Сочинение на тему реальность и фантастика

4 варианта

  1. Фантастика — это особый способ изображения мира. писатели-фантасты в своих произведениях картины «сверхъестественного» , «ирреального» . основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная в значительной мере его развивает. родоначальником жанра реально-фантастического романа является, , гофман (вспомним его «эликсиры сатаны») . также не обходит вниманием фантастику. в гротесковой манере пишут гоголь, салтыков-щедрин, лесков. в нашем веке эстафету подхватывает булгаков. xx века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (а. толстой, братья стругацкие) , фантастической утопии и антиутопии (замятин, войнович) . в чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам? писатели некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира. фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. поэтому, скажем, в романе «мастер и маргарита» появляется воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел булгаков в душах москвичей. иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. роман замятина «мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях сдвигов xx столетия они забудут о вечных ценностях. будущее в произведениях а. и б. стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («за миллиард лет до конца света» ) имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей. фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа в. орлова «альтист данилов» и а. кима «белка» . оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: данилов — артист большого театра, отец героя белки убит во время корейской войны. герои обоих романов — люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. и авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи. у альтиста данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («н») . на земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «ч» , когда герой будет призван к ответу. сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «белки» . в процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными способами губят таланты. лилиана дмитриевна, соблазнившая юного дмитрия, — хорек-вампир. жена георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. лишь один герой, «…ий» , может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека. конечно, все это аллегория. цель, которую преследует своим романом а. ким, глубоко реалистична. автор стремится убедить читателей, что спасение мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. зло, мещанство и эгоизм — это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. герои «белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между добром и злом.

  2. 2
    Текст добавил: О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о

    1. Вступление
    В русской литературе гоголевского периода фантастика занимала немалое место. Писатели высоко ценили познавательные возможности фантастики, силу ее воздействия на читателя. Произведения Гоголя тоже полны* сверхъестественного и чудесного, но у Гоголя нет доброй фантастики. Это связано в первую очередь, с мировоззрением писателя. Гоголь был, может быть, самым мистическим писателем в русской литературе. Любая деталь твар- ного мира была для него отражением битвы Добра и Зла. И если выражением Добра в этом мире становился естественный ход событий, то воплощением Зла — все то, что естественный ход нарушает, а, следовательно, и фантастика. Естественное — это Добро, тогда как сверхъестественное — Зло. «Божественное в концепции Гоголя — это естественное, это мир, развивающийся закономерно. Наоборот, демоническое — это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи».
    2. Основная часть
    В повести «Шинель» фантастическое и реальное взаимосвязаны.
    а) Сюжет повести — «канцелярский анекдот», в основании которого лежало истинное происшествие.
    б) Реалистична и тематика повести — власть денег и чинов. «Маленький человек», Акакий Акакиевич Башмачкин беден: «Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке». Чин Башмачкина тоже невелик. «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют «вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться».
    в) Реалистично изображение Петербурга: Гоголь описывает не парадный аристократический Петербург, не центральные площади и проспекты, а Петербург «изнанки». Описывая путь Акакия Акакиевича в день утраты новой шинели, писатель дает характеристику этому району
    Петербурга: «…надо было пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением… Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже – масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечной площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею». г) Фантастичен, на первый взгляд, эпилог повести. Действительно, призрак, снимающий с людей шинели — настоящая фантастика. Но Гоголь не позволяет читателю однозначного отнестись к этой части повести. В фантастически хорошей концовке (зло наказано, добро торжествует) настораживает многое. Во-первых, рассказчик от своего имени нигде не сообщает, что появившееся таинственное лицо – это Акакий Акакиевич. Правда, он заявляет, что последнему суждено было «на несколько дней прожить шумно после своей смерти», но не говорит, какой он вкладывает смысл в эти слова. Может быть, прожить в воображении других людей? Заставить о себе говорить, волноваться, переживать? Все свидетельства о том, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич, предлагаются читателю от имени других персонажей (департаментского чиновника, будочника какого-то квартала, «значительного лица»), к тому же в форме слухов. Единственный, кто видел мертвеца, снимавшего шинели, был «значительное лицо»: «…Твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек — так давай же теперь свою!» Эта реплика, которая могла принадлежать только Акакию Акакиевичу, еще более усиливает определенность. Но значительное лицо узнает Акакия Акакиевича в состоянии «ужаса»: «…Ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец!» и т. д. Значительное лицо не слышал реплику «мертвеца»! Он ее видел. Реплика была немой; она озвучена внутренним, потрясенным чувством ограбленного. д) Но это не означает, что никакой фантастики в финале нет. Окончание повести
    явно фантастическое. И эта фантастичность самой своей неопределенностью усугубляет гоголевскую картину мира, усиливает ее гуманистическую идею. Если бы мы знали точно, что таинственный грабитель, покаравший «значительное лицо», — это Акакий Акакиевич, то в каком-то смысле можно было бы говорить о счастливой развязке. Но Гоголь не дает утешительного финала, не хочет успокаивать совесть читателя и все происходящее в конце повести оставляет на уровне таинственной недоговоренности.
    3. Заключение
    Фантастический эпилог повести резко контрастирует с реальной «бедной историей»: вместо покорного Акакия Акакиевича — чиновник, заявляющий о своих правах, вместо утраченной шинели — шинель с генеральского плеча, вместо «значительного лица», недоступного чувству сострадания, — подобревшее «значительное лицо». И кажется, что все закончилось неплохо. Но в тот момент, когда мы, казалось, готовы поверить в невероятное, Гоголь поворачивает сюжет таким образом, что в концовке остается неоднозначность, напоминая, как мизерна и нереальна такая возможность и такая «награда».

  3. Фантастика — это особый способ изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины «сверхъестественного» , «ирреального» . Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является, пожалуй, Гофман (вспомним его «Эликсиры сатаны») . Русская литература также не обходит вниманием фантастику. В гротесковой манере пишут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков. В нашем веке эстафету подхватывает Булгаков. Литература XX века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (А. Толстой, братья Стругацкие) , фантастической утопии и антиутопии (Замятин, Войнович) . В чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам? Писатели создают некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира.
    Фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе «Мастер и Маргарита» появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей. Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина «Мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б. . Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («За миллиард лет до конца света» ) имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей.
    Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова «Альтист Данилов» и А. Кима «Белка» . Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов — артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов — люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи.
    У альтиста Данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («Н») . На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «Ч» , когда герой будет призван к ответу.
    Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «Белки» . В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными способами губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, — хорек-вампир.
    Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, «…ий» , может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека.
    Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, что спасение мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. Зло, мещанство и эгоизм — это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои «Белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом.

  4. Все мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами.
    Наш мозг наполняется знаниями – сказки становятся сложнее. Мы лучше понимаем окружающий мир, вопрос – почему небо голубое, а облака белые – уже не является для нас вопросом. Сказки становятся обоснованными, опирающимися не только на воображение, но и на твердый гранит науки. Так и рождается научная фантастика.
    Пожалуй, главное отличие научной фантастики от сказок и фэнтези – это то, что она, в конечном итоге проникает в реальность и крепко обосновывается там. Иногда раньше срока, которые предположили ее авторы, иногда позже, иногда видоизменившись, а иногда сильно превзойдя фантазию создателей. Вспомните творения Герберта Уэллса, а потом взгляните в окно. Складывается ощущение, что поток фантазии этого человека двигался во всех 4-х измерениях, особенно – во временном. Однако, это не совсем предвидение, только отчасти. Дело в том, что помимо угадывания того что станет реальностью в будущем – писатели фантасты еще и в некотором роде вдохновляли это будущее. Да, несомненно, все созданное наукой, все, настолько сложное, что как сказал бы Артур Кларк – неотличимо от магии, создано инженерами, на основе трудов ученых. Но вдохновила этих людей научная фантастика. Именно она нарисовала в их воображении цель, еще в детстве возможно, и благодаря ей эти люди к этой цели шли, воплощая грезы авторов, и свои собственные. Вот она, сила воображения!
    Помимо глобальных эффектов научная фантастика имеет и сугубо личные для каждого человека. Она способствует крайне приятному времяпровождению, которое сочетается с ненавязчивым процессом получения новых знаний. Ведь в названии жанра не зря присутствует слово «научная». Прочел книгу про космос? Узнал о принципах реактивного движения, может быть, почерпнул знания орбитальной механики, да еще и время хорошо провел – одни плюсы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *