Сочинение на тему развитие речи

6 вариантов

  1. Светлана Сергеевна Мужикова
    Эссе «Развитие речи в ДОУ»
    Эссе на тему: Развитие речи в ДОУ.
    «Личность воспитывается личностью.
    Благородный человек воспитывается
    Благородным человеком.
    Любовью воспитывается любовь
    Доброта воспитывается добротой.
    Сердце воспитывается Сердцем»
    (Ш. А. Амоношвили).
    Близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
    Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
    • Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
    • На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
    • Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
    • При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка (монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры).
    Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя, качество, к которому я стремлюсь, читая разнообразную литературу, слушая музыку, смотря телевизор. Очень важно чтобы ребенок не просто отсидел занятие, важно чтобы он запомнил какое оно было.
    Вы не представляете сколько радости вызывает то, что дети одеваясь домой рассказывают своим родителям, чем они занимались с утра, несмотря на то что уже вечер, а так же несмотря на то что это дети первой младшей группы.
    Очень люблю своих детишек, и любовь у нас взаимная, ведь они понимают меня не только когда я говорю, но даже по выражению моего лица.

  2. Эссе на тему: «Развитие речи младших дошкольников».
    «Прекрасная сама по себе детская речь
    имеет, кроме того, научную ценность,
    так как, исследуя ее, мы тем самым
    открываем причудливые закономерности
    детского мышления».
    К. И. Чуковский.
    Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
    Близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
    Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
    • Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
    • На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
    • Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
    • При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка (монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры).
    Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя, качество, к которому я стремлюсь, читая разнообразную литературу, слушая музыку, смотря телевизор. Очень важно чтобы ребенок не просто отсидел занятие, важно чтобы он запомнил какое оно было.
    Вы не представляете сколько радости вызывает то, что дети одеваясь домой рассказывают своим родителям, чем они занимались с утра, несмотря на то что уже вечер, а так же несмотря на то что это дети второй младшей группы.
    Очень люблю своих детишек, и любовь у нас взаимная, ведь они уже с таких малых лет считают меня – другом, и в своей группе я действительно строю отношения с детишками на дружеском уровне- это укрепляет их доверие ко мне. Следовательно они не стесняясь обращаются ко мне за помощью, рассказывают небольшие свои истории и т.д.
    В работе с детьми использую:
    – Артикуляционные и пальчиковые гимнастики.
    – Беседы
    «Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Весна пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой) », «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану) .
    – Дидактические игры
    «Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану) .
    – Чтение художественной литературы
    Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
    Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».
    Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
    Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
    – Наблюдения на прогулках
    -за живой, или неживой природой,
    -ближайшими строениями,
    -деятельностью детей,
    -трудом людей.
    Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
    Хочу закончить свое эссе со словами:
    «Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.»
    Д.И. Писарев

  3. Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением
    Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.
    Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
    Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения.
    Коммуникативная направленность образовательной программы по русскому языку для начальных классов предполагает развитие речи младших школьников как главная задача курса. Учитель ставит перед собой эту цель практически на каждом уроке русского языка. Но насколько эта цель урока бывает выполнена?
    Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются как раз уроки, на которых дети связно выражают свои мысли в письменной форме, то есть создают текст, речевое произведение. Но на практике дети не всегда успешно справляются с такой работой. Сталкивается с трудностями и учитель.
    Возникает противоречие: между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.
    Это противоречие указывает на следующие проблемы:
    1) в среднем словарь учащихся младших классов беден;
    2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;
    3) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.
    Для решения данных проблем я поставила перед собой цель: разработать систему работы над обучающим сочинением в начальных классах и применять ее на практике.
    Считаю, что главное в разработке этой системы заключается в следующем:
    1) систематизация упражнений по развитию письменной речи учащихся;
    2) примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.
    В методике преподавания русского языка речь представлена как деятельность. Моя система работы над обучающим сочинением основана на идее коммуникативно-деятельностного подхода. Я работаю по дидактической системе академика Л.В.Занкова [1]. Система Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся. Под ним подразумевается развитие ума, воли, чувств школьников и развитие, как основа усвоения ими знаний, умений, навыков.
    Компоненты моей системы работы над обучающим сочинением:
    1. Знания учащихся.
    2. Коммуникативные умения учащихся (Ладыженская Т.А.[2]).
    3. Методы обучения (имитационные,коммуникативные, метод конструирования (Мали Л.Д.[3])); репродуктивные, частично-поисковые(Лернер И.Я., Скаткин М.Н. [4]) и средства обучения.
    II. Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением.
    Сочинение – это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение показывает понимание учеником определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно.
    Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям:
    1) сочинение должно быть написано по плану(вступление, основная часть, выводы, заключение);
    2) тема сочинения должна быть раскрыта полностью;
    3) каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами;
    Типы сочинений: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
    Жанры сочинений: рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету, письмо, аннотация к книге, поздравление, записка, объявление.
    По источникам получения материала
    сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких-либо событиях.
    Перед учителем стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать такую тему сочинения, чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями в письменном высказывании, то есть в сочинении. Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка.
    Все темы сочинений можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие. Репродуктивные темы предполагают раскрытие отдельного факта, явления, связанного с опытом детей. Ребенку необходимо умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний и умений. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе содержания сочинения.
    Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей. Мною составлены подготовительные упражнения, которые я представила в двух направлениях: упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием; упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.
    Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
    1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;
    2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;
    3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания(употребление слова в прямом и переносном значении);
    4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;
    5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;
    6) работа с омонимами;
    7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;
    8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.
    Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
    1) ответы на простые вопросы;
    2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;
    3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
    4) исправление деформированного плана текста;
    5) работа с пословицами;
    6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);
    7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;
    8)стилистическое редактирование текста(обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);
    9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);
    10) лингвистический эксперимент;
    11) различные виды сочинений:
    При обучении написанию сочинений я основываюсь на следующих методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод(классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин [4]))
    Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением. Этапы работы.
    I. Подготовка к написанию сочинения.
    Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания и проводится одновременно на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, во внеклассной работе. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.
    Учитель организует работу по активизации словаря учащихся по выбранной теме. Ведется работа по анализу авторских текстов, приближенных по тематике к теме будущего сочинения, обращается внимание на языковые средства, использованные мастерами слова.
    Одновременно учитель учит младших школьников проникать в суть понятия, отграничивать существенные признаки понятия от несущественных признаков, постепенно переходить к развернутым суждениям и умозаключениям.
    К данному этапу так же относятся подготовительные упражнения, представленные в этой работе. Все это поможет осуществить актуализацию знаний учащихся и подготовить их к написанию творческой работы.
    II. Написание сочинения.
    Непосредственно на самом уроке написания сочинения должна быть вступительная беседа учителя. Эта беседа поможет создать эмоциональное настроение на уроке, которое позволит детям выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.
    Следующий этап на уроке – подготовка к написанию предстоящего сочинения. Работа ведется устно: обсуждается возможный план сочинения, организуется работа по активизации словаря, составляются отдельные устные высказывания по пунктам плана. Ученики самостоятельно записывают свое сочинение.
    III. Работа над сочинением после написания.
    Учитель организует обсуждение творческих работ учащихся. Необходимо дать детям возможность отредактировать свой текст.
    В своей работе я также использую частично-поисковый метод обучения написанию сочинений.
    Этапы работы.
    1. Без подготовительной работы учащимся предлагается тема для написания сочинения. Тема должна быть достаточно трудной.
    2 Самоанализ сочинений. Вопросы учителя подводят детей к выводу: трудно писать сочинение без подготовки. Учащиеся с помощью учителя выделяют следующие моменты: нужен план предстоящего сочинения; надо активизировать словарь по этой теме; возможно, не хватает наблюдений, знаний об этом явлении, событии, объекте.
    3. Подготовка к сочинению. Дети сами назначают время, за которое они смогут подготовиться к сочинению. Это может быть 1, 2 дня, а может и неделя. В течение этого назначенного срока идет подготовительная работа к сочинению. Кроме работы, организуемой учителем, учащиеся самостоятельно находят материал к предстоящему сочинению, делятся своими находками, рассказывают об источниках.
    3. Написание сочинения. На выбор детей жанр сочинения, составление коллективного или индивидуального плана сочинения. В дальнейшем работа организуется так же как описано в репродуктивном методе.
    III. Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.
    1 класс
    . Учитель организует в течение всего учебного года подготовительную работу. Важнейшим средством организации речевой практики служит система упражнений. Жанры сочинений, которые учитель может использовать в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником (учащиеся подписывают открытки, сделанные своими руками на уроках трудового обучения), объявление, сочинение загадки.
    2 класс
    Учащимся предлагается написать 8 обучающих сочинений.
    I четверть.
    1. Сочинение считалки, загадки.
    II четверть.
    2. Сказка по опорным словам.
    3. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).
    III четверть.
    4. Моя мама (папа, дедушка, бабушка)
    5. Мое любимое домашнее животное.
    IV четверть.
    6. Что я знаю о белке (зайце, лисе).
    7. Наряд весны.
    8. Если бы я был волшебником…
    3 класс
    Учащиеся пишут 9 обучающих сочинений.
    I четверть.
    1. Золотая осень. (Листопад, закружилась листва золотая)
    2. Сказка про книжку.
    II четверть.
    3. Сочинение по картине А. Пластова “Первый снег”.
    4. Цветение зимы.
    III четверть.
    5. Моя мечта.
    6. Сказка про облако и солнце.
    7. Сочинение по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”.
    IV четверть.
    8. Рассказ о весне от имени обитателя леса.
    9. Гроза в мае.
    4 класс
    Ученики пишут 8 обучающих сочинений.
    I четверть.
    1. Что такое доброта (Доброта спасет мир).
    2. Сочинение по картине В.Перова “Тройка”.
    II четверть.
    3. Зачем людям сказки.
    4. Почему растут деревья?
    III четверть.
    5. Аннотация к любимой книге.
    6. Сочинение по картине И.Левитана “Март”.
    IV четверть.
    7. Письмо к другу (подруге).
    8. Репортаж в газету о каком-либо событии в классе, в школе.
    IV. Заключение.
    Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка. Эта система позволяет сформировать у учащихся коммуникативные умения, которые позволят грамотно составлять не только письменные, но и устные высказывания на определенную тему, умело работать со справочной литературой, творчески мыслить. Учащиеся учатся грамотно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом.
    Система работы над обучающим сочинением позволяет выработать у учащихся более продуктивные умения и навыки составления связных высказываний.
    Создание системы работы над обучающим сочинением продиктовано заботой о повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, приданию ей систематичности и последовательности, а так же для достижения большей результативности обучения. Основной результат этой системы работы – формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.
    V. Список литературы.
    Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
    Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990.
    Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005.
    Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.

  4. В качестве подготовительных заданий можно проводить конкурс цитат по каждой теме. Суть конкурса в том, кто запомнит больше цитат, строк из полюбившихся стихов и отрывков из произведений. Ученики в классе представляют выписанные ими цитаты и читают их наизусть с комментариями по теме.
    Не следует избегать работы с речевыми стереотипами и шаблонами при подготовке сочинения. Известно, что наша речь во многом опирается на готовые речевые клише для общения в типичных речевых ситуациях. Кроме того, невозможно овладеть речевым мастерством, не обучаясь у мастеров слова. Речевое подражание на начальном этапе выполняет обучающую функцию. В процессе обучения сочинениям учащиеся овладевают следующими умениями:
    — проанализировать тему, найти в ней ключевые слова, подобрав к ним синонимы и парафразы;
    — выделить основную мысль; проследить за тем, чтобы ключевые слова были: а) в заголовке, б) в зачине, в) в концовке. Чтобы основная мысль звучала в этих частях, сформулированная по-разному, и была доказана аргументами, проиллюстрирована конкретными примерами из текста;
    — определить тип и стиль предстоящего сочинения, чтобы отобрать соответствующую лексику.
    Одним из приемов обучения сочинениям является прием стилизации. Так, в соответствии с принципом градуальности следует не только пополнять детские впечатления по теме предстоящего сочинения (экскурсия, кинофильм, рассмотрение осенних пейзажей в живописи и т.п.), но и проводить накануне анализ художественных текстов по данной теме. На их основе дети с помощью приема стилизации могут подготовить свои собственные высказывания.
    Отдельно следует сказать о такой специальной работе в рамках развития речи, как обучение смыслообразованию. Как известно, первым этапом любого действия является ориентировка. Речевое действие предполагает ориентировку в ситуации общения, когда появляется мотив, цель высказывания, определяется его общий смысл, а затем, на этапе планирования, тема и основная мысль. К сожалению, этап смыслообра- зования остался за пределами внимания методистов, хотя исследования психологов свидетельствуют о необходимости специального обучения навыку вычленения смысла из окружающей действительности.
    На рубеже веков в методику всё больше стали проникать данные сравнительно новой науки семиотики (учения о знаках) . Поскольку слово — это знак, то и современные подходы к развитию речи требуют, чтобы дети учились видеть знаки в реальной действительности и понимали их смысл, часто скрытый, глубинный, внутренний.
    «Знаковость» окружающих нас предметов помогает развитию такой функции в речевом мышлении, как функция смыс- лообразования. Например, идет дым из трубы. Мы спрашиваем детей: Что это может означать? или Что бы это значило? Дети отвечают: Холодно. Дом старый. Хозяева дома топят печь.
    К какой теме может относиться этот факт? Сформулируйте коротко, одним словом, или целым предложением.
    Дым. Тепло нашего дома. Вот и осень пришла.
    А теперь на основе этого факта сформулируйте одну из тем и запишите. Напишите текст-рассуждение, используя этот факт.
    Кратко подытожим и дадим схему подготовки к сочинению.
    1. Анализируется название темы, вычленяются ключевые слова в названии. К ним подбираются синонимы, однокоренные слова (в том числе и глаголы — к существительным).
    К именам существительным можно подобрать парафразы — словосочетания образного типа: поэтпевец природы.
    2. Определяется основная мысль. При этом она может содержать ключевые слова. Ее следует записать, так как она будет сквозной, т.е. прослеживаться и в заголовке (если его нужно самим сформулировать), и в зачине, и в основной части, и в концовке.
    3. Из памяти извлекается цитата по теме, часто с использованием ключевых слов (т.е. цитата может содержать выявленные ранее ключевые слова — слова, совпадающие с темой). Если сочинение на литературную тему, то подбираются цитаты из произведения. Актуализируются все сведения о творчестве писателя и о самом произведении.
    4. Черновик должен содержать план сочинения (его микротемы), которые определяются по ходу доказательства основной мысли, необходимые цитаты, сам текст сочинения, который следует отредактировать как с точки зрения последовательности изложения, так и с точки зрения языка (тип и стиль речь определены уже при анализе темы сочинения).
    Этот алгоритм можно предложить учащимся в виде памятки. Предлагаемая схема является примерной и не исчерпывает всех возможностей подготовки к творческой работе. Однако этот минимум должен быть обеспечен уроками русского языка, литературы и развития речи. В процессе подготовки к сочинению можно давать детям специальные упражнения, подобные приведенному ниже.
    Задание. Дано начало текста. Составьте три мини-текста разных типов: описание, повествование и рассуждение.
    У меня есть старший брат.
    Образцы:
    а) Описание. У меня есть старший брат (сестра, друг). Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся. Глаза у Толика голубые, нос курносый, губы пухлые.
    б) Повествование. У меня есть старший брат. Вышли мы с ним однажды погулять. Вдруг навстречу мне одноклассники. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
    в) Рассуждение. У меня есть старший брат. Я очень привязан к нему. Он для меня большой авторитет, потому что он справедливый и добрый. Если кому-то нужна помощь, он никогда не откажет. Вот почему его все уважают.
    Примеры начала сочинений:
    Однажды мы пошли на экскурсию в городской парк.
    Недавно мы побывали в художественном музее.
    В библиотеке я взял книгу о животных.
    • Придумайте свои зачины, напишите тексты различных смысловых типов — описание, повествование, рассуждение.

  5. Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство познания,
    развития, самовоспитания. Владение связной речью – один из показателей
    образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у
    истоков речевой культуры детей.
    Начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в
    школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и
    литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.
    Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и
    нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи
    в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит
    обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам
    языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений.
    Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений –
    написание сочинений. Начинать работу над созданием простейших сочинений
    необходимо с первых уроков в школе. Этому предшествуют обучающие устные
    упражнения: составление устных ответов на вопросы, объединенные темой,
    восстановление деформированного текста, составление предложений по сюжетным
    картинкам, изложение собственных мыслей в связи с прочитанным, составление
    словосочетаний разного типа и их включение в предложение. Значительное место в
    процессе формировании умения выражать свои мысли и передавать их в логической
    последовательности занимает конструирование речевого произведения: упражнения по
    делению сплошного текста на предложения, составление рассказа по данному началу,
    середине, по его концу.
    Работа по обучению написанию сочинения предусматривает обогащение словаря
    учащихся: введение в устные рассказы детей новых слов, подбор синонимов,
    антонимов, включение фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием
    слов с тем же значением, знакомство с переносным значением слов, усвоение
    сочетаемости слов. Бедность словаря школьника порождает однообразность его речи,
    делает ее неинтересной. Первые сочинения – это коллективно составленные рассказы
    на основе собственного опыта школьников, их наблюдений, материала, почерпнутого
    из книг, рассказов учителя, кинофильмов. Это первые попытки ребенка выразить
    окружающий его мир во внутреннем своем отображении. Почти все дети обладают
    врожденным языковым чутьем, легко творят новые слова, получают удовольствие от
    словесной игры, ибо в школу приходят с огромным эмоциональным зарядом и
    воображением.
    Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. На
    уроках русского языка дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти
    сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их
    написания.
    Особое внимание в работе над сочинением необходимо уделить выбору темы
    сочинения. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к
    ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Дети любят яркие,
    образные заглавия. Но если учащимся предлагается широкая тема, они не могут
    раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. Для полноты раскрытия темы надо
    учить детей наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их,
    обобщать, делать выводы.
    Составление плана – неотъемлемая часть работы над сочинением. Необходимо
    отходить от традиционного написания сочинения по плану, данному учителем или
    коллективно составленному. К плану, к композиции построения текста ребенок
    должен прийти самостоятельно, исходя из потребности рассказать о своих
    впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях.
    В начальной школе дети учатся писать сочинения разных видов. Работая над
    сочинением-описанием школьники приучаются упорядочивать результаты наблюдений, к
    высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения.
    Предлагаю детям написать сочинения на темы:
    “Полюбуйся, весна наступает”.
    “Эти волшебные облака”.
    “Светло-пушистая снежинка белая”.
    “Чародейка зима”.
    “Береза под моим окном”.
    “Осень – рыжая хозяйка”.
    “Моя любимая игрушка”.
    “Узор на оконном стекле”.
    “Моя милая мама”.
    Описание картины – самая трудная форма сочинения. Картина воздействует на
    чувства ребенка, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы
    школьнику, учит понимать искусство живописи. Здесь важно, чтобы ученик,
    использую свои знания, жизненный опыт, создавал в своем воображении сюжет,
    представил события, изображенные на картине. Для написания данного вида
    сочинений использую репродукции картин И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, К.Ф.
    Юона “Русская зима”, И.И. Левитана “Золотая осень”, “Березовая роща”, “Март”,
    И.И. Шишкина “Дубовая роща”, “Ручей в березовом лесу”, В.Д. Поленова “Ранний
    снег”, “Золотая осень”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.
    Для успешной работы над сочинением – рассуждением надо учить детей
    устанавливать причинно – следственные связи в явлениях и событиях, формировать
    умения делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Дети
    рассуждают на темы:
    “Что такое детство?”
    “К чему приводит человека мечта?”
    “Где на свете райское местечко?”
    Герой…Есть ли он среди нас?”
    “Дружба – великая сила”.
    “Любимый труд – это радость”.
    “С чего начинается Родина?”
    “Лето – чудная пора”.
    “Почему я люблю математику”.
    “Дятел – полезная птица”.
    “Нужны ли нам книги”.
    Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Правильно
    организованная работа над сочинением позволит развивать у детей творческие
    способности, самостоятельную мыслительную деятельность, формировать культуру
    речевого поведения, положительное мотивированное отношение к изучению родного
    языка.

  6. ДОКЛАД
    ПО РУСКОМУ    ЯЗЫКУ
    ТЕМА : «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»
    Роль речевого развития в формировании личности ребенка…
    Речь. Виды речи….
    Особенности развития речи у младших школьников…
    Роль сочинений в развитии связной речи младших   школьников…..
    3.
    Сочинение. Типы сочинений…..
    Анализ программ по русскому языку в начальной школе…
    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
    Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это говорение и написание; два – в восприятии текста, заложенной в нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.
    Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
    Виды речи.
    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек.
    Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
    Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.
    Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
    Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
    Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
    Взаимодействие устной и письменной речи.
    Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует.
    Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устную речь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.
    Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени.
    В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. – М., 1965. – С.176)
    Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.
    Особенности устной речи.
    Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».
    Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то – в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?
    Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.
    Развитие устной и письменной речи у детей.
    Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чем слушание. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.
    1.2. Особенности развития речи младших  школьниковЧеловек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
    Мотивация речи  возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи
    Для младшего школьника хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
    Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в газету, рассуждения.
    Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.
    2.  Роль сочинений в развитии речи учащихся.
    Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.
    Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
    Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
    Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
    Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
    Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
    Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
    Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
    Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное
    .
    2.1. Сочинение.
    Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
    Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно
    Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.
    Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
    В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины
    Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
    Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).
    В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, “настроение” картины.
    Уже во 2 классе практикуется устное описание картины (“Расскажи, что ты видишь на картине”). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
    Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.
    Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
    Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
    во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
    во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
    в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
    в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
    Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
    Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
    Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
    Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.
    Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.
    Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
    Как отмечалось выше, развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
    Типы сочинений.
    Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
    Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:
    Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются  сочинения  типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3классе – элементы рассуждения.  Система работы в каждом классе  представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
    Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они  проводятся  в
    основном в связи с чтением, что и определяет их методику.  Все сочинения  в  начальных  классах  как  устные,  так  и  письменные составляются по  плану.  От  готовых  планов  в  первый  год  обучения  дети  подводятся  к  коллективному  составлению  плана  сочинения,  а  затем  и  к самостоятельной работе над  ними.  Что  является  важной  целью  в  обучении  выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
    Первые сочинения детей – это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1–4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени – это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года.
    Однако нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения далеко не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.
    При подготовке сочинения на тему “Первый снег” в беседе выясняем, каким был первый снег, и учащиеся узнают, что для описания снега в языке имеется много слов. Снег может быть мягким, пушистым, рыхлым, липким, мокрым или сухим, мелким, колючим. Он может не просто идти, но падать хлопьями, кружиться, валить, сыпаться. А снежинки бывают маленькими, легкими, красивыми, холодными, сверкающими, причудливыми. Они падают, летят, кружатся, ложатся, усыпают землю. Небо в это время бывает низким, облачным, серым, пасмурным, мутным, хмурым, неприветливым. Такая работа, бесспорно, обогащает речь.
    Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
    Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *