Сочинение на тему революция

9 вариантов

  1. «Революция — варварский способ прогресса».(Ж. Жорес)
    Высказывание известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции, относится к наукам философии и истории. Философия — это наука, помогающая сформировать целостную картину мира. Она занимается поиском ответов на вопросы о существовании Бога, об отношении человека и мира, о принципах бытия, а также- размышления о выборе или об отсутствии этого выбора. Историю определяют как науку о прошлом – минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом.
    Общая тема, затронутая Ж.Жоресом в его высказывании-революция является одним из способов социального прогресса, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на случайные отклонения. На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.
    Понятие революции многогранно и разносторонне. Революция и есть хорошо и есть пагубно и губительно. Революция- это путь к лучшему, к более сложному и совершенному устройству общества, но нельзя отрицать и того, что все эти преобразования несут за собой огромное количество жертв, насилие, возможно, и кровавые распри. Революция – это противоестественный метод изменения жизни, перемен. Общество всегда стремится двигаться вперед, но чтобы достигнуть результатов поставленных целей приходиться применять варварские методы, так как общество не готово единомышленно принять перемены
    Обращаясь к высказыванию, можно говорить о том, что революция несла в себе насилие и установку на смерть, выливалась в гражданские войны и рушила судьбы людей. Сколько бы ни наступала революция на общество, все всегда возвращается на круги своя, к истокам. Так диктует нам история. Будь то Французская революция, длившаяся 5 лет, или Октябрьская в России- 72 года, восстановление начиналось именно с насильственно прерванного этапа. Как бы то ни было, революция всегда оставляет свой след.

  2. Начало 20 века в русской истории ознаменовано несколькими революциями (1905, 1917 гг.). Эти события стали поистине судьбоносными и поворотными — с ними были связаны колоссальные изменения в политическом устройстве страны, в психологии людей, во всем укладе жизни.
    Отношение к этим событиям внутри самой России было далеко неоднозначным: имел место весь спектр мнений — от восторженного приятия революции до открытой ненависти как к самому перевороту, так и к тем, кто его совершал.
    Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений. Так, «великий пролетарский поэт» В. В. Маяковский, ставший трибуном Октябрьского переворота 1917 года, воспевает это событие в своих произведениях:
    Тебе, …
    восторженно возношу
    над руганью реемой
    оды торжественное
    «О»!
    Маяковский, как и многие, задается вопросом, чем обернется революция — «стройной постройкой, грудой развалин?» Ведь она противоречива и многолика: в ней есть и звериное, и детское, и копеечное, и великое. Однако ее суть от этого не умаляется: по мнению поэта, все недостатки революции окупаются тем, что она освободила рабочий люд, что она совершена во имя и для простого народа:
    кадишь,
    кадишь благоговейно,
    славишь человечий труд.
    Не может не восхищать поэта и колоссальность этого события, его масштаб, грандиозная «наглость»: «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля». Маяковский уверен, что время оценит революцию по достоинству, и то, что обывателям кажется проклятьем, для человечества окажется благословением.
    Поэт видит в революции грандиозный шанс «начать историю заново»: перекроить все «по своим шаблонам», оставить свой след в истории. С 1917 года он начинает другое летоисчисление. По мнению Маяковского, наследие веков должно быть перечеркнуто («Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу историю загоним…»), новому времени требуется новое миропонимание, новая философия и эстетика («Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры»).
    Менее восторженно и, наверное, более объективно воспринимает революцию А. Блок. В своей поэме «Двенадцать» он изобразил ее как стихийную, разрушительную силу, способную дотла уничтожить «старый мир».
    Думаю, поэт во многом воспринимает революцию как историческую неизбежность: он понимает ее причины, чувствует ее необходимость. Блок не идеализирует «старый мир», который в его произведении представляет целая вереница героев. Все они описаны в иронических и даже сатирических тонах: буржуй, писатель-вития, барыня в каракуле, проститутки, бродяги.
    Однако вполне объективно поэт смотрит и на представителей «нового мира» — красногвардейский патруль, состоящий из двенадцати солдат. Эти люди одержимы идей революции, готовы раздуть пожар на «всем белом свете»: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…» Однако по своей сути это незрелые, неразвитые в нравственном отношении люди, даже внешне похожие на уголовников: «На спину б надо бубновый туз!» Они готовы на все — на грабежи, на разбой, даже на убийство (вспомним историю с Катькой).
    Блок понимает всю опасность положения, в котором оказалась столь любимая им Россия. Именно поэтому, на мой взгляд, он «посылает» патрулю ангела-хранителя, самого «Исуса Христа». Этот образ символизирует страдания, которые придется пережить русскому народу и стране в целом, страх поэта за свою родину, его упование на лучшее: «В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос».
    Одним из редких произведений в русской литературе, запечатлевшем события революции 1905 — 1907 гг., стал роман Горького «Мать». У этого писателя революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В центре повествования находится фигура простой необразованной женщины, забитой тяжелой судьбой — беспросветной работой, пьянством мужа, страхом за судьбу сына.
    Однако события 1905 года, увлечение Павла революцией становятся толчком для новой жизни Ниловны. Сначала она радуется тому, что ее сын, которого захватили идеи пролетарской революции, не повторит судьбу отца. А постепенно, помогая Павлу, Ниловна начинает сознавать и смысл тех идей, за которые ратует ее сын, начинает понимать, что эта борьба — смысл и ее жизни, потому что так она сможет помочь молодым изменить их существование.
    Таким образом, тема революции в произведениях русских писателей освещена весьма неоднозначно, но это передает разноголосицу мнений, существующую в нашем обществе до сих пор. Так, В. Маяковский восторженно встречает революцию, считая, что все ее недостатки с лихвой покрывает грандиозная суть этого события. Блок более объективно и глубоко оценивает революцию 1917 года, акцентируя внимание на ее нравственно-моральном аспекте. Горький же связывает революционные события с развитием человеческой личности. В его освещении фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой — светлой и счастливой — жизни для всех свои «детей».

  3. В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока – художника, прошедшего путь “среди революций”, чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, – явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота, в мгновение ока лишивший страну государственности, самобытности, культурных корней, многими представителями творческой интеллигенции был воспринят как Апокалипсис. Однако, переосмыслив спустя некоторое время революционные события, часть интеллигенции искренне поверила (или заставила себя поверить) в возможность преобразования мира, его поворота к золотому веку. А. Блок был среди тех, кто признал Октябрь 1917 года и попытался его понять. Преодолевая в ходе своего идейно-творческого развития субъективно-идеалистические представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок пришел к осознанию неразрывной связи судьбы художника с судьбами родины, народа, революции. Свое отношение к происходящим событиям Блок с предельной ясностью выразил в статье “Интеллигенция и Революция”: “Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью”. Статья заканчивалась призывом поэта: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”. Октябрьские события сначала окрылили поэта: “Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала. Не произойти не могло, случиться могло только в России”. Именно это понимание мировой масштабности события, исторически предначертанного, отразилось в поэме “Двенадцать”, ставшей поэтическим символом революции. Сразу же после появления поэма “Двенадцать” вызвала самые ожесточенные споры и разноречивые толкования. Одни с презрением отвергали ее как “большевистскую”, другие видели в ней и ее героях злую пародию на большевиков. Однако сам Блок в записке о “Двенадцати” писал: “те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или одержимы большой злобой”. Поэма “Двенадцать” стала первой поэмой о революции, неразрывно связавшей ее образы с евангельскими мотивами. Эти двенадцать – символическое обозначение массы. Новые апостолы идут в новую эру, легко переступая через кровь. Гулящая Катька символизирует у Блока Россию. По замыслу автора, она – самый положительный образ поэмы. Героиня Блока живет в грехе и, тем не менее, остается святой, как Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Будущее у Блока соотнесено с заветами Христа. Стихия революции, по мысли поэта, должна увенчаться полным преображением личности. Все образы поэмы сложны и противоречивы, и их противоречивость – не только отражение объективных противоречий революционной действительности, которая отличала отношение Блока к революции задолго до того, как она свершилась.
    Поэт и страстно ждал революции, и страшился ее. Его страх был порожден не трусостью, это был страх пророка, который заранее готовил себя к жертвенной гибели. Блоку всегда было свойственно чувство глубочайшего самоотречения во имя идеала, имя которого менялось, но содержание оставалось прежним. Он решился сказать страшные слова: огонь революции будет очистительным для народа, но для интеллигенции он будет губительным. В ритме шагов Двенадцати отражается путь всей России. В революционных взрывах эпохи “вихрей и бурь” создается, по Блоку, новый мир, новый тип человека, возрожденного к целостной жизни. На служение ему должно быть поставлено и искусство. Именно в этом заключался для поэта смысл революции. Поэт был убежден в том, что революция духовно освободит человека – возродит культуру, новое искусство. Блок приветствовал революцию: “Слушайте, слушайте музыку революции!”, но при этом не был политиком. Блок совершил нравственный подвиг всем своим творчеством и, в первую очередь, поэмой “Двенадцать” – честной и бескомпромиссной оценкой революции.

  4. Тюрго и Кондорсе разработали теорию прогресса. Прогресс – это поступательное движение от худшего к лучшему. Существует два пути прогресса: реформа и революция.
    Реформа – это частичное изменение в какой-либо сфере общественной жизни, в отличие от революции, которая приводит к коренным изменениям всех или большинства сторон общественной жизни и затрагивает основы существующего строя. Реформы являются постепенными, частичными изменениями, происходящими сверху, в то время как революции – это скачкообразные, полные изменения, происходящие снизу.
    Карл Маркс называл революции « локомотивами истории». С этим утверждением можно согласиться только отчасти.
    С одной стороны, революции являются могучим двигателем общественного прогресса, так как они устраняют преграды в развитии, позволяют совершить гигантский скачок, перейти к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. Французская революция 1789 года недаром получила название Великой, так как привела к крушению феодальных порядков по всей Европе и развитию буржуазных отношений. По словам В.И. Ленина в революционные эпохи расширяются пределы возможного, возрастает объём социального творчества.
    Тем не менее, революция всегда связана с насилием и влечёт за собой человеческие жертвы. Например, негативным результатом февральской буржуазно-демократической революции в России в 1917 году стало дестабилизация общества, приведшая к глубокому расколу политических сил. В результате произошло резкое усиление классовых противоречий в обществе, что, в свою очередь, вызвало рост числа насильственных преступлений против личности. Небывалая радикализация масс после февраля вылилась в Октябрьскую социалистическую революцию, страшными последствиями которой стали гражданская война, интервенция и установление тоталитарного режима. Интересно и то, что террор, который сопровождает революцию, в конечном итоге направляется против тех, кто её начинает. Поэтому так печальна судьба Робеспьера и Марата, Бухарина и Троцкого.
    Что касается меня, то я являюсь сторонницей реформ, потому что это мягкое, поступательное развитие. Реформы на мой взгляд, являются показателем политической мудрости правительства, задача которого поддерживать стабильность общества.
    Революция – варварская форма прогресса, которая влечёт за собой негативные последствия и неизбежно ведёт к человеческим жертвам. В данном случае цель не оправдывает средства.
    Все примеры эссе

  5. В истории России было много великих событий, которые смогли серьезно изменить ее ход и оставили большой след в сердцах людей. Но самым грандиозным из них стала Революция 1917 года.
    Свержение монархии. Сложно придумать более радикальный путь перемен для страны, привыкшей жить в таком состоянии веками. Но, тем не менее, это произошло. Были ли готовы русские люди к такому повороту событий? Конечно же, нет. Но многие из них с восторгом приняли переворот, думая, что за ним последует долгожданная счастливая жизнь.
    К сожалению, этого не случилось. За переворотом последовал период двоевластия, а за ним уже Гражданская война. Чтобы понять, насколько тяжелы были последствия всех этих событий, и оценить, в каком состоянии находились люди, их переживавшие, достаточно почитать, например, роман-эпопею Михаила Шолохова «Тихий Дон».
    Действительно, наша страна оказалась раздробленной на части. Многие просто не знали, к какому лагерю примкнуть (к белым или красным) и метались между двух огней. А сколько хороших, достойных людей погибло в это время?
    После кровопролитных событий 1917-го в нашей стране наступила полная разруха. Люди нищенствовали и голодали. Будучи не в силах вынести подобные условия существования, многие из них заканчивали жизнь самоубийством, а те, у кого имелись какие-либо связи, уезжали за границу.
    В результате революции была уничтожена русская интеллигенция. Ей на смену пришло грубое и неграмотное поколение «Шариковых», которое стремилось на все заявить свои права.
    Таким образом, переворот 1917 года стал своеобразным жестоким экспериментом над русскими людьми, последствия которого мы ощущаем до сих пор. С другой стороны, мы не знаем, какой была бы наша жизнь, не случись в истории России этого события. Была бы она лучше или хуже, сложно дать определенный ответ. Но, я думаю, главное, что все мы вынесли горький опыт из произошедшего, и этих знаний нашей стране хватит, чтобы не повторять прежних ошибок.

  6. Сочинение на тему революция

    Ответы:

    В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока — художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, — явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота, в мгновение ока лишивший страну государственности, самобытности, культурных корней, многими представителями творческой интеллигенции был воспринят как Апокалипсис. Однако, переосмыслив спустя некоторое время революционные события, часть интеллигенции искренне поверила (или заставила себя поверить) в возможность преобразования мира, его поворота к золотому веку. А. Блок был среди тех, кто признал Октябрь 1917 года и попытался его понять. Преодолевая в ходе своего идейно-творческого развития субъективно-идеалистические представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок пришел к осознанию неразрывной связи судьбы художника с судьбами родины, народа, революции. Свое отношение к происходящим событиям Блок с предельной ясностью выразил в статье «Интеллигенция и Революция»: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Статья заканчивалась призывом поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Октябрьские события сначала окрылили поэта: «Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала. Не произойти не могло, случиться могло только в России». Именно это понимание мировой масштабности события, исторически предначертанного, отразилось в поэме «Двенадцать», ставшей поэтическим символом революции.Сразу же после появления поэма «Двенадцать» вызвала самые ожесточенные споры и разноречивые толкования. Одни с презрением отвергали ее как «большевистскую», другие видели в ней и ее героях злую пародию на большевиков. Однако сам Блок в записке о «Двенадцати» писал: «те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или одержимы большой злобой».Поэма «Двенадцать» стала первой поэмой о революции, неразрывно связавшей ее образы с евангельскими мотивами. Эти двенадцать — символическое обозначение массы. Новые апостолы идут в новую эру, легко переступая через кровь. Гулящая Катька символизирует у Блока Россию. По замыслу автора, она — самый положительный образ поэмы. Героиня Блока живет в грехе и, тем не менее, остается святой, как Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Будущее у Блока соотнесено с заветами Христа. Стихия революции, по мысли поэта, должна увенчаться полным преображением личности. Все образы поэмы сложны и противоречивы, и их противоречивость — не только отражение объективных противоречий революционной действительности, которая отличала отношение Блока к революции задолго до того, как она свершилась.
    Поэт и страстно ждал революции, и страшился ее. Его страх был порожден не трусостью, это был страх пророка, который заранее готовил себя к жертвенной гибели. Блоку всегда было свойственно чувство глубочайшего самоотречения во имя идеала, имя которого менялось, но содержание оставалось прежним. Он решился сказать страшные слова: огонь революции будет очистительным для народа, но для интеллигенции он будет губительным. В ритме шагов Двенадцати отражается путь всей России. В революционных взрывах эпохи «вихрей и бурь» создается, по Блоку, новый мир, новый тип человека, возрожденного к целостной жизни. На служение ему должно быть поставлено и искусство. Именно в этом заключался для поэта смысл революции. Поэт был убежден в том, что революция духовно освободит человека — возродит культуру, новое искусство. Блок приветствовал революцию: «Слушайте, слушайте музыку революции!», но при этом не был политиком. Блок совершил нравственный подвиг всем своим творчеством и, в первую очередь, поэмой «Двенадцать» — честной и бескомпромиссной оценкой революции.

  7. В 1917 году две революции прокатились по России, завершив эпоху многовековой имперской власти и приводя в движение политические и социальные изменения, которые привели к образованию Советского Союза. Этим события и посвящено приведенное краткое историческое эссе.
    В марте в стране, замученной Первой Мировой войной, проявились гражданские волнения вкупе с хронической нехваткой продовольствия, что вылилось в открытый мятеж, вынудив на отречение Николая II (1868-1918), последнего русского царя. Спустя всего несколько месяцев вновь установленное Временное правительство было свергнуто более радикальными большевиками, возглавляемые В. И. Лениным (1870-1924). Фигура его на данный момент трактуется людьми весьма неоднозначно.

    Русская февральская революция 17-го года: предпосылки и протекание

    К 1917 году большинство россиян потеряли веру в способности руководства царя Николая II. Был разгул коррупции в правительстве, экономика России, развившаяся к 1913 году, утратила свои достижения из-за затрат на военные действия. Николай неоднократно распускал Думу, российский парламент, созданный после революции 1905 года, против его воли. Непосредственной причиной Февральской революции было однозначно катастрофические участие страны в Первой мировой войне (1914-18).
    Интересно оторваться от стереотипов и узнать мнение на этот счет западных историков, и тех самых «клятых» американцев, почитать их исторические эссе на тему революций в России 1917-го года. Они считают, что в военном отношении имперская Россия была далеко не противником для промышленно развитой Германии, и потери наших соотечественников были больше, чем потери любой другой нации в любой предыдущей войне. Между тем, экономика была безнадежно сорвана дорогостоящими военными фокусами, и умеренные круги присоединились к радикальным элементам, что призывали к свержению царя.
    После того, как царь Николай II и его семья были казнены силами большевиков в июле 1918 года, убийцы скрыли изуродованные тела жертв. Останки были обнаружены и эксгумированы в конце 1970-х годов под Екатеринбургом, и, в конечном счете идентифицированы путем проведения анализа ДНК.
    Февральская революция (известная как таковая, поскольку Россия использовала юлианский календарь до февраля 1918) началась 8 марта 1917 года (или 23 февраля по Юлианскому календарю), когда демонстранты, требуя хлеба, вышли на улицы российской столицы в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Огромные толпы бастующих работников промышленных предприятий стекались на улицы. Протестующие столкнулись с полицией, но отказались покинуть улицы. 10 марта забастовка распространилась среди всех петроградских рабочих, и разгневанной толпой были разбиты полицейские участки. Несколько фабрик избрали депутатов Петроградского совета, или Совета рабочих и солдатских депутатов, организовывали комитеты, в соответствии с моделью, разработанной во время революции 1905 года.
    Наше краткое историческое эссе на тему революций р России 1917 года продолжается хроникой событий марта 1917-го. 11 марта войска Петроградского гарнизона армии были призваны, чтобы подавить восстание. Полки открыли огонь, убивая демонстрантов, однако протестующие держались на улицах, и войска начали колебаться. В тот день Николай снова распустил Думу. 12 марта революция восторжествовала, когда полк Петроградского гарнизона перешел на сторону демонстрантов. Солдаты впоследствии сформировали комитеты, избрали депутатов в городской совет.
    Имперское правительство было вынуждено уйти в отставку, а Дума сформировала Временное правительство, которое мирно сотрудничало с петроградскими советами и комитетами для управления революцией. 14 марта Петроградский совет издал свой приказ № 1 по поводу солдат и матросов На следующий день, 15 марта, царь Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила (1878-1918), а отказ от короны Михаила положил конец царскому самодержавию.

    Большевистская Революция: 1917 год

    Следующим фактом данного краткого исторического эссе на тему революций в России станет переворот Октябрьский,то есть большевистская революция 1917 года. После Февральской революции власть поделили между слабым Временным правительством и Петроградским Советом. Затем, на 6 и 7 ноября, 1917 (или 24 и 25 октября по Юлианскому календарю, поэтому это событие также называют Октябрьской революцией), левые эсеры во главе с лидером большевистской партии В. И. Ленин устроили почти бескровный государственный переворот против Временного правительства. Большевики и их союзники оккупировали правительственные здания и другие стратегические объекты в Петрограде, и вскоре сформировали новое правительство с Лениным во главе.
    Интересно привести в нашем кратком историческом эссе на тему революций в России 1917 года взгляд западных историков на большевистскую революцию 1917 года. Ленина на Западе называют диктатором первого марксистского государства в мире, хотя есть много спорных моментов по поводу его «диктаторства». Множество, кстати, западных источников, исторических эссе, в том числе американских, отзывается о Ленине лояльно, или достаточно нейтрально-сдержанно. Эта информация появилась в процессе подготовки нашего краткого исторического эссе на тему революций – при работе с англоязычной прессой. Но отнюдь не негативно. Ленинское правительство заключило мир с Германией, национализировало промышленность и раздало земли крупных владений. В начале 1918 года началась гражданская война «красных» сил против антибольшевистских сил белой армии. В 1920 году противники большевиков были разгромлены, большевистская революция торжествовала, и в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан.

  8. 8
    Текст добавил: люби меня малышка

    Революция 1917 года в кинематографе.
    Осень 1917 года. Скоро минет столетие с того дня, когда силы большевиков «опрокинули» Временное правительство и провозгласили диктатуру пролетариата. Одно из важнейших событий отечественной истории. Естественно,  оно обязательно должно было найти отражение в русской и мировой культуре.
    И это отражение нашлось, прежде всего, в советских фильмах. Понятное дело. Ведь кино считается лучшим способом донести идеи до широкой общественности. Прежде, чем начать анализ художественных картин, нужно знать, что мы ставим в центр всего сочинения. Я расскажу не столько о самих произведениях, сколько передам смысл, чувства и настроение. Поразмышляю, чем была революция октября 1917 года для страны. Конечно, нельзя не начать с самого известного фильма о революции – фильма «Октябрь» С.Эйзенштейна.
    Данное произведение искусства было создано в 20-е годы 20 века. В нём режиссер через призму собственного восприятия показывает  многие важные эпизоды того времени. Первые кадры повествуют о сокрушении монархии: пролетарии сбрасывают с постамента статую Александра 3. Затем звучат апрельские тезисы Ленина, потом выступление генерала Корнилова и, собственно, сам октябрь. Дабы избежать ненужного пересказа всего сюжета, я хочу донести главные мысли и настроения данного фильма через ключевые эпизоды. «Революция – это бунт народных масс, чьи стремления направлены руками большевистской верхушки» – вот, пожалуй, главная идея «Октября». В фильме большевики являются олицетворением мужества, стойкости и героизма. Вспомним хотя бы наступление Корнилова на Петербург – большевики встают на защиту города, пока А.Керенский, что символично, прячется под подушкой в Зимнем дворце. Часто в «Октябре» показывается безрассудная, символическая смелость солдат. Ярчайший тому пример – матрос, влезающий на ворота Зимнего дворца,-  кадр,  воспринятый многими как документальный.
    Подводя промежуточный итог, скажу, что «Октябрь» Эйзенштейна являет собой своеобразную победную песню свершившейся революции. Матрос – герой, дело – правое, Времправ – апатичные предатели России.
    Вторая картина, которую я хотел бы упомянуть – это «Красные колокола 2». Данный фильм, вернее, сериал, был снят Н. Михалковым в 1985 году. Соответственно, эта работа куда меньше подверглась воздействию цензуры, нежели «Октябрь» Эйзенштейна. История проста. В Россию приехал Джон Рид. Американский писатель оказывается в самой гуще событий и принимает в них непосредственное участие. Чуть отклоняясь от темы, хочу сказать, что данные фильмы абсолютно различны: Эйзенштейн показывает революционеров как массу, как единый организм, а Михалков на первое место ставит  конкретное лицо на фоне событий октября 1917 года. «Красные колокола» дали революции несколько иную окраску в кинематографе: свободную, личную, субъективную. Само собой, в сюжете есть послабления и недосказанности, но в фильме Михалкова сам октябрь 1917 приобретает человеческое лицо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *