Сочинение на тему родина в творчестве а блока

9 вариантов

  1. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:
    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
    …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…
    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!
    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:
    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:
    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

  2. В стихотворении «Русь» Россия предстает перед нами как сказочная и таинственная страна, полная чудес и загадок, где живут мифические существа: черти, ворожеи и колдуны, эта земля пропитана духом древности и мистики «где разноликие народы ведут ночные хороводы под зарево горящих сел». Главный герой этого произведения как будто грезит наяву «ты и во сне необычайна» и представляет Русь как никем непознанную первобытную вселенную, такую загадочную и таинственную, с её дикой природой «где буйно заметает вьюга до крыши – утлое жилье» и загадочным понятием русской души «и девушка на злого друга под снегом точит лезвее». Русь предстает перед нами во всем величии своей древней истории, красоты и мощи своей природы, таинственности и загадочности русского духа, и все это не может не пленить душу героя, который по-детски беззащитен перед её мощным очарованием, его чувства к родной земле настолько глубоки, что они полностью захватывают его, погружая его в эфемерный мир на грани эйфории «и сам не понял, не измерил, кому я песни посвятил…».
    Очень часто в произведениях русских поэтов Родина выступала в образе матери, и только для Блока она стала любимой женщиной, которую он представляет привлекательной молодой девушкой, невестой тоскующей по жениху, возлюбленной женой. В своем стихотворении «Россия» Родина показана великим символистом как женщина полная жизненных сил и энергии, обладающая «разбойничьей красой», всегда вольная, дикая и не кому неподвластная «не пропадешь, и не сгинешь ты, и лишь забота затуманит твои прекрасные черты». И вместе с тем поэт придает этому образу романтичности и интимности, когда можно совершить возможное и невозможное за «мгновенный взор из-под платка». Также Блок в этом стихотворении показывает нам не только прекрасную и вечную Русь, которой ни почем все невзгоды, а еще и обездоленную, обиженную, с её вечными расхлябанными дорогами, откровенной нищетой, серыми избами и «острожной песнью ямщика». И все равно в этих сроках чувствуется великое сострадание поэта к судьбе этой земли, его сила великой любви к ней и твердое убеждение, что у его Родины великое будущее, и она обязательно преодолеет все трудности и преграды на пути к нему.

  3. В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами;
    личность поэта всегда перед читателем.
    В. Я. Брюсов
    Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель», — говорил поэт.
    Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта — ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».
    Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал — высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.
    В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.

    В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол,
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия — сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:
    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах, ты,
    И вот — она не запятнала
    Первоначальной чистоты.

    Автор подчеркивает необъятность просторов Руси не только тем, что она «опоясана реками» и «дебрями окружена». Он вводит в стихотворение тему дороги и движения, характерную для русской литературы:
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены…

    Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой — колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,

    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.

    Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.
    Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…

    «Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.
    Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.
    Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне слезы ветровые —
    Как слезы первыя любви!

    Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты…
    В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..

    Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него — это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

  4. «Этой теме я сознательно и бесповоротно
    Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть,
    Счастье или погибель…»
    Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому
    А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт.
    Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер».
    Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России:
    Битый камень лег по косогорам,
    Желтой глины скудные пласты.
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земля…
    Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя!
    Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит.
    Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые,
    Как слезы первые любви…
    Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век.
    В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой:
    Но узнаю тебя, начало
    Высоких и мятежных дней!
    В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей».
    Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.

  5. 5
    Текст добавил: супер няша тв

    К вопросу о родной земле, так или иначе, подходило большинство поэтов, и всякий по-своему постигал известную для старого и малого Родину — Россию. Среди них и Александр Александрович Блок.
    Одной из центральных тем в его поэзии является тема родины. Блок не тотчас отыскал для себя эту тему, предшествовали продолжительные годы этического становления. Поэт пережил многое и испытал, “напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну”, прежде, чем начать писать о России. Обращение к теме родины явилось неповторимым результатом творчества Александра Блока.
    Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении “Русь” перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание… Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.
    Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.
    Сам поэт писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель”.
    Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его “Русь”, “Россию” или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой — историей.
    В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл “На поле Куликовом”. Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться “тьмы — ночной и зарубежной”, скрывающей ее путь.
    Пять стихотворений из цикла “На поле Куликовом”, созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:
    Я вижу над Русью далеко
    Широкий и тихий пожар…
    Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.
    Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: “Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством”. Нервным расстройством… И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.
    Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась “путеводительным маяком”, освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении “Последнее напутствие” поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”. Это “единственное” — Россия.
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не “как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви”. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. “В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим”, — писал он.
    Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что “душа хочет любить только прекрасное”, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а “сострадание есть уже начало любви”.
    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: “Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…”
    Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены “отчетливой исторической памятью”. Написаны они от лица сына “страшных лет России”. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: “Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…” Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.
    Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию “прекрасными чертами”, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой.
    Необъятность далей, песни ветровые, дороги далекие, тройки разудалые, расхлябанные колеи, дали туманные, “неба осветленный край средь дымных пятен” — это прекрасная, неповторимая и самобытная блоковская Русь, горячо и беззаветно любимая им. Именно ее он всю свою жизнь любил, именно для нее ждал перемен, верил, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года “свет одолеет тьму”.
    Лирическая поэзия Александра Александровича Блока — стихотворный дневник жизни русского человека на грани двух эпох.

  6. Русь! Русь! Какая непостижимая тайная сила влечет к тебе и почему слышится и раздается постоянно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? – Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? .
    Н. В. Гоголь.
    Введение
    Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в
    пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем
    себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим
    особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало
    после. Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается
    между временем Александра III и семнадцатым годом.
    Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности
    и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения
    приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это
    не могло не коснуться и русской поэзии.
    Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений
    нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы – одна из
    вершин русской поэзии. Тема России – важнейшая в поэзии Блока. Это можно
    объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две
    революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды
    жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее
    будущем.
    Основная часть
    В конце 1908 года поэт отправил необычайно важное по своему значению
    письмо К. С. Станиславскому, заинтересовавшемуся в то время драмой «Песня
    Судьбы»; в своем письме Блок говорит в связи с возникшей перед ним «темой о
    России»:
    «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче
    сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-
    то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой
    в основном своем устремлении – как стрела – прямой, как стрела –
    действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои
    уклонения, падения, сомнения, покаяния, – я иду. И вот теперь уже (еще нет
    тридцати лет) забрезжили мне, хоть и смутно, очертания целого. Недаром,
    может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя:
    Россия. Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель…»
    Только в решении этой темы видит поэт возможность обновления жизни, и,
    утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она «исполнит его восторгом,
    новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть его проклятое
    «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски,
    «декадентской иронии» и пр. и пр., все то иго, которое мы, «нынешние», в
    полной мере несем. Не откроем сердца – погибнем (знаю это, как дважды два
    четыре)» (то же письмо).
    Неизменно связывая эту богатую тему с вопросом о положении и судьбе
    народа, Блок вдохновенно и неустанно разрабатывал ее и в лирике («На поле
    Куликовом» и многие другие стихи, вплоть до «Скифов»), и в эпосе
    («Возмездие», «Двенадцать»), и в драме («Песня Судьбы»), и в публицистике.
    Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством
    родины, жил с нею одной жизнью, болел ее болями, радовался ее радостям. Его
    судьба – в судьбе родины, неотделима от нее, неразрывно связана с нею, и
    «его рука – в руке народной…». Душу русского человека – своего
    современника, ее национальный тип, ее особый строй он объяснял русской
    исторической действительностью, событиями русской жизни начала ХХ века:
    Мы – дети страшных лет России –
    Забыть не в силах ничего!
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы –
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Есть немота – то гул набата
    Заставил заградить уста.
    В сердцах, восторженных когда-то,
    Есть роковая пустота…
    То, что открылось поэту в грозах революции, «переворачивало» его душу,
    и теперь он в новом свете увидел родину – во всей ее славе и силе, в ее
    суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце.
    В теме родины переплетается все – и личная страсть поэта, и чувство
    долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной
    бури, и вера в «новый век». Именно поэтому тема родины приобрела в
    творчестве Блока столь лирический характер:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Стихотворения Блока – страстное излияние любви к России, жажда увидеть
    ее свободной и счастливой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, –
    Как слезы первые любви!..
    Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна любовь к ней, униженной,
    скованной, – поэт прозревает в ней такую мощь, перед которой не устоять ее
    врагам.
    Блок воспринимает родину как живое существо, которое «живет и дышит»
    рядом с человеком. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и
    охотнее представляешь ее себе как живой организм»: «…на каждый удар или
    укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и
    страстной».
    Самый образ России принимает в стихах Блока глубоко своеобычное,
    новое для русской поэзии лирическое воплощение. Россия Блока – чаще всего
    даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века (этот аспект
    образа встречается и у Блока), а тоскующая жена, невеста или возлюбленная,
    и отношения поэта с нею напоминают настоящий любовный роман. «О Русь моя,
    жена моя!..», «О, бедная моя жена», «…невеста, Россия», «И пусть другой
    тебя ласкает…», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена…» – так
    обращается Блок к родине. Она предстает поэту то «статной царевной»,
    которая «обнимает рукой» и оплетает косой», то прекрасной девушкой
    «разбойной красы», в узорном платочке, надвинутом до бровей, то сказочной
    красавицей, плененной колдуном. Этот лирический и опоэтизированный образ
    России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока
    живыми человеческими, даже своего рода «портретными» чертами:
    Нет, не старческий лик и не постный
    Под московским платочком цветным!
    Сквозь земные поклоны да свечи,
    Ектеньи, ектеньи, ектеньи –
    Шопотливые, тихие речи,
    Запылавшие щеки твои…
    В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические черты
    женского характера. Черты эти – вечное «горение», высокое напряжение воли,
    неукротимая страсть, душевное беспокойство. В частности, всем этим щедро
    наделена Фаина – героиня драмы Блока «Песня Судьбы», олицетворенный образ
    «юной» народной России, в голосе которой – «вольная русская песня»,
    «зовущая даль», «синие туманы, красные зори, бескрайные степи».
    Историчность художественного мышления Блока.
    Характер и идейный смысл национальной проблематики в творчестве Блока
    определялись историчностью его художественного мышления. Эта черта резко
    отличала поэта от подавляющего большинства русских символистов. Творчество
    зрелого Блока исторично прежде всего потому, что служит художественным
    отражением исторического процесса, а во-вторых, потому, что поэт ощущал
    себя самого участником этого беспрерывного, берущего начала в прошлом и
    обращенного в будущее процесса, связывая свою личную судьбу с судьбами
    своей страны, своего народа, своей культуры. Блоку было присуще
    необыкновенно живое, органическое ощущение «связи времен» – прошлого,
    настоящего и будущего.
    Чувство личного участия в историческом процессе приобретало в поэзии
    Блока характер отчетливого и на редкость конкретного ощущения прошлого в
    его неразрывной связи с настоящим («Нет! Все, что есть, что было, –
    живо!..»). Образы истории никогда не были для Блока ни мертвой
    ретроспекцией, ни условно-«исторической» декорацией, ни предметом эстетской
    стилизации. Древнерусский воин из ополчения Дмитрия Донского (в
    стихотворном цикле «На поле Куликовом») – это герой лирический, это сам
    поэт, ощутивший себя участником Куликовской битвы. Поэт, перевоплотившись в
    русского воина, не вспоминает об одном из героических событий прошлого, тем
    более не описывает его, но воссоздает в лирическом переживании, в ощущении
    собственного патриотического действия:
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    Живое ощущение прошлого, с тончайшим поэтическим мастерством
    переданное в стихах «На поле Куликовом», вырастает из множества конкретных,
    исторически локальных примет национальной поэтической стихии, составляющих
    «пейзаж» этого замечательного цикла: желтая глина обрыва, грустящие стога,
    степной простор, кобылица, мнущая ковыль, клики лебедей, темный и зловещий
    Дон, горючий белый камень, мать, бьющаяся о стремя ратника, орлий клекот,
    широкие и тихие пожары, пыльная и горячая кольчуга на плечах воина…
    Такое ощущение прошлого передано и одновременной циклу «На поле
    Куликовом» драматической поэме «Песня Судьбы», в монологе главного ее героя
    – Германа: «Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни
    живу я жизнью всех времен, живу муками моей родины. Помню страшный день
    Куликовской битвы…». Вся образная ткань этого монолога, взятая из народного
    сказания, та же, что и в стихах «На поле Куликовом»: «Я знаю, как всякий
    воин в той засадной рати, как просит сердце работы и как рано еще, рано!..
    Но вот оно – утро! Опять торжественная музыка солнца, как военные трубы,
    как далекая битва… а я – здесь, как воин в засаде, не смею биться, не знаю,
    что делать, не должен, не настал мой нас! Вот зачем я не сплю ночей: я жду
    всем сердцем того, кто придет и скажет: «Пробил твой час! Пора!» («Песня
    Судьбы», картина V).
    Здесь Герман – современный герой, заблудившийся на перепутьях тщетных
    интеллигентский исканий и пытающийся обрести прямые пути к России, к
    народу, – перекликается с древнерусским воином из цикла «На поле
    Куликовом»:
    Но узнаю тебя, начала
    Высоких и мятежных дней!
    Над вражьим станом, как бывало,
    И плеск и трубы лебедей.
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем,
    Теперь твой час настал. – Молись!
    Перекличка эта не случайна. И в стихах «На поле Куликовом» и в драме
    песня судьбы образы далекого прошлого были привлечены поэтом для решения
    актуальной современной проблемы, особенно глубоко волновавшей его, именно
    проблемы взаимоотношений народа и интеллигенции.
    Цикл «На поле Куликовом».
    В цикле «На поле Куликовом» страстно напряженное чувство сочетается с
    такою широтой раздумий, что голос поэта словно бы растворяется в голосе
    самой истории страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее,
    что захватывает дух.
    Однообразен ее простор, нет здесь ярких и радужных красок, не за что
    зацепиться взгляду; все так ровно, спокойно, безгранично, что кажется – так
    оно пребывало и будет пребывать во веки веков:
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога…
    Раздумья о судьбах родной страны плывут широким потоком, где слились
    воедино и скорбь, и гордость, и предчувствие каких-то великих перемен и
    радостных событий, ожидающих родину:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь – стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь…
    Здесь и самый покой безграничных просторов оказывается мнимым: за ним
    – клокотание бури, противоборствующих страстей. означающих «вечный бой» с
    силами хищничества и порабощения, – и в облике воина Дмитрия Донского,
    нанесшего решительное поражение татарам, захватившим русскую землю, поэт
    видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей,
    упорных в труде и грозных в гневе, – если враг осквернил их святыни и
    покусился на их неотъемлемое достояние.
    Цикл стихов «На поле Куликовом» – это напоминание о подвиге, некогда
    воплощенном в битве света с тьмой, в одолении темного хаоса – ради свободы
    и счастья своей отчизны. Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за
    светлую жену, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и
    напряженной борьбе:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    В пыли мчатся герои Куликова поля на битву с врагом, и самый закат
    перед ними, словно бы омытый кровью, прорывается сквозь нагромождения
    тяжелых и испуганных туч, сквозь суровые облака, отсвечивающие багрянцем и
    заволакивающие небо – от края до края…
    В первом собрании своих стихотворений Блок сопроводил цикл «На поле
    Куликовом» следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по
    убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям
    суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
    Как понимать эти слова о символическом значении освободительной
    битвы? Статья Блока «Народ и интеллигенция» (1908) раскрывает символику его
    лирического цикла: воинский стан Дмитрия Донского – это поэтический образ
    русского народа, находящегося в состоянии революционного брожения и
    готовности к наступающей битве, а «вражий стан» Мамая – это аналог
    оторвавшейся от народа и погруженной в мертвый «аполлинический» сон
    интеллигенции.
    Таким образом, Блок как бы переворачивает традиционные представления,
    привычные для либерального интеллигента, которому испокон века твердили,
    что народ «спит», а интеллигенция «идет вперед» и призвана «разбудить
    народ». У поэта же все приобретает иной смысл: «орда» интеллигенции хотя и
    шумит, но это – косная и уже мертвеющая сила, а народ – русская рать –
    готовится к великой решающей битве.
    Стихи цикла «На поле Куликовом» существуют, конечно, и вне такого
    понимания как гениальная поэзия родины, русской национальной стихии, не
    сводимая к частному вопросу о народе и интеллигенции. Но в них есть второй
    (публицистический) план, и он был для Блока далеко не безразличен.
    Драма «Песня Судьбы».
    Гораздо более резко прямолинейно публицистический смысл, который Блок
    вкладывал в тему России, выражен в драме «Песня Судьбы». Сама идея драмы
    очень значительна. Герой ее – поэт Герман (в нем легко угадать самого
    Блока) покинул свой «белый дом», полный «безысходного счастья». ради
    соблазнов большого мира. В свисте ветра он услышал «песню судьбы», которая
    властно влечет его на волю. Но на воле он встретил лишь пошлости,
    продажность, ложь, насилие, бездушную машинную цивилизацию, которая только
    угнетает и губит человека. Герман честен и совестлив, он проклинает этот
    развращенный мир:
    Я не могу и не хочу терпеть!
    Так вот каков великий пир Культуры!
    Там гибнут люди – здесь играют в гибель!
    Здесь песней золотою покупают
    Достоинство и разум, честь и долг…
    Так вот куда нас привели века
    Возвышенных, возвышенных мечтаний?
    Но он – человек, запутавшийся в сомнениях и противоречиях. Душа у
    него «как шумный водопад», но он не знает, «куда направить силу»: «Я не
    знаю! Знаю, сколько дела, и не умею начать…» Он полюбил Фаину (Россию), но
    ему еще не под силу пойти с нею вместе. «Ты любишь меня?» – спрашивает
    Фаина Германа. «Люблю тебя», – отвечает тот. «Ты знаешь меня?» – «Не знаю».
    – «Ты найдешь меня?» – «Найду». Настоящая встреча Германа и Фаины еще
    впереди. Фаина покидает Германа. У него остается только одно – «чистая
    совесть». «И нет дороги. Что же делать мне, нищему? Куда идти?»
    Обратно, в тихий «белый дом», Герману уже нет пути. Драма кончается
    тем, что бездомного и сбившегося с дороги Германа выводит из вьюги
    некрасовский коробейник (песня на слова Некрасова: «Ой, полна, полна
    коробушка…» и т. д. проходит аккомпанементом через всю последнюю сцену
    «Песни Судьбы»).
    Блок возлагал на «Песню Судьбы» большие надежды: «Но камень-то,
    который я, может быть, не сумел отшлифовать в «Песне Судьбы», – он
    драгоценен» (письмо к Станиславскому от 9 декабря 1908 года).
    «Новая Америка».
    Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая
    Америка», являющееся новой ступенью в цикле, посвященном родине; оно
    свидетельствует о том, что поэт все более глубоко осмысливал судьбы родной
    страны и находил все более верные ответы на вопрос о ее будущем, о ее
    счастье.
    Стихотворение открывается необъятно широкой и торжественной картиной:
    Праздник радостный, праздник великий,
    Да звезда из-за туч не видна…
    Ты стоишь под метелицей дикой,
    Роковая, родная страна…
    В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми
    являются порою представления о России, – если ограничиться лишь тем, что
    бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и
    существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда:
    Там прикинешься ты богомольной,
    Там старушкой прикинешься ты,
    Глас молитвенный, звон колокольный…
    За крестами – кресты, да кресты…
    Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и
    столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что
    Русь уже совершенно не та, какою видится с первого взгляда; она может
    «прикинуться» смиренной, покорной, богомольной, но ведь это уже одна только
    видимость, ибо не молитвенное смирение, а нечто совершенно другое различает
    пытливый взгляд поэта сквозь старые, привычные черты, и совсем иные звоны и
    голоса слышатся его настороженному, чуткому слуху «под метелицей дикой»,
    проносящейся по просторам родной страны.
    Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в
    эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» – это не США, не страна
    бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении);
    здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и
    талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить – и
    претворяет – эти возможности на живом, плодотворном деле.
    Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая
    Америка», – это то, что, прославляя новую Русь и ее новый облик, ее молодой
    задор, ее творческие силы, Блок даже и не упоминает предпринимателей,
    владельцев фабрик и заводов. Он знает – не они создают богатства и, стало
    быть, не им принадлежит честь и слава завоевания и освоения недр родной
    страны, ее неисчислимых сокровищ, несущих людям счастливое будущее.
    Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя
    не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что
    несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины
    злободневной действительности уходят в широкую , устремленную в будущее
    перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более
    прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены
    богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления,
    кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее
    благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное
    выражение в «Новой Америке» – гимне новой России, одно предчувствие которой
    преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник.
    Россия – страна назревающей революции.
    На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока
    выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что
    Россия – страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том,
    что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в
    жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы
    видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли
    ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию («На поле Куликовом»).
    «Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до
    Толстого, в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах
    русских мужиков – огромная (только не схваченная еще железным кольцом
    мысли) концепция живой, могучей и юной России, – писал Блок в письме,
    вступая в спор с Розановым. – …Если есть чем жить, то только этим. И если
    где такая Россия «мужает», то уж, конечно, только в сердце русской
    революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и
    философию, молодого мужика, одержанно раздумывающего думу «все об одном», и
    юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое,
    одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один
    громоотвод не сладит».
    Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в
    революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил
    ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней
    литературы.
    Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, – в
    самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его
    моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его
    стороне и будущее за ним:
    Народ – венец земного цвета,
    Краса и радость всем цветам:
    Не миновать Господня лета
    Благоприятного – и нам.
    Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно
    реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в
    стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…»), поэт наперекор всему
    мужественно утверждает:
    Да. И такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне…
    Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив – все
    ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может
    «разлучиться», даже такая Россия ему «дороже всех краев» – и не только по
    велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и
    грязью ему сквозит «мир иной», будущая Россия.
    Это – «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и
    зовет туда. Во что она вырастет – не знаем; как назовем ее – не знаем». Но
    мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и
    пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока
    – это «легкий образ рая», утешенье и надежда усталого, обездоленного
    человека. Вспоминая «все, что мучило когда-то, забавляло иногда» – лесть,
    коварство, славу, злато, «человеческую тупость», все, что составляет «круг
    постылый бытия», поэт спрашивает: «Что ж, конец?» И отвечает:
    Нет… еще леса, поляны,
    И проселки, и шоссе,
    Наша русская дорога,
    Наши русские туманы,
    Наши шелесты в овсе…
    Блоковские образы родины.
    Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не
    оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся
    реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно
    воспевал романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую»,
    колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями
    старины»:
    Ты и во сне необычайна,
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю – и за дремотой тайна,
    И в тайне – ты почиешь Русь.
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями,
    И с мутным взором колдуна,
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел,
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах…
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены
    И вихрь, свистящий в голых прутьях,
    Поет преданья старины…
    Блок определял Россию двойственно – то как «нищую» и «прекрасную»
    Русь, то как «Новую Америку»: «Он не мог да и не хотел соединить эти два
    начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные,
    утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества» (Н.
    Асеев).
    Главное и основное в патриотической лирике Блока не умиленное
    любование «смиренной наготой» России, но представление о ней как о стране
    громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии, как о стране,
    неудержимо рвущейся к новой жизни. Она вся устремлена вперед – в бескрайную
    «даль веков». С нею
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка…
    Мотив дороги – «долгого пути», лежащего перед родиной, красной нитью
    проходит через всю патриотическую лирику Блока: «Выхожу я в путь, открытый
    взорам…», «И пойду путем-дорогой…», «И опять за травой колокольчик
    звенит…», «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь…», «Путь
    степной – без конца, без исхода…», «Но бежит шоссейная дорога…», «Наша
    русская дорога…», «Ты прошла ночными путями…»
    «Россия – буря», – говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и
    свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в самой ее образной
    ткани, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу
    образах безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер,
    вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи…
    Эта цепь образов тянется от ранних стихов до «Двенадцати», и вне этой
    символики для Блока не существует ощущения России, потому что он ощущает ее
    всегда – только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в
    будущее. и это свое ощущение бушующей повсюду «бури и тревоги» Блок выражал
    специфическими средствами стиха – лирически окрашенным пейзажем, самим
    ритмом и темпом стиховой речи:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Образ родины, находящейся в вечном движении, в полете, в пути,
    преемственно связан в поэзии Блока с лирической патетикой Гоголя, с его
    необгонимой птицей-тройкой. Это ясно видно, например, из программы одного
    из творческих замыслов Блока: «И вот поднимается тихий замысел наших
    сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон
    тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины?
    Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на
    разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи – с
    мольбою, обращенные к нам…». Знаменательно, что здесь намечено продолжение
    одного из наиболее лирически-интимных стихотворений Блока («Я пригвожден к
    трактирной стойке…»), – лишний пример господствующего в его поэзии слияния
    «личного и общего».
    Заключение
    Творчество Блока и поныне захватывает нас, является призывом к борьбе
    за переустройство жизни, за ту Россию, которая должна возникнуть перед нами
    во всей своей ничем не замутненной красоте. К этой Руси и шел поэт, ее
    видел в своей творческой мечте, ее воплощал в созданиях своего труда.
    Прекрасны стихи Блока о России, проникнутые нежностью и преданной
    любовью к родине, к ее славному прошлому, к красоте и очарованию ее
    природы, к ее далям и бесконечным дорогам, серым избам и ветровым песням…
    Список литературы:
    1. Вл. Орлов «Александр БЛОК»
    2. Борис Соловьев «Поэт и его подвиг»
    3. Журнал «Литературное обозрение» (10, 1980)
    4. Александр Блок «Стихотворения и поэмы» (вступительная статья
    Николая Крыщука)
    5. Журнал «Молодая гвардия» (11, 1990)

  7. Александр Блок
    Александр Александрович Блок – русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов Р оссии.
    Родился: 28.11.1880, Санкт-Петербург
    Умер: 07.08.1921 (40 лет)
    Популярные произведения А.А. Блока
    В неуверенном, зыбком полете…
    В ресторане
    Вхожу я в темные храмы…
    Мне страшно с тобою встречаться
    На поле Куликовом
    О, весна без конца и без краю…
    О, я хочу безумно жить…
    Русь
    Синий крест
    Ты в комнате один сидишь
    Осенняя воля
    Другие сочинения по произведению Блока
    Тема любви в лирике А.А. Блока
    Тема России в творчестве А. Блока
    Лики “страшного мира” в поэзии А.Блока
    Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах
    Чем мне близка поэзия Блока
    Лирический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
    Тема родины в творчестве А. А. Блока
    ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
    Тема любви в поэзии – Блок
    Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.
    Стихи А. А. Блока о Родине.
    Образ Руси в поэзии Блока
    Современники о поэзии А. Блока
    Мое любимое стихотворение – Блок
    Тема Родины – Блок
    Тема России в лирике А.А.Блока.
    Тема любви в лирике А. Блока (1)
    Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
    А. Блок — символист
    Лирический герой А. Блока

  8. Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Н.А. Некрасов
    К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.
    Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, “напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну.” Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока.
    Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении “Русь” перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природы:
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога.
    Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не “как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви”. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. “В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим”, — писал он.
    Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию “прекрасными чертами”, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым придавая ему глубоко интимный характер:
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Родина у великого символиста — полная сил и страсти женщина, наделенная “разбойной красой”. Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка…
    Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги…
    Блок рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что “душа хочет любить только прекрасное”, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а “сострадание есть уже начало любви”.
    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: “Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…”
    Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены “отчетливой исторической памятью”. Написаны они от лица сына “страшных лет России”. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: “Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…” Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

  9. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:
    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
    …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…
    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!
    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:
    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:
    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *