Сочинение на тему роль числительных в тексте 6 класс

6 вариантов

  1. Урок в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)
    Тема: Роль числительных в речи(сочинение-рассуждение)
    Тип : урок развития речи
    Цели: выяснить роль числительных в речи, понимать важную роль этой части речи в текстах, определять роль числительных в тексте, понимать  значение слова «мечтать», важность мечты в жизни человека.
    На дворе весна – прекрасное время года. Через четыре недели наступит третий месяц весны – май, который завершит 2014-2015 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул  пройдут как один день.  И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся 7 класса первого сентября соберётесь в своём двадцать втором кабинете. Это я немножко помечтала. Ребят, а люди должны мечтать? Конечно, без мечты жить будет очень скучно и сложно. Сегодня шестое апреля две тысячи пятнадцатого года. Первый день недели. Каникулы наступят через сорок восемь дней. Третий урок русского языка. Скажите, вы уже догадались, о чём мы будем говорить на уроке?
    -Ребят, а если мы уберём  все числительные из текста?
    На дворе весна – прекрасное время года. Через  недели наступит месяц весны – май, который завершит учебный год. Прекрасные месяцы летних каникул  пройдут.  И вы, подросшие и поправившиеся, на правах учащихся  класса в сентябре соберётесь в своём кабинете. Сегодня  день недели. Каникулы. Урок русского языка.
    Тема урока – роль числительных в речи.
    Какова цель нашего урока?
    Да, ребят, но урок наш сегодня – урок развития речи. Это значит, что мы будем писать сочинение- сочинение на лингвистическую тему и будем мы это делать так, как это делают на экзамене ученики 9 класса. В этом году мы уже с вами писали такое сочинение, кто помнит тему этого сочинения?(Роль прилагательных в речи) Было ли сложно?
    – Какого типа будет это сочинение? Какова структура?
    – Как будет звучать тезис ?(роль числительных в речи велика, важна или без числительных в речи  обойтись нельзя) Как подойти к тезису? (вспомнить параграф д.з.)
    Для аргументации я предлагаю вам текст  Владимира Железникова «Вожак». Чтение текста учителем.
    (1) — Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.
    (2)— Скучно, — сказала девочка.(3) — Мы там недавно были.
    (4) — Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.
    (5)— Жарко, — ответила девочка. (6)— Солнце слепит глаза, и ничего не видно.
    (7) Они сидели поджав ноги.(8) Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи.(9) А девочка — лицом. (10)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы.(11) Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.
    (12) — Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я, приблизившись к ним.
    (13)Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:
    (14)— Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно.(15) Очень скучно…
    (16) — А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.
    (17) — Да, тяжёло.
    (18)Они вздохнули. (19)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
    (20)— А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.(21) Только обязательно.
    (22) — Интересно.(23) А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.
    (24)— Ну кто?(25) Кто-нибудь из вас троих.
    (26)— Нас не трое, — сказал второй мальчик. (27)— Нас четверо.(28) Сейчас ещё Димка придёт.
    (29)— Димка у нас странный, — сказала девочка.
    (30) — Чем же он у вас странный?
    (31)Она засмеялась:
    (32)— Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.
    (33)— А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик.(34) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль, чудак.
    (35) — А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (36)Иду я. (37)Тихо.(38) И вдруг слышу: (39)«Молчишь, не отвечаешь?(40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43)Смотрю — никого. (44)Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?»(46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».
    (47)— С морем? — удивился я.
    (48) — Ну да.(49) Оно ведь живое.
    (50) И в это время появился сам Димка.(51) Он летел стрелой.(52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.
    (53)Ребята повернулись в его сторону.
    (54)— Я видел, я видел гремучую змею! — сказал Димка.(55) — Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств.(57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58)И я примчался за вами.
    (59)Мальчишки тут же вскочили.
    (60)— А она нас не укусит? — спросила девочка.
    (61)— Трусиха! — сказал первый мальчик.
    (62)— Девчонка! — поддержал его второй. (63)— Пошли, Димка, без неё.
    (64) — Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: (65)— Эта змея обыкновенный уж.(66) Про гремучую я придумал для интереса.(67) И убивать мы её не будем.(68) Ужи — безвредные змеи.
    (69)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
    (70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71)Он научит их всех ____________ .
    – Ребята, какое слово пропущено в тексте?(мечтать)
    Важно уметь мечтать о многом, хорошем. Есть очень хорошая фраза: «Умеющие мечтать, в отличие от тех, кто мечтать не умеет, получают желаемое». Вот таким мечтателем был Димка.
    Как эту мысль помогают понять нам числительные, которые автор использует в тексте?
    Собирательное числительное обозначает несколько предметов как одно целое. В данном тексте автор использует  числительное «четверо», чтобы показать дружбу ребят – они единое целое.
    Порядковые числительные называют  порядковый номер  предметов при счёте.  Автор в тексте использует числительные «первый», «второй» (пр.1,4 и др.),  называя мальчиков.  Употребляя числительные « первый» и «второй», автор разграничивает речь этих ребят. Давая имя только Диме, автор подчёркивает, что именно он вожак.
    Делая вывод, мы должны обобщить.
    Следовательно, используя в речи числительные, человек считает предметы, устанавливает порядок предметов при счёте. Без числительных обойтись невозможно.
    Ребята работают до конца второго урока самостоятельно.

  2. Имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения, поэтому большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная с усвоением норм склонения. Если учитель не позаботится о том, чтобы школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не достигнет цели. Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.
    Например:
    “Как обойтись бы без числа наука точная могла?
    Расчет во всяком деле нужен.
    Ты и с числительным будь дружен.
    Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
    Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
    Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
    Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
    Нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
    Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
    На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
    Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.
    Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
    Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
    Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
    Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
    Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.
    Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
    Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов поможет учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

  3. 3
    Текст добавил: учитель химии

    Роль числительных в тексте
    Чем мы обозначаем даты, время ?
    числами
    Какая часть речи в русском языке называет количество и числа ?
    числительное
    Урок – экскурсия во времени и датах .
    Роль числительных в тексте
    Урок – экскурсия во времени и датах
    Для чего нужны числительные?
    Числительные нужны для того, чтобы можно было давать количественную оценку каким-то
    действиям и предметам.
    Что мы можем передать числительными?
    Предметы, явления, события, связанные с жизнью человека и
    окружающей его среды, нуждаются в количественной оценке.
    Роль числительных в тексте.
    Урок –экскурсия во времени и датах
    Когда-то в старом городе Муроме жили и княжили 23 православных святых. Тогда и появилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Князь Пётр со своей женой княжили в 12 веке. Оно и послужило основой для повести.
    Задание:
    найти и выписать предложения с числительными, указать разряд. Подчеркнуть как члены предложения.
    Какова их роль в данном тексте?
    Роль числительных в тексте
    Урок–экскурсия во времени и датах
    «Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
    Задание:
    Из предложений выписать числительные прописью, объяснить их правописание
    Роль числительных в тексте.
    Урок–экскурсия во времени и датах
    Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила, поэтому они стали святыми – покровителями брака.
    Роль числительных в тексте.
    Урок–экскурсия во времени и датах
    С тех пор 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить и попросить этих святых о любви и покровительстве в семейной жизни.
    Задания:
    просклоняйте словосочетание с числительным устно.
    Роль числительных в тексте.
    Урок–экскурсия во времени и датах
    Вывод
    Имена числительные помогают:
    1. указывать даты и события в тексте, конкретизировать количество предметов или людей;
    2. узнать об историческом прошлом и даже создавать свои истории с применением дат.
    Роль числительных в тексте.
    Урок –экскурсия во времени и датах
    Праздник, о котором хочется рассказать.
    План
    1. Кем были Пётр и Феврония?
    2. Когда и где начались празднования, посвящённые Петру и Февронии?
    3. Какие ценности утверждал этот праздник?
    4. Символ праздника.
    Ключевые слова и выражения:
    В конце 12 века, Московский церковный собор 1547, сохранилось 150 списков повести,
    в2008 году.

  4. Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов число обозначают особым словом числительным.Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы е вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
    Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
    Нет, на свою голову придумали способ обозначить вс: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке вс важно, вс нужно, вс интересно.
    Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
    На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
    Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. Число, читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, понятие количества, величина, при помощи которой производится счт. Цифра знак, обозначающий число.
    Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
    Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .

  5. Имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения, поэтому большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная с усвоением норм склонения. Если учитель не позаботится о том, чтобы школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не достигнет цели. Чтобы показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а очень важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.
    Например:
    “Как обойтись бы без числа наука точная могла?
    Расчет во всяком деле нужен.
    Ты и с числительным будь дружен.
    Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
    Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
    Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
    Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?!
    Нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
    Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д.)
    На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
    Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.
    Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
    Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
    Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
    Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
    Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.
    Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
    Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов поможет учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *