Сочинение на тему революция 1917 года

6 вариантов

  1. В истории России было много великих событий, которые смогли серьезно изменить ее ход и оставили большой след в сердцах людей. Но самым грандиозным из них стала Революция 1917 года.
    Свержение монархии. Сложно придумать более радикальный путь перемен для страны, привыкшей жить в таком состоянии веками. Но, тем не менее, это произошло. Были ли готовы русские люди к такому повороту событий? Конечно же, нет. Но многие из них с восторгом приняли переворот, думая, что за ним последует долгожданная счастливая жизнь.
    К сожалению, этого не случилось. За переворотом последовал период двоевластия, а за ним уже Гражданская война. Чтобы понять, насколько тяжелы были последствия всех этих событий, и оценить, в каком состоянии находились люди, их переживавшие, достаточно почитать, например, роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».
    Действительно, наша страна оказалась раздробленной на части. Многие просто не знали, к какому лагерю примкнуть (к белым или красным) и метались между двух огней. А сколько хороших, достойных людей погибло в это время?
    После кровопролитных событий 1917-го в нашей стране наступила полная разруха. Люди нищенствовали и голодали. Будучи не в силах вынести подобные условия существования, многие из них заканчивали жизнь самоубийством, а те, у кого имелись какие-либо связи, уезжали за границу.
    В результате революции была уничтожена русская интеллигенция. Ей на смену пришло грубое и неграмотное поколение «Шариковых», которое стремилось на все заявить свои права.
    Таким образом, переворот 1917 года стал своеобразным жестоким экспериментом над русскими людьми, последствия которого мы ощущаем до сих пор. С другой стороны, мы не знаем, какой была бы наша жизнь, не случись в истории России этого события. Была бы она лучше или хуже, сложно дать определенный ответ. Но, я думаю, главное, что все мы вынесли горький опыт из произошедшего, и этих знаний нашей стране хватит, чтобы не повторять прежних ошибок.

  2. В 1917 году две революции прокатились по России, завершив эпоху многовековой имперской власти и приводя в движение политические и социальные изменения, которые привели к образованию Советского Союза. Этим события и посвящено приведенное краткое историческое эссе.
    В марте в стране, замученной Первой Мировой войной, проявились гражданские волнения вкупе с хронической нехваткой продовольствия, что вылилось в открытый мятеж, вынудив на отречение Николая II (1868-1918), последнего русского царя. Спустя всего несколько месяцев вновь установленное Временное правительство было свергнуто более радикальными большевиками, возглавляемые В. И. Лениным (1870-1924). Фигура его на данный момент трактуется людьми весьма неоднозначно.

    Русская февральская революция 17-го года: предпосылки и протекание

    К 1917 году большинство россиян потеряли веру в способности руководства царя Николая II. Был разгул коррупции в правительстве, экономика России, развившаяся к 1913 году, утратила свои достижения из-за затрат на военные действия. Николай неоднократно распускал Думу, российский парламент, созданный после революции 1905 года, против его воли. Непосредственной причиной Февральской революции было однозначно катастрофические участие страны в Первой мировой войне (1914-18).
    Интересно оторваться от стереотипов и узнать мнение на этот счет западных историков, и тех самых «клятых» американцев, почитать их исторические эссе на тему революций в России 1917-го года. Они считают, что в военном отношении имперская Россия была далеко не противником для промышленно развитой Германии, и потери наших соотечественников были больше, чем потери любой другой нации в любой предыдущей войне. Между тем, экономика была безнадежно сорвана дорогостоящими военными фокусами, и умеренные круги присоединились к радикальным элементам, что призывали к свержению царя.
    После того, как царь Николай II и его семья были казнены силами большевиков в июле 1918 года, убийцы скрыли изуродованные тела жертв. Останки были обнаружены и эксгумированы в конце 1970-х годов под Екатеринбургом, и, в конечном счете идентифицированы путем проведения анализа ДНК.
    Февральская революция (известная как таковая, поскольку Россия использовала юлианский календарь до февраля 1918) началась 8 марта 1917 года (или 23 февраля по Юлианскому календарю), когда демонстранты, требуя хлеба, вышли на улицы российской столицы в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Огромные толпы бастующих работников промышленных предприятий стекались на улицы. Протестующие столкнулись с полицией, но отказались покинуть улицы. 10 марта забастовка распространилась среди всех петроградских рабочих, и разгневанной толпой были разбиты полицейские участки. Несколько фабрик избрали депутатов Петроградского совета, или Совета рабочих и солдатских депутатов, организовывали комитеты, в соответствии с моделью, разработанной во время революции 1905 года.
    Наше краткое историческое эссе на тему революций р России 1917 года продолжается хроникой событий марта 1917-го. 11 марта войска Петроградского гарнизона армии были призваны, чтобы подавить восстание. Полки открыли огонь, убивая демонстрантов, однако протестующие держались на улицах, и войска начали колебаться. В тот день Николай снова распустил Думу. 12 марта революция восторжествовала, когда полк Петроградского гарнизона перешел на сторону демонстрантов. Солдаты впоследствии сформировали комитеты, избрали депутатов в городской совет.
    Имперское правительство было вынуждено уйти в отставку, а Дума сформировала Временное правительство, которое мирно сотрудничало с петроградскими советами и комитетами для управления революцией. 14 марта Петроградский совет издал свой приказ № 1 по поводу солдат и матросов На следующий день, 15 марта, царь Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила (1878-1918), а отказ от короны Михаила положил конец царскому самодержавию.

    Большевистская Революция: 1917 год

    Следующим фактом данного краткого исторического эссе на тему революций в России станет переворот Октябрьский,то есть большевистская революция 1917 года. После Февральской революции власть поделили между слабым Временным правительством и Петроградским Советом. Затем, на 6 и 7 ноября, 1917 (или 24 и 25 октября по Юлианскому календарю, поэтому это событие также называют Октябрьской революцией), левые эсеры во главе с лидером большевистской партии В. И. Ленин устроили почти бескровный государственный переворот против Временного правительства. Большевики и их союзники оккупировали правительственные здания и другие стратегические объекты в Петрограде, и вскоре сформировали новое правительство с Лениным во главе.
    Интересно привести в нашем кратком историческом эссе на тему революций в России 1917 года взгляд западных историков на большевистскую революцию 1917 года. Ленина на Западе называют диктатором первого марксистского государства в мире, хотя есть много спорных моментов по поводу его «диктаторства». Множество, кстати, западных источников, исторических эссе, в том числе американских, отзывается о Ленине лояльно, или достаточно нейтрально-сдержанно. Эта информация появилась в процессе подготовки нашего краткого исторического эссе на тему революций – при работе с англоязычной прессой. Но отнюдь не негативно. Ленинское правительство заключило мир с Германией, национализировало промышленность и раздало земли крупных владений. В начале 1918 года началась гражданская война «красных» сил против антибольшевистских сил белой армии. В 1920 году противники большевиков были разгромлены, большевистская революция торжествовала, и в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан.

  3. МБОУ 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
    с.Гавриловка 2-я Гавриловского района Тамбовской области
    Эссе на тему:
    «Октябрь 1917 года: переворот или революция?»
    Выполнила : учащаяся 10 класса
    МБОУ 2-Гавриловской сош
    Жутова Светлана Юрьевна
    Руководитель: учитель истории
    МБОУ 2-Гавриловской СОШ
    Витютнева Нина Николаевна,
    учитель литературы
    МБОУ 2-Гавриловской СОШ
    Дыкова Елена  Николаевна
    Тамбовская область, 2016 год
    XX век.  Самое страшное столетие в истории России. Даже ужасные разорения, которым Русские земли подверглись в пору монголо-татарских нашествий и Смуты, не идут ни в какое сравнение с тем, что случилось с Россией в XX веке. Всего за каких-то 18 лет (с 1904 по 1922 годы) страну поразили три подряд революции и три тяжелейшие войны –  русско-японская, Первая мировая, Гражданская. Безусловно, одно из крупнейших политических событий –  событие Октября 1917 года. Время разрушения традиционной России, ибо удары были нанесены по коренным, вековым устоям русского народа.  В итоге всё,  на чём столетия держалась, на чём от века основывалась российская цивилизация, оказалось разрушенным и уничтоженным. Вспоминаются строки  стихотворения  «Предсказание», написанное М. Лермонтовым в 1830 году:
    Настанет год, России черный год,
    Когда царей корона упадет;
    Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
    И пища многих будет смерть и кровь;
    Когда детей, когда невинных жен
    Низвергнутый не защитит закон…
    Откуда же берет начало  Октябрьская  революция?
    Общенародное восстание  9 января 1905 года, названное «Кровавым воскресеньем», –  это мирное шествие рабочих  с петицией к императору,  подготовленное организацией «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», во главе со священником Г.А.Гапоном.   Это выступление было разогнано при помощи огнестрельного оружия, примененного  против безоружных  рабочих.  Разгон шествия стал причиной  гибели нескольких сотен человек и  вызвал взрыв возмущения в российском обществе и во всём мире,  послужил толчком к началу Первой русской революции.
    Еще одним толчком к октябрьским событиям стала Февральская революция 1917 года. Знаменитые лозунги «Хлеба!», «Мира!», «Долой самодержавие!», возникшие в ходе демонстрации в честь Международного  женского дня, прогремели на всю  Россию и привели страну еще к одной забастовке  рабочих и началу революции. Экономические требования восставших сменялись политическими. Забастовки перерастали в вооруженные восстания, войска полиции  стреляли в демонстрантов. Никто не предвидел кровавой развязки. И все же начало революции не было бескровным, в Петрограде насчитывалось около 1400 убитых и раненых.  Но восстание нарастало, на сторону рабочих переходили солдаты, гарнизоны Петрограда.  К 27 февраля весь город был в руках восставших, и Николаю II не оставалось выбора, как отречься от престола. Это положило конец монархии в России. А сотни всяческих «делегаций, депутаций и резолюций» требовали смертной казни Николая Второго и отправки его семьи из Александровского дворца в Петропавловскую крепость или Кронштадт.
    Народ требует  суда над императором: за то кровавое воскресение 1905;  за то, что он коварно подстроил бойню и залил рабочей кровью улицы столицы; за то, что в России не осталось ни одного места, где бы не была пролита кровь народа, где бы народ не расстреливали, не избивали и не пороли; за то, что за три года (1905-—1908) он перевешал больше, чем кто-либо во всем мире, в какой-либо стране.
    Действительно ли концовку династии Романовых предопределила историческая необходимость? Несомненно, что рокового исхода никто из Романовых не мог себе представить. Страшен был их конец. Расстрел всей царской семьи новой властью останется  одной  из кровавых и безнаказанных страниц в истории России.
    Еще одной причиной Октябрьской революции стало участие России в Первой Мировой войне. Неудачный для России ход войны, значительные людские потери, усталость населения. Война – могучий ускоритель революции.
    Все эти  события готовили Россию к великому Октябрьскому перевороту. Революция большевиков была исторически неизбежна в силу тех глубоких социально-экономических противоречий, которые раздирали Российскую империю.  В период от февраля до октября 1917 года  власть не смогла решить главные проблемы народа: крестьянский  и рабочий вопросы, вопрос о прекращении войны.  Воспользовавшись кризисом власти, инициативу берут в свои руки левые силы  во главе с В.И.Лениным.
    В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики  и их союзники – левые эсеры. Победу большевиков  нельзя назвать триумфом, так как Гражданская война являлась трагедией для народа: общество расколото, погибли активные социальные элементы народа, чья энергия и талант не использованы для созидательной деятельности, потери были велики, по некоторым данным погибли от 8 до 13 миллионов человек.
    Так что же Октябрь 1917 года: революция или переворот?
    Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции 1917, ведь она оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в XX в.
    В первое десятилетие после революции она нередко именовалась Октябрьским переворотом, и это название не несло в себе негативного смысла (по крайней мере, в устах самих большевиков). В.И. Ленин, выступая на заседании ВЦИК 24 февраля 1918 г., говорил: «Конечно, приятно и легко бывало наблюдать, как после Октябрьского переворота, революция шла вперёд…»  Впоследствии, однако, слово «переворот» стало ассоциироваться с заговором и захватом власти узкой группой лиц,   и термин был изъят из официальной историографии. Зато выражение «октябрьский переворот» стало активно употребляться, уже с негативным смыслом, в литературе. Так в «Окаянных днях» Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, он писал:  « Октябрь — короткий грубый местный военный переворот по плану, какая уж там революция?…»
    Обратимся к книге бесстрашной искренности перед лицами бури, к поэме «Двенадцать» А. Блока. Действие поэмы развертывается в тревожные месяцы после Октября, начало «окаянных дней», разгона Учредительного собрания, убийства в больнице матросами  двух министров Временного правительства, Шингарева и Кокошкина. Разбушевавшаяся революционная стихия рвет в клочья последний демократический атрибут того времени – плакат: « Вся власть Учредительному собранию!» Теперь все решается с позиции силы. Новое правительство, отобравшее власть у «Временных государственников», цепко держит бразды правления в своих руках.  Их «декреты» и «указы» популярны среди  рабочих.  Слышны обрывки фраз людей, стоящих под плакатом о другом собрании, состоявшемся  в ночь на 25 октября 1917 года: «Обсудили – Постановили» и силой оружия захватили власть.
    Появляются фигурки отжившего старого мира. Отношение к революции у низов отрицательное.  Впроголодь живущая старушка, недоумевая, плачет, глядя на плакат: «такой огромный лоскут» :
    -Ох, Матушка-Заступница!
    -Ох, большевики загонят в гроб!
    Вслед за старушкой «писатель-вития»:
    Длинные волосы
    И говорит вполголоса:
    – Предатели!
    -Погибла Россия!
    Говорит тихо, за свои суждения можно поплатиться – неподалеку ходит патруль, а от вооруженных людей можно ожидать всего. В городе было неспокойно: мародеры громили склады, винные погреба, трактиры. В поэме исторические факты нашли отражение:
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба.
    Мы на горе всем буржуям
    Мировой пожар раздуем,
    Мировой пожар в крови –
    Господи, благослови!
    Какое кощунство революционной толпы, требующей Господа благословить пожары на крови!
    Почему же Блок в конце поэмы поставил во главу революционного отряда Иисуса Христа? Поверил в очистительные революционные ветры? Ответ в его статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ – паинька? Что сотни мужиков, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит?»
    Думаю, имеет право существовать другое мнение.  Октябрьская революция – величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир – позволила России выбрать некапиталистический прогрессивный путь развития, вырвать Россию из вековой отсталости.  Булгаков писал: «В целом Октябрьская революция свершилась под знаком общечеловеческих ценностей и демократии, но стала утверждаться путем невиданного классового насилия».
    Можно было бы расценить приход к власти большевиков как очередной переворот, однако не надо забывать, какие последствия это имело. Октябрь 1917 года смог обеспечить невиданные ранее темпы роста экономики, науки, промышленности и сельского хозяйства, уничтожить феодальные пережитки.  И в то же время , число жертв террора огромно, насчитывают, что в период с 1917 по 1922 год, погибло 15-16 миллионов россиян. Братоубийственная война с ее миллионами человеческих жертв, стала национальной трагедией, она обесценила жизни людей. Любой террор – преступление перед человечеством,   чем бы он ни мотивировался.
    Итак, это не переворот, так как коренное изменение произошло не только в государственной,  но  и многих других сферах. Конечно же, это не было восстанием, ведь в основном все вооруженные действия совершались со стороны Военно-Революционного Комитета от имени рабочих.  Большинство историков считают это революцией. Я с ними согласна. В отличие от переворота, революции не делаются заговорщиками. Революция – это массовое народное движение, которое невозможно вызвать чьей-то единоличной или групповой субъективной волей. Группа революционеров может понять народ и направить его  в определенное русло.  На мой взгляд, наиболее точную и научно обоснованную характеристику Октябрьской революции 1917 г. дал российский историк В.П. Дмитренко. Он представлял революцию как сложное, многоуровневое, многоликое историческое явление, сочетавшее в себе аграрный, пролетарско-бедняцкий, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический типы революции.   На мой взгляд, говорить определенно о характере  октябрьских событий  невозможно.  Признаки  как революции, так и переворота,  и заговора имели место в дни Октября 1917 года.

  4. Революция 1917 года в кинематографе.
    Осень 1917 года. Скоро минет столетие с того дня, когда силы большевиков «опрокинули» Временное правительство и провозгласили диктатуру пролетариата. Одно из важнейших событий отечественной истории. Естественно,  оно обязательно должно было найти отражение в русской и мировой культуре.
    И это отражение нашлось, прежде всего, в советских фильмах. Понятное дело. Ведь кино считается лучшим способом донести идеи до широкой общественности. Прежде, чем начать анализ художественных картин, нужно знать, что мы ставим в центр всего сочинения. Я расскажу не столько о самих произведениях, сколько передам смысл, чувства и настроение. Поразмышляю, чем была революция октября 1917 года для страны. Конечно, нельзя не начать с самого известного фильма о революции – фильма «Октябрь» С.Эйзенштейна.
    Данное произведение искусства было создано в 20-е годы 20 века. В нём режиссер через призму собственного восприятия показывает  многие важные эпизоды того времени. Первые кадры повествуют о сокрушении монархии: пролетарии сбрасывают с постамента статую Александра 3. Затем звучат апрельские тезисы Ленина, потом выступление генерала Корнилова и, собственно, сам октябрь. Дабы избежать ненужного пересказа всего сюжета, я хочу донести главные мысли и настроения данного фильма через ключевые эпизоды. «Революция – это бунт народных масс, чьи стремления направлены руками большевистской верхушки» – вот, пожалуй, главная идея «Октября». В фильме большевики являются олицетворением мужества, стойкости и героизма. Вспомним хотя бы наступление Корнилова на Петербург – большевики встают на защиту города, пока А.Керенский, что символично, прячется под подушкой в Зимнем дворце. Часто в «Октябре» показывается безрассудная, символическая смелость солдат. Ярчайший тому пример – матрос, влезающий на ворота Зимнего дворца,-  кадр,  воспринятый многими как документальный.
    Подводя промежуточный итог, скажу, что «Октябрь» Эйзенштейна являет собой своеобразную победную песню свершившейся революции. Матрос – герой, дело – правое, Времправ – апатичные предатели России.
    Вторая картина, которую я хотел бы упомянуть – это «Красные колокола 2». Данный фильм, вернее, сериал, был снят Н. Михалковым в 1985 году. Соответственно, эта работа куда меньше подверглась воздействию цензуры, нежели «Октябрь» Эйзенштейна. История проста. В Россию приехал Джон Рид. Американский писатель оказывается в самой гуще событий и принимает в них непосредственное участие. Чуть отклоняясь от темы, хочу сказать, что данные фильмы абсолютно различны: Эйзенштейн показывает революционеров как массу, как единый организм, а Михалков на первое место ставит  конкретное лицо на фоне событий октября 1917 года. «Красные колокола» дали революции несколько иную окраску в кинематографе: свободную, личную, субъективную. Само собой, в сюжете есть послабления и недосказанности, но в фильме Михалкова сам октябрь 1917 приобретает человеческое лицо.

  5. «… К осени 1917 года Россия находилась в состоянии политического кризиса. Действительность была такова: сокращение промышленного производства и обесценивание денег…стремительный рост цен…спекуляция и введение карточек на основные продовольственные товары… бездействие правительства и всеобщее недовольство… В этих условиях партия большевиков взяла курс на подготовку вооружённого восстания в столице. При Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет, куда (помимо большевиков) вошли и левые эссеры.
    Утром 25 октября был разогнан предпарламент, Совет рабочих и солдатских депутатов принял, написанное Лениным «Воззвание ко всем гражданам России», в котором провозглашалось установление Советской власти…. Октябрьский переворот в Петрограде был почти бескровным, куда кровопролитнее оказался приход большевиков к власти в Москве…. Второй Съезд Советов поставил точку…
    Относительная слабость либеральных сил, Первая мировая война (как дестабилизирующий фактор), кризис власти ( падение самодержавие и двоевластие), правильно ( применительно к моменту) выбранная тактика большевиков – в итоге великий национальный кризис и великая октябрьская социалистическая революция…» Малозёмов Семён, 9ТФ16.
    « … Чрезвычайно трудно представить себе то время, облики петроградских улиц, судьбы людей, сгорающих в пламени революции… , людей, чья участь, порой находилась в руках случая…. Я вчитываюсь в строки поэтов, творивших в те суровые и трагические дни… Крушение прежних идеалов… трагизм, неизвестность… зыбкий оптимизм нового….Многогранность сознания не даёт постичь всю картину в целом… Забыть эти годы и события?! Нет, наверное, – никогда!» Дёмин Никита. 9ТФ16.
    « …Безусловно, это важное событие для нашей страны, для человечества, важное и неоднозначное. Важно разбираться в причинах. Да, экономические и политические кризисные трудности, да- испытания Первой мировой…, да – тяжелые условия жизни рабочих и крестьян, да- несправедливая социальная политика, безграмотность населения , его пассивность, его малочисленность, прочие объективные причины… И на этом фоне – хорошо организованная группа – партия большевиков, главенство в ней великой личности В.И.Ленина. И революция свершилась. В центре огромной великой страны, где вести о революции долетели во все концы не сразу…. Российская империя пала. Её место заняла Советская империя. Революции, конечно были и будут всегда. И кто-то всегда будет недоволен властью. Видимо, это характерная особенность нашей планеты – пути её развития, пути жизни её народов.» Кадашенко Александр, 9ТФ16.
    «… Ужасное и трагическое время… Гневное , грозное, злорадное дыхание апокалипсиса…. И чуть ли не самое важное событие мирового масштаба для 20 века. Свергнуто правительство… самая страшная из всех войн – братоубийственная гражданская война. Людей раздирают классовые противоречия, социальные беды… В стихотворении Зинаиды Гиппиус я вижу и чувствую картины и дыхание этого ужасного времени:
    Блевотина войны – октябрьское веселье!
    От этого зловонного вина
    Как было омерзительно твоё похмелье,
    О, бедная , о грешная страна!
    Великая Октябрьская революция разделила мир на два лагеря: социалистический и капиталистический…» Ежикова Арина . 9ТФ16.
    «…Я думаю вот о чём- Великая октябрьская революция внесла свой большой и важный вклад в литературу- российскую и мировую. В ней тогда проявился в чем-то нравственный код нашей нации. Потом, в Великую отечественную это проявление встанет во весь рост и удивит человечество своей верой в Добро… Поэты революции… Отражение боли душевной, любви к своей несчастной стране и леденящие душу «фотографии времени»… читаю З. Гиппиус: «народ, безумствуя, убил свою свободу…» Зинаида Гиппиус винит народ в свершившемся… С моей точки зрения, она думала так: если народ сам навлёк на себя беду, сам отверг бога, то остаётся только горько посмеяться на тем, как этот народ просит теперь помощи у всевышнего…»
    Бахранова Лера. 9Д16.
    «… Это была попытка улучшить жизнь трудового народа, и она удалась, правда, дорогой ценой. К сожалению, в 20 веке мир раскололся на два враждующих лагеря: капиталистический и социалистический , шедший по пути к коммунизму. Сегодня ясно, что и демократия- далеко не идеал…Козлова Дарья. . 9ТФ16.
    « Великая октябрьская революция – событие ужасное, «грязное и омерзительное» (З. Гиппиус), апокалиптическое, но и героическое, жертвенное…оно перевернуло устои страны, поменяло весь мир…. Мир нельзя поделить на чёрное и белое. Он многоцветен. А в те октябрьские дни люди страдали от безысходности… Стихи Волошина и Гиппиус тому свидетельство…» Неизвестных Е. . 9ТФ16.
    « Октябрьская революция 1917 года – сложное, неоднозначное явление в жизни России. Оно и сейчас вызывает много споров. Её неизбежность во многом очевидна… Я считаю, что любая кровавая ( да и бескровная) революция – зло для любой страны. Не случись этой такой революции, возможно, в России не было бы Великой Отечественной, а в мире 2-й мировой…. Россия при царе неплохо жила, а перемены в лучшую сторону могли произойти и без революции. Отнять у одних и раздать другим – не выход.» Хвойко А. 9ГС-16.
    « …Тогда в 197-м , Россия находилась в состоянии острейшего социально-политического кризиса… В стране закрывались предприятия, увольняли рабочих… сокращение производства, обесценивание денег… рост цен…Бездействие правительства… Напоминает другие этапы развития нашей страны… Я немного знаю подробностей о тех событиях, но считаю революцию антигуманным явлением, «грязным» ( З. Гиппиус) и знаменующим гневное время. Добро должно вершиться добрыми руками.» Шипицына Алёна.
    Майкова Вероника. 9Т16. « …Безусловно, одно из крупнейших событий 20 века. Экономические и политические причины так похожи на причины всех революций…. И всё же это нечто грязное и ужасное. Вот строки стихов современницы того октября – З. Гиппиус:
    Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
    Смеются пушки, разевая рты, :
    И коров старый хлев ты будешь загнан палкой,
    Народ, не уважающий святынь!»
    « Осень 1917.В России – революция. Сокращение промышленного производства, обесценивание денег, холод, голод, рост цен, всеобщее недовольство, кризис власти, страдания людей…. Эхо этих событий протянется на десятилетия… Уроки извлечены. Но это ни от чего не спасает. Революции, войны были, есть и будут всегда…» Хлоп. Вера. 9Д16.
    Пашинская Ирина. 9С-16. « Революция – как свобода от рабского гнёта, как победа социального равенства – тоже факт! Известный поэт В,Я. Брюсов так передал охватившие его чувства и чувства миллионов россиян :
    Воплощены сны вековые
    Всех лучших, всех живых сердец:
    Преображённая Россия
    Свободной стала наконец!»
    « Революция 1917 года – это смена власти путём военного переворота. Неоднозначное историческое событие, неоднозначны и его оценки. В любом случае– Россия- это наша Великая и любимая Родина. Поэт М. Волошин ( он знал, о чём пишет…) призывает не забывать о стране, в которой родились.
    Её мы прогалдели, проболтали,
    Пролузгали, пропили, проплевали…
    Мне очень близки его мысли . Революция – это всегда и гражданская война… будем думать о родине… всегда.» Кабина Дарья. 9С16.
    «Октябрьская революция – одна из разрушительных катастроф 20 века. В тоже время и событие, положившее начало рождения Великого государства СССР – союза 15братских республик. Что касается самой революции как таковой – это, конечно катастрофа, по моему мнению. Да, миру и Россию нужны были изменения, но не таким жестоким путём…» Троценко Александра. 9С16.
    « Одно из крупнейших событий ХХ века – великая социалистическая революция произошла 25 октября по старому и 7 ноября новому стилю. Инициатором выступила партия большевиков под руководством В.И. Ленина. Изменилось все- жизнь, люди, перспективы страны… Изменилась и литература. Имеющая дело с душой народа…. Кто-то и писателей и поэтов принял советскую власть и новый уклад (Маяковский, Брюсов, Серафимович…), кто- нет ( Бунин, Гиппиус, Мережковский….) Кто-то колебался, не доверял эмиграции, наделся обрести себя в новой жизни (А. Толстой, Е. Замятин..) 70 лет советской власти – вещь не однозначная. Но Страна наша была, есть и будет великой. И любимой родиной.» Мишкина Елизавета. 9С16.

  6. Что зовем мы началом,
    Часто это конец.
    Мы подходим к концу
    Начинать все сначала.
    Где конец — там начало.
    Т. Элиот
    Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов,
    И. Сталин
    В стихотворении “Народ и поэт” Блок обращается к “художнику”, то есть, видимо, к самому себе: “Тебе дано бесстрастной мерой измерить все, что видишь ты”. Я думаю, что никакое рассуждение, так же как и чувство, не может быть объективным, “бесстрастным”, но я согласна с этим утверждением, потому что человек искусства действительно способен передать не только время и события, но и заставить нас чувствовать их, ибо он рисует и внутренний мир людей. И Блок, и Горький ждали революцию: Горький как один из ее активных сторонников. Блок как человек, поддерживающий ее, но чувствующий, что это его “последний закат”, и закат закономерный. Иллюзия “шествия детей к новой жизни” в материальном мире обернулась кровью без храма. Блок сначала пытался оправдать “революционеров”, глядя на их дела как на возмездие. Впоследствии он написал в “Записке о “Двенадцати”, что “слепо отдался стихии”. Но вскоре он почувствовал, что эта стихия не возвышающая, подобно любви, творчеству, а уничтожающая. Провидение — дело не редкое, и я нашла у Блока описание метаморфозы революции еще в 1904 году, это стихотворение “Голос в тучах”, хотя я не думаю, что Блок имел в виду революцию, когда писал о завлеченных на скалы “пророческим голосом” моряках. Горький, “буревестник революции”, еще в 1908 году написал жене, что большевистский отряд, приставленный к нему, убил 14 человек и что принять он это не может. Он был более бескомпромиссен, чем Блок, наверное потому, что действительно был буревестником: активно помогал большевикам и значительно конкретнее, бескровнее и оптимистичнее. В жизни она предстала перед ним как разгул бессмысленной жестокости, убийств, разгул “тяжкой российской глупости”, а новое правительство, его бывшие соратники — в 1917 году Горький не подтвердил свое членство в РСДРП(б) — не только не останавливают, но, наоборот, поддерживают эту звериную атмосферу. Горький обвинил Ленина и правительство в том, что они проводят “безжалостный опыт над измученным телом России, над живыми людьми, опыт, заранее обреченный на неудачу”, а их декреты не более чем фельетоны. Для него социализм был не столько экономикой, сколько понятием “социальный”, “культурный”, и он призывал отойти “от борьбы партий к культурному строительству”. Это был не просто призыв, а действие: создание “Ассоциации положительных наук” и т. д. Горький во многом обвинял царизм, видя в происходящем зверстве его наследство, но в то же время отмечал, что тогда “была совесть, которая издохла сейчас”, и он и Блок видели “внутреннего врага”, как Горький назвал “отношение человека к другим людям, к знанию”, а у поэта это образ “старого паршивого пса” (самое страшное, что он голодный). Избавиться от него можно только через избавление от самого себя, вернее, изменение себя. Но как это трудно сделать человеку, живущему во время “Двенадцати”, когда: “Свобода, свобода! Эх, эх без креста!” Я думаю, Блок также не мог принять революцию, ибо она “зрелость гнева”, пробудила не “юность и свободу”, как он мечтал, а “черную злобу: святую злобу”. Поэма “Двенадцать” для меня — констатация происходящего и неприятие державности, бездуховности, оправдания убийства. В то же время она полна глубокого сострадания к этим людям, особенно Петьке, ко всему готовым, ничего не желающим, но и ничего не видящим… Истинное творчество “приобщает человека к высшей гармонии”, и образ Христа, заканчивающий поэму и неожиданный для самого поэта, возник именно из этой гармонии. Он имеет множество смыслов и толкований: указание на крестный путь России, главенство духовного (“позади — голодный пес, впереди — Исус Христос), но, после того как я прочла “Несвоевременные мысли”, он для меня стал еще и ответом поэта публицисту: Горький пишет, что революции нужен “борец, строитель новой жизни, а не праведник, который взял бы на себя гнусненькие грешки будничных людей”.
    Христос — это Праведник и Жертва, кто более всего нужен всем людям, не только “цвету рабочего класса и демократической интеллигенции”, когда все рушится, когда ничего не видно и все звереют от этого. Обоих писателей всегда изумляло сочетание в народе жестокости и милосердия, как в калейдоскопе ежеминутно меняющихся местами. Сразу после “Двенадцати” Блок пишет “Скифов”, как бы историческое объяснение такого характера, такой судьбы. Это обращение к “старому миру”, по-моему, не только европейскому, но и русскому, чтобы он сквозь “злобное”, “скифское” увидел добро и любовь в народе и поддержал их, дабы они погасили ненависть в душах “двенадцати”. Горький же считал, что заслуга большевиков и революции в том, что они “поколебали азиатскую косность и восточный пассивизм” и благодаря этому “Россия теперь не погибнет”, а жестокость может скоро “внушить отвращение и усталость, что означает для нее гибель”. Прогноз писателя, к несчастью, не оправдался: аппетит приходит во время еды.
    Сейчас мы по-новому узнаем историю, и меньше становится людей, абсолютно поддерживающих революцию. Все чаще название “Великая Октябрьская социалистическая революция” заменяют на “Октябрьский переворот”. Все, что произошло с нами за семьдесят три года, было гениально предсказано Бакуниным еще в середине прошлого века и сказано самому Марксу. Но что поделаешь, “из-за иллюзии человек теряет свободу”, теряет и свободу выслушивать критику.
    Христос предупреждал о лжепророках, которые придут “в овечьей шкуре, но суть волки хищные”, и “узнаете их по плодам их”. Плоды мы видим, да и сами мы, наверное, отчасти являемся плодами.
    Мне кажется, что самое сильное чувство, порожденное революцией 1917 года, — страх. Сейчас эта революция кажется прологом конца света, а когда-то таким концом казались Варфоломеевская ночь, падение Рима, нашествие Орды… Ужасно то, что ничто не смогло остановить “кровавый дождь”, не останавливает и сейчас, мы действительно “ходим по кругу”.
    Мне думается, крупные теоретики должны остерегаться власти, так как они часто используют отвлеченные понятия: массы, классы и тому подобное, и это отдаляет их от жизни. Пробуждающаяся жажда практики толкает их на эксперимент, а жизнь сумбурна, они пытаются внести в нее рационализм, но живые люди понимают его по-живому, а чаще по-животному. И то, что было справедливо в научных трудах, на деле оборачивается трагедией. А отказ от идеи, в которую вложено столько сил, смерти подобен.
    Люди, рвущиеся к власти, всегда забывают пример Макбета и Клавдия, забывают о том, что несет в себе власть на крови. Большевики избрали новый способ прикрытия преступления: узаконить его. Благое намерение — прекратить мировую войну — обернулось братоубийством, оправданным “классовой борьбой”. А ведь еще греческие трагики говорили, что трудно утихомирить “жажду крови”, когда “в сердце царит месть”, и “горе тому, кто поддерживает ее”.
    Встряска души в революции переросла в попытку ее изъятия. Громадность, “величие” происходящего, политику про- тивопоставили личному. Личность отодвинули на второй план (в отличие от христианства и других религий) слова, обращенные к молодым и утверждающие, что мораль — нечто “выгодное тому или иному классу”, зоологическое деление на классы само по себе — все это сломало или сгладило у многих внутренний барьер, именуемый совестью, Богом, после чего “все, стало быть, можно”. То, что происходит в душе, нельзя изменить разумом. Шок, потерянность человека, сначала рвуще-мятущие, а потом пассивные, продолжались долго, но его не лечили, а вгоняли болезнь вглубь.
    Мне революция представляется еще одной потерей. Я не спорю, что не всем жилось хорошо в России (этого не может быть вообще, чтоб абсолютно всем было хорошо), были голодные, униженные, но, несмотря на это, в России была особая душевная тонкость. Ее, той, больше не будет, она ушла вместе с Турбиными, Живаго… Душевная тонкость возродится, я верю, но она уже будет иной.
    Люди верующие принимали революцию как Божью кару. Нам надо, я думаю, принять ее так же: это спасет нас от проклятий, Проклинать свое прошлое, как бы ужасно оно ни было, может только нехороший человек. Мы уже имели такой опыт и увидели его плоды. Надо сделать то, что мы не сделали тогда: сострадать прошлому. Даже тем, “через кого приходят грехи”. Это очень трудно, но, если задуматься, были ли они счастливы? Что вспоминали?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *