Сочинение на тему ребенок зеркало семьи

13 вариантов

  1. Добрый день, наши подписчики и читатели!
    Тему, название которой вы видите в заголовке статьи, я затрагиваю не случайно.  Согласны ли вы с тем, что ребёнок — это зеркало, то есть, отражение семьи, точнее тех взаимоотношений, что происходят в семье?
    Зачастую, многие родители приписывают безнравственность и неадекватное (девиантное) поведение своих детей, обществу, садику, школе, СМИ и т.д. и т.п. А сами, при этом, остаются в стороне, как будто вовсе не принимали участия в воспитании рожденных ими детей.
    А ведь ребенок – это зеркало семьи. Все свои понимания взаимодействия с окружающим миром он черпает именно в этом источнике. Даже в подростковом периоде, когда идет процесс самоутверждения себя, как зарождающейся личности, когда ведущим мотивом в его жизни становится взаимодействие со сверстниками, и казалось бы, советы родителей ему не столь важны и нужны, это иллюзия. Воспитание и родительские «учения», начиная с самого рождения, никуда не испаряются, они остаются с человеком до конца его жизни. То, что заложено в родительской семье, берёт своё начало в жизненном пути ребенка, а потом уже взрослого человека.
    У нас в соседях, на садоводческом массиве, есть семья (я, как практикующий семейный психолог, знаю, что таких семей, к огромному сожалению, у нас в России не мало), которыми полностью манипулирует их 3-х летний ребенок, и своей бабушкой, в том числе. Эта маленькая девочка поднимает такой визг, если что – либо не по ней, от которого посуда на полках просто начинает звенеть. И вместо того, чтобы объяснить ей свои запреты, они начинают бегать перед ней «на цыпочках», все вместе! Лишь бы ребенок не визжал и не кричал. От чего та начинает визжать и биться в истерике, ложась на землю, ещё пуще того. Она отлично чувствует состояние окружающих её взрослых, ведь дети чувствительны, они легко считывают информацию на тонких уровнях сознания. Таким образом, маленькая девочка находит слабое место у родителей и у бабушки и начинает манипулировать ими так, как хочет, делая всё, что ей говорят, поперек. В конце концов, они не выдерживают, начинают грозить ей «хорошенько отшлепать», «наказать», а то ещё и «дурой» назовут. Представляете, 3- х летнего ребенка!!!???
    Результат – девочка громко плачет, успокаивается внешне, но глубоко затаив в себе обиду. И через промежуток времени начинается всё сначала. Я слышала одно объяснение со стороны её бабушки, от которого была в шоке:  «Если ты сейчас пойдешь на дорогу, тебя машина задавит насмерть». Это для 3-х летнего ребенка вовсе ни о чем. Вот такие у нас есть «мудрые» бабушки, не говоря о родителях.
    А родители её молча могут наблюдать за дочерью издалека, когда девочка на нашем приусадебном участке находится, например. Ребенок, надо сказать, не воспитанный для её возраста, делает всё, что пожелает. Может по грядкам пройти или залезть ногами туда, куда не следует забираться с ногами (не научили и не рассказали, почему). Что такое «здравствуйте» она и вовсе не представляет. Да и родители её не щедры на приветствия. Зеркало семьи, одним словом. Однако, выслушав меня, почему нельзя делать то, что она делает не так, она слушает и понимает, чего не следует делать. Но это у нас на участке, а у себя продолжает в том же духе. Горе в том, что родители не понимают того, что ещё не поздно заняться воспитанием дочери, хотя видят, что она слушает других, абсолютно адекватно…ПОКА…
    Только вот чужим людям не принадлежит миссия воспитания их ребёнка. А потом они будут обвинять садик, школу, окружение, кого угодно, что их чадо выросло неадекватной личностью. Будут от души удивляться, откуда он такой «взялся», ведь в «нашей семье нет таких»? Тогда, откуда он вообще такой взялся? – мой встречный вопрос.
    Когда у таких родителей заканчивается терпение, они приводят к психологу своих детей. Теперь психолог виноват в том, что говорит им: «Прежде, чем работать с ребенком, я работаю с его родителями». И удивляются, и сердятся они этому предложению. Они же тут не при чем, и они – то абсолютно нормальные. Так ведь никто и не спорит, что не нормальные, хотя так оно и есть, потому что ребенка – то они собственными руками сделали неадекватным и невосприимчивым существом ко многим вещам в жизни. А потом ищут недостатки в своих детях. А где эти годы находились они сами, казалось бы, нормальные взрослые люди?
    «Зеркало семьи» — ребёнок, отражает своих родителей многие годы. Посмотришь на ребенка и сразу можно сказать о взаимоотношениях в семье. Дети заботливых и счастливых родителей светятся изнутри, у них счастливые глаза, они умеют взаимодействовать со сверстниками, всегда здороваются и приветливы со взрослыми. Они открыты и жизнерадостны, они дарят свой детский позитив окружающему миру. И это так здорово!
    Плохих детей не бывает, бывают неадекватные родители, которые делают ребенка ущербным во всем. Такие, как девочка из моего примера, обычно хмуры и грубы, как со сверстниками, так и со взрослыми, сверстникам они только мешают в их играх, постоянно отнимая что – нибудь или ломая. Сверстники сердятся, взаимодействия нет. И здесь родители занимают вновь ошибочную позицию, считая виноватыми чужих детей, с которыми их ребёнок пытался поиграть на уровне своего восприятия, которое перенёс из семьи на ситуацию игры.
    Прежде, чем запланировать рождение ребенка, будущие родители должны осознавать, что ребёнок не игрушка, ребенок – не собственность и не биоробот, которым можно управлять. Ребёнок – это прежде всего будущая личность. А успешна это личность или глубоко несчастна, в полной мере зависит от родителей. Что заложили, то и получили. Ребенка важно любить безусловной любовью, быть с ним рядом, показывая своим примером, что есть хорошо и что есть плохо.
    Это был один маленький пример из тысячей. Если приводить один, самый глобальный, то посмотрите на ситуацию с Украиной. Сколько обделённых любовью в родительской семье детей, выросли убийцами. Это уже не просто несчастные люди, это настоящие монстры, которые были просто никому не нужными, детьми. Это очень страшно, на самом деле.
    Что вы думаете по этому поводу, дорогие наши читатели? Напишите о своём мнении.
    Успехов Вам и Вашим близким!
    Будьте счастливы, радостны и благополучны на пути к своему Совершенству!
    Авторы блога Вера и Сергей
    Приглашаем вас, дорогой читатель, на подбор  тура в любую точку нашей планеты

  2. Хохлачёва Анжела Сергеевна
    Эссе по работам авторов В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко о семейном воспитании
    Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
    так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
    В. А. Сухомлинский
    Семья, по мнению Сухомлинского – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
    «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
    Все мысли В. А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.
    Основной метод, по мнению Сухомлинского В. А. – воспитание взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».
    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
    В книге В. А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.
    Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
    В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.
    Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т. п.
    Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу, ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.
    В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т. п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:
    Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.
    Наши дети – это наша старость.
    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
    А. С. Макаренко
    Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А. С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
    А. С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.
    Определяя семью как воспитательный коллектив, А. С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А. С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А. С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.
    Семья – это естественный коллектив, утверждал А. С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А. С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.
    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.
    В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
    Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.
    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
    Таким образом, процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    1. Макаренко, А. С. Книга для родителей: Учебное пособие / А. С. Макаренко – М.: Педагогика, 1981. 300с.
    2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.

  3. Консультация для родителей на тему:
    «Дети зеркало семьи»
    Что такое семья?
    Слово “семья” обозначает родные и близкие человека. Семья – это группа людей, которая считается ядром общества и создаётся и посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляются дети. При этом члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сёстрами, внуками, дядями и тётями со стороны отца и матери и их детьми.
    В обоих определениях присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве и родстве по браку.
    Семья необходима человеку для формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.
    Что же касается спокойной и благополучной жизни, то её также обеспечивает человеку семья. Ведь семья – это небольшая группа людей, которые строят свою жизнь спокойно и постепенно, активно помогая друг другу в созидательном труде, а также в решении жизненных проблем и добывании хлеба насущного. В семье царит атмосфера взаимной любви, согласия, симпатии, спокойствия и благополучия. Члены семьи вместе борются со слабостью и недугами любого рода, а также ошибками и проступками. В семье заботятся о развитии и благополучии детей и уделяют внимание пожилым людям, дабы они не оставались одинокими, заброшенными, никому не нужными – ведь они нуждаются в помощи и обеспечении, и им необходим тот, кто избавил бы их от усталости и тревог…
    Что же касается поддержания нормальной жизни общества и сохранения рода человеческого, то это происходит путём произведения потомства – здоровых (физически и нравственно) детей – с одновременной заботой о законнорожденности, а так же об избавлении общества от болезней, являющихся следствием внебрачных половых связей.
    Семья воспитывает человека и учит его тому, что он должен оказывать материальную и моральную поддержку другим членам общества, а ведь это необходимо любому обществу. В результате люди уподобляются единому организму, проявляя милосердие, сочувствие и любовь друг к другу. Они делают друг друга добро, поддерживают друг друга и трудятся все вместе ради того, чтобы жизнь общества не стояла на месте, а двигалась вперёд и становилась лучше. Они вместе противопоставят губительным течениям и всему скверному и отрицательному, а так же защищают общество от отсталости в любых её проявлениях, ошибок и проступков и борются с извечным “треугольником”, несущим зло и представляющим большую опасность для общества – это невежество, бедность и болезни.
    Дети – зеркало семьи, родителей!
    Не зря говорят, что глаза – зеркало души, ведь они отражают наши мысли, наш внутренний мир, также и ребенок является отражением того, что происходит в семье. Существует некая взаимосвязь между душевным состоянием матери и ее ребенка: счастлива мама – счастлив малыш, у мамы на душе «кошки скребут» – нервничает и болеет ребенок. Дети очень тонко чувствуют негатив и реагируют постоянными капризами, нытьем, раздражительностью, иногда проявляют агрессию.. Дети старшего возраста (от трех лет) могут пытаться уйти из дома или попасть под плохое влияние улицы.
    Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада предложили сыграть во “взрослый” праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей…
    Перед глазами потрясённых взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, “выпив” лимонада и “закусив” его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между “гостями”…
    До чего же похожи на нас наши дети! Ещё в младенческом их возрасте мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького розового комочка наши глаза, уши или нос. Попозже, в раннем детстве, опять-таки частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем-совсем взрослую фразу. А ещё через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребёнке не только то, что есть в нас лучшего, но и, что мы предпочли не воспроизводить в потомстве…
    Именно основываясь на этом, многие из нас в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом повторяют фразу, ставшую заглавием этого раздела: “Дети – это зеркало родителей”. Но действительно, одним из психологических механизмов социализации (процесса превращение ребенка в гражданина и члена общества) выступает так называемая идентификация; буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример и прообраз собственных действий. И конечно же, в первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии “ребенок – родитель”, поскольку именно родители выступают для детей наиболее “доступными” взрослыми. Именно от нас, пытливо вглядываясь в наши поступки и действия (сколь бы малозначимыми они нам ни казались), и получат наши дети образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни. И именно в контакте с нами формируются их индивидуальные роли и представления о всём многообразии явлений окружающей действительности и отношении к ним.
    Однако далеко не всегда это происходит по законам зеркального отражения. У зазеркалья семейной педагогики свои, временами очень сложные, законы, и прямому отражению ребёнком ваших личности и поведения могут совмещать описанные И. С. Коном механизмы. Когда вы, настолько ограничивали свободу своего сына, что он, в пику вам, вырос “нигилистом” или, наоборот, в ответ на само-послушание, полностью находящимся под пятой авторитетов человеком. Или же ролевого взаимодополнения, когда в семье рачительных и бережливых хозяев вырастает мот и транжира( ещё бы – ему ведь не требовалось проявлять подобные качества, ибо всё и без него все шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Мы хотим обратить здесь ваше внимание на то, что “зеркальный эффект” искажается во всех этих случаях определёнными моментами семейных отношений.

  4. Елена Ляшенко
    Ребенок-зеркало семьи!
    Ребенок – зеркало семьи
    В наш непростой век, который иногда называют даже жестоким, возникает проблема обретения ребенком доброго, гуманного отношения к миру и своего места в нем. Бесспорно, что определяющая роль в социально-нравственном развитии личности
    отводится семье.
    «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери», – писал известный педагог Василий Сухомлинский.
    По мнению А. С. Макаренко, Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
    Я в своем докладе выбрала тему воспитания в семье, так как считаю, что сегодня актуально говорить о педагогическом взаимодействии образовательной организации и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон в процессе социально-нравственного воспитания ребенка. Современные родители порой не становятся примером для подражания. На помощь должны прийти педагоги, корректно и профессионально направляющие и поддерживающие воспитательную деятельность родителей.
    Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
    Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
    А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
    Таким образом, процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
    Ребенок, словно губка, впитывает с самого рождения в себя все то, что видит и слышит вокруг. Мама кричит на папу? Дочка тоже хмурит бровки и кричит на папу. Папа грубо обращается с мамой? Сын смотрит на отца и грубит матери. Это закономерно. Ребенок – зеркало семьи. Когда родители объясняют ребенку, что курить вредно, но при этом папа курит, то все, что они говорят бесполезно. Ребенок учится не тому, что слышит, а тому, что видит. Он наблюдает за взрослыми и понимает – надо делать так, они. Дети очень наблюдательны. Вы думаете, что они не видят, не смотрят, не понимают. А если и видят, то не думают, не анализируют. Но вы ошибаетесь. Даже месячный младенец реагирует на микроклимат в семье. Он еще ничего не понимает. Он чувствует. А дети постарше не только чувствуют, они понимают. Поэтому когда вы что-то делаете, подумайте о том, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок поступал так же? Если нет, то может не стоит этого делать?
    Ребенок поступает в детский сад в возрасте трех лет, следовательно, у него, к этому возрасту уже сформированы какие либо черты характера, привычки, имеются определенные навыки. Из опыта работы с семьями воспитанников, наблюдениями за поведением детей, беседами с родителями, я выяснила, что дети, словно зеркало, отражают ситуацию в своей семье, копирует поведение родителей или близких родственников, которые непосредственно их окружают. Родители своими поступками должны максимально постараться для того, чтобы их дети выросли достойными людьми.
    К сожалению, в современном мире дети много времени проводят у компьютера, который негативно влияет на детскую психику. Очень часто у детей наблюдается такие негативные качества, как жестокость, жадность, эгоизм, слабо развита самостоятельность. Беседуя с родителями, я советую им больше уделять времени общению с детьми, участвовать вместе с ними в разнообразных видах деятельности – играх, учёбе, спорте, труде.
    Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители являются бессменным лидерами и авторитетами для своих детей. А педагог только лишь помогает воспитывать подрастающее поколение. Идеальным условием для гармоничного развития личности ребенка будет являться единство требований семьи и образовательной организации.

  5. 5
    Текст добавил: Ломая_системы

    Практика любого психолога богата обращениями родителей, суть которых сводится к просьбе о помощи: «Помогите, у меня проблемный ребенок!», «Мой сын стал неуправляемым, что делать?»
    А существуют ли проблемные дети? На этот вопрос есть только один ответ – нет!
    Есть лишь проблемные родители. А ребенок – лишь зеркало семьи, в котором, если присмотреться, отражается все: личностные проблемы родителей, супружеские, детско-родительские взаимоотношения, противоречия и конфликты.
    Учитывая это, надо ли говорить, что чаще всего зеркало — кривое? Вот эта кривизна и проявляется в форме неуправляемого и негативного поведения ребенка.
    Иногда эти проявления можно смягчить или устранить вовсе. Этому способствуют и положительные изменения в семейных отношениях, и работа с внутриличностными проблемами самих родителей. И то, и другое благотворно сказывается на формировании личности ребенка.
    Но, еще раз подчеркну, это, к сожалению, случается крайне редко. Почему? Да потому, что большинство родителей не желают признавать, и тем более работать над собой и своими недостатками. Очень часто они требуют от психолога провести работу по исправлению поведения ребенка. И чем больше работаешь с подрастающим поколением, тем больше убеждаешься, что среди них «трудных» нет, просто многие нуждаются в здоровой окружающей среде.
    Зато среди родителей «трудных случаев» больше, чем достаточно. Вот лишь некоторые примеры из всего многообразия:
    «Щедрые» родители
    «Мой ребенок ни в чём не должен испытывать недостатка!» – таков девиз и жизненный принцип этих людей. К слову, среди них не всегда попадаются действительно состоятельные люди. Чаще, наоборот, это обычные граждане со средним или даже низким достатком. Однако, именно они считают, что если их ребенок что-то захотел, то он должен это получить, вне зависимости от того, необходимо ли ему это на самом деле или нет.
    Такие родители всегда подменяют понятие любить понятием купить. Вместо того, чтобы уделять ребенку внимание, дарить ему свое общение, награждать его своей любовью, давать ему тепло и ласку, они покупают игрушку подороже (зачастую подсознательно, а то и осознанно, мотивируя это так: «чтобы подольше не подходил и не мешал отдыхать или работать»), нанимают няню или гувернантку – «попрофессиональней», (обязательно, чтобы с высшим педагогическим образованием:«чтобы ребенок развивался интеллектуально, был хорошо воспитан»).
    Можно еще купить репетитора, тренера, психолога и врача. И начать спокойно думать: «Теперь у ребенка все есть, и я могу, наконец то, заняться зарабатыванием денег – ведь ребенок растет, и потребности его тоже будут расти! Поэтому необходимо еще приобрести машину, квартиру, престижный институт и еще тысячу очень нужных для формирования личности ребенка вещей». И, конечно, если кто-то попытается такового родителя немного образумить, то в ответ обязательно услышит – «нельзя быть счастливым, и малоимущим». Хотя французский фильм «Игрушка» говорит, что можно…
    «Тревожные» родители
    У этих родителей любая мысль о ребенке пронизана тревогой. «Он может простудиться; у него могут быть глисты, он может ушибиться, он может испугаться и т.д.». И, что неудивительно, ребенок, словно смирившись с неизбежностью, простужается (незакаленный ребенок – плохой иммунитет), у него обнаруживают глисты (а у кого их нет в детском возрасте?), и просто постоянно пугается – темноты, докторов, животных, и т.д. ( и кто это научил его боятся, а?…) Но самым страшным (по последствиям) является страх, что ребенок что-то не сможет (завязать шнурки, самостоятельно проехать на двухколесном велосипеде, воспользоваться телефоном). А раз сам не справится, то ему необходимо помочь! И помогают, помогают, помогают… Родителям данного типа не мешало бы почитать книгу Анатолия Некрасова «Материнская любовь» и задуматься над вопросом: «От куда же пошло выражение «маменькин сынок» или «папенькина дочь?»
    «Уставшие» родители
    Эти родители устали еще до того, как ребенок у них появился. Вооружившись когда-то иллюзиями относительно семейной жизни и воспитания ребенка и столкнувшись, по их мнению, с «суровыми и трудными буднями», они разом теряют интерес и к супружеской жизни, и к воспитанию своего дитяти. Ключевыми фразами таких родителей становятся – «не бегай!», «не лезь!», «не делай то», «не делай это!», «как ты мне надоел!», «я тебя сейчас накажу!». И, самая коронная фраза: «я от тебя устала (устал)!». Помните, самым страшным для ребенка, да и для взрослого человека, оказывается невнимание другого человека, а особенно человека близкого, родного. И для того, чтобы получить это внимание, ребенок готов на все. Для него жизненно необходимо, чтобы родители обращали на него внимание! И все равно, каким оно будет, негативным, в виде очередной порции ругани или еще какого-либо наказания, или позитивным. Просто пока ребенок не знает, как еще обратить внимание мамы или папы на себя.
    «Родители – перфекционисты»
    «Ты должен быть лучше всех!» – вот их девиз. Такие родители, как правило, имеет минимум два высших образования, и вечно мечтая защитить кандидатскую, работают, в лучшем случае, ассистентом какой-нибудь кафедры. При этом, ребенка они стремятся отдать в «самый-самый-престижный» детский сад: с углубленным изучением иностранного языка и геометрии Лобачевского. Что касается выбора школы, то, конечно, ради учебы именно в ней они будут преодолевать любые преграды: возить его через весь город, нанимать репетиторов, чтобы «соответствовать уровню».
    Еще бы, ведь, по их мнению, учиться необходимо только на «отлично». Да, и школьная программа должна быть самой неопробированной, и, конечно же, самой эффективной в плане создания вундеркинда. К тому же, к их недовольству, некоторые «несознательные» учителя никак не хотят проникнуться пониманием особенности их ребенка. Более того, они, как будто специально, стараются занять ученика вовсе не теми предметами, которые «важны и нужны», а совершенно ненужными и примитивными, мешающими, отнимающими время, снижающими общий показатель успеваемости: труды, технология, физкультура, музыка, ОБЖ и т.д.
    «Родители – неудачники»
    Как это ни парадоксально, эти родители, на первый взгляд, многого добились. Однако, если присмотреться повнимательней, то в их поведении можно увидеть клеймо какого-то нереализованного желания.
    Профессиональный спорт, большая сцена, подиум, персональные выставки художественных работ – все это не дает покоя амбициозным папам и мамам. Когда-то их собственная лень, немотивированность, отсутствие должной поддержки, совместно с прочими «объективными» причинами не дали этим желаниям реализоваться. Зато уж своим детям они точно «подарят или привьют» свою мечту.
    И не беда, что эта мечта сформировалась в период их уже взрослой жизни и стала больше походить на бесплодную фантазию. В итоге, перед их детьми открываются «великолепные» перспективы: не просто учиться, а работать над какой-либо наукой, видом спорта и т.д. по десять часов в сутки, забыв о никчемных игрушках, об общении со сверстниками и признав совершенно неинтересными обычные детские увлечения, хобби и забавы.
    Зато, если им удастся чудом избежать истощения нервной системы, невроза или психосоматоза, у них все-таки есть надежда реализовать наконец-таки свою мечту. Точнее, мечту своих родителей, но это уже не важно… ведь правда?!
    «Родители – спекулянты или манипуляторы»
    Ребенок для такого родителя всего лишь способ воздействия на окружающих: супруга, родителей, других родственников. «Это надо не для меня, это надо для ребенка!» – так обращается один родитель к другому. И чем более беспомощен, или соматически ослаблен ребенок, тем больше возможностей у его папы или мамы воздействовать на других членов семьи. Иногда такие родители, тем самым пытаются сохранять деструктивную семью, сплачивая всех вокруг проблемы с ребенком.
    Естественно, с рождения пребывая в окружении «родных», имеющих вышеперечисленные проблемы, вырастая в обстановке, совершенно не способствующей психологическому комфорту, наши дети пытаются защититься от подобной реальности. И вот тогда и проявляются в них либо неосознанные защитные механизмы, либо коппинг-стратегии – осознанные способы защиты от окружающей действительности, попытки рационализировать свое поведение, стремление избежать мыслей о собственных поступках, и жажда убежать от одиночества или тревоги.
    И что же делаем мы, любящие и искренние родители? А мы, сталкиваясь лицом к лицу с подобного рода поведенческими реакциями (среди которых разного рода зависимости, нежелание учиться, стремление к социальному и антисоциальному поведению и т. д, я уже не говорю о проблемах со здоровьем), громко говорим себе и окружающим «Боже, это такой проблемный ребенок»! Но никогда при этом даже не допускаем и тени сомнения «А может, просто это мы – проблемные родители?»… опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
    Виктория Негребецкая
    Фото Елена Шумилова
    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

  6. Ребенок-зеркало семьи
    «Поступки родителей — это самый убедительный пример для детей»
    Сэл Севир
    В наше время очень много говорится о культурном и нравственном воспитании детей – разрабатываются различные учебные программы, открываются большое количество центров, домов творчества. Но всё это хороший дополнительный ресурс к главному – воспитательному процессу ребёнка в семье.
    Так как же воспитать здоровое и высоконравственное поколение? С чего следует начать? Прежде всего, нужно понимать, что общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом. Семья для ребенка – это целый мир. От поведения родителей в семье напрямую зависит не только поведение ребенка в обществе, но и становление его как личности. Мать и отец – первые и главные воспитатели в жизни любого ребенка, они учат его понимать людей и ценить жизнь. Они передают детям лучшее.
    Очень важно, как родители ведут себя с ребенком – насколько внимательны, добры к нему, отзывчивы. Если родители проявляют достаточно внимания к своему ребенку, проявляют любовь, то ребенок растет в основном доброжелательным и впоследствии своё счастливое детство старается сделать и для своего ребёнка. Так же важно, как родители ведут себя в разных ситуациях, какие мысли высказывают, чему в жизни отдают предпочтение. Обмануть ребенка не удастся, он продолжит перенимать все,  что есть тайного и явного у его родителей.
    Потому главное, что мы можем сделать для наших детей – это заняться воспитанием самих себя или проще говоря самосовершенствованием. Мы можем научиться быть внимательными и отзывчивыми друг к другу, переставив акцент с собственной личности на людей, которые находятся рядом. Быть более внимательными к своим родителям, ведь пройдёт совсем немного времени, и ваши дети также будут поступать с вами.
    Мы можем научиться говорить правду, пусть и кажется, что это сложно.
    Мы можем научиться замечать и исправлять свои ошибки, прощать и просить прощения, если мы в чем-то были не правы.
    Мы можем сменить собственное упрямство, недоверие и претензии на понимание, поддержку и взаимопомощь.
    И если мы действительно любим и заботимся о своих детях, то будем стремиться измениться в лучшую сторону. По крайне мере, наше старание тоже будет скопировано детьми в их поведении.

  7. Однако современные родители порой не становятся примером для подражания. На помощь должны прийти педагоги, корректно и профессионально направляющие и поддерживающие воспитательную деятельность родителей. Поэтому сегодня актуально говорить о педагогическом взаимодействии образовательной организации и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон в процессе социально-нравственного воспитания ребенка. Именно этой проблеме была посвящена педагогическая конференция, которая состоялась в школе №285. Многочисленный состав участников мероприятия – педагогические работники, родители обучающихся, научные сотрудники МИРО – свидетельствовал об актуальности и важности обсуждаемой темы.
    На конференции шел разговор об инновационном опыте работы педагогов дошкольного отделения №6 комплекса №285 в рамках деятельности базовой площадки МИРО по направлению «Социально-нравственное воспитание детей в условиях партнерства образовательной организации и семьи» (научный руководитель – зав. лабораторией МИРО Ольга Степанова). В проекте приняли участие воспитанники всех возрастных групп образовательной организации и их родители, воспитатели и специалисты (инструктор по физической культуре, педагоги-психологи, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учителя-логопеды).
    Участники базовой площадки разработали и реализовали детско-родительские проекты «Подвижные игры нашего детства», «Подвижные игры народов мира», «Национальный герой – пример здорового образа жизни», «Моя малая родина», «Мир профессий», «Дружба верная», «Музыка и движение: развитие у ребенка инициативности и выразительности».
    Для развития у детей сопереживания и чувства коллективизма, воспитания начал патриотизма, формирования уважительного отношения к родителям, представлений о семейных ценностях, знакомства с культурно-историческими традициями все специалисты образовательной организации и воспитатели в часы непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов широко использовали средства физической культуры – подвижные игры и игры-эстафеты, физические упражнения с нравственно ценным содержанием и музыкально-ритмические упражнения, упражнения в детско-родительской паре: на степ-платформах, на фитболах. В процессе конференции профессиональным опытом смогли поделиться педагоги, а родители рассказали о своих впечатлениях и представили семейный опыт по этой теме.
    Отмечая ценность народных подвижных игр и их роль для развития таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, чувство товарищества, учитель-логопед Наталья Калинкина рассказала о том, как родители в процессе физкультурного досуга смогли самостоятельно организовать и провести подвижные игры для детей, приняли активное участие вместе с ребенком в создании семейной рукописной книги, отражая любимые игры своего детства. Мама четверых детей Евгения Назарова рассказала о подвижных играх с элементами русского фольклора и их значении в духовно-нравственном воспитании детей многодетной семьи, акцентируя внимание на том, что в последнее время свободные подвижные игры стали исчезать из детской жизни, упор делают на интеллектуальное развитие, гаджеты, навыки чтения и письма, счета. Но ведь важно растить гармоничную личность! Эмоциональная, социальная составляющие не менее важны. Не стоит также забывать и о физическом развитии. И тут подвижные игры – первые помощники. Евгения Назарова отметила: «Мне очень хочется, чтобы мои дети любили свою Родину, чувствовали себя русскими людьми. Как мне кажется, замечательный способ почувствовать дух русского народа, наши корни – приобщение детей к русскому фольклору – сказкам, музыке, народным промыслам и русским народным подвижным играм».
    Педагог дополнительного образования Марина Галатынюк рассказала о том, как современные фитнес-технологии, физические упражнения, выполняемые в детско-родительской паре на степ-платформах и фитболах, не только способствуют укреплению физического здоровья, но и помогают родителям построить гармоничные отношения со своим ребенком, а именно эмоционально принимать ребенка таким, какой он есть (проявлять безусловную любовь), и эмоционально его поддерживать.
    Ценность таких упражнений отметила и мама воспитанницы дошкольного отделения №6 комплекса №285 Марина Медведева: «Выполняя упражнения вместе с ребенком, я сосредоточена на нем, общаюсь с ним, ощущаю тепло рук моего ребенка, смотрю ему в глаза, и это все создает доверительные отношения между мной и дочерью, и это очень важно! Не секрет, что порой мы мало смотрим ребенку в глаза, общаясь при этом вполоборота или, того хуже, находясь в разных комнатах. А он в свою очередь ждет от нас поддержки, помощи, подсказки, внимание к себе». В конце своего выступления Марина Медведева подчеркнула, что гимнастика вдвоем с ребенком позволяет как детям, так и взрослым ощущать радость от совместного движения, это свидетельствует о том, что взрослые и дети здоровы и счастливы.
    Об эффективности реализации педагогического проекта свидетельствуют разнообразные продукты детско-родительских проектов – картотеки подвижных игр и физических упражнений, направленных на воспитание у детей социально-нравственных качеств, и физических упражнений в детско-родительской паре; мультфильм, созданный детьми и педагогами «Национальный герой – пример здорового образа жизни»; детско-родительские рукописные книги «Подвижные игры народов мира», «Подвижные игры нашего детства», «Герб семьи», «Колыбельные, пестушки, потешки»; семейная рукописная книга «Маша и Миша спешат на помощь»; книжки-малышки по валеологии на темы «Зачем чистить зубы?», «Мыло душистое…»; книга добрых дел. О некоторых из них на конференции рассказали педагоги и родители.
    Воспитатель Марина Семешина говорила о том, как родители группы кратковременного пребывания приняли активное участие в педагогическом проекте «Моя малая родина» и создали рукописную книгу «Колыбельные, пестушки, потешки», в которую вошли малые формы фольклора. Родители, используя их, поют, рассказывают и те, что им самим рассказывали и пели в детстве.
    О работе над рукописной семейной книгой под названием «Маша и Миша спешат на помощь» и значении в социально-нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста рассказала мама двоих детей Александра Витухина. Герои, которых придумали дети, занимаются спортом и спешат совершать добрые поступки: заботятся о птицах и животных, сажают деревья и собирают опавшую листву, выступают в качестве экологического десанта, волонтеров, уделяют внимание ветеранам.
    С особым интересом участники конференции посмотрели мультфильм, который создали дети старшего дошкольного возраста под чутким руководством взрослых. Дети приняли активное участие в его создании – придумывали сюжеты нравственных и безнравственных поступков, рисовали героев и озвучивали мультфильм.
    На конференции было уделено внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В выступлении педагога-психолога Анны Финк были раскрыты пути формирования адекватной жизненной перспективы таких детей в условиях образовательной организации. Видеофильм продемонстрировал то, как грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с тем или иным ограничением в здоровье помогает сформировать толерантное отношение к нему как со стороны сверстников, так и родителей.
    Педагогическую конференцию завершил видеофильм семьи Шелаевых, идея которого достаточно проста и очевидна: чтобы приобщать ребенка к здоровому образу жизни, взрослым важно не только закалять его, правильно питать, учить оптимально двигаться, соблюдать режим дня, но и самим соблюдать чистоту помыслов, жить по совести.
    По итогам конференции педагогическому сообществу было предложено продолжить реализацию проекта по проблеме, затронув вопросы преемственности со школой, консолидации усилий науки, педагогических работников ДОУ и семьи для социально-нравственного развития и воспитания детей.
    Только слаженная работа команды единомышленников – педагогов и родителей – позволит осуществить нравственное развитие и воспитание гражданина России, от которого будет зависеть возможность процветания страны и ее национальной безопасности.
    Светлана ПРИЩЕПА, доцент МГПУ;
    Тамара ШАТВЕРЯН, заместитель директора школы №285
    имени Героя Советского Союза В.А.Молодцова,
    дошкольное отделение №6

  8. Детей воспитывать не нужно. Нужно воспитывать себя. А дети будут просто повторять за родителями. Это – золотое правило воспитания. Ребенок, словно губка, впитывает с самого рождения в себя все то, что видит и слышит вокруг. Мама кричит на папу? Дочка тоже хмурит бровки и кричит на папу. Папа грубо обращается с мамой? Сын смотрит на отца и грубит матери. Это закономерно. Ребенок – зеркало семьи.
    Когда родители объясняют ребенку, что курить вредно, но при этом папа курит, то все, что они говорят бесполезно. Ребенок учится не тому, что слышит, а тому, что видит. Он наблюдает за взрослыми и понимает – надо делать так, они. Поэтому я негативно отношусь к тому, чтобы в доме, где растет ребенок, распивали спиртное. Пусть даже иногда. По праздникам. Но дите это видит и ему хочется поскорее вырасти, чтобы тоже делать это. Я была удивлена, когда увидела в магазине игрушек набор рюмок. Вот чем играют дети – во взрослых. В игрушечные рюмки наливают игрушечную водку и пьют, говоря тост. Стоит ли говорить, что ждет их, когда они вырастут? Трезвенниками они точно не будут, даже если родители на лбу напишут, что пить вредно для здоровья.
    Мама может сколько угодно рассказывать дочери, что мужчин нужно уважать и что они все хорошие, но если она к собственному мужу относится как к половой тряпке, то дочка сформирует именно такое отношение ко всему мужскому полу. Дети очень наблюдательны. Вы думаете, что они не видят, не смотрят, не понимают. А если и видят, то не думают, не анализируют. Но вы ошибаетесь. Даже месячный младенец реагирует на микроклимат в семье. Он еще ничего не понимает. Он чувствует. А дети постарше не только чувствуют, они понимают.
    Поэтому когда вы что-то делаете, подумайте о том, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок поступал так же? Если нет, то может не стоит этого делать? 
    Когда детский психолог пытается выяснить, что происходит с ребенком, он беседует с ним в игровой форме. Дает к примеру куклы – Барби, Кэна и их ребенка и просит поиграть в семью. Если Кэн начинает колотить пупсика, психолог понимает, что это значит — ребенка в семье бьют. Но проблема в том, что ребенок воспринимает такую модель семьи правильной и единственно возможной.
    И в будущем, когда придет время строить свою собственную семью, то повзрослевший ребенок будет воспроизводить ту модель семьи, которую видел дома.
    Хотите ли вы счастья для своего ребенка? Если у вас дочка, хотите, чтобы ее будущий муж относился к ней уважительно? Тогда относитесь уважительно к своему супругу. К своему отцу. И вообще ко всем знакомым мужчинам. Пусть девочка видит, что мужчины для авторитет. А значит так будет и для нее. И это гарант счастливой семейной жизни для нее в будущем.
    Если у вас сын, хотите ли вы, чтобы его будущая жена относилась к нему с заботой? Относитесь заботой к нему сейчас. Пусть он возьмет образ матери для поиска своей второй половинки. Хотите, чтобы его жена была добрая, ласковая и милосердная? Станьте такой мамой! Ребенок все впитает, поверьте! А потом покажет тоже самое. Ведь ребенок – зеркало семьи!

    С любовью, Юлия Кравченко

  9. …Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно… А. С. МАКАРЕНКО.
    Ответственность за нравственное становление личности несут все воспитательные учреждения, но истоки все же следует искать в первоначальном семейном воспитании и в укладе жизни родителей. «Нравственное уродство,— писал В. М. Бехтерев,— и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста», то есть с того момента, когда семье принадлежит ведущая роль во влиянии на детей.
    Жизнь ребенка начинается с эмоционального освоения действительности. Особое значение имеют первые эмоциональные положительные контакты детей с родителями. Они поддерживают бодрое уравновешенное поведение и способствуют прежде всего нормальному психическому и физическому их развитию. Как правило, сначала контакты совпадают с гигиеническим уходом. Пеленание, кормление сопровождается ласковыми прикосновениями близких людей, словами: «Ты наша кровиночка, радость ты наша!» Постоянные ощущения тепла, заботы вызывают у детей ответную реакцию: удовлетворенность, привязанность, улыбку. Ребенок начинает понимать зависимость своего психологического и материального комфорта от родителей, а чувство защищенности предупреждает появление страха, агрессии, стимулирует развитие двигательной и познавательной активности детей.
    Через тон и тембр голоса родителей, их взгляды и движения идет познание ребенком хорошего и плохого. Следовательно, в первые годы жизни в семье формируется эмоциональная культура детей, составной частью которой являются нравственные чувства и прежде всего — долг, совесть, уважение и внимание к старшим, забота и милосердие, самолюбие и достоинство.
    Семья для маленьких детей — это жизненное пространство, иногда единственное до школы, в котором впервые происходит приобщение их к миру не только вещей, но и поступков людей. В нем много разнообразного, интересного, неожиданного и не совсем понятного. И ребенок недоумевает, почему одни запрещают, а другие разрешают; мама наказывает, а бабушка жалеет и еще маму ругает; взрослые тоже нечаянно бьют посуду, но никто их за это не шлепает. Такие противоречивые требования со стороны взрослых вырабатывают у детей лицемерие, приспособленчество, становятся причиной упрямства и нервных заболеваний.
    Все близкие ребенку люди, за которыми он наблюдает изо дня в день, проявляют себя в разных формах поведения, жестами, положительными и отрицательными эмоциями, словами, показывают образцы отношений друг к другу. Что-то вызывает лишь чувство страха у ребенка, к сожалению, но другое — уважение и гордость.
    — Если ты меня тронешь, то мой папа как даст тебе кулаком по башке и она сразу разлетится!
    — Меня все боятся, потому что я смелый, как мой папа.
    — Папа сказал, что моя мама пришла тепленькая домой, а она была веселенькая.
    Так обмениваются дети дошкольного возраста впечатлениями, демонстрируя свою наблюдательность, восторг, а часто и непосильную для детской психики озабоченность. Тем не менее в одинаковой мере подражают и хорошим и плохим поступкам, так как они исходят от близких людей.
    Влияние семьи на детей совпадает с периодом развития и становления всех психических процессов. Дошкольника отличают большая впечатлительность, подражательность, восприимчивость, конкретность мышления, отсутствие знаний и жизненного опыта. В связи с этим одной из главных составляющих успеха воспитания является семейный уклад жизни, уважительное отношение родителей друг к другу, соблюдение взаимных обязанностей, душевная теплота, чувство сострадания, сознание личной ответственности за свои слова и поступки. Уважение, как нравственное чувство, весьма многогранно. «Какое наслаждение уважать людей!» — восклицал А. П. Чехов. Но для того, чтобы испытать наслаждение, надо уметь уважать. Недостаточно знать, что есть уважение, надо еще получить навыки проявления этого чувства. И первой школой является опять же семья. Если уважение воспитывается всем укладом семьи, ее нравственно-эмоциональной атмосферой, дети без видимого предупреждения проявляют сдержанность, дисциплинированность, внутренний тормоз, не позволяющий перейти грань дозволенного — не нагрубить, не оскорбить, не присвоить чужого, не обмануть. Именно в раннем и дошкольном возрасте дети становятся подобием своих родителей. «Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,— говорил В. А. Сухомлинский,— так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
    В семье у детей формируется отношение к труду как нравственной ценности. Оберегая детей от работы, обязанностей по хозяйству, родители воспитывают у них безволие, безответственность, лень. За что впоследствии расплачиваются сами. Нельзя откладывать приучение к труду на более позднее время, так как желание трудиться, воспитание трудовых навыков и умений имеет строгие временные рамки — это дошкольный возраст. Дети, не приученные к труду, не могут себя обслужить, нуждаются в посторонней помощи, пребывают в состоянии бесцельного времяпрепровождения, праздности, которая является матерью всех пороков. Жизненный опыт свидетельствует, что такие дети хуже занимаются и в школе.
    В одном из детских садов был проведен любопытный эксперимент. Суть его состояла в отборе «папиных» и «маминых» картинок, на которых были изображены предметы домашнего обихода. Результаты игры показали, что папе принадлежали телевизор, тахта, кресло и газета. Отдельные дети добавили сюда молоток и гвозди. Маме досталось изображение кастрюли, пылесоса, мясорубки, сумки-авоськи. Итак, это только игра, и в ней отразилось лишь детское восприятие жизни родителей. Естественно, что в процессе развития знания о труде будут видоизменяться, корректироваться. Однако со всей определенностью можно утверждать, что отношение детей к труду — есть своеобразная проекция отношения взрослых к труду. Ведь мир детей не может строиться на совершенно иных основаниях нежели общество взрослых. Ни одно поколение не изобретает заново цифры или алфавит, не открывает вновь законы человеческих взаимоотношений. Все это функционирует, и задача родителей приобщить детей к общечеловеческим ценностям, хранительницей которых должна быть семья.
    Понятно, что каждая семья неповторима, имеет свои проблемы. Решаются они не всегда однозначно и просто, как этого хотелось бы. Однако родители постоянно должны думать о своем долге перед Отечеством и самим собой — о таком воспитании детей, которое наряду с другими качествами предполагает выработку целой системы нравственных представлений, установок, оценок, чувств и привычек, определяющих впоследствии гражданскую позицию человека, его отношения с окружающими людьми, положение в обществе и, в конечном итоге, благополучие.
    Май 8th, 2009

  10. Очень мне запомнилось первое родительское собрание в школе у старшего сына. У классной руководительницы был не только возраст почтенный, но и большой педагогический опыт. Все родители сидели притихшие, как будто сами учились у неё. Да, есть вот такие люди, которые с первой минуты знакомства вызывают к себе уважение.
    К тому же все мы были несколько удивлены тем, что за два месяца к нам никто не приходил домой познакомиться, тогда как в других классах классные руководители приходили к своим ученикам и проверяли, как устроен быт семьи и есть ли всё необходимое для нормальной учёбы у ребёнка. Конечно, ждали и мы…
    Наша классная с этого и начала родительское собрание: “…И не ждите – я не приду. Почему? Потому что мне и так всё видно и понятно: из какой семьи ребёнок, в какой среде он воспитывается. Если у вашего ребёнка костюмчик новенький и портфель импортный, то, значит, и дома у него не хуже. А вот если этот аккуратный мальчик матерится, обзывает друзей и не уважает взрослых, то у меня вопросы есть к родителям. Потому что ваши личные качества и личные отношения в семье целиком и полностью проецируются на ваших детей. И мне абсолютно ясно кем воспитывается ребёнок, если он в семь лет умеет лгать, не моргнув и глазом, обзывает учителя за плохую оценку, может украсть у соседа ручку и сказать, что тот её потерял… На своём веку я много повидала умненьких негодяев, интеллигентных подлецов, ленивых, эгоистичных и стервозных дам…”
    Мы сидели все ошарашенные тем, что никак не ожидали услышать… В общем-то класс у нас был неплохой, все дети из порядочных семей (как сейчас говорят), успеваемость была тоже вполне похвальной, и на собрание мы пришли как на праздник, ожидая услышать позитивный отклик преподавателя…
    Но она была права. Мы все это понимали. Не хорошие отметки нас должны радовать, а хорошего Человека мы все должны воспитать. Поразило нас то, что для неё успеваемость была вторична, и это очень верно.
    И надо сказать, что мы были очень ей благодарны, т.к. она всегда прямо и честно давала характеристику ребёнку без подхалимства, заискивания или шантажа перед родителем. Когда в четвёртом классе были уже разные учителя и другой классный руководитель, то она и тогда не оставляла наш класс. И в старших классах всегда интересовалась каждым учеником, переживала, звонила… А на выпускном вечере каждого поздравила лично как учеников так и всех нас, родителей, и знала по имени-отчеству!..
    Даже и после окончания школы, она до сих пор всегда спрашивает, как сложилась жизнь её учеников, кто женился, кто родился… Вот что значит – настоящий Учитель! Она не только учеников, она и нас, их родителей, воспитывала, т.к. стоит признаться честно – воспитывать детей мы не умели, и без её мудрых советов наделали очень больших ошибок!..
    Дай Бог Тамаре Семёновне здоровья и благоденствия на многая лета и низкий поклон ей за мудрость, педагогический талант и помощь нам!©

  11. 11
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Несколько лет назад я перестала вести прием в качестве детского психолога.
    Не потому, что мне не нравится работать с ребятней.
    А потому, что воротит, простите за мой французский, от позиции родителей «проблемных» детей, инфантильность и невежество в физиологии и формировании психики маленького человека, скрытое желание калечить собственное чадо в отместку собственному искалеченному детству.
    «Болеет ребенок — лечите мать»…
    Эта фраза затерта до дыр, но даже апеллирующие подобными понятиями специалисты, не всегда в должной степени способны понять ее прямой и скрытый смыслы.
    И под «болезнью» можно и нужно понимать не только дисфункции тела, но и психики — поведенческие и эмоциональные реакции, речевые и мыслительные функции, морально-нравственные качества и т.д.
    Ребенок — зеркальное отражение родителей, и его состояние — точная копия семейной атмосферы, окружения, в котором он растет и развивается.
    Однако, много ли родителей способны в проблемах своих детей увидеть собственные, скрытые в потемках сознания и запертые в целях психологической защиты на десять замков?
    Многие ли из взрослых, создавая «ячейку общества» ( а под семьей я подразумеваю именно присутствие потомства), действительно достигли психологической зрелости — способности нести ответственность за свою жизнь и за эффективное функционирование системы под названием «семья»?
    Многие ли вообще способны адекватно, с точки зрения культурно-временного фактора, воспринимать окружающую действительность?
    Многие ли родители умеют, а главное хотят, грамотно помочь малышу сначала адаптироваться к новому для него миру, а позже гармонично влиться в социум и реализовать себя?
    Многие ли задумываются и осознают, зачем вообще им ребенок и как стать хорошим родителем?
    А потом чуть ли не с рождения сдают дитя на «аутсорсинг» няне, воспитателям в детском саду или бабушке, стремясь «отдохнуть» от родительства…
    Меня вообще поражает фраза «отдохнуть от семьи», потому как, по моему мнению, семья-то как раз и создается, чтобы отдыхать В ней, а не ОТ нее, как будто отрабатывая повинность тяжким трудом.
    А ребенок — это чистое и светлое с рожденья созданье, как губка впитывает атмосферу и отношение ( к нему в частности, и к семье в общем) родителей, подражая и копирую увиденное, услышанное и, главное, прочувствованное.
    Однако, детская логика на каждом из этапов развития, весьма и весьма своеобразна с точки зрения взрослой сформированной личности, а выводы и логические конструкции, построенные в голове малыша, могут кардинально отличаться от родительских.
    И, рано или поздно, стрессирующие факторы, которые, по идее, задуманы природой как двигатель развития ( эволюции), нарастают снежным комом, на переработку которого детская психика еще, увы, просто не готова и не способна.
    Не переработанная информация застревает и формирует проблемы психологического, а позже и соматического, характера.
    И невозможно предсказать, какой способ проявления выберет детская логика, будет ли это энурез или заикание, сколиоз или неврология, онкология или банальное «трудное» поведение, но…
    Маховик уже раскручен, и остановить его гораздо сложнее, чем запустить.
    Так, быть может, гораздо проще заранее принять профилактические меры, чем потом расхлебывать собственно заваренную кашу?
    Но так сложно быть честным и открытым наедине с единственным человеком во всем огромном мире — с самим собой…
    И, действительно, непросто ответить для начала на кажущиеся такими простыми вопросы:
    1. Зачем мне ребенок?
    2. Каким я хочу видеть своего ребенка?
    3. Какую необходимо создать обстановку, чтобы он вырос именно таким?
    4. Как я создам такую обстановку?
    5. Что мне необходимо знать и уметь для этого?
    6. Где и как мне приобрести необходимые знания и навыки?
    То есть, разобраться в собственных ( только, собственных ли?) стремлениях и путях их достижения.
    Лучше, когда каждый из родителей ответит на вышеперечисленные вопросы, сравнив их с ответами другого и обоюдно придя к какому-то общему знаменателю, выявив стратегию и основные тактические ходы.
    И главное, что в этих процессах обязательно должен присутствовать принцип удовольствия, радости.
    Понятное дело, это всего лишь верхушка айсберга, основная его часть скрыта под водой…
    И понятное дело, что самостоятельно разобраться в этой сфере непросто.
    Но первый шаг — он всегда самый тяжелый.
    Я не смею утверждать, что дальше — легче, однако, в данном случае, цель оправдывает средства.
    Пора остановить этот конвейер по созданию психологических калек.
    Дети — наше будушее.
    И это не эфемерная фраза, ведь завтра каждому из нас жить в мире, создаваемом нашими детьми.
    Каким он будет, зависит от его создателей — вчерашних детей.

  12. Родительское собрание на тему «Ребёнок-зеркало семьи, или
    Сила положительного примера родителей»
    Подготовлено Лавровой Александрой Ивановной,
    учителем русского языка и литературы
    МОУ Романовская СОШ
    Я рада приветствовать вас!
    «Ребёнок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
    В.А.Сухомлинский
    «Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё видно».
    В.П.Астафьев
    Дети видят. Дети копируют.
    «Не воспитывай детей, всё равно они будут похожи на тебя, воспитывай себя!»
    Английская пословица
    Зеркало – символ души
    Дети-цветы жизни
    «Семейная жизнь для ребёнка то же, что и для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».
    А.Н.Острогорский
    «Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, вера в жизнь, в человека, во всё честное, доброе и святое»
    Г.А.Медынский
    Обсудим ситуации
    Предлагаю тестирование
    Народная мудрость
    От доброго коня добрая поросль.
    Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
    Какова матка, таковы и детки.
    Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.
    Мать праведна – ограда каменна.
    Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
    Яблоко от яблони недалеко падает.
    Охарактеризуйте своих детей
    «Я думаю, что не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. Воспитание детей есть только самоусовершенство
    вание, которому никто не помогает столько, как дети».
    Л.Н.Толстой
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому.
    Родители – пример тому.
    Покинут счастьем будет тот,
    Кого ребёнком плохо воспитали.
    Побег зеленый выпрямить легко,
    Сухую ветвь один огонь исправит.
    До новых встреч!

  13. Наша статья посвящена наболевшей теме взаимоотношений родителей и детей. Для родителей эта проблема актуальна, поскольку это их жизнь, их ежеминутные хлопоты, радость и горе. Для психологов эта тема тоже является достаточно сложной потому, что работая с детьми, очень сложно достичь хороших результатов без коррекции детско-родительских отношений.
    Очень часто родители, обращаясь к психологу, ожидают «волшебных изменений» их детей за самые короткие сроки. При этом они часто говорят о том, что их ребенок изменился, стал непослушным, агрессивным либо замкнутым и так далее (как в последнее время любят говорить педагоги и психологи — стал «трудным» ребенком). Психологи же, пытаясь выяснить причину таких изменений у ребенка, предлагают поработать с самими родителями. Но в это время чаще всего они получают отказ, так как родители категорически не хотят искать причины в себе или своих поступках, обвиняя во всем ребенка. Иногда подобные беседы заканчиваются тем, что раздраженные родители забирают ребенка, бормоча себе под нос: «Я так и знал, ничего с ним не сделаешь. Только голову морочите!».
    Так что же происходит? Главная проблема, наверное, в том, что сегодня все видят психолога неким «волшебником» который в своем кабинете за час сделает любого ребенка послушным, а также вылечит пьяницу и наркомана, помирит мужа и жену. И при этом даже не задумываются, что для этих изменений необходимы огромные внутренние усилия не только детей, мужей или жен, которых они привели к психологу, но и тяжелая работа над самим собой. Семья — это не механизм, для исправной работы которого достаточно починить или заменить поломанную деталь.
    Сегодня я попытаюсь, чтобы наша статья была полезной и родителям, и их детям, и практикующим психологам. Я буду вести беседу с читателями так, как если бы я работала с родителями, которые пришли ко мне на прием. Постараюсь показать некоторые техники, которые помогут родителям увидеть, что происходит в их семье и как решить их проблему. А для психологов эти техники могут стать инструментом в работе с родителями.
    И первое с чего бы я хотела начать нашу беседу это о том, как важно быть внимательными к своим детям!
    Есть одна истина, которая состоит в том, что ребенок является зеркальным отражением отношений в семье как родителей между собой, так и отношений родителей с детьми. И как бы нам это мнение не нравилось, по-другому не бывает!!!
    Я повторюсь, что семья – это не механизм, семья – это живой организм. Ведь не зря издавна принято создавать семейное древо (родословное дерево). У корней этого дерева указываются родоначальник, на стволе представители по старшинству линии рода, а на вервях и листьях – потомки. Можна таким образом изучить историю всего рода, увидеть как росло это «дерево», насколько оно было «урожайным». Часто можно увидеть повторение судеб потомков, иногда даже вплоть до болезней, разводов или безбрачия, самоубийств или трагических смертей. И нет в этом никакой мистики или проклятий. Просто дети, отражая своих родителей становятся таким же зеркалом для подражания для своих потомков. Еще тогда наши предки точно знали, что то, каким вырастет ребенок зависит от его семьи и тех традиций воспитания, которых в этой семье придерживались.
    Все мы знаем, что для того, чтобы дерево было долговечным и приносило хороший урожай ему нужны тепло и влага. А от нехватки или переизбытка этих так называемых ингридиентов могут быть испорчены плоды, а иногда и погибает само дерево. Те же процессы происходят в любой семье. Создавая семью, Вы становитесь садоводом, которому предстоит вырастить прекрасное дерево, которое будет приносить вкусные плоды. Запомните, что только от Вас и Ваших усилий зависит каким будет это дерево, будет ли оно цвести и приносить плоды, либо завянет, даже не распустив почки.
    И как для дерева жизненно необходимы тепло и влага, так для семьи необходимы любовь и уважение. Любовь в семье выражается через заботу, ласку и внимание. Уважая членов семьи мы принимаем, что у каждого, даже самого маленького есть свои желания, мечты, взгляды и потребности, а также, что каждый имеет право выбора и принятия решений.
    Ну это и так понятно! – скажите Вы. Но часто, как и при уходе за деревом, необходимые пропорции указанных ингридиентов не соблюдаются. Часто слышу ответы родителей: «Мой ребенок накормлен, одет, модный телефон в кармане. Что еще нужно? Разве я о нем не забочусь или не люблю?» Такие родители подменяют ласку и внимание заботой о материальных благах ребенка. Они конечно любят своих детей, но проявлять любовь не умеют. От этого и начинаються трудности с детьми.
    Представленная на экране таблица демонстрирует выше сказанное.
    Нехватка
    Норма
    Переизбыток
    Безнадзорность
    Забота
    Гиперопека
    Эмоциоанальное отвержение (холодность)
    Ласка
    Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость)
    Пренебрежение
    Внимание
    Постоянный контроль
    Помните, родители как садоводы должны ухаживать за ВСЕМ деревом! Семья — единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является сигналом «SOS» и зеркальным отражением ситуации в Вашей семне. Самая хорошая профилактика — оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в Ваши отношения с ребенком. И не важно, Ваш ребенок младенец или подросток.
    Я хочу Вам предложить несколько упражнений, которые Вы можете сделать в своей семье и убедиться в моих словах.
    Все вы знаете о том, что дети много рисуют. Но лишь немногие уделяют детским рисункам должное внимание. И зря! Все богатство эмоций и переживаний человека бессознательно ложатся на бумагу. При этом каждый член семьи выражает свое субъективное переживание семейной ситуации. Предлагаю Вам это проверить. Давайте попробуем! Представьте, что злой колдун заколдовал все человечество и все люди превратись то ли в животных, то ли в растения, то ли в другие иные предметы. Но колдуну не удалось разрушить семьи, поэтому превращенные, так и продолжали жить в своих домах вместе. Представьте себе, что этот злой колдун заколдовал и вашу семью. Возьмите бумагу и цветные карандаши или фломастреры и пусть каждый член семьи нарисует свою семью, как он ее себе представляете. Изобразите, в кого превратился каждый из членов семьи, чем они занимаются, и напишите небольшой рассказ об их жизни. Сравните теперь ваши рисунки и рассказы, обменяйтесь своими переживаниями. Я уверена, что они будут отличаться, и дадут Вам возможность лучше понять самих себя и друг -друга. Также есть еще один способ увидеть свое отражение в глазах собственного ребенка и других членов семьи. Предлагаю вечером вам всем вместе немного поиграть в игру «Поменяться местами». В ней есть одно условие – Ваш ребенок сам должен разделить семейные роли. То есть решить, кто будет играть маму, папу, а кто самого ребенка, кого будет играть он сам. И в течении некоторого времени Вам предлагается поиграть в «Обычный день или вечер в нашей семье». Каждый должен вести себя соответственно той роли, какую он выполняет. Потом взрослым следует обсудить то, что они увидели, задуматься, почему ребенок в игре выделил именно такое поведение или фразы.
    Эти упражнения – это всего лишь первый шаг, для того чтобы разобраться в своей семейной ситуации и причинах непонятного поведения ваших детей.
    Я люблю повторять одну фразу «Нет трудных детей, есть невнимательные или ленивые родители». Важно быть внимательным к своему ребенку!!!! Для развития у себя этой внимательности предлагаю следующее упражнение. В ситуациях, когда Вы начинаете замечать изменения в эмоциональном состоянии Вашего ребенка или его поведении следует ответить себе на следующие вопросы:
    1) Когда впервые возникло такое поведение или состояние у моего ребенка?
    2) Что могло спровоцировать такую реакцию?
    3) Что ребенок таким образом хочет сказать или показать мне? Какую эмоциональную реакцию хочет получить?
    4) Что я могу сделать, чтобы помочь моему ребенку?
    И напоследок рекомендую родителям завести «Дневник родителей», в котором должны быть следующие пункты:
    — поцеловал
    — обнял
    — похвалил
    — подбодрил
    — поинтересовался делами
    — поговорил, побеседовал
    — поиграл
    — выслушал
    — …. ваш вариант (Вы можете добавить еще пункты на свое усмотрение)
    И каждый вечер перед сном нужно отмечать, сколько пунктов из этого списка Вы выполнили, сколько упустили. И может быть задуматься, что мешает Вам выполнить упущенные пункты и как это может повлиять (или уже влияет) на Вашего ребенка.
    Я думаю, что после этой статьи, а тем более после того, как Вы начнете выполнять предложенные мной упражнения, у Вас возникнет больше вопросов, чем ответов. И это прекрасно!!! Значит Вы стали внимательней, начали оглядываться вокруг и заглянули внутрь себя самого. Значит, наконец-то, Вы становитесь прекрасным садоводом, выращивающим свое семейное дерево.
    И если у Вас возникнут вопросы или Вы столкнетесь с вещами, которые не сможете исправить в себе самостоятельно, Вы всегда можете обратиться к психологу. Это и есть его работа – помочь Вам увидеть ситуацию с разных сторон, разобраться в себе и изменить свою жизнь к лучшему.
    Тэги:
    психолог
    дети
    развитие
    семья
    детско-родительские отношения
    работа психолога

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *