Сочинение на тему родина егэ аргументы

7 вариантов

  1. ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
    1. В романе Л.Н. Тостого “Война и мир” Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.
    2. В повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…” пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.
    ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ
    1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.
    ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.
    2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап – честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий – романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда “просит милости” у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.
    2. Самоотверженная любовь – одна из тем романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман – и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.
    ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ
    1. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории “разрешения крови по совести”, главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.
    ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    1. В рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” американский миллионер служил “золотому тельцу”. Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
    2. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.
    ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
    1. В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.
    2. Рэй Брэдбери в романе “451 градус по Фаренгейту” показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.
    ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    1. В повести Б.Л. Васильева “Летят мои кони…” смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.
    2. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ
    1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…”. Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.
    2. В повести В.Быкова “Сотников” рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.
    ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.
    2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы”. Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй – пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
    1. В романе В.А. Каверина “Два капитана” Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.
    2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина “Живи и помни”. Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.
    ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА
    1. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни – деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.
    2. В романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Квазимодо – горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ
    1. В повести В.Г. Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.
    2. В повести В. Быкова “Сотников” партизан Рыбак предает родину и соглашается служить “великой Германии”. Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО
    1. Ю.Я. Яковлев в рассказе “Разбуженный соловьями” пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.
    2. Любовь к родному краю – главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. “Жнецы”, “Захарка”, “Спящий пастушок” – вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .
    2. В стихотворении “Мой путь” С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ
    1. Главная тема романа И.А. Гончарова “Обломов” – судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.
    2. Из книги М. Мирского “Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко” я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
    3. Д.С. Лихачёв в “Письмах о добром и прекрасном” утверждает, что “нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить”. Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.
    ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ
    1. В повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.
    2. В романе Эрика Найта “Лесси” семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.
    ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ
    1. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    2. В рассказе А.И. Куприна “Тапёр” мальчик Юрий Агазаров – музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.
    ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
    1. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго – свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.
    2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”. Главный герой – матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.
    2. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии “Casta Diva” пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал “такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг”.
    ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
    1. В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
    ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Льва Кассиля “Великое противостояние” Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню “Священная война”. Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ
    1. В романе В.Д. Дудинцева “Белые одежды” профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.
    2. Г.Н. Троепольский в повести “Кандидат наук” выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.
    ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ
    1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.
    2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.
    ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
    1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
    2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.
    2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.
    ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
    1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
    2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.
    ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.
    2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.
    ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ
    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.
    2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.

    ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

    1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.
    2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.
    2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.
    ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
    1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.
    2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.

    ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

    1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.
    2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ
    1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.
    2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ
    1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.
    2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ
    1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.
    2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ
    1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.
    2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.
    ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.
    2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
    1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.
    2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

  2. 2
    Текст добавил: ОдИнОкИй_Волк

    В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.

    Патриотизм вопреки всему

  3. Проблемы патриотизма и любви к Родине
    Патриотические проблемы.
    Проблема патриотизма и любви к Родине.
    Проблема искажения понятия «патриотизм».
    Проблема мнимого и подлинного патриотизма.
    Проблема любви к Родине.
    Проблема веры в могущество России.
    Проблема будущего России.
    Проблема отношения к Родине.
    Проблема значения Москвы для каждого русского человека.
    Проблема патриархального деревенского уклада жизни.
    Проблемы города и села.
    Человек и родина.
    Связь человека со своим народом.
    Утверждающие тезисы
    Люби, цени и защищай свою отчизну.
    Любовь к родине — это не громкие слова, она в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
    Каждый из нас — это живая частичка природы.
    Цитаты
    Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчить её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
    (П. Чаадаев)
    Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
    (В. Белинский)
    Дым отечества сладок.
    (Гомер)
    Отрадно и почётно умереть за отечество.
    (Гораций)
    Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
    (Сенека)
    Отчизны голос — голос лучшей музы.
    (П. Беранже)
    Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.
    Весела твоя радость короткая
    С громкой песней весной на лугу.
    (С. Есенин)
    Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать —
    В Россию можно только верить.
    (Ф. Тютчев)
    Родина там, где чувствуешь себя свободно.
    (Абуль-Фарадж)
    Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество.
    (Г. Державин)
    Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
    (А. Пушкин)
    Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
    (К. Паустовский)
    Потомство моё, прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству.
    (А. Суворов)
    Пословицы и поговорки про любовь к Родине
    Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Для родной Отчизны не жаль и жизни.
    Первое дело в жизни — служить Отчизне.
    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
    Родина — мать, умей за неё постоять.
    При солнце тепло, при Родине добро.

    Аргументы на тему патриотизма и любви к Родине

    А. Никитин «Хождение за три моря»
    Совершив множество путешествий, повидав много необычных стран, А. Никитин не утратил чувства любви к своей стране. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Никакая экзотика, никакие красоты дальних стран не погасили в нём преданной любви к отчизне.
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    В романе Л. Толстого в художественной форме проанализирована причина победы русского народа над французской армией. В России Наполеон впервые натолкнулся на противостояние всего народа, независимо от того, к каким сословиям и национальностям принадлежали воевавшие против захватчиков люди. А с такой сплочённостью, с такой могучей силой не сможет сладить ни один враг.
    В. Быков «Сотников»
    Проблема патриотизма и любви к родине поднимается в повести В. Быкова «Сотников». На примере двух партизан, попавших в плен к немцам, писатель обрисовал противоположные характеры, на первый взгляд, обычных людей. Однако один из них предаёт родину, соглашаясь сотрудничать с врагом. Другой, Сотников, отказывается предать родину, выбрав смерть и сохранив свои честь и достоинство. В этом рассказе читатель видит настоящего патриота, верного сына своей земли.
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    В романе Л. Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не говорят высоких слов о любви к родине, но именно во имя её и для неё они совершают достойные поступки: Наташа Ростова под Бородино уговаривает мать не раздумывая отдать раненым подводы, а князь Андрей в сражении на Бородинском поле получает смертельное ранение.
    Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает ополчение и сам участвует в Бородинском сражении. Он даже остаётся в Москве, мечтая убить Наполеона.
    В романе представлено множество примеров патриотического героизма, проявленного простыми русскими людьми, которые без высокопарных фраз, позёрства исполняют свой долг, отдавая жизнь за Родину в минуты смертельной опасности. По мнению писателя, русский дух и патриотизм были основными причинами победы в этой войне.
    Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
    Идея патриотизма, чувство родины и любовь к ней одушевляют весь цикл рассказов Л. Толстого о Севастопольской обороне.
    В «Севастопольских рассказах» много картин героизма простого русского человека, буднично совершающего подвиг в ежедневных сражениях на войне. В небольших рассказах писатель смог воплотить духовные силы и крепкую веру народа во всемогущество своей страны и её героев.
    Примером такой удивительной веры может стать легенда о докторе Николае Пирогове, который во время Крымской войны спас много жизней, боролся с бюрократией чиновников, требуя медикаменты, одежду, снаряжение. Толстой повествует даже о случае, когда солдаты принесли «тело без головы», веруя в то, что волшебник-доктор сможет пришить и её.
    С огромным уважением описал Толстой Пирогова, впервые применившего наркоз, понимавшего все недостатки русского общества, но никогда не осуждавшего Россию, потому что делом всей жизни он считал служение родине и работу на её благо и процветание.
    И.А. Бунин «Антоновские яблоки»
    Тема родины является одной из главных во всём творчестве И. Бунина. Вынужденный покинуть Россию, до конца дней он писал только о ней.
    Грустным лиризмом проникнут его рассказ «Антоновские яблоки». Запах антоновских яблок, их аромат, чарующий дух стал для писателя олицетворением России.
    Бунин не скрывал в своих произведениях тех противоречий, которые были в России, в его произведениях гармония природы часто сочетается с горем и человеческими трагедиями.
    Однако во всём творчестве писателя и поэта чувствуется уверенность в том, что, какая бы ни была его Отчизна, отношение к ней писателя можно определить только одним словом — любовь.
    С. Есенин
    В поэзии С. Есенина мотивы любви к родине пронизывают каждое слово, каждую строчку, каждое произведение, даже очень личное. Сам поэт говорил: «Чувство родины — основное в моём творчестве».
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
    М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»
    Такой же странною, но верною любовью любил Россию М. Ю. Лермонтов, неоднократно рисовавший картины одиночества, ненужности человека русскому обществу.
    Поэт любил и восхищался героическим прошлым России, но в его творческом наследии она осталась грубой и жестокой к своим гражданам, порабощённой, превращённой в огромную тюрьму для людей свободолюбивых и сильных духом.
    Эта мысль звучит в его стихотворениях «Родина» и «Прощай, немытая Россия…»:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.

  4. Два года назад эти аргументы я и мои ученики составили к ВариантуС.
    1)В чём смысл жизни?
    1.Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл своё место в жизни! Онегин – одарённый человек, один из лучших людей того времени, но он не сделал ничего, кроме зла, – убил друга, принёс несчастье любящей его Татьяне:
    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,
    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел
    Ничем заняться не умел.
    2.Люди, не нашедшие цели жизни, несчастны. Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив, наблюдателен, но все его действия случайны, активность бесплодна, и он несчастлив, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой цели. Герой  с  горечью вопрошает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»
    3.На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.
    2)Отцы и дети. Воспитание.
    1.Вроде бы Базаров –  положительный герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён, смел, независим в суждениях, передовой человек своего времени, но читателей смущает его отношение к родителям, которые сына безумно любят, но он с ними нарочито груб. Да Евгений практически не общается со стариками. Как им горько! И только Одинцовой он сказал прекрасные слова о своих родителях, да старики-то их сами так и не услышали.
    2.Вообще, проблема «отцов» и «детей» типична для русской литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» она приобретает  трагическое звучание, так как  выходят из-под слепого повиновения домострою молодые, которые хотят жить своим умом.
    А в романе И.С.Тургенева поколение детей в лице Евгения Базарова уже решительно идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся авторитеты. И противоречия между двумя поколениями зачастую носят болезненный характер.
    3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.
    1.Человеческая несдержанность, неуважительное отношение к окружающим, грубость и хамство имеют прямое отношение к неправильному воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорит непростительные, грубые слова. В доме госпожи Простаковой грубая брань, побои  – обычное явление. Вот матушка и говорит Правдину: «…то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
    2.Грубым, невежественным человеком предстаёт перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Он хамит зависимым людям, говорит ворчливо, грубо, всячески обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.
    3.Можно привести образ городничего из комедии “Ревизор”. Положительный пример: А.Болконский.
    4)Проблема бедности, социального неравенства.
    1.С  потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.
    5)Проблема милосердия.
    1.Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка… Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…» Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли». Он верит,  что придёт время, когда люди будут любить друг друга. Он утверждает, что мир спасёт красота.
    2.В сохранении сострадания к людям, милосердной и терпеливой души открывается нравственная высота женщины в рассказе А.Солженицына  «Матрёнин двор». Во всех унижающих человеческое достоинство испытаниях Матрёна остаётся душевной, отзывчивой, готовой прийти на помощь, способной радоваться чужому счастью. Это образ праведницы, хранительницы духовных ценностей. Это без неё, по пословице,  «не стоит село, город, вся земля наша»
    6)Проблема чести, долга, подвига.
    1.Когда читаешь о том, как был смертельно ранен Андрей Болконский, испытываешь ужас.  Он не бросился со знаменем вперёд, просто не лёг на землю, как остальные, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвётся. Болконский не мог иначе. Он, с его чувством чести и долга, благородной доблести, не желал поступить по-другому. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, молчать, прятаться от опасностей. Они гибнут раньше других, потому что лучше. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах людей, что-то очень важное.
    7)Проблема счастья.
    1. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, – «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.
    2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.
    8)Моё любимое произведение.
    Говорят, что каждый человек в своей жизни должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Мне кажется, в духовной жизни никому не обойтись без романа Л.Н.Толстого « Война и мир». Я думаю, эта книга создаёт в душе человека тот необходимый нравственный фундамент, на котором можно уже возводить храм духовности. Роман является энциклопедией жизни; судьбы и переживания героев актуальны и по сей день. Автор призывает нас учиться на ошибках персонажей произведения и жить «настоящей жизнью».
    9)Тема дружбы.
    Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.
    10)Вера в Бога. Христианские мотивы.
    1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом  страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка  – нравственный  светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит  «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:
    Есть Бог, есть мир, они живут вовек;
    А жизнь людей мгновенна и убога,
    Но всё в себя вмещает человек,
    Который любит мир и верит в Бога.
    11)Патриотизм.
    1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.
    Пьер Безухов  отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в  опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.
    2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное   Бородинской  годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.
    12)Семья.
    Особые симпатии у нас, читателей, вызывает семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берут Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.
    13)Совесть.
    1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев  неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
    2.Совестливый  – значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.
    3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди  с развитым чувством совести.
    4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.
    14)Образование. Его роль в жизни человека.
    1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания  кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.
    2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.
    15)Чиновники. Власть.
    1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед  вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.
    2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.
    3.Наше общество перешло  на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.
    16)Интеллигентность. Духовность.
    1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» – мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью  и фальшью. Мне кажется, что подвигом  князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.
    2.В комедии  «Вишнёвый сад» А.П.Чехов  отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.
    3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»
    17)Мать. Материнство.
    1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца,  она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих  нравственных ценностей.
    2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери.  Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.
    18)Труд-лень.
    Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:
    И на место в жизни право
    Только тем, чьи дни – в трудах:
    Только труженикам – слава,
    Только им – венок в века!
    19)Тема любви.
    Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой,  и как сильны и благородны его порывы:
    Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
    То робостью, то ревностью томим…
    Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью,  выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!
    20)Чистота языка.
    1.За свою историю Россия пережила три  эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка – конец XX – начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!»  Американизмы захлестнули нашу речь.  Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном  русской классики.
    2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам»  читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим!
    21)Природа. Экология.
    1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её cохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:
    Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,
    Но весело бродить и знать, что всё проходит,
    Меж тем как счастье  жить вовеки не умрёт…
    В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.
    2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.
    3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет  назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
    22)Роль искусства.
    О влиянии искусства на человека написала моя современница – поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:
    И без Пушкина можно прожить
    И без музыки Моцарта тоже –
    Без  всего, что духовно дороже,
    Без сомнения,  можно прожить.
    Даже лучше, спокойнее, проще
    Без нелепых страстей и тревог
    И беспечней, конечно,
    Только как этот вынести срок?..
    23)О братьях наших меньших.
    1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,-  «В ответе за всех, кого приручил»,  она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, – это «пробный камень» для каждого из нас.
    2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие  от человека, она не способна на ложь и предательство.
    24)Родина. Малая Родина.
    У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе  то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт  и которое подарило ему святое «ощущение родины»:
    Выткался над озером
    Алый свет зари…
    25)Историческая память.
    1.А.Твардовский писал:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям.
    Давайте,  люди,  никогда
    Об этом не забудем.
    2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:
    Завещаю в той жизни
    Вам счастливыми быть
    И родимой отчизне
    С  честью дальше служить.
    Благодаря  им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.
    26)Тема красоты.
    Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»
    Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир  не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой,  читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.
    27)Мещанство.
    1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются  в  любом обществе.
    2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова  Ионы ч- олицетворение   страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени – ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он  с  таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.
    28)Великие люди. Талант.
    1.Омар Хайям  – великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер,  и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный,  не тускнеет, а наоборот, делается ярче:
    Будь я Творцом, Властителем высот,
    Испепелил бы старый небосвод.
    И натянул бы новый, под которым
    Не жалит зависть, злоба  не снуёт.
    2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР  открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя,  подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…
    29)Проблема материального обеспечения. Богатство.
    Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению,  стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.
    Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» и многим российским  капиталистам,  не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.
    30)Свобода-Несвобода.
    На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы».  Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они,  подчиняясь  абстрактной  идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в  винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери  имени как потери собственного «я».
    31)Проблема времени.
    В  течение  долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и ….  творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество  Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир»,  «Крейцерова соната»…
    32)Тема нравственности.
    Мне кажется, что моя душа – это цветок,  который  ведёт меня  по жизни так, что я живу   по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы  человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :
    А Бог молчит,
    За тяжкий грех,
    За то, что, в Боге  усомнились,
    Он наказал любовью всех,
    Что б в муках верить научились.
    33) Тема космоса.
    Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной  личности, выходящей к  бездне. Этим и близок поэт мне, человеку  века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим  «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.
    34)Тема столицы – Москвы.
    В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов  бальзамом проливается  на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с  молоком  матери, и передала собственным детям:
    И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
    Легче дышится,  чем на всей земле!
    35)Любовь к Родине.
    В стихотворениях  С. Есенина мы ощущаем полное  единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни.  Он верит в будущие события,  которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому  создал такие произведения, как  «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:
    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь  иную крепь!
    С иными именами
    Встаёт иная степь.
    36)Тема памяти войны.
    1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова –  все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение  наглядно показал  Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.
    2.  68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти»  М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

  5. 5
    Текст добавил: НаЦЕпила_КорОнУ_И_нЕ_ЕпёТ

    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Автор смог удивительно точно подчеркнуть разницу между истинным и ложным патриотизмом. Так, говоря о войне 1812 года в произведении, Толстой сопоставляет эти понятия в лицах многих героев. К тем, кто не способен любить отчизну по-настоящему, писатель относит представителей высшего общества. Например, Анну Павловну Шерер , Элен или Анатоля Курагиных .Их «сопереживание» строится лишь на отказе от французской кухни и французского языка. Герои неспешно ведут, как им кажется, важные беседы, в то время как на поле боя гибнут люди. Такому высшему свету никогда не понять душевных порывов благородного человека, готового отдать свою жизнь за Родину. Таковыми персонажами являются Андрей Болконский, капитан Тушин, Платон Каратаев, Денис Давыдов и т.д. Слишком разняться их представления о том, что такое настоящая любовь к своему краю. Пока солдаты и простые крестьяне проливали кровь, защищая русскую землю, многие дворяне готовы были смириться с властью захватчика, лишь бы сохранились их привилегии.
    В.Г. Распутин, «Живи и помни». Автор начинает повествование с внезапного возвращения героя домой в самый разгар войны. Андрей пришел к порогу родной избушки, но не потому, что был серьезно ранен или контужен, он просто дезертировал. Герой осознавал, что любящая жена догадается о его поступке и окажется в затруднительных обстоятельствах, но это не помешало его возвращению. На первых порах войны он честно участвовал в боях, помогал своим товарищам и никогда не давал слабину, но постепенно герой начал задумываться о том, почему именно он должен воевать и переживать, что каждый день может стать дня него последним. Трусость и эгоизм взяли верх над Андреем Гуськовым и вынудили его совершить непоправимую ошибку, навсегда изменившую ход его жизни. И, невзирая на то, что муки совести начали терзать героя, ему нет оправдания, потому что бросить Отчизну в трудное для нее время означало совершить непростительное преступление.
    Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
    Автор: Дарья Борзенко

  6. Л.Н. Толстой “Война и мир”

    В произведении присутствуют примеры истинного и ложного патриотизма. Настоящие патриоты – члены семей Ростовых и Болконских. Они помогают стране не только словом, но и делом: Андрей Болконский отправляется на войну, Николай и Петя Ростовы тоже служат, Наташа Ростова отдает подводы для перевозки раненых. Истинным патриотом можно назвать и Пьера Безухова. Он делает для своей страны все, что может: например, остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в действиях.
    Курагины – тоже патриоты, но только на словах. Они говорят о любви к Родине только из-за того, что это модно. На самом деле все представители семьи Курагиных – подлые люди, преследующие только корыстные цели. Они не делают ничего значимого для спасения Отечества, ограничиваясь лишь красивыми речами.

    М. Шолохов “Судьба человека”

    Патриотизм Андрея Соколова выражается в его поступках. Этот человек готов до последнего защищать свою Родину, не считаясь с обстоятельствами. Он верен своим моральным принципам и воинскому долгу даже в плену у немцев. Истощенный и измученный Андрей Соколов не соглашается пить за победу врага, зная, что сейчас его расстреляют. Он пьет водку и не закусывает, показывая истинную силу духа русского солдата. Этим герой вызывает уважение у неприятеля: Мюллер отпускает его с хлебом и салом в придачу, видя в нем настоящего человека и достойного соперника.

    А.Т. Твардовский “Василий Теркин”

    Василий Теркин – собирательный образ настоящего русского солдата. Он воюет самоотверженно, решается на кажущиеся безумными поступки. Василий Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доставить необходимую информацию. Никому бы и в голову не пришло, что такое способен сделать обычный человек. Для поднятия силы духа бойцов герой играет на гармони. Василий Теркин соглашается сделать все, что может приблизить победу. Он – настоящий патриот, пример для подражания. Победа стала возможной, благодаря стараниям таких людей.

  7. Огромный сборник литературных аргументов.
    bank-a.docx
    Для распечатки в форме шпаргалки можно поставить 6 листов на страницу.
    Роль книг в жизни человека
    Проблема сохранения исторической памяти
    Влияние искусства на жизнь человека, роль искусства
    Роль музыки, искусства
    Проблема подвига людей в годы войны (проблема мужества солдат на войне)
    Проблема самопожертвования, героизма
    Проблема воздействия природы на человека
    Проблема определения роли природы в жизни человека, проблема влияния природы на духовный мир человека, проблема замечать красоту в простом и обыденном
    Проблема исчезновения памятников истории и культуры
    Проблема определения роли Родины в жизни человека, проблема ответственности людей за судьбу своей Родины, патриотизм и любовь к Родине, проблема отношения человека к своей родине
    Проблема нравственной оценки факта войны, проблема влияния войны на человека
    Проблема влияния войны на человека
    Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека
    Проблема отношения человека к жизненным потрясениям
    Проблема роли (ценности) детских воспоминаний в жизни человека
    Проблема одиночества людей в старости
    Проблема обмана при общении
    Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне
    Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях
    Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу)
    Проблема определения счастья в подростковом возрасте
    Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью
    Проблема необходимость дружной семьи в жизни каждого ребенка
    Проблема потребности любви у каждого ребёнка
    Проблема веры в счастливое будущее
    Проблема благодарности близким людям, чувство долга перед ними
    Проблема проявления неуважения, неблагодарности
    Проблема выражения благодарности
    Проблема значимости поддержки близких людей
    Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу
    Проблема нравственного выбора
    Проблема отношения к птицам и животным
    Проблема взаимоотношений человека и собаки
    Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям
    Проблема проявления родительской любви
    Проблема прекращения отношений между людьми
    Проблема вклада в отечественную культуру
    Проблема творческого долголетия
    Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля
    Проблема судьбы русских деревень. (проблема угасания жизни в русской деревне)
    Проблема отношения к родному дому
    Проблема памяти о своём прошлом. Проблема сохранять и восстанавливать память о прошлом
    Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей
    Проблема понимания природы гениальности и самого гения
    Проблема отказа от книг
    Проблема последствий научных открытий
    Проблема важности процесса познания в жизни человека
    Проблема различий науки и искусства
    Роль личности в истории
    Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз?
    Проблема влияния учителя на учеников
    Проблема противостояния человека и сложившейся системы
    Проблема отношения учителей к своим ученикам
    Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения
    Проблема отношения к обывателям, к пошлости
    Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства
    Проблема умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством
    Проблема ценности детства
    Проблема восприятия окружающего мира ребёнком
    Проблема восприятия детства как счастливой поры
    Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны
    Проблема проявления заботы о ближних в годы войны
    Проблема единения людей в годы войны
    Проблема значения культуры в нашей жизни
    Проблема определения понятия ограниченности
    Проблема бездуховности нашего общества
    Проблема памяти о Великой Отечественной войне
    Проблема силы материнской любви
    Проблема отношения к родителям (преувеличивают их возможности)
    Проблема проявления детьми трусости
    Проблема ощущения вины перед родителями
    Проблема силы поэтического слова
    Проблема воспитания любви к поэзии
    Проблема восприятия красоты художественного слова
    Проблема определения качеств настоящего поэта
    Проблема очищающей силы поэзии
    Проблема любви к родному народу
    Проблема сходства жизни природы и жизни человека
    Проблема доброго и сострадательного отношения к природе
    Проблема отношения к выдающимся личностям, кумирам
    Проблема силы таланта
    Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности
    Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности
    Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира
    Проблема причин победы на войне
    Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне
    Проблема проявления слабости на войне
    Проблема отношения победителей к поверженному врагу
    Проблема ценности языка
    Проблема взаимодействия языка и культуры
    Проблема обогащения русского языка
    Проблема отношения к учёбе, к науке
    Проблема выбора профессии, своего жизненного пути
    Проблема отношения к проявлению невежества и лени
    Проблема определения интеллигентности
    Проблема поиска смысла жизни
    Проблема особенности профессии врача
    Проблема пьянства в современном обществе
    чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
    Проблема любви
    Проблема экологической катастрофы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *