Сочинение на тему речь устная и письменная

9 вариантов

  1. ГИА С2. Речь устная и письменная.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… российского журналиста А.А. Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью»… русского писателя Б.В.Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» и т.п.
    Текст
    (1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним. (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:
    (4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
    (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
    (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…
    (12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.
    (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
    (15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.
    (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…
    (20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!
    (22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.
    (25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:
    (27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.
    (29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.
    (31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.
    (32)— Ну, как дела?
    (33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.
    (34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.
    (35)— Как же ты это подкачал, тезка?
    (36)Ваня только вздохнул.(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.
    (38)— Ничего, тезка… не горюй…
    (39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.
    (40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.
    (41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
    (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли!
    (44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
    (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
    (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
    (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных.
    (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
    (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
    (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
    (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
    (56)— Ел, ел, аж опротивели.
    (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59)— Я и не вру.
    (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
    (63)— Хороша! — восхищенно сказал он. (64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
    (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
    (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
    (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите…
    (69)По коридору расхаживал главврач.
    (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
    (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
    (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
    (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и в лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
    (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
    (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
    (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
    (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
    (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
    (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)
    Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях; это результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.
    Формы речи:
    внутренняя и внешняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая
    Основу обеих форм речи (устной и письменной) составляет литературный язык; обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка; обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, средства массовой информации и т.д. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет–технологий появилась возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. В равной степени необходимы обе формы речи, чтобы, переплетаясь в одно целое, помогали общаться, полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире.
    Устная речь
    · Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга.
    · Во многих случаях зависит от реакции слушателей.
    · Рассчитана на слуховое восприятие.
    · Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств.
    · Человек говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.
    Письменная речь
    · Пишущий может лишь мысленно представлять себе будущего читателя.
    · Не зависит от реакции адресата.
    · Рассчитана на зрительное восприятие.
    · Читатель может повторно перечитывать написанное.
    · Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
    Критерии отличия

  2. Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
    Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.
    При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
    Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
    Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
    Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

  3. (41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
    (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
    (43)-Ребята землянику принесли!
    (44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
    (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
    (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
    (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
    (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
    (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
    (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
    (56)— Ел, ел, аж опротивели.
    (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59)— Я и не вру.
    (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
    (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
    (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня.  (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
    (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
    (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
    (69)По коридору расхаживал главврач.
    (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
    (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
    (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
    (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
    (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
    (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
    (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
    (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
    (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
    (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
    (По В.Астафьеву)

  4. 4
    Текст добавил: Доступ закрыть

    Устная и письменная формы речи.

    Речевое общение происходит в двух формах — устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный — записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют — телеинтервью.
    !Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь — это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках.Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

    Устная речь.

    ! Устная речь — это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.
    Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
    Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени — одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц: сообщение секретаря участникам совещания «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него». С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, автокомментирование, повторы: «Работу кафедра провела в течение года большую/ да/ надо сказать/ большую и важную/ И учебную, и научную, и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/ Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже думаю/не надо/.
    Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}.
    Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не „заученной“, походила на непосредственное общение.
    Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.
    !Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. „Многие так называемые огрехи устной речи — функционирование незаконченных высказываний, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. — является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации“. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.
    Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи.Это выражается в проявлении авторского „я“, личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

    Письменная речь.

    ! Письмо — это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо — это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества.
    ! Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, — это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.
    Основная функция письменной речи — фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения — телефона — уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
    Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации.
    Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
    Письменная речь использует книжный язык, употребление которого слова строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
    Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
    К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
    Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

  5. Краснодарский край
    г.Тимашевск
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа №5
    Культура
    устного и письменного ответа,
    сочинения – миниатюры в системе работы
    по развитию речи учащихся
    на уроках русского языка и литературы.
    Из опыта работы
    Э.И.Бахмутовой,
    учителя русского языка и
    литературы
    высшей квалификационной
    категории
    2012 г.
    Нужно приложить немало сил,
    чтобы сделать ребят думающими,
    чтобы научить их логическому мышлению,
    научить выражать свои мысли.
    В.А.Сухомлинский
    Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи, человек усваивает, приобретает знания и передает их. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
    В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя систематической работы по развитию навыков связной речи, только в этом случае можно надеяться на положительные результаты.
    Существуют различные виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Это и словарная работа, и различные виды пересказов (сжатый, выборочный, художественный, от другого лица), сочинения на свободные, литературные темы. Эти вопросы довольно широко освещены в методической литературе, большое внимание им уделяется и на уроках русского языка и литературы в современной школе. Тем не менее не всегда система этой работы позволяет сформировать хорошие речеведческие умения и навыки учащихся.
    Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться описать  приемы и виды работ, которые автор применяет на своих уроках русского языка и литературы.
    К теме «Культура устного и письменного ответа, сочинения- миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы» я пришла после того, как столкнулась в процессе работы с беспомощными монологами учащихся выпускных классов. Многие школьники не могли связно изложить свои мысли в устной и письменной форме.
    В их ответах отсутствовала логика, содержание оказывалось вымученным, сухим набором неудачно переработанных чужих мыслей. В результате высказывания учащихся были лишены образности, выразительности, страдали от отсутствия  личностного отношения к поднимаемым проблемам.
    Настоятельно встала передо мной проблема решения этих вопросов. Выпускники 11- х классов, отвечая на вопросы анкеты, предложенной в конце учебного года, подсказали некоторые направления моей предстоящей работы, а также дали конкретные рекомендации моим будущим ученикам- пятиклассникам.
    Вот некоторые из напутственных слов  пятиклассникам, приступающим к изучению литературы.
    «Я бы пожелала пятиклассникам того, что, к сожалению, сама поняла только в 11 классе. Без любви к литературе, без систематического чтения книг у Вас не будет развито чувство уважения к самим себе. Литература- это не просто урок чтения, как это обычно бывает в начальных классах, это урок, на котором нужно думать, размышлять, говорить о том, что тебя взволновало при чтении книг». (Середа Ольга)
    «Для того чтобы вам легче было учиться в старших классах, обязательно читайте как можно больше. При чтении старайтесь делать заметки карандашом, отмечайте понравившиеся места». (Чуйко Марина)
    «Учитесь с 5-го класса писать самостоятельно сочинения, анализировать произведения». (Матусевич Дмитрий)
    «Читайте все произведения  программы, учитесь делать выводы». (Дыкань Владимир)
    «Возможно, читая произведения русской классики, ты лучше поймешь себя, поймешь, для чего ты появился на свет. Будь любознательным, и ты проживешь свою жизнь интересно. Дерзай. И пусть тебе сопутствует удача!» (Цуканова Оксана)
    «Ребята не теряйте своей непосредственности, будите свою фантазию и воспринимайте мир широко открытыми  глазами и чистым сердцем. Любите читать, интересуйтесь все, что вас окружает, смелее высказывайте то, что вас волнует. Счастливой учебы» (Гаврилюк Маргарита)
    «Хочу посоветовать тебе читать вдумчиво, анализируя описываемые события и поступки героев. Сначала это будет трудно, но со временем  станет очень увлекательным занятием. Умение постигать суть явлений тебе очень поможет в жизни» ( Протопопова Надежда)
    Выпускники с позиции уже взрослого человека высказали свои пожелания пятиклассникам, только входящим в мир литературы. Они правильно почувствовали, что умение передать словами чувства, мысли, эмоции, умение убеждать, доказывать возможно лишь тогда, когда произведение прочитано, пережито. Только после этого появиться страстный отклик на художественный текст.
    А для того чтобы высказаться, необходимо совершенствовать свою речь. Начинать же восхождение к речевому идеалу нужно как можно раньше.
    На уроках литературы я стремлюсь к тому, чтобы дети осваивали то, что пригодится в жизни каждому из них, умение передать полученные знания, поддержать беседу, пересказать к случаю историю или создать свой рассказ, написать письмо, словом, развивать речевые навыки, коммуникативные умения.
    В этом, несомненно, помогает и программа по литературе под редакцией А.Г.Кутузова, принципиальным отличием которой от параллельно действующей программы Т.Ф. Курдюмовой является то, что в основе новой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Одной из основных задач литературного образования является формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью. Реализуется эта задача на уроках русского языка и литературы при овладении формами и жанрами устной и письменной речи, накапливанием лексического запаса. В программу литературного образования введена рубрика «Творческая мастерская», материалы которой раскрывают «секреты» писательского мастерства и помогают формированию литературно- художественных умений. Это так называемый творческий опыт учащихся как письменный, так и устный.
    На своих уроках придаю важное значение формированию связной речи учащихся, начиная с 5-го класса, постепенно усложняю эту работу.
    В своей практике с учащимися стараюсь использовать две разновидности устной речи: монолог и диалог, хотя не исключаю возможности применения на уроках и полилога (обмена высказываниями). Именно эти виды речи позволяют мне и ребятам организовать на уроке ситуацию речевого общения, так важную на уроках литературы. Каждый из видов речи имеет место на определенных этапах урока.  Так монолог очень хорошо использовать при разборе, проверке домашнего задания, закреплении текста.
    Применяю различные виды монологического высказывания учащихся. Например, дети с 5 класса с удовольствием готовят сообщения по биографическому материалу: П.П Ершова, Г.Х Андерсена, Л.Кэрролл. Индивидуальные задания помогают учащимся реализовать их познавательные интересы, формируют учебную мотивацию. Учащиеся получают удовольствие от того, что приготовленный ими материал, хорошая его подача помогают расширить кругозор одноклассников. Чтобы учащиеся при подготовке «не утонули» в обилии материал, использую короткие памятки:
    даты жизни и смерти;
    основные произведения;
    история создания произведения;
    интересные моменты биографии писателя.
    Другим видом монологического высказывания, которые применяем на уроках, является рассказ ученика от имени героя художественного произведения. Этот вид высказывания дает возможность реализовать учащимся свои актерские способности. Чтобы рассказ от другого лица получился удачным, необходимо вжиться в роль этого героя. Для этого требуется предварительное неоднократное вдумчивое чтение текста, определение партитуры чувств, которые испытывает герой, способности перевоплотиться в определенный образ, умение говорить языком героя, правильно интонировать. Такой вид работы с первого раза удается далеко не каждому. Зато попробовав  свои силы однажды и достигнув успеха, учащиеся с удовольствием продолжают совершенствоваться не только на уроке, но и во внеклассной жизни. Учащимся понравилось такое перевоплощение на уроках по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Они пробовали свои творческие возможности, вживаясь в роли Маши Троекуровой,  Дубровского, одной из горничных, слуг Троекурова. После нескольких «дебютов» проводили рецензирование. Ребята – зрители очень активно высказывались, кто из учащихся сумел убедительней сыграть свою роль, оценивали достоинства и недостатки «игры» каждого актера. «Актеры» тоже оценивают свою работу, очень часто бывают самокритичны. На таких уроках не бывает равнодушных, все принимают активное участие в общем обсуждении.
    Для меня эти уроки ценны тем, что они помогают развитию творческих способностей учащихся, раскрытию их потенциальных возможностей. Готовясь к такому высказыванию, ученик тщательно продумывает свой монолог, внимательно присматривается к образному слову писателя, что способствует развитию языкового чутья, обогащению лексического запаса учащегося. В итоге обычный урок литературы превращается в своеобразный спектакль, где солируют дети, а учитель выполняет роль зрителя, консультанта.
    Следующий вид устного высказывания, который часто применяем на уроках, – диалог. Используем его при фронтальном опросе, обсуждении устных ответов.
    Очень важно уметь сочетать монологическую и диалогическую формы речи. При монологе необходимо умение поддерживать внимание слушателей, а при диалоге- умение слышать ответы друг друга, быстро реагировать на них.
    При подготовке монологических высказываний учащиеся должны соблюсти ряд требований, чтобы их ответ соответствовал эталонным требованиям. (См. приложение 1)
    Устная речь отмечается своей живостью, раскованностью, эмоциональностью. Если учащиеся добились этих качеств речи в устной форме, то им легче выражать свои мысли на бумаге.
    Создание письменных творческих работ – процесс сложный, но очень интересный. На уроках литературы к созданию письменных работ мы приступаем и на коммуникативной фазе, но чаще на посткоммуникативной, когда литературное произведение уже прочитано, прочувствовано учащимися, дети могут всказать свои суждения по главным вопросам.
    Работу по формированию связного текста начинали с создания сказки по предложенному началу, затем сочиняли собственную сказку по всем законам жанра. Не сразу эта работа у всех получалась, дети испытывали затруднения и в придумывании сюжета, выборе героев, их приключений. Но внимательная работа с текстами народной и литературной сказок помогла учащимся освоить этот жанр литературного творчества.
    С каждым новым творческим заданием усложнялись условия работы. Отдельные учащиеся не справились с созданием своего оригинального произведения. В этом случае  приходилось использовать  дифференцированные задания, рассчитанные на разный уровень творческих способностей детей.
    Кроме создания собственных произведений в разных жанрах, учащиеся выполняют задания, требующие аналитических умений. Одним из таких видов работы является отзыв о прочитанных произведениях. Написанные работы учащихся позволяют судить о  степени их постижения литературного текста, их умения интерпретировать отдельные фрагменты, умении связно, логично  излагать  свои мысли на данную тему. (См. приложение 2)
    Для того чтобы ребята имели возможность систематически совершенствовать свои речевые умения и навыки, работа по развитию речи ведется и на уроках русского языка. Как известно, программа по русскому языку отводит время на специальные уроки развития речи, где учащиеся создают устные и письменные сочинения различных жанров. Этим урокам предшествует подготовительная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с основными речеведческими понятиями: тема, основная мысль текста и т.п.
    Уделяется внимание изучению типов речи, стилей языка. Все это необходимо, и составляет систему работы по развитию речи учащихся, распланированную по классам.
    Однако, я считаю, что всего этого недостаточно для того, чтобы ученик, узнавший о предстоящей творческой работе, с легкостью выполнил это требование. В своей практике я часто наблюдала, как учащиеся, даже самые начитанные, испытывали страх  перед чистым листом бумаги, своеобразный психологический барьер, мешающий ученику изложить свои мысли и суждения по определенной теме.
    Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности, но вместе с тем представляет огромный труд для ученика. Что же должен сделать учитель, чтобы процесс создания ученических сочинений был менее болезненным.
    Предстоящая работа должна вызывать у детей интерес, и учитель должен считаться с желанием учащихся, предлагать им интересующие темы. Надо, как говорила М.А.Рыбникова, «ловить текущие впечатления, само собой входящие в жизнь, или ненамеренно их организовывать». Отсутствие интереса к теме может сделать ученические работы малоинтересными, серыми, похожими друг на друга. Важным является и то, что предполагаемая работа должна быть посильна каждому учащемуся, поэтому нужно учитывать возрастные особенности учащихся.
    Чтобы научить детей писать большие сочинения, я считаю, что прежде всего необходимо чаще практиковать небольшие творческие работы по разным темам. В своей практике я применяю различные сочинения- миниатюры, способствующие развитию творческого воображения, повышению речевой культуры, формированию внимательного и бережного отношения к окружающему миру. Решаются эти задачи на обычных рабочих уроках русского языка.
    Включение в уроки сочинений малой формы предполагает не только развитие связной речи, но и способствует тому, что обычные уроки русского языка получаются более эмоциональными, коммуникативно- направленными. Посоветовавшись с учениками, я включаю в уроки следующие рубрики:
    свободное сочинительство- пиши, что хочешь;
    мой дневник- пиши о том, что сейчас вспомнишь, что тебя интересует;
    мини- тексты по опорным словам;
    сочинение «продолжи начатое»;
    сочинения- этюд с натуры («У природы нет плохой погоды»);
    сочинения- пожелания «Что тебе подарить, человек мой дорогой»
    На мой взгляд,  эти виды мини- творческих работ являются хорошим тренингом, активизирующим началом урока, итогом определенной работы в зависимости от замысла учителя. Творческие работы малой формы можно отнести и к ситуативным упражнениям, цель которых в определенные сжатые сроки (15-20 минут) создать свою миниатюру по заданной теме, подчеркнуть в своей работе то или иное настроение, выразить свое отношение к поднятой проблеме, описать красоту уголка природы. В отличие от обычных сочинений, сочинения – миниатюры посильны всем учащимся.
    Дети 5-7 классов находятся в той счастливой поре «наивного реализма», когда еще не утрачена способность удивляться и восторгаться, их душам свойственна открытость и эмоциональность чувств; ребята с удовольствием фантазируют и мечтают. Вот эти ценные качества я и стремлюсь сохранить и по мере своих возможностей развивать новые качества вдумчивого читателя, способного откликнуться на происходящее вокруг.
    Опишем подробнее методику работы над каждой из указанных ранее рубрик.
    Первая рубрика «Свободное сочинительство» не столько создание творческой работы, сколько подготовка учащихся к серьезному творчеству. Это приглашение к диалогу, сотрудничеству в области изящной словесности. Каждый ученик имеет возможность  погрузиться в атмосферу писательского труда. Порой бывает сложно определиться с темой. Но жизнь детей так интересна  и удивительна, что всегда находится тема для работы. (См. приложение 3)
    Рубрика «Мой дневник» нацеливает на создание миниатюр личного характера. Впервые вводя эту рубрику, я рассказала детям, что многие известные писатели и поэты вели свои дневниковые записи. В дневники заносились интересные мысли, яркие впечатления, меткие выражения.
    Впоследствии эти записи включались писателями в художественные произведения. Такой разговор настраивает учащихся на серьезный лад. Дети прежде чем поведать о своих впечатлениях, выверяют, достаточно ли хорошо они сформулировали свои мысли. (См. приложение 4)
    Следующий вид мини- сочинений – это сочинение по опорным словам. Все учителя на своих уроках иногда сталкиваются с тем, что дети плохо запоминают слова- исключения из правил. Вот тогда им на помощь приходит метод последовательных ассоциаций. Нужно попытаться увидеть своеобразные ассоциативные связи и даже там, где их казалось бы, не существует. Дети собирают из таких слов небольшой текст. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет. Есть творчество. Ученики составляют рассказ, который сам по себе может быть  интересен. Эффективность такого приема запоминания подчеркивается и психологами. Ну а мы же «убиваем двух зайцев». Аналогичную работу мы проводим и со словарными словами после того, как выясним их значение, познакомимся с их этимологией. (См. приложение 5)
    Миниатюра «Продолжи начатое» предусматривает создание связного текста по данному началу. В заданном фрагменте (одном- двух предложениях) учащиеся должны определить тему, почувствовать настроение, решить, в каком стиле следует продолжить работу. Получаются разные варианты текстов, поскольку у каждого ученика свое видение будущей работы, отличающиеся от других детей творческие способности, которые и предопределяют конечный результат. Ученик ищет свой путь воплощения мысли в словесную форму. Работа создает атмосферу творческого соревнования. (См. приложе-
    ние 6)
    Сочинение –миниатюру «У природы нет плохой погоды» мы посвящаем всем временам года. Само название рубрики говорит о важности любых изменений в мире природы. Эти миниатюры обычно получаются самыми лиричными, эмоциональными. Работая над этой рубрикой, учащиеся стараются овладеть образным видением мира, стремятся передать тончайшие оттенки в красоте природы. Они всматриваются, вслушиваются в жизнь природы, и в результате появляются замечательные миниатюры. Для учителя – это прекрасная возможность увидеть своих учеников в новом качестве, рассмотреть в них не только школьников, справившихся с творческой работой, но и лириков,  умеющих передать на бумаге малейшие изменения окружающей природы, тонко чувствующих красоту, чутко реагирующих на происходящее вокруг нас. (См. приложение 7)
    Творческие миниатюры «Что тебе подарить, человек мой дорогой?» мы адресуем близким людям. Дети с удовольствием пишут поздравления своим друзьям, родным накануне праздников. Этот вид работы считаю важным, так как в наш прагматичный век мы очень редко пишем письма, часто ограничиваемся телефонными звонками и телеграммами, и эпистолярный жанр все больше уходит в прошлое. А ведь так приятно получить  письмо или поздравительную открытку со словами сочувствия,  теплыми пожеланиями или искренними поздравлениями. Слова, сказанные от всего сердца, согревают душу, вселяют радость. Вот и ищут мои ученики неизбитые слова, напряженно думают, как лучше сказать, чтобы донести свою любовь родным, поделиться радостью с близкими людьми.
    Начав эту работу в 5 классе во время изучения темы «Письмо», мы продолжаем эту тему и в последующие годы обучения. Находит место этот вид работы и на уроках литературы, учащиеся пишут  письма, но необычные, а от одного сказочного героя к другому, из сказки в сказку летит письмо искать необычный адресат. (См. приложение 8)
    Когда мы устаем от изучения сложного материала, в качестве литературной разминки используем сочинения «Цепочки ассоциаций». По сигналу учителя три команды (3 ряда) пишут в верхней части длинного листка любое слово – существительное и быстро передают листок соседу. Затем каждый читает полученное слово и пишет ниже, под записанным уже словом товарища, пришедшее в голову слово, на которое натолкнуло прочитанное, оставляет открытым свое слово и передает дальше. Так повторяется до тех пор, пока на листочке не появится цепочка из нескольких слов. Под общий хохот читается эта цепочка слов, и учащиеся получают задание- составить со словами мини- текст. Работа строится на том, что цепочки составляются в режиме свободных ассоциаций.  Интересно прослеживать, какие метафорические ходы лежат в основе ассоциаций. Ассоциативные цепочки могут быть своеобразным психологическим портретом участников- составителей  и показать их уровень владения речевыми навыками. Усложнить эту работу можно, попросив ребят включать в свой текст слова из изучаемого материала (например, существительные с различными орфограммами, причастия ).
    Кроме вышеперечисленных мини – творческих работ на уроках часто используем благодатный материал- стихи русских поэтов о природе родной земли, репродукции известных художников, рисунки учащихся из своего класса.
    Учащиеся выразительно читают стихи, находят изобразительные  средства, использованные в тексте, затем создают свои небольшие интерпретации поэтического текста, сами пытаются сочинять стихи. Работают увлеченно, радуются, если созданная ими работа получит хороший отзыв у одноклассников.
    Описанные выше виды работ применяем на уроках русского языка и литературы с 5 класса.  Проходит время, учащиеся становятся взрослее, и вместе с этим наблюдается позитивная динамика в их речевом развитии. Устные и письменные работы отличаются самостоятельностью суждений, в них присутствует авторское начало. В устной речи учащиеся охотно делятся своими мыслями, способны поддерживать беседу, при необходимости отстоять свою точку зрения, убедить собеседника или опровергнуть его утверждения. После чтения художественного произведения умеют интерпретировать прочитанный текст, создать небольшой отзыв о книге. Хочется отметить, что есть еще нерешенные проблемы. Не все жанры сочинений учащиеся успешно освоили, поэтому предстоит еще долгая и систематическая работа по развитию речи уже на новом этапе развития читателя – подростка.
    Приложение 1
    Памятка 1
    Как рассказать о герое.
    Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою.
    Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
    Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их.
    Подбери к ним заголовки.
    Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.
    Расскажите о герое, пользуясь планом.
    Памятка 2
    Как ответить на вопросы.
    Прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.
    Перечитать текст, отмечая те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.
    Еще раз прочитать текст и найти ответы на все вопросы (пометив их карандашом в тексте).
    Проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.
    Приложение 2
    Отзывы об ирландской саге «Угон быка из Куалнге»
    по опорным вопросам:
    Каким перед нами предстает славный Кухулин?
    Почему Кухулин вышел на бой с Фердиадом, ведь они были названными братьями?
    Как в саге мотивированы поступки героя?
    Какими художественными средствами создается образ в ирландской саге?
    Как ведут себя Кухулин и Фердиад перед боем?
    Сопоставьте средства, с помощью которых создается художественный образ в ирландской саге и русской былине. Отметьте черты сходства и различия.
    Произведение «Угон быка из Куалнге» понравилось мне с первых строк. Особенно заинтересовал меня герой саги Кухулин.
    Я представляю его высоким, стройным мужчиной, облаченным в золотые доспехи. Это мужественный человек, который умеет не только воевать, но здраво мыслить. Он любил родину и только поэтому поднимал меч для битвы, славный герой уладов смело защищал свою землю. В этой саге Кухулин вынужден биться со своим названным братом Фердиадом. Он этого не хотел. Зная, что победить будет сложно, Кухулин пытался разрешить дело миром, но прельщенный подарками королевы соперник настаивал на бое, в котором и был побежден.
    Я думаю во всем виновата зависть и тщеславие королевы, из- за которой пролилась кровь и была разрушена дружба двух великих людей.        (Андрей Головко)
    Многие ирландские саги прославляли подвиги великого и могучего героя Кухулина и его верного  друга Фердиада. Но всегда ли названные братья были вместе, всегда ли поддерживали друг друга в трудных ситуациях, всегда ли были верны своему народу?
    Из- за нелепой прихоти королевы Медб Фердиад должен был сразиться с лучшим другом. Для Кухулина эта дружба дорога, но ведь на него надеялись очень многие. Так воины боролись, а после вместе отдыхали. Но Фердиад, околдованный друидами, продолжал сражаться и скоро погиб от руки лучшего друга. Оправдана ли эта потеря, смогла ли королева заполучить быка? Нет. И все оставшиеся дни Кухулин оплакивал своего лучшего друга. (Мария Банникова)
    Главным героем ирландских саг является молодой, отважный, справедливый Кухулин. У него есть лучший друг и товарищ Фердиад. Что же заставило их выйти на смертный бой друг с другом? Кухулин защищал свой народ уладов, а Фердиад был подкуплен коварной королевой Медб. Кроме того на Фердиада было послано три болезни, из – за которых через девять дней герой должен был умереть, если не вышел бы на бой с Кухулином. Из –за этого они и вступают в бой. Оба героя были вынуждены это сделать.
    «Не хотел бы я встретиться с другом в битве»- так говорит Кухулин перед боем, а Фердиад вспоминает: «Жестоко пронзает копье Кухулина…грозен и меч его, в бою нет ему равных». Фердиад говорит о доблести Кухулина, признает, что герой уладов сильнее. Кухулин – «молодой лев».
    Для того чтобы показать могущество и силу Кухулина, используется гипербола. «В боевой колеснице мчится к броду  через реку Маток славный Фердиад, а навстречу ему несется с криком победоносный Кухулин, колесница его подобна грому, кони молниям, мощный голос доходит до далеких гор».
    Главный герой ирландских саг – доблестный воин Кухулин. Он предстает перед нами отважным защитником Родины.
    Кухулин вышел на бой с Фердиадом, своим названным братом потому, что Фердиад предал Родину, поддался обещаниям королевы и был околдован ею. Кухулин не знал об этом и пытался сохранить жизнь другу.
    В саге мотивированы поступки героя тем, что Кухулин не мог оставить Родину без защитника. Ему пришлось сражаться и победить ради своего народа даже ценой жизни названного брата.
    В ирландской саге образ создается в основном поступками героя, но еще присутствует и гиперболизация, как в былинах. Она придает размах и силу произведению. Вот например: «В боевой колеснице мчится к броду через реку Маток славный Фердиад, навстречу ему несется с криком победоносный Кухулин, колесница его подобна грому, кони – молниям, мощный голос доходит до самых гор»
    Воины до самого последнего момента не хотят драться, но у них нет другого выхода, и названные братья сходятся в поединке.
    Перед боем и в промежутках между схватками Кухулин и Фердиад ведут себя как друзья. Но на предложение о мире со стороны Кухулина от Фердиада следует отказ.
    Мне кажется, что доблесть Кухулина подчеркивается именно в тот момент, когда после победы он оплакивает Фердиада как друг. Значит Кухулин не только мужественный человек, но и верный товарищ.
    Ирландская сага похожа на русскую былину, во- первых, своими героями-везде они сильные, доблестные, ловкие и мудрые. Во – вторых, мотивами поединков героев, положительные герои везде защищают свою Родину, а отрицательные, в основном, исполняют чьи- то прихоти. (Ольга Косенко)
    Приложение  3
    Летом на море
    Недавно мы всей семьей были на море. Погода была прекрасная. Ярко светило солнце. Тихи         ветерок ласкал лицо. Море было спокойное.
    Я с подругой собирала на берегу ракушки. Потом из них мы делали удивительные фигурки людей, зверей.
    Я видела много интересного: маленькие косяки рыбок, белых чаек, красивых бабочек. Вечером, сидя на скамейке, мы наблюдали, как заходит за горизонт солнце, это было очень красиво. Небо становилось розовым, голубоватым, ярко- красным.
    Вот так я провела день на море. (Олеся Краснобородкина)
    Привет! Меня зовут Вика. Я хочу рассказать, как я с моими друзьями провела выходной день. Эту субботу я буду вспоминать часто.
    Нас было семь человек. Мы поехали на реку. Там мы купались, загорали, играли в мяч. Мальчики в это время удили рыбу. Среди нас был наш четвероногий друг Тотошка. Время пролетело незаметно, очень грустно было покидать это замечательное место. (Виктория Последова)
    Приложение 4
    Мой дневник
    Каждое утро в нашей жизни единственное. Особенно это ощущаешь весной, когда каждый день природа дарит что- то новое.
    Рано утром, посмотрев в окно, я была поражена увиденной картиной: многочисленные маленькие бриллиантики сверкали, переливались на солнце всякими цветами радуги. Это было роса. Небо было ярко- голубого цвета, без единого облачка. В воздухе чувствовался аромат распустившихся цветов. Птицы своими звонкими голосами приветствовали весеннее утро. Это был замечательный день. Моя душа радовалась. Действительно, май – лучший месяц в году. ( Мария Банникова)
    Приложение 5
    Мини- сочинение по опорным словам.
    Взошло солнце и желтые ромашки распустили свои шелковые  лепестки. Вместе с солнцем поднялся садовник. Он полил растения и заметил еще один маленький росточек.
    Тихо в саду. В кустах крыжовника и черной смородины слышно только жужжание пчел.  (Мария Банникова)
    Футбольная команда 5 «А» класса в полном сборе. До начала матча остается две- три минуты, а вратаря все нет и нет. «Что же с ним случилось? –недоумевает защита. «Сорвать решающий матч! Как это можно!»- негодует капитан. «Ненавижу я таких!»- открыто заявляет нападающий. «А может быть, вратарь заболел. Ему вчера нездоровилось», – пытается защитить своего друга запасной игрок. (Ольга Косенко)
    Школьная линейка.
    В нашей школе переобуваются в сменную обувь, но некоторые ученики этого не делают. Кое- кто даже не утруждает себя вымыть ее от грязи. Несколько человек постоянно опаздывают на первый урок. Кто- то пытается игнорировать замечания дежурных на перемене. Некоторые школьники рисуют на партах.
    В этот раз не были названы фамилии нарушителей, но каждый должен сделать для себя соответствующие выводы. ( Маргарита Костенкова)
    Приложение 6
    Миниатюра «Продолжи начатое»
    Утро выдалось пасмурным… Небо было затянуто серыми тучами. Моросил небольшой дождик, ветер качал деревья. Солнца не было видно. Но вскоре дождь перестал, и кое- где из- за туч стали проглядывать робкие лучи солнца. (Анастасия Розенко)
    Утро выдалось пасмурным…Я проснулась рано. За окном темные тучи надвигались на наш поселок. Сильный ветер качал деревья. Начинался мелкий моросящий дождик.
    Осень вступала в свои права. (Виктория Последова)
    Приложение 7
    Миниатюра «У природы нет плохой погоды…»
    Ее Величество Осень.
    Наступила золотая осень. Ярко- желтая листва падает с деревьев и, кружась, опускается на траву. Осень нарядила деревья в яркие сарафаны. Аромат калины заполнил лес. (Мария Банникова)
    Наступила золотая осень. Листья осыпаются с деревьев и не успев упасть на землю, подхватываются легким ветерком. Опавшие листья устилают ее величеству осени золотой ковер.
    Осень- веселое время года! (Роман Соколовский)
    Наступила осень. Закружились разноцветные листья. Кажется, как будто королева Осень пригласила своих подданных на бал. (Виктория Последова)
    Приложение 7
    Волшебница Зима
    О чем подумала Зима 1 февраля?
    Однажды Зима, сидя в своем уютном кресле, решила посмотреть в магическое зеркало. И что же она увидела?
    Деревья на улице стоят раздетые и ждут, когда же Зима оденет их в новые одежды. На  дорогах слякоть. Зима подумала: «Как же долго я спала. За два месяца не выпало ни одной снежинки. Я должна все исправить!» И тогда, взмахнув своей волшебной палочкой, она одела деревья  и кусты в белые наряды и накинула на  землю пушистое   снежное  покрывало.
    Так исправив свою ошибку, зима подарила людям радость. (Андрей Головко)
    А вокруг белым- бело:
    Снегом поле замело,
    А деревья, как невесты,
    Напевают тихо песню. (Виктория Завгородняя, Олеся Краснобородкина, Виктория Последова и 5 «А» класс)
    Приложение 7
    Красавица Весна.
    В воздухе пахнет весной.
    А за окнами уже весна. Птички чему- то радуются и поют лучше, чем прежде. На деревьях набухли почки, они готовы раскрыться и показать свои маленькие клейкие листочки. Солнце взошло очень рано и осветило серые стены домов и молоденькую травку, проклюнувшуюся сквозь сухую прошлогоднюю листву. Все эти признаки весны вызывают чувство радости, которое переполняет душу. (Андрей Головко)
    Деревьям холодно.
    Наступил март. Первые деньки этого прекрасного весеннего месяца были и вправду по- весеннему теплыми и солнечными. Но неожиданно зимний холод все испортил. До него было так хорошо! Все деревья проснулись. Тополь повесил на свои ветки нежные сережки, абрикосы выпустили бледно- розовые цветочки, а ивушки распустили свои зеленые веточки. И вот злая старуха Зима вернулась, осыпала мокрым снегом все живое. Как же теперь быть, ведь деревьям холодно? (Ольга Косенко)
    Приложение 8
    «Что тебе подарить, человек мой дорогой?»
    Новый год, Новый год!
    Что он нам преподнесет?
    Может, новый поворот судьбы?
    Может, звездные мечты?
    Может быть, прощенье?
    Может быть, благословенье?
    А может, просто Новый год
    Много смеха принесет. (Олеся Краснобородкина)
    С 8 Марта я поздравляю!
    Много радости и счастья пожелаю.
    Побольше веселых забот,
    Побольше приятных хлопот,
    Побольше улыбок,
    Побольше везенья
    И, конечно, хорошего настроенья!  (Олеся Краснобородкина)
    Приложение 8
    Письмо от императора к Хансу Кристиану Андерсену.
    Здравствуйте, дорогой Андерсен!
    Пишет Вам император из сказки «Соловей». Я хотел поблагодарить Вас за то, что вы сделали меня персонажем этой сказки. Мне очень понравилось быть одним из главных героев сказки. Я теперь с Вашей помощью прославился. Правда,  получился не очень добрым персонажем  этой сказки, но в конце ее я с Вашей помощью понял: «Хорошо не то, что блестит, а то, что приносит людям радость».
    Дорогой сказочник, желаю Вам отличного здоровья и прошу сделать меня еще не однажды персонажем Ваших сказок.
    Спасибо Вам за все. Я думаю, что Вы прочитаете это письмо. До свиданья.  Император Китайский. (Андрей Головко)
    Письмо из Сказочного леса
    от Бабы- Яги и Лешего
    Коту Ученому в страну Лукоморье.
    Здравствуй, Кот Ученый! Пишут тебе Баба- Яга и Леший. На наш Сказочный лес напал Соловей – Разбойник. От его страшного свиста все тропинки к сказкам перепутались. Буратино оказался у зловещего замка Кощея Бессмертного, Черепаха Тортилла отдала Золотой Ключик  Красной Шапочке, а Илья Муромец оказывает помощь больной бабушке. Никто не знает, что делать, куда идти, у кого спросить совета. У Соловья служит Змей Горыныч. Он следит за тем, чтобы никто не смог помочь героям сказок. У нас последняя надежда на тебя. Ты ученый, мудрый, все знаешь. Мы просим тебя помочь нам.
    Низко кланяемся тебе. Баба – Яга и Леший. (Денис Коваленко)

  6. Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения (речь диалогическая и монологическая)
    В зависимости оттого, как говорящий использует язык, существуют две его формы: устная и письменная. Рассмотрим их в сопоставлении. Устная форма:
    Первична по отношению к письменной. Первоначально звучание
    Было единственной, самой естественной формой существования языка.
    На языке только говорили. И до сих пор по степени употребительности
    Явно преобладает устная речь;
    Устная речь обычно менее подготовлена, в ней больше
    Непосредственности, стихийности, случайного, оговорок, повторов,
    Междометий, незаконченных конструкций, слов-«паразитов»;
    Устная речь обладает средствами звуковой выразительности:
    Темпом и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания.
    Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой;
    К устной речи предъявляются орфоэпические требования (правильное произношение звуков, постановка ударения). Письменная форма:
    Письменная речь вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Сначала она была лишь способом передачи устной речи, но потом оказалось, что различие между ними столь велико, что говорят об особой, письменной речи;
    Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы. В ней строже выбор слов, сложнее предложения;
    Письменной речи это несвойственно, поэтому она менее выразительна (в какой-то степени эти недостатки восполняются
    использованием знаков препинания, курсива, петита, шрифтовых выделений и т. п.);
    К письменной речи предъявляются орфографические и пунктуационные требования.
    В настоящее время наблюдается взаимодействие устной и письменной форм речи: устная речь нередко опирается на письменную. Доклады, выступления, звуковые письма и т. п. вначале составляются письменно, а затем озвучиваются, поэтому такая устная речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой и правильностью, но при этом она сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика и жесты.
    Речь существует также в форме монолога или диалога. Монолог -это речь одного лица, адресованная многим слушателям (реже одному). Это развернутый вид речи, обычно заранее подготовленный. Он имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).
    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Он связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие. В диалоге важную роль играют жесты, мимика, указания на окружающие предметы, обращения, междометия, звукоподражательные слова, интонация.
    Итак, язык существует в двух своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили и звучание – было единственной формой его существования. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять речь на длительное время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письменная речь только записывала речь звучащую, но с течением времени оказалось, что разница между звучащей речью и написанной настолько велика, что стали говорить о двух языках: о языке звучащем, устном и языке письменном.
    Язык письменный чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он употребляется чаще в книжной речи. Устный язык обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений.
    Языковые различия устной и письменной речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказанного, восполняемого жестами, мимикой, много неполных предложений. Письменная речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности. Письменный язык устанавливает правила письма и чтения. Так возникли орфография и пунктуация.
    Орфографические и пунктуационные нормы письменного языка обязательны для всех. Сами законы устного и письменного общения различны. Часто в одной и той же ситуации невозможно одинаково сказать или написать.

  7. – умения, связанные с составлением плана и письма по плану;
    – умения, связанные с языковой подготовкой текста;
    – умение выражать в сочинениях свою позицию, передавать идею;
    – умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.
    Перечисленные умения начинают формироваться в первом классе при написании разных видов сочинений: сочинений-повествований, сочинений по личным наблюдениям, сочинений-миниатюр, сочинений по сюжетным картинкам, сочинений-загадок, сочинений-описаний и др.
    Сочинение-описание относится к числу непростых видов, поскольку для работы над ним требуется определённый жизненный опыт, умение видеть важные отличительные признаки описываемого предмета, способность образно выразить свои мысли в речевой форме.
    В первом классе для сочинений-описаний выбираются предметы, с одной стороны, хорошо знакомые, которые могут быть без больших усилий точно и правильно охарактеризованы детьми. С другой стороны, это должны быть предметы, способные вызвать у школьников положительные эмоции, достаточно сильные впечатления, яркие чувства. Именно они создадут у детей желание высказаться и выразить свой душевный настрой с помощью слов. Только в этом случае сочинение не просто состоится, а оно получится действительно выражением состояния души пишущего.
    1
    ISSN 2Э04-120Х
    ниепт
    научно-методический электронный журнал
    Бакулина Г. А. Сочинение-описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 27. – ART 75359. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm. – ISSN 2304-120X.
    Написанию сочинения-описания предшествует определённая подготовительная работа. Её назначение состоит в формировании у учащихся потребности в письменном высказывании, а также в сборе и систематизации рабочего материала, в выборе и разностороннем освоении языковых средств.
    Все этапы подготовительной работы так или иначе связаны с устной речью детей. В конце вступительного слова учителя и на основе его содержания школьники устанавливают, о каком предмете будет написано сочинение, и сами формулируют его тему. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития таких важных качеств, как логичность и точность речи, для формирования умения обобщать услышанное. Во время беседы по теме сочинения учащиеся поэтапно, последовательно, отвечая на поставленные учителем вопросы, готовят текст своего высказывания, практически осваивая его структуру, продумывая содержание, словесные средства выражения. При проведении словарно-орфографической работы школьники разбирают трудные случаи написания слов, которые могут быть употреблены ими при раскрытии темы. В этот момент они формируют свой орфографический навык, параллельно пополняя словарный запас новыми словами и терминами.
    В качестве примера в данной статье приводятся два урока развития речи в первом классе. Первый посвящён описанию цветка, который любим многими детьми и взрослыми. Это ромашка. Тема второго сочинения-описания никого не может оставить равнодушным: «Моя мама».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *