Сочинение на тему роль чацкого роль страдательная

8 вариантов

  1. Одним из величайших произведений первой половины 19 века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». К этому времени русское общество как бы раскололось надвое. С одной стороны, появились люди прогрессивные, передовые, верившие в возможность перемен государственного устройства России. С другой, все еще жили люди, принадлежавшие к «золотому веку» русского дворянства. На фоне этого конфликта рождается комедия «Горе от ума», и вместе с ней появляется главный герой Александр Андреевич Чацкий.
    Сюжет комедии начинается с возвращения героя в Москву. Чацкий приезжает «из дальних странствий» ради своей любимой. Он приходит в дом, где воспитывался и который покинул несколько лет назад, чтобы продолжить образование за границей. Образованный, яркий, интеллигентный, с новыми мыслями, Чацкий стремиться поскорее увидеть свою любовь — Софью Фамусову. В детстве они были очень близки. Софья разделяла взгляды героя на жизнь, смеялась его шуткам. Но после отъезда Чацкого девушка сильно изменилась, поддавшись влиянию фамусовского общества.
    С первых же шагов Александр Андреевич наталкивается на стену непонимания со стороны своей любимой. Все ему чуждо в этом доме, да и Софья уже любит другого.
    Переменившись сам, герой ищет и не находит перемен в своем окружении. Личная драма Чацкого перерастает в социальный конфликт со всем обществом. В разговоре с Фамусовым он открыто критикует старые порядки и взгляды на жизнь:
    А судьи кто? — За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима,
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма…
    Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить их привычный уклад жизни, за его революционные взгляды и стремление к действиям.
    Фамусовское общество необыкновенно сплочено едиными взглядами на жизнь, службу, карьеру. Идеалом в достижении чинов и примером для подражания является для них Максим Петрович. Поведение и вся жизнь этого героя — образец угодничества и подхалимства: «Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал, сто человек к услугам». На что Чацкий отвечает: «Службы делу, а не лицам”
    Единодушно фамусовское общество и в своей борьбе с просвещением. Оно видит в нем корень зла:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что ныне пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    В монологе на балу в доме Фамусовых видна вся неуравновешенность души и ума Чацкого. Вся его речь, мне кажется, — следствие несчастной любви и неприятия обществом мыслей и убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Он выставляет себя посмешищем. Софья распространяет слух о его безумии, но Чацкий не только не опровергает сплетни, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их. Он устраивает скандал на балу, потом неприятную сцену прощания с Софьей и разоблачение Молчалина:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет…
    Вон из Москвы. Сюда я больше не ездок,
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Чацкий не боится говорить всю правду в глаза. Он справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Я считаю, что на примере своего главного героя Грибоедов показывает нам, как отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому. Безусловно, писатель оставляет будущее за такими людьми, как Чацкий.

  2. Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – яркое и самобытное произведение. Она не только пережила своего создателя, обессмертила его имя, но и по сей день остается остро сатирической и, к сожалению, актуальной. Образ главного героя, Александра Андреевича Чацкого, по-прежнему неоднозначен, вызывает то восхищение своей смелостью, то сочувствие. Ведь он яростно обличает ложь и все те устои, которые мешают жить честно и свободно. Только почему такие достойные люди обречены быть отвергнутыми, не ринятыми, непонятыми и несчастливыми?… Неужели такова судьба всякого, кто борется за светлые идеалы и опережает свое время?
    Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессоры и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учатся в пансионатах и лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!».
    Трагедия Чацкого разворачивается на стержне любовных переживаний. Но это и подчеркивает общественно-политический накал комедии, усиливает его, потому что этот накал возникает в результате реальных жизненных обстоятельств. Чацкий борется за свои светлые чувства и за свои идеалы.
    Каждая вспышка личной обиды влечет за собой невольное восстание Чацкого против косности окружения Софьи. Это характеризует героя как человека мыслящего, передового и еще по-юношески горячего. Он обречен на непонимание в фамусовском обществе, потому что это время молчалиных, бездушных и амбициозных подхалимов. Зная это, Молчалин осмелел, усвоил покровительственный тон в отношениях с Чацким, которого считает неудачником. Между тем, неожиданная холодность девушки, которую он горячо и искренне любит, ее пренебрежение настолько ошеломляет Чацкого, что в отчаянии он бросает вызов фамусовскому обществу, выплёскивая всю свою боль и презрение в обличительных монологах. И только чувство собственного достоинства спасает его от бесполезного унижения перед этим миром раболепства и чинопоклонничества.И.А. Гончаров так писал об этом: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей свой удар силой новой. Он – олицетворение пословицы: «один в поле не воин». Но я все же думаю, что воин, и притом победитель, только передовой воин, застрельщик и потому всегда жертва».
    Конечно, Фамусова этот герой не образумил и не исправил. Но если бы у Фамусова при разъезде не было свидетелей, он бы легко справился со своим горем, только поторопился бы со свадьбой дочери. Но так уже нельзя: «благодаря» Чацкому, наутро это происшествие будет обсуждать вся Москва. И Фамусову поневоле придется столкнуться с тем, что ему раньше и в голову не приходило.
    Молчалину, после сцены в сенях, тоже невозможно будет оставаться прежним. Маски сдернуты, его разоблачили, и ему, как последнему воришке, придется спрятаться в угол. Загорецкий, Горичи, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не остаются бесследны.
    И только к Софье Павловне трудно отнестись с тем же безучастием, с каким мы расстаемся с другими героями пьесы. В ней есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но откуда взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Ей, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому: ей достается свой «мильон терзаний».
    А слова Чацкого разнесутся, будут повторяться повсюду и произведут свою бурю. Битва только начинается. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой.
    Нужен был только взрыв, и бой завязался, упорный и горячий, в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и России.
    Чацкий, несомненно, смело смотрел в будущее и не мог принять и понять косности и лицемерия фамусовых и молчалиных. Он – представитель не только века нынешнего, но и века грядущего. Его постигла та же участь, что и многих ему подобных: окружающие не находили ничего здравого в его мыслях, они его не понимали и даже не пытались понять. К сожалению, многим людям трудно отвергнуть устаревшие стереотипы, принципы, привычки, ведь проще считать сумасшедшими тех, кто задумывается о развитии и стремится вперед. Чацкий породил раскол среди представителей века минувшего, и хотя он сам обманулся в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».

  3. В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Именно он соединяет воедино два основных конфликта произведения – общественно-политический и любовный.
    Мне кажется, что для самого героя первостепенное значение имеет именно любовный конфликт. Чацкий прекрасно понимает, в какое общество он попал, у него нет иллюзий относительно Фамусова и «всех московских». Тогда почему же он «мечет бисер» перед людьми, которые никогда его не поймут? На мой взгляд, причина его страстных монологов и язвительных реплик — любовные переживания по поводу Софьи.
    Чацкий приехал в Москву с единственной целью — увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, вероятно, посвататься. Его гонит любовный пыл. Оживление и «говорливость» Чацкого вначале вызваны радостью свидания с возлюбленной, но, вопреки ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Бывшая возлюбленная, о которой с трогательной нежностью вспоминает Чацкий, полностью переменилась к нему. С помощью привычных шуток и эпиграмм он пытается найти с девушкой общий язык, «перебирает» московских знакомых, однако его остроты только раздражают Софью — она отвечает ему колкостями. Странное поведение возлюбленной вызывает ревнивые подозрения Чацкого: «Нет ли впрямь тут жениха какого?».
    Поступки и слова умного и чуткого к людям Чацкого кажутся непоследовательными, нелогичными: у него явно «ум с сердцем не в ладу». Понимая, что Софья его не любит, он не хочет смириться с этим и предпринимает настоящую «осаду» охладевшей к нему возлюбленной. Любовное чувство и желание выяснить, кто же стал новым избранником девушки, удерживают героя в доме Фамусова: «Дождусь ее и вынужу признанье: Кто наконец ей мил – Молчалин! Скалозуб!».
    Чацкий надоедает Софье, пытаясь вызвать ее на откровенность, задавая ей бестактные вопросы: «Дознаться мне нельзя ли, … Кого вы любите?».
    Ночная сцена в доме Фамусова открыла «прозревшему» Чацкому всю правду. Но теперь он впадает в другую крайность: не может простить Софье своего любовного ослепления, упрекает ее том, что она его «надеждой завлекла».
    Развязка любовного конфликта не остудила пыл Чацкого. Вместо любовной страсти героем овладели другие сильные чувства — бешенство и озлобление. В пылу ярости он перекладывает на других ответственность за свои «бесплодные усилия любви». Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он так презирал (« Когда подумаю, кого вы предпочли!»).
    Герой гордо заявляет о своем «разрыве» с ней и думает, что теперь-то «отрезвился… сполна», собираясь в то же время «на весь мир излить всю желчь и всю досаду».
    Интересно проследить, как любовные переживания обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Вначале Чацкий спокойно относится к московскому обществу, почти не замечает его привычных пороков, видит в нем только комические стороны: «Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду…».
    Но когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными — он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся.
    В своих монологах Чацкий затрагивает актуальные проблемы современной эпохи: вопрос о том, что такое настоящая служба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Но, находясь в возбужденном состоянии, герой, как тонко заметил И.А.Гончаров, «впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи… Он ударяется и в патриотический пафос, договаривается до того, что находит фрак противным «рассудку и стихиям», сердится, что madame и mademoiselle… не переведены на русский язык…».
    Я думаю, что за нервными монологами Чацкого скрываются серьезные, выстраданные убеждения. Чацкий — человек со сложившимся мировоззрением, системой жизненных ценностей и моралью. Высший критерий оценки человека для него — «ум, алчущий познаний», стремление «к искусствам творческим, высоким и прекрасным».
    Представление Чацкого о службе — о ней его буквально вынуждают говорить Фамусов, Скалозуб и Молчалин — связано с его идеалом «свободной жизни». Один из ее важнейших аспектов — свобода выбора: ведь, по мнению героя, каждый человек должен иметь право служить или отказаться от службы. Сам Чацкий, по словам Фамусова, «не служит, то есть в том он пользы не находит», но у него есть четкие представления о том, какой должна быть служба. По мнению Чацкого, служить следует «делу, а не лицам», не смешивать личный, корыстный интерес и «веселья» с «делами». Кроме того, службу он связывает с представлениями людей о чести и достоинстве, поэтому в разговоре с Фамусовым намеренно подчеркивает разницу между словами «служить» и «прислуживаться»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. Чацкий — человек, не признающий авторитетов, не разделяющий общепринятых мнений. Выше всего он ценит свою независимость, вызывая ужас у идеологических оппонентов, которым мерещится призрак революционера, «карбонария». «Он вольность хочет проповедать!» — восклицает Фамусов.
    Таким образом, на фоне косного и непоколебимо консервативного большинства Чацкий производит впечатление героя-одиночки, отважного «безумца», бросившегося на штурм мощной твердыни. Участь его незавидна – герою приходится уехать прочь из Москвы, оклеветанному, с разбитым сердцем. Но, в то же время, роль Чацкого «победительная», потому что он всколыхнул все фамусовское общество, оставил и их в «разбитом» состоянии. А главное, этот герой показал, что грядут большие изменения, которые неизбежно коснутся и фамусовского общества, как бы оно не сопротивлялось. Поэтому, на мой взгляд, с полной уверенностью можно сказать, что «Чацкого роль – страдательная…», но «…она в то же время и всегда победительная».

  4. (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от
    ума».)

    Методический комментарий к темам. Работая
    над консультациями к темам, мы стремились
    выстроить их по принципу “дополнительности” и
    по мере возможности ввести какой-то неизвестный
    ученикам материал, ибо ничего нет хуже
    повторения уже изученного: на каждом этапе
    обращения к тексту ученик должен открывать в нём
    что-то новое, неизвестное для себя. Только тогда
    ему будет интересно. А интерес — стимул
    творчества. Помощь на этом пути могут оказать
    выпускникам профессиональные читатели (критики,
    литературоведы, писатели), именно поэтому в наших
    консультациях так много цитат.
    Думается, что эта “традиционная” школьная
    тема не должна вызвать никаких особенных
    затруднений: как правило, эта цитата из
    Гончарова, что называется, “на слуху”, поэтому
    обозначим лишь ключевые моменты, которые могут
    быть затронуты в сочинении. При этом будем
    помнить, что в работе может быть несколько
    подводных камней. Во-первых, есть соблазн
    написать сочинение на тему «Победитель Чацкий
    или побеждённый?»; тема близкая, но не
    тождественная нашей: здесь всё-таки надо
    говорить о “страданиях” героя и его причинах.
    Во-вторых, нельзя пропустить едва ли не мимоходом
    обронённое замечание: “Такова роль всех
    Чацких”, то есть не забыть упомянуть о Чацком как
    литературном типе. Таким образом, раскрывая тему,
    обращаем внимание на следующее.
    Источник цитаты — критический этюд
    И.А. Гончарова «Мильон терзаний», с этого и
    начнём и попытаемся связать ключевое слово в
    теме — “страдательная” — с названием статьи и
    “мильоном терзаний” героя. При этом будем
    помнить, что сам критик однажды заметил: “Чацкий
    восклицает, а не я. Я только привожу в заглавии
    его слова как мотив, как главный звук, выражение
    его героя, составляющего содержание пьесы”. Если
    ученик хорошо помнит текст статьи (а это,
    безусловно, относится только к учащимся
    филологических классов), то можно предложить
    несколько иной ход: изложить систему
    доказательств Гончарова, которые он приводит в
    “доказательство” тезиса о “страдательной”
    роли Чацкого, разделив их на главные и
    второстепенные и соответствующим образом
    прокомментировав.
    Причины “страданий” героя и их “источник”:
    можно ли говорить о том, что причина была одна?
    Или их было несколько? Что или кто доставляет
    Чацкому наибольшие страдания?
    Чацкий как литературный тип. Здесь можно
    обратиться не только к хрестоматийному
    определению типа “знакомый незнакомец”
    (Белинский), но — в первую очередь — к
    интереснейшей статье Ю.М. Лотмана «Декабрист в
    повседневной жизни», в которой есть чрезвычайно
    интересное наблюдение: “Декабрист публично
    называет вещи своими именами, «гремит» на балу и
    в обществе, поскольку именно в таком назывании
    видит освобождение человека и начало
    преобразований”. И в подтверждение приводит
    слова Ф.Глинки, который, идя на бал, помечает в
    дневнике: “Порицать 1) Аракчеева и Долгорукова, 2)
    военные поселения, 3) рабство и палки, 4) леность
    вельмож, 5) слепую доверенность к правителям
    канцелярий…” Сопоставим записи из дневника с
    монологами Чацкого — вывод, что называется,
    очевиден. Однако напрашивается одно “но”:
    статья Гончарова увидела свет в 1872 году.
    Размышление о том, почему в этот период, когда
    эпоха декабризма минула, писатель обращается к
    образу Чацкого, — новый поворот в развитии темы.
    Слова Чацкого — вызов обществу, и на него надо
    реагировать. Как? Задуматься над своей жизнью?
    Измениться? А может, просто объявить героя
    сумасшедшим и абстрагироваться от сказанного?
    Объявить-то, наверное, можно, а вот
    абстрагироваться — вряд ли. Слишком слышен голос
    Чацкого, слишком больных вопросов коснулся
    герой…
    В заключение — вновь хрестоматийная цитата:
    “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся
    ей, в свою очередь, смертельный удар качеством
    силы свежей” (Гончаров), комментарий к которой
    логично завершит сочинение.

  5. 5
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — яркое и самобытное произведение. Она не только пережила своего создателя, обессмертила его имя, но и по сей день остается остро сатирической и, к сожалению, актуальной. Образ главного героя, Александра Андреевича Чацкого, по-прежнему неоднозначен, вызывает то восхищение своей смелостью, то сочувствие. Ведь он яростно обличает ложь и все те устои, которые мешают жить честно и свободно. Только почему такие достойные люди обречены быть отвергнутыми, не ринятыми, непонятыми и несчастливыми… Неужели такова судьба всякого, кто борется за светлые идеалы и опережает свое время?
    Итак, в центре комедии лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой новых людей. Этих новых людей представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессоры и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учатся в пансионатах и лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов». Легко понять, что такие люди в обществе скалозубов и молчалиных слывут «мечтателями опасными». Их боятся, услышав их речи, кричат «Разбой! Пожар!».
    Трагедия Чацкого разворачивается на стержне любовных переживаний. Но это и подчеркивает общественно-политический накал комедии, усиливает его, потому что этот накал возникает в результате реальных жизненных обстоятельств. Чацкий борется за свои светлые чувства и за свои идеалы.
    Каждая вспышка личной обиды влечет за собой невольное восстание Чацкого против косности окружения Софьи. Это характеризует героя как человека мыслящего, передового и еще по-юношески горячего. Он обречен на непонимание в фамусовском обществе, потому что это время молчалиных, бездушных и амбициозных подхалимов. Зная это, Молчалин осмелел, усвоил покровительственный тон в отношениях с Чацким, которого считает неудачником. Между тем, неожиданная холодность девушки, которую он горячо и искренне любит, ее пренебрежение настолько ошеломляет Чацкого, что в отчаянии он бросает вызов фамусовскому обществу, выплёскивая всю свою боль и презрение в обличительных монологах. И только чувство собственного достоинства спасает его от бесполезного унижения перед этим миром раболепства и чинопоклонничества.И. А. Гончаров так писал об этом: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей свой удар силой новой. Он — олицетворение пословицы: „один в поле не воин“. Но я все же думаю, что воин, и притом победитель, только передовой воин, застрельщик и потому всегда жертва».
    Конечно, Фамусова этот герой не образумил и не исправил. Но если бы у Фамусова при разъезде не было свидетелей, он бы легко справился со своим горем, только поторопился бы со свадьбой дочери. Но так уже нельзя: «благодаря» Чацкому, наутро это происшествие будет обсуждать вся Москва. И Фамусову поневоле придется столкнуться с тем, что ему раньше и в голову не приходило.
    Молчалину, после сцены в сенях, тоже невозможно будет оставаться прежним. Маски сдернуты, его разоблачили, и ему, как последнему воришке, придется спрятаться в угол. Загорецкий, Горичи, княжны — все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не остаются бесследны.
    И только к Софье Павловне трудно отнестись с тем же безучастием, с каким мы расстаемся с другими героями пьесы. В ней есть много симпатичного, в ней все задатки недюжинной натуры: живой ум, смелость и страстность. Она загублена духотой отцовского дома. Ее идеалы ошибочны, но откуда взяться другим идеалам в фамусовском обществе? Ей, конечно, тяжело, тяжелее даже, чем Чацкому: ей достается свой «мильон терзаний».
    А слова Чацкого разнесутся, будут повторяться повсюду и произведут свою бурю. Битва только начинается. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой.
    Нужен был только взрыв, и бой завязался, упорный и горячий, в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и России.
    Чацкий, несомненно, смело смотрел в будущее и не мог принять и понять косности и лицемерия фамусовых и молчалиных. Он — представитель не только века нынешнего, но и века грядущего. Его постигла та же участь, что и многих ему подобных: окружающие не находили ничего здравого в его мыслях, они его не понимали и даже не пытались понять. К сожалению, многим людям трудно отвергнуть устаревшие стереотипы, принципы, привычки, ведь проще считать сумасшедшими тех, кто задумывается о развитии и стремится вперед. Чацкий породил раскол среди представителей века минувшего, и хотя он сам обманулся в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».

  6. В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Именно он соединяет воедино два основных конфликта произведения – общественно-политический и любовный.
    Мне кажется, что для самого героя первостепенное значение имеет именно любовный конфликт. Чацкий прекрасно понимает, в какое общество он попал, у него нет иллюзий относительно Фамусова и «всех московских». Тогда почему же он «мечет бисер» перед людьми, которые никогда его не поймут? На мой взгляд, причина его страстных монологов и язвительных реплик — любовные переживания по поводу Софьи.
    Чацкий приехал в Москву с единственной целью — увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, вероятно, посвататься. Его гонит любовный пыл. Оживление и «говорливость» Чацкого вначале вызваны радостью свидания с возлюбленной, но, вопреки ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Бывшая возлюбленная, о которой с трогательной нежностью вспоминает Чацкий, полностью переменилась к нему. С помощью привычных шуток и эпиграмм он пытается найти с девушкой общий язык, «перебирает» московских знакомых, однако его остроты только раздражают Софью — она отвечает ему колкостями. Странное поведение возлюбленной вызывает ревнивые подозрения Чацкого: «Нет ли впрямь тут жениха какого?».
    Поступки и слова умного и чуткого к людям Чацкого кажутся непоследовательными, нелогичными: у него явно «ум с сердцем не в ладу». Понимая, что Софья его не любит, он не хочет смириться с этим и предпринимает настоящую «осаду» охладевшей к нему возлюбленной. Любовное чувство и желание выяснить, кто же стал новым избранником девушки, удерживают героя в доме Фамусова: «Дождусь ее и вынужу признанье: Кто наконец ей мил – Молчалин! Скалозуб!».
    Чацкий надоедает Софье, пытаясь вызвать ее на откровенность, задавая ей бестактные вопросы: «Дознаться мне нельзя ли, … Кого вы любите?».
    Ночная сцена в доме Фамусова открыла «прозревшему» Чацкому всю правду. Но теперь он впадает в другую крайность: не может простить Софье своего любовного ослепления, упрекает ее том, что она его «надеждой завлекла».
    Развязка любовного конфликта не остудила пыл Чацкого. Вместо любовной страсти героем овладели другие сильные чувства — бешенство и озлобление. В пылу ярости он перекладывает на других ответственность за свои «бесплодные усилия любви». Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он так презирал (« Когда подумаю, кого вы предпочли!»).
    Герой гордо заявляет о своем «разрыве» с ней и думает, что теперь-то «отрезвился… сполна», собираясь в то же время «на весь мир излить всю желчь и всю досаду».
    Интересно проследить, как любовные переживания обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Вначале Чацкий спокойно относится к московскому обществу, почти не замечает его привычных пороков, видит в нем только комические стороны: «Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду…».
    Но когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными — он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся.
    В своих монологах Чацкий затрагивает актуальные проблемы современной эпохи: вопрос о том, что такое настоящая служба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Но, находясь в возбужденном состоянии, герой, как тонко заметил И.А.Гончаров, «впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи… Он ударяется и в патриотический пафос, договаривается до того, что находит фрак противным «рассудку и стихиям», сердится, что madame и mademoiselle… не переведены на русский язык…».
    Я думаю, что за нервными монологами Чацкого скрываются серьезные, выстраданные убеждения. Чацкий — человек со сложившимся мировоззрением, системой жизненных ценностей и моралью. Высший критерий оценки человека для него — «ум, алчущий познаний», стремление «к искусствам творческим, высоким и прекрасным».
    Представление Чацкого о службе — о ней его буквально вынуждают говорить Фамусов, Скалозуб и Молчалин — связано с его идеалом «свободной жизни». Один из ее важнейших аспектов — свобода выбора: ведь, по мнению героя, каждый человек должен иметь право служить или отказаться от службы. Сам Чацкий, по словам Фамусова, «не служит, то есть в том он пользы не находит», но у него есть четкие представления о том, какой должна быть служба. По мнению Чацкого, служить следует «делу, а не лицам», не смешивать личный, корыстный интерес и «веселья» с «делами». Кроме того, службу он связывает с представлениями людей о чести и достоинстве, поэтому в разговоре с Фамусовым намеренно подчеркивает разницу между словами «служить» и «прислуживаться»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. Чацкий — человек, не признающий авторитетов, не разделяющий общепринятых мнений. Выше всего он ценит свою независимость, вызывая ужас у идеологических оппонентов, которым мерещится призрак революционера, «карбонария». «Он вольность хочет проповедать!» — восклицает Фамусов.
    Таким образом, на фоне косного и непоколебимо консервативного большинства Чацкий производит впечатление героя-одиночки, отважного «безумца», бросившегося на штурм мощной твердыни. Участь его незавидна – герою приходится уехать прочь из Москвы, оклеветанному, с разбитым сердцем. Но, в то же время, роль Чацкого «победительная», потому что он всколыхнул все фамусовское общество, оставил и их в «разбитом» состоянии. А главное, этот герой показал, что грядут большие изменения, которые неизбежно коснутся и фамусовского общества, как бы оно не сопротивлялось. Поэтому, на мой взгляд, с полной уверенностью можно сказать, что «Чацкого роль – страдательная…», но «…она в то же время и всегда победительная».

  7. 7
    Текст добавил: ^милая стерво4ка

    Одним из величайших произведений первой половины 19 века является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». К этому времени русское общество как бы раскололось надвое. С одной стороны, появились люди прогрессивные, передовые, верившие в возможность перемен государственного устройства России. С другой, все еще жили люди, принадлежавшие к «золотому веку» русского дворянства. На фоне этого конфликта рождается комедия «Горе от ума», и вместе с ней появляется главный герой Александр Андреевич Чацкий.
    Сюжет комедии начинается с возвращения героя в Москву. Чацкий приезжает «из дальних странствий» ради своей любимой. Он приходит в дом, где воспитывался и который покинул несколько лет назад, чтобы продолжить образование за границей. Образованный, яркий, интеллигентный, с новыми мыслями, Чацкий стремиться поскорее увидеть свою любовь – Софью Фамусову. В детстве они были очень близки. Софья разделяла взгляды героя на жизнь, смеялась его шуткам. Но после отъезда Чацкого девушка сильно изменилась, поддавшись влиянию фамусовского общества.
    С первых же шагов Александр Андреевич наталкивается на стену непонимания со стороны своей любимой. Все ему чуждо в этом доме, да и Софья уже любит другого.
    Переменившись сам, герой ищет и не находит перемен в своем окружении. Личная драма Чацкого перерастает в социальный конфликт со всем обществом. В разговоре с Фамусовым он открыто критикует старые порядки и взгляды на жизнь:
    А судьи кто? – За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима,
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма…
    Окружение мстит Чацкому за правду, которая «глаза колет», за попытку нарушить их привычный уклад жизни, за его революционные взгляды и стремление к действиям.
    Фамусовское общество необыкновенно сплочено едиными взглядами на жизнь, службу, карьеру. Идеалом в достижении чинов и примером для подражания является для них Максим Петрович. Поведение и вся жизнь этого героя – образец угодничества и подхалимства: «Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал, сто человек к услугам». На что Чацкий отвечает: «Службы делу, а не лицам»
    Единодушно фамусовское общество и в своей борьбе с просвещением. Оно видит в нем корень зла:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что ныне пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    В монологе на балу в доме Фамусовых видна вся неуравновешенность души и ума Чацкого. Вся его речь, мне кажется, – следствие несчастной любви и неприятия обществом мыслей и убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии. Он выставляет себя посмешищем. Софья распространяет слух о его безумии, но Чацкий не только не опровергает сплетни, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их. Он устраивает скандал на балу, потом неприятную сцену прощания с Софьей и разоблачение Молчалина:
    Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами час пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в ком рассудок уцелеет…
    Вон из Москвы. Сюда я больше не ездок,
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!
    Чацкий не боится говорить всю правду в глаза. Он справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Я считаю, что на примере своего главного героя Грибоедов показывает нам, как отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому. Безусловно, писатель оставляет будущее за такими людьми, как Чацкий.

  8. В комедии Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Именно он соединяет воедино два основных конфликта произведения – общественно-политический и любовный.
    Мне кажется, что для самого героя первостепенное значение имеет именно любовный конфликт. Чацкий прекрасно понимает, в какое общество он попал, у него нет иллюзий относительно Фамусова и «всех московских». Тогда почему же он «мечет бисер» перед людьми, которые никогда его не поймут? На мой взгляд, причина его страстных монологов и язвительных реплик — любовные переживания по поводу Софьи.
    Чацкий приехал в Москву с единственной целью — увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, вероятно, посвататься. Его гонит любовный пыл. Оживление и «говорливость» Чацкого вначале вызваны радостью свидания с возлюбленной, но, вопреки ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Бывшая возлюбленная, о которой с трогательной нежностью вспоминает Чацкий, полностью переменилась к нему. С помощью привычных шуток и эпиграмм он пытается найти с девушкой общий язык, «перебирает» московских знакомых, однако его остроты только раздражают Софью — она отвечает ему колкостями. Странное поведение возлюбленной вызывает ревнивые подозрения Чацкого: «Нет ли впрямь тут жениха какого?».
    Поступки и слова умного и чуткого к людям Чацкого кажутся непоследовательными, нелогичными: у него явно «ум с сердцем не в ладу». Понимая, что Софья его не любит, он не хочет смириться с этим и предпринимает настоящую «осаду» охладевшей к нему возлюбленной. Любовное чувство и желание выяснить, кто же стал новым избранником девушки, удерживают героя в доме Фамусова: «Дождусь ее и вынужу признанье: Кто наконец ей мил – Молчалин! Скалозуб!».
    Чацкий надоедает Софье, пытаясь вызвать ее на откровенность, задавая ей бестактные вопросы: «Дознаться мне нельзя ли, . . . Кого вы любите?».
    Ночная сцена в доме Фамусова открыла «прозревшему» Чацкому всю правду. Но теперь он впадает в другую крайность: не может простить Софье своего любовного ослепления, упрекает ее том, что она его «надеждой завлекла».
    Развязка любовного конфликта не остудила пыл Чацкого. Вместо любовной страсти героем овладели другие сильные чувства — бешенство и озлобление. В пылу ярости он перекладывает на других ответственность за свои «бесплодные усилия любви». Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он так презирал (« Когда подумаю, кого вы предпочли!»).
    Герой гордо заявляет о своем «разрыве» с ней и думает, что теперь-то «отрезвился. . . сполна», собираясь в то же время «на весь мир излить всю желчь и всю досаду».
    Интересно проследить, как любовные переживания обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Вначале Чацкий спокойно относится к московскому обществу, почти не замечает его привычных пороков, видит в нем только комические стороны: «Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду. . . ».
    Но когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными — он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся.
    В своих монологах Чацкий затрагивает актуальные проблемы современной эпохи: вопрос о том, что такое настоящая служба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Но, находясь в возбужденном состоянии, герой, как тонко заметил И. А. Гончаров, «впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи. . . Он ударяется и в патриотический пафос, договаривается до того, что находит фрак противным «рассудку и стихиям», сердится, что madame и mademoiselle. . . не переведены на русский язык. . . ».
    Я думаю, что за нервными монологами Чацкого скрываются серьезные, выстраданные убеждения. Чацкий — человек со сложившимся мировоззрением, системой жизненных ценностей и моралью.
    «
    1
    2
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *