Сочинение на тему родовые общины охотников и собирателей

4 варианта

  1. Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    [sms]
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу.
    [/sms]

  2. Поэтому сама природа при производящем хозяйстве не позволяла людям объединиться в большие группы. Как люди регулировали эту численность? Исторически сложилось три способа регулирования численности человеческого коллектива, которые применялись только при избытке населения:
    Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения – ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.
    Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу – бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.
    Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.
    Во главе группы стоял вожак. Им становился, исходя из принципа меритокрaтии, самый знающий, умелый человек – лучший охотник, рыболов, собиратель. Принцип меритокрaтии (дословно «власть по заслугам»; мерит«заслуга» + кратос «власть») означал, что лидером становился человек, который обладал знаниями и навыкам, которые позволяли успешно функционировать данной охотничьей группе.
    В основе принципа меритократиилежал принцип реципрoкности(от латинского reciprocus «возвращающийся, взаимный»). Смысл принципа реципрокности заключался в равноценном (эквивалентном) взаимообмене между членами группы. Следствием этого стало то, что, тот человек, который давал коллективу больше, а потреблял столько же, сколько и остальные члены его половозрастного разряда – имел бoльший авторитет. Разница между тем, сколько человек дал коллективу [дал больше, чем остальные], и тем, сколько он потребил [как остальные] – компенсировалась ему ростом авторитета. Он становился уважаемым человеком. И наоборот, тот, кто добывал мало, а получал столько же, сколько и остальные – терял авторитет, становился менее уважаемым или совсем неуважаемым человеком.
    Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета – меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего – ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.
    В родовой общине охотников, собирателей и рыболовов существовала простая система хозяйствования при низком уровне развития орудий труда, навыков человека. Перед людьми той эпохи стояла задача – знать где, что растёт и водится, и в нужное время прийти и взять, добыть. Предел небольшому по численности коллективу ставило экологическое равновесие, то есть сама природа. При таких обстоятельствах, вожакмог и организовать охоту, рыбалку или сбор плодов, кореньев и т.д., и, одновременно, принять участие в этой охоте, рыбалке или сборе. Простым хозяйством охотничьей группы управлял вожак. «Пойди – сорви», «пойди – убей» – вот, и всё управление. Одновременно вожаксам занимался производительным трудом. Функции управления и функции производства тем самым объединялись в одном лице. Поэтому не возникало необходимости в отделении функции управления от производительных функций. Как следствие этого не возникало основы для имущественного и социального расслоения общинников, как следствие – не возникало необходимость в особом, отдельном аппарате управления. В результате – не возникало необходимости в государстве.

  3. Много времени прошло, прежде чем незаметно, постепенно менялся человек. Сотни тысяч лет человек приобретал сноровку в охоте, рыболовстве, в защите своего жилья от хищников.
    Развиваясь, увеличился мозг человека, появилась речь. Менялся и сам облик человека.
    ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОКОРЯЕТ ХОЛОДНЫЕ ЗЕМЛИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. Постепенно происходит расселение человека по земле. Первобытный человек постоянно, хотя и медленно, усовершенствовал условия своей жизни. Он умел уже не только сберегать огонь, вокруг которого проходила теперь его жизнь, но и научился трением добывать огонь.
    [sms]Добытая на охоте шкура не просто прикрывала спину человека, теперь из этой шкуры уже шили одежду. Орудия труда всё время совершенствовались. Так если раньше на охоте использовали деревянную дубину и деревянное копьё (просто заострённый каменным рубилом конец палки), то теперь стали делать КАМЕННЫЕ НАКОНЕЧНИКИ КОПЬЯ, которые растениями или ремнями из кожи привязывали к длинной палке. По такому же принципу делался гарпун, только он имел КОСТЯНОЙ НАКОНЕЧНИК.
    Иглы делались из рыбьих костей или из костей животных.
    Появилось у первобытного человека жилище. Им служили пещеры, защищавшие человека от ветра, дождя и снега, и, конечно, от хищных зверей. Там где не было пещер, человек рыл землю и строил шалаш из веток, а так же из шкур и костей крупных животных. Теперь, когда человек мог построить себе жилище, сшить тёплую одежду из шкуры, добыть огонь, он меньше зависел от тёплого климата и мог двигаться, вслед за животными, на которых охотился, дальше – на север. Первобытный человек уже мог выжить в морозную зиму.
    Так более ПОЛУМИЛЛИОНА ЛЕТ НАЗАД человек появился на территории нынешней России.
    ОХОТА СТАЛА ВАЖНЕЙШИМ ЗАНЯТИЕМ. Кроме еды, она давала одежду, строительный материал для жилища, кость шла на оружие для той же охоты и на новые орудия труда.
    Но охота требовала кроме смелости – слаженного коллективного труда. Десятки мужчин с огненными факелами гнали стадо животных к крутому обрыву или оврагу, другая часть охотников пасла их там. Люди охотились на диких лошадей, оленей, зебр, бизонов, а так же на диковинных для нас животных, которые давно вымерли: пещерные медведи, шерстистые носороги и мамонты. Добыть мамонта – особая удача для охотников.
    В те времена на территории Русской равнины и в Сибири паслось огромное количество мамонтов. Археологические раскопки стоянок человека на территории России и Сибири дали богатый материал для историков – огромное количество изделий из бивня мамонта: иголки и шилья, бусы, браслеты фигурки людей и животных и, конечно, наконечники копий и цельные копья.
    Шло время, изменялся человек и около СОРОКА ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД человек развился и стал почти таким, как человек нашего времени. Развился мозг – увеличилась лобная часть головы. Изменилась пища (мясо – печённое и варённое; зерно молотое и варённое), она стала более мягкой – изменились стали меньше челюсти. Орудия труда: палки, копья помогали достать до самых верхних веток деревьев, отпала необходимость так тянуться, как раньше. Руки стали короче.
    Этого человека учёные называют “гомо сапиенс”, что в переводе с латинского обозначает – “человек разумный”. А жить человек разумный стал в сплоченном коллективе родственников. И назывался этот коллектив – РОДОВАЯ ОБЩИНА. В отличие от предыдущей эпохи первобытного человеческого стада, настала новая эпоха – эпоха родовой общины. Основой сплочения в общине стали родственные связи – близкие и дальние родственники считались сородичами. Сородич, значит, он “свой”. Вся община стояла за своего сородича: один за всех и все за одного.
    Община имела общее жильё, общие запасы пищи и дров. Общим был и очаг, где горел огонь общины.
    Мужчины сообща охотились, а женщины занимались приготовлением пищи, вместе с детьми – собирательством. Женщины хранили очаг и растили детей. В археологических раскопках находят много фигурок женщин, которые почитались первобытными людьми как прародительницы (дающие жизнь) и хранительницы очага.
    ПРЕДКИ ВСЕХ НАСЕЛЯЮЩИХ ЗЕМЛЮ НАРОДОВ ЖИЛИ НЕКОГДА РОДОВЫМИ ОБЩИНАМИ.
    Только так можно было выжить в те давние времена.
    ЛУК И СТРЕЛЫ – гениальное изобретение человека разумного. Долгие тысячи лет первобытный человек охотился с помощью копья на крупных зверей. А для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун. Но мелких, юрких зверушек копьём поразить очень трудно. Тут и появилось гениальное изобретение. Человек разумный, как первобытный человек, так зависел от природы, что чтобы выжить, должен был быть очень внимательным и наблюдательным. Так он и заметил однажды, что отогнутая человеком на ходу ветка распрямляется и с большой силой ударяет по идущему следом. Это наблюдение было использовано первобытным гениальным изобретателем для создания ОХОТНИЧЬЕГО ЛУКА И СТРЕЛЫ. Теперь человек с лёгкостью мог подстрелить с сотен шагов и птицу, и куницу. [/sms]

  4. Урок истории в 5 классе
    Цели: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
    Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из кабинета биологии).
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейшие люди»
    1. Подготовка устного ответа по карточке № 2.
    КАРТОЧКА №2
    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»
    Для этого вспомни:
    — Когда появились на Земле первобытные люди?
    — Где жили древние люди?
    — Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
    — Чем отличались древние люди от животных?
    — Какие занятия существовали у первобытных людей?
    Сделай вывод.
    Примерный ответ учащегося
    Древнейшие люди появились на Земле около 2 млн лет назад, в Северо-восточной и Восточной Африке. Они были похожи на обезьян, но в отличие от них умели изготавливать примитивные орудия труда. Кроме того, они занимались собирательством и охотой. Благодаря умению трудиться древние люди смогли выжить.
    2. Творческая работа (2 ученика).
    Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев…»
    3. Индивидуальная работа (5 человек).
    Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
    …В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мертв!… Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.
    —  Что давал огонь первобытным людям?
    —  Как они его сохраняли?
    —  Почему потеря огня считалась несчастьем?
    4. Работа с классом.
    Проверка знания терминов.
    —  Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».
    5. Развернутый ответ учащегося по карточке № 2.
    III. Переход к изучению новой темы
    Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной около двух километров.
    —  Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?
    IV. Изучение новой темы
    План
    1) Жизнь в суровых климатических условиях.
    2) Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
    3) Родовая община.
    На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.
    1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
    Прочитать пп. 1 и 2 § 2 на с. 11-12 Вигасина, п. 3 § 2 на с. 17-18 Михайловского.
    —  Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
    2. Работа с иллюстрациями учебника.
    —  Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)
    3. Сообщение учащегося (в объеме учебника).
    И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
    4. Рассказ учителя.
    Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых… Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры — родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
    Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми — в тетрадях.
    Родовая община — коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
    ВАРИАНТ ИГРОВОГО УРОКА
    Для проведения игрового урока учителю следует попросить учеников предварительно прочитать параграф. Класс должен составить логическую цепочку, предполагающую установление причинно-следственных связей. В начале урока учитель предлагает начальное и конечное звенья этой цепи. В данном случае это — ледниковый период… родовая община. Соответственно учащиеся должны восполнить пробелы. На решение этой задачи у них должно быть 10 минут.
    Ответ: Ледниковый период — резкое похолодание — необходимость использовать более сложные орудия труда, «приручение» огня человеком — человек становится охотником — потребность в помощи окружающих — родовая община.
    Более детальная, логически обоснованная цепочка должна поощряться учителем.
    Ученики должны предлагать свои варианты и их обоснование. Авторы наиболее длинных и вместе с тем подтвержденных аргументами цепочек должны получить оценку пять.
    V. Закрепление изученного материала
    — Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
    VI. Подведение итогов урока
    В конце урока учитель напоминает учащимся, что охота и собирательство были самыми древними занятиями человека. Переход к земледелию и скотоводству стал настоящей революцией в организации древнего общества.
    Домашнее задание: прочитать § 2 Вигасина или § 2 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 3 и 4 (письменно).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *