Сочинение на тему родина в лирике лермонтова 10 класс

11 вариантов

  1. Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?
    Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно. В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья. Любить Родину в понимании поэта означало – бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.
    Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой. С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично. Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.
    Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями. Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» – самодержавно-крепостническую, официальную Россию:
    Люблю Отчизну я, но странною любовью:
    Не победит ее рассудок мой,
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой.
    Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России.
    Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей,
    Зеленой сетью трав подернут старый пруд,
    А за прудом село дымится, и встают
    Вдали туманы над полями.
    Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:
    Что тут хитрить, пожалуй к бою:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    И постоим мы головою
    За Родину свою!
    Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия – разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.

  2. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
    …я родину люблю
    И больше многих: среди ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать.
    В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
    По небу полуночи ангел летел…
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез…
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри — не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.
    Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
    Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
    Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
    Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит… вольной, вольной птицей”:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    Воспоминания об этих местах для героя “как свежий островок” “на влажной пустыне морей”.
    Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, — пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”:
    Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня великан?
    На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”. В его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” — имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта — периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова, писал: “Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.

  3. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
    …я родину люблю
    И больше многих: среди ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать.
    В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
    По небу полуночи ангел летел…
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез…
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри- не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.
    Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
    Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
    Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
    Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит… вольной, вольной птицей”:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Воспоминания об этих местах для героя “как свежий островок” “на влажной пустыне морей”.
    Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, – пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”:
    Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня великан?
    На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”. В его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” – имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта – периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова, писал: “Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.

  4. “Герой нашего времени” – главные герои

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…

    “Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…

    “Маленький человек” в повести Гоголя “Шинель”

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…

    “Маленький человек” в произведениях Гоголя

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…

    “Судьба человека” главные герои

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…

    1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

    Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…

    Silentium Тютчев анализ стихотворения

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…

    «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…

    «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…

    «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…

  5. Тема родины в лирике Лермонтова, отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 го­да. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в «Онегине» много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермон­това такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841 года — 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотво­рений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Темати­ка лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов — выразители идей своей эпохи.
    «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермон­тов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его со­чинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека» (И. Андроников).
    Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества — от дворянской революционнос­ти к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов — продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты — создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
    Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, раз­деляющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надеж­ды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики — безот­радность поэзии, одиночество, предчувствие трагической ги­бели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом по­могали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; мно­гие его произведения — горькая дума о судьбах молодого поко­ления эпохи.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лер­монтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет по­ложение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени — Белинский, Герцен, — как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам рус­ского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении «Жалобы турка»:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за успехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    В 1831 году поэт пишет «Поле Бородина», на ту же тему, что и позднейшее «Бородино». Это стихотворение — первое вопло­щение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Напи­санное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зре­лости, «Бородино» стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, «Бородино» — рассказ рядового солдата о Бородин­ском сражении, так как только первые семь строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном че­ловека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойда звучит торжественно:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастов­ства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
    …Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры!
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали.
    Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его расска­зе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколе­ние. Подлинный герой Бородина — это русский народ, «могу­чее, лихое племя», это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворе­нии Лермонтов, выступающий как народный поэт.
    Своеобразен стих «Бородина», он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворе­ние, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в «Современнике».
    Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова «Два великана», в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. «Ста­рый русский великан» поджидает к себе «другого из далеких чуждых стран». «Русский витязь» — «старый русский великан» — спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно «тряхнуть головою», что­бы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает пред­ставление о нем образная деталь: «в шапке золота литого», что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю.
    «Великан» — воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость «пришельца» — проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе «русского великана», проявляются его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест про­тив окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвя­щено стихотворение «Смерть Поэта», первая часть его напомина­ет элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не толь­ко творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со све­том, с высокопоставленными чиновниками, знавшими «его сво­бодный, смелый дар», потворствовавшими убийству великого ге­ния русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
    Высший свет, по мнению Лермонтова, — это «приличием стя­нутые маски», и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. «Как часто, пестрою толпою окружен», — вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невоз­можно жить только привязанностью к «недавней старине», как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пас­сивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие — поэ­тическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых силь­ных политических стихотворений «Прощай, немытая Россия». Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам — «голубым мундирам» и горечью патриота, упрекающего народ за послуша­ние. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию «страной рабов, страной господ». В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патри­отизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэ­зии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении «Прощай, немытая Россия» звучат не­нависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою лю­бовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение «Родина».
    18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: «Если будет напечатана его «Родина» — то, Аллах-Керим, — что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских».
    Тема стихотворения определяется самим названием: «Роди­на». Это уже не Россия в «голубых мундирах», а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь «странной».
    Люблю Отчизну я, но странною любовью.
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому наро­ду и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, «лесов без­брежных колыханье», «подобные морям» разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: «Проселочным пу­тем люблю скакать в телеге». «Проселочный путь» приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогатель­ный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, до­рого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
    И в праздник, вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная («рас­судок», «слава, купленная кровью»), в последней части сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жни­вы», «говор пьяных мужичков»). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трога­тельном образе «четы белеющих берез». Шестистопный и пяти­стопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Раз­нообразна и рифмовка — чередующаяся, охватывающая и пар­ная рифма.
    Образ поэта в «Родине» — образ глубоко любящего родину русского передового человека. Белинский назвал «Родину» пуш­кинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в «Роди­не» — поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролю­бов: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Ро­дина», в котором он становится решительно выше всех предрас­судков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение «Родина» говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократиче­ской поэзии.

    читать похожие:

    Тема пророчества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Tема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова
    ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА

  6. В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й – 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов – выразители идей своей эпохи.
    “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.
    Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества – от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты – создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
    Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за успехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение – первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном – участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” – рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
    …Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры!
    Не смеют что ли командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки!
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали.
    Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина – это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.
    Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.
    Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
    Высший свет, по мнению Лермонтова, – это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, – вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие – поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам – “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.
    18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” – то, Аллах-Керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
    Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.
    Люблю Отчизну я, но странною любовью.
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
    И в праздник, вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
    Образ поэта в “Родине” – образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно.
    Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

  7. Тема Родины в лирике Лермонтова
    В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й – 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов – выразители идей своей эпохи.
    “Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.
    Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества – от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов – продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты – создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).
    Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения – горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени – Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:
    Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
    Там за успехами несется укоризна,
    Там стонет человек от рабства и цепей!..
    Друг! этот край… моя отчизна!
    В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение – первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном – участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” – рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.
    …Ворчали старики:
    Что ж мы? на зимние квартиры!
    Не смеют что ли командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки!
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    Ребята! Не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали.
    Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина – это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.
    Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.
    Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” – “старый русский великан” – спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” – воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” – проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.
    Высший свет, по мнению Лермонтова, – это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, – вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие – поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам – “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.
    18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” – то, Аллах-Керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.
    Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.
    Люблю Отчизну я, но странною любовью.
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.
    И в праздник, вечером росистым
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка – чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
    Образ поэта в “Родине” – образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” – поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

  8. 1. Значение темы в творчестве поэта.
    2. Отвага русского солдата.
    3. Чистота национального характера.
    Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
    А. Н. Радищев
    Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова имеет огромное значение. Поэт с разных сторон подходит к такой родной и тонкой материи, которая становится очень близкой, но в то же время остается на недосягаемом расстоянии. Несмотря на все свои поездки на Кавказ и описание той гордой, дикой и красивой природы, у М. Ю. Лермонтова немало произведений, в которых он описывает как свое отношение к любимой родине, так и ее историю. На страницах его сборников предстает перед нами величественная Россия, готовая и способная противостоять любому завоевателю, вторгшемуся в ее пределы.
    Характерным поэтичным произведением является стихотворение «Бородино». Оно повествует о грозных для нашей страны временах, когда французы решили овладеть всем миром и покорить многие народы. Им противостояли союзы из разных стран, но никто не мог остановить их победного шествия. Только Россия, пожертвовав своей столицей — Москвой, смогла оказать неприятелю достойное сопротивление. Первая победа, которую она одержала, носила моральный характер. Французы заставили нас после Бородинского сражения сдать свои позиции. Но это не сломило дух русского народа, который под руководством умелого полководца М. И. Кутузова все же смог выгнать неприятеля из Москвы и заставить его идти по разоренной дороге. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» нет пафосных речей и воспевание заслуг воинов. В них не осуждается наше отступление, позволившее отставить столицу в лапах врага. Ведь в каждой строчке мы слышим боль, которая терзает сердце поэта-патриота. Через детали, отдельные образы перед нами предстает подвиг обыкновенного солдата, который смог выстоять в этом сражении и быть готовым к новым битвам только потому, что он воин.
    — Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    Для преподнесения такого волнующего материала М. Ю. Лермонтов использует диалоговую форму. В ней, возможно, юный мальчик интересует историей своей родины. И в этом случае ему очень повезло, так как он беседует со свидетелем такого знаменательного события.
    Рассказчик умело через повествование показывает весь жар боя. Нам становится понятно, что каждый из них стоял до конца, не пуская врага не только в столицу России, но и в свое сердце. И тогда объяснима нетерпимость солдат, ждущих решающего сражения.
    Мы долго молча отступали,
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики:
    «Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?»
    Кажется, что мы сами оказываемся на поле сражения и ждем с нетерпением разрешения такого накала страстей. Нам хочется поучаствовать в этой битве, чтобы внести свою лепту в общее дело победы. Ведь, наверное, и мы сможем, как простой солдат забивать ядра в пушку и стрелять.
    Забил заряд я в пушку туго
    И думал: угощу я друга!
    Постой-ка, брат мусью!
    Так описание битвы становится очень близким любому из нас. Подобное ощущение создается потому, что поэт говорит в произведении от имени народа. Ведь он со своим воинским духом и моральными устоями всеми силами старается не пустить француза в свое сердце и душу — Москву.
    Что тут хитрить, пожалуй к бою;
    Уж мы пойдем ломить стеною,
    Уж постоим мы головою
    За родину свою!
    Для описания народной массы, способной противостоять басурману, М. Ю. Лермонтов использует и просторечные выражения, характерные для нашего народа и восприятия действительности. Они в лаконичной и в то же время интересной форме передают ощущение напряженности. Народные и просторечные выражения такие, как «у наших ушки на макушке», «французы тут как тут», показываются не с помощью чеканного поэтического языка, а через говор простого Солдата. Таким образом в стихотворении наряду с пониманием описанной М. Ю. Лермонтовым ситуации представлено восприятие решающего сражения солдатом.
    И вот нашли большое поле:
    Есть разгуляться где на воле!
    Построили редут.
    У наших ушки на макушке!
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки —
    Французы тут как тут.
    М. Ю. Лермонтов очень умело использует в своем повествовании один прием. Всю отвагу русского войска он показывает через отдельные личности. И этим поэт дает понять, как важен каждый воин и его твердость в сражении. Ведь победа только тогда будет полной, когда каждый солдат внесет свой неоценимый вклад в общую победу. А в реальной истории таковым был корпус Н. Н. Раевского, который получил в народе название «батарея Раевского». Именно она очень долго сдерживала неприятеля, тем самым помогая другим частям или наносить новые удары, или, при необходимости, отходила, сохраняя солдат для нового наступления. Так складывается ощущение, что на всем поле сражения мы выступаем наравне с французской армией, закаленной в многочисленных боях, и отстаиваем свои позиции.
    Два дня мы были в перестрелке.
    Что толку в этакой безделке?
    Мы ждали третий день.
    Повсюду стали слышны речи:
    «Пора добраться до картечи!»
    И вот на поле грозной сечи
    Ночная пала тень.
    М. Ю. Лермонтов правдоподобно описывает бородинские события. Несмотря на то что стихотворение было написано в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года, поэт сохраняет правдоподобие в описании. Он показывает не только превосходство русского духа и оружия. Также мы видим, что и француз празднует свою победу. М. Ю. Лермонтов умелой кистью историка и поэта рисует нам полотно под названием «Бородинское сражение».
    Прилег я вздремнуть я у лафета,
    И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз.
    Но тих был наш бивак открытый:
    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.
    Но вскоре наступил решающий день. И не один из противников не хотел сдаваться. Все напряжение такого исторического сражения М. Ю. Лермонтов смог передать в своем стихотворении.
    Вам не видать таких сражений!
    Носились знамена, как тени,
    В дыму огонь блестел,
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел.
    Даже сама земля вторила такой битве. Она тоже стонала от напряжения, ведь на ее поверхности все смешалось: люди, кони. При этом залпы орудий образовали протяжный вой. Но и этот день сражения был на подходе. Однако он снова не выявил победителя.
    В истории по-разному толкуется исход Бородинского сражения. Русские войска отступили, французы же смогли войти в Москву. Однако в этой битве победила русская армия, которая противостояла наполеоновским войскам и сломила дух неприятеля, пришедшего к нам с мечом. Поэтому М. Ю. Лермонтов показывает, что выстоял в этом противостоянии именно русский народ несмотря на то что в строчках чувствуется горечь утраты Москвы.
    Да, были люди в наше время,
    Могучее, лихое племя:
    Богатыри — не вы.
    Плохая им досталась доля:
    Немногие вернулись с поля.
    Когда б на то не Божья воля,
    Не отдали б Москвы!
    В творчестве М. Ю. Лермонтова есть и произведения, где в заголовке указан дорогой и близкий сердцу поэта объект — родина. Именно она и становится центральным образом всего поэтического текста, ей и признает в любви лирический герой.
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Каждое ее проявление становится очень близко его сердцу. И лирический герой пытается в стихотворных строчках понять: чем дорог ему этот уголок. Он словно ведет с нами диалог, показывая все неоднозначные оттенки ее «характера». И перед нами предстает величественная красота родного края, способного превратить полноводные реки в бескрайние моря.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степи холодное молчанье,
    Ее лесов безбережных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…
    Но ведь родина это не только природа, это и люди, которые ее населяют. Так, в стихотворении «Родина» появляются русские народные атрибуты: телега, деревни, жнивы. Они наполняют картину, описанную лирическим героем не только предметами, но и запахами (легкий дымок).
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень;
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз…
    Критик И. Л. Андроников замечал, что в стихотворении показана чистота национального характера. И она проявляется в поведении русского человека, который может оставаться естественным в таком царственном окружении.
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    М. Ю. Лермонтов обращается к разным граням такого поэтичного образа, как родина. И видно, что поэт любит и восхищается любым ее проявлением. Она же в свою очередь находит отзвуки не только в его сердце, но и в поэтическом полотне, которым мы может восхищаться и спустя века.

  9. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
    …я родину люблю
    И больше многих: среди ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать.
    В другом юношеском стихотворении Лермонтова “Ангел” (1832) реальной основой поэтических видений “небесной родины” являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, “мир печали и слез”, безоговорочно отступает перед небесным:
    По небу полуночи ангел летел…
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез…
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри- не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.
    Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
    Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
    Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” (1841). Это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”. Лирический герой стихотворения выражает предположение:
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”. Эти образы напоминают ему умершую мать и “пару божественных глаз”, и он признается:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Об этом явлении “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”.
    Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит… вольной, вольной птицей”:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Воспоминания об этих местах для героя “как свежий островок” “на влажной пустыне морей”.
    Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, – пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”:
    Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня великан?
    На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”. В его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” – имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта – периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова, писал: “Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова”.

  10. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.
    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страда-ние. Таково стихотворение «Я видел тень блаженства»:
    …я родину люблю
    И больше многих: среди ее полей
    Есть место, где я горесть начал знать,
    Есть место, где я буду отдыхать.
    В другом юношеском стихотворении Лермонтова «Ангел» (1832) ре-альной основой поэтических видений «небесной родины» являются вос-поминания поэта о матери. Земной мир, «мир печали и слез», безоговороч-но отступает перед небесным:
    По небу полуночи ангел летел…
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез…
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лер-монтова «Бородино», написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинс-кой битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настояще-му и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: «Богатыри- не вы». Это произведение, прославляющее рус-ское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
    Уж постоим мы головою
    За родину свою.
    Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений «За-вещание» (1841) передать привет «родному краю».
    Чувством патриотизма проникнуто стихотворение «Родина», напи-санное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам на-зывает ее «странною». О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до «говора пьяных мужичков». «Родина»— свиде-тельство приятия русской жизни как она есть.
    Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения «Листок» жизненной энергией. Дубовый листок, «оторван-ный от ветки родимой», «засох», «увял». Автор презирает людей, у которых нет родины, нет «страдания». Этот мотив звучит в стихотворении «Тучи»:
    Вечно холодные, вечно свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания.
    Тучи являются здесь символом абсолютной свободы. Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворе-нии «Прощай, немытая Россия…» (1841). Это протест Лермонтова против «страны рабов, страны господ», преклонения народа перед «голубыми мун-дирами». Лирический герой стихотворения выражает предположение:
    Быть может, за стеной Кавказа
    Сокроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.
    Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают «ущелья», «южные горы», «степь». Эти образы напоминают ему умершую мать и «пару божественных глаз», и он признается:
    Как сладкую песню отчизны моей,
    Люблю я Кавказ.
    Об этом явлении «любви» к Кавказу, получившем широкое отраже-ние в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: «Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова».
    Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тар-ханы, описание которого представлено в стихотворении «Как часто, пест-рою толпою окружен…» (1840). Герой «памятью к недавней старине ле-тит… вольной, вольной птицей»:
    И вижу я себя ребенком, и кругом
    Родные все места: высокий барский дом
    И сад с разрушенной теплицей;
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями.
    Воспоминания об этих местах для героя «как свежий островок» «на влажной пустыне морей».
    Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. «Моск-ва моя родина», – пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении «Пано-рама Москвы», в раннем наброске «Кто видел Кремль в час утра золотой»:
    Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня великан?
    На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действитель-ности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие «родина» шире, чем понятие «Россия». В его творчестве нашли отраже-ние образы Кавказа, «малой родины» – имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопостав-ленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта – периодом реакции, наступившей в стране после поражения восста-ния декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермон-това, писал: «Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благородней-шем значении этого слова».

  11. Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы.
    Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.
    В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, — лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:
    Ворчали старики:
    “Что ж мы? на зимние квартиры?
    Не смеют что ли командиры.
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?”
    Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
    “Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали!”
    Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучит гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых людей. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть Поэта”, павшего в неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, погубившими “его свободный смелый дар”.
    Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.
    Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно.
    Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.
    Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом раскрывается в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шести- и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка — чередующаяся, охватывающая и парная рифма.
    Образ поэта в “Родине” — образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-х годов XIX века. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” — поэт-реалист. Произведение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно”. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *