Сочинение на тему резьба по дереву 6 класс

5 вариантов

  1. Контурная и геометрическая резьба
    Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.
    И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.
    Начинать занятия в кружке нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.
    Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки.
    Знания и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность на втором году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, а на третьем году и с рельефной резьбой.
    В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом.
    Внешне эта резьба кажется удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.
    Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается.
    Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологией вырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.
    Контурная резьба действительно несколько напоминает рисунок, но рисунок не штриховой, а линейно-декоративный, контурный, очертание которого заключают декоративные узоры. Чтобы уйти от подражания линогравюре, рекомендуем следующее. Первое — работать не штихелями, а косым ножом и полукруглыми стамесками (для передачи циркульных очертаний); второе — искать сюжеты для перевода в технику контурной резьбы не в открытках и фотографиях, а в иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в журналах «Декоративное искусство», сочинять собственные композиции, соответствующие образному языку данного вида резных работ.
    Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.
    Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.
    Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганых планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.
    Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.
    Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.
    Композиция составляется с учётом декоративных особенностей этого вида резьбы и характера предмета, который декорируется. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, чёткими.
    Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведётся работа.
    Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.
    Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.
    Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.
    В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прзрачным покрытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной — от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так и в резных углублениях.
    Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба
    В литератуере встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.
    Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).
    Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: сколыша и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышами, или треугольниками.
    В поисках декоративной композиции рекомендуется обращаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.
    Из сочетания треугольников и сколышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т.п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.
    Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляюмых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна, косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.
    Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).
    При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.
    Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.
    Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена различной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми.
    Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидкоразведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.
    Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект.
    На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.
    Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.
    Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцевокислым калием. Концентрация раствора марганцевокислого калия может быть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо помнить. Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности, так и долблёные изделия и поверхности тел вращения, полученные на токарных станках.
    Заоваленная резьба
    В отличие от геометрической в заоваленной резьбе нет определённых «азбучных» фигур. Композиция узора сочиняется в отличие от замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирлянды растительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения с определённым сюжетно-тематическим содержанием.
    Особенности заоваленной резьбы мы рассмотрим на примере одной из наиболее выразительных — кудринской резьбе.
    Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В её названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер её внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывает ощущение «кудрявости» узоров.
    Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заострённых, с другой — закруглённых. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы: всадники, птицы, звери, ягоды, цветы.
    Изображение птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.
    В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы не рождались под резцами кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой.
    Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется в величину будущего произведения с тоновой проработкой (карандашом, тушью, акварельными или гуашевыми красками). Это поможет нагляднее представить конечный результат работы.
    Для первых заданий по освоению заоваленной резьбы рекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха, осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробовать сочинять самостоятельные композиции.
    На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят с помощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий: накалывание, обработка фона и моделирование элементов.
    При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикально вниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие. Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идёт до тех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметру стамески.
    Затем берут более пологую стамеску и, наставив её вплотную к прорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линия должна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра к дуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении. Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком.
    Все линии прорези по отношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не везде одинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, где отдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит на поверхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно и последовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.
    Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля, то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция может выполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра, чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторону фона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево по круговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убирается дополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бы мягко поднимающимися из фона.
    Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должны быть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он должен чётко и чисто выступать из заглублённого фона.
    Затем начинается проработка каждого из элементов узора: срезаются острые рёбра, закругляются очертания. В конечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ. Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнего материала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками (повёрнутыми жёлобом вниз) и ножом-резаком.
    Среди этих мягко закруглённых лепестков, листочков, завитков кудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, чётко изрезанные углубленными контурными штрихами — прочерченные крест-накрест сердцевинки цветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.
    В кудринской резьбе фон можно оставить мягко закруглённым «подушечным», находящимся на одном уровне с верхними точками узора. Но можно сделать так, чтобы резьба оказалась приподнятой над фоном. В этом случае фон выбирается вокруг узора на глубину наколки. Получается кудринская резьба с подобранным фоном. Чтобы придать работе особую выразительность, красоту, фон прочеканивают, придают ему матовую точечную фактуру. Проще всего это делать с помощью большого гвоздя, заточенного на конус и отполированного. Для зачеканивания больших плоскостей рекомендуется изготовить специальные инструменты — пуансоны с насечкой на боевые части. Насечка должна быть в достаточной степени глубокой и острой, чтобы оставлять на дереве чёткие, равномерно углублённые следы.
    К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование её красителями и нанесение прозрачного защитного покрытия. По традиции кудринскую резьбу, материалом для которой служит главным образом светлая липа, тонируют в тёмно-коричневый цвет, лакируют, а затем полируют выпуклые места узоров и фона. Получается чудесное по красоте сверкание узора с глубокими матовыми промежутками углублённого фона.
    В зависимости от художественного замысла можно, однако, сохранить и естественный цвет дерева. Чтобы защитить изделие от пыли и влаги, его покрывают жидко разведённым лаком, который втирается в дерево жёсткой щетинистой кистью. В этом случае лаковое покрытие не даёт блеска и сохраняет цвет дерева.
    Кудринские узоры одинаково великолепно смотрятся на точёных, долблёных и на строганных поверхностях, дополняют и обогащают форму изделий.

  2. МБОУ Ацагатская средняя общеобразовательная школа- интернат
    им. Агвана Доржиева
    Резьба по дереву
    Выполнил: Дамбаев Женя,  8 кл.
    Руководитель: Намдыков Б.Ц.
    учитель  технологии
    Ацагат
    2013
    Оглавление
    Введение
    Основная часть.
    Виды резьбы по дереву.
    Инструменты для резьбы.
    Отделка изделий.
    Заключение.
    Список использованной литературы.
    Приложения.
    Введение
    На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд.
    Ещё в прошлые века в крестьянском быту дерево было самым распространённым материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне (простые люди) заботились не только об удобстве и практичности, но и думали об их красоте. В бесконечные осенние и зимние вечера крестьянин принимался за художества – вырезание из дерева.
    Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявлять его неброскую красоту, придать своим вещам удобные художественно завершенные формы. Причём декор крестьянских изделий был органично слит с их практическим бытовым назначением. Простые обиходные вещи, сработанные из липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы не искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, способной соперничать с тончайшими кружевами. С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, валки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы становились высоко художественными произведениями декоративно-прикладного искусства.
    Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.
    I.Основная часть.
    Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощрённой фантазией, острой передачей характерных движений. Созданные скульптурные произведения  и предметы быта в V – XIIвв.прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах.
    В изделиях средневековья нередко встречаются плетёные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.
    XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. В Кремлевской Оружейной палате, имевшей среди прочих мастерских, мастерскую резных и столярных дел было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства – царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментами и сюжетными композициями.
    Характер резьбы по дереву в XVIв. изменился. Рельеф резьбы XVIвека более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью прошлого, водин план рельефа XIVиXVвв.
    Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII веке  на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников. В XIX веке на пряничных досках изображают птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства.
    Дерево остаётся одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Под хохломскую роспись точат посуду изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрёшек. Действует промысел, где создают всемирно известные изделия из берёзового корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы ит.д.).
    Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков – образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен.
    Работе с деревом посвящает своё творчество многие известные скульпторы.
    Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву.
    Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтике. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.
    В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный  рисунок сохранился в Капителях Севаннского монастыря IX в. Старинные деревянные талисманы – амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трёхгранно-выемчатая резьба.
    Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступах, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках, преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звёзд, розеток, всевозможных треугольников. Наряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя её форму под старинную.
    В лесистых ущельях Карачаево-Черкесии из поколения в поколение передаётся искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клеевого шва – целиком из куска дерева. Любая клейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов – капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъёмные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект.
    Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметрией рисунка. Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождало зодчество. Подтверждение тому – великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.
    Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из берёзового капа. Поверхность чашек покрыта контурными или трёхгранно-выемчатым узором.
    Известны нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев, мастер-художник Лубсан Доржиев[1]. В своём творчестве мастера опираются на богатейшие традиции старобурятского искусства, олицетворяют собой возрождающийся дух народа и его жизнеспособность. Искусство Доржиева традиционно по форме, стилю, мотивам и технике исполнения. Его изделия с резным орнаментом стол, комод и сундук с оригинальной росписью. Эти предметы по своим пропорциям, тонкости исполнения конструкции, росписи сделаны в лучших традициях оронгойской школы резьбы и росписи по дереву.
    Бурятский народ имеет давние традиции орнаментального искусства. Простота и четкость и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черты произведений народного творчества.
    Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали своё искусство молодым, и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путём комбинирования традиционных.
    Под влиянием буддийской искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое взаимствование, а рождение нового.
    В бурятском быту многие предметы постоянного пользования сделаны из доступного и хорошего материала, легко поддающегося обработке.
    Поколениями резчиков и мастеров росписи создан своеобразный стиль художественной обработки деревянных предметов и изделий, который носит национальный характер.
    Для поделки столовой посуды используется главным образом берёза, обладающая крепкой, хорошей древесиной. Природный цвет древесины имеет различные оттенки, от белого до темно-коричневого. А текстура её  – ценные декоративные качества. Деревянная посуда обычно обходится без особого  украшения, а если оно есть, то выражается лишь в одном – двух неглубоких поясках, вырезающихся в верхней части вдоль открытого края венца сосуда. Скромность декоративного убранства посуды полностью окупается её профилированной изящной формой и естественным узорным рисунком древесины.
    Особенно красивой является текстура древесины березового корня и нароста, а также корня красного персика. При тщательной полировке поверхности посуды, изготовляемой из такого материала, обнажается замечательный природный узор, созданный фантастическим сплетением волокон дерева.
    Бурятские мастера-резчики по дереву тонко понимают характер поделочного материала и потому высоко ценят ту древесину, которая отличается не только пряностью, но также прекрасным цветом и рисунком узора.
    Из числа профилированной посуды выделяются ступки, имеющие оригинальную резьбу на боковой поверхности. Выступающие рельефные детали боковой поверхности несут на себе резной узор в виде «ёлочки» и непрерывной зубчатой полосы. На некоторых ступках встречаются растительный мотив лепестка лотоса, ритмический ряд которого дает сплошной широкий пояс, охватывающий верхнюю часть ступки; на других же узор усложняется сочетанием нескольких мотивов, также образующих ритмический ряд, проходящий вокруг тулова ступки.
    Большие ложки для разливания супа – «шанага» – резчиками решаются в общем художественно, особенно ручки, имеющие фигурный вид.
    Старинные курительные трубки украшались вертикальными нарезами, кроме того, сами трубки по форме являются фигурными.
    Деревянные игрушки представляют большой интерес как особая область материальной и духовной культуры бурят. Часто игрушки изображают человека и домашних животных, редко птиц. Мастеру, как известно, хорошо знакомы нрав и поведение животных и потому он с большой любовью изображал их.
    Несомненный интерес представляет шахматные фигурки, выполненные бурятскими мастерами. Вырезка, отделка шахматных фигур требуют от мастера большого таланта, любви и фантазии. Так, например, пешка («хубуун») имеет различное решение. Начиная от  одиночной фигуры воина и кончая групповой композицией, изображающей двух борцов.
    Как отмечает известный этнограф А.В.Тумахин: «…встречаются две фигуры верблюд и человек, садящийся верхом на него; верблюд и человек, заставляющий его лечь; верблюд и детеныш и т.п. Фигура коня также отличается обилием вариантов: кобылица и женщина, доящая её; конь, несущийся во весь опор с всадником; матка и жеребенок; просто одна лошадь и т.д. Ладья, получившая название телеги, иногда изображается в виде экипажа, запряженного лошадью, ведомый за узду всадником, едущим впереди неё, или в виде телеги-арбы. Ферзь представляет фигуру женщины; в этом случае она называется «хатан»(царица). Король изображается в виде сидящего в кресле вельможи, рядом с которым стоит его слуга, либо в виде военачальника.».2
    Монументальные формы резьбы издавна были знакомы бурятам. Они нашли своё воплощение в многочисленных вариантах коновязей (сэргэ).
    Как известно, коновязь является не только столбом, к которому привязывают лошадей, но и знаком гостеприимства и радушия хозяев дома. Верхний конец коновязи в большинстве случаев конический, ниже его в несколько рядов на различном расстоянии друг от друга вырезаны глубокие кольцевые пояски в виде желобков, а под ними сделан сквозной проём для поводов узды.
    Строительство дацанов в Забайкалье было связано с проникновением буддизма из Тибета и Монголии. Архитектура дацанов была украшена резьбой и красочной росписью. Своеобразная архитектура дацанов возникла в результате добавления тибетских и китайских элементов к зданию, основная конструкция которого определялась традициями русского
    2 Тумахини А.В. 1958,140
    церковного зодчества. Это означает, что соединение русского и восточного стилей в архитектуре бурятских дацанов оказало достаточное влияние на строительство того времени. Но тем не менее, глубокое своеобразие бурятской культовой архитектуры заключалось в творческой переработке местных русских (городских и крестьянских), тибетских и китайских традиций.
    Следовательно, художественная обработка дерева имеет глубокую, давнюю традицию. Декоративный стиль художественной обработки изделий из дерева у бурят сложился в результате сложного процесса взаимодействий культур Запада и Востока.
    1.1. Виды резьбы по дереву.
    Резьба по дереву имеет много различных видов: контурная резьба, геометрическая резьба, прорезная резьба, плоскорельефная резьба, глухая рельефная резьба, скульптурная резьба и корнепластика.
    Контурная резьба.
    Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двугранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым. Эта техника широко применяется в русской народной резьбе : различные орнаменты дома , при изготовления панно , мебели , посуды , сувениров . Контуром режут всевозможные прожилки , сетки , делали крупных элементов композиции . Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её художественной выразительности . разные по глубине и ширине линии , выборка фона вокруг линейных , орнаментальных или фигурных композиции ,а также сочетание с другими видами резьбы находят очень широкое применение.
    Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка требует навыков свободного владение резчицким инструментом , аккуратности и внимания .
    Геометрическая резьба .
    Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции , составленные из несложных фигур в разнообразных комбинациях. Простые  и предельно чёткие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определённо освещении хорошо украшают изделия ,различные по своему назначению ,и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия .
    Основные элементы геометрической резьбы – это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации ,глубины и ширины , трёхгранные выемки различной ширины и глубины , четырехгранные ,а также криволинейные выемки в виде скобок.
    Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок , заключенных в какую –либо геометрическую фигуру(круг , многоугольников и т.д.).
    Наиболее распространены в геометрической резьбе   трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для  художественного оформления поверхностей – выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида сияния.
    В геометрической резьбе иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной и др.). Обычно их режут крупно и глубоко, но они требуют при работе больших навыков и мастерства.
    К разновидностям геометрической относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглой стамеской. След такой поверхности древесины похож на скобу или ноготь, поэтому скобчатую резьбу иногда называют ногтевидной. Простейший элемент скобчатой резьбы – скобка делается в два приёма, что получается намного быстрее, чем трёхгранно-выемчатой резьбе.
    Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, так и элементы других видов резьбы  – скульптурной и рельефной.
    Прорезная резьба.
    Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При  этом способе удаляют фон. В сочетании с рельефной геометрической резьбой создаётся впечатление воздушности изделия.
    Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.
    Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими и рельефными формами. Такая резьба называется
    сквозной ажурной.
    Широкое распространение прорезной резьбы объясняется тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоёмка. Наиболее простыми и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов.
    Плоскорельефная резьба.
    Плоскорельефная резьба широко распространена в домовой резьбе. Получаемое изображение находится в одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путем выбирания или углубления фона вокруг какого либо элемента резьбы или орнамента.
    Такой вид резьбы дает возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц и человека. Однако техника работы довольно трудоемкая, требует определенного мастерства и опыта, наличие разнообразного резчицкого инструмента.
    Плоскорельефная имеет несколько разновидностей по технике выполнения: с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, подушечным фоном.
    Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, т.к. контур рисунка состоит из двухгранных выемок.
    Резьба с подобранным (выбранным) фоном выполняется также, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это делает резное изображение ещё более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект.
    Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливает со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.
    В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение насыщенным, живописным.
    Глухая рельефная резьба.
    Глухая рельефная резьба – это резьба с непрорезанным (глухим)фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид подразделяется на барельефную резьбу – с низким рельефом, горильефную – с более высоким. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. Рельефной резьба покрывают фризы домов ,лобовые доски, наличники , элементы ворот и многое другое. Рельефная резьба считается трудоёмкой , поскольку требует мастерства и опыта резчика по дереву , большого набора инструментов.
    Скульптурная резьба.
    Скульптурная резьба представляет собой объёмную станковую или декоративную скульптуру из дерева и естественно вида цилиндрической формы или его раскола. Готовое резное изделие или скульптура просматривается со всех сторон , может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф. В этой технике выполняют и маленькую детскую деревянную игрушку и крупную, выше человеческого роста, станковую или декоративную скульптуру.
    Корнепластика .
    Корнепластика  – это скульптура , созданная фантазией природы , выраженная в переплетении корней , сучьев, веков, в различных наростах. Такая скульптура , подмеченная внимательным глазом художника, будет необычайно интересно для мастера. Недосказанность лесной скульптуры позволяет каждому человеку по – своему любоваться красотой необычайных форм дерева, а кроме того, это прекрасный исходный материал для любых поделок. Всё, что человек сумеет подметить в лесной скульптуре, обработать и отделать своими руками, украсить его жилище.
    1.2.Инструменты
    Для выполнения резьбы по дереву из разметочных инструментов необходимы : линейка , метр , угольник, малка, циркуль, рейсмус.
    К специальным инструментам относятся ножи – косячки, ножи-резаки,
    Стамеска – косяк, стамеска – уголок, полукруглые стамески, отлогая стамеска, клююкорза полукругла.
    Набор стамесок бывает различных сечений и радиусов (узкие, широкие).
    Для выполнениях прорезной резьбы используют свёрла, узкая (выкружная)пила, также лобзик и электролобзик.
    Заточку инструментов выполняют сначала на электронаждаке , затем вручную на мелкозернистых брусках и оселках.
    Окончательную доводку инструмента рекомендуется производить на вращающемся войлочном кругу, натёртом полировочной пастой ГОИ.
    Острое, зеркально-гладкое лезвие красиво и чисто режет древесину без шершавых обрывов волокон.
    1.3. Отделка резных изделий.
    Готовые резные изделия, различные малые архитектурные формы и декоративные скульптуры для лучшего вида и длительного их сохранения от воздействия внешней среды необходимо отделать и покрыть защитными материалами.
    К отделочным операциям относится шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, пескоструйная обработка, обжиг паяльной лампой и т. д. Поверхности вращения шлифуют наждачными шкурками в зажимах токарного станка с подвижным столом, мелкие – вручную, шкуркой – навернутой на брусок.
    Удалив с помощью жесткой щётки древесную и абразивную пыль, образовавшуюся во время шлифовки, можно приступить ввыбранному виду обработки.
    Для защиты от воздействия внешней среды на сухое, отделанное резное изделие кистью наносят горячую олифу. Подогретая олифа становится очень жидкой и при нанесении на поверхность глубоко проникает в древесину. Кроме того, олифа является отличной грунтовкой под масляные покрытия. После высыхания олифы – второй слой.
    Резные изделия, находящиеся внутри помещения (различные поделки, сувениры, панно и.д.) также следует покрывать защитным слоем. Так, мебель декоративные перегородки, кашпо и многое другое покрывают масляными нитроцеллюлозными или полиэфирными лаками, поскольку эти изделия приходится часто протирать, увлажнять и т.д.
    Лаки придают изделиям блеск или матовый оттенок. Лаки различны по своему составу и качеству.
    Резные панно, декоративные скульптуры, маски и множество других сувениров не требует блеска лакового покрытия. Натуральная текстура естественного цвета таких изделий выявляют с помощью специальных паст-мастик.
    Для защиты декоративных скульптур и других резных изделий от вредителей применяют насыщенный раствор поваренной соли.
    Для защиты от гниения столбов, элементов малых архитектурных форм, декоративных скульптур и других изделий, которые вкапывают в землю, их предварительно покрывают антисептиками. Существуют водорастворимые и маслянистые антисептики.
    Заключение.
    Богато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты своё непосредственное окружение. Дома и костюмы, утварь и орудия труда – бесконечные тому примеры. Эти зачастую безымянные произведения воплотили в осязаемых вещественных формах стремление самых широких масс народа к красоте.
    Лучшие произведения народного искусства поражает простотой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.
    Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, «тайн мастерства» и, конечно, приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное национальное искусство.
    Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства играют большую роль в воспитании подрастающего поколения, сочетая эстетическое и трудовое начало. Они способны заинтересовать, по настоящему увлечь школьников, оказать благотворное влияние на их внутренний мир, на формирование эстетических взглядов и развитие художественного вкуса, трудовых умений и навыков.
    Список использованной литературы:
    Балдано И.С.. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. У-У., «Нютаг», 1992.
    Бардулина В.А. и Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М. «Просвещение»,1978.
    Буриков В.Г., Власов В.Н.. Домовая резьба. М., «Нива России», 1994.
    Газарян С. Народные художественные ремесла. М.,»Детская литература»,1979.
    Мызников В.Н. Столярное дело.
    Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. М., «Просвещение»,1976.
    Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву М., «просвещение»,1977.
    Приложение
    Материалы.
    Все древесные породы условно разделяются по твёрдости на три группы: очень твёрдые, твёрдые и мягкие.
    Лучше начинать работу с мягкими породами древесины: липой, ольхой, осиной. Твёрдые породы – дуб, берёзу, грушу, орех, бук, клён – могут освоить лишь старшие школьники. Очень твёрдые – тис, граб, самшит следует применять в исключительных случаях.
    Наиболее подходит для первых занятий липа. У неё мягкая, однородного строения, достаточно вязкая древесина. Она одинаково легко режется вдоль и поперек волокон. Менее известным материалом в резном деле является осина. Её древесина обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы. Если учесть, что осина чрезвычайно широко распространена натерриторий нашей страны, её следует считать одной из основных пород для занятий с учащимися.
    Очень хорошим резным материалом считается белая твёрдая и упругая берёза. Она режется значительно труднее, но превосходит ольху, липу, осину по другим качествам. Наиболее ответственные работы, требующие прочности и долговечности, выполняют из берёзы.
    Дуб считается классической резной породой. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на тёмных и светлых участках годичных слоёв, вязкостью и необычайной прочностью, позволяет выполнять как монументальное, так и камерные композиции.
    Не следует ограничивать учащихся лишь названными лиственными породами. Можно рекомендовать  и хвойные породы с ярко выраженной полосатой текстурой: ель, сосну, пихту, кедр и прочную лиственницу.
    Правда, такие породы, как сосна, лиственница, дуб, ясень, карагач, которые применяются в резном деле, не вполне пригодны для мелких элементов или узоров из-за ярко выраженной текстуры. Их применяют для композиций достаточно крупными и обобщенными элементами. Другие породы – липа, ольха, осина, грецкий орех – позволяют вырезать как крупные, так и мелкие элементы, вплоть до ювелирных.
    Практически любая порода может быть применена в резьбе, лишь бы задуманные композиции отвечали механическим и декоративным свойствам соответствующих пород.
    Для резных работ подходит лишь хорошо высушенный  материал.

  3. 3
    3.
    Оборудование, инструмент и приспособления
    8
    4.
    Виды резьбы и техника ее выполнения
    10
    5.
    Виды орнамента
    21
    6.
    Техника безопасности
    24
    7.
    Заключение
    25
    8.
    Литература
    26
    1. Введение
    Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.
    Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.
    Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.
    Попав в руки истинного мастера, дерево приобре­тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко­рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус­ство художественной обработки древесины – явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек­турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето­писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис­черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной иг­рушки — создавать подлинные произведения искусства.
    2. Материал
    Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
    Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.
    Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
    Прекрасный материал для резьбы – древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки – способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.
    Для резьбы на мелких изделиях – посуде, сувенирах – используют древесину тополя и осины.
    Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.
    Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.
    Древесина ореха – наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
    Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.
    Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.
    Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.
    Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,
    2.1. Подготовка материала
    Заготовку древесины для резных работ нужно произ­водить с октября по январь, когда прекращается движе­ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива­ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.
    Доски, предназначенные для резных работ, высу­шивают до влажности 8—10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.
    Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс­мусовых станках.
    Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива­нии водными красителями получают бруски раз­ных оттенков.
    Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб­разивные зерна, которые быстро затупят инструмент
    Скачать реферат

  4. Когда я учился в школе, то будучи в седьмом классе, ходил в художественный кружок, где учился рисованию. Однажды в классе, в котором проходили занятия нашего кружка, я увидел полукруглые стамески для резьбы. Мне захотелось попробовать ими поработать и, после недолгих уговоров, я выпросил у учителя одну из них себе в подарок. Дома я решил попробовать что-нибудь вырезать. Для этого я пошел на улицу к нашей кладовке и на ее двери выдолбил мышь. Мышка получилась достаточно правдоподобной. Окрыленный тем, что мне без труда с первого раза удалось что-то вырезать, я решил сделать какую-нибудь более существенную вещь. Я отыскал в кладовке деревянный брусок, который потом превратил в сундучок с геометрической простенькой резьбой. И после этого пошло-поехало. Я делал все новые и новые поделки, разделочные доски, различные шкатулки, статуэтки, нарды, в общем все то, что так радует глаз своим теплом. Мне безумно нравилось это занятие. Я стал интересоваться различными видами резьбы, для чего приобрел несколько книг о резьбе по дереву, которые с жадностью читал и тщательно изучал.
    Однажды моя мама решила похвастаться перед коллегами по работе поделками своего сына. После этого мне стали поступать всяческие заманчивые предложения с просьбами продать что-нибудь из них. Так первой проданной вещью, сделанной моими руками, стали нарды. А дальше все стало набирать обороты. Мне стали делать заказы, которые я с удовольствием выполнял и получал за это деньги.
    Резьбой по дереву я занимаюсь и по сей день. Сейчас это по большей мере хобби, поскольку основная работа и семейная жизнь занимают почти все время. Но иногда я все же делаю заказы на продажу. Вот в данный момент я тружусь над нардами, которые мне заказал знакомый. Резьба по дереву для меня любимое хобби и источник дополнительного дохода.
    Александр Разнотовский

  5. Исто­рия резь­бы по дере­ву ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми к момен­ту воз­ник­но­ве­ния в чело­ве­че­ском обще­стве при­е­мов и спо­со­бов обра­бот­ки дре­ве­си­ны, как само­го про­сто­го и рас­про­стра­нен­но­го мате­ри­а­ла, а так­же появ­ле­ния дере­вян­но­го зод­че­ства. Наши дале­кие пред­ки зна­ли, что дре­ве­си­на обла­да­ет очень цен­ны­ми каче­ства­ми: водо­не­про­ни­ца­е­мо­стью, теп­ло­изо­ля­ци­ей, невы­со­кой плот­но­стью, бога­тым раз­но­об­ра­зи­ем рисун­ка тек­сту­ры. К тому же, дре­ве­си­ну удоб­но обра­ба­ты­вать и заго­тав­ли­вать. В свя­зи с этим, дере­во широ­ко исполь­зо­ва­лось в быту — прак­ти­че­ски вез­де от стро­и­тель­ства обо­рон­ных укреп­ле­ний до кухон­ной утва­ри и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ору­дий.
    Со вре­ме­ни появ­ле­ния чело­ве­ка разум­но­го, в ум и серд­це людей зало­же­но стрем­ле­ние к пре­крас­но­му. Это стрем­ле­ние выли­лось в пора­зи­тель­ное уме­ние людей сде­лать из при­род­но­го мате­ри­а­ла насто­я­щее про­из­ве­де­ние искус­ства. Вряд ли най­дет­ся такой народ, кото­рый бы не укра­шал свое жили­ще и пред­ме­ты быта. Одна­ко, исто­рия раз­ви­тия рез­но­го дела в каж­дой стране осо­бая и свя­за­на с уров­нем куль­ту­ры, мастер­ства и миро­воз­зре­ния в обще­стве. Навер­ное поэто­му, в каж­дой стране искус­ство резь­бы по дере­ву име­ет свои уни­каль­ные осо­бен­но­сти, при­е­мы и сти­ли.
    Наи­бо­лее древ­ней счи­та­ет­ся гео­мет­ри­че­ская плос­ко­ре­льеф­ная резь­ба. Она не толь­ко укра­ша­ла домаш­нюю утварь и стро­е­ния, но и име­ла смыс­ло­вую, обря­до­вую нагруз­ку. Все эле­мен­ты такой резь­бы нес­ли в себе сим­во­лы сти­хий и явле­ний. Нано­ся их на пред­ме­ты, укра­ша­ю­щие дом, люди наде­я­лись убе­речь­ся от вли­я­ния злых сил и при­влечь свет­лые силы: жиз­ни, пло­до­ро­дия и дол­го­ден­ствия. Из дере­ва выре­за­ли так­же обе­ре­ги – малень­кие фигур­ки бож­ков, кото­рые явля­лись хра­ни­те­ля­ми домаш­не­го оча­га.

    От идола и артели

    Самой древ­ней наход­кой, выре­зан­ной из дере­ва, счи­та­ет­ся Шигир­ский идол. Это дере­вян­ная скульп­ту­ра, сде­лан­ная из лист­вен­ни­цы, кото­рую спе­ци­а­ли­сты отно­сят ко вре­ме­ни мезо­ли­та, то есть к VIII тыся­че­ле­тию до нашей эры. Пред­мет был най­ден на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, неда­ле­ко от Ека­те­рин­бур­га, в ходе рас­ко­пок на восточ­ном склоне Сред­не­го Ура­ла. Инте­рес­но, что туло­ви­ще идо­ла покры­то со всех сто­рон гео­мет­ри­че­ской орна­мен­таль­ной резь­бой, а на более широ­ких частях его выре­за­но что-то подоб­ное лицу (личине). Изу­чив изоб­ра­же­ния, уче­ные выде­ли­ли пер­со­на­жи, кото­рые свя­за­ны с небес­ным (верх­ним) и под­зем­ным (ниж­ним) мира­ми, види­мо вопло­ща­ю­щи­ми мир живот­ных и мир рас­те­ний, жен­ское и муж­ское нача­ло.
    Посте­пен­но, с раз­ви­ти­ем чело­ве­че­ства, резь­ба по дере­ву утра­ти­ла свой мисти­че­ский и обря­до­вый смысл и ста­ла спо­со­бом деко­ра­тив­но­го укра­ше­ния пред­ме­тов быта. Появ­ля­лись новые при­е­мы в резь­бе, тех­ни­ка ее обо­га­ща­лась исполь­зо­ва­ни­ем новых инстру­мен­тов.
    Начи­ная с XVI века, ста­ли созда­вать­ся круп­ные мастер­ские рез­ных дел и арте­ли. Резь­ба по дере­ву ста­ла повсе­мест­ным народ­ным про­мыс­лом обще­го­су­дар­ствен­но­го мас­шта­ба. Искус­ные народ­ные масте­ра-рез­чи­ки укра­ша­ли само­быт­ной резь­бой цар­ские двор­цы, собо­ры и хра­мы, дома и усадь­бы бога­тых и знат­ных людей.
    Жизнь людей на Руси была нераз­рыв­но свя­за­на с дере­вом. Масте­ра исполь­зо­ва­ли не толь­ко саму дре­ве­си­ну, но так­же и бере­сту, тон­кие кор­ни сос­ны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти мате­ри­а­лы исполь­зо­ва­лись в раз­лич­ных видах худо­же­ствен­ной обра­бот­ки дере­ва. Напри­мер, капо-корень, кото­рый пред­став­лял из себя наро­сты на ство­ле и кор­нях бере­зы, имел непра­виль­ное стро­е­ние, затей­ли­вое спле­те­ние воло­кон и очень высо­кую плот­ность. Эти свой­ства дела­ют кап или капо-корень, похо­жим на карель­скую бере­зу, из кото­рой изго­тав­ли­ва­ли изящ­ные деко­ра­тив­ные пред­ме­ты: изыс­кан­ную мебель, таба­кер­ки, лар­цы. Народ­ные рез­чи­ки дела­ли из капо-кор­ня, не под­да­ю­ще­го­ся вла­ге, отлич­ную посу­ду.
    Испо­кон веков в Рос­сии все тра­ди­ци­он­ные пред­ме­ты быта, сде­лан­ные из дере­ва име­ли выра­зи­тель­ную деко­ра­тив­ную фор­му и оформ­ля­лись бога­тым рез­ным орна­мен­том или худо­же­ствен­ной рос­пи­сью. В рез­ном укра­ше­нии пря­лок, ков­шей, вере­тен, соло­ниц, шве­ек, валь­ков, блюд и ложек име­ли свое отра­же­ние наблю­де­ния людей за окру­жа­ю­щей их живой при­ро­дой.

    Домовая резьба

    Огром­ное зна­че­ние на Руси при­да­ва­ли укра­ше­нию резь­бой архи­тек­тур­ных соору­же­ний из дере­ва. В XIX веке воз­ник­ло целое направ­ле­ние в рез­ном народ­ном твор­че­стве – домо­вая резь­ба. Кре­стьян­ские дома, укра­шен­ные ажур­ной про­рез­ной резь­бой с кра­си­вым конь­ком на кры­ше, напо­ми­на­ли ска­зоч­ные терем­ки. Совер­шен­ство рез­ных орна­мен­тов и обра­зов вос­хи­ща­ет даже иску­шен­но­го цени­те­ля. Рит­мич­ные рас­ти­тель­ные узо­ры, гео­мет­ри­че­ское кру­же­во, изящ­ные завит­ки, замыс­ло­ва­тые розет­ки, фигур­ки львов, руса­лок-бере­гинь, вол­шеб­ных птиц и зве­рей – все это ста­ви­ло рез­ной декор рус­ской избы в один рад с шедев­ра­ми миро­вой архи­тек­ту­ры.
    В домо­вой резь­бе при­ме­ня­лась более слож­ная тех­ни­ка, чем в оформ­ле­нии про­стых быто­вых пред­ме­тов. На сме­ну трех­гран­но­вы­ем­ча­той, кон­тур­ной и гео­мет­ри­че­ской резь­бе при­шли глу­хая рельеф­ная, про­рез­ная и скульп­тур­ная. Глу­хая резь­ба с харак­тер­ным сплош­ным фоном, при­ме­ня­лась для укра­ше­ния фрон­то­нов домов, налич­ни­ков, тор­це­вых досок, помо­гая сохра­нить дре­ве­си­ну от гни­е­ния. Про­рез­ная или ажур­ная резь­ба, кото­рая очень похо­жа на кру­же­во, исполь­зо­ва­лась для оформ­ле­ния вхо­дов над две­ря­ми, налич­ни­ков, кар­ни­за крыль­ца, при­че­лин, поло­те­нец, перил лест­ниц. Ажур­ная или про­пиль­ная резь­ба явля­лась визит­ной кар­точ­кой масте­ров рус­ско­го Севе­ра: Вла­ди­мир­ской, Яро­слав­ской, Костром­ской обла­стей, а так­же Ура­ла, Повол­жья и Сиби­ри.
    Читай­те так­же:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *