Сочинение на тему родина в лирике блока и есенина

15 вариантов

  1. Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому. Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
    Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, –
    Как слезы первые любви!..
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Пускай заманит и обманет, –
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.
    С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым. В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.
    В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:
    Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,
    и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –
    С раскосыми и жадными очами!
    и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно старый меч в ножны!
    Товарищи! Мы станем – братья!
    Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:
    Поэт всегда с людьми, когда шумит
    гроза,
    И песня с бурей вечно сестры.
    В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.
    Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою.»
    Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и всё же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
    Приемлю всё.
    Как есть всё принимаю.
    Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я будто иностранец.
    Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».
    Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
    Хочу я быть певцом
    И гражданином,
    Чтоб каждому,
    Как гордость и пример,
    Был настоящим,
    А не сводным сыном –
    В великих штатах СССР.
    Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

  2. (356 слов) Для каждого поэта тема Родины – это нечто сокровенное, личное. Именно поэтому стихотворения о родных местах всегда проникнуты трепетной любовью. А какой же предстаёт перед нами Родина в творчестве Блока и Есенина?
    Удивительно то, что оба поэта считали данную тему главной в своей поэзии. Несмотря на этот факт, между двумя поэтами всё же есть существенные различия. Самое явное – способ изображения Родины. Для Блока он неразрывно связан с личными переживаниями. Всё, что происходило на родной земле, так или иначе, отражалось на жизни автора. В стихотворении «Россия» (1908 год) лирический герой рассказывает о Родине без прикрас. Да, это «нищая», бедная и серая Россия, но она его! Блок восхищался своей страной. По его мнению, её ждет великое будущее. Именно в стихотворении «На поле Куликовом» (1908 год) создаётся образ мчащейся в даль кобылы. Но литератор был уверен, что светлое будущее не обойдется без боли и сражений: «И вечный бой! Покой нам только снится…». И революция не могла не отразиться на творчестве Блока. В культовой поэме «Двенадцать» (1918 год) поэт воссоздал образ модернизированной, свободной России, а в «Скифах» он требовал от людей прекращения всех «ужасов войны».

  3. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
    Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.
    Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», – ответил Блок.
    Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» – восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).
    Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».
    Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.
    Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом («Русь»):
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены,
    И вихрь, свистящий в голых прутьях,
    Поет преданья старины…
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою!»
    Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».
    В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:
    Небо как колокол,
    Месяц – язык,
    Мать моя – родина,
    Я – большевик.
    Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».
    Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.
    В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

  4. Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому. Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
    Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, –
    Как слезы первые любви!..
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Пускай заманит и обманет, –
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна Россия — необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.
    С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым. В цикле «На ноле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль..
    В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», -говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.
    В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:
    Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –
    С раскосыми и жадными очами!
    и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно старый меч в ножны!
    Товарищи! Мы станем – братья!
    Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:
    Поэт всегда с людьми, когда шуми
    гроза,
    И песня с бурей вечно сестры.
    В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.
    Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску
    Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою.»
    Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
    Приемлю все.
    Как есть все принимаю.
    Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я будто иностранец.
    Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».
    Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
    Хочу я быть певцом
    И гражданином,
    Чтоб каждому,
    Как гордость и пример,
    Был настоящим,
    А не сводным сыном –
    В великих штатах СССР.
    Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

  5. Сергей Есенин и Александр Блок — люди одной эпохи, великие поэты русской литературы конца XIX—начала XX века.
    Александр Блок — поэт-интеллектуал, человек очень искренний в своем творчестве. Он практически всё своё творчество посвятил России. Блок сравнивает любовь к Родине, к Отчизне с чувствами к любимой женщине: «Русь моя, жизнь моя…»
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые,
    Как слезы первые любви!
    Творчество Блока — целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого, оказавшая «огромное влияние на всю современную поэзию».
    Тема Родины — одна из главных тем в поэзии Сергея Александровича Есенина. Для него Родина — это прежде всего природа. А природа у поэта связана с родной деревней, селом Константиново, где он родился и вырос. Есенин любил свою родную землю прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьяне, а потом и город, литературу, друзей и даже кабаки.
    Есенин счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую он старается понять и принять. В конце жизни в «Письме к женщине» он восклицает:
    Теперь в советской стороне
    Я самый яростный попутчик.
    Сергей Есенин до боли любил всё родное. И это видно в его произведениях. В каждом стихотворении поэт так или иначе говорит о Родине. Например, в «Стансах»:
    Но более всего любовь к родному краю
    Меня томила, мучила и жгла.
    Чувства к родине выражаются у Есенина через чувства к женщине, природе, жизни. В стихотворении о любви из сборника «Персидские мотивы» любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:
    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Сергей Есенин чувствует себя частью природы, природа для него — это жизнь, это вечная красота и вечная гармония мира. Он готов слиться с ней навсегда: «Яхотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
    Наверное, никто так, как Есенин, никогда не восхищался своей родной природой, родной землей:
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте Родину мою».
    И никто не умел так прекрасно одушевлять природу. Любимый образ — берёзка — становится у поэта берёз- кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер. Клён на одной ноге; рожь с лебединой шеей. Можно привести ещё множество примеров, которые составляют особенный мир в поэзии Есенина — мир живой природы, в котором всю свою жизнь прожил поэт.
    В городе всё было по-иному. Уехав из села Константинова, Есенин очень скучал по родной земле, родной деревне, по природе, по дому. Они для него всё. Он старался хоть на несколько дней вырваться из города и уехать в родной край. Ведь там его дом, мать. Сергея Есенина очень радовали эти поездки в Константинова, где он провел свои самые лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, «каждый раз приезжая в Константинова, был по-настоящему счастлив, что… вновь я родном краю, любовь к которому пронёс через всю жизнь». Ему дорог родной край, пусть даже бедный и нищий. В конце жизни Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни» и старается написать как можно больше стихов на свою любимую тему — тему Родины.
    Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно, весьма сочувственно. Почти перестав писать лирические стихотворения, Сергей Есенин создал цикл революционных поэм: «Певучий зов», «Пришествие».
    Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.
    Но и тогда,
    Когда во всей планете
    Пройдет вражда времен,
    Исчезнет ложь и грусть, —
    Я буду воспевать
    Всем сугцеством в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    Александр Блок — один из виднейших поэтов-символистов. Творчество поэта пришлось на тяжёлые годы первой мировой войны, на революцию, на гражданскую войну. Блок встретил революцию 1917 года радостно, с верой в скорые перемены. Ожидание быстрого обновления, очистительной силы революции звучит в строках прекрасной поэмы «Двенадцать» и в композиции «Скифы».
    Поэма «Двенадцать» Александра Блока — одно из самых сильных и своевременных произведений русской поэзии начала XX века. Блок изображает революцию с «человеческим лицом», а не с кровью и убийствами. Революция поэта несёт добро и справедливость, потому что:
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди —
    Исус Христос.
    В стихах Александра Блока, как мне кажется, присутствует какой-то скрытый смысл, мистическое содержание, какая-то таинственность. У Сергея Есенина стихи более лиричны и выразительны, и, один раз услышав, их трудно забыть и спутать с какими-нибудь другими, настолько они грустны, светлы и ярки.

  6. Сергей Есенин
    Сергей Александрович Есенин — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
    Родился: 03.10.1895, Константиново (Рыбновский район)
    Умер: 28.12.1925 (30 лет)
    Популярные произведения С.А. Есенина
    Запели тесаные дроги…
    Мы теперь уходим понемногу …
    Не жалею, не зову, не плачу…
    Несказанное, синее, нежное…
    Неуютная жидкая лунность…
    Низкий дом с голубыми ставнями…
    Песнь о собаке
    Письмо к женщине
    Русь
    Спит ковыль. Равнина дорогая
    Другие сочинения по произведению Есенина
    Мой Есенин
    Сергей Александрович Есенин
    Тема любви в лирике С.А.Есенина.
    Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
    Любовь только к Родине! ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
    Тема родины в творчестве Сергея Есенина
    Образ России в творчестве Есенина
    Художественное своеобразие поэзии Есенина
    Глубокая любовь к родине к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта
    Лирика Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Любовная лирика С. Есенина
    Тема любви в поэзии С. Есенина
    Любовная лирика в поэзии С. Есенина
    Родина в поэзии Есенина
    Вся моя автобиография в стихах Есенин
    Читая Есенина (Третий вариант)
    Образ Родины в лирике С.А.Есенина.
    За что я люблю стихи С. Есенина
    Мир природы в лирике С.А. Есенина
    Сочинение «Родина в творчестве Есенина и Блока»
    Есенин – все сочинения
    Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.
    «Чувство Родины – основное в моём творчестве,» – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и унылый, потому что тот самый родной край по виду неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый жилье низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении «Я иду долиной…» радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: «Да здравствует революция на земле и на небесах». В стихотворении «Письмо матери», говоря о «золотой бревенчатой избе», Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же «Неуютная жидкая лунность» Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой «стальной Руси», Есенин остаётся верным к любви отчего края.
    Влюблённость Есенина в красоту деревенской Руси разрешается мотивом духовного и физического слияния с нею, он хотел бы в ней «затеряться». Избыток счастья поэт испытывает, как самоуничтожение: «Я хотел бы затеряться в землях твоих стозвонных.» В стихотворении «Там, где вечно дремлет тайна», дух поэта уходит от земли, где он только «гость случайный», для того, чтобы смотреть вниз, всё на те же родные пашни и перелески. Революция оживила есенинскую поэзию, нарушила тишину «голубых полей и рощ». Поэту ещё не понятно, чем обернётся для Руси революция. Он одаривает Родину образами своих радостных предчувствий и ожиданий. Центром всего происходящего является Русь, в её крестьянском обличии: «Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз».
    Образ «Руси-метелицы» заполняет собою более того космос: «Над тучами, как корова, хвост задрала заря». Поэзия Есенина скорбно окрашивается, поэт грустит по гибнущей деревне, которая осознаётся им, как вечный источник духовности.
    Любовь и красота для Блока – наивысшее проявление человеческого духа, они наполнены очистительной силой.
    Красотой поэт измеряет реальность реальности. Самой дорогой темой для Блока была тема родной земли и неизменной любви к ней. Во всех стихах мы видим искренность слов о Руси. Тема родины в стихотворении «Россия» уходит как бы в будущее и перекликается с восприятием Родины Пушкиным и Некрасовым. Подлинная народность сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. В стихах этих поэтов сходны более того ситуации. Выражается скорбная любовь: «Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви».

  7. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
    Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.
    Тема Родины — важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России», — ответил Блок.
    Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» — восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).
    Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».
    Куликовская битва в восприятии поэта — символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.
    Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены,
    И вихрь, свистящий в голых прутьях,
    Поет преданья старины…
    Так — я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою!»
    Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь — это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».
    В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции — установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:
    Небо как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — родина,
    Я — большевик.
    Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».
    Но уже в 1920 — 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны — «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.
    В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

  8. Название: Тема Родины в лирике Блока и Есенина
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому. Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».
    Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, –
    Как слезы первые любви!..
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Пускай заманит и обманет, –
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.
    С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым. В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.
    В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:
    Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,
    и тьмы.
    Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –
    С раскосыми и жадными очами!
    и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:
    Придите к нам! От ужасов войны
    Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно старый меч в ножны!
    Товарищи! Мы станем – братья!
    Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:
    Поэт всегда с людьми, когда шумит
    гроза,
    И песня с бурей вечно сестры.
    В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.
    Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою.»
    Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и всё же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:
    Приемлю всё.
    Как есть всё принимаю.
    Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:
    Язык сограждан стал мне как чужой,
    В своей стране я будто иностранец.
    Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».
    Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:
    Хочу я быть певцом
    И гражданином,
    Чтоб каждому,
    Как гордость и пример,
    Был настоящим,
    А не сводным сыном –
    В великих штатах СССР.
    Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.
    ?

  9. 9
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    А.Блок
    Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь».
    С.Есенин
    Пою мое отечество…
    В.Маяковский
    Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.
    Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.
    Александр Блок проникся любовью к Родине уже в раннем детстве. Каждое лето, приезжая в Шахматово, будущий поэт еще ребенком начал понимать красоту сельской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:
    Видно, дни золотые пришли.
    Все деревья стоят, как в сияньи.
    Ночью холодом веет с земли;
    Утром белая церковь вдали
    И близка и ясна очертаньем.
    Ранняя лирика Блока близка к фольклору. Например, его героиня обретает черты царевны из русских сказок, жилище ее – заколдованный терем, а герой – царевич, князь, жених. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Так, в стихотворении «Русь» перед нами предстает чудная, таинственная, волшебная страна, которая появилась из сказки:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Но постепенно отношение поэта к России как к чарующей сказке меняется. В его творчестве появляются страшные картины. Лирический герой попадает в мир, где звезды и зори сменяет царство мхов, болот, ржавых кочек и пней. Ужасен и облик людей, обитающих в этом мире. Это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертвецы, как, например, в цикле стихов «Пляски смерти». Страшный мир, созданный А.Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть, принять и полюбить страну в таком неприглядном виде.
    Революционные события вплотную подвели А.Блока к теме Родины, настоящей, а не выдуманной. Теперь образ России поэт связывает не с мистическими, а реальными, земными представлениями. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народному сознанию, постижению судеб страны. В 1905 году было написано стихотворение «Осенняя воля», в котором ярко прозвучал патриотический настрой лирики Блока.
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя! –
    так восклицал поэт, обращаясь к России.
    Александр Блок говорит о Родине с бесконечной любовью, проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой. Все эти чувства отразились в его стихотворении «Россия»:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах поэта. Необъятные русские дали, пылающие рябины, буйные вьюги и метели, крики лебедей – такова блоковская Россия.
    Александр Блок создал особенный лирический образ Родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы, возлюбленной, невесты, «светлой жены»:
    О, Русь моя! Жена моя!
    По мнению поэта, каков русский народ, такова и истинная Русь. В цикле стихов «На поле Куликовом» идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно:
    И, к земле склонившись головою,
    Говорит мне друг: «Остри свой меч,
    Чтоб недаром биться с татарвою,
    За святое дело мертвым лечь!»
    Напоминая о подвиге былых времен, А.Блок призывает к новому подвигу – возрождению России.
    Таким образом, если сначала поэт воспевал романтически необычайную, дремучую, колдовскую Русь, то в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлениям о реальной, живой и могучей Родине.
    Еще одним певцом России, ее удивительной природы, является выдающийся русский поэт Сергей Есенин. Его неповторимый талант признан практически всеми. С.Есенин родился на рязанской земле. Здесь прошло детство поэта, затем юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, наполненных любовью к русской земле:
    О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, –
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина и девичий смех. Все это можно найти в есенинских стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родному краю. «Моя лирика жива одной лишь любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорит поэт.
    Ранние стихи Есенина полны звуков, красок. В них природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в бесконечном движении, в непрерывном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит «в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».
    С приходом революции начинается новый этап в творчестве С.Есенина. Теперь его волнует судьба Родины и народа в революционную эпоху:
    О Русь, взмахни крылами!
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.
    Есенин приветствовал революционное обновление России, но, когда начались преобразования в деревне, поэт с неприязнью отнесся к вторжению цивилизации, «железного гостя» в деревенские просторы. Лишь после зарубежной поездки изменились взгляды Есенина на те перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Теперь он готов всем сердцем воспеть красоту рождающейся «стальной» Руси, потому что за ней будущее:
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    Я не знаю, что будет со мною…
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Таким образом, ни тяжелое революционное положение, ни страдание и смерть крестьян не смогли погасить в сердце поэта любовь к Родине. В самое трудное время он остается всей душой, всем сердцем с Россией, русским народом:
    Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Совсем иначе тема Родины отражена в творчестве другого русского поэта – Владимира Маяковского. Этот своеобразный поэт все свое творчество поставил на службу Родине, своему народу и революции. Он активно участвовал в жизни страны, был в курсе всех политических событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к искоренению пережитков прошлого.
    По мнению поэта, для того, чтобы старый мир стал вчерашним днем, нужно активно строить мир новый, хотя это очень сложно в обстановке голода, разрухи и нищеты, воцарившихся в первые годы после революции. Но эта же революция породила нового советского человека, свободного и сильного, преображающего свою землю, проявляющего при этом небывалый героизм. Маяковский чувствует свою крепкую связь с такими людьми, с теми, «кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Трудолюбие советских людей, их готовность к лишениям во имя построения нового мира вселяют в сердце поэта радость, оптимизм и веру в создание на земле «города-сада»:
    Я знаю –
    город
    будет,
    Я знаю –
    саду
    цвесть,
    когда
    такие люди
    в стране
    в советской
    есть!
    Маяковский верил в новую страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и всю свою жизнь. Поэт невероятно гордился тем, что живет в единственной на свете социалистической стране. Горячей любовью к своему отечеству наполнены строки:
    Читайте,
    завидуйте,
    я –
    гражданин
    Советского Союза.
    Маяковский искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны и настанет светлое и счастливое будущее. Поэтому стихи поэта проникнуты гордостью за свою Родину, чувством глубокого патриотизма:
    …главное в нас
    это – наша
    Страна Советов,
    советская воля,
    советское знамя,
    советское солнце.
    Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.
    Добавил: Arbel

  10. Тема Родины в творчестве А. Блока и С.Есенина
    Тема родины часто встречается в творчестве многих писателей и поэтов и это вполне логично. Именно к ней, к родной земле, поэты всех времен испытывали нежнейшие чувства, хранили в своем сердце память о незабываемом детстве, о родных и близких людях. Все, что долгое время хранилось в душе «создателей» впоследствии вылилось на страницы книг и у нас есть уникальная возможность окунуться именно в ту атмосферу, что была пережита поэтом.
    Я предлагаю рассмотреть, как тема родины отразилась в творчестве двух поэтов, таких как Есенин и Блок.
    Блок посвятил всего себя родине, что видно из его слов: «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
    Есенин же писал так:
    « Я буду воспевать
    Всем существом в поэте
    Шестую часть земли
    С названьем кратким «Русь»».
    Мы знаем, что не только поэты разных времен посвящали свою верную любовь родине, каждый человек хочет, чтобы страна жила хорошо, в достатке, каждый гражданин желает быть счастливым. Такие мечты, несомненно, усиливаются в сложные для государства времена, к примеру, во время революций, когда людей окружает страх, боль, голод, страдания. Эти ярки картины, бесспорно, занимают значительное место в памяти каждого человека, а поэты, люди с тонкой душой, воспринимают все происходящие близко к сердцу, таким образом, они могут поведать читателю то, что пережили, именно поэтому мы можем почувствовать то, что испытывал народ в страшные времена.
    Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок и Сергей Есенин тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.
    Если обратиться к раннему творчеству Блока, ты в нем проглядывается любовь к родине, зародившаяся еще в детстве. Еще, будучи ребенком, поэт начал осознавать всю прелесть и красоту русской природы. Поэтому сюжет многих его ранних стихотворений разворачивается на фоне русского пейзажа:

  11. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
    Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.
    Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», – ответил Блок.
    Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» – восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).
    Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».
    Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.
    Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом («Русь»):
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены,
    И вихрь, свистящий в голых прутьях,
    Поет преданья старины…
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою!»
    Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».
    В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:
    Небо как колокол,
    Месяц – язык,
    Мать моя – родина,
    Я – большевик.
    Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».
    Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.
    В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

  12. Автор: Есенин С.А.
    Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.
    “Чувство Родины – основное в моём творчестве,” – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и грустный, потому что этот родной край внешне неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый дом низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении “Я иду долиной…” радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: “Да здравствует революция на земле и на небесах”. В стихотворении “Письмо матери”, говоря о “золотой бревенчатой избе”, Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же “Неуютная жидкая лунность” Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой “стальной Руси”, Есенин остаётся верным к любви отчего края.
    Влюблённость Есенина в красоту деревенской Руси разрешается мотивом духовного и физического слияния с нею, он хотел бы в ней “затеряться”. Избыток счастья поэт испытывает, как самоуничтожение: “Я хотел бы затеряться в землях твоих стозвонных.” В стихотворении “Там, где вечно дремлет тайна”, дух поэта уходит от земли, где он только “гость случайный”, для того, чтобы смотреть вниз, всё на те же родные пашни и перелески. Революция оживила есенинскую поэзию, нарушила тишину “голубых полей и рощ”. Поэту ещё не известно, чем обернётся для Руси революция. Он одаривает Родину образами своих радостных предчувствий и ожиданий. Центром всего происходящего является Русь, в её крестьянском обличии: “Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз”.
    Образ “Руси-метелицы” заполняет собою даже космос: “Над тучами, как корова, хвост задрала заря”. Поэзия Есенина скорбно окрашивается, поэт грустит по гибнущей деревне, которая осознаётся им, как вечный источник духовности.
    Любовь и красота для Блока – наивысшее проявление человеческого духа, они наполнены очистительной силой.
    Красотой поэт измеряет реальность действительности. Самой дорогой темой для Блока была тема родной земли и неизменной любви к ней. Во всех стихах мы видим искренность слов о Руси. Тема родины в стихотворении “Россия” уходит как бы в будущее и перекликается с восприятием Родины Пушкиным и Некрасовым. Подлинная народность сближает исповедь Блока со “странной” лермонтовской любовью к отчизне. В стихах этих поэтов сходны даже ситуации. Выражается скорбная любовь: “Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *