Сочинение на тему разумное и нравственное всегда совпадает

6 вариантов

  1. Тема: Разумное и нравственное всегда совпадают.
    Цель:
    Воспитание в подростках человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
    Задачи:
    1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий «разумные», «нравственные» поступки, «доброта», «любовь».
    2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
    3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение уважать мнение других.
    Содержание занятия.
    Педагог:
    Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня приветствовать на нашем занятии! Тема нашего занятия, это слова  замечательного русского писателя Л.Н. Толстого «Разумное и нравственное всегда совпадают».
    А может, стоит поспорить с Л.Н.Толстым…Всегда ли нравственное совпадает с разумным? – этот вопрос и будет главным в нашем классном часу, к которому мы еще вернемся.
    Для этого нам необходимо вспомнить значение данных слов (учащимся предлагается высказать свое мнение).
    Педагог дает научное определение данных слов.
    Разумное – оценочная характеристика ситуации, чьих-либо действий, поступков как разумных, основанных на требованиях здравого смысла, не противоречащих ему.
    Нравственность – это внутренняя установка действовать согласно своей совести и свободной воле.
    Продолжить я хочу отрывком из документального фильма «Клеймо», режиссера Ольги Арлаускас, посвященный детям инвалидам.
    Просмотр отрывка.
    Педагог задает вопросы:
    1. Какие чувства вы пережили, просмотрев данный отрывок?
    2. Все эти люди, которые связывают свою жизнь с такими детьми, поступают нравственно (согласно своей совести и свободе выбора), но разумен ли Выбор, который они делают, это их выбор, а не детей, которые живут именно такой жизнью, ведь многие из них думают о самоубийстве?
    3. С какими словами ассоциируется у вас выбор тех людей, которые связывают свою Жизнь с именно такими детьми? (обучающимся предлагается на листочках записать по 3-5 слов, а затем выбрать одно и обосновать свой выбор) Выслушивается мнения учащихся.
    Педагог: Все те качества, которые вы перечислили (учитель еще раз их проговаривает ЛЮБОВЬ, СОСТРАДАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУШЕВНАЯ ДОБРОТА, ЧУТКОСТЬ и т.д.), все они в любые времена, являются ценностью, принципами,  основой нашей Жизни.
    Разумность любых принципов можно объяснить с точки зрения нравственности, через систему ценностей.
    Ученикам предлагается заполнить данную таблицу. Ознакомив с инструкцией:
    Вы работаете в парах.
    Каждый в своей таблице заполняет первую и третью колонку.
    После заполнения первой и третьей колонки передает соседу для заполнения второй.
    Ваши принципы
    Разумность ваших принципов
    Нравственен ли ваш принцип
    1.
    2.
    3.
    Педагог: А теперь давайте, проанализируем ваши  заполненные таблицы, что в них вы видите особенного, совпадает ли нравственность ваших принципов с их разумностью. Выслушиваются мнения учащихся.
    Педагог: Теперь вернемся к теме нашего занятия «Разумное и нравственное всегда совпадают». Подводится итог.
    Педагог  задает вопрос: С каким чувством вы покидаете наше занятие?
    Обучающие высказывают свое мнение.
    Ваши принципы
    Разумность ваших принципов
    Нравственен ли ваш принцип
    1.
    2.
    3.
    Ваши принципы
    Разумность ваших принципов
    Нравственен ли ваш принцип
    1.
    2.
    3.
    Ваши принципы
    Разумность ваших принципов
    Нравственен ли ваш принцип
    1.
    2.
    3.

  2. 2
    Текст добавил: милашка скарими глазками

    Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
    Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
    В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
    М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
    Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
    Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
    Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.

  3. 3
    Текст добавил: Дмитрий Дмитриев

    В первой части сочинения обозначим следующую проблему: можно ли сказать, что чувство и разум – схожие понятия и что они говорят человеку об одном?
    Во второй части порассуждаем и приведем некоторые аргументы из литературы.
    Чувство человека – это прежде всего его естество, стремление души, веление сердца. Чувство – дитя подсознательного. Разум же – это результат сознательного, умозаключение ума, выверенное и взвешенное решение. Конечно, случается, что разум и чувство говорят об одном, но это скорее исключение из правил. Чаще всего они указывают совершенно различные пути, и задача человека – найти ту самую золотую середину, принять решение, которое не противоречило его естеству, но при этом не шло в противовес с заключением ума. Только тогда поступки человека будут идти ему во благо.
    Далее приводим примеры из литературы: пишем о тех героях, которые руководствовались либо разумом (например, Печорин из “Героя нашего времени”), либо чувством (Анна Каренина из одноименного романа Толстого), и делаем заключение о том, что их однобокое видение мира привело к кончине.
    В заключении напишем, что разумное и нравственное, безусловно, совпадают не всегда, но очень важно договариваться с ними, находить консенсус.

  4. Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
    Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, как много может сделать талантливая личность на ниве просвещения, противодействуя развитию социального рационализма Именно поэтому талантливый человек должен быть активным не только в самовыражении, он должен нести ответственность ‘за дела свои перед миром” Профессор Персиков (“Роковые яйца”) погибает в финале повести, будучи растерзан яростной толпой, обрушившей на него свой гнев за страшную катастрофу, и гибель героя не лишена закономерности в контексте авторской концепции личности
    В повести “Собачье сердце” (1925) иной тип героя, более близкий авторскому идеалу, и иной, благополучный финал Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения В его уста автор вложил немало собственных рассуждений о природе, человеческом феномене, общественном развитии Талантливый ученый Преображенский не замкнут на себе, как Персиков, он живо реагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
    М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
    Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.
    Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Здесь писатель в известной мере пародирует популярную в двадцатые годы концепцию “нового героя”. Рожденный в результате эксперимента человек новой породы быстро приспосабливается к среде, вливается в коллектив и, вместо того чтобы работать, устраивается “служить”, начав с истребления “врагов”. Булгаков пытается исследовать источник бюрократической “заразы”, акцентируя внимание на фигуре коммуниста Швондера, обладающего известными “официальными полномочиями”. Под его идейным руководством неразвитое сознание Шарикова обнаруживает склонность к мгновенному усвоению формальных законов. Мысль автора достаточно прозрачна — союз шариковых и швондеров грозит разложением обществу, ибо народ в результате их совместной деятельности может обратиться в общество функционеров, отлученных от демократической традиции. С образом Швондера связаны и авторские пророчества, предрекающие расплату за идеологические ошибки, опять-таки вложенные в уста главного героя повести: “Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки”. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя все возрастающей абсолютизацией внешнего действа, формализмом, которые грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
    Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект. Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности. В этом Михаил Булгаков, как и Андрей Платонов, Евгений Замятин, Борис Пильняк, является преемником великой гума нистической традиции, которой всегда была сильна русская литература.

  5. Сочинение: Разумное и нравственное всегда совпадают
    Автор :Булгаков
    Не уверена, что это правильный ответ
    Согласно булгаковской концепции личности, категория таланта включает в себя нравственный аспект Художник не может замкнуться на себе, его творческий дар обязывает к самоотдаче, его призвание состоит в том, чтобы содействовать прогрессу человечества через нравственное воспитание личности “Разумное и нравственное всегда совпадают”, — считал П Н Толстой В своих “дьявольских” произведениях Михаил Булгаков пытался показать парадоксы ‘несовпадения” подобных критериев, абсурдность их противопоставления
    Появление таких произведений в середине 20-х годов XX века, когда большинство русских писателей пытались перестроить собственное сознание, свидетельствовало о внутренней независимости автора, которая могла быть рождена и ощущением своей творческой силы, и чувством долга перед своим народом Народ, в силу исторических обстоятельств, темен, невежествен, он нуждается в просвещении Булгаков огромное значение придавал таланту, он прекрасно понимал, каеагирует на окружающий мир, он не только умный наблюдатель, но и активный участник событий Талант дает ему возможность быть независимым, независимость влечет за собой смелость Профессор не боится называть вещи своими именами Его аргументация остроумна и безукоризненна, приводимые факты, как правило, имеют обобщающий смысл Достаточно вспомнить его тираду о калошах и коврах или рассуждения о разрухе Эти комически-деформированные сентенции заключают в себе глубокий смысл
    М Булгаков, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка писатель не испытывал восторга перед Октябрьской революцией Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи
    Булгаков осуждает все тот же мессианизм, увлеченность абстрактной идеей, которая мешает практической жизни В повести эта мысль находит остроумную форму выражения вместо того чтобы заниматься полезным делом, революционеры поют Герой справедливо критикует бездеятельность ‘ если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха Следовательно, разруха не в клозете, а в головах В4щя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу Однако Булгаков, верный своей мысли о недопустимости насилия над природой, строит сюжет повести таким образом, чтобы профессор осознал утопичность своей идеи Эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку “Вот, доктор, — обращается он к своему коллеге, — что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу ” Сюжет повести поучителен, экспери ментатор успел вовремя одуматься, активно вмешался в события.

  6. 6
    Текст добавил: О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о

    “Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской драматургии. – А.П.Чехов. “Дядя Ваня”.)

    Автор: Чехов А.П.
    Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких людей Чехов, да, впрочем, не Чехов, а сама жизнь отправила прозябать в глушь, в деревню. Чехов только наблюдал за ними, причем весьма талантливо. Многие современники писали потом, что узнают в пьесе своих знакомых. Конечно, Чехов не копировал в точности, но многие черты и повадки подмечал в людях, используя самое яркое в своих произведениях.
    Жизнь в деревне протекала в то время однообразно: от обеда к чаю, от прогулки к чтению. Дни тянулись бесконечно и скучно. Но живые люди не могут, подобно заброшенной мебели, покорно покрываться пылью из года в год, чтобы при этом на душе у них было безмятежно. Романтик Войницкий Иван Петрович и дочь его сестры Соня отдают свою жизнь выдуманному идеалу — величию гения профессора Серебрякова. Дядя Ваня, безумно любя свою сестру, отказался от наследства в ее пользу и всю жизнь работал на ее мужа, не задумываясь о себе. Ради того, чтобы бездарность — Серебряков мог безбедно жить в столице, писать никчемные статьи, они работали на него в деревне, в имении, высылая “светиле” все деньги. Александр Владимирович Серебряков, очень выгодно прикрываясь именем творческого человека, обманывая и свою совесть, “ничего не понимал в практической жизни” и поэтому преспокойно существовал за чужой счет. Дядя Ваня и Соня делали это беззаветно. Гордясь своим родственником, они перечитывали журналы с его статьями, не задумываясь о своей жизни, проживая ее в глуши, полностью предавшись работе на “гения”. Потребовалось долгих двадцать пять лет, чтобы Войницкий разглядел в своем идоле пустышку.
    Но за все эти годы, казалось бы, напрасно прожитой жизни дядя Ваня, Соня, их старая няня Марина остаются чистыми, нравственными людьми Конечно, деревенская размеренная жизнь приглушила их чувства, мечты, но в отличие от профессора, взявшего от жизни все, но растратившего свои душевные качества, они сумели сохранить искренность и доброту Такие качества ценнее многих земных благ В мире, где каждый стремится отхватить кусок пожирнее, тихо живут такие вот наивные светлые души
    Так же проживает свою жизнь в деревне Михаил Львович Астров, талантливый врач Он занимается науками, делает операции больным, ради интереса составляет картограмму уезда, и вообще это образованный человек, но за десять лет и он обрастает деревенской скукой “Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна Затягивает эта жизнь Кругом тебя одни чудаки, а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком Поглупеть-то я еще не поглупел, но чувства как-то притупились Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю” С его умом можно было бы заиметь высокий чин, действительно оправдывая его, прославиться А он живет в деревне, потому что его мало интересует карьера, почести А может, потому что лень ему думать об этом Зато Серебряков не поленился и не постеснялся устроить собственную жизнь, пользуясь добротой своих родных
    Профессор Серебряков и его новая молодая жена, приехав в имение, всколыхнули спокойный быт деревни Раньше, приглушив свои чувства каждодневной работой, устоявшимся распорядком, обитатели имения смирялись со своей жизнью Но профессор завел новые порядки, вставал когда хотел, капризничал, требовал, чтобы чай подавали ему в кабинет и чтобы все чувствовали себя осчастливленными его присутствием
    Жена профессора, молодая роскошная женщина двадцати семи лет, конечно, не могла не вскружить голову до сих пор не растратившему свою нежность Ивану Петровичу Впервые за прожитые годы он поднял голову от своей рутины и огляделся вокруг Жизнь прошла мимо, но вот перед ним вполне реальное существо, которое могло бы составить его счастье Дядя Ваня трогательно представляет себе несбыточное счастье “Теперь мы оба проснулись бы от грозы, она испугалась бы грома, а я держал бы ее в своих объятиях и шептал “Не бойся, я здесь. Но сама Елена Андреевна, поначалу любившая своего мужа, теперь без радости и давно уже без любви состоит при этом пожилом ворчливом человеке, сама не зная, зачем живет Скука захватила и ее Серебрякова достаточно порядочна, чтобы не изменять старому мужу, но жизнь ее абсолютно бесцельна, чтобы скучать Воздыхания Войницкого не развлекают ее, но внезапно разгоревшийся к ней интерес Астрова все-таки пробуждает забытые чувства Елена Андреевна рассуждает о Соне, давно влюбленной в доктора, но замечает и свое волнение. Я понимаю эту бедную девочку Среди отчаянной скуки когда вместо людей кругом бродят какие-то серые пятна, слышатся одни пошлости, когда только и знают, что едят, пьют спят, иногда приезжает он, не похожий на других красивый, интересный увлекательный точно среди потемок восходит месяц ясный Поддаться обаянию такого человека, забыться Но и это лишь мечты Как только разыгрывается драма, Елена Андреевна, воспользовавшись оказией, бежит от измены, от порыва чувств в свою тихую, унылую жизнь
    Кульминация пьесы начинается с “невинного предложения Серебрякова, которое он пересыпает остротами, ссылками на свое незнание практической жизни, продать имение Это предложение становится той самой последней каплей, которая взрывает терпение дяди Вани Уже не оглядываясь ни на что, он вываливает всю правду на голову профессора, который никогда не признавался себе в ней Все знают эту правду, за исключением бывшей тещи профессора Марии Васильевны, которая продолжает свято верить в гений Александра Она на французский манер называет сына Ивана — Жаном, и читает весь новейший вздор, печатающийся в журналах Все пытаются сдержать Ивана Петровича, Серебряков изображает из себя жертву Соня, не удержавшись, тоже восклицает “Надо быть милосердным, папа! -Я и дядя Ваня так несчастны’ ” Войницкий в запале хватается за револьвер, поднимает суматоху, но и это все пустое Гости уезжают, и все в доме становится по-прежнему Это чудовищное спокойствие и простота содержат в себе страшный, душераздирающий крик, который никто и никогда не услышит
    Страшна и тихая сцена, когда домочадцы возвращаются к своим делам “Напишем, дядя Ваня, прежде всего счета У нас страшно запущено Пиши Ты пиши один счет, я — другой ” Все понимая, видя свою судьбу, они смиряются и принимают ее Они пишут запущенные счета, когда похоронена заживо их жизнь Несомненно здесь влияние христианского миропонимания — терпеть в этой жизни во имя жизни вечной “Бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую… Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии. .” Их смирение восхищает, но и возмущает одновременно Что является милосердием? Посвятить свою жизнь работе на негодяя, не бороться, не дерзать, смириться, но с чем? Тем не менее они пронесли через всю свою серую жизнь самое главное — они живут для других. Не думать о себе способны лишь святые, и, конечно, в конце жизни Иван Петрович раскаивается, но думает он при этом не об упущенных развлечениях, а о том, что Серебряков оказался посредственностью. Если бы Серебряков состоялся, возможно, Иван Петрович гордился бы прожитой жизнью, тем, что помог проявиться таланту. Во всяком случае, люди эти бескорыстны, в этом их богатство, в этом и беда. М. Горький писал Чехову: “В последнем акте, когда доктор, после долгой паузы, говорит о жаре в Африке, — я задрожал от восхищения перед вашим талантом и от страха за людей, за нашу бесцветную, нищенскую жизнь”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *