Сочинение на тему реализм пушкина

9 вариантов

  1. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” — это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С. Пушкина.
    Действительно, в “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени. Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде (“широкий боливар”, фрак, жилет). Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов (“бифштекс окровавленный”, страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А.И. Истомина. Поэт изобразил ее и в “Евгении Онегине”:
    …Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит…
    Особое внимание поэт уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра. Но театр для Онегина был местом любовных увлечений:
    Театра злой законодатель,
    Непостоянный обожатель
    Очаровательных актрис…
    День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говорит о высшем обществе с иронией и без симпатии. Это связано с тем, что жизнь столицы “однообразна и пестра”.
    В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.
    Петербург XIX века — место обитания лучших людей России. Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства— Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, поэтому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества.
    Много говорит Пушкин о Москве, сердце России. Поэт признается в любви к этому необычайно красивому городу: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”. Пушкин гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.
    Широко представлено в романе поместное дворянство. Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует.
    К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был романтиком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэт видит два пути. Следуя первому — Ленского ждала “высокая ступень”, он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим поэтом. Но ему был ближе второй путь:
    А может быть и то: поэта
    Обыкновенный ждал удел.
    Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.
    О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины.
    Прекрасно описал Пушкин быт простого народа. Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в “Евгении Онегине” страдания простых людей.
    В своем романе в стихах А.С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.

  2. 1. История не управляется чье-то единой волей, будь это воля человека или сверхсущества.
    2. Историю создают массовые движения.
    3. Законы истории познаются только в масштабе истории всего человечества. История отдельной страны или отдельной эпохи не дают возможности увидеть общие закономерности.
    4. Развитие человечества имеет свою цель, оно поступательно, несмотря на производимое впечатление хаотичности.
    5. Цель развития не достижима мгновенно. Человечество не может мгновенно перенестись вперед, к конечному результату, пропустив промежуточные этапы. В истории нет бесполезных этапов, необходим каждый из них.
    6. Движение к цели направляется высшей силой, которая, однако, не персонифицирована, беспристрастна и не обладает субъективностью. По сути, это безликая Высшая Необходимость, которая вбирает в себя все случайности, организуя их на пути к цели.
    7. Конечная цель развития человечества – гармоничное общество, где каждый человек абсолютно полно проявляет свою индивидуальность, при этом не затрагивая свободу других. Национальные границы уничтожены.
    8. Движение истории – сочетание свободы (случайные поступки каждого отдельного человека) и необходимости (закономерность, вбирающая в себя все случайности и направляющая человечество по пути к цели).
    Концепция Пушкина, представленная в драме «Борис Годунов», ближе всего именно к историософии. Пушкин отказывается от достаточно популярной в русской историографической традиции религиозной точки зрения на события Смуты и судьбу Бориса Годунова (в летописях Смута трактовалась как своеобразная «Божья кара» всей Руси, а участь Годунова ставилась в прямую зависимость от якобы совершенных им многочисленных грехов; аналогичную позицию занял и Н. М. Карамзин, чья «История государства Российского» послужила Пушкину одним из основных источников). Кроме того, в драме Пушкина происходящее не зависит от воли конкретного человека – наоборот, индивидуальные стремления и желания оказываются поглощены движением народных масс. При этом исторический процесс у Пушкина не выглядит бессмысленным, в нем есть своя логика, определяющаяся прежде всего «народным мнением», т.е. духовным складом народа.
    Представления Пушкина об историческом художественном произведении нового типа:
    Пушкин в драме «Борис Годунов» отрицал предшествующую традицию, наиболее ярко воплотившуюся в романтическом понимании историзма: в произведениях на историческую тему романтической поры не предусматривалась точность фактического материала. Первостепенное значение имел субъективный взгляд автора, который трактовал историю как ему заблагорассудится.
    Традицию сломал Вальтер Скотт, который в своих романах показывал «историю в вымышленном повествовании». Продолжая традицию Скотта, Пушкин предлагает концепцию «вымысла в рамках исторического правдоподобия». Художественное произведение подразумевает наличие в нем авторского вымысла, однако Пушкин реализовал в своей драме принцип ограничения авторской фантазии рамками того, что не произошло, но могло бы произойти в действительности, потому что соответствовало духу времени и характерам действующих лиц. Сам Пушкин, чтобы соблюсти это требование, обстоятельно изучал факты, положенные в основу произведения. В дальнейшем подготовительный этап, посвященный работе с документальными источниками, всегда был неизбежен при создании исторических произведений.
    Драматургические особенности, идущие вразрез с традициями классицизма:
    В первой половине XIX в. театр в России все еще находился под сильным влиянием законов классицизма. Пушкин провозгласил, что писал свою драму, ориентируясь на Шекспира, и создал романтическое в своем понимании произведение. Романтизм трактовался им как абсолютная творческая свобода, в том числе от классических норм драматургии. Пушкин пренебрег всем, что было принято в классическом театре:
    ? Объем: пьеса насчитывает 23 коротких сцены (было изначально 25, но две («Ограда монастырская» и «Уборная Марины» были исключены самим Пушкиным), чтобы избежать соблазна деления на пять классических актов.
    ? Три единства:
    единство места: действие происходит в России (Москва (Новодевичий монастырь, дом Шуйского, дом Годунова, Лобное место, площадь перед собором), Чудов монастырь, граница литовская, Новгород-Северский, Севск) и в Польше (Граница литовская, замок Мнишка в Самборе, Краков, дом Вишневецкого), что полностью нарушает принцип единства места.
    единство времени: начало пьесы относится к 20 февраля 1598 г., описываются первые два дня воцарения Бориса; 5-я сцена – Чудов монастырь 1603 года; 14-я сцена – граница литовская 16 октября 1604 г.; 16-я – сцена Новгород-Северский 21 декабря 1604 г.; 20-я сцена – смерть Бориса 13 апреля 1605 г.; последняя сцена – смерть Феодора Годунова 10 июня 1605 г. В общей сложности действие продолжается больше семи лет, тогда как классицизм ставил жесткое ограничение – не больше 24 часов.
    единство действия: отсутствует единая сюжетная линия, потому что отсутствует основной главный герой. На место главного героя могут претендовать одновременно Борис Годунов, Самозванец или, по некоторым версиям, главным героем является лицо собирательное – русский народ. Всего в пьесе представлено свыше 80 поименованных персонажей, не считая героев массовых сцен, которые не называются. В драме присутствует множество сюжетных линий, о чем будет сказано дальше в связи с проблематикой.
    ? Отсутствует четко выраженная структура: завязка-кульминация-развязка.
    ? Неоднозначность характеров (отсутствие четкого деления героев на положительных и отрицательных).
    ? Разнообразие языка (стих/проза; возвышенная/простонародная речь).
    ? Отсутствие дидактики.
    Проблематика и система образов в драме:
    Ключевых персонажей в пьесе трое – Годунов, Самозванец и царевич Димитрий. Также существенную роль играет народная масса, которая представляет собой своеобразного «коллективного героя», своими оценками придающего определенный смысл происходящему и вершащего судьбы государства.
    Внешний конфликт:
    Борис – народ (здесь сталкивается народная масса и «неправильный» царь, которого народ не принимает, ибо власть получена им не по наследственному праву, а добыта через преступление).
    Борис – Самозванец(неистинный и истинный царь – Борис, как уже сказано, воспринимался народом как узурпатор, устранивший подлинных претендентов на престол Рюриковичей Феодора и Димитрия; Самозванец, присваивающий себе имя царевича Димитрия из династии Рюриковичей, пользуется народной поддержкой именно потому, что он истинный царь).
    Борис – царевич Димитрий (опять неистинный и истинный царь, не имеющий прав на престол человек совершает преступление ради власти).
    Внутренний конфликт:
    совесть Бориса – властолюбие Бориса (в самом Борисе Годунове, как показывает Пушкин, борются стремление к власти и осознание своей вины перед теми людьми, в устранении которых Бориса обвиняет народ. В особенности это касается малолетнего царевича Димитрия, основного наследника трона после старшего брата Феодора, в смерти которого Годунова винили особенно упорно).
    ? После ссылки (1826-1829)
    В сентябре 1826 г. новый император Николай I вызвал Пушкина на аудиенцию в Москву, где должна была проходить коронация. Император простил Пушкина, позволил селиться где заблагорассудится и даже облагодетельствовал, избавив от обязанности отдавать произведения в общую цензуру. Это «избавление» от цензуры обернулось, правда, личной властью над поэтом начальника III Отделения Е.И.В. Канцелярии А. Х. Бенкендорфа.
    Это период реализма, характеризующийся началом систематической работы писателя над прозой. Ранее Пушкин уже пробовал писать прозаические произведения, но они либо не сохранились, либо относились не к беллетристике, а к эпистолярному, мемуарному или публицистическому жанру: лицейский дневник (сохранился в отрывках), лицейский роман «Цыган» (не сохранился), заметки для лицейских журналов (не сохранились), письма, автобиографические заметки 1821-1825 гг. (уничтожены после восстания на Сенатской площади). Первый сохранившийся художественный отрывок относится к 1819 г.и носит название «Надинька».
    Для периода после ссылки также характерно дальнейшее развитие у Пушкина интереса к исторической тематике.
    Любимые исторические периоды: Смутное время, эпоха Петра I, восстание Пугачева.
    Началом развития петровской темы в творчестве Пушкина можно считать «Заметки по русской истории XVIII в.», сделанные еще в Кишиневе в 1822 г., однако об императоре там говорится не слишком много, потому что в Заметках сделана попытка обозреть весь XVIII в. целиком, включая эпоху дворцовых переворотов и в особенности царствование Екатерины II. Первое отдельное произведение, посвященное именно Петру I – стихотворение 1826 г. (написано 22 декабря) «Стансы». Оно представляет собой обращение к царствующему Николаю I, потомку Петра, по поводу судьбы осужденных декабристов. В этом стихотворении подчеркивается положительная сторона деятельности Петра, его прогрессивная роль в европеизации России, просветительские начинания и трудолюбие. О Петре говорится как о примере, которому должен следовать его потомок. Поскольку стихотворение адресовано царствующему монарху, выделяется именно государственная сторона личности Петра, его таланты как правителя.
    «Арап Петра Великого».
    Летом 1827 г.Пушкин берется за исторический роман о петровских временах, который, правда, остался незаконченным. Произведение даже не получило авторского названия, публиковалось в отрывках с подзаголовком «Главы из исторического романа». Название «Арап…» было дано редакторами при первой полной публикации в 1837 г.
    В основу сюжета положено семейное предание – история Ибрагима (Абрама) Ганнибала, который был дедом матери Пушкина, Надежды Осиповны. Дед матери Александра Сергеевича был выходцем из Абиссинии (сейчас Эфиопия). В его биографии многое осталось невыясненным, хотя известно, что он был сыном эфиопского князя. Турки захватили семилетнего мальчика заложником и вывезли его в Константинополь. Оттуда он попал в Европу. По одной версии, Петр лично купил арапчонка у владевшего им шкипера, по другой – мальчик был прислан царю русским посланником. Царь сделал арапа практически членом своей семьи: мальчика крестили в православной вере, причем Петр стал его крестным отцом и отчество Ибрагима-Абрама (Петрович) взято было именно в честь крестного отца. Он жил вместе с семьей императора, получил прекрасное образование за границей, а когда возвратился в Россию уже взрослым человеком, то Петр сделал его одним из ближайших своих сподвижников.
    Роман представляет интерес в том отношении, что в качестве основы повествования в нем используется семейное предание, что способствует восприятию национальной истории в тесной связи с историей семейной, сближает повествователя и исторических персонажей, которые, будучи частью семейного предания, переходят в зону «фамильярного контакта», утрачивают абстрактность. Кроме того, введение истории рода в контекст истории государства соответствует установке эпохи реализма на вовлеченность каждого отдельного индивида в исторический процесс.
    Еще одна жанровая параллель, которая может быть проведена – параллель с историческим анекдотом. Кроме сохранившихся в семье Ганнибалов сведений о знаменитом предке, Пушкин при воссоздании атмосферы петровской эпохи использовал также исторические анекдоты, в большом количестве бытовавшие в России. Писатель вообще питал пристрастие к историческим анекдотам, так как считал их источником, прекрасно передающим дух времени и отношение современников к персоне либо событию, представленным в анекдоте. В дневниках и записных книжках Пушкина, которые он время от времени вел, часто встречаются записанные с чьих-то слов анекдоты о государственных деятелях, знаменитостях, просто примечательных людях, чем-то прославившихся в свое время. Типичным примером использования в романе исторического анекдота можно назвать эпизод из третьей главы, где приехавший из Парижа Корсаков, представляясь царю, «застал его в какой-то холстяной фуфайке, на мачте нового корабля», и посол «принужден был карабкаться» со своими депешами прямо наверх, потому что Петр наотрез отказался спускаться и терять время на парижского модника.
    Образ Петра в романе:
    В романе «Арап Петра Великого» представлена положительная оценка монарха (демократизм Петра, высочайшая работоспособность, забота о близких, жизнерадостность).
    При этом, в отличие от стихотворения «Стансы», Петр предстает перед читателем прежде всего человеком, хорошим семьянином, другом, жизнерадостным любителем повеселиться. Его государственные дела также упоминаются, но им уделено гораздо меньше внимания, чем тому, что можно назвать «личной жизнью». Даже основная сюжетная линия связана не с какой-нибудь национальной реформой, а с планами царя женить своего любимца-арапа.
    Внимание к Петру как личности, а не как к государственному деятелю, переход в зону «фамильярного контакта» объясняется как раз тем, что Петр в рамках романа воспринимается Пушкиным как часть семейной истории, как нечто близкое и почти родное.

  3. Основоположником русского реализма, первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается Пушкин – создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве – впервые – оказалась преодолённой грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчинённую объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачёв), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы 19 века.
    Вместе с тем реализм Пушкина ещё далёк от социально-исторического детерминизма, свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга.
    Чем же определялось, на чём основывалось сосуществование романтизма и реализма в творчестве Пушкина?
    Романтизм – в понимании Пушкина – синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряжённо следил за ходом революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в её успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве – во всемирном масштабе – сил реакции.
    Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин всё более склонялся к мысли о том, что даже если величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчёт реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную проблему. Поиски реальных путей воплощения романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нём романтических и реалистических начал.

  4. В.Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение нескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой.
    А.С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. В.Г. Белинский говорил, что “Евгений Онегин” — произведение историческое, в котором описаны обычаи, нравы и быт русского общества. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое он считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит — имея глаза, ничего не видеть. Онегин был очень близок автору, и через его поступки поэт показал, что общество еще не готово измениться и принять в свой круг такого передового человека, как Евгений Онегин. Пушкин обвиняет общество в смерти Ленского, ведь из-за боязни стать причиной сплетен, смеха и осуждения, Онегин решается принять вызов:
    ..Вмешался старый дуэлист;
    Он зол, он сплетник, он речист…
    Конечно, быть должно презренье
    Ценой его забавных слов,
    Но шепот, хохотня глупцов…
    Пушкин показывает не только пороки, но и истинную добродетель и идеал русской женщины в образе Татьяны Лариной. Татьяна, как и Онегин, — существо исключительное. Она тоже понимала, что родилась раньше своего времени, но в то же время она верила в счастливое будущее:
    Татьяна верила преданьям
    Простонародной старины,
    И снам, и карточным гаданьям,
    И предсказаниям луны.
    Татьяна относилась холодно к светскому обществу, без сожаления променяла бы его на жизнь в деревне, где она могла слиться с природой:
    Татьяна (русская душою,
    Сама не зная почему)
    С ее холодною красою
    Любила русскую зиму…
    Пушкин подробно и правдиво отразил в романе жизнь помещиков в деревне, их быт, традиции:
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины;
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Два раза в год они говели…
    Автор с любовью описывает красоту русской природы и с грустью говорит о том, что однообразие убило в людях мечтательность, оптимизм, жизнелюбие:
    Но, может быть, такого рода
    Картины вас не привлекут:
    Все это низкая природа;
    Изящного не много тут.
    А.С. Пушкин отразил жизнь большинства русских семей, в которых женщина не имела права голоса, но привычка заменяла горе, и, научившись управлять мужем, жена могла получить все, что хотела:
    …Рвалась и плакала сначала,
    С супругом чуть не развелась;
    Потом хозяйством занялась,
    Привыкла, и довольна стала.
    Привычка свыше нам дана:
    Замена счастию она.
    Читая роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, понимаешь, насколько подробно и правдиво он описал жизнь крестьян и помещиков, поведение и воспитание детей в семье, жизнь светского общества. Читая “Евгения Онегина”, можно почувствовать, что автор живет в этом мире, что-то он осуждает, а чем-то он умиляется. Я считаю, что Белинский, назвав роман “энциклопедией русской жизни”, поступил мудро, потому что в нем отражаются все стороны жизни того времени.

  5. Красиво и поэтично поэту удалось изобразить прелести Петербурга и Москвы. Он любил Москву, сердце России, поэтому в некоторых строках его лирических отступлений об этом чудеснейшем городе можно было услышать следующие восклицания души поэта: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”.
    Более близкая поэту деревенская Россия. Вероятно, поэтому особое внимание в романе было уделено деревенской жизни, ее жителям и описаниям русской природы. Пушкин показывает картины весны, рисует прекрасные осенние и зимние пейзажи. При этом он, как и в показе людей и их характеров, не стремится к описанию идеального, необыкновенного. У поэта в романе все просто и обыденно, но в то же время и прекрасно. Так писал В.Г. Белинский в своих статьях о романе: “Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений, взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью”. Это, на мой взгляд, и делает роман А.С. Пушкина популярным и по сегодняшний день.
    Казалось бы, сюжетная линия романа проста. Сперва Татьяна полюбила Онегина и откровенно призналась ему о своей глубокой и нежной любви, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то что они любили друг друга, они не смогли соединить свою судьбу. И виноваты в этом их собственные ошибки. Но особую выразительность роману придает то, что на эту простую сюжетную линию реальной жизни как будто нанизано множество картин, описаний, лирических отступлений, показано множество реальных людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.
    Прочитав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, я поняла, как важно бывает порой знать правду жизни. Если бы ни реалистические творения многих писателей и поэтов тех времен, мы бы, сегодняшнее поколение, никогда бы, наверное, не узнали о реальной жизни прошлых столетий, со всеми ее изъянами и особенностями.

  6. Текст сочинения:
    Роман Евгений Онегин занимает центральное место в ?ворчестве А.С. Пушкина. Евгений Онегин это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором отразился век и современный человек. Энциклопедией русской жизни назвал В.Г. Белинский произведение А.С. Пушкина.
    Действительно, в Евгении Онегине, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о куль?уре того времени. Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде (широкий боливар, фрак, жилет). Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов (бифштекс окровавленный, страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А.И. Истомина. Поэ? изобразил ее и в Евгении Онегине:

    …Стои? Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружи?…

    Особое внимание поэ? уделяет петербургскому дворянству, ?ипичным представителем которого является Евгений Онегин. Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра. Но театр для Онегина был местом любовных увлечений:

    Театра злой законодатель,
    Непостоянный обожатель
    Очаровательных актрис…

    День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говори? о высшем обществе с иронией и без симпатии. Это связано с тем, что жизнь столицы однообразна и пестра.
    В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.
    Петербург XIX века место обитания лучших людей России. Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там блистал Фонвизин, друг свободы, люди искусства Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, лирикому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества.
    Много говори? Пушкин о Москве, сердце России. Поэ? признается в любви к этому необычайно красивому городу: Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!. Пушкин горди?ся Москвой 1812 года: Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля.
    Широко представлено в романе поместное дворянство. Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин. Разговоры э?их людей ограничиваю?ся только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует.
    К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был роман?иком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэ? види? два пу?и. Следуя первому Ленского ждала высокая ступень, он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим лириком. Но ему был ближе второй путь:

    А может быть и то: поэта
    Обыкновенный ждал удел.

    Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.
    О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции:

    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины.

    Прекрасно описал Пушкин бы? простого народа. Поэ? видел будущую Россию без рабства, без крепостничества. На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в Евгении Онегине страдания простых людей.
    В своем романе в стихах А.С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.
    Права на сочинение “Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. (6)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  7. ГЛАВА XV
    В «Борисе Годунове», «Евгении Онегине», «Графе Нулине» зафиксирован первый, основной этап развития пушкинского реализма. Характерной чертой его является, как сказано выше, введение в литературу обыкновенной, «прозаической» действительности — без сатирического, комического, «снижающего» ее использования, без противопоставления ее «поэтической» экзотике, «возвышенным» героям, эффектным, волнующим ситуация182. Своими произведениями Пушкин показывал новую дорогу — дорогу художественного освоения, объективно верного изображения жизни, такой, какая она есть в ее существенных чертах. По этой дороге, как известно, пошла вся русская литература XIX века, все более расширяя объекты изображения и углубляя художественный анализ.
    Однако Пушкину еще долго приходилось отвоевывать для литературы право на введение в нее «прозаических бредней», «пестрого сора» жизни, «ничтожных героев». В строфах неоконченного романа в стихах «Езерский» (1832) Пушкин полемизирует с «строгим критиком», воспитанным на классической и романтической поэзии и негодующим на появление в поэтическом произведении обыкновенных людей, «ничтожных героев». Приведу несколько относящихся сюда мест из черновиков Пушкина, так как в беловом тексте они сильно сокращены183.
    Какой вы строгий литератор!
    Вы говорите, критик мой,
    Что уж коллежский регистратор,
    Прежалкий для меня герой…
    …Что выбор мой всегда ничтожен,
    Что в нем я страх неосторожен,
    Что должен брать себе поэт
    Всегда возвышенный предмет…
    …Что в списках целого Парнаса
    Героя нет такого класса.
    Вы правы, но, божиться рад,
    И я совсем не виноват.
    …Свищите мне, кричите bravo,
    Не буду слушать ничего.
    Я в том стою: имею право
    Избрать соседа моего
    В герои нового романа,
    Хоть не похож он на цыгана…
    Далее идет перечисление различных, живущих в литературе романтических, «возвышенных героев»:
    Хоть он совсем не басурман,
    Не второклассный Дон Жуан,
    Гонитель дам и кровопийца,
    С разочарованной душой,
    С полудевичьей красотой,
    Не демон, даже не убийца,
    Не чернокнижник молодой,
    А малой добрый и простой.
    Среди зачеркнутых вариантов мы читаем еще несколько иронических обозначений романтических героев: «Не белокурый мизантроп», «Не сатана, не кровопийца», «Не накрахмаленный убийца», «И не лунатик», «Не тигр…» и др.
    Продолжая эту линию изображения простой, обычной жизни и обычных людей, Пушкин после «Евгения Онегина» начал писать новый роман в стихах, условно называемый редакторами «Езерский» (по имени главного героя), написал ряд прозаических повестей, обдумывал и набрасывал несколько вариантов психологической повести из жизни светского общества («Гости съезжались на дачу», «На углу маленькой площади», «Египетские ночи» и др.), готовил большой прозаический роман «Русский Пелам».
    В этом же направлении, каждый по-своему решая реалистическую задачу познания русской жизни, русских людей — и даже шире — познание человеческой психологии в ее различных социальных и исторических вариациях, работали после Пушкина Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Островский, Некрасов, Лев Толстой, Чехов.
    Положив начало этому направлению, так сказать, «бытовому реализму», Пушкин скоро увидел, что для глубокого решения задачи художественного познания жизни нельзя ограничиться только изучением простой, обычной действительности. Ведь и «необычные», редко встречаемые, «исключительные» события, героические или, наоборот, преступные страсти и характеры тоже существуют в действительности. И притом, очень часто именно в этих событиях, в психологии этих необычных людей лучше, яснее, глубже раскрываются самые важные свойства человеческой души, самые важные закономерности социальной, исторической действительности.
    Достоевский, который своей основной задачей ставил изучение таких сторон человеческой психики, которые не видны сразу, не проявляются в обычных обстоятельствах, у обычных людей, а между тем в них-то и раскрываются подлинные «глубины души человеческой», говорил: «У меня свой особенный взгляд на действительность в искусстве (то есть на художественное воспроизведение действительности. — С. Б.), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного». Далее, имея в виду скорее всего реалистическую литературу эпигонского типа, приближающуюся к натурализму, он продолжает: «Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив»184. Изображая в своих романах людей с необычной, ненормальной психикой, он считал, что у них отчетливее, резче сказываются свойства, черты, лежащие в глубине человеческой психики вообще: «Меня зовут психологом;185 это неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»186.
    Пушкин уже в 1826 году, то есть тотчас после написания «Бориса Годунова», начинает разрабатывать новые методы реалистической поэзии, пригодные для изображения «глубин человеческой души» и для глубоких исторических и социальных обобщений.
    По-видимому, прежде всего встала перед Пушкиным задача более глубокого изображения человеческой психологии. В этой области он со своей гениальной прозорливостью сделал ряд важных «открытий». Неудовлетворенный тем, как эта индивидуально-психологическая сторона была развита в «Борисе Годунове», трагедии, посвященной главным образом политической и социальной теме187, Пушкин задумал написать ряд драматических этюдов, где бы разрабатывалось со всей глубиной и тонкостью изображение «страстей человеческих».
    Для убедительного раскрытия этих сложных, противоречивых характеров и ситуаций нужно было, по-видимому, много места, нужна была литературная форма большого объема. По крайней мере, и Достоевский и Толстой (с его задачей показа сложной «диалектики души») пользовались обширной формой романа, дававшей возможность подготавливать или разъяснять, делать понятными, художественно убедительными даже самые сложные и неожиданные ситуации и психологические парадоксы.
    Пушкин, с его стремлением к крайнему лаконизму, к максимальной смысловой насыщенности каждого образа, каждого слова, искал особые методы своего рода «сгущения» текста. Он нашел способ в самом сжатом объеме давать большое, глубокое содержание, и притом художественно непосредственно убеждающее читателя (или зрителя) в своей истинности.
    Сюда относится прежде всего использование Пушкиным в своих произведениях уже известных, знакомых читателю (или зрителю) исторических или литературных персонажей и положений.
    Такое же значение имеет в произведениях Пушкина своего рода «варьирование» традиционных, хорошо знакомых литературных сюжетов. «Бедная Лиза» Карамзина (или «Эмилия Галотти» Лессинга) и «Станционный смотритель»; вражда Монтекки и Капулетти в
    «Ромео и Джульетте» и ссора Берестова и Муромского в «Барышне-крестьянке» и т. д. Конечно, дело здесь вовсе не в «подражании», «влиянии» или «пародировании», о чем так много писалось в нашем литературоведении. Просто Пушкин для тех же целей — максимальной, смысловой и эмоционально-художественной насыщенности текста в максимально лаконичном объеме, строя свой рассказ (полностью или частично) на знакомом литературном сюжете, — вводит тем самым в свое произведение массу нужных ему (но не названных им) смысловых и эмоциональных ассоциаций. Сочетание пушкинского рассказа с тем произведением, на которое он намекает своим сюжетом (или сюжетным мотивом), дает прекрасный эффект углубления, обогащения смысла рассказа или усиливает чисто художественное впечатление от него. То, что в «Станционном смотрителе», в отличие от предшествующих аналогичных сюжетов, знатный и богатый соблазнитель не бросает и не губит соблазненную им простую девушку, а оказывается честным человеком и делает ее счастливой, переводит весь конфликт из плана чисто морального (как у Лессинга или у Карамзина) в план четко социальный: Минский может жениться на девушке «из простого звания» (таких случаев было много в то время!), но признать своим тестем, пустить в свой дом как близкого родственника простого солдата, «станционного смотрителя» — никогда не сможет!.. Читая рассказ Пушкина, мы видим, как сначала все действие развивается по хорошо знакомым нам образцам (и Пушкин на это рассчитывал!). Неожиданный поворот сюжета, отход от традиции — счастливая судьба Дуни — именно этой своей неожиданностью для опытного читателя делает особенно сильным, значительным углубление социального смысла повести о трагической судьбе старого смотрителя.
    В веселой, шутливой повести о помещичьей дочке и в то же время талантливой актрисе («Барышня-крестьянка») литературные ассоциации, сознательно введенные Пушкиным в свой рассказ, играют иную роль. Если у Шекспира молодые любовники гибнут только из-за вражды их семей (а если бы они помирились, то и трагедии не было бы!), то у Пушкина враждующие помещики неожиданно мирятся — и тем крайне затрудняют, осложняют положение влюбленных. Лиза в отчаянии, что раскроется ce обман, а Алексей не хочет жениться на барышне Муромской, так как убеждается в том, что он по-настоящему любит крестьянскую девушку Акулину… Здесь литературные ассоциации создают веселый, комический эффект, прекрасно и вполне естественно украшающий шутливую повесть Пушкина.
    Таким образом, своеобразно вводя при помощи традиционных сюжетов и мотивов чужой материал в свои произведения, Пушкин усложняет, обогащает их, не потратив буквально ни одного слова, а пользуясь только ассоциативным «подтекстом».
    Есть еще одно средство, которое применяет Пушкин для того, чтобы в возможно более сжатой, лаконичной форме выразить глубокое и важное содержание. В свои подлинно реалистические произведения — реалистические и по основной задаче (открыть новое и важное в реальной жизни), и по верности изображения людских характеров и обстановки — он с необыкновенной смелостью вводит фантастику, фантастические образы и фантастические повороты сюжета. Каменный гость, пришедший, чтобы погубить Дон Гуана в самую счастливую минуту его жизни; «холодная и могучая» русалка, мстящая своему соблазнителю; призрак мертвой старухи, открывающей Германну «против своей воли», исполняя чье-то «веление», тайну обогащения; Медный всадник, целую ночь преследующий по улицам Петербурга «бедного Евгения», смирившегося наконец перед необоримой силой «чудотворного строителя»… Вся эта фантастика не имеет ничего общего с романтической фантастикой Гофмана или Жуковского! У Пушкина каждый фантастический образ является максимально емкой метафорой, аллегорией или, точнее, символом, выражающим в условной форме (Пушкину в голову не могло прийти, чтобы читатель или зритель поверил в реальное существование этих «потусторонних явлений»!) большое и важное обобщение. Такое обобщение, глубокий и мудрый познавательный вывод Пушкин мог бы, конечно, развернуть перед нами и в чисто реальных образах и событиях, но это потребовало бы много места, нужна была бы обширная форма, раскрывающая со всей художественной убедительностью конкретные события и чувства персонажей, в которых и воплотился бы подготовленный всем предыдущим развитием действия вывод.
    В «Каменном госте», любимом пушкинском произведении Белинского, критику не нравилось появление в конце трагедии статуи Каменного гостя: «В наше время статуй не боятся и внешних развязок, deus ex machina188 не любят…»189 Финал, развязку пушкинской трагедии Белинский представляет себе так: «А драма непременно должна была разрешиться трагически — гибелью Дона Хуана; иначе она была бы веселою повестью — не больше, и была бы лишена идеи, лежащей в ее основании…»190 И далее: «Оскорбление не условной, но истинно нравственной идеи всегда влечет за собою наказание, разумеется, нравственное же. Самым естественным наказанием Дону Хуану могла бы быть истинная страсть к женщине, которая или не разделяла бы этой страсти, или сделалась бы ее жертвою…»191 Но ведь у Пушкина так и есть! Вся жизнь Дон Гуана, все его прошлое, все зло, которое он (вовсе не стремясь к этому!) причинял разлюбленным или, как Инеза, погубленным женщинам, вся кровь убитых на поединках людей — все это предопределяло его судьбу, его неотвратимую гибель… Легкомысленное и преступное прошлое, которое он носил в себе, с собой, все равно рано или поздно встало бы перед ним, как им самим вызванный, неумолимый «каменный гость», и погубило бы его. А при каких житейских обстоятельствах произойдет гибель — так ли, как подсказывает Пушкину Белинский, или как-нибудь иначе — это для пушкинского замысла не важно… Он мог бы развить в ряде реалистических сцен трагическую судьбу Дон Гуана, наконец по-настоящему, глубоко полюбившего Дону Анну, — но это потребовало бы расширения масштабов пьесы… А между тем Пушкину важен был самый факт неотвратимой гибели героя, и символический образ вторгнувшегося в его жизнь губительного Каменного гостя (хорошо знакомый зрителям образ со всеми его традиционными ассоциациями!) кратко, лаконично и вполне законченно решал задачу драматурга.
    Что же касается до недостаточной якобы художественной выразительности, неубедительности образа ожившей статуи, о чем говорит Белинский, то мне уже приходилось писать192 о том, что ошибка Белинского (критика с почти безошибочным художественным чутьем!) произошла от неверного подхода к пьесам Пушкина, как к чисто литературным (а не театральным) произведениям. Он пишет: «Это фантастическое основание поэмы на вмешательство статуи производит неприятный эффект, потому что не возбуждает того ужаса, который обязано бы возбуждать…»193 Конечно, если бы Пушкин писал не трагедию, а поэму «Каменный гость», то он нашел бы художественные средства возбудить у читателя ужас, заставить его «поверить» в ожившую статую, как он это сделал в поэме «Медный всадник»194. Но в тексте театрального представления Пушкин ограничился сухими ремарками (адресованными режиссеру и актерам), а подлинный эстетический ужас должна была произвести сама каменная статуя, вдруг появившаяся среди людей на сцене…
    К образу Каменного гостя, обобщающему в символической форме реальные, жизненные наблюдения, приближается образ русалки, взятый Пушкиным не из литературы, а из народной мифологии. Очищая (как это делал он и в своих сказках) образы и сюжеты народной поэзии от позднейших литературных, а также возникших в устной традиции наслоений, усложнений и искажений, затемняющих их четкую символику, Пушкин, по-видимому, правильно угадал и использовал в своей драме подлинный смысл фантастического образа русалки. Это в народном поэтическом сознании, в народной совести — образ девушки, ожидающей ребенка и брошенной своим соблазнителем. От горя и позора она кидается в воду, уходит из жизни, но ее обидчики все равно получают свое возмездие: она превращается в «холодную и могучую» русалку, которая мстит людям, губит, заманивая в воду всех виновников ее гибели: соблазнителя, погубившего ее, своих родных, мучивших бранью или побоями «опозоренную» девушку, и всех окружающих людей, создавших и поддерживающих эту непереносимую для нее обстановку… Пушкинская русалка для погубителя-князя и «потатчика» отца то же, что Каменный гость для Дон Гуана: символ неминуемого «наказания» («разумеется, нравственного», говоря словами Белинского), неминуемого, несмотря на то, что девушка утопилась и, казалось бы, ничего уже им сделать не может195.
    Большое глубокое обобщение, уже не психологическое и моральное, а социально-историческое, заключает в себе образ старой графини, явившейся после своей смерти Германну, чтобы открыть ему тайну чудесного обогащения. Впрочем, и весь сюжет «Пиковой дамы», несмотря на удивительные по реалистичности, типичности образы, картины, в которых он развивается, имеет второй, более глубокий и обобщенный смысл196. В «Пиковой даме» показаны (в самой сгущенной и условной форме) первые шаги, начальная стадия важнейшего исторического процесса — смены старого крепостнического, дворянского порядка новым, буржуазным, капиталистическим. Германн — человек, воплощающий в себе черты людей этого нового исторического периода, будущих хозяев жизни. У него нет наследственных поместий, как у всех почти героев пушкинских произведений, как у всех аристократических знакомых Германна. У него есть только сорок семь тысяч рублей, завещанных ему отцом, и, главное, характер буржуазного дельца начального периода: скрытность, честолюбие, «сильные страсти и огненное воображение», сдерживаемые твердой волей, бессовестность и необоримая страсть к обогащению любым способом… Не имея возможности в крепостнической России сделаться богачом «нормальным» путем — как герои Бальзака в буржуазной
    Франции (открыть магазин, основать фабрику, завод, газету…), — он принужден с риском ловить свое счастье в азартной игре (или, как его «младший брат», гоголевский Чичиков, в явно мошеннической афере). «Судьба» (то есть историческая ситуация) благоприятствует ему. Хотя старая графиня умерла, не успев сообщить ему тайну трех карт, — но и после смерти ей «велено» против своей воли исполнить просьбу Германна… Здесь фантастика снова применяется как символ для максимально лаконичного исторического обобщения. Три карты, названные старухой, действительно выиграли («легли налево»), у Германна была полная возможность в три вечера увеличить свой капитал в восемь раз. Но он проиграл все по своей вине: у него в последний момент не хватило самообладания, не выдержали нервы — и он, ставя свою карту «втемную» — «обдернулся» — не заметил, что вместо назначенного старухой туза вынул пиковую даму, и на нее поставил всю свою ставку…197
    Судя по плану недописанной прозаической пьесы, названной редакторами «Сцены из рыцарских времен» (1835), Пушкин хотел в конце этой замечательной, чисто реалистической драмы на историко-социальную тему (о поражении рыцарей-феодалов в борьбе с крестьянами и буржуазией, которое связано в пушкинской драме с изобретением пороха) ввести фантастический элемент в той же метафорической обобщающей функции198. В плане Пушкина сказано: «Пьеса кончается появлением Фауста на хвосте Мефистофеля (книгопечатание — та же артиллерия)»199. Легендарный изобретатель книгопечатания приносит победившей буржуазии свое изобретение. Подобно тому как порох взрывает или пробивает стены неприступных рыцарских замков, книгопечатание, широко распространяя безбожные научные и философские идеи («появление Фауста на хвосте Мефистофеля»), разрушает стены феодальных религиозных суеверий.
    ***
    Пушкин после 1825 года уже не отступал от своей главной, основной задачи — верного, глубокого познания объективной действительности, проникнутого максимальной поэтической насыщенностью изображения жизни во всей ее сложности и противоречивости. Он использовал разные методы решения этой реалистической задачи — и прямое, точное воспроизведение действительности в характерных для нее чертах, и условные, метафорические, символические обобщения важных наблюдений и выводов о закономерностях реальной жизни. Если исключить не относящуюся к нашей проблеме публицистическую поэзию Пушкина, его эпиграммы (как злые, так и добродушно-шутливые), большую часть его лирики — мы увидим, что все зрелое творчество Пушкина подчинено реалистической задаче. Это относится и к «Полтаве», в которой, несмотря на нарочитую стилизацию многих мест ее в духе украинских исторических дум, поставлены и решаются важные и трудные проблемы политические, национальные и философско-исторические200. Даже в сказках, заведомо не претендующих на реалистичность ни своими образами, ни сюжетами, все же за текстом живет та же основная задача пушкинского творчества. Ведь эти сказки он рассказывает не от себя, а воплотившись в народного сказителя, в представителя народа. В некоторых сказках это прямо выражено в самом стиле повествования, языке, в других — поэт не стремится воспроизводить стиль народной поэзии… Но везде, во всех сказках идейное, моральное, социальное и даже политическое содержание и точка зрения рассказчика верно и объективно воспроизводят в обобщенном, типизированном виде точку зрения не поэта Пушкина, а народа, его моральные и общественные идеалы201.
    Пушкин, как мы видели, должен был пройти через тяжелый, мучительный кризис, чтобы открыть для себя (и для всей русской литературы) новую, необыкновенно плодотворную задачу — реализм — и разработать методы ее решения. Вслед за ним развивали, расширяли и углубляли по содержанию, утончали и разнообразили русский реализм великие писатели XIX века. Одни (как Гоголь и отчасти Чехов) фиксировали свое творческое внимание, свой взгляд «испуганной орлицы» лишь на отрицательных сторонах тогдашней русской действительности, другие, не ограничиваясь этим, показывали и более светлые стороны жизни и людской психологии…
    Многие из них (особенно в период 1830—1840-х годов) начинали так же, как и Пушкин — с романтического воззрения на жизнь и писали романтические произведения (Лермонтов, Герцен, Гончаров, Некрасов, Тургенев…), но потом переходили к реализму, ставшему основным направлением русской литературы с 1820-х годов до конца века. Но этот переход не был для них таким трудным, не сопровождался мучительным кризисом, так как им не надо было самим искать и открывать новых путей: в литературе уже существовали гениальные произведения Пушкина, основателя русского реализма.
    1966

  8. Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события.
    “Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь XIX века. Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, ее отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”.
    Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества.
    Жизнь помещичьих семей протекала в тишине и покое. С соседями они были как “добрая семья”. Могли и посмеяться, и позлословить, но это совсем не то, что столичные интриги.
    В семьях дворян “хранили жизни мирной привычки милой старины”. Соблюдали традиционные народные, праздничные обряды. Любили песни, хороводы.
    Уходили они из жизни тихо, без суеты. Например, Дмитрий Ларин “был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”. Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, “в халате ел и пил” и “умер в час перед обедом”.
    Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и “толстый Пустяков”, и “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков”, и “отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут”.
    Помещики жили по старинке, ничем не занимались, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели “наливок целый строй” и, собравшись вместе, говорили “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне”. Больше они ничем не интересовались. Разве что разговор о новых людях, появившихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: “Все дочек прочили своих за полурусского соседа”.
    Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах дает точную и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина “брила лбы” провинившимся крестьянам, “служанок била осердясь”. Она была жадная и заставляла девушек петь при сборе ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.
    Когда Евгений, приехав в деревню, “ярем… барщины старинной оброком легким заменил”, то “в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед”.
    В произведении изображается жизнь столичного аристократического общества. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов. Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи.
    Жизнь дворян — сплошной праздник. Главное их занятие — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся с мгновенной скоростью. Трудиться они не хотели, так как “труд упорный им был тошен”. Пушкин пишет, что известность человека зависит от его материального положения. Автор показывает однообразность столичного общества, пустые интересы, умственную ограниченность. Цвет столицы — это “необходимые границы”, “на все сердитые господа”, “диктаторы”, “с виду злые дамы” и “не улыбающиеся девицы”.
    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно;
    В бесплодной сухости речей,
    Расспросов, сплетен и вестей
    Не вспыхнет мысли в целы сутки,
    Хоть невзначай, хоть наобум…
    Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой только одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин осуждает таких людей. Он высмеивает их образ жизни.
    Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, изображает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

  9. В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества РФ XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.
    В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались, что было в моде (“широкий боливар” Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет вещать нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.
    Петербург того времени был местом обитания лучших людей РФ — декабристов, литераторов. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.
    Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но совместно с тем любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.
    Для поэта современная Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства наиболее представительна.
    Красавец Ленский — романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы стать великим поэтом.
    История матери Татьяны трагична: “не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.
    Жизнь крестьянства в романе показана скупо, но емко и образно: простой рассказ няни об ее замужестве и сцена сбора ягод в господском саду.
    Десятая глава “Евгения Онегина” полностью посвящена декабристам.
    Появление романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *