Сочинение на тему родовая община первобытных людей

7 вариантов

  1. Живя вместе, люди образовывали род — коллектив кровных родственников. Это была более стабильная форма объединения людей в отличие от стад, кото­рые часто распадались или смешивались. Чтобы выстоять в борьбе за жизнь, лю­дям пришлось все больше сплачиваться. Поэтому формирование родовых отно­шений было закономерным и неминуемым явлением. Образование родовых отношений ускорило развитие человеческого общества. Когда род увеличивался численно, он делился на родовые общины. Несколько родов, живших по соседс­тву, постоянно общаясь между собой, объединялись в племена.
    Родовая община — объединение членов одного рода, ведущих общее хозяйство. В роде могло быть несколько общин.
    Итак, развитие хозяйственной деятельности и отно­шений между людьми стало причиной появления новой формы человеческого общества — родовых объедине­ний (родов и племен). Форма организации общества в виде родовых объединений называется родовым строем.
    Родовое общество: родовая община -> род -> племя. Жизненный уклад родовой общиныВ роде и племени женщины и мужчины вели хо­зяйство наравне. Занятие мужчин — охота, она обеспе­чивала вкусную и питательную пищу, но не всегда была удачной. Уделом женщин было собирательство. Каж­дый день они приносили домой съедобные корни и пло­ды. Это был способ снабжения хотя и не очень пита­тельными продуктами, зато более надежный, чем охота.

  2. К концу верхнего палеолита завершился ледниковый период и земной климат приблизился к современному состоянию. К этому времени исчезло большое количество видов животных. Некоторые ученые считают, что вымирание многих из них было прямо или косвенно связано с деятельностью человека. О значительном увеличении воздействия человека на животный мир свидетельствует археологическая находка во Франции. У подножия скалы было найдены кости 50-100 тыс. диких лошадей. Так или иначе, исчезновение и сокращение численности крупных животных (мамонта, носорога) привело к усовершенствованию способов охоты древних людей.
    На смену примитивной загонной охоты с использованием палицы и каменного топора приходят лук и стрелы, бумеранг, копье и дротик. Эти орудия уже требовали от человека определенных навыков и умений. Сокращение численности животных также заставляло людей прибегать к хитрости, совершать длительные переходы в поисках добычи. Интересным изобретением человека стала духовая трубка (сарбакан), поражающая животное отравленными стрелами. На некоторых стоянках древнего человека обнаружены останки собаки, т. е. произошло приручение волка.
    В эпоху мезолита человек полностью переходит к индивидуальной охоте на мелких животных и птиц.
    Исчезновение крупных млекопитающих способствовало развитию рыболовства. Появляются лодки-долбленки, рыболовные сети, остроги, верши. Развитое рыболовство создавало благоприятные условия для оседлого образа жизни. Жители океанских побережий переходят к специализированной добыче морских животных с использованием гарпуна, собиранию моллюсков.
    В целом охота и рыболовство постепенно становятся мужским занятием, а собирательством занимаются более слабые женщины, дети и старики.
    В поисках дополнительных источников пропитания человек начинает широко использовать растения. Количество растений, употребляемых в пищу, резко возрастает. Появляются новые орудия труда, служащие для приготовления еды (зернотерки, ступы). В мезолите вдобавок к жарению применяется варка пищи.
    Была значительно усовершенствована техника изготовления микролитических орудий труда. Появились каменные ножи, шило, костяные иголки, пилки, сверла.
    Если в эпоху нижнего палеолита люди преимущественно селились в пещерах и редко строили “дома”, то в верхнем палеолите искусственные жилища становятся массовым явлением. Во время археологических раскопок было обнаружено более 200 жилищ этой эпохи. Такие строения были двух типов: небольшие хижины диаметром до 6 метров с каркасом из костей или жердей и большие длинные дома, вмещающие целую общину. Эти жилища служили сезонным пристанищем, так как в поисках пищи древним охотникам приходилось совершать длительные переходы. В некоторых случаях обнаружены следы многолетнего пребывания в одном доме. Вероятно, такие убежища находились в центре обширной охотничьей области. В хижинах часто встречаются искусственные углубления хозяйственного назначения. Той же цели служат небольшие нежилые землянки. В районах с благоприятным климатом больше распространены были временные охотничьи лагери, в которых люди находились несколько дней.
    В эпоху мезолита охотники и собиратели стремились максимально использовать все открытые возможности для поиска пищи. Для этой эпохи характерен сезонно-оседлый образ жизни. Вероятно, это было связано с тем, что в некоторых районах в определенный период года появлялось большое количество животных или созревали какие-то съедобные плоды.

    Социальные отношения

    Для древних охотников и собирателей был характерен очень высокий уровень коллективизма. Только это помогало небольшим общинам выжить. Даже после перехода к индивидуальной охоте вся добыча считалась коллективной собственностью и делилась поровну между всеми членами общины.
    В коллективной собственности находились промысловые угодья и жилища. Даже орудия труда и одежда были условно личными, потому что в любой момент могли быть затребованы всей общиной и распределены поровну между всеми членами.
    К концу верхнего палеолита возникает дарообмен, который значительно способствует установлению межобщинных и межплеменных связей. Сначала основным предметом дарообмена было природное сырье. В эпоху мезолита в качестве даров уже выступают орудия труда, производством которых славилась та или иная община. Дарообмен не предусматривал четких пропорций между ценностью различных предметов. Лишь в незначительной степени учитывались затраченные на их производство усилия.
    К эпохе мезолита начинают формироваться племена, состоящие из нескольких родов. Племя оформляется как отдельная этническая общность, для которой характерно проживание на общей территории, общая культура и язык. Вероятно, уже в это время у многих племен появляется осознание своей этнической общности и самоназвание.
    Несмотря на то, что в эпоху верхнего палеолита часто встречаются небольшие хижины с одним очагом, что предполагает наличие парных семей, семья еще на становится самостоятельной экономической ячейкой общины. Браки были неустойчивыми. Широко распространенными являлись внебрачные связи. Отдельная семья просто не смогла бы прокормить себя без помощи всей общины.
    Управление в общинах охотников и собирателей осуществлялось по принципу примитивного народовластия. Принятие важных решений происходило на собрании всех взрослых членов общины. Фактически лидерства не существовало, но логично предположить, что некоторое преимущество имели самые опытные и умелые мужчины.

  3. Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    [sms]
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу.
    [/sms]

  4. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
    В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.
    От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
    Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
    Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
    Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.
    Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах был вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. Однако существует и другое мнение. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь.
    Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) — коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.
    Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании). Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Затем сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

  5. В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация – материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной (от латинского слова “матер” – мать и греческого “архи” – власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.
    Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов “патер” – отец, “архи” – власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.
    Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей – старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали споры между родами. На территории нынешней Украины насчитывалось около десятка групп племен как земледельческих, так и скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.
    Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.
    В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение – стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи нашли много костей мамонтов, северных оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

  6. Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    [sms]Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу. [/sms]

  7. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
    В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.
    От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
    Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
    Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
    Родовая община.
    Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.
    Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.
    Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжить в экстремальных условиях леднико­вых периодов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *