Сочинение на тему разум и воля 7 класс

6 вариантов

  1. Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
    Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
    Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

  2. 2
    Текст добавил: СаМаЯ ШиКаРнАя

    Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  3. План урока самопознания
    Школа № 29, Дата: Урок: № 1 Тема: Разум и воля.
    Ценность:  образ собственного «Я» Качества: самопознание, интерес к себе
    Педагог : Есниязова Р.В. Класс:7 Кол – во уч – ся:
    Цель:  углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».
    Задачи:
    ачи:
    – расширение знаний о понятиях «разум», «воля»;
    – развитие интереса к познанию своих возможностей;
    – воспитание стремления понимать себя.
    Ресурсы: (материалы, источники)
    Интернет, учебник по самопознанию, методическое пособие учителя
    дополни –
    тельная литература.
    Ход урока:
    Орг. момент. 5 Д.
    Позитивный настрой: Хрустальная грусть.
    Проверка домашнего задания: на первом уроке домашнее задание не проверяется.
    Примечания.
    Цитата урока: ум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобретается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред. Абдаллах ибн Аль-Мукаффа
    (инструментарии, сведения)
    Подарок учителя. Рассказывание истории:
    Притча: Разум, чувства, воля. вопросы для анализа:
    Какой совет дал мудрец?
    В   чем отличие воли человека от его разума и чувств?
    В чем смысл притчи?
    Творческая деятельность, групповая работа:
    Творческая работа. Групповая работа.
    Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.
    Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. И вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. – Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! – сердясь на себя, сетовал Асыл.
    Успокоившись, он стал рассуждать:
    – Если гора не идет к Магомеду, значит, Магомед идет к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я ее не понимаю. Первое, что я сделаю, – искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, – настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут мое настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе!
    Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы.
    – Какие трудности испытывал Асыл при выполнении заданий по физике?
    – Как вы думаете, какова причина этих трудностей?
    – Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей?
    – Какие качества помогли Асылу понять физику?
    1 группа:Перечислите три самых важных качества, которые характеризуют разумного человека. Приведите пример.
    2 группа: Назовите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей. Приведите пример.
    учебник, интерактивная доска, аудиозапись песни в исполнении Эдуарда Хиля «Человек из дома вышел» на слова С. Пожлакова, муз. А. Ольгина
    Групповое пение.
    «Человек из дома вышел»
    слова С.Пожлакова  муз. А.Ольгина
    Поднялся рассвет над крышей,
    Человек из дома вышел,
    Поглядеть на жизнь поближе
    Вздумал с утра.
    Человеку много ль надо?
    У него на сердце радость,
    Он смеется снегопаду,
    Солнцу в небе и ветрам.
    Припев:
    Ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля-ля-ля
    Солнцу в небе и ветрам.
    Человеку много ль надо? Надо, чтобы друг был рядом, Песня чтоб была на случай, Случай любой,
    Чтобы дома не забыли, Чтобы следом письма плыли,
    Чтобы в этих письмах были, Были строчки про любовь
    Припев:
    Ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля-ля-ля
    Были строчки про любовь.
    Человеку много ль надо?
    Чтоб в природе был порядок,
    И была бы жизнь длиннее, чтобы шагать,
    Чтоб не терла плечи ноша,
    Повстречать людей хороших,
    Да и счастье тоже надо,
    Тоже надо повстречать.
    Припев:
    Ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля-ля
    ля-ля-ля
    Ля-ля-ля-ля-ля
    Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать.
    Домашнее задание. Урок №2 учебник стр8. Чтение текста: «Жизнь дана на развитие»
    Заключительная минута урока. d
    Звучит тихая, спокойная музыка: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.

  4. Разум и чувства – две составляющие, которые постоянно борются в человеке. Это две наиболее важные силы внутреннего мира человека, противопоставленные друг другу и одновременно нуждающиеся друг в друге. Зачастую чувства у человека преобладают над разумом, но иногда и разум берёт верх над чувствами. Недаром Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Человеку действительно при всём желании трудно управлять настоящими чувствами, которые затмевают собой противоречащий им разум.
    Подобный сюжет мы наблюдаем в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный произведения Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицает буквально всё, вплоть до любви. Его внутренний принцип был построен очень интересно: этот человек был против всякой романтики, чувств. Он считал любые привязанности «белибердой, непростительной дурью…». Однако судьба сломила его взгляды, он встретил Анну Одинцову, женщину, не похожую на других. Герой искренне влюбился в неё, но эти чувства он признавать не мог и не хотел. Чувства Анны были совсем другими, не столь серьёзными, как у Базарова к ней. Он старательно пытался это скрыть, так как управлять его жизнью ранее мог только его здравый рассудок. Герой был не в силах контролировать всё происходящее, борьба разума и сердца брала своё. Но когда он всё-таки решился признаться Одинцовой в любви, он получил отвержение. Это привело Базарова к первоначальным принципам, согласно которым душевные порывы являются лишь вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто угасла, ничего не оставив в душе. Перед самой смертью в Евгении она всё-таки разгорается и встаёт против его разума, в итоге побеждая.
    Также можно вспомнить противоборство разума и чувства в известном произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести – сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая полюбила богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. Чувствительная девушка дала волю чувствам, полностью отдаваясь своему возлюбленному, её сердце взяло верх над разумом. Однако чувства молодого дворянина стали охладевать, и вскоре он отправился в военный поход, где проиграл всё своё состояние и по принуждению женился на богатой вдове. Лиза не смогла этого пережить и прыгнула в пруд. Её разум противоречил такому ходу событий, но справиться с пылким чувством ему не удалось.
    Таким образом, можно сделать вывод, что борьба двух важнейших сил внутреннего мира – это сложнейший процесс в душе каждого человека. Или чувства побеждают разум или разум чувства. Такие противоречия похожи на бесконечную дуэль. Но всё же разум вряд ли когда-то постигнет искренние чувства.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Разум и чувства» читают:
    Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься «Кавказский пленник»
    Сочинение на тему «Человечность»

  5. На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

  6. 6
    Текст добавил: хочу звездочку с неба

    Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
    Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
    Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *