на обыкновенных и необыкновенных?  Так вот, это продиктовано тем, что он прекрасно понимает, что большинство людей самостоятельно найти выход не  способно, он ищет выход для них. В конце концов, совершив такое, что простить себе не сможет, он находит выход.  Пределы своей свободе должен ставить умный, нравственно чистый и радеющий за других человек.  Не внешний сторож, но внутренний – вот вывод из романа. Внутренний сторож рождает не раба, а человека великодушного, сильного , честного и чистого, способного к самопожертвованию. И что, чего добивается жестокими и убивающими душу человеческую способами принуждение извне, человек сделает сам. Оставаясь при этом не рабом обстоятельств, а четко понимая для чего и как, что бы не преступить нравственные законы человеческого общества. И, даже такие высокие образцы гуманизма, как христианские заповеди и моральный кодекс строителя коммунизма не могут заменить  эту внутреннюю свободу жертвовать собой во имя других.  Да, они опора, да, они наставники, но не замена. И, мне кажется, набожный Достоевский довольно четко дает это понять.Так противостоят ли разум и совесть, ум и чувства? Да ни в коем случае! Такое противопоставление рождает шизофрению.  И разум и чувства – часть единой души. Но единой они станут тогда, когда человек сам это осознает.К сожалению, в свое время Достоевского не поняли.  А если и поняли, то испугались долгого пути нравственного становления, выбрав не требующий душевной работы способ внешнего принуждения к добру. Это дало простор Шопенгауэру  и способствовало приходу  к власти Гитлера. И привели его к власти люди заменившие душу на императивы власти, нравственность и собственный ум на внешнее принуждение.

  5. Когда возникает конфликт между разумом и чувствами?
    Любовь- это самое сильное чувство на земле. Любовь-это величайший и драгоценный дар человека. Когда мы любим кого-то, то сами можем не замечать,  как совершаем добрые поступки и дарим окружающему миру свое счастье. Однако не всегда любовь бывает  счастливой. Например, когда дорогой для тебя человек не отвечает взаимностью, то в глубине тебя возникает внутренний конфликт между чувствами и разумом .  В таких  ситуациях человек теряется и не знает как быть дальше:  дать верх своим чувствам или послушать разум.
    Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема сочинения и доказывается вышесказанная мною точка зрения. Так в повести И.С.Тургенева «Ася» главный герой господин Н влюбляется в Асю и, спустя время , понимает, что очень любит эту героиню. Ася отвечает ему взаимностью и вроде все должно быть прекрасно у двух влюбленных. Однако Господин Н на протяжении всего общения испытывает борьбу между своими чувствами и разумом. Он понимает, что жить не сможет без своей возлюбленной, но разум ему твердит, что нужно будет нести большую ответственность за Асю. В итоге разум Господина Н побеждает чувства, и молодой человек бросает Асю и уезжает из города. Таким образом, И.С.Тургенев изображает своего главного героя как человека, у которого идет внутренняя борьба между разумом и чувствами.
    Другим примером может послужить пьеса  А.Н.Островского «Гроза». Конфликт между чувством и разумом  испытывает главная героиня Катерина. Она понимает, что должна быть верна своему мужу Тихону, но сердцем Катерина принадлежит Борису. Главная героиня изображена как очень светлый и любвеобильный человек, она лучик света в этом темном царстве Кабановых. Этот же лучик  Катерина видит в Борисе. Из-за новой любви у главной героини возникает конфликт между чувствами и разумом. Катерина не может терпеть эту борьбу и решает умереть, чтобы завершить внутреннее разногласие между чувствами и разумом.
    Подводя итог сказанному,  хочется выразить надежду на то, что большинство людей живут в гармонии между чувствами и разумом. А гармония это и есть счастье человека.

  6. Не бейте!
    В постановке вопроса видится подвох.      Сколько раз читал, как противопоставляются разум и чувства. Сколько раз возмущало использование основой такого противопоставления мыслителя-философа и великого гуманиста Достоевского, его романа «Преступление и наказание».  Нельзя так примитивно и буквально понимать Достоевского!  Посмотрите на его жизненный путь. Был ли Достоевский чувствительным и нравственным человеком? Несомненно! Именно они привели его к казни, замененной каторгой. Был ли он мыслителем? Конечно! Он первым противопоставил ужасам сверхчеловека  Шопенгауэра свое человечное представление  о месте личности в обществе и пределах личной свободы в этом обществе. И самое важное, он поставил вопрос о том, кто именно эти пределы должен устанавливать?  И он ответил на этот вопрос! Он показал, что внешнее ограждение, поставленное обществом в виде законов и аппарата принуждения не способно  ограничить человека в самовыражении самыми преступными способами. Оно способно только привести душу человека в рабство страха, страха перед наказанием. Помните – «тварь я дрожащая, или право имею?». Эта реакция человека, который не хочет в рабство, но в долгих размышлениях не может найти достойного выхода из ситуации. Был ли Раскольников бездушным человеком? Нет! Он помогает семье Мармеладовых, жертвуя собой, лезет в огонь спасать детей, помогает студенту в трудный час, любовь к больной девушке – это все образцы высокой нравственности. Он убивает процентщиц не для того, что бы показать свою независимость.  Кстати, Христос  изгнал из храма торговцев и практически все мировые религии не приемлют выдачу под процент – Раскольников ошибочно предполагает, что убийство этих людей не так сильно отяготит совесть. Нет, он ищет выход для человечества, выход из паутины внешнего принуждения. Помните его деление людей на обыкновенных и необыкновенных?  Так вот, это продиктовано тем, что он прекрасно понимает, что большинство людей самостоятельно найти выход не  способно, он ищет выход для них. В конце концов, совершив такое, что простить себе не сможет, он находит выход.  Пределы своей свободе должен ставить умный, нравственно чистый и радеющий за других человек.  Не внешний сторож, но внутренний – вот вывод из романа. Внутренний сторож рождает не раба, а человека великодушного, сильного , честного и чистого, способного к самопожертвованию. И что, чего добивается жестокими и убивающими душу человеческую способами принуждение извне, человек сделает сам. Оставаясь при этом не рабом обстоятельств, а четко понимая для чего и как, что бы не преступить нравственные законы человеческого общества. И, даже такие высокие образцы гуманизма, как христианские заповеди и моральный кодекс строителя коммунизма не могут заменить  эту внутреннюю свободу жертвовать собой во имя других.  Да, они опора, да, они наставники, но не замена. И, мне кажется, набожный Достоевский довольно четко дает это понять.Так противостоят ли разум и совесть, ум и чувства? Да ни в коем случае! Такое противопоставление рождает шизофрению.  И разум и чувства – часть единой души. Но единой они станут тогда, когда человек сам это осознает.К сожалению, в свое время Достоевского не поняли.  А если и поняли, то испугались долгого пути нравственного становления, выбрав не требующий душевной работы способ внешнего принуждения к добру. Это дало простор Шопенгауэру  и способствовало приходу  к власти Гитлера. И привели его к власти люди заменившие душу на императивы власти, нравственность и собственный ум на внешнее принуждение.

  7. Островский назвал свою пьесу «Гроза» . Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. Это слово используется и тогда, когда речь идет о чем-нибудь внушающем страх и ужас. Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства» .
    Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» – Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» . Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

  8. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  9. Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *