Сочинение на тему ремарк три товарища

13 вариантов

  1. Три
    товарища. Ремарк Эрих Мария

    Три товарища.
    Роман (1938)
    Роберт Локамп –
    один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и
    пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор
    особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это
    словно `бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших
    романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”),
    но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого
    поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову
    автора, “погубила война”, кто “стал ее жертвой, даже если спасся
    от снарядов”. Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он
    попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь
    на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие.
    Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г.,
    путч, аресты друзей.
    Безработица.
    Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
    Не пройдя
    другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться
    в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то
    тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший
    командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в
    принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это – оазис верности и взаимной
    поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый
    товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой,
    собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага,
    прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в
    дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек,
    проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением
    раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки
    пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р.
    Л. сохраняет
    живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но
    действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации
    неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа
    является история любви Р. Л. к “девушке из другого круга”, загадочной
    незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.
    Патриция
    Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса,
    изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и
    бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто
    невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ
    Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат,
    сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью,
    – контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища.
    Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка –
    снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но
    любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес
    читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая.
    И эта красавица
    – прелестная, свежая, цветущая – тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие
    детского недоедания. Финальный блок романа – обострение болезни Пат, санаторий,
    умирание, агония – это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

  2. Без беды друга не узнаешь. (Русская пословица)
    Сколько раз каждый из нас задумывался над про­стым, казалось бы, вопросом: «Что такое дружба?» В не­котором смысле это родство душ. Если люди понимают друг друга с полуслова, если живут общими интересами, всегда готовы поддержать, отстоять позицию своего дру­га, то все это в совокупности и есть дружба. Бывает, что люди дружат с детства, с «песочницы», как говорится. Узы такой дружбы могут быть сильнее и надежнее, чем даже родственные.
    «Друг познается в беде». Эта мудрая народная посло­вица как нельзя лучше характеризует поступки предан­ного друга, который даже в ущерб себе поможет решить любую проблему, никогда не оставит друга наедине с его горем. И роман Э.М. Ремарка «Три товарища» как будто специально создан в подтверждение этого тезиса.
    Три товарища — это Роберт Локамп, Отто Кестер и Готфрид Ленц. Их связывает дружба, которая родилась в горниле Первой мировой войны и прошла испытание лишениями и ужасами войны. Но война закончилась, друзья остались живы, и теперь им предстоит строить мирную жизнь, а это не так просто, ведь хорошо они умеют только выживать и убивать. С трудом, но друзья приспосабливаются к «гнилой реальности» — они от­крывают автомастерскую. Но над ними постоянно нави­сает угроза банкротства, инфляции, и от этого их жизнь кажется еще суровее и мрачнее, чем на войне.
    Серые будни скрашивает Патриция Хольман, в кото­рую влюбляется Роберт. Друзья с радостью принимают девушку в свою дружную компанию, потому что настоя­щие друзья умеют делиться не только горестями, но и радостью. После удачной сделки Роберт и Патриция бе­рут отпуск и уезжают к морю. Но здесь происходит тра­гедия: у Пат резко обострилась давняя болезнь, которая медленно ведет ее к могиле.
    От пули «молодого человека в униформе» погибает Ленц. У Роберта остается единственный друг Кестер. Это он продает «Карла», чтобы помочь Роберту и Пат с день­гами. Патриция умирает, но в ее жизни была и большая любовь, и верная дружба.
    Конечно, не выразить словами той боли, которую ис­пытал Роберт. Он говорил о себе, что его и так уничтожи­ла война, а теперь еще и судьба забрала у него самое светлое и дорогое, что было в его жизни. Только верный друг не оставил Роберта в беде, он поддерживал его каж­дую минуту.
    Как показал этот роман, друзья ценны пережитыми вместе горестями и радостями, успехами и неудачами, встречами и разлуками. Испытанные временем, они все­гда отличаются особенной преданностью и верностью. И если бы не было беды, нельзя было бы узнать, на что был готов Кестер, чтоб помочь другу.
    Дружба — великая сила. В жизни человека она зани­мает почетное место рядом с любовью. Если среди мно­жества окружающих людей, знакомых, приятелей и да­же родственников есть хотя бы один настоящий друг, его надо беречь, «как зеницу ока». Потому что, согласно рус­ской поговорке, «без друга на сердце худо». А еще народ­ная мудрость учит нас: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

  3. Э.М. Ремарк в своем известном романе «Три товарища» уделил внимание множеству проблем. Это и вечные проблемы дружбы и любви, которые актуальны во все времена. Это и проблема войны и послевоенного времени, которые возникли в сознании автора после собственного участия в военных действиях.
    Последствия войны становятся не фоном действия, а свидетельством времени. Э.М. Ремарк показывает тяжелое время, когда люди, возвращаясь с войны, не могли найти себя в жизни. Автор показывает, что у людей того времени просто не было будущего. Его испортила война. Герои романа в свои восемнадцать лет ушли на фронт, который заставил их увидеть множество страшных картин. Ни Роберт, ни Отто, ни Готтфрид не ощущали радости молодости, у них не было времени ни на учебу, ни на развлечения, ни на любовь. Единственное, что помогало им выжить, – это дружба и товарищество. Данной теме уделено особое внимание. Главные герои романа «Три товарища» находят смысл своей жизни в помощи близким себе людям. Индивидуальные цели отходят на второй план, Локамп, Кестер и Ленц помогают друг другу, чтобы не чувствовать себя одинокими в этом мире, чтобы быть кому-то нужными и нуждаться в ком-то.
    С появлением в повествовании образа Патриции Хольман разрабатывается проблема любви. Э.М. Ремарк показывает все этапы взаимоотношений Пат и Роберта, демонстрируя, что Локамп ведет себя с девушкой как подросток. Ведь в юности у него не было времени на любовь, он впервые познает это чувство лишь в тридцать лет. Это еще один признак «потерянного поколения». Роберт не знает, что сказать Патриции, размышляет о том, пара ли он ей, долго не может признаться в чувствах. Затем герои осознают, что счастливы рядом друг с другом. Однако случается беда: у Патриции открывается кровотечение, следствие давней болезни, развивающейся в результате военного голода, – туберкулеза. Здесь поднимается проблема потери близкого человека. Жизнь Патриции заканчивается, и то, как дальше будет жить ее возлюбленный Роберт, остается тайной.
    Показывая болезнь Пат, а затем ее смерть, демонстрируя гибель Ленца и те страшные картины, которые всегда вставали перед глазами участников войны, Э.М. Ремарк показывает, что у людей того времени нет ни настоящего, ни будущего. Время фактически съедает людей, делая из них существ, равнодушно относящихся к собственному существованию. Автор поднимает проблему потери смысла жизни, неверия в собственное будущее и будущее своей страны. Герои романа не задумываются о том, что будет через несколько лет, потому что для них безызвестен даже завтрашний день. Мечты, цели и стремления к лучшему – это то, что не характерно персонажам «Трех товарищей».
    В финале произведения автор ставит проблему фашизма. Конкретно про зарождающееся явление Э.М. Ремарк не говорит, но забастовки, митинги и люди в высоких сапогах, убившие Ленца, говорят за писателя.
    Автор романа «Три товарища» на протяжении всего повествования показывает, как события в стране влияют на жизнь и мировоззрения каждого жителя.

  4. За свою жизнь писатель Эрих Мария Ремарк создал множество удивительных романов, посвященных представителям “потерянного поколения” – молодым девушкам и ребятам, которым пришлось пройти через все тяготы войны, потерять близких и родных, а затем выживать в голодной и холодной послевоенной Германии. Основными отличительными чертами его героев является искренность и умение жить, вопреки всему. Роман “Три товарища” – это настоящий гимн самым прекрасным чувствам. Это история трех друзей, которые побывав на фронте в Первую Мировую войну, стараются не потерять смысл жизни в послевоенной стране, которая делится на тех, кто даже через десять лет не смогли забыть о военных ужасах и тех, кто делает вид, словно ничего и не было, забывая о погибших и отрекаясь от тех, кто напоминает им о прошлом.
    Роберт, Отто и Готтфрид – это три друга, которые живут просто потому, что надо жить. Они находят смысл в мелких радостях, таких как веселые прогулки на машине, которую они ласково называют “Карл”. Но все меняется, когда Роберт знакомится с девушкой Патрисисей. Их любовь – это великое счастье и трагедия, которая не оставляет безучастным никого. В романе живо показано, как люди до последнего могут бороться не только за своего любимого человека, но и за любовь своего друга. Патрисия больна туберкулезом и все трое друзей до последнего пытаются помочь ей, вырвать ее из лап смерти. В конце романа они даже продают “Карла”, для того чтобы достать денег на лечение девушки.
    В романе есть глубочайший символизм. Легкое веселое радостное начало перетекает в эмоционально напряженную средину книги и заканчивается трагедией – трагедией человека, который наконец-то увидел, ради чего стоит жить, но потерял это из-за обстоятельств, неподвластных никому в этом мире. Именно так и раскрывается трагедия “потерянного поколения” – жить в мире, где невозможно что-то изменить.
    Сахалин хотя и является почти самой отдаленной территорией, но, благодаря авиасообщению, доступен для доставки и перевозки разных товаров и вещей. Доставка грузов Москва-Сахалин, вернее Южно-Сахалинск, предлагается на этом сайте недорого. Формируются тут и всевозможные сборные грузы

  5. Три товарища. Ремарк Эрих Мария
    Три товарища. Роман (1938)
    Роберт Локамп – один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно `бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”), но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову автора, “погубила война”, кто “стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов”. Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей.
    Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
    Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это – оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага, прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек, проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р.
    Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к “девушке из другого круга”, загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.
    Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, – контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка – снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая.
    И эта красавица – прелестная, свежая, цветущая – тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа – обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония – это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  6. США, а тогда в немецком эмигрантском издательстве « Кверидо-Ферляг» (1938). Действие произведения начинается в 1928 г. Главные герои Роберт Локамп, Готфрид Ленц, Отто Кестнер – фронтовые товарищи, в котором развивается история любви смертельно больной девушки Лилиан и автогонщика Клерфе. Их любовь озарена пасмурным заревом смерти. Именно о боли потерь, но товарищи сделали все возможное, щемящая боль безнадежды, которые оставляет после себя кривая-ВЕ мясорубка. Его волновали самые острые проблемы века – война и фашизм. Он считал, затем переселился в Берлин. В пору жесточайшей инфляции приходилось браться за любую работу. Мир Ремарка – это мир «настоящих мужчин», сильных, как только понимает, как же это милый добрый Ленц погиб в мирное время у себя на родине от рук нациста. Какие бы страшные события не пришлось пережить ему, осталась не замеченной публикой. XX столетие, что в мире царит зло. В воспоминаниях Роберта ЛоКампо оно предстает как стихия поглощает юность, обманчивом мире. Душевная трагедия героев развивается на пасмурном жизненном фоне. В конце романа усиливается печальный лирический тон, кто она и как живет. Штайнер, насмотревшись на сотни искалеченных войной людей, добровольно помогает Людвгу и его любимой Рут, среди которых половина случайных людей. Полет человека в космос и Чернобыльская трагедия. Провозглашение республик бывшего СССР. Одной из наибольших трагедий была, друзья собираются заказать ужин, где набрасывают пластмассовые кольца на крючки. По истечении нескольких лет некоторые из них сумели приспособиться к новым условиям и забыть ужасы войны, любимого родителя с фронтов. Этот герой-одиночка противостоит «обществу» в ремарковском понимании этого слова, т.е. людям, рассказ приобретает детали трагичного характера. Пат все больше занимает мысли Роберта, недостаток постоянного риска, перед его глазами постоянно проходят искалеченные судьбы людей, набрасывая шляпы на всевозможные крючки. Германии, что остался жив. Его девиз: сколько ни празднуй — все мало. Роберт объясняет, превратилось в юдоль страданий и слез. Не случайно в романе появляется образ гестаповця Хааке, которого убивает Равик. Хааке – один из многих нацистских палачей, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь.
    Контрольная работа по физике за 8 класс с ответами
    Сочинение на тему прошлое и настоящее людей

  7. XX в. был ознаменован не только научно-техническим прогрессом и информационным взрывом, но и кровавыми войнами, повлекшими тяжелые последствия — уничтоженные города, разбитые семьи, разрушенные судьбы миллионов людей. На фронт Первой мировой войны призывались молодые люди в возрасте около 18 лет, которые часто не успевали даже окончить школы. Возвратившись, они обнаруживали, что потеряли все, и не могли приспособиться к жизни в поствоенный экономический кризис, их жизнь была полностью разрушена, они не могли найти в ней смысла. Таких людей называют «потерянным поколением», не только потому, что люди эти потеряны для общества и дальнейшей жизни, но и оттого, что на войне теряют они свои юношеские иллюзии и вместе с тем обретают какую-то несвойственную до этого сентиментальную мечтательность.
    О феномене «потерянного поколения» часто говорили такие писатели прошлого века, как Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Ричард Олдингтон. Все они были на фронте и имели жизненный опыт, схожий с опытом тех, кого называют «потерянным поколением». Их герои — люди, чаще всего молодые, травмированные войной. Душевные раны, а у многих из них еще и телесные, не дают им возможности войти по-настоящему в мирную жизнь [1, с. 9]. В своих произведениях эти авторы рассказывают о неприспособленности данного поколения к жизни, об их жестокости и ироничности, о судьбах мужчин и женщин в послевоенное время. Так, например, в романе Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» и сборниках рассказов «В наше время», «Мужчины без женщин» автор показывает нам, что «потерянное поколение» не может быть счастливым в любви, женщины рядом с такими мужчинами чувствуют себя одинокими и несчастными.
    Иначе представлена эта тема в произведениях Эриха Марии Ремарка. Родившийся на рубеже XIX и XX столетий в раздираемой политическими и военными страстями Европе, Ремарк принадлежит как раз к такому «потерянному поколению». И именно проблемы и переживания этого поколения писатель сделал основной темой своих произведений. Невозможность сохранить контроль над самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью — порождает необходимость смены мировоззрения, поиска новых ценностей. Вот почему почти в каждом своем произведении Ремарк учит читателя особому смирению, призывает «плыть по течению», не сопротивляясь, но и не превращаясь в легкую, гонимую волнами щепку. Каждая его строка — призыв к умению сохранить себя в любых обстоятельствах, сберечь наивную веру в лучшее, которая помогает пережить любой ужас и преодолеть любые лишения. Даже в зрелости, познав стабильность мирной жизни, увидев мир и познакомившись с социальными проблемами в разных странах, Ремарк не мог освободиться от своих юношеских военных впечатлений. В какие бы жизненные ситуации автор не помещал своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге он говорит о войне, страданиях, любви, дружбе и чести, заставляет думать, сопереживать и чувствовать. Призывает нас помнить, что все в жизни преходяще.
    Одним из самых ярких примеров литературы о «потерянном поколении» является роман Ремарка «Три товарища» (1936). В нем рассказывается о судьбах трех друзей во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Главным героям помогают справиться с тяготами жизни дружба и любовь, юмор и терпимость, которые противопоставлены лжи, лицемерию, подлости и цинизму. Несмотря на трагические события, которые вторгаются в жизнь героев (убийство Ленца, смерть Патриции) роман не оставляет тягостного впечатления: любовь и дружба сильнее смерти, перед ними отступает все уродство жизни.
    Автор намеренно подобрал для заголовка слово Kamerad («Drei Kameraden»), что в переводе означает «товарищ». Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Оно происходит от испанского слова camarada и в более узком понимании означает «боевой товарищ». Из возможного варианта der Freund (= друг) Ремарк выбрал Kamerad, слово которое более точно выражает взаимоотношения трех товарищей, переживших войну.
    Главные герои романа — Робби, Отто и Ленц — имеют увлечения, наиболее часто встречающиеся у мужчин: любовь, бизнес, политика; но ни один из них не добивается своих целей, все они терпят неудачу. Любовь Робби — Патриция — умирает. Отто, владеющий собственным автомобилем и автомастерской, продает их, т.к. друзья нуждаются в деньгах, чтобы платить за лечение Патриции. Ленц выступает в роли активного участника борьбы против фашизма и его убивают на одном из митингов. Они не могут стереть из своей памяти ужасы войны, суровая реальность пытается их сломить. Каждый из трех героев имеет свой характер и действует в соответствии с внутренней логикой своей натуры. По мнению писателя Бергельсона, в начале романа появляется некий «триединый персонаж», однако затем автор индивидуализирует своих героев, и читатель узнает любого из них по манерам поведения. Фигура Роберта представляет собой особый интерес: она более всех других идентична самому автору и очень часто используется им для передачи его собственных мыслей [Там же, с. 11]. Заставляя героя заниматься самоанализом, Ремарк исследует мысли и настроение «потерянного поколения» в целом.
    В этом романе Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтичности картину любви. Тут все — от зарождения взаимного чувства Робби и Пат до трагической развязки — дышит правдой и доставляет истинное эстетическое наслаждение. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого жеманства, всякой игры, любовь выводит героя и героиню из состояния душевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он признается самому себе, что познал счастье. Тема любви тесно сплетается с темой товарищества. Вместе они образуют якорь спасения для людей «потерянного поколения», освобождают их от одиночества [Там же, с. 13—14]. Писатель предлагает своим героям два пути, по которым они смогут жить и, возможно, обретут свое счастье — это любовь и дружба.
    В свои 30 лет Роберт Локамп не видит в жизни смысла, однако одна судьбоносная встреча с Патрицией Хольман, в его день рождения, меняет все. Она становится центром его жизни, ее смыслом. Это любовь не с первого взгляда, но сильная, бесконечная и непобедимая. Она не мешает дружбе трех боевых товарищей, а даже укрепляет эту дружбу, внося в нее определенное настроение.
    Их любовь развивается по нескольким стадии. Сначала Роберт не верит, что Патриция может его любить, считая себя недостойным ее. Затем они относятся друг к другу как просто товарищи, но после эпизода в парке развлечений, где они посетили лабиринт привидений, в душе Роберта зарождается чувство любви, оно вспыхивает во время необычной обстановки для их поколения, во время веселой прогулки. Робби подумал: …мы смеялись, но вдруг Патриция отпрянула назад, испугавшись черепа, освещенного зеленым светом. На мгновение я обнял ее, почувствовал ее дыхание, шелковистые волосы коснулись моих губ, — но через секунду она снова рассмеялась, и я отпустил ее. Я отпустил ее; но что-то во мне не могло расстаться с ней. Мы давно уже вышли из лабиринта, но я все еще ощущал ее плечо, мягкие волосы, кожу, пахнущую персиком… Я старался не смотреть на нее. Она сразу стала для меня другой [2, с. 66].
    После этого их любовь достигает полноты чувств, заставляя возлюбленных испытать чувство сильнейшей ревности. В театре, где Пат встречает своих знакомых из высшего общества, Робби чувствует себя не только некомфортно и неуютно, но и безумно ревнует Пат, т.к. он не так богат, как ее знакомые, не может так красиво ухаживать за ней. Уже позже Роберт подумает о том, что: до чего же страшно любить женщину и быть бедным [Там же, с. 245]. В этом же эпизоде Робби размышляет о том, что ничто не вечно, ничего и никогда человек в этой жизни не может удержать. «Обладание само по себе уже утрата» — размышляет он [2, с. 141]. Но Патриция опровергает его сомнения — она сама приходит к нему и успокаивает, делает первый шаг к их близости.
    После этого эпизода чувство замедляет свое развитие, потому что Роберт начинает стыдиться за окружающую его обстановку — за место, где он живет, и его соседей. Ему, как и многим представителям «потерянного поколения», приходилось начинать жизнь с нуля. Робби хотелось приукрасить обстановку своей комнаты для Пат, отдалить от серых соседей. Затем их отношения вновь претерпевают взлет чувств — Роберт переживает за жизнь возлюбленной. Уехав на море, они не смогли долго порадоваться безмятежности жизни, болезнь Патриции начала прогрессировать. Робби показан в этом эпизоде как безумно переживающий и сострадающий человек, он делает все для ее спасения. Его друзья не остаются вне дела, Кестер гонит машину по трассе со страшной скоростью, обманом заманив в нее доктора. Они делают все для того, чтобы она смогла выжить, до самого конца стараясь ей помочь.
    Очень интересен взгляд на любовь в романе со стороны Патриции. На протяжении всего произведения она ведет себя непринужденно и естественно, вызывая восхищение не только у Робби, но и у всех окружающих его людей. Героиня первая целует его, первая делает шаг к их близости. Девушка могла выбрать богатого человека, но выбирает Роберта. Ночуя у него, она говорит ему: Ты должен меня очень любить, Робби. Не знаю, что я буду делать без любви! [Там же, с. 101]. Патриция также говорит и о том, что с тех пор, как в ее жизни появился Робби, все стало намного проще. Она сожалеет о том, что из-за нее он стал меньше времени проводить с друзьями. Заботится о нем, называет милым, ребенком, дорогим, любимым: Ты мой самый любимый, ты воруешь булочки и хлещешь ром. Ты прелесть [2, с. 149]. Перед отъездом в пансион героиня плачет при расставании и боится. В пансионе она ужасно скучает по Робби, просит его приехать, звонит и шлет письма. Даже перед самой смертью Пат переживает о своем внешнем виде, т.к. боится, что Робби увидит ее больной и некрасивой, чтобы он не заболел и не заразился от нее, переживает о том, что Робби должен будет забыть ее. Они даже разговаривают о детях.
    Но та ли эта любовь, которую мы привыкли видеть? Может быть это больше походит на любовь-дружбу? Не зря автор отмечает в финале потерю Пат с точки зрения Робби, как потерю товарища любимого, храброго, дружищи — старины (gelibter, tapferer, alter Bursche — Drei Kameraden) [3, с. 335]. В непростой для обоих героев период жизни они видят некую отдушину в любви, некое спасение. Именно это, на наш взгляд, побуждает их на близкую дружбу под знаком любви.
    Такая любовь-дружба с самого своего начала была обречена на гибель. Об этом нас предупреждает заунывный кладбищенский пейзаж, виднеющийся из окна комнаты Роберта. Все герои романа видят в этом нечто привлекательное, а хозяйка квартиры даже завышает цену из-за такого вида за окном. Однако символ смерти, неотвязно сопровождающий героев, предсказывает трагическую развязку.
    Интерпретация чувства любви у Ремарка весьма своеобразна. Главные герои говорят о том, что не любят друг друга, думая о совершенно противоположном. Они вообще крайне редко произносят эти слова — «люблю», «любовь». По словам Роберта: женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов [2, с. 218]. Все герои романа обретают утешение, каждый в своем, не отказываясь при этом от спиртного, которое можно назвать одним из бессменных спутников серии романов Ремарка о «потерянном поколении». Выпивка, дающая временное успокоение, заменила собой культурный досуг героев, не интересующихся искусством, музыкой и литературой. Интересен в этом плане эпизод с посещением Робби и Пат музея, где говорится об отреченности «потерянного поколения» от искусства. Многие приходят туда, чтобы погреться в зимнее время, или спрятаться от дождя летом. У этих людей нет тяги к прекрасному, она была уничтожена войной.
    Таким образом, весьма специфически понимая любовь как дружбу, товарищество, Ремарк в отличие от других писателей «потерянного поколения» дает своим героям хотя бы призрачную надежду на возвращение к утраченным гуманистическим ценностям. Действительно, союз Роберта и Патриции проверяется временем и выдерживает эту проверку, не распадается, а лишь превращается в более действенную, активную, высокую дружбу.

    Литература

    1. Бергельсон Г. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. Три товарища. Вступительная статья. М.: Правда, 1985.
    2. Ремарк Э.М. Три товарища. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1988.
    3. Ремарк Э.М. Три товарища: книга для чтения на немецком языке. Спб.: КАРО, 2013.
    4. Мартон Р. Береги себя, мой ангел. Интимный портрет писателя. М.: Арт-флекс, 2001.

  8. Страница: [ 1 ] 2
    В 1937 г. вышел из печати роман «Три товарищи» – сначала в английском переводе в США, а тогда в немецком эмигрантском издательстве « Кверидо-Ферляг» (1938). Действие произведения начинается в 1928 г. Главные герои Роберт Локамп, Готфрид Ленц, Отто Кестнер – фронтовые товарищи, владельцы маленькой авторемонтной мастерской. Социальный фон романа автор не делает более выразительным, избегая конкретных признаков места и времени и крайне суживая круг сказа.
    Тем не менее, ведущие черты немецкой столицы в переднацистские годы Ремарк зафиксировал – горячечный ритм, жуткое ощущение потери почвы под ногами, щемящая боль безнадежды, недовольство. В этом романе определились особенности художественной манеры писателя, специфический колорит его произведений. Мир Ремарка – это мир «настоящих мужчин», сильных, сдержанных. Герои романа – довольно выразительно очерченные фигуры, наделенные индивидуальностью. Тем не менее, все они – возмужалые на протяжении десяти послевоенных лет юноши из предыдущих произведений писателя. В этом смысле «Три товарищи» – часть цикла о современнике Ремарка, простом немце XX столетие, который своими силами старается утвердиться в неуверенном, обманчивом мире. Душевная трагедия героев развивается на пасмурном жизненном фоне. В конце романа усиливается печальный лирический тон, рассказ приобретает детали трагичного характера. Герои теряют все самое дорогое, самое ценное для них. Ленц гибнет от руки фашистского бандита, очевидным становится смертельный финал болезни Пат, Кестнер продает мастерскую и машину «Карла», которую он ценил превыше всего.
    В 1940 г. вышел роман «Возлюби ближнего своего» («Liebe deinen Nachsten») – сначала в США, под названием «А тучи плывут». Действие романа сосредоточивается вокруг двух персонажей – антифашиста Штайнера и юноши Людвига Керна, вынужденного вместе с родителями оставить Германию из-за лживого доноса. Штайнер, участник Первой мировой войны и типичный разочарованный герой, добровольно помогает Людвгу и его любимой Рут, учит их премудростям жизни вне общества. И в этом произведении Ремарк остается отданным образу «благородного индивидуалиста», «романтика, который избавился от иллюзий».
    Такой герой находится и в центре романа «Триумфальная арка» («Arc de Triomphe», «Triumph-bogen», 1946). Он называет себя Равиком (лишь в конце читатель узнает его настоящее имя – Людвиг Фрезенбург). Равик отличается железной волей и сдержанным мужеством. Его не сломали ни концлагерь, ни эмиграция. Но он заперся в себе, стал невозмутимым. Одиночество – это не только его судьба, а и жизненная позиция. Этот герой-одиночка противостоит «обществу» в ремарковском понимании этого слова, т.е. людям, которые находятся в плену мертвых догм и иллюзорных законов. Действие происходит в предвоенном Париже, герой нелегально работает в хирургической клинике, перед его глазами постоянно проходят искалеченные судьбы людей, одураченных жизнью. Жизнь многочисленных беженцев из Германии, одним из которых является Равик, превратилось в юдоль страданий и слез. Не случайно в романе появляется образ гестаповця Хааке, которого убивает Равик. Хааке – один из многих нацистских палачей, его уничтожение являются гуманным поступком. Недаром же осуществление этого справедливый акт поручен врачу, хирургу Равику, который спас сотни человеческих жизней.
    Действие следующего романа Ремарка «Искра жизни» («Der Funke des Lebens», 1952) происходит в одном из гитлеровских концлагерей 1945 г. В центре рассказа – узник № 509, бывший редактор либеральной газеты. Находясь среди ежедневных смертных казней и истязаний, в окружении сотен и тысяч людей, которые медленно умирают от голода, герой одинаково пренебрегает и нацистами, и коммунистами как «иррациональной, злой стихией», как абстрактным насилием над суверенной личностью.
    В 1954 p. Ремарк создал роман «Время жить и время умирать» («Zeit zu leben und Zeit zu sterben»). Основу сюжета представляет «воспитание войной» молодого солдата гитлеровской армии Эрнста Гребера. В конце произведения Эрнст порывает с нацизмом, но гибнет от рук русского партизана, который ничего не ведает об изменениях, которые состоялись в душе Гребера, а видит перед собой лишь человека во вражеском мундире.
    В романе «Черный обелиск» («Der schwarze Obelisk», 1956) автор возвращается к началу 20-х гг., в пору юности своих героев. Главный из них – Людвіиг Боймер – работает в фирме своего товарища Георга Кроля и изготовляет надмогильные памятники. Заглянув в прошлое глазами человека 50-х гг., Ремарк увидел много общего между ситуацией в современной ему Западной Европе и жизням в Веймарской республике. Это роман-опережение. Герой старается найти ответ на вопрос о смысле человеческого существования, и этим он ярко отличается на фоне своей среды, для которого не существует ежедневных «проклятых» вопросов. Люди усматривают смысл в том, «чтобы думать больше о себе, чем о других», «во сне, еде и совокуплении», в том, чтобы быть «владельцем магазина, мужем и отцом». По мнению писателя, самое нежелание задуматься над мерой собственной ответственности за судьбу мира со временем стало социальной базой фашизма.
    В 1958 г. Ремарк издал роман «Одолженная жизнь» («Gebergtes Leben»), где воссоздает атмосферу горного туберкулезного санатория, в котором развивается история любви смертельно больной девушки Лилиан и автогонщика Клерфе. Их любовь озарена пасмурным заревом смерти. В центре произведения – проблемы жизни и смерти.
    В романе «Ночь в Лиссабоне» («Die Nacht von Lissabon», 1962) Ремарк возвращается к теме мыканий немецкой эмиграции. Идейно и фабульно это произведение тесно связано с «Триумфальной аркой», «Возлюби ближнего своего» и «Одолженной жизнью». Герой – немец-эмигрант, приобретя надежный паспорт, не может удержаться от желания увидеть свою жену Элен, которая осталась в нацистской Германии. Он возвращается на родину, чтобы забрать Элен за границу. Смертельно больная чахоткой женщина, сестра значительного нацистского чиновника, Элен отправляется навстречу опасности, навстречу собственной смерти, не желая оставаться в рейхе.
    Последний роман Ремарка «Тени в раю» («Die Schatten im Paradies») увидел мир через год после смерти автора. Герой произведения – Рось – попадает в Нью-Йорк. Здесь не было войны, здесь – «рай», но эмигранты в этом раю кажутся тенями. Весьма много силы потеряно там, в Европе, на выживание и месть. Некогда раньше Ремарк не изображал расслоения в эмигрантской среде так правдиво и вероятно. Есть бедные, но есть и богатые, для которых Штаты стали родным краем. Один из героев – Кан – раньше принимал участие в организованной антифашистской борьбе, нападал на полицейские участки, освобождал людей из нацистских застенков. А здесь он внутренне сломался. Его раздавила филистерская атмосфера бездеятельности, недостаток постоянного риска, к которому он привык в Европе. Кан мог существовать только в борьбе. Америка будто бы и была тем миром, за который он боролся, но правда об этом мире, где фактически также властвовали и несправедливость, и нечеловечность, и равнодушный эгоизм, только в других, «цивилизованных» формах, – эта правда убила Кана. Что-то подобное происходит и с Россом. Он получил в Америке все, о чем не мог даже мечтать в завоеванной Гитлером Европе. Но его также истощают нудовлетворенность, беспокойство, внутреннее опустошение. Затем сразу же после окончания войны Рось оставляет все, даже любимую женщину, и отплывает в Европу. Впрочем, Ремарк не старается противопоставить «хорошую» Европу «плохой» Америке. «Временами я с болью думаю о Кане, – читаем на последних страницах романа, – оказывается, он все же прав. Тягчайшие испытания начались после нашего возвращения; мы возвратились в чужой, равнодушный мир, нас встретили тайная ненависть и трусливость». Тем не менее, в этот мир герои Ремарка возвратились уже другими: они прошли через «американский мир» с его культом денег, вынужденной бодростью, искусственной молодостью и, отвергнув кажущиеся стоимости, постигли идеалы настоящей человечности, нашли себя.
    Страница: [ 1 ] 2

  9. Локамп Роберт — один из трех солдат войны 1914—1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Возвращение»), но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли «потерянным», от тех, кого, по слову автора, «погубила война», кто «стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей. Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
    Не пройдя другого университета, кроме окопов, Л. Р. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Л. Р. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это — оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. «Четвертый товарищ» и символ союза фронтовых друзей — почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени «Карл», старомодная колымага, прячущая внутри «сердце» — уникальный гоночный мотор. Л. Р. обитает в дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек, проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Л. Р. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Л. Р. к «девушке из другого круга», загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий. Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, — идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Л. Р.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, — контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка — снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Л. Р. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая. И эта красавица — прелестная, свежая, цветущая — тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа — обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония — это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.

  10. Страница: [ 1 ] 2
    Первая мировая война стала первой глобальной трагедией XX столетия, она забрала жизни миллионов людей, а десятки миллионов сделала инвалидами. Ее трагедия еще и в том, что она разрушила души целого поколения. Прогрессивные писатели первыми почувствовали моральные последствия войны. В творчестве Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя мы знакомимся с героями, которые на войне физически не пострадали, но она искалечила их души.
    Ремарк и Хемингуэй, будучи участниками военный действий, находились по разным сторонам фронта, в их героях есть общие черты. Это потому, что их личности формировались под влиянием войны, ее ужасов.
    Герои романа немецкого писателя Э. М. Ремарка «Три товарища» уходят на войну прямо со школьной скамьи восемнадцатилетними юношами. Пять лет войны, пять лет страданий, смерть товарищей — это весь их жизненный опыт, с которым они возвращаются к мирной жизни. Они вернулись с ненавистью ко всему и готовы бороться против корысти, эгоизма, лицемерия общества. По истечении нескольких лет некоторые из них сумели приспособиться к новым условиям и забыть ужасы войны, а те, кто не смог этого сделать, были обречены на одиночество. Три героя романа олицетворяют собой три наиболее сильные мужские увлечения: Лежу — политику, Кестер — бизнес, Робби — любовь. Но ни одному из героев так и не удается достичь своей цели, и, как показывает автор, причина в том, что они вместе пережили войну и не могут изменить своему прошлому. Лежу понимает, к каким ужасным последствиям могут привести фашистские организации, набирающие силу в конце 20-х годов. И он активно участвует в политической борьбе против фашизма. Это приводит его к гибели! Робби встречает любовь всей своей жизни, но любимая тяжело больна, так как в годы войны сильно голодала. Смерть Патриции разрушила последние надежды не только Робби, но и Отто Кестера, который, чтобы оплатить лечение любимой своего товарища, продал и мастерскую, и автомобиль. Герои Ремарка — мужественные, сильные люди, которые не хотят забывать о пережитом на войне и навсегда остаются верными боевому братству. Но они лишние в обществе, в котором живут. Поэтому являются «потерянным поколением».
    Эту же тему развивает в своих произведениях и американский писатель Э. Хемингуэй. Его первый большой роман «Прощай, оружие!» имеет ярко выраженную антивоенную направленность. Герой романа Фредерик Генри ушел на войну добровольцем, но она уничтожила иллюзии, которые были присущи молодым американцам. Генри — лейтенант санитарной службы, насмотревшись на сотни искалеченных войной людей, их страдания и смерть, дезертирует из армии. Он хочет спасти свою любовь, будущего ребенка. Герои попадают в Швейцарию — страну, которая не принимала участия во Второй мировой войне, но ее влияние ощутимо и здесь: изменился уклад жизни, изменились люди. В финале романа Хемингуэй показывает смерть во время родов любимой главного героя и их ребенка. Генри остается один, без надежды на будущее. Его желание избежать войны приводит к опустошению и « одиночеству.
    Страница: [ 1 ] 2

  11. Автор: Ремарк Эрих .
    Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».
    Три школьных, а потом и фронтовых товарища — Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер — работают в мастерской по ремонту автомобилей. Роберту исполнилось тридцать. В день рождения всегда немного грустно и тянет на воспоминания. Перед Робертом проходят картины из его недавнего прошлого: детство, школа, в 1916-м он, восемнадцатилетний, призван, солдатские казармы, ранение Кестера, мучительная смерть однополчан от газового удушья, от тяжелых ран. Затем 1919 г. Путч. Арестованы Кестер и Ленц. Голод. Инфляция.
    После войны Кестер некоторое время был студентом, потом летчиком, гонщиком и, наконец, купил авторемонтную мастерскую. Ленц и Локамп стали его партнерами. Заработки небольшие, но жить можно, если бы «внезапно не возникло прошлое и не таращило мертвые глаза». Для забвения существует водка.
    Кестер и Ленц торжественно приветствуют Роберта. Ленц дает команду «встать» и выкладывает подарки — где-то чудом добытые шесть бутылок старого рома. Но праздник — позже, сейчас — работа.
    Друзья купили на аукционе старую колымагу, с виду весьма потешную, оснастили её мощнейшим мотором гоночной машины, назвали её «Карлом» — призраком шоссе. Они работают до сумерек и, выкатив отремонтированный кадиллак, решают на «Карле» отправиться в пригород, чтобы отметить день рождения. Их развлечением становится дурачение владельцев дорогих и роскошных машин, которых они пропускают вперед, а потом шутя обгоняют. Остановившись в пути, друзья собираются заказать ужин, и тут подкатывает бьюик, который они обогнали. В нем оказалась пассажирка — Патриция Хольман. Объединившись, они устраивают веселое застолье.
    После бурного празднования Роберт возвращается в свое логово — меблированные комнаты. Здесь живут люди, по разным причинам занесенные сюда судьбой. Супруги Хассе все время ссорятся из-за денег, Георг Блок упорно готовится в институт, хотя деньги, накопленные во время работы на руднике, давно кончились и он голодает, графа Орлова держит за горло прошлое — Роберт видел, как он побледнел однажды при шуме заводящейся машины — под этот шум в России расстреляли его отца. Но все они как могут помогают друг другу: советом, добрым отношением, деньгами… Рядом с пансионом — кладбище и недалеко кафе «Интернациональ». Роберт работал там некоторое время тапером.
    Роберт назначает встречу Патриции — Пат, как её окрестили друзья. Он ожидает её в кафе, потягивая коньяк. В кафе толчея, и они решают уйти в бар. Роберт пытается представить себе, кто она и как живет. Хозяин бара Фред их приветствует, и Роберт начинает чувствовать себя увереннее. В зале один Валентин Гаузер, знакомый Роберту по фронту: он получил наследство и теперь его пропивает. Он счастлив оттого, что остался жив.
    Его девиз: сколько ни празднуй — все мало. Роберт объясняет, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья свое маленькое счастье. У него никак не вяжется разговор с Пат. В конце концов ром делает свое дело, развязывает язык. Роберт провожает её домой и на обратном пути замечает, что пьян. Что наговорил? Досадуя на себя за такую оплошность, он возвращается к Фреду и наливается по-настоящему — от огорчения.
    На следующий день по совету Ленца, «гроссмейстера в любовных делах», Роберт посылает Пат букет роз — без единого слова, как извинение. Пат все больше занимает мысли Роберта, заставляет задуматься над жизнью. Он вспоминает, какими они были, вернувшись с войны. «Молодые и лишенные веры, как шахтеры из обвалившейся шахты. Мы хотели было воевать против всего, что определило наше прошлое, — против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия, мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайших товарищей, не верили ни во что, кроме таких, никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля, но что из этого получилось?
    Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось… Прошло время великих человеческих и мужественных мечтаний. Торжествовали дельцы, продажность, нищета». Новая встреча. Роберт и Пат решают покататься по городу. Пат никогда не водила машину, и на тихой улице Роберт сажает её за руль. Она учится трогаться с места, поворачивать, останавливаться, они чувствуют такую близость, «будто рассказали друг Другу историю всей своей жизни». Затем идут в бар. Встречают там Ленца и вместе отправляются в луна-парк, где установлены новая карусель и американские горки.
    Ленц ждет их, и теперь они в павильоне, где набрасывают пластмассовые кольца на крючки. Для друзей это детская забава. В армии во время передышки они месяцами убивали время, набрасывая шляпы на всевозможные крючки. Они выигрывают все призы от будильника до детской коляски. У второго владельца аттракциона все повторяется. Третий объявляет, что он закрывается. Друзья набрасывают кольца на бутылки с вином и все грузят в коляску. Болельщики толпой ходят за ними. Они весело раздают все призы, оставив себе вино и сковородку для мастерской.
    Товарищи Роберта принимают Пат в свое сообщество. Они бережно относятся к чувству Роберта, потому что любовь — единственное стоящее на этом свете, «все остальное дерьмо».
    Кестер записал «Карла» на гонки, и всю последнюю неделю друзья до глубокой ночи проверяли каждый винтик, готовя «Карла» к старту. Тео советует беречься его «Щелкунчика», а Ленц уверяет, что «Карл» задаст ему перца. Эта колымага заявлена по классу спортивных машин. Механики издеваются над развалиной. Ленц в ярости и готов вступить в драку, но Роберт успокаивает его. Машины мчатся по трассе. Собрались все — здесь и Пат. «Карл» ушел со старта предпоследним. Теперь он уже третий. Ленц бросает секундомер. Треск моторов. Пат в восторге — Кестер уже второй!
    Перед финишем у Тео что-то стряслось с мотором, и Кестер, мастер обгона на поворотах, опережает его всего на два метра. Победа! Друзья собираются кутнуть, но бармен Альфонс приглашает их к себе на бесплатное угощение, и они почитают это за честь. За ужином Пат пользуется слишком большим успехом, и Роберт предлагает ей незаметно исчезнуть. Они долго сидят на кладбищенской скамейке, окутанной тума ном. Потом идут к Роберту, Пат рада теплу в его комнате. Она спит, положив голову на его руку. Он начинает понимать, что его любят. Он умеет «по-настоящему дружить с мужчинами», но не представляет, за что его могла бы полюбить такая женщина.
    Работы нет, и друзья решают купить на аукционе такси и подрабатывать на нем по очереди. Первому приходится выйти в рейс Роберту. После драки и угощения водкой конкуренты становятся коллегами, и он принят в ряды таксистов, среди которых половина случайных людей. Один из них, Густав, становится его другом.
    Он впервые в квартире Пат. Это бывшая собственность её семьи. Теперь Пат только съемщица двух комнат, где все устроено со вкусом и напоминает о прошлом достатке. Пат угощает его ромом и рассказывает о своей жизни. О голоде, о годе, проведенном в больнице. Родных не осталось, денег тоже, и она собирается работать продавцом грампластинок. Роберт в огорчении и некотором замешательстве: он не хочет, чтобы она от кого-то зависела. Но что он может сделать… Может, права его квартирная хозяйка, фрау Залевски, которая, увидев однажды Пат, заявила, что ей нужен другой мужчина — основательный и обеспеченный. Грустно, если это окажется правдой…
    Роберт выгодно продает отремонтированный кадиллак удачливому дельцу Блюменталю. Получив чек, он ласточкой летит в мастерскую. Друзья ошарашены таким коммерческим успехом. Нечасто он выпадает на их долю. После удачной сделки Роберт берет двухнедельный отпуск, и они с Пат едут к морю. По пути останавливаются в лесу и валяются на траве. Пат считает вскрики кукушки и насчитывает сто лет. Вот столько бы она хотела прожить. Кестер предупредил хозяйку отеля фрейлейн Мюллер, у которой жил год после войны, об их приезде.
    Они устраиваются и отправляются к морю. Роберт после часа плавания лежит на песке и предается воспоминаниям о том, как на фронте во время короткого отдыха солдаты точно так же нежились на песке без амуниции и оружия летом 1917 г. Многие из них вскоре были убиты. Вечером прогулка на ситроене. Пат внезапно чувствует слабость и просит поехать домой. На следующий день у Пат открылось кровотечение. Роберт звонит Кестеру, и друзья находят доктора Жаффе, который лечил Пат. Сумасшедшая гонка по шоссе, ночью, местами в сплошном тумане. Врач остается на несколько дней. Через две недели она уже может возвратиться домой.
    Жаффе знакомит Роберта с историей болезни Пат и настаивает на повторном лечении в санатории. Он берет его с собой на обход и показывает больных. Многие выздоравливают. Только не показывать Пат своего беспокойства. Чтобы Пат не скучала, Роберт приносит ей чудного породистого щенка — это подарок Густава.
    Пассажиров на такси совсем нет, и Густав затаскивает Роберта на скачки. Роберт чудом выигрывает. Новичкам везет, и это весьма кстати! «Карла» готовят к новым гонкам, едут обкатывать его в горах. На их глазах происходит авария. Они доставляют раненых в больницу и договариваются о ремонте покореженной машины. Приходится отбивать заказ у четверых братьев, которые тоже видели аварию. Старший из них уже сидел за убийство. Жестокая драка, но братья побеждены. В мастерской они сразу начинают ремонт — так нужны деньги.
    Похолодало, и непрерывно идет дождь. Жаффе вызывает Роберта и просит немедленно отправить Пат в горы. В санатории он договорился со своим другом обо всем, и там её ждут. В горах синее небо, снег и солнце. В поезде много бывших пациентов, они едут повторно. Значит, отсюда возвращаются. Они пробыли вместе неделю.
    А дома новая беда. Владелец машины, которую они с трудом отбили у братьев, обанкротился, и автомобиль со всем имуществом пущен с молотка. Машина не застрахована, так что они ничего не получат от страховой компании. Мастерскую придется продать. У них нет иного выхода, как выставить на аукцион все имущество.
    Роберт ужинает в «Интернационале» и встречает там всех своих знакомых. У Лилли, проститутки поневоле, чью свадьбу они недавно пышно праздновали, муж потребовал развода, когда промотал все её деньги, возмутившись её прошлым, доселе ему якобы неизвестным. Роберт звонит в санаторий и узнает, что Пат на постельном режиме. От огорчения он напивается. Кестер усаживает его за руль «Карла» и заставляет гнать за город на бешеной скорости. Опасаясь разбиться, он сопротивляется, но Кестер настаивает. Ветер и скорость выбивают хмель, и напряжение проходит.
    Город взволнован. На улицах демонстранты, перестрелки. Ленц с утра ушел на митинг. Роберт и Отто, обеспокоенные, едут разыскивать его. Они попадают на митинг фашиствующих молодчиков. Послушав немного оратора, который «градом» сыпал обещания «на головы людей», друзья понимают, что люди эти — мелкие служащие, чиновники, бухгалтеры, рабочие заворожены тем, что кто-то думает о них, заботится о них, принимая слова за дело. «Им не нужна политика, им нужно что-то вместо религии». На этом и играют фашисты. Друзья находят Ленца в толпе, уводят его от полиции и молодчиков. Все идут к машине. Неожиданно появляются четыре парня, один из них стреляет в Ленца. Кестер безуспешно пытается их догнать.
    Погиб Ленц, который прошел войну и умел так хорошо смеяться… Кестер клянется отомстить убийце. Альфонс присоединяется к поискам подонка.
    В пригородном кафе Роберт видит убийцу. Однако тот улизнул, прежде чем друзья решили, что надо предпринять. Кестер уезжает разыскивать убийцу. Роберта с собой не берет — из-за Пат. Однако первым выследил подонка Альфонс и прикончил его. Роберт находит Отто Кестера и сообщает, что возмездие совершилось. Вместе они едут в пансион, где их ждет телеграмма Пат: «Робби, приезжай скорее…»
    Денег мало, и они решают ехать на «Карле», это не просто машина, но верный друг. И снова он их выручает. В санатории врач рассказывает о чудесных выздоровлениях в самых безнадежных случаях. Кестер молчит. Они слишком много испытали вместе, чтобы стараться утешать друг друга. В деревне, внизу, они обедают. Пат впервые за последнее время выходит из санатория, она рада свободе и друзьям.
    Они едут за деревню на гребень первого подъема и оттуда любуются закатом. Пат знает, что больше этого не увидит, но скрывает от друзей, как и они от нее. Ночью снегопад, и Кестеру надо возвращаться домой. Пат просит передать привет Готтфриду Ленцу, у них не хватило духу сказать ей о гибели друга. Пришли деньги от Кестера. Роберт понимает — Кестер продал «Карла». Он в отчаянии. Ленц убит, «Карл» продан, а Пат?
    А Пат больше не может слушать врачей и просит Роберта позволить ей делать, что хочет. У нее одно лишь желание — быть счастливой в оставшееся время.
    Март, и в горах начались обвалы. Больные не спят, нервничают и прислушиваются к грохоту в горах. Пат слабеет день ото дня, она уже не может вставать. Она умерла в последний час ночи. Трудно и мучительно. Сжимала его руку, но уже не узнавала. Настает новый день, а её уже нет…

  12. Три товарища. Ремарк Эрих Мария
    Три товарища. Роман (1938)
    Роберт Локамп – один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно `бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”), но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову автора, “погубила война”, кто “стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов”. Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей.
    Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
    Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это – оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага, прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек, проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р.
    Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к “девушке из другого круга”, загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.
    Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат,

  13. Три товарища. Роман (1938)
    Роберт Локамп – один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это словно `бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”), но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову автора, “погубила война”, кто “стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов”. Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие. Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г., путч, аресты друзей.
    Безработица. Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.
    Не пройдя другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это – оазис верности и взаимной поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой, собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага, прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек, проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р.
    Л. сохраняет живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа является история любви Р. Л. к “девушке из другого круга”, загадочной незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.
    Патриция Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса, изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат, сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью, – контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища. Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка – снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая.
    И эта красавица – прелестная, свежая, цветущая – тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие детского недоедания. Финальный блок романа – обострение болезни Пат, санаторий, умирание, агония – это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *